Измерение эмоций
«Всю систему чувств, ? писал он, ? можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга» .
Рис. 1. Основные измерения
эмоциональных процессов и состояний (по В. Вундту)
«Всю систему чувств, ? писал он, ? можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга» .
Рис. 1. Основные измерения
эмоциональных процессов и состояний (по В. Вундту)
Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина
В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности организма и эмоций. Дарвин показал, что во внешнем проявлении (выражении) разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной.
Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты (остатки) реальных приспособительных реакций организма. Большая группа психологов (сподвижников Ч. Дарвина) склонна рассматривать эмоцию не как психическое состояние, а как ответ организма на ситуацию.
В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности организма и эмоций. Дарвин показал, что во внешнем проявлении (выражении) разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной.
Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты (остатки) реальных приспособительных реакций организма. Большая группа психологов (сподвижников Ч. Дарвина) склонна рассматривать эмоцию не как психическое состояние, а как ответ организма на ситуацию.
Ощущение, эмоция, сознание
На настоящем этапе развития науки ощущение рассматривается как наиболее элементарный компонент сознания. На нейрофизиологическом уровне ощущение – это электрохимическая реакция организма, возникающая в ответ на стимуляцию, как внешнюю, так и внутреннюю. На уровне сознания ощущение представляет собой переживание этой электрохимической реакции. Задаваясь вопросом «как переживается ощущение?», мы невольно возвращаемся к проблеме разграничения материи и разума.
Западные мыслители, как правило, исключают возможность переживания ощущения «в чистом виде» (James, 1890; Nathan, 1969), считая, что ощущение, достигая сознания, преобразуется в перцептивный образ. Таким образом, восприятие определяется ими как ощущение, обретшее смысл, причем предполагается, что этот смысл обретается мгновенно. Мы слышим музыку, а не звук, мы видим предметы, а не отраженный ими свет. Однако допускается возможность существования ощущения и образа и высказывает предположение, что неосмысленное ощущение – это тема, которая должна стать предметом будущих научных исследований.
На настоящем этапе развития науки ощущение рассматривается как наиболее элементарный компонент сознания. На нейрофизиологическом уровне ощущение – это электрохимическая реакция организма, возникающая в ответ на стимуляцию, как внешнюю, так и внутреннюю. На уровне сознания ощущение представляет собой переживание этой электрохимической реакции. Задаваясь вопросом «как переживается ощущение?», мы невольно возвращаемся к проблеме разграничения материи и разума.
Западные мыслители, как правило, исключают возможность переживания ощущения «в чистом виде» (James, 1890; Nathan, 1969), считая, что ощущение, достигая сознания, преобразуется в перцептивный образ. Таким образом, восприятие определяется ими как ощущение, обретшее смысл, причем предполагается, что этот смысл обретается мгновенно. Мы слышим музыку, а не звук, мы видим предметы, а не отраженный ими свет. Однако допускается возможность существования ощущения и образа и высказывает предположение, что неосмысленное ощущение – это тема, которая должна стать предметом будущих научных исследований.
Эмоции как организующий фактор сознания
Несмотря на очевидную пользу различения сознания, понимаемого как способность к ощущению и осмыслению, и содержания сознания, нередко приходится сталкиваться с описаниями сознания как набора структур и операций. Сознающий разум активен, и его активность обычно воплощается в образах, мыслях, эмоциях и аффективно-когнитивных ориентациях, причем последние являются наиболее распространенными структурами сознания.
Различные техники медитации, разработанные в рамках восточных религий и философских систем, на первый взгляд доказывают возможность и бессодержательного, пассивного сознания, но, по нашему мнению, это отсутствие содержания следует рассматривать скорее как особое состояние сознания. В противоположность ему обычные состояния сознания, как и подавляющее большинство особых состояний сознания, характеризуются наличием содержания. Мы склонны считать, что именно эмоции и аффективно-когнитивные ориентации составляют фундаментальное содержание сознания, организуют и направляют его.
Несмотря на очевидную пользу различения сознания, понимаемого как способность к ощущению и осмыслению, и содержания сознания, нередко приходится сталкиваться с описаниями сознания как набора структур и операций. Сознающий разум активен, и его активность обычно воплощается в образах, мыслях, эмоциях и аффективно-когнитивных ориентациях, причем последние являются наиболее распространенными структурами сознания.
