Возрастное развитие человека
Возрастная психология как научная дисциплина в России начала складываться в середине ХХ в. Получившая распространение идея воспитания, построенного на знании законов духовного и телесного развития человека, выдвинула на первый план физиологию и психологию. На первоначальном этапе главной задачей было доказательство значимости психологии и педагогики. Необходимо было на основе сведений о духовном и физическом развитии ребенка попытаться ответить на ряд принципиальных вопросов. Попытка их решения нашла наиболее яркое воплощение в трудах Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Н. Х. Весселя и П. Д. Юркевича, Л. С. Выготского.
Л. С. Выготский избрал областью своего исследования психологию сознания. Он назвал ее «вершинной психологией» и противопоставил ее трем другим: глубинной, поверхностной и объяснительной. Л. С. Выготский разработал учение о возрасте как единице детского развития и показал его структуру и динамику. Он заложил основы детской (возрастной) психологии, в которой реализуется системный подход к изучению детского развития. Учение о психологическом возрасте позволяет избежать биологического и средового редукционизма при объяснении детского развития.
Возрастная психология как научная дисциплина в России начала складываться в середине ХХ в. Получившая распространение идея воспитания, построенного на знании законов духовного и телесного развития человека, выдвинула на первый план физиологию и психологию. На первоначальном этапе главной задачей было доказательство значимости психологии и педагогики. Необходимо было на основе сведений о духовном и физическом развитии ребенка попытаться ответить на ряд принципиальных вопросов. Попытка их решения нашла наиболее яркое воплощение в трудах Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Н. Х. Весселя и П. Д. Юркевича, Л. С. Выготского.
Л. С. Выготский избрал областью своего исследования психологию сознания. Он назвал ее «вершинной психологией» и противопоставил ее трем другим: глубинной, поверхностной и объяснительной. Л. С. Выготский разработал учение о возрасте как единице детского развития и показал его структуру и динамику. Он заложил основы детской (возрастной) психологии, в которой реализуется системный подход к изучению детского развития. Учение о психологическом возрасте позволяет избежать биологического и средового редукционизма при объяснении детского развития.
Психология развития как отрасль психологии
Психология развития – раздел психологии, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности. Психологию развития можно назвать «возрастной психологией», хотя данный термин будет не совсем точным. В возрастной психологии развитие изучается только в связи с определенным хронологическим возрастом. Психология развития изучает не только возрастные этапы человеческого онтогенеза, она также рассматривает различные процессы психического развития вообще. Поэтому правильнее будет считать, что возрастная психология – это один из разделов психологии развития. Практически все исследователи считают, что развитие – это изменение во времени. Психология развития отвечает на вопросы что и как именно изменяется; в качестве предмета психология развития изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим явления и особенности человеческой жизни.
Психология развития – раздел психологии, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности. Психологию развития можно назвать «возрастной психологией», хотя данный термин будет не совсем точным. В возрастной психологии развитие изучается только в связи с определенным хронологическим возрастом. Психология развития изучает не только возрастные этапы человеческого онтогенеза, она также рассматривает различные процессы психического развития вообще. Поэтому правильнее будет считать, что возрастная психология – это один из разделов психологии развития. Практически все исследователи считают, что развитие – это изменение во времени. Психология развития отвечает на вопросы что и как именно изменяется; в качестве предмета психология развития изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим явления и особенности человеческой жизни.
Приложение
Краткое содержание легенды о Чаше Грааля по Кретьену де Труа
Священная Чаша хранилась в замке со времен Тайной Вечери. Живущий в этом замке король был серьезно ранен и постоянно мучился, страдал от незаживающих ран. Все его владения были в запустении, а население - в полном унынии.
Король был ранен еще подростком. Бродя по лесу, он наткнулся на опустевшую стоянку с тлеющим костром, над которым на вертеле жарился лосось. Мальчик очень проголодался и захотел отщипнуть кусочек рыбы. Но, дотронувшись до нее, он сильно обжег пальцы. Чтобы успокоить боль, он взял обожженные пальцы себе в рот и почувствовал вкус лосося. Так как он пострадал от рыбы, его стали звать Король-Рыбак. Кроме того, он был ранен в бедро, лишившись надежды иметь потомство. Все его владения пришли в запустение и стали бесплодными. Придворные таскали Короля-Рыбака на носилках, и лишь иногда он отправлялся на рыбалку и в это время был абсолютно счастлив.
