Революция в естествознании на рубеже XIX–XX вв. означала не просто новые достижения в науке, какими она отличается постоянно, но такие, которые обесценивают целую картину мира, требуют её замены. Открытие в 1895 г. рентгеновских лучей продемонстрировало проницаемость физической материи. Случайное обнаружение А. Беккерелем в 1896 г. самопроизвольной радиоак- тивности урана показало превращение атомов одних элементов в атомы других, при чём излучалась энергия, не сообщенная процессу извне — под вопросом оказался закон сохранения энергии. Регистрация в 1897 г. Дж. Дж. Томсоном первой элементарной частицы — электрона означала делимость атома. И нечто гораздо более странное — субатомные частицы существовали совсем не так, как макротела. Можно даже сказать, что они существовали, т.е. могли быть за- фиксированы экспериментальными приборами, не всегда, а только от случая к случаю. Иначе говоря, существовали не целиком, а квантами, своего рода пор- циями волнового излучения энергии. Соответствующая — квантовая теория Макса Планка в 1900 г., дополненная в 1903 г. Эрнст Резерфордом и Ф. Содди, учла происходящий при распаде атома дефект его массы покоя, т.е. по сути ис- чезновение частицы вещественной материи в никуда (с точки зрения возможно- стей наблюдателя-экспериментатора).
Наконец, специальная теория относительности, выдвинутая Альбертом Эйнштейном в 1905 г., распространила неклассические представления на мега- мир космических масштабов и скоростей. С её позиций пространственные и временные свойства материи не абсолютны, но зависят от скорости движения системы отсчёта, относительны ей. Только внутри этой системы можно изме- рять протяжённость тел и длительность событий, т.к. в другой системе отсчёта эти параметры будут меняться. Пояснением служит известный сюжет научной фантастики с длительным полетом космонавтов, за время которого на Земле пройдёт во много раз больше времени и возвратившиеся домой странники по звёздам никого из своих современников уже не застанут в живых. Ведь чем больше скорость движения одной системы отсчёта, тем медленнее время по от- ношению к другой системе отсчета, движущейся с меньшей скоростью. Кроме того, при повышении скорости объекта до световой, меняется его масса покоя— она возрастает, пространство растягивается, а сам движущийся столь быстро объект укорачивается. Общая теория относительности А. Эйнштейна (1916) констатирует не только растяжение, но и искривление пространства в мегамас- штабах, под влиянием увеличения силы тяготения гигантских масс материи.
В итоге всех перечисленных открытий у физической материи не оказалось никаких универсальных свойств, из которых раньше слагалось её философское определение. Исчерпал себя элементаристский подход — вопрос о том, делим ли сам электрон (на гипотетические кварки) похоже не скоро будет решён (во- преки заклинанию В.И. Ленина о его неисчерпаемости). Даже последнее прибежище физического материализма — независимое от субъекта существование материи в неклассической науки остается не более чем одной из гипотез, кото- рой противостоит противоположный — антропный принцип устройства и по- знания природы. Согласно предложенной Нильсом Бором и его последователя- ми в квантовой механике его интерпретации, только акт приборного наблюде- ния превращает волну вероятностей в некий микрообъект, тот же электрон. Да и тогда мы не можем сказать точно, что из приборно фиксируемых его качеств присуще микрообъекту «самому по себе», а что порождено техническим вме- шательством наблюдателя в соответствующий участок микромира (Не пытаемся же мы, допустим, определить нормы кровяного давления на теле, изрешечённом из огнестрельного оружия! А ведь что-то подобное происходит в результате «ловли» микрочастиц с помощью приборной техники). Иными «ловли» микрочастиц с помощью приборной техники). Иными словами, наблюдателю микромира предлагается роль его сотворца. Материя на микроуровнях состоит уже не из частиц вещества и полей, а скорее из вероятностей их появ- ления и ждущего такового наблюдателя. Убрав одну из этих составляющих — объективное, собственно материальное, или же субъективное, антропное, мы уже ничего не можем знать о природе в её крайних проявлениях.
В современной науке появилась тенденция обобщать антропный принцип, распространять его на мегамир. Имеется в виду, что удивительная целесо- образность усложнения материи от минимальных до максимальных масштабов наводит на мысль о некоем замысле такой направленной эволюции. Если это и не Творец (в духе мировых религий), то некая естественная, но предустанов- ленная гармония. Ведь будь любая из физических констант чуть-чуть иной, то нашей Вселенной просто не могло бы возникнуть. Например, малость уменьшив силу тяготения одной из элементарных частиц — протона, получим вместо всех звёзд «красные карлики» с малой светимостью. А увеличив —
«голубые гиганты» со столь высокой светимостью, что все они быстро бы выгорели. В обоих случаях ничего пригодного для жизни вокруг них существовать не могло бы. Чтобы человек мог рассуждать обо всем этом и просто жить, потребовались мириады столь же «счастливых совпадений», вероятность которых пренебрежимо в принципе мала.
