Демократия

Наука » Философия
Авторитаризму и тоталитаризму противостоит демократия. У этого политического режима имеются свои собственные недостатки (которые, кстати, и приводят в отдельных случаях к ее смене другими политическими формами). Однако опыт всемирной истории показывает, что демократическая форма правления в наибольшей степени обспечивает общественный прогресс. Одно из распространенных определений демократии принадлежит А. Линкольну: “Gavernment of the people, by the people, for the people”, т.е. “Власть, исходящая из народа, осуществляемая народом и интересах народа”. Ценности демократии — свобода личности, соблюдение прав человека, суверенитет народа. Государство при демократии существует не ради самого себя, а для создания наилучших условий жизни всех граждан. В соответствии с этими целями выделяются общие черты демократиче- ских государств:
а) выборность основных органов государства, прежде всего законодательных и глав верховных органов исполнительной власти;
б) равноправие граждан, прежде всего их избирательных прав;
в) подчинение меньшинства большинству после принятия государственных решений;
г) признание народа основным источником власти в государстве, в связи с чем при принятие важнейших законов допускается путем всеобще- го волеизъявления (референдума); следствием народного суверенитета, с одной стороны, является верховенство закона (над личными, групповыми интересами); а с другой, свобода личности — всё что не запрещено зако- ном, разрешено при демократии;
д) разделение властей — независимость друг от друга основных вет- вей власти (законодательной от исполнительной, судебной от них обоих); сюда же относится свобода слова, т.е. независимость средств массовой ин- формации от идеологической или политической цензуры.
Все эти политические принципы могут трактоваться более или менее широко; полномочия государства и права личности могут сочетаться в разных пропорциях в зависимости от того, какие политические партии приходят к власти, какие политические теории исповедуют руководители демократического в принципе государства. Эти партии и теории тяготеют к двум основным вариантам. Это либерализм и консерватизм. Начиная с XX в. соответствующие партии оспаривают власть и чередуются у ее кор- мила в США, Великобритании, Франции и большинстве остальных стран Западного мира. Благодаря такой очередности их социально-политические и экономические системы извлекают пользу для своих стран из противопо- ложных, но взаимосвязанных сторон общественной жизни: индивидуализ- ма, свободы, общественной и государственной собственности, веротерпимости, международной открытости, миролюбия (либералы и демократы, т.е. политически “левые”), либо коллективизма, дисциплины, частной собственности, долга перед Отечеством, религиозности, национализма (“пра- вые” консерваторы разного толка). Именно в такой конкуренции, при уча- стии общественности, во имя завоевания популярности у избирателей разных по методам своей политики (но в главных целях одинаковых) партий, их лидеров и состоит демократия как политическая система.
Разумеется, политическая практика даже в условиях демократии не в состоянии полностью преодолеть недостатков и даже пороков обществен- ного устройства. Таких, как коррупция, преступность, социальные и на- циональные конфликты, терроризм, финансовые кризисы и т.д. На этот счет известен афоризм У. Черчилля, утверждавшего, что демократия — далеко не лучший способ управления страной. Проблема в том, что все ос- тальные гораздо хуже.
Именно и только в условиях демократии в какой-то степени осуществимы такие идеалы современной политики, как гражданское общество и правовое государство. Первое из этих понятий обозначает оптимальное соотношение интересов личности и государства, правильное распределе- ние их полномочий. Суть дела тут состоит в том, что полномочия государ- ства распространяются не на всю нашу жизнь, а только на ее часть. Выпол- нив установленные законом обязанности перед государством, все граждане во всём остальном остаются полностью свободны в своих мыслях и по- ступках. Государство не имеет право вмешиваться в нашу личную жизнь (если она не угрожает другим людям). Но для нормальной жизни людей этого мало. Кроме свободы и равенства, необходима ответственность всех сознательных граждан за поддержание их коллективных ценностей в эко- номике, политике, культуре. Если граждане будут равнодушны к негатив- ным явлениям вокруг себя, этих явлений — преступности, экологического кризиса, бедности, др. — не искоренить. Поэтому гражданское общество основывается на добровольной, бескорыстной инициативе всех сознатель- ных граждан, их благотворительной деятельности, гражданском долге.
