ЯЗЫК И РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ

Наука » Психология » НЛП » Введение в нейролингвистическое программирование
Мы используем язык для того, чтобы передавать другим свои мысли, так что неудивительно, что те слова, которые мы используем, отражают тот способ, которым мы думаем. Джон Гриндер рассказывает о том времени, когда они с Ричардом Бэндлером жили в загородном доме и вели группы по гештальт-терапии. Ричарда рассмешил один человек, который сказал: "Я вижу, что вы говорите"

- Подумай об этом буквально, - сказал Ричард. - Что бы это могло значить?

- Ну хорошо, - ответил Джон. - Разберем это дословно, Предположим, это означает, что этот человек создает образы из значения слов, которые ты произносишь.

Это была интересная идея. Когда они пришли в группу, "они сразу же попробовали совершенно новую процедуру Они взяли зеленые, желтые и красные карточки и обошли всех людей группы, спрашивая их о том, с какой целью они сюда пришли. Те люди, которые использовали много слов и выражений, описывающих ощущения, получили желтые карточки. Те, кто употреблял много слов и фраз, описывающих слушание и звуки, получили зеленые карточки. Те же представители группы, которые использовали слова и фразы, преимущественно имеющие отношение к видению, получили красные карточки.

Затем следовало очень простое упражнение. Люди с совпадающим цветом карточек должны были сесть поговорить друг с другом

в течение пяти минут. Затем они пересаживались и разговаривали с каким-нибудь обладателем карточки другого цвета. Различия, которые они наблюдали в общении между людьми, были удивительными. Люди с одним и тем же цветом карточек устанавливали раппорт значительно лучше. Гриндер и Бэндлер подумали, что это завораживает и наводит на определенные мысли.

ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ

Наука » Психология » НЛП » Введение в нейролингвистическое программирование
Мы постоянно используем все наши внешние каналы восприятия, хотя обращаем внимание на один канал больше, чем на другой, в зависимости от того, что мы делаем. В художественной галерее мы будем использовать большей частью свои глаза, на концерте - свои уши. И что удивительно, так это то, что когда мы думаем, мы имеем склонность благоволить по отношению к одной, может быть, двум репрезентативным системам независимо от того, о чем мы думаем. Мы способны использовать все системы, но к возрасту 11 или 12 лет мы уже имеем явные предпочтения.

Многие люди могут создавать ясные мысленные образы и думать главным образом картинками. Другие находят эту точку

зрения трудной. Они могут долго толковать сами с собой, тогда как другие основывают свои действия большей частью на своих ощущениях по отношению к ситуации. Когда человек имеет тенденцию использовать традиционно один внутренний канал восприятия, то этот канал называется в НЛП его предпочитаемой или первичной системой. Вероятно, он оказывается более проницательным и способным делать более тонкие различения именно в этой системе, а не в других. Это значит, что некоторые люди оказываются естественным образом более "талантливыми" в отдельных задачах и имениях. они научились и стали более искусными экспертами в использовании одного или двух внутренних каналов восприятия. Иногда какая-нибудь репрезентативная система является не столь хорошо развитой, и это делает освоение определенных умений более трудным. Например, музыка оказывается трудным искусством, если нет способности отчетливо слышать звуки.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ

Наука » Психология » НЛП » Введение в нейролингвистическое программирование
Коммуникация начинается с наших мыслей, и мы используем слова, тон голоса и язык телодвижений для того, чтобы передать их другому человеку. А что такое наши мысли? Существует множество различных научных ответов, и все же каждому из нас хорошо знакомо, что представляет наше собственное мышление. Один полезный способ думать с мышлении заключается в том, чтобы думать, что мы используем наши органы чувств внутренним способом.

Когда мы думаем о том, что мы видим, слышим и ощущаем, мы воссоздаем эти картины, звуки и ощущения внутри себя. Мы вновь переживаем информацию в той сенсорной форме, в которой мы первоначально ее воспринимали. Иногда мы осознаем, что мы это делаем, иногда нет. Можете ли вы, например, вспомнить, куда вы ездили в свой последний отпуск?

