НАСТРОЕНИЕ И ЧУВСТВО
Чтобы больше узнать о влиянии, которое оказывает на мужчину внутренняя женщина, мы должны отметить некоторые очень важные различия, существующие между эмоцией, чувством и настроением. Многие смешивают эти понятия и ощущения. Для них настроение - это и эмоция, и чувство. Однако смешивать их ни в коем случае нельзя; следует обязательно различать эти понятия и ощущения, с тем чтобы определить отношение к своей фемининности, ясно увидеть ее влияние на собственную психику. Имеет смысл потратить на это время.
Эмоция - суммарная психическая энергия, которой обладает человек. Для более развитой личности это совокупность энергетических состояний. Основной характеристикой эмоции является ее энергия. Сама по себе эмоция нейтральна по отношению к морали; она может быть благоприятной или пагубной в зависимости от того, к чему относится. Наслаждаться чем-то в жизни - значит внести много эмоций в отношение к этому объекту. Эмоции могут поддерживать позитивное и оптимистическое отношение к жизни. В то же время сильные эмоции влияют на депрессивное состояние человека: он ломает себе руки или бегает по комнате кругами в погоне за чем-то несущественным и пустым. Определение эмоции как психической энергии относительно доступно для понимания.
Чтобы больше узнать о влиянии, которое оказывает на мужчину внутренняя женщина, мы должны отметить некоторые очень важные различия, существующие между эмоцией, чувством и настроением. Многие смешивают эти понятия и ощущения. Для них настроение - это и эмоция, и чувство. Однако смешивать их ни в коем случае нельзя; следует обязательно различать эти понятия и ощущения, с тем чтобы определить отношение к своей фемининности, ясно увидеть ее влияние на собственную психику. Имеет смысл потратить на это время.
Эмоция - суммарная психическая энергия, которой обладает человек. Для более развитой личности это совокупность энергетических состояний. Основной характеристикой эмоции является ее энергия. Сама по себе эмоция нейтральна по отношению к морали; она может быть благоприятной или пагубной в зависимости от того, к чему относится. Наслаждаться чем-то в жизни - значит внести много эмоций в отношение к этому объекту. Эмоции могут поддерживать позитивное и оптимистическое отношение к жизни. В то же время сильные эмоции влияют на депрессивное состояние человека: он ломает себе руки или бегает по комнате кругами в погоне за чем-то несущественным и пустым. Определение эмоции как психической энергии относительно доступно для понимания.
Целомудрие
Ранее мы уже убедились в том, что Бланшфлер в мифе - не реальная женщина из плоти и крови; речь идет о внутренней женской части, существующей в каждом мужчине, то есть о его аниме. Чрезвычайно важно уметь отличать реальную женщину из плоти и крови от внутренней мужской фемининности, а законы, существующие во внутреннем мире, от законов внешнего мира. Принадлежащие внутреннему миру законы нашей психики абсолютно уникальны и очень часто отличаются от законов внешнего мира. Поэтому самая важная часть этого мифа рассказывает нам о событиях, происходящих с внутренней женщиной, особенно о том, как ее отличать от реальной женщины, живущей во внешнем мире.
Очень важно осмыслить странный запрет на интимные отношения с женщинами, если мужчина занят поисками Чаши Грааля. Это, пожалуй, самая важная вещь в мифе о Священной Чаше. Если мы сможем это понять, Чаша окажется в наших руках.
Снова и снова хочу повторить: пожалуйста, запомните, что эти наставления и советы относятся к тому, как мужчина должен вести себя по отношению к своей внутренней фемининности, внутренней женщине. Они не имеют никакого отношения к его поведению по отношению к реальной женщине. Как правило, люди не осознают этого различия. Они не ощущают необходимого для осмысления пространства своего внутреннего мира. Тогда они следуют этим запретам в реальной жизни, и получается так, что и миф, и средневековье, и психология рыцарского движения понимаются превратно или не понимаются вообще.