Краткое содержание легенды о Чаше Грааля по Кретьену де Труа
Священная Чаша хранилась в замке со времен Тайной Вечери. Живущий в этом замке король был серьезно ранен и постоянно мучился, страдал от незаживающих ран. Все его владения были в запустении, а население - в полном унынии.
Король был ранен еще подростком. Бродя по лесу, он наткнулся на опустевшую стоянку с тлеющим костром, над которым на вертеле жарился лосось. Мальчик очень проголодался и захотел отщипнуть кусочек рыбы. Но, дотронувшись до нее, он сильно обжег пальцы. Чтобы успокоить боль, он взял обожженные пальцы себе в рот и почувствовал вкус лосося. Так как он пострадал от рыбы, его стали звать Король-Рыбак. Кроме того, он был ранен в бедро, лишившись надежды иметь потомство. Все его владения пришли в запустение и стали бесплодными. Придворные таскали Короля-Рыбака на носилках, и лишь иногда он отправлялся на рыбалку и в это время был абсолютно счастлив.
ВТОРОЕ ПОСЕЩЕНИЕ ЗАМКА ГРААЛЯ
После Кретьена де Труа многие другие авторы пытались закончить эту легенду. Ни одна попытка не оказалась ни удовлетворительной, ни убедительной. Может быть, причина тому - отсутствие значительного прогресса в нашей психологии со времен Кретьена де Труа. Вместе с тем имеет смысл посмотреть эти варианты, ибо они могут быть весьма поучительными для нас.
В соответствии с некоторыми версиями мифа Парсифаль сразу добрался до замка Грааля. Он все увидел и все понял. Имея представление о существовании Замка Грааля и обладая достаточной скромностью и мужеством, мужчина очень скоро окажется на пути, который ведет в замок. Чтобы в него войти, не требуется проливать кровь. Если он будет искать Замок Грааля с открытым сердцем, то непременно его найдет. Замок Грааля всегда можно увидеть, если спуститься вниз по дороге, а затем сразу повернуть налево. Если мужчина окажется достаточно скромным и добросердечным, он без особых усилий может попасть внутрь замка. Парсифаль страдал высокомерием, которое исчезло за двадцать лет бесполезных усилий и бесплодных поисков, и теперь он оказался готов к тому, чтобы вновь появиться в замке.
Парсифаль нашел навесной мост и через него перебрался. Все произошло точно так же, как и раньше: Король-Рыбак по-прежнему мучился и страдал. После всех необходимых формальностей Парсифаль задал вопрос: "Кому служит Чаша Грааля?" И тотчас услышал ответ: "Чаша Грааля служит Королю Грааля".
После Кретьена де Труа многие другие авторы пытались закончить эту легенду. Ни одна попытка не оказалась ни удовлетворительной, ни убедительной. Может быть, причина тому - отсутствие значительного прогресса в нашей психологии со времен Кретьена де Труа. Вместе с тем имеет смысл посмотреть эти варианты, ибо они могут быть весьма поучительными для нас.
В соответствии с некоторыми версиями мифа Парсифаль сразу добрался до замка Грааля. Он все увидел и все понял. Имея представление о существовании Замка Грааля и обладая достаточной скромностью и мужеством, мужчина очень скоро окажется на пути, который ведет в замок. Чтобы в него войти, не требуется проливать кровь. Если он будет искать Замок Грааля с открытым сердцем, то непременно его найдет. Замок Грааля всегда можно увидеть, если спуститься вниз по дороге, а затем сразу повернуть налево. Если мужчина окажется достаточно скромным и добросердечным, он без особых усилий может попасть внутрь замка. Парсифаль страдал высокомерием, которое исчезло за двадцать лет бесполезных усилий и бесплодных поисков, и теперь он оказался готов к тому, чтобы вновь появиться в замке.
