Философия Древней Индии (8-6 в. до н.э.)

Наука » Философия
1.Первоисточники.

Философские воззрения представлены в 1)Ведах (санскритское веда – буквально знание) и 2)Упанишадах (сидение подле), примыкающим к Ведам текстам.

3)Махабхарата – древнеиндийский эпос. Махабхарата – великая битва бхаратов. Это дренеиндийский эпос, включающий религиозно-мифологичес­кие трактаты и поэмы. Междоусобная вражда князей. Иногда случалось, что раджи проигрывали в азартные игры свои имения вместе с детьми и женами. Рассказывается о неурожаях, стихийных бедствиях. 4)Буддийские священные книги: Трипитака или Типитака (“Три корзины”). Тексты были записаны на пальмовых листьях заняли три корзины.

2.Религиозно-мифологические представления.

Основной смысл жизни человека – это освобождение от мира страстей и привязанностей.

Следовательно, человек является тем более совершеннее и нравственнее, чем больше он достигает успеха в деле освобождения. Освобождение достигается посредством тапаса (аскеза) и ахимсы (непричинение вреда живому). Вершина освобождения – это достижение Нирваны. Нирвана – сверхбытийный покой. Такое понимание характерно для многих школ индии, например, джайнистов и буддистов.

Критика метафизики Кантом

Наука » Философия
Наиболее влиятельный критик метафизики, создавший в 19 веке отрицательное отношение к ней, был Кант. Его отрицание метафизики основано на разработанной гносеологии, и поэтому лишь оно и заслуживает серьезного внимания.

Имманентный (от латинского immanens – пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо), нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу. Противоположное понятие – трансцендентный.

Трансцендентный (от латинского transcendens, родительный падеж transcendentis – выходящий за пределы, запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного.

Одно из центральных понятий ряда философских течений, характеристика абсолюта, превосходящего всякое бытие (единое в неоплатонизме);

Метафизика

Наука » Философия
Философия никогда не развивалась как строгая научная дисциплина. Такое развитие она приняла с середины 19 века, когда всё внимание было сосредоточено на гносеологии (теория познания и теория истины). И философия с этого времени замкнулась в себе и отдалилась от широких кругов общества.

Человеческое бытие ничтожно по сравнению с безграничной вселенной.

Человеческое Я своею смелою мыслью всегда пыталось понять строение вселенной, понять мир в целом или мир как целое, постигнуть смысл мирового процесса и в месте с тем определить и понять свое положение в этом мире свое предназначение.

Совокупность ответов на эти вопросы есть мировоззрение.

Мировоззрение – это совокупность взглядов на мир как целое и место в нем человека.

Основу мировоззрения составляет метафизика и она же определяет тип мировоззрения (материализм, идеализм, религия, иррационализм, скептицизм и т.д.).

Основные философские направления

Наука » Философия
В философии много различных философских направлений. Как и в любой дисциплине, где много каких-либо элементов необходима классификация для понимания проблемы.

Но здесь сама классификация выступает проблемой.

Какие критерии или принципы могут быть положены в основу какой-либо классификации (необязательно относящейся к философскому познанию)?

Классификацию философских направлений можно проводить на основе решения основного вопроса философии.

(Основных вопросов философии много; основной вопрос – это аллегория). Это традиция диалектического материализма.

Первая часть основного вопроса философии: Что первично в мире материя или сознание, материальное или идеальное?

И вторая часть основного вопроса философии: Познаваем ли мир?

Основные этапы развития философии

Наука » Философия
Восточная философия: философия Древней Индии с 15-го века до новой эры (Буддизм, основатель Будда 563–486 до новой эры)

и Древнего Китая Даосизм, основатель Лао-цзы 604 год до новой эры – 5-ый век до новой эры; Конфуцианство, Конфуций 551–479 до новой эры

Западная философия

Античная философия. Древня Греция и Древний Рим с 6-го века до н.э. по 6-й век н.э. Сократ, Платон, Аристотель.

Философия средних веков. 2-3 век – по 14 век новой эры. Проблемы христианской философии. Августин Блаженный (354–430) и Фома Аквинский (1225/26–1274).