Ранее мы уже убедились в том, что Бланшфлер в мифе - не реальная женщина из плоти и крови; речь идет о внутренней женской части, существующей в каждом мужчине, то есть о его аниме. Чрезвычайно важно уметь отличать реальную женщину из плоти и крови от внутренней мужской фемининности, а законы, существующие во внутреннем мире, от законов внешнего мира. Принадлежащие внутреннему миру законы нашей психики абсолютно уникальны и очень часто отличаются от законов внешнего мира. Поэтому самая важная часть этого мифа рассказывает нам о событиях, происходящих с внутренней женщиной, особенно о том, как ее отличать от реальной женщины, живущей во внешнем мире.
Очень важно осмыслить странный запрет на интимные отношения с женщинами, если мужчина занят поисками Чаши Грааля. Это, пожалуй, самая важная вещь в мифе о Священной Чаше. Если мы сможем это понять, Чаша окажется в наших руках.
Снова и снова хочу повторить: пожалуйста, запомните, что эти наставления и советы относятся к тому, как мужчина должен вести себя по отношению к своей внутренней фемининности, внутренней женщине. Они не имеют никакого отношения к его поведению по отношению к реальной женщине. Как правило, люди не осознают этого различия. Они не ощущают необходимого для осмысления пространства своего внутреннего мира. Тогда они следуют этим запретам в реальной жизни, и получается так, что и миф, и средневековье, и психология рыцарского движения понимаются превратно или не понимаются вообще.
БЛАНШФЛЕР
Многие люди совершают свое странствие в жизни, твердо веря в его необходимость, но слабо осознавая психологически, зачем они отправились в это странствие или когда оно могло их увлечь. Иногда у них есть определенная цель, но они не могут ее достичь. Часто им неожиданно помогает судьба, и они достигают более глубокой цели. Так случилось и с Парси-фалем, который отправился на поиски своей матери. Но вместо нее от нашел девушку по имени Бланшфлер, что означает "Белый Цветок", и понял, что этой встречи он ждал всю жизнь, еще до своей встречи с Чашей Грааля.
Как мы уже знаем, Парсифалю не удалось застать в живых мать, но во время путешествия ему встретился замок, где жила прекрасная дама в то время, когда ее постигло несчастье. Замок носил ее же имя - Бланшфлер. Бланшфлер - первая по значимости прекрасная дама во всем мифе. Все, что ни делал Парсифаль потом, было связано с прекрасной дамой по имени Бланшфлер.
Может показаться, что Бланшфлер - самая несчастная и неудовлетворенная жизнью женщина, какую можно себе представить; однако следует помнить: Бланшфлер - не реальная женщина из плоти и крови. Она воплощает часть внутреннего мира Парсифаля, его внутреннюю фемининность. Если женщина из плоти и крови начинает вести себя подобно Бланшфлер, с ней следует немедленно расстаться.
Многие люди совершают свое странствие в жизни, твердо веря в его необходимость, но слабо осознавая психологически, зачем они отправились в это странствие или когда оно могло их увлечь. Иногда у них есть определенная цель, но они не могут ее достичь. Часто им неожиданно помогает судьба, и они достигают более глубокой цели. Так случилось и с Парси-фалем, который отправился на поиски своей матери. Но вместо нее от нашел девушку по имени Бланшфлер, что означает "Белый Цветок", и понял, что этой встречи он ждал всю жизнь, еще до своей встречи с Чашей Грааля.
Как мы уже знаем, Парсифалю не удалось застать в живых мать, но во время путешествия ему встретился замок, где жила прекрасная дама в то время, когда ее постигло несчастье. Замок носил ее же имя - Бланшфлер. Бланшфлер - первая по значимости прекрасная дама во всем мифе. Все, что ни делал Парсифаль потом, было связано с прекрасной дамой по имени Бланшфлер.
Может показаться, что Бланшфлер - самая несчастная и неудовлетворенная жизнью женщина, какую можно себе представить; однако следует помнить: Бланшфлер - не реальная женщина из плоти и крови. Она воплощает часть внутреннего мира Парсифаля, его внутреннюю фемининность. Если женщина из плоти и крови начинает вести себя подобно Бланшфлер, с ней следует немедленно расстаться.