Различные техники медитации, разработанные в рамках восточных религий и философских систем, на первый взгляд доказывают возможность и бессодержательного, пассивного сознания, но, по нашему мнению, это отсутствие содержания следует рассматривать скорее как особое состояние сознания. В противоположность ему обычные состояния сознания, как и подавляющее большинство особых состояний сознания, характеризуются наличием содержания. Мы склонны считать, что именно эмоции и аффективно-когнитивные ориентации составляют фундаментальное содержание сознания, организуют и направляют его.
Аффект и связанные с ним физиологические и поведенческие изменения
В начале XX века среди различных «чувств» в самостоятельную группу стали выделяться аффекты. Аффекты почти всегда возникают в виде реакции, при которой происходит отреагирование напряжения. Аффект является самой мощной эмоциональной реакцией. Аффект (от лат. affectus – «душевное волнение», «страсть») – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Аффект возникает на уже произошедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу.
Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Сюда относятся и случаи аффективного восторга на выступлении любимого ансамбля, и аффективный гнев болельщиков на стадионе, недовольных качеством судейства, и религиозный экстаз и т.д. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы, речи. Такими могут быть ужас, отчаяние. Или, если человек неожиданно получает приятное известие, он теряется, не знает, что сказать.
В начале XX века среди различных «чувств» в самостоятельную группу стали выделяться аффекты. Аффекты почти всегда возникают в виде реакции, при которой происходит отреагирование напряжения. Аффект является самой мощной эмоциональной реакцией. Аффект (от лат. affectus – «душевное волнение», «страсть») – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Аффект возникает на уже произошедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу.
Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Сюда относятся и случаи аффективного восторга на выступлении любимого ансамбля, и аффективный гнев болельщиков на стадионе, недовольных качеством судейства, и религиозный экстаз и т.д. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы, речи. Такими могут быть ужас, отчаяние. Или, если человек неожиданно получает приятное известие, он теряется, не знает, что сказать.
Физиологические основы чувств и эмоций
Специальные исследования показывают, что эмоциональные переживания обусловлены нервным возбуждением подкорковых центров и физиологическими процессами, происходящими в вегетативной нервной системе. В свою очередь подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. Эмоциональные процессы вызывают целый ряд изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности. При эмоциональных состояниях меняется пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается реакция потоотделения, побледнение или покраснение, усиленный приток крови к сердцу, легким, центральной нервной системе и т.д. Различные переживания сопровождаются своеобразными изменениями во внутренних органах, возбуждаемых через симпатический отдел вегетативной нервной системы.
Ведущую роль в эмоциях и особенно чувствах выполняет кора больших полушарий головного мозга человека. И.П. Павлов показал, что она регулирует протекание и выражение эмоций и чувств, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле. Кора оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими.
Специальные исследования показывают, что эмоциональные переживания обусловлены нервным возбуждением подкорковых центров и физиологическими процессами, происходящими в вегетативной нервной системе. В свою очередь подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. Эмоциональные процессы вызывают целый ряд изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности. При эмоциональных состояниях меняется пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается реакция потоотделения, побледнение или покраснение, усиленный приток крови к сердцу, легким, центральной нервной системе и т.д. Различные переживания сопровождаются своеобразными изменениями во внутренних органах, возбуждаемых через симпатический отдел вегетативной нервной системы.
Ведущую роль в эмоциях и особенно чувствах выполняет кора больших полушарий головного мозга человека. И.П. Павлов показал, что она регулирует протекание и выражение эмоций и чувств, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле. Кора оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими.
Эмоциональный тон впечатлений
Эмоциональный тон удовольствия или неудовольствия, наслаждения или отвращения может сопровождать не только ощущения, но и впечатления человека от процесса восприятия, представления, интеллектуальной деятельности, общения, испытываемых эмоций. Еще Платон говорил об умственном наслаждении, удовольствии, которое он относил к высшим, не имеющим ничего общего с низшими удовольствиями и страданиями. Они связаны, отмечал Платон, с интеллектуальным созерцанием. Возникновение духовных радостей, писал он, связано с сознательной оценкой абсолютных достоинств вещей.
Н.Н. Ланге писал, что в эмоциях есть особое элементарное чувство удовольствия и страдания, которое не сводимо к органическим и кинестетическим ощущениям. Поэтому целесообразно выделить еще один вид эмоционального тона – эмоциональный тон впечатлений. Если эмоциональный тон ощущений – это физическое удовольствие – неудовольствие, то эмоциональный тон впечатлений – эстетическое удовольствие –неудовольствие.