Гражданское общество существует наряду с государством, не подчи-
няется ему, взаимодействует с ним — поддерживает его в одних случаях, критикует и поправляет в других. Здесь проявляет себя свободный инди- вид. Эту сферу общественной жизни составляют самые разные обществен- ные объединения и движения (профессиональные, творческие, женские, детские, досуговые, земляческие, спортивные, экологические, потреби- тельские и мн. др.). Если политические партии борются за власть в госу- дарстве и, победив на выборах, распоряжаются ею, то общественные объе- динения и движения защищают специальные интересы различных групп населения — профессий, национальностей, полов, возрастов, регионов, конфессий, т.д. Тем самым обеспечивается всё многообразие целей инте- ресов самых разных людей, в самых разных сферах их жизни. Государство просто не в силах обеспечить их все своим вниманием.
Основа гражданского общества — частная собственность, гарантии её неприкосновенности и защиты, которые даёт правовое государство. Это последнее понятие отражает упомянутый выше принцип демократии — разделения и взаимодействия ветвей государственной власти (законода- тельной, исполнительной и судебной). При таком состоянии государства гарантируется исполнение принятых законов; существуют механизмы борьбы с попытками обойти закон, уйти от ответственности за его наруше- ние.
Право — важнейший атрибут государственной организации общест- ва. Это совокупность законов, т.е. прошедших компетентное обсуждение и специальную процедуру принятия правил поведения людей в типичных ситуациях их жизнедеятельности. Поведение человека, его отношения с другими людьми регулируется целой системой норм и санкций за их нару- шение. В формировании такой системы социальной регуляции поведения участвует мораль, религия, другие формы культуры. Отличие норм права состоит в их принудительном характере — государство, его специальные органы (полиция, прокуратура, суды, пенитенциарная система исправи- тельных учреждений) контролируют соблюдение законов и наказывают их нарушителей, находящихся в поле достижения закона. Тем самым право защищает жизнь и достоинство человека, пресекает произвол в его отно- шении.
Общие характеристики юридических законов сводятся к следующим:
а) определённость границ правонарушения и санкции за его совер- шение;
б) общеобязательность норм права для выполнения;
в) охрана законов авторитетом и всей силой государства;
г) презумпция невиновности подозреваемого в преступлении челове- ка до тех пор, пока его вина не будет доказана в судебном заседании;
д) гласность и состязательность судебного разбирательства — заши- та интересов обвиняемых (адвокатом) и потерпевших (прокуратурой);
д) неотвратимость наказания за совершенные и доказанные в суде преступления.
В разных странах складывались различные типы права, традиции применения законов. Так, право делится на предецентное (принятие реше- ний судом по аналогии с корпусом всех предыдущих решений судей этой страны — Великобритании и ее сателлитов) и кодифицированное (подве- дение конкретного нарушения закона под те или иные статьи официально утверждённого кодекса уголовного, гражданского, трудового, жилищного, семейного и т.д. права, как на Европейском континенте, в том числе в Рос- сии).
В основу законодательства всех цивилизованных стран положены коренные права и свободы человека. В наши дни их формулируют и под-
держивают, во-первых, Основные законы (Конституции) отдельных госу- дарств, а во-вторых, международные организации (ООН, ЮНЕСКО, Орга- низация по безопасности и сотрудничеству в Европе — ОБСЭ, Совет Евро- пы, т.п.). Эти права подразделяются на личные (гражданские) (на жизнь, достоинство личности, её свободу и неприкосновенность, частную жизнь, неприкосновенность жилища, национальную принадлежность, передвиже- ния и места жительства, свободу совести и вероисповедания, свободы мыс- ли и слова); политические (печати и распространения информации, объе- динения людей по их интересам, на собрания и манифестации, право изби- рать и быть избранным в государственные органы, участвовать в отправле- нии правосудия, обращаться в государственные органы с жалобами и за- просами); экономические и культурные (частной собственности, право на труд и отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, получение образо- вания, свободу творчества, на социальное обеспечение).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.