ГУРНАМОНД
Наконец Парсифаль добрался до жилища Гур-намонда, своего крестного отца. Общение с крестным отцом является огромным благом для мальчика на этапе его превращения в мужчину. К тому времени отношения с родным отцом могут утратить свою значимость или прекратиться совсем, когда мальчик становится подростком. Он еще не обладает полной независимостью, но слишком горд, чтобы советоваться с отцом в интимных вопросах. В наше время очень редко существуют близкие отношения между отцом и сыном-подростком. Как раз в этот период мальчику нужен крестный отец, мужчина, который продолжает воспитывать мальчика, когда родной отец потерял с ним контакт. Гурнамонд был архетипи-ческим крестным отцом, который обучал Пар-сифаля рыцарским искусствам. Он закалял его, дипломатически обходя все острые углы (кроме того, Гурнамонд снял с Парсифаля находящуюся под доспехами Красного Рыцаря домотканую, сшитую матерью одежду), и учил всему, что должен знать мальчик, жаждущий стать рыцарем. Он настаивал, чтобы Парсифаль остался у него еще хотя бы на год, но тот отказался и внезапно покинул своего крестного отца, почувствовав, что матери понадобилась его помощь.
Наконец Парсифаль добрался до жилища Гур-намонда, своего крестного отца. Общение с крестным отцом является огромным благом для мальчика на этапе его превращения в мужчину. К тому времени отношения с родным отцом могут утратить свою значимость или прекратиться совсем, когда мальчик становится подростком. Он еще не обладает полной независимостью, но слишком горд, чтобы советоваться с отцом в интимных вопросах. В наше время очень редко существуют близкие отношения между отцом и сыном-подростком. Как раз в этот период мальчику нужен крестный отец, мужчина, который продолжает воспитывать мальчика, когда родной отец потерял с ним контакт. Гурнамонд был архетипи-ческим крестным отцом, который обучал Пар-сифаля рыцарским искусствам. Он закалял его, дипломатически обходя все острые углы (кроме того, Гурнамонд снял с Парсифаля находящуюся под доспехами Красного Рыцаря домотканую, сшитую матерью одежду), и учил всему, что должен знать мальчик, жаждущий стать рыцарем. Он настаивал, чтобы Парсифаль остался у него еще хотя бы на год, но тот отказался и внезапно покинул своего крестного отца, почувствовав, что матери понадобилась его помощь.
КРАСНЫЙ РЫЦАРЬ
Итак, Парсифаль продолжал свой путь, пока не повстречал Красного Рыцаря, который только что покинул дворец короля Артура. Красный Рыцарь обладал такой силой, что все войско короля Артура пасовало перед ним. Поэтому, когда ему что-нибудь требовалось, он просто приходил и брал это. Да и во всем остальном он делал лишь то, что ему хотелось, никого не опасаясь. Рыцарь ехал, держа в руках серебряный кубок, который украл из дворца. Ни у одного из королевских подданных не хватило мужества его остановить. Последний оскорбительный поступок Красного Рыцаря заключался в том, что он плеснул вино из графина прямо в лицо королеве Гиневре.
Пораженный видом Красного Рыцаря, Парсифаль уставился на него во все глаза. Тот был весь в алом: в алых доспехах, лошадь была покрыта алой попоной, седло на ней было алое, и вся экипировка рыцаря и его вооружение были алого цвета. Он представлял собой великолепное, даже роскошное зрелище. Пасифаль попросил Красного Рыцаря остановиться и поведал ему, что тоже хочет стать рыцарем, только не знает, как это сделать. Изумленный наивностью стоявшего перед ним юного дурака, Красный Рыцарь даже не тронул Парсифаля, а лишь сказал ему, что, если тот хочет стать рыцарем, пусть направляется ко двору короля Артура, а сказав так, он громко расхохотался и поскакал прочь.