Парсифаль нашел навесной мост и через него перебрался. Все произошло точно так же, как и раньше: Король-Рыбак по-прежнему мучился и страдал. После всех необходимых формальностей Парсифаль задал вопрос: "Кому служит Чаша Грааля?" И тотчас услышал ответ: "Чаша Грааля служит Королю Грааля".
ВНУТРЕННИЙ ОТШЕЛЬНИК
И тут на Парсифаля нахлынули воспоминания. Парсифаль задумался, воскрешая в памяти то, что рассказывала ему о церкви мать. Он вспомнил о Бланшфлер, о замке Грааля и погрузился в ностальгию, терзаясь угрызениями совести. Парсифаль спросил у странников, куда они направляются, и услышал в ответ: "К отшельнику для покаяния". Он отправился с ними.
Наконец, они добрались до хижины отшельника, который оказался родным дядей Парсифаля, братом его отца, ставшим монахом.
Отшельник - это интровертированная часть унаследованной нами маскулинности. Если вся маскулинная деятельность экстравертирована, пять или двадцать лет активности проходят без особой пользы. Наконец, человек утверждается в том, что из-за возникшего противоречия он не способен двигаться по намеченному пути. Он убеждается, что ни второй миллион, ни вторая жена, ни новое занятие не могут решить его проблему. Тогда он поворачивается к своему интро-вертированному отшельнику, живущему в маленькой хижине в дремучем лесу. Именно здесь он находит необходимый запас силы и энергии.
И тут на Парсифаля нахлынули воспоминания. Парсифаль задумался, воскрешая в памяти то, что рассказывала ему о церкви мать. Он вспомнил о Бланшфлер, о замке Грааля и погрузился в ностальгию, терзаясь угрызениями совести. Парсифаль спросил у странников, куда они направляются, и услышал в ответ: "К отшельнику для покаяния". Он отправился с ними.
Наконец, они добрались до хижины отшельника, который оказался родным дядей Парсифаля, братом его отца, ставшим монахом.
Отшельник - это интровертированная часть унаследованной нами маскулинности. Если вся маскулинная деятельность экстравертирована, пять или двадцать лет активности проходят без особой пользы. Наконец, человек утверждается в том, что из-за возникшего противоречия он не способен двигаться по намеченному пути. Он убеждается, что ни второй миллион, ни вторая жена, ни новое занятие не могут решить его проблему. Тогда он поворачивается к своему интро-вертированному отшельнику, живущему в маленькой хижине в дремучем лесу. Именно здесь он находит необходимый запас силы и энергии.
Долгий поиск
Парсифаль прошел через множество испытаний. В одних версиях мифа сообщается, что он путешествовал пять лет, в других - целых двадцать лет. За это время он испытал множество приключений, пережил много горечи, избавился от разных иллюзий и становился все тверже и тверже, все более отдаляясь от Бланшфлер - своего фемининного сознания. Он забыл, зачем ему понадобился меч. Парсифаль по-прежнему побеждал всех встречавшихся ему рыцарей, но для сражений было все меньше причин, и от побед он получал все меньше наслаждения. Эти годы для мужчины среднего возраста можно назвать "пустыми". В это время он все меньше и меньше понимает, что делает, и даже если и отвечает на вопрос о смысле жизни, то делает это весьма уклончиво.
Однажды ему встретились несколько медленно бредущих странников. Они спросили его: "Что за нужда заставляет тебя скакать во весь опор вооруженным в Страстную пятницу, в день смерти Господа нашего Иисуса Христа?" "А что,- переспросил их Парсифаль,- разве сегодня Страстная пятница?" "Пойдем с нами,- сказали странники,- в лес к отшельнику, чтобы исповедаться и приготовиться к Светлому Воскресению". Парсифаль сразу очнулся от своей мечтательности и скорее по инерции, чем по вдохновению последовал за странниками к лесному отшельнику.