Правда, далеко не все учёные согласны с антропным, по сути телео- логическим объяснением устройства материального мира. Телеологией (от греч. telos — цель) называют философское или богословское учение о том, что всё в мире предопределено заранее, Богом или иной творящей и всемогущей силой. Такой подход к процессу развития в природе вызывает много теоретических и практических возражений. Строго говоря, цели может выдвигать только наде- лённый разумом и волей субъект — человек. Можно назвать целью некую мат- рицу развития тех или иных природных явлений в силу присущих им законо- мерностей. В таком случае развитие получится внешне «целесообразным», хотя и никем не замысленным. Однако совершенно ясно, что и сугубо материали- стическое, так называемое «ленинское» «определение» любой материи только как объективной реальности выглядит сегодня недостаточным и упрощённым.
Достижения современной физики, а вслед за ней молекулярной биологии привели к значительному усложнению взглядов на материю. Если брать её в громадных масштабах мегамира и в запредельно малых масштабах микромира, то приходится учитывать следующие требования к новейшей модели материи в современной науке (естествознании):
· потеря наглядности — к самым «низким» и к самым «высоким» уровням организации материального мира абсолютно неприменимы чувственные образы макротел (вроде цвета, контура, запаха, перспективы и т.п.); «дальняя» от человека материя сплошь математична и технична, т.е. известна нам лишь на искусственных языках условных систем её описания, измерения; более того —и так она известна лишь в отдельные свои моменты, а в другие остаётся недос- тупна современным приборам;
· замена динамических (однозначных) закономерностей на статистиче- ские (вероятностные); в рамках квантовой теории классические представления о физическом мире как совокупности какое-то время постоянных «тел» и «полей», в которых они движутся, обессмысливаются; элементарные частицы (электроны, нейтроны, все прочие) не просто волны какой-то материальной среды, но вероятностные состояния, лишь внешне похожие на поведение волн жидкости или газа; похожи они в том плане, что для их описания используется схожий математический аппарат; так, электрон с определённой долей вероятно- сти может оказаться в данном месте в данное время — он же с соответствую- щей долей вероятности может там и не оказаться и тогда о его существовании мы ничего, строго говоря, знать не можем вообще, оно оказывается «размы- тым» (так называемый принцип неопределённости Вернера Гейзенберга);
· системная организация всего материального мира, где порядок спонтанно возникает из хаоса и снова разрушается в хаос по принципам синергети- ки — науки о сложных неравновесных, открытых внешним вызовам (флюктуа- циям) системах; кроме разнообразных типов причинности, обнаруживаются не- детерминированные участки реальности.
Термин «синергетика» ввёл в научно-философский оборот немецкий физик и инженер Хакен.
Наконец, специальная теория относительности, выдвинутая Альбертом Эйнштейном в 1905 г., распространила неклассические представления на мега- мир космических масштабов и скоростей. С её позиций пространственные и временные свойства материи не абсолютны, но зависят от скорости движения системы отсчёта, относительны ей. Только внутри этой системы можно изме- рять протяжённость тел и длительность событий, т.к. в другой системе отсчёта эти параметры будут меняться. Пояснением служит известный сюжет научной фантастики с длительным полетом космонавтов, за время которого на Земле пройдёт во много раз больше времени и возвратившиеся домой странники по звёздам никого из своих современников уже не застанут в живых. Ведь чем больше скорость движения одной системы отсчёта, тем медленнее время по от- ношению к другой системе отсчета, движущейся с меньшей скоростью. Кроме того, при повышении скорости объекта до световой, меняется его масса покоя— она возрастает, пространство растягивается, а сам движущийся столь быстро объект укорачивается. Общая теория относительности А. Эйнштейна (1916) констатирует не только растяжение, но и искривление пространства в мегамас- штабах, под влиянием увеличения силы тяготения гигантских масс материи.