Итак, Парсифаль продолжал свой путь, пока не повстречал Красного Рыцаря, который только что покинул дворец короля Артура. Красный Рыцарь обладал такой силой, что все войско короля Артура пасовало перед ним. Поэтому, когда ему что-нибудь требовалось, он просто приходил и брал это. Да и во всем остальном он делал лишь то, что ему хотелось, никого не опасаясь. Рыцарь ехал, держа в руках серебряный кубок, который украл из дворца. Ни у одного из королевских подданных не хватило мужества его остановить. Последний оскорбительный поступок Красного Рыцаря заключался в том, что он плеснул вино из графина прямо в лицо королеве Гиневре.
Пораженный видом Красного Рыцаря, Парсифаль уставился на него во все глаза. Тот был весь в алом: в алых доспехах, лошадь была покрыта алой попоной, седло на ней было алое, и вся экипировка рыцаря и его вооружение были алого цвета. Он представлял собой великолепное, даже роскошное зрелище. Пасифаль попросил Красного Рыцаря остановиться и поведал ему, что тоже хочет стать рыцарем, только не знает, как это сделать. Изумленный наивностью стоявшего перед ним юного дурака, Красный Рыцарь даже не тронул Парсифаля, а лишь сказал ему, что, если тот хочет стать рыцарем, пусть направляется ко двору короля Артура, а сказав так, он громко расхохотался и поскакал прочь.
СТРАНСТВИЕ ПАРСИФАЛЯ
Итак, счастливый Парсифаль отправился на поиски своих пяти рыцарей. Скажем сразу, что тех пятерых он так никогда и не встретил, зато нашел много другого.
Каждому человеку, который попадался ему на пути, он задавал один и тот же вопрос: "Вам не встречались пять рыцарей?" На этот вопрос он получал самые разные ответы, советы и замечания - настолько разные, что среди них не было даже двух одинаковых. В конце концов он совершенно запутался. Этих рыцарей оказалось найти очень трудно: они были везде, или, наоборот, их не было вообще. Если вы посмотрите в глаза 14-15-летнего мальчика, который спрашивает вас: "Вы не знаете, где находятся пять рыцарей, которых я видел?" - и что-нибудь скажете ему в ответ, то поймаете на себе взгляд Парсифаля. В вопросе "Где это взять?" под словом "это" всегда подразумевается что-то неконкретное и неопределенное. В таком взгляде подростка впервые проявляется ценность и смысл пятеричной символики, и большую часть своей взрослой жизни он посвящает поискам адекватного воплощения этого символа. Число пять указывает на завершенность жизни. Оно является одним из корней слова "квинтэссенция" - пятая сущность. Пять означают завершенность. Пять существуют везде, но они совершенно неуловимы. Они везде и в то же время нигде. Может показаться, что слишком жестоко для шестнадцатилетнего юноши увидеть вспышку озарения, указывающую ему путь в поиске воплощения полноты жизни. Но таково истинное влечение к духовной жизни у любого человека. Последний человек, которого он об этом спросил, сказал что-то совсем не похожее на то, что он слышал прежде. Итак, пять рыцарей были везде, и в то же время их не было нигде.
Итак, счастливый Парсифаль отправился на поиски своих пяти рыцарей. Скажем сразу, что тех пятерых он так никогда и не встретил, зато нашел много другого.
Каждому человеку, который попадался ему на пути, он задавал один и тот же вопрос: "Вам не встречались пять рыцарей?" На этот вопрос он получал самые разные ответы, советы и замечания - настолько разные, что среди них не было даже двух одинаковых. В конце концов он совершенно запутался. Этих рыцарей оказалось найти очень трудно: они были везде, или, наоборот, их не было вообще. Если вы посмотрите в глаза 14-15-летнего мальчика, который спрашивает вас: "Вы не знаете, где находятся пять рыцарей, которых я видел?" - и что-нибудь скажете ему в ответ, то поймаете на себе взгляд Парсифаля. В вопросе "Где это взять?" под словом "это" всегда подразумевается что-то неконкретное и неопределенное. В таком взгляде подростка впервые проявляется ценность и смысл пятеричной символики, и большую часть своей взрослой жизни он посвящает поискам адекватного воплощения этого символа. Число пять указывает на завершенность жизни. Оно является одним из корней слова "квинтэссенция" - пятая сущность. Пять означают завершенность. Пять существуют везде, но они совершенно неуловимы. Они везде и в то же время нигде. Может показаться, что слишком жестоко для шестнадцатилетнего юноши увидеть вспышку озарения, указывающую ему путь в поиске воплощения полноты жизни. Но таково истинное влечение к духовной жизни у любого человека. Последний человек, которого он об этом спросил, сказал что-то совсем не похожее на то, что он слышал прежде. Итак, пять рыцарей были везде, и в то же время их не было нигде.