Итак, как вы это вспомнили? Может быть, картинка тоге места всплыла в вашей голове? Возможно, вы произнесли название или услышали звуки, сопутствовавшие отдыху. Или, может быть, вы воспроизвели свои ощущения. Мышление является настолько очевидным и банальным действием, что мы никогда не задумываемся о нем. Мы предпочитаем думать о том, о чем мы думаем, а не о том, как мы думаем. Мы также предполагаем, что другие люди думают точно так же, как и мы.

ДВЕРИ ВОСПРИЯТИЯ

Наука » Психология » НЛП » Введение в нейролингвистическое программирование
Если у замкнутого цикла коммуникации и есть какое-то начало, то это начало - наши органы чувств. Как подчеркивал Олдос Хаксли, двери восприятия - это наши органы чувств: наши глаза, нос, уши, рот и кожа - это наша единственная точка контакта с внешним миром.

Но даже эти точки контакта - это не совсем то, что нам кажется. Возьмите, например, глаза - ваши "окна в мир". На самом деле это не "окна" и даже не фотокамера. Вы когда-нибудь интересовались тем, почему фотокамера никогда не может ухватить существо визуального образа, который вы видите? Глаза являются значительно более утонченным инструментом, чем фотокамера. Отдельные рецепторы, палочки и колбочки сетчатки реагируют не на сам свет, а на изменения и различия в свете.

Вот довольно простая задача: рассматривание одного из этих слов. Если бы ваши глаза и бумага были совершенно неподвижны, слово пропало бы, как только каждая палочка прореагировала на первоначальный черный или белый стимул. Чтобы продолжать посылать информацию о форме букв, глаза очень быстро дрожат, чтобы палочки на границе белого и черного продолжали получать стимулы. Таким образом, мы продолжаем видеть буквы. Образ проецируется в перевернутом виде на сетчатке, кодируется в виде электрических импульсов от палочек и колбочек и разносится по нервам в визуальную часть коры головного мозга. Окончательная картинка проецируется извне, но создается глубоко внутри головного мозга.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ И ВЕДЕНИЕ

Наука » Психология » НЛП » Введение в нейролингвистическое программирование
Раппорт позволяет вам построить мост к другому человеку: вы получаете некоторую точку опоры для понимания и контакта. Когда он установлен, вы можете начать изменять свое поведение, и, вероятно, ваш партнер последует за вами. Вы можете повести его в другом направлении. Выдающиеся учите ля - это те, которые устанавливают раппорт и входят в мир ученика и тем самым облегчают ученику переход к лучшему пониманию предмета или умения. Они хорошо ладят со своими студентами, и хорошие отношения облегчают обучение.

В НЛП это называется присоединением и ведением. Присоединение - это изменение собственного поведения с тем, чтобы другой человек последовал за вами. Ведение не будет работать без раппорта. Вы не сможете провести кого-нибудь через мост, прежде не построив его. Когда я говорил своему другу, что я пишу книгу по нейролингвистическому программированию, я не присоединился к нему, так что я не смог бы привести его к объяснению того, о чем я писал.

Сохранять свое собственное поведение неизменным и ждать, когда другие люди присоединятся и поймут вас, -это один выбор. Иногда он приносит неплохие результаты, иногда нет. Сохраняя свое собственное поведение постоянным, вы будете получать самые разнообразные результаты, но не все они будут привлекательными. Если вы готовы изменять свое поведение в соответствии с планируемым вами результатом, вы близки к тому, чтобы стать более успешным. Мы присоединяемся постоянно, чтобы подстроиться под различные общественные ситуации, чтобы успокоить других и самим чувствовать себя спокойно. Мы присоединяемся к другим культурам, уважая чужие традиции. Если вы хотите поселиться в первоклассном отеле, то вы надеваете галстук. Вы не ругаетесь перед священником. Вы приходите на собеседование в приличной одежде, если серьезно намерены получить работу.

РАППОРТ

Наука » Психология » НЛП » Введение в нейролингвистическое программирование
Как вы попадаете в замкнутый цикл коммуникации? Как вы можете учесть и оценить модель мира другого человека и одновременно сохранить собственную целостность? В образовании, терапии, консультировании, бизнесе, торговле и тренинге раппорт (или эмпатия) является существенным для установления той атмосферы доверия, конфиденциальности и участия, в которой люди могут взаимодействовать свободно. Что мы делаем для того, чтобы установить раппорт с людьми, как мы создаем отношения доверия и отзывчивости, и как мы можем рафинировать и усиливать свои естественные умения?