Философия эпохи Возрождения с 14–16 век н.э. Италия. Франческо Петрарка, Монтень

Философия Нового времени (17 век – середина 18 века) Европа, Англия. Френсис Бэкон (1561–1626), Рене Декарт (1596–1650), Лейбниц (1646–1716, Германия) и др.

Философия и ее предмет

Наука » Философия
Философия зародилась на заре человеческой цивилизации (где-то на рубеже 8-6-го века до новой эры) в Индии, Китае и Египте, но своей классической формы достигла в Древней Греции.

Термин философия впервые объяснил греческий философ Пифагор (конец 6-го века – начало 5 века до новой эры).

Термин философия происходит от греческих слов “phileo” – любовь и “sophia” – мудрость.

И, таким образом, философия (дословно) – любовь к мудрости.

Но что такое мудрость? Пифагор не определил мудрость. Этого никто не знает. Мудрым может быть любой человек как образованный, так и без какого-либо образования.

Мудрец – это такой человек, который знает, что ему ничего не удается, и он все-таки продолжает действовать.

Можно предположить, что мудрость – это поиск истины.

Неоплатонизм

Наука » Философия
Неоплатонизм возник в III веке в Риме. Неоплатонизм опирался на достижения всей античной философии, в особенности на идеи Платона и Аристотеля. Эти идеи старался соединить с языческой религией и мистицизмом. Основателем неоплатонизма считают Плотина и его учителя Аммония Саккаса (175-242). Последователями Плотина в античности были: Порфирий, Ямвлих, Прокл.

Плотин (ок. 204-270 гг.), преклоняясь перед Платоном, думал о себе лишь как об истолкователе его идей. (Он даже мечтал построить новый город в честь своего кумира и назвать его Платонополисом). Плотин развивал учение Платона о едином, благе, об антагонизме души и тела, об эросе, о боге-демиурге, нусе и о космической душе, а также учение об идеях.

Если Платон под высшим бытием понимал всю совокупность идей, объединенных идеей блага, то для неоплатоников таковым становится первоединый неизреченный Бог, или Единое. Основной задачей философии по Плотину являлось выведение существования мира из божественного Единства как основания всякого бытия и указание пути, ведущего обратно, к исходному единству. Центральное место в неоплатонизме занимает учение о потусторонности, сверхразумности и даже сверхбытийности первоначала всего сущего и о мистическом экстазе как средстве приближения к этому первоначалу.

Скептицизм

Наука » Философия
История античного скептицизма берет начало в IV в. до н.э. Основоположником этой философской школы был Пиррон из Элиды (ок. 360-270 гг. до н.э.). Термины «скептицизм», «скептик» ведут свое происхождение от древнегреческого слова «скепсис», что означает рассматривание, размышление, а прилагательное «скептикос» – рассматривающий, исследующий. Другими яркими представителями этого течения были Карнеад, Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик и др.

Непосредственной предтечей скептицизма в Древней Греции явилась софистика (так, например, когда известный софист Протагор заявлял, что о каждой вещи может быть два противоположных мнения, то тем самым он открывал путь скептицизму). Однако кроме софистики, другим гносеологическим источником стал релятивизм – признание относительности всякого знания.

Заслуга скептицизма в том, что он способствовал борьбе с различными формами догматизма и постановке ряда проблем диалектики познания.

СТОИЦИЗМ

Наука » Философия
В вопросе о том, что важнее для человеческой жизни: наслаждение или долг? – стоики, в отличие от эпикурейцев, категорически настаивали на приоритете долга, добродетели, нравственности, поэтому они определяли философию как упражнение в добродетели. Знание же понималось ими лишь как средство обоснования добродетельной жизни.

Основные этапы развития стоицизма. Стоицизм – учение одной из философских школ эллинистического периода истории античности. Основателем стоицизма в 300 году до н.э. стал Зенон из Китиона (ок. 336-264 до н.э.). Зенон был учеником киника Кратета.

История стоицизма делится на три периода: Ранняя Стоя (Греция, III век до н.э.), Средняя Стоя (Греция, Италия, II-I вв. до н.э.), Поздняя Стоя (Рим, I-II вв. н.э.). Представителями стоической философии были: 1. Ранняя Стоя – Зенон Китионский (336-264 до н.э.), его последователи Клеанф (330-232 до н.э.) и Хрисипп (277/281-205/208 до н.э.) 2. Средняя Стоя – Панэтий (ок. 185-110 до н.э.), Посидоний (ок. 132-50 до н.э.) 3. Поздняя Стоя – Сенека (ок. 5 до н.э. – 65 н.э.), Эпиктет (ок. 50-140 н.э.), Марк Аврелий (121-180 н.э.).

ЭПИКУР

Наука » Философия
Удовольствие и страдание, счастье и несчастье, добро и зло, страх и свобода – вечные проблемы человеческой жизни. Эпикур считает, что высшее назначение философии – вести человека к счастью, поэтому «Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или уже поздно». Этические учения, согласно которым счастье является высшей целью человеческой жизни, называются эвдемонизмом (греч. – счастье, блаженство).

Жизнь Эпикура. Эпикур родился в 341 году до н.э. Юность он провел на о. Самос (отец его был афинским переселенцем). В 322 году афинские переселенцы были изгнаны с о.Самос. Некоторое время Эпикур жил в Малой Азии. Там он изучал философию у Навзифана (последователя Демокрита). В 311 году Эпикур основал школу сначала в Митилене, затем в Лампаске, а в 307 году в Афинах («Сад Эпикура») – общество друзей и единомышленников, включая женщин и детей. Надпись на воротах Сада гласила «Гость, тебе будет здесь хорошо; здесь удовольствие – высшее благо»; при входе стоял кувшин с водой и лепешка хлеба – символ того, как эпикурейцы понимают удовольствие. Эпикур говорил: «Я ликую от радости телесной, питаясь хлебом и водою, я плюю на дорогие удовольствия не за них самих, но за неприятные последствия их». Он испытывал телесные страдания от болезни, но они были не властны над ним. Накануне смерти он писал другу: «Боли мои … уже так велики, что больше стать не могут; но во всем им противостоит душевная моя радость при воспоминании о беседах, которые были между нами». Эпикур умер в 270 году.

ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИЗМА

Наука » Философия
Эллинистический период эпохи завоеваний Александра Македонского и греко-римских школ (с конца IV в. до н.э. по III в. н.э.). Для этого периода развития античной философии характерен особый интерес к этической проблематике, развиваемой такими школами, как эпикурейская (Эпикур, Тит Лукреций Кар) и стоическая (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Это время также стало периодом развития в философии скептицизма, ярчайшим представителем которого был Секст Эмпирик. Кроме того, в III-V вв. н.э. получает широкое распространение неоплатонизм. (Плотин, Порфирий, Ямвлих и Прокл). Они переосмыслили философские взгляды Платона в контексте более поздних учений, создали стройное учение, которое составляло грандиозное завершение всей античной философии.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Наука » Философия
Наряду с Сократом и Платоном, Аристотель – величайший мыслитель Древней Греции. Родился в г. Стагире во Фракии, в семье придворного врача царя Македонии. С юных лет проявлял незаурядные интеллектуальные способности, благодаря которым в 367 г. до н.э. был принят в платоновскую Академию, в которой затем находился около двадцати лет, до самой смерти Платона. Однако Аристотель вскоре разошелся во взглядах со своим учителем, о чем свидетельствует широко известная фраза: «Платон мне друг, но истина дороже». Более трех лет (343-340) Аристотель был наставником будущего царя Александра Македонского. В 335г. основывает в Афинах собственную научную школу – Ликей (названную так потому, что она находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского, то есть Волчьего). В состав территории школы входил тенистый сад с галереями для прогулок, поэтому школа Аристотеля называлась также перипатетической (от греческого «перипатетио» – прогуливаться), а члены школы – перипатетиками. Аристотель преподавал в Лике двенадцать лет и имел несколько сотен учеников и последователей. В 323г., после внезапной смерти в походе Александра Македонского, в Афинах произошло антимакедонское восстание, Аристотель был обвинен в богохульстве и был вынужден покинуть Афины, а вскоре умер в изгнании на одном из островов Эгейского моря.