Парсифаль прошел через множество испытаний. В одних версиях мифа сообщается, что он путешествовал пять лет, в других - целых двадцать лет. За это время он испытал множество приключений, пережил много горечи, избавился от разных иллюзий и становился все тверже и тверже, все более отдаляясь от Бланшфлер - своего фемининного сознания. Он забыл, зачем ему понадобился меч. Парсифаль по-прежнему побеждал всех встречавшихся ему рыцарей, но для сражений было все меньше причин, и от побед он получал все меньше наслаждения. Эти годы для мужчины среднего возраста можно назвать "пустыми". В это время он все меньше и меньше понимает, что делает, и даже если и отвечает на вопрос о смысле жизни, то делает это весьма уклончиво.
Однажды ему встретились несколько медленно бредущих странников. Они спросили его: "Что за нужда заставляет тебя скакать во весь опор вооруженным в Страстную пятницу, в день смерти Господа нашего Иисуса Христа?" "А что,- переспросил их Парсифаль,- разве сегодня Страстная пятница?" "Пойдем с нами,- сказали странники,- в лес к отшельнику, чтобы исповедаться и приготовиться к Светлому Воскресению". Парсифаль сразу очнулся от своей мечтательности и скорее по инерции, чем по вдохновению последовал за странниками к лесному отшельнику.
Ужасная карга
В сопровождении почетного эскорта Парсифаль с триумфом прибыл ко двору короля Артура. Его приняли как героя, самого великого рыцаря всех времен. Три дня продолжался праздник, устроенный в его честь со всеми подобающими церемониями. О такой славе можно было только мечтать. Быть триумфатором двора короля Артура - самое заветное желание любого рыцаря. С этого момента Парсифаль стал верховным главнокомандующим при дворе короля Артура. Вдруг во двор замка на старом, дряхлом, хромавшем на все четыре ноги муле въехала омерзительная тварь. Ее черные волосы были растрепаны, а руки и ногти были цвета ржавого железа. Полузакрытые маленькие глазки напоминали крысиные, нос походил на обезьяний или кошачий, обросшие бородой губы - точь-в-точь, как у осла или буйвола, на груди - горб, а плечи и бедра были похожи на древесные корни. Никто при дворе короля Артура никогда не видел ничего подобного.
Отвратительная карга въехала на муле прямо во двор замка, без устали перечисляя все грехи Парсифаля. От нее веяло ледяным холодом. Она пересказала во всех подробностях его неудачу в замке Грааля, объяснила ее причину и долго причитала, что Парсифаль несет ответственность за убитых рыцарей, плачущих женщин, пустынные поля, осиротевших детей, кричала об обязательствах перед королем и заключила, что во всем этом виноват только один Парсифаль. Подняв руку и указав пальцем на Парсифаля, она произнесла: "Это все из-за тебя".
В сопровождении почетного эскорта Парсифаль с триумфом прибыл ко двору короля Артура. Его приняли как героя, самого великого рыцаря всех времен. Три дня продолжался праздник, устроенный в его честь со всеми подобающими церемониями. О такой славе можно было только мечтать. Быть триумфатором двора короля Артура - самое заветное желание любого рыцаря. С этого момента Парсифаль стал верховным главнокомандующим при дворе короля Артура. Вдруг во двор замка на старом, дряхлом, хромавшем на все четыре ноги муле въехала омерзительная тварь. Ее черные волосы были растрепаны, а руки и ногти были цвета ржавого железа. Полузакрытые маленькие глазки напоминали крысиные, нос походил на обезьяний или кошачий, обросшие бородой губы - точь-в-точь, как у осла или буйвола, на груди - горб, а плечи и бедра были похожи на древесные корни. Никто при дворе короля Артура никогда не видел ничего подобного.
Отвратительная карга въехала на муле прямо во двор замка, без устали перечисляя все грехи Парсифаля. От нее веяло ледяным холодом. Она пересказала во всех подробностях его неудачу в замке Грааля, объяснила ее причину и долго причитала, что Парсифаль несет ответственность за убитых рыцарей, плачущих женщин, пустынные поля, осиротевших детей, кричала об обязательствах перед королем и заключила, что во всем этом виноват только один Парсифаль. Подняв руку и указав пальцем на Парсифаля, она произнесла: "Это все из-за тебя".