Парсифаль
Далее миф уводит нас от страданий раненого Короля-Рыбака к истории родившегося в Уэльсе безымянного мальчика. В те времена родиться в Уэльсе означало родиться где-то далеко, на самом краю света. Здесь можно вспомнить отрывок из комментария к Священному Писанию: "Чего хорошего можно ожидать из Назарета?" Оказалось, что и Уэльс, и Назарет находятся в самом низу в списке ценностей коллективного человеческого сознания. Разумеется, именно оттуда и появился наш герой. Он, призванный спасти страждущих, и приходит с той стороны, откуда его меньше всего ждут. Несколько позже мы узнаем, что его зовут Парсифаль (то есть "невинный дурак"). Это имя содержит и более глубокий смысл: "тот, кто соединяет и совмещает противоположности в одно целое",- и тем самым предписывает юноше роль исцелителя. Значение этого имени в чем-то сходно со смыслом китайского слова "дао".
Но Королю-Рыбаку в поисках своего спасения унизительно полагаться на наивность Парси-фаля. Нечто похожее мы видим в евангельских строках: "Будьте как дети, и вам откроется Царство Небесное". До тех пор, пока вы не станете доверять существующему внутри вас Парси-фалю, у вас не появится ни малейшей надежды на исцеление. Это очень тяжелый момент для взрослого мужчины и его мужской гордости, когда он теряет свое достоинство.
Далее миф уводит нас от страданий раненого Короля-Рыбака к истории родившегося в Уэльсе безымянного мальчика. В те времена родиться в Уэльсе означало родиться где-то далеко, на самом краю света. Здесь можно вспомнить отрывок из комментария к Священному Писанию: "Чего хорошего можно ожидать из Назарета?" Оказалось, что и Уэльс, и Назарет находятся в самом низу в списке ценностей коллективного человеческого сознания. Разумеется, именно оттуда и появился наш герой. Он, призванный спасти страждущих, и приходит с той стороны, откуда его меньше всего ждут. Несколько позже мы узнаем, что его зовут Парсифаль (то есть "невинный дурак"). Это имя содержит и более глубокий смысл: "тот, кто соединяет и совмещает противоположности в одно целое",- и тем самым предписывает юноше роль исцелителя. Значение этого имени в чем-то сходно со смыслом китайского слова "дао".
Но Королю-Рыбаку в поисках своего спасения унизительно полагаться на наивность Парси-фаля. Нечто похожее мы видим в евангельских строках: "Будьте как дети, и вам откроется Царство Небесное". До тех пор, пока вы не станете доверять существующему внутри вас Парси-фалю, у вас не появится ни малейшей надежды на исцеление. Это очень тяжелый момент для взрослого мужчины и его мужской гордости, когда он теряет свое достоинство.