В итоге всех перечисленных открытий у физической материи не оказалось никаких универсальных свойств, из которых раньше слагалось её философское определение. Исчерпал себя элементаристский подход — вопрос о том, делим ли сам электрон (на гипотетические кварки) похоже не скоро будет решён (во- преки заклинанию В.И. Ленина о его неисчерпаемости). Даже последнее прибежище физического материализма — независимое от субъекта существование материи в неклассической науки остается не более чем одной из гипотез, кото- рой противостоит противоположный — антропный принцип устройства и по- знания природы. Согласно предложенной Нильсом Бором и его последователя- ми в квантовой механике его интерпретации, только акт приборного наблюде- ния превращает волну вероятностей в некий микрообъект, тот же электрон. Да и тогда мы не можем сказать точно, что из приборно фиксируемых его качеств присуще микрообъекту «самому по себе», а что порождено техническим вме- шательством наблюдателя в соответствующий участок микромира (Не пытаемся же мы, допустим, определить нормы кровяного давления на теле, изрешечённом из огнестрельного оружия! А ведь что-то подобное происходит в результате «ловли» микрочастиц с помощью приборной техники). Иными «ловли» микрочастиц с помощью приборной техники). Иными словами, наблюдателю микромира предлагается роль его сотворца. Материя на микроуровнях состоит уже не из частиц вещества и полей, а скорее из вероятностей их появ- ления и ждущего такового наблюдателя. Убрав одну из этих составляющих — объективное, собственно материальное, или же субъективное, антропное, мы уже ничего не можем знать о природе в её крайних проявлениях.
В современной науке появилась тенденция обобщать антропный принцип, распространять его на мегамир. Имеется в виду, что удивительная целесо- образность усложнения материи от минимальных до максимальных масштабов наводит на мысль о некоем замысле такой направленной эволюции. Если это и не Творец (в духе мировых религий), то некая естественная, но предустанов- ленная гармония. Ведь будь любая из физических констант чуть-чуть иной, то нашей Вселенной просто не могло бы возникнуть. Например, малость уменьшив силу тяготения одной из элементарных частиц — протона, получим вместо всех звёзд «красные карлики» с малой светимостью. А увеличив —
«голубые гиганты» со столь высокой светимостью, что все они быстро бы выгорели. В обоих случаях ничего пригодного для жизни вокруг них существовать не могло бы. Чтобы человек мог рассуждать обо всем этом и просто жить, потребовались мириады столь же «счастливых совпадений», вероятность которых пренебрежимо в принципе мала.
Правда, далеко не все учёные согласны с антропным, по сути телео- логическим объяснением устройства материального мира. Телеологией (от греч. telos — цель) называют философское или богословское учение о том, что всё в мире предопределено заранее, Богом или иной творящей и всемогущей силой. Такой подход к процессу развития в природе вызывает много теоретических и практических возражений. Строго говоря, цели может выдвигать только наде- лённый разумом и волей субъект — человек. Можно назвать целью некую мат- рицу развития тех или иных природных явлений в силу присущих им законо- мерностей. В таком случае развитие получится внешне «целесообразным», хотя и никем не замысленным. Однако совершенно ясно, что и сугубо материали- стическое, так называемое «ленинское» «определение» любой материи только как объективной реальности выглядит сегодня недостаточным и упрощённым.
Достижения современной физики, а вслед за ней молекулярной биологии привели к значительному усложнению взглядов на материю. Если брать её в громадных масштабах мегамира и в запредельно малых масштабах микромира, то приходится учитывать следующие требования к новейшей модели материи в современной науке (естествознании):
· потеря наглядности — к самым «низким» и к самым «высоким» уровням организации материального мира абсолютно неприменимы чувственные образы макротел (вроде цвета, контура, запаха, перспективы и т.п.); «дальняя» от человека материя сплошь математична и технична, т.е. известна нам лишь на искусственных языках условных систем её описания, измерения; более того —и так она известна лишь в отдельные свои моменты, а в другие остаётся недос- тупна современным приборам;
· замена динамических (однозначных) закономерностей на статистиче- ские (вероятностные); в рамках квантовой теории классические представления о физическом мире как совокупности какое-то время постоянных «тел» и «полей», в которых они движутся, обессмысливаются; элементарные частицы (электроны, нейтроны, все прочие) не просто волны какой-то материальной среды, но вероятностные состояния, лишь внешне похожие на поведение волн жидкости или газа; похожи они в том плане, что для их описания используется схожий математический аппарат; так, электрон с определённой долей вероятно- сти может оказаться в данном месте в данное время — он же с соответствую- щей долей вероятности может там и не оказаться и тогда о его существовании мы ничего, строго говоря, знать не можем вообще, оно оказывается «размы- тым» (так называемый принцип неопределённости Вернера Гейзенберга);
· системная организация всего материального мира, где порядок спонтанно возникает из хаоса и снова разрушается в хаос по принципам синергети- ки — науки о сложных неравновесных, открытых внешним вызовам (флюктуа- циям) системах; кроме разнообразных типов причинности, обнаруживаются не- детерминированные участки реальности.
Термин «синергетика» ввёл в научно-философский оборот немецкий физик и инженер Хакен.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи