Факторы развития позитивной Я-концепции.

Наука » Психология » Возрастная психология
Позитивная Я - концепция как психологический феномен является индивидуально-личностной стороной осознания и понимания своего «Я» и выступает главным фактором саморазвития, самосовершенствования, самоуправления и самоактуализации личности.
Факторы, определяющие позитивную Я-концепцию:
 твердая убежденность в импонировании другим людям
 уверенность в способности к тому или иному виду деятельности
 чувство собственной значимости

Самосознание, самооценка, Я-концепция: соотношение понятий.

Наука » Психология » Возрастная психология
Я – концепция включает в себя такие понятия, как самооценка и самосознание. Под самооценкой понимается оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самосознание же – это осознание человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа. Предметом самосознания и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, ого социальные отношения и множество других личностных проявлений, которые в дальнейшем формируют его Я-концепцию.

Развитие Я-концепции и межличностные взаимоотношения в школе.

Наука » Психология » Возрастная психология
Как известно в школьном возрасте ребенок пытается завоевать признание и заслужить одобрение окружающих путем выполнения продуктивной деятельности. Я-концепция развивается однако самооценка учеников снижается, так как их оценивают в школе по определенным критерием в частности знаний. У ребенка самооценка может как повыситься, так и понизиться.

Роль общества в развитии личности в концепции Э.Эриксона.

Наука » Психология » Возрастная психология
Личность в концепции Э. Эриксона рассматривается во взаимодействии со средой, обществом, в процессе социализации. Он рассматривает изменение личности и процесс взросления не только с точки зрения развития сексуальности (как З.Фрейд), но и с точки зрения развития человека как общественного существа, учитывая и психологические и социальные моменты.
Роль общества в развитии личности равноценна биологическому развитию индивида. Концепция основана на понятии групповой идентичности, т. е. развитие может проходить непосредственно в группе, в обществе. Каждый этап развития личности завершается кризисным моментом, а доминирующую роль в кризисах по Э. Эриксону играют ритуалы, которые осуществляются только в группе людей – в обществе.

Ритуализация как форма преодоления жизненных кризисов личности.

Наука » Психология » Возрастная психология
Ритуализация является формой преодоления жизненных кризисов личности. В детском возрасте она помогает различать добро и зло. В дальнейшем развитии помогает устанавливать границы приемлемого поведения в обществе. Это происходит за счет ритуалов, которые показывают одобрение или отвержение поведения индивида. Такой ритуализацией для юношеского возраста является идеологическая ритуализация. Она предполагает такие формы взаимодействия личности и общества, в которых возникает возможность соотнести систему идей, идеалов и ценностей, заданных в обществе и собственными идеалами. Благодаря этому осуществляется процесс самоопределения.

Понятия «ритуал» и «ритуализация».

Наука » Психология » Возрастная психология
В психоанализе под ритуалом понимается симптоматическое, стереотипное, навязчивое повторение отдельных форм поведения. Понятие ритуал имеет несколько значений, но в концепции Э. Эриксона используется для описания определенных, филогенетически сформированных церемониальных действий служащих для обмена информацией между людьми.
Ритуализация – это основанное на соглашении взаимодействие нескольких людей, которые возобновляют его через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах.

Понятие «модус органа» и «модальность поведения».

Наука » Психология » Возрастная психология
Модус органа- это зона концентрации сексуальной энергии; орган, стимуляция которого на той или иной стадии доставляет удовольствие человеку.
Модальность поведения– воспитательные шаблоны той или иной культуры; способность воспринимать и принимать то, что дают.
Эти понятия Э. Эриксон ввел в рамках психоаналитеческго направления.

Значение кризисов идентичности для развития личности

Наука » Психология » Возрастная психология
Каждая стадия развития личности сопровождается кризисом идентичности. Кризис возникает как следствие достижение определенного уровня психологической зрелости и выполнения социальных требований, предъявляемых человеку на определенной стадии развития. Каждая стадия характеризуется специфической генетической задачей, проблемой в социальном развитии, которая предъявляется человеку, но необязательно находит решение.
Кризисы играют жизненно важную роль в развитии человека, они могут иметь как позитивное, так и негативное влияние. Это влияние будет зависеть от того как будет выполнена или же не выполнена генетическая задача.

Особенности кризисов идентичности (на примере Сэма и морского пехотинца)

Наука » Психология » Возрастная психология
Идентичность - осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода, является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни.
Кризис идентичности можно хорошо рассмотреть на примере мальчика Сэма, который приводит Э. Эриксон в своей монографии. Стимулом этого кризиса у Сэма оказался страх, что его мать, как и бабушка могла умереть из-за того, что он повредил ей зуб, и из-за более общих садистических действии и желаний. Мальчик страдал соматическим раздражением, вид и сила которого предполагают возможность патологического раздражения головного мозга. В период кризиса «конституция» Сэма, так же как темперамент и возрастная стадия развития обладали общностью своих специфических тенденций. Будучи всегда организмом, эго и членом общества, он постоянно включен во все три процесса организации. Тело Сэма подвержено действию боли напряжения, эго- действию тревоги, а как член общества он был чувствителен к страху, исходящему от группы. Отсюда следует, что не существует индивидуальной тревоги, которая не отражала бы скрытого беспокойства, общего для непосредственного и расширенного окружения.
В случае же морского пехотинца кризис идентичности наступил вследствие потери им личной идентичности. Личная идентичность обеспечивает способность ощущать себя обладающим непрерывностью и тождественностью, и поступать соответственно своим принципам. Появления же автомата, как символа зла способствовало потере идентичности, так как он угрожал принципам, с помощью которых пехотинец пытался охранять личную целостность. А такой легкой потере послужила невыполненная генетическая задача на предыдущей стадии развития личности пехотинца.

Понятие «групповая идентичность» и «эго-идентичность».

Наука » Психология » Возрастная психология
Групповая идентичность - это соотнесение себя с той социальной группой, в которую ты входишь, что способствует формированию присущего данной группе мироощущения.
Эго-идентичность – это соотнесения себя с самим собой, идентификация собственного Я. Развивается в соответсвии с групповой идентичностью.

Почему концепция Э.Эриксона называется эпигенетической.

Наука » Психология » Возрастная психология
Концепция Э. Эриксона называется эпигенетической, так как в ее основе лежит эпигенетический принцип. Эпигенетический принцип заключается в том, что все, что рост и развитие организмов идет по общему план. По данному плану развивается и каждая отдельная часть, которая имеет свой наиболее благоприятный период для своего развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое. Последовательность прохождения стадий в развитии осуществляется за счет биологического созревания, но содержание развития на каждой стадии определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит.

Психологические аспекты проблемы долголетия. Компенсаторные и защитные механизмы в период старости.

Наука » Психология » Возрастная психология
Здоровый образ жизни, псих здоровье должны стать естественной, органичной потребностью ч-ка, восприняв к-рую он будет следовать ей без принуждения на протяжении всей жизни. Формир псих здоровья предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание дух сферы, нравственной жизненной позиции, чистоты помыслов. Но на практике о здоровье по-настоящему начинает заботиться, когда его состояние уже серьезно нарушено. Ч-к должен уметь «расшифровать» свое псих состояние и оказывать на него необходимое воздействие, знать свои наиболее сильные и слабые стороны, уметь беспристрастно, адекватно оценить подлинный ур своих физ и псих возможностей. Он должен уметь управлять своим псих здоровьем. Ориентация только на помощь извне и обращение за ней по каждому поводу к врачам психотерапевтам, гипнологам, экстрасенсам, различного рода целителям делают ч-ка пассивным, зависимым от внешней среды в решении собственных псих проблем. Ч-к должен быть уверен в собственных силах, присущих ему способностях и уметь ими распоряжаться. Эксперимент исслед показывают, что хотя пожилые действительно обучаются заметно медленнее, чем молодые, обычно они в целом способны усваивать новый материал и могут запоминать новую инф-цию так же. Тем не менее, различия в обучении увеличиваются со сложностью преподаваемого материала. Пожилые стремятся быть внимательными и более жестокими в поведении. Многие люди, которые «стареют успешно», прилагают известные усилия для поддержания мозговой активности беспрерывным обучением и расширением соц контактов с людьми мл возрастной гр. Согласно Цицерону, для мудрого ч-ка старый возраст - самый драгоценный период жизни, так как страсти успокаиваются и более не затуманивают рассудок. Кроме того, ч-к в старости владеет таким сокровищем, как накопленный опыт. Больших высот можно достигнуть путем размышления благодаря силе характера и здравому смыслу; во всем этом старые люди превосходят молодых. Долгожители - как правило, худые, активные люди, любители свежего воздуха, у них нет старческих недугов, органических заболеваний. По данным исслед ученых, разнородный характер процесса старения присущ и таким психофизиологич функциям ч-ка, как ощущение, восприятие, мышление, память и др. При обследовании памяти у лиц в возрасте 70-90 обнаружилось: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняется логическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом сохраняется лучше, чем механическое запечатление; основой прочности в старом возрасте являются внутренние смысловые связи; ведущим видом памяти становится логическая.