Годы бесплодных скитаний
Вернемся к Парсифалю. Он покинул замок Грааля, и навесной мост за ним исчез, как только копыто коня Парсифаля последний раз коснулось его поверхности.
На пути ему встретилась женщина, полная скорби, сидевшая около тела своего возлюбленного рыцаря, убитого из ревности разъяренным рыцарем дамы из шатра. Возмущенный посещением Парсифаля, ее рыцарь в бешенстве выскочил из шатра и убил первого встречного, которым и оказался этот несчастный. Получилось, что смерть убитого рыцаря целиком лежит на совести Парсифаля, в чем его сразу обвинила скорбящая дама.
Она спросила, где он был все это время. Тот ответил, что находился неподалеку, в одном замке. Она удивилась: на протяжении тридцати миль нет ни одного замка. Когда он описал ей замок, она сразу воскликнула: "Так это был замок Грааля!"
Вернемся к Парсифалю. Он покинул замок Грааля, и навесной мост за ним исчез, как только копыто коня Парсифаля последний раз коснулось его поверхности.
На пути ему встретилась женщина, полная скорби, сидевшая около тела своего возлюбленного рыцаря, убитого из ревности разъяренным рыцарем дамы из шатра. Возмущенный посещением Парсифаля, ее рыцарь в бешенстве выскочил из шатра и убил первого встречного, которым и оказался этот несчастный. Получилось, что смерть убитого рыцаря целиком лежит на совести Парсифаля, в чем его сразу обвинила скорбящая дама.
Она спросила, где он был все это время. Тот ответил, что находился неподалеку, в одном замке. Она удивилась: на протяжении тридцати миль нет ни одного замка. Когда он описал ей замок, она сразу воскликнула: "Так это был замок Грааля!"
Замок Грааля
Представьте себе деревенского парня, находящегося в замке во время такого церемониала, под воздействием чудесной силы Священной Чаши. Парсифаль просто онемел.
Вспомните слова Гурнамонда: едва настоящий рыцарь найдет замок Грааля и войдет в него, ему следует задать главный вопрос: "Кому служит Чаша Грааля?" Но Парсифаль слишком хорошо усвоил материнский совет - не задавать вопросов, поэтому он так и не произнес нужного вопроса. Он был слишком поражен тем, что происходило вокруг, и только наивно изумлялся.
Праздник закончился. Короля-Рыбака на носилках унесли в покои, и все гости и рыцари разошлись восвояси. Двое слуг проводили Пар-сифаля в спальню, помогли ему раздеться и пожелали спокойной ночи.
Проснувшись, Парсифаль не нашел вокруг ни души. Он стал стучать в разные двери - никакого результата. Тогда он спустился во двор замка. Его конь был уже оседлан и готов к путешествию. Парсифаль громко крикнул в надежде, что хоть кто-то откликнется. В ответ - только эхо. Вокруг не было ни души. Он вскочил на коня и поскакал из замка через навесной мост. И вновь мост исчез при последнем прикосновении копыта коня Парсифаля. Замок Грааля исчез из вида. Вокруг был один дремучий лес.
Представьте себе деревенского парня, находящегося в замке во время такого церемониала, под воздействием чудесной силы Священной Чаши. Парсифаль просто онемел.
Вспомните слова Гурнамонда: едва настоящий рыцарь найдет замок Грааля и войдет в него, ему следует задать главный вопрос: "Кому служит Чаша Грааля?" Но Парсифаль слишком хорошо усвоил материнский совет - не задавать вопросов, поэтому он так и не произнес нужного вопроса. Он был слишком поражен тем, что происходило вокруг, и только наивно изумлялся.
Праздник закончился. Короля-Рыбака на носилках унесли в покои, и все гости и рыцари разошлись восвояси. Двое слуг проводили Пар-сифаля в спальню, помогли ему раздеться и пожелали спокойной ночи.