Чтобы получить практический, а не теоретический ответ, поставим вопрос по-другому. Как вы узнаете, когда двое людей находятся в раппорте? Если вы бросите взгляд вокруг себя в ресторанах, офисах, в любых местах, где люди встречаются и разговаривают друг с другом, то как вы узнаете, какие люди уже находятся в раппорте, а какие еще нет?

Когда двое находятся в раппорте, их тела, так же как и их слова, соответствуют друг другу. То, что мы говорим, может строить или разрушать раппорт, но это лишь 7% коммуникации. Язык телодвижений и тон голоса оказываются более важными. Вы могли заметить, что люди, находящиеся в раппорте, имеют тенденцию к тому, чтобы отзеркаливать и соответствовать друг другу в позе, жестах и взглядах. Это похоже на танец, в котором каждый партнер откликается и отзеркаливает движения другого своими собственными движениями. Они вовлечены в танец взаимной отзывчивости. Языки их телодвижений взаимно дополняют друг друга.

КОММУНИКАЦИЯ

Наука » Психология » НЛП » Введение в нейролингвистическое программирование
Коммуникация - это многогранное слово, которое включает в себя любое взаимодействие с другими людьми: случайный разговор, убеждение, обучение и переговоры.

Что означает слово "коммуникация"? Это слово представляет собой статическое существительное, а реальная коммуникация - это циклы или петли обратных связей, которые включают по крайней мере двух человек. Вы не сможете вступить в коммуникацию с восковой куклой, это будет лишено смысла, это не вызовет реакций. Когда вы вступаете в коммуникацию с

другим человеком, вы получаете его реакцию и реагируете сами своими собственными мыслями и чувствами. Ваше текущее поведение формируется вашими внутренними откликами на то, что вы видите и слышите. Только благодаря тому, что вы обращаете внимание на другого человека, у вас вообще возникает идея о том, что сказать или сделать в следующий момент. Ваш партнер реагирует на ваше поведение таким же образом.

НАСТОЯЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ЖЕЛАЕМОЕ СОСТОЯНИЕ

Наука » Психология » НЛП » Введение в нейролингвистическое программирование
Один из способов представлять себе изменения в бизнесе, личностном развитии или образовании состоит в том, чтобы Думать о нем как о путешествии от настоящего состояния к желаемому состоянию. Проблема заключается в различии между этими двумя состояниями. Поставив перед собой результат в будущем, вы в некотором смысле создаете проблему в настоящем, и, наоборот, любая проблема в настоящем может быть превращена в будущий результат

Ваше поведение, мысли и чувства будут различными в на- стоящем и в желаемом состоянии. Чтобы двигаться от одного к другому, вам необходимы ресурсы.

Энергия для путешествия приходит из мотивации. Желаемое состояние должно быть чем-то таким, чего мы действительно хотим, или непосредственно связанным с тем, чего мы в действительности хотим. Мы должны также быть захвачены результатом. Оговорки часто показывают, что экология не была полностью принята в расчет. Короче говоря, мы должны хотеть совершить путешествие и верить в то, что цель является достижимой и стоит того, чтобы ее достигать.

Умения, техники и ресурсные состояния являются средствами достижения цели. Они могут включать в себя нашу физиологию, питание, силу и выносливость. НЛП-умения - это мощные ресурсы для преодоления барьеров сопротивления и противодействия.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Наука » Психология » НЛП » Введение в нейролингвистическое программирование
- вы не будете столь любезны сказать мне, какой дорогой мне следует выйти отсюда?

- Это в значительной мере зависит от того, куда вы хотите прийти, - ответил кот.

- Мне безразлично, куда, - сказала Алиса.

- Тогда нет разницы, какой дорогой ты пойдешь, - сказал кот.

Льюис Кэрролл, "Алиса в стране чудес"

Начнем с результатов или целей. Чем более точно и позитивно вы можете определить то, чего вы хотите, и чем лучше вы запрограммируете свой мозг на то, чтобы искать и замечать возможности, тем с большей вероятностью вы получите то, чего хотите. Благоприятные возможности существуют только тогда. когда в них узнают благоприятные возможности.

