Венецианов Алексей Гаврилович (1780 —1847)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
А. Г. Венецианов родился в Москве, в семье купца, который занимался садо- водством и торговал цветочными луковицами, саженцами, плодово- ягодными кустами. Здесь же, в лавке отца продавались и картины. Можно предположить, что будущий художник здесь впервые и познакомился с живописью.
Семья Венециановых была довольно состоятельной, и дети смогли получить неплохое образование.
Венецианов с детства любил искус- ство, но избрал путь художника не сразу. До 38 лет он находился на службе в Петербургском почтовом ведомстве. Одновременно настойчиво учился: брал частные уроки, делал копии с картин в Эрмитаже. Большое влияние на его творческую судьбу оказал замечательный русский порт- ретист В. Л. Боровиковский, у которого Венецианов жил одно время и брал уроки живописи. Совмещая службу и творческую работу, Вене- цианов проявил недюжинную волю, трудолюбие, развил свой талант. Страсть к искусству усиливалась. Венецианов оставил службу и целиком посвятил себя живописи.
В 1819 г. он принимает решение покинуть Петербург и поселиться с семьей в небольшом селе Сафонково Тверской губернии (ныне Калининская область). Отныне это село входит в историю русского искусства как «приют труда и вдохновения» худож- ника и его многочисленных учеников.
Первый большой успех и известность Венецианову принесла картина «Гумно» (1824). В ней нет изображения исторических или библейских событий, обязательных для академических картин того времени. На полотне показано, как в обыкновенном бревенчатом сарае (гумне) крестьяне веют зерно. Чем же привлекают внимание эта картина и другие полотна художника («На пашне. Вес- на», «На жатве. Лето»)? Необычной, прежде всего, была сама тема. Подоб- ные мотивы тогда считали низкими, грубыми для искусства. Но заслуга Венецианова не только в том, что он обратился к теме крестьянского труда. Под его кистью обычные крестьянские занятия — пахота, жатва, уборка зерна — превращались в замечательную поэму о красоте род- ной земли, о величии труда и дел человека.
Поэтическим отношением к сельскому быту, природе, горячей любовью к Родине окрашены все полотна мастера. Они сродни передовым идеям эпохи, которые нашли гениальное выражение в поэзии Пушкина, музыке Глинки.
Среди любимых персонажей худож- ника — образы женщин и детей. Дети стали главными героями его прославленных картин «Захарка», «Спящий пастушок», «Вот те и батькин обед!». На других полотнах они изображены рядом со взрослыми. Сколько в этих образах знания детской души, какая вера в силы народные, талант, ум и доброту русского человека! Венецианов известен не только как художник, но и как замечательный педагог. В своем селе он организовал художественную школу для одаренных детей из низших сословий — крепостных, ремесленников, мещан. Школа просуществовала более двад- цати лет. За это время Венецианов обучил мастерству многих молодых художников, некоторым помог выкупиться из крепостной неволи. Ею ученики продолжали дело учителя и создали много талантливых произведе- ний о жизни простого крестьянина. Наиболее известны из них имена Н. Крылова, А. Тыранова, Г. Сороки, С. Зарянко.
Бывая в Третьяковской галерее и любуясь яркими, большими полотнами К. П. Брюллова, А. А. Иванова, не торопитесь проходить мимо скромных картин Венецианова. Вглядитесь в них, и вы почувствуете всю поэзию и чистоту образов художника. Такой же чистой, цельной, подвижнической была вся его жизнь.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.