Проснувшись, Парсифаль не нашел вокруг ни души. Он стал стучать в разные двери - никакого результата. Тогда он спустился во двор замка. Его конь был уже оседлан и готов к путешествию. Парсифаль громко крикнул в надежде, что хоть кто-то откликнется. В ответ - только эхо. Вокруг не было ни души. Он вскочил на коня и поскакал из замка через навесной мост. И вновь мост исчез при последнем прикосновении копыта коня Парсифаля. Замок Грааля исчез из вида. Вокруг был один дремучий лес.
Наша история продолжается.
Мы расстались с Парсифалем в замке Бланш-флер вскоре после ее освобождения. Юношу по-прежнему не покидало ощущение вины перед матерью. Мы помним, как он внезапно оставил мать и ушел из дому, а та потом долго горевала и умерла с разбитым сердцем.
Интересно отметить, что каждый раз, когда Парсифаль совершает что-то важное, но делает это преждевременно, он вспоминает о матери. Мальчик должен набраться мужества, для того чтобы более или менее объективно посмотреть на свою мать, на отца или на ситуацию в семье, даже для того чтобы написать поздравительные открытки и проявить учтивость. Хотя бы частичное освобождение от материнского комплекса дает ему шанс установить взрослые отношения с матерью. Но прежде он должен обрести силу и независимость.
Получив силу от Гурнамонда и Бланшфлер, Парсифаль тотчас вспомнил о матери. Но позже мы убедимся: если на события начинает влиять материнский комплекс, происходит какая-то неприятность. Это обстоятельство - величайшее препятствие в развитии мужской психологии. Практически никто из мужчин не согласен с этим фактом, что означает их полную зависимость от материнского комплекса. Но по мере возмужания у них появляются шансы интеграции материнского комплекса. В мифе о Чаше Грааля в каждый момент личностного роста Парсифаль в той или иной мере снова и снова пересматривает свое отношение к этому комплексу.
Мы расстались с Парсифалем в замке Бланш-флер вскоре после ее освобождения. Юношу по-прежнему не покидало ощущение вины перед матерью. Мы помним, как он внезапно оставил мать и ушел из дому, а та потом долго горевала и умерла с разбитым сердцем.
Интересно отметить, что каждый раз, когда Парсифаль совершает что-то важное, но делает это преждевременно, он вспоминает о матери. Мальчик должен набраться мужества, для того чтобы более или менее объективно посмотреть на свою мать, на отца или на ситуацию в семье, даже для того чтобы написать поздравительные открытки и проявить учтивость. Хотя бы частичное освобождение от материнского комплекса дает ему шанс установить взрослые отношения с матерью. Но прежде он должен обрести силу и независимость.
Получив силу от Гурнамонда и Бланшфлер, Парсифаль тотчас вспомнил о матери. Но позже мы убедимся: если на события начинает влиять материнский комплекс, происходит какая-то неприятность. Это обстоятельство - величайшее препятствие в развитии мужской психологии. Практически никто из мужчин не согласен с этим фактом, что означает их полную зависимость от материнского комплекса. Но по мере возмужания у них появляются шансы интеграции материнского комплекса. В мифе о Чаше Грааля в каждый момент личностного роста Парсифаль в той или иной мере снова и снова пересматривает свое отношение к этому комплексу.
СЧАСТЬЕ
Гурнамонд сказал Парсифалю, что тот не должен ни соблазнять, ни соблазняться. Мужчина может не только соблазниться своей анимой, но и попытаться сам ее соблазнить. Когда речь заходит о том, что не следует соблазнять свою внутреннюю прекрасную даму, это может означать, что мужчина не должен жить в ожидании хорошего настроения. Ему не следует насиловать свою фемининность. Он может искать полноты, но не хорошего настроения.