ПРОСТОФИЛЯ, КОТОРЫЙ У НАС ВНУТРИ
Каждый вечер в замке Грааля проходила торжественная церемония. Лежа на носилках и корчась от боли, Король-Рыбак наблюдал за процессией, пышность и великолепие которой не поддаются никакому описанию. Одна из многочисленных присутствующих здесь прекрасных дам вносила в церемониальный зал то самое копье, которым римский стражник при распятии пронзил тело Христа, другая дама держала блюдо, на котором находился хлеб во время Тайной Вечери, третья дама входила в зал, неся Чашу Грааля, из глубины которой струился мягкий чудесный свет. Каждый человек, присутствовавший на церемонии, мог пригубить вина из Священной Чаши, и тогда сразу же исполнялось его самое сокровенное желание задолго до того, как оно пришло ему в голову. Любой из присутствовавших здесь людей имел на это полное право, за исключением одного человека, который был тяжело ранен и которого звали Король-Рыбак. Нет никаких сомнений в том, что такое лишение - самое ужасное из всех, которые можно себе представить: оставаться обделенным, переживая это чувство в полном бессилии, не имея доступа к красоте и возможности достичь умиротворения, как раз когда они находятся на расстоянии вытянутой руки. Воистину трудно вообразить более жестокую муку. Священная Чаша была доступна всем до единого, за исключением Короля-Рыбака. В то же время каждый из королевских подданных чувствовал это лишение где-то глубоко внутри себя, переживая беспомощность своего короля, лишенного возможности воспользоваться Святым Граалем.
Каждый вечер в замке Грааля проходила торжественная церемония. Лежа на носилках и корчась от боли, Король-Рыбак наблюдал за процессией, пышность и великолепие которой не поддаются никакому описанию. Одна из многочисленных присутствующих здесь прекрасных дам вносила в церемониальный зал то самое копье, которым римский стражник при распятии пронзил тело Христа, другая дама держала блюдо, на котором находился хлеб во время Тайной Вечери, третья дама входила в зал, неся Чашу Грааля, из глубины которой струился мягкий чудесный свет. Каждый человек, присутствовавший на церемонии, мог пригубить вина из Священной Чаши, и тогда сразу же исполнялось его самое сокровенное желание задолго до того, как оно пришло ему в голову. Любой из присутствовавших здесь людей имел на это полное право, за исключением одного человека, который был тяжело ранен и которого звали Король-Рыбак. Нет никаких сомнений в том, что такое лишение - самое ужасное из всех, которые можно себе представить: оставаться обделенным, переживая это чувство в полном бессилии, не имея доступа к красоте и возможности достичь умиротворения, как раз когда они находятся на расстоянии вытянутой руки. Воистину трудно вообразить более жестокую муку. Священная Чаша была доступна всем до единого, за исключением Короля-Рыбака. В то же время каждый из королевских подданных чувствовал это лишение где-то глубоко внутри себя, переживая беспомощность своего короля, лишенного возможности воспользоваться Святым Граалем.
СТАДИИ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
По традиции у мужчины потенциально существуют три стадии психологического развития. Архетипический паттерн предполагает развитие мужской психологии от бессознательного детского превосходства и совершенства через сознательное ощущение своей ненужности и ущербности в среднем возрасте к сознательному ощущению полноценности в старости. Человек движется от невинной целостности, в которой внутренний и внешний миры соединяются для него в одно целое, к разделению и различению внутреннего и внешнего мира и сопутствующему ощущению дуализма жизни, и, наконец, с большой степенью вероятности он приходит к повторному, совершенно сознательному воссоединению внутреннего и внешнего в гармоничную целостность.
Сейчас мы рассматриваем развитие Короля-Рыбака в период перехода от первого этапа ко второму. Нет смысла даже упоминать о наступлении последнего этапа, если человек не завершил свое развитие на предыдущем. Не стоит толковать о единстве со Вселенной, пока человек не ощутит и не осознает себя отдельно от нее. Мы можем следовать всевозможным мысленным экспериментам, следить за искусной игрой ума и говорить о единой сущности всех вещей, но мы не в состоянии жить и действовать в соответствии с нашими умозаключениями, не научившись отличать внутренний мир от внешнего.
По традиции у мужчины потенциально существуют три стадии психологического развития. Архетипический паттерн предполагает развитие мужской психологии от бессознательного детского превосходства и совершенства через сознательное ощущение своей ненужности и ущербности в среднем возрасте к сознательному ощущению полноценности в старости. Человек движется от невинной целостности, в которой внутренний и внешний миры соединяются для него в одно целое, к разделению и различению внутреннего и внешнего мира и сопутствующему ощущению дуализма жизни, и, наконец, с большой степенью вероятности он приходит к повторному, совершенно сознательному воссоединению внутреннего и внешнего в гармоничную целостность.
Сейчас мы рассматриваем развитие Короля-Рыбака в период перехода от первого этапа ко второму. Нет смысла даже упоминать о наступлении последнего этапа, если человек не завершил свое развитие на предыдущем. Не стоит толковать о единстве со Вселенной, пока человек не ощутит и не осознает себя отдельно от нее. Мы можем следовать всевозможным мысленным экспериментам, следить за искусной игрой ума и говорить о единой сущности всех вещей, но мы не в состоянии жить и действовать в соответствии с нашими умозаключениями, не научившись отличать внутренний мир от внешнего.
Король-Рыбак
Наша история начинается в замке Грааля. На замок обрушилась беда. Живущий в нем Король-Рыбак был жестоко ранен. Его рана была столь серьезной, что он находился на грани жизни и смерти. Он стонал, кричал от боли и страдал, не зная ни сна, ни отдыха. Все его владения подверглись опустошению и разорению. Его стада больше не плодились, поля оскудели, рыцари и воины были убиты, дети в его королевстве осиротели, женщины постоянно плакали, повсеместно царили скорбь и траур, и все это имело только одну причину - Король-Рыбак был ранен.
Процветание и благополучие королевства зависят от силы и зрелости его правителя. Это общее правило, которое и сейчас не вызывает особенных сомнений, а первобытные люди ему следовали беспрекословно. До сих пор существуют племена, сохраняющие примитивную социальную организацию, где правителя убивают сразу, едва он потеряет способность к воспроизведению потомства. Его действительно убивают физически; для этого даже существует специальный ритуал. Иногда его убивают постепенно, иногда правителя ждет жестокая казнь, но убийство обязательно совершается, так как считается, что подвластный ему народ не может процветать при слабом или больном правителе.
Наша история начинается в замке Грааля. На замок обрушилась беда. Живущий в нем Король-Рыбак был жестоко ранен. Его рана была столь серьезной, что он находился на грани жизни и смерти. Он стонал, кричал от боли и страдал, не зная ни сна, ни отдыха. Все его владения подверглись опустошению и разорению. Его стада больше не плодились, поля оскудели, рыцари и воины были убиты, дети в его королевстве осиротели, женщины постоянно плакали, повсеместно царили скорбь и траур, и все это имело только одну причину - Король-Рыбак был ранен.
Процветание и благополучие королевства зависят от силы и зрелости его правителя. Это общее правило, которое и сейчас не вызывает особенных сомнений, а первобытные люди ему следовали беспрекословно. До сих пор существуют племена, сохраняющие примитивную социальную организацию, где правителя убивают сразу, едва он потеряет способность к воспроизведению потомства. Его действительно убивают физически; для этого даже существует специальный ритуал. Иногда его убивают постепенно, иногда правителя ждет жестокая казнь, но убийство обязательно совершается, так как считается, что подвластный ему народ не может процветать при слабом или больном правителе.
Введение
Очень часто, когда в истории человечества наступает новая эра, одновременно с ней возникает соответствующий миф, который несет в себе некоторое предвидение будущего; в нем всегда содержится мудрый совет, помогающий человеку адаптироваться к психологическим особенностям своего времени.
Такое духовное предписание для нашего современника можно найти в мифе о поисках Пар-сифалем Священной Чаши Грааля. Миф о Священной Чаше возник в XII веке; многие люди убеждены в том, что именно тогда и началась наша эра, что все наши современные идеи, теории и убеждения зарождались и развивались в то самое время, когда миф о Граале только-только появлялся и обретал свою форму.
Тема мифа о Граале постоянно была на слуху в XII, XIII и XIV-м веках. Эхо этого мифа можно было услышать в любой части Европы. Мы воспользуемся французской версией, записанной раньше всех остальных и отразившейся в поэме Кретьена де Труа. Кроме нее, существует немецкая версия Вольфрама фон Эшенбаха. Английская версия, "Смерть Артура", восходит к XIV веку, но с тех пор она претерпела очень большие изменения. Она стала чрезвычайно сложной, а в результате многочисленных переизданий настолько авторизованной, что утратила определенную, очень важную мифологическую часть психологической истины. Французская версия намного проще и конкретнее, она более доступна бессознательному. Таким образом, она больше всех других версий соответствует нашим целям.