Чтобы прожить свою жизнь так, как вам хочется, вам следует знать, чего вы хотите. Быть эффективным в этом мире означает добиваться тех результатов, которые вы выбираете. Первый шаг, таким образом, состоит в том, чтобы выбрать. Если вы не сделаете этого, то найдется масса людей, желающих сделать это за вас.

ТРЕХМИНУТНЫЙ СЕМИНАР

Наука » Психология » НЛП » Введение в нейролингвистическое программирование
Если когда-нибудь придется представлять НЛП на трехминутном семинаре, это будет выглядеть примерно так. Ведущий войдет и скажет: "Дамы и господа, чтобы добиться успеха в жизни, вам необходимо помнить три вещи.

Во-первых, знать то, чего вы хотите, иметь ясное представление о предполагаемом результате в любой ситуации.

Во-вторых, быть внимательным и держать свои чувства открытыми для того, чтобы заметить, что вы движетесь к результату.

В-третьих, иметь достаточно гибкости, чтобы настойчиво изменять свои действия до тех пор, пока вы не получите то, чего хотите.' После этого он запишет на доске:

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ГИБКОСТЬ

и выйдет. Конец семинара.

Первое - это умение определять искомый результат. Если вы не знаете, куда вы идете, вам почти невозможно попасть туда.

НАУЧЕНИЕ, ЗАБЫВАНИЕ И ПЕРЕУЧИВАНИЕ

Наука » Психология » НЛП » Введение в нейролингвистическое программирование
Мы способны сознательно ухватить лишь очень маленький кусочек из того объема информации, который мир предлагает нам, неосознанно мы реагируем и замечаем значительно больше, чем осознаем. Наше сознание весьма ограничено и оказывается способным сохранять следы максимум семи переменных (или кусков информации) в любой момент времени.

Эта идея была подчеркнута в 1956 году американским психологом Джорджем Миллером в классической статье "Магическое число семь, плюс-минус два?" Эти куски информации не имеют фиксированных размеров, они могут быть чем-то вроде Управления автомобилем или наблюдения в зеркало заднего вида. Один из способов, которым мы учимся, состоит в сознательной организации маленьких кусков поведения и в объединения их во все более и более значительные куски таким образом, чтобы они стали привычными и бессознательными. Мы Формируем привычки и тем самым освобождаем себя для того, чтобы замечать другие вещи.

Итак, наше сознание ограничено семью, плюс-минус два, кусками информации либо из внутреннего мира наших мыслей.

КАРТЫ И ФИЛЬТРЫ

Наука » Психология » НЛП » Введение в нейролингвистическое программирование
Мы используем свои органы чувств для восприятия внешнего мира, его исследования и преобразования. Мир представляет собой бесконечное разнообразие всевозможных сенсорных проявлений, но мы способны воспринимать лишь очень малую часть этого разнообразия. И та часть, которую мы воспринимаем, фильтруется нашим уникальным опытом, культурой, языком, убеждениями, ценностями, интересами и предположениями. Каждый из нас живет в уникальной реальности, построенной из своих сенсорных впечатлений и индивидуального опыта жизни, и мы действуем, опираясь на то, что мы воспринимаем - на нашу модель мира. Мир настолько широк и богат, что мы вынуждены упрощать его, чтобы осмыслить. Составление географических карт - хороший пример того, как мы осмысливаем внешний мир. Карты имеют избирательный характер: они как несут в себе информацию, так и упускают ее, но они оказываются бесценными помощниками при исследовании территории. Какого рода карту вы составляете, зависит от того, что вы замечаете и куда вы хотите идти.

Карта - это не территория, которую она описывает. Мы обращаем внимание на те аспекты мира, которые нас интересуют. и игнорируем другие. Мир всегда богаче, чем те идеи, которые мы имеем относительно его. Фильтры, которые мы накладываем на наше восприятие, определяют мир, в котором мы живем. Рассказывают историю о Пикассо, к которому обратился незнакомец и спросил его, почему тот не рисует вещи такими, какие они есть на самом деле.