Эмоциональный тон удовольствия или неудовольствия, наслаждения или отвращения может сопровождать не только ощущения, но и впечатления человека от процесса восприятия, представления, интеллектуальной деятельности, общения, испытываемых эмоций. Еще Платон говорил об умственном наслаждении, удовольствии, которое он относил к высшим, не имеющим ничего общего с низшими удовольствиями и страданиями. Они связаны, отмечал Платон, с интеллектуальным созерцанием. Возникновение духовных радостей, писал он, связано с сознательной оценкой абсолютных достоинств вещей.
Н.Н. Ланге писал, что в эмоциях есть особое элементарное чувство удовольствия и страдания, которое не сводимо к органическим и кинестетическим ощущениям. Поэтому целесообразно выделить еще один вид эмоционального тона – эмоциональный тон впечатлений. Если эмоциональный тон ощущений – это физическое удовольствие – неудовольствие, то эмоциональный тон впечатлений – эстетическое удовольствие –неудовольствие.
Эмоциональный тон ощущений
Эмоциональный тон ощущений является филогенетически наиболее древней эмоциональной реакцией. Он связан с переживанием удовольствия или неудовольствия в процессе ощущения. Поэтому Н.Н. Ланге относил их к элементарным физическим чувствам. Он писал, что «...чувство удовольствия и страдания является показателем лишь наличного в данный момент соответствия между впечатлением и требованием организма. Оно есть свидетель, а не пророк». Следовательно, как подчеркивает П.В. Симонов, это контактный вид эмоционального реагирования. Именно это отличает, по его мнению, эмоциональный тон ощущений от других эмоциональных реакций. При отвращении, страдании, удовольствии взаимодействие всегда уже имеет место. Его не удалось предотвратить, поэтому его можно только ослабить, прекратить или усилить.
Эмоциональный тон ощущений является филогенетически наиболее древней эмоциональной реакцией. Он связан с переживанием удовольствия или неудовольствия в процессе ощущения. Поэтому Н.Н. Ланге относил их к элементарным физическим чувствам. Он писал, что «...чувство удовольствия и страдания является показателем лишь наличного в данный момент соответствия между впечатлением и требованием организма. Оно есть свидетель, а не пророк». Следовательно, как подчеркивает П.В. Симонов, это контактный вид эмоционального реагирования. Именно это отличает, по его мнению, эмоциональный тон ощущений от других эмоциональных реакций. При отвращении, страдании, удовольствии взаимодействие всегда уже имеет место. Его не удалось предотвратить, поэтому его можно только ослабить, прекратить или усилить.
Эмоция как реакция на ситуацию и событие
Почему природа не ограничилась эмоциональным тоном ощущений, а создала еще эмоции, да к тому же в таком разнообразии? Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно подробно рассмотреть, что такое эмоция, и выявить ее отличие от эмоционального тона ощущений.
Ученые дают разные ответы на вопрос «что такое эмоция?» и, по мнению физиолога П. В. Симонова (1981), абстрактно-описательные. Это отмечается и психологами. Так, Б.И. Додонов (1978) пишет, что «термины, обозначающие психические явления, обычно называемые эмоциями, не имеют строгого значения, и среди психологов до сих пор идут дискуссии на тему "что значит что"». Сам автор решил не включаться в эту дискуссию, предпочитая использовать понятие «эмоция» в широком смысле, включающем и чувства.
У. Джемс полагал, что «эмоция есть стремление к чувствованиям» (1991). В то же время он писал, что «как чисто внутренние душевные состояния, эмоции совершенно не поддаются описанию. Кроме того, такого рода описание было бы излишним, ибо читателю эмоции как чисто душевные состояния и без того хорошо известны. Мы можем только описать их отношение к вызывающим их объектам и реакции, сопровождающие их» (1991).
Почему природа не ограничилась эмоциональным тоном ощущений, а создала еще эмоции, да к тому же в таком разнообразии? Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно подробно рассмотреть, что такое эмоция, и выявить ее отличие от эмоционального тона ощущений.