Такой момент для большинства людей, теряющих свою активность, в какой-то мере является критическим, пока они не достигнут определенной психологической ясности. Это настроение, которое бьет через край, поднимает человека до небес, раздувает его до огромных размеров, наполовину выходит из-под контроля и которое так часто наблюдается у мужчин, представляет серьезную опасность, ибо содержит в себе только соблазн. Мужчина соблазнил аниму. Он взял ее за горло и сказал: "Ты ведь только и мечтаешь о том, чтобы сделать меня счастливым, или я ошибаюсь?" Несколько позже он сполна за это заплатит, так как закон компенсации говорит, что для восстановления внутреннего равновесия потом обязательно наступит депрессия.
Гурнамонд сказал Парсифалю, что тот не должен ни соблазнять, ни соблазняться. Мужчина может не только соблазниться своей анимой, но и попытаться сам ее соблазнить. Когда речь заходит о том, что не следует соблазнять свою внутреннюю прекрасную даму, это может означать, что мужчина не должен жить в ожидании хорошего настроения. Ему не следует насиловать свою фемининность. Он может искать полноты, но не хорошего настроения.
Такой момент для большинства людей, теряющих свою активность, в какой-то мере является критическим, пока они не достигнут определенной психологической ясности. Это настроение, которое бьет через край, поднимает человека до небес, раздувает его до огромных размеров, наполовину выходит из-под контроля и которое так часто наблюдается у мужчин, представляет серьезную опасность, ибо содержит в себе только соблазн. Мужчина соблазнил аниму. Он взял ее за горло и сказал: "Ты ведь только и мечтаешь о том, чтобы сделать меня счастливым, или я ошибаюсь?" Несколько позже он сполна за это заплатит, так как закон компенсации говорит, что для восстановления внутреннего равновесия потом обязательно наступит депрессия.
ДЕПРЕССИЯ И ИНФЛЯЦИЯ
Давайте вернемся к разнице между чувством (способностью человека к ценностному отношению) и настроением (состоянием человека, находящегося под властью своей внутренней фемининности). Если у мужчины существует хороший контакт со своей анимой, он может чувствовать и оценивать, то есть найти в своей жизни определенный смысл. Если такой контакт отсутствует, он не видит в жизни никакого смысла и не способен ее ценить. Именно здесь проходит резкая грань между двумя разными внутренними переживаниями мужчины.
Миф о Священной Чаше повествует нам именно о том, что во время контакта с внутренней фемининностью мужчине следует устанавливать с ней связь на уровне чувств, а не на уровне настроения. Наставление, полученное Парсифалем, предписывало ему относиться к Бланшфлер, то есть каниме, на чувственном уровне, на котором проявляется благородство и существует возможность развития и практического применения творческих способностей и отсутствует прямой соблазн, разрушающий отношения. Соблазнять и поддаваться соблазну - и то и другое запрещено мужчине, занятому поисками Чаши Грааля. Это означает, что он не должен становиться жертвой собственного настроения. Как только мужчина попадает под власть настроения, он теряет возможность развивать нормальные отношения и способность чувствовать, то есть оценивать.
Давайте вернемся к разнице между чувством (способностью человека к ценностному отношению) и настроением (состоянием человека, находящегося под властью своей внутренней фемининности). Если у мужчины существует хороший контакт со своей анимой, он может чувствовать и оценивать, то есть найти в своей жизни определенный смысл. Если такой контакт отсутствует, он не видит в жизни никакого смысла и не способен ее ценить. Именно здесь проходит резкая грань между двумя разными внутренними переживаниями мужчины.
Миф о Священной Чаше повествует нам именно о том, что во время контакта с внутренней фемининностью мужчине следует устанавливать с ней связь на уровне чувств, а не на уровне настроения. Наставление, полученное Парсифалем, предписывало ему относиться к Бланшфлер, то есть каниме, на чувственном уровне, на котором проявляется благородство и существует возможность развития и практического применения творческих способностей и отсутствует прямой соблазн, разрушающий отношения. Соблазнять и поддаваться соблазну - и то и другое запрещено мужчине, занятому поисками Чаши Грааля. Это означает, что он не должен становиться жертвой собственного настроения. Как только мужчина попадает под власть настроения, он теряет возможность развивать нормальные отношения и способность чувствовать, то есть оценивать.