Очень часто, когда в истории человечества наступает новая эра, одновременно с ней возникает соответствующий миф, который несет в себе некоторое предвидение будущего; в нем всегда содержится мудрый совет, помогающий человеку адаптироваться к психологическим особенностям своего времени.
Такое духовное предписание для нашего современника можно найти в мифе о поисках Пар-сифалем Священной Чаши Грааля. Миф о Священной Чаше возник в XII веке; многие люди убеждены в том, что именно тогда и началась наша эра, что все наши современные идеи, теории и убеждения зарождались и развивались в то самое время, когда миф о Граале только-только появлялся и обретал свою форму.
Тема мифа о Граале постоянно была на слуху в XII, XIII и XIV-м веках. Эхо этого мифа можно было услышать в любой части Европы. Мы воспользуемся французской версией, записанной раньше всех остальных и отразившейся в поэме Кретьена де Труа. Кроме нее, существует немецкая версия Вольфрама фон Эшенбаха. Английская версия, "Смерть Артура", восходит к XIV веку, но с тех пор она претерпела очень большие изменения. Она стала чрезвычайно сложной, а в результате многочисленных переизданий настолько авторизованной, что утратила определенную, очень важную мифологическую часть психологической истины. Французская версия намного проще и конкретнее, она более доступна бессознательному. Таким образом, она больше всех других версий соответствует нашим целям.
Мифология и постижение Бога
Введение в историю о Священной Чаше
Для первобытных людей мифология была священной, словно в архаичных мифах содержалась человеческая душа. Жизнь первобытного человека зарождается и развивается в мифологической колыбели, поэтому смерть мифологии означает разрушение человеческой жизни и человеческого духа, как это случилось с мифами американских индейцев.
Однако для большинства наших современников слово "миф" стало синонимом слов "вымысел" и "иллюзия". Такая путаница возникла вследствие ложного представления о том, что мифы родились в процессе наивных попыток древнего человека объяснить разные природные явления, в чем наука преуспела гораздо больше. Но сейчас некоторые психологи и антропологи помогают нам увидеть миф в совершенно ином свете и понять, что он отражает глубинные психологические и духовные процессы, присущие человеческой психике. В первую очередь следует назвать К. Г. Юнга, который в своей концепции коллективного бессознательного подчеркивал, что мифы - это спонтанные проявления скрытой в бессознательном психологической и духовной истины. По Юнгу, мифы содержат глубокий смысл для каждого человека, ибо в них в форме рассказа всплывает "архетипическое" содержание, то есть универсальные и достоверные картины жизни.
Введение в историю о Священной Чаше
Для первобытных людей мифология была священной, словно в архаичных мифах содержалась человеческая душа. Жизнь первобытного человека зарождается и развивается в мифологической колыбели, поэтому смерть мифологии означает разрушение человеческой жизни и человеческого духа, как это случилось с мифами американских индейцев.
Однако для большинства наших современников слово "миф" стало синонимом слов "вымысел" и "иллюзия". Такая путаница возникла вследствие ложного представления о том, что мифы родились в процессе наивных попыток древнего человека объяснить разные природные явления, в чем наука преуспела гораздо больше. Но сейчас некоторые психологи и антропологи помогают нам увидеть миф в совершенно ином свете и понять, что он отражает глубинные психологические и духовные процессы, присущие человеческой психике. В первую очередь следует назвать К. Г. Юнга, который в своей концепции коллективного бессознательного подчеркивал, что мифы - это спонтанные проявления скрытой в бессознательном психологической и духовной истины. По Юнгу, мифы содержат глубокий смысл для каждого человека, ибо в них в форме рассказа всплывает "архетипическое" содержание, то есть универсальные и достоверные картины жизни.