ПЛАНЕТА САТУРН

Энциклопедии » Земля и космос
ПЛАНЕТА САТУРН

Долгое время, почти до конца XVIII века, Сатурн считался последней планетой Солнечной системы. От других планет Сатурн отличается ярким кольцом, открытым в 1655 году нидерландским физиком Х.Гюйгенсом. В небольшой телескоп видны два кольца, разделенные темной щелью. На самом деле колец семь. Все они вращаются вокруг планеты. Ученые доказали путем расчетов, что кольца не сплошные, а состоят из множества отдельных частиц, имеющих структуру метеоритов, размерами от нескольких сантиметров до одного—двух метров, а также пыли. По отношению к планете кольца всегда расположены в плоскости экватора. Но через каждые 14,7 года кольца бывают повернуты к Земле ребром, поэтому в телескоп не видны: только их тело тонкой узкой полоской перечеркивает диск планеты. Планета, так же как и Юпитер, сплющена у полюсов, так как очень быстро вращается вокруг своей оси (с периодом всего в 10 ч 15"). Как и Юпитер, Сатурн имеет газообразную структуру. Исследования показали, что средняя плотность планеты в восемь раз меньше земной и в два с лишним раза меньше, чем у Солнца. Смесь водорода с гелием к середине планеты сменяется расплавленным силикатно-металлическим ядром. Сатурн за счет энергии своих горячих недр поддерживает температуру верхних слоев около -170°С.

Если бы он не имел горячего ядра, то температура поверхности была бы еще ниже, так как от Солнца он получает теплоты в 32 раза меньше, чем Земля, да вдобавок почти половина ее отражается. "Пионер-11", который в 1979 году пролетел вблизи Сатурна, обнаружил у него радиоизлучение (правда меньше, чем у Юпитера). Это говорит о наличии магнитного поля. Все спутники этой планеты, как и Луна, обращены к своей планете одной и той же стороной. Самый крупный спутник Сатурна — Титан, единственный из спутников в Солнечной системе, окруженный плотной атмосферой. Сатурн, хотя и похож на своего собрата — Юпитера, имеет целый ряд своих собственных загадок, на которые предстоит найти ответы.