Ученые дают разные ответы на вопрос «что такое эмоция?» и, по мнению физиолога П. В. Симонова (1981), абстрактно-описательные. Это отмечается и психологами. Так, Б.И. Додонов (1978) пишет, что «термины, обозначающие психические явления, обычно называемые эмоциями, не имеют строгого значения, и среди психологов до сих пор идут дискуссии на тему "что значит что"». Сам автор решил не включаться в эту дискуссию, предпочитая использовать понятие «эмоция» в широком смысле, включающем и чувства.
У. Джемс полагал, что «эмоция есть стремление к чувствованиям» (1991). В то же время он писал, что «как чисто внутренние душевные состояния, эмоции совершенно не поддаются описанию. Кроме того, такого рода описание было бы излишним, ибо читателю эмоции как чисто душевные состояния и без того хорошо известны. Мы можем только описать их отношение к вызывающим их объектам и реакции, сопровождающие их» (1991).
Чувства
Чувства – один из видов эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т.е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Следующим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства – с социальной сферой. Еще одним существенным различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме этого, чувства человека всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции чаще всего не имеют.
Чувства – более длительные, чем эмоции, психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит.
Чувства – один из видов эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т.е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Следующим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства – с социальной сферой. Еще одним существенным различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме этого, чувства человека всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции чаще всего не имеют.
Чувства – более длительные, чем эмоции, психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит.
Классификация и свойства эмоций
Представители древнегреческой философской школы стоицизма утверждали, что эмоции, имея в своем основании два блага и два зла, должны подразделяться на четыре основные страсти: желание и радость, печаль и страх. Далее они подразделяли их на 32 второстепенные страсти. Р. Декарт признавал шесть главных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль. Попытки дать универсальные классификации эмоций предпринимали многие ученые, и каждый из них выдвигал для этого собственное обоснование.
Так, Т. Браун в основу классификации положил временной признак, разделив эмоции на непосредственные, т.е. проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные. А. Бэн (1902) выделял 12 классов эмоций. Основоположник научной психологии В. Вундт считал, что число эмоций (точнее, оттенков эмоционального тона ощущений) значительно больше 50000. Сложность классификации эмоций состоит в том, что, с одной стороны, трудно определить, является ли выделяемая эмоция действительно самостоятельным видом или же это обозначение одной и той же эмоции разными словами, а с другой стороны, не является ли новое словесное обозначение эмоции лишь отражением степени ее выраженности (например, тревога – страх – ужас).
Представители древнегреческой философской школы стоицизма утверждали, что эмоции, имея в своем основании два блага и два зла, должны подразделяться на четыре основные страсти: желание и радость, печаль и страх. Далее они подразделяли их на 32 второстепенные страсти. Р. Декарт признавал шесть главных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль. Попытки дать универсальные классификации эмоций предпринимали многие ученые, и каждый из них выдвигал для этого собственное обоснование.
Так, Т. Браун в основу классификации положил временной признак, разделив эмоции на непосредственные, т.е. проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные. А. Бэн (1902) выделял 12 классов эмоций. Основоположник научной психологии В. Вундт считал, что число эмоций (точнее, оттенков эмоционального тона ощущений) значительно больше 50000. Сложность классификации эмоций состоит в том, что, с одной стороны, трудно определить, является ли выделяемая эмоция действительно самостоятельным видом или же это обозначение одной и той же эмоции разными словами, а с другой стороны, не является ли новое словесное обозначение эмоции лишь отражением степени ее выраженности (например, тревога – страх – ужас).
Понятие о чувствах и эмоциях.
К эмоциональной сфере традиционно относят не только эмоции как таковые, но и настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
О связи эмоциональных переживаний с процессами жизнедеятельности организма было известно уже давно. Аристотель полагал, что познавательные процессы реализуются только «душой», а эмоциональные – совместно «душой» и «телом». В XVII в. Декарт (1950) постулировал, что страсть, возникающая в душе, имеет своего «телесного двойника».
Под эмоциональными явлениями в современной психологии понимаются субъективные переживания человеком, его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям.
К эмоциональной сфере традиционно относят не только эмоции как таковые, но и настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
О связи эмоциональных переживаний с процессами жизнедеятельности организма было известно уже давно. Аристотель полагал, что познавательные процессы реализуются только «душой», а эмоциональные – совместно «душой» и «телом». В XVII в. Декарт (1950) постулировал, что страсть, возникающая в душе, имеет своего «телесного двойника».
Под эмоциональными явлениями в современной психологии понимаются субъективные переживания человеком, его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям.