ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМИ В ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Наука » Психология » Психология массовых коммуникаций
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМИ В ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Хотя экспериментальные телеприемники появились еще в конце 1930-х годов, до конца Второй мировой войны телевидение было в целом неизвестно населению. В 1946 году телевизор имели только 0,2% американских семей, в 1950-м эта цифра выросла до 9%, в 1951-м – до 23,5%, а в 1962 году она составляла уже 90%. К 1980 году телевизоры имели почти 98% американских семей, и с тех пор эта цифра остается неизменной (Andreasen, 1994). В каждой из этих семей в среднем 2,2 телевизора (Church, 1996). Хотя в этот период большинство передач осуществлялось телевизионными сетями или местными станциями, быстрое развитие кабельного и спутникового телевидения в 1980-х годах значительно расширило возможности выбора, что привело к соответствующему снижению доли сетевого телевидения на рынке. С телевизорами тесно связаны видеомагнитофоны, которые в 1997 году были у 96% американских семей с детьми (Mares, 1998).

В развивающихся странах феномен телевидения носит почти повсеместный характер. Например, телевизоры имеют свыше 94% аргентинских семей (Getino, 1990) и более 75% бразильских семей, хотя холодильники можно увидеть только в 20% бразильских домов (Marquez de Melo, 1991). Антенны возвышаются над крышами домов даже в самых жалких городских трущобах стран третьего мира. На пороге XXI века на земле не осталось мест, которых не достигло бы телевидение. Между 1981 и 1997 годами количество телевизоров на 1000 жителей планеты удвоилось с 117 до 234 (The Faustian Bargain, 1997), хотя едва ли можно говорить об их равномерном распределении по земному шару; например, на 1000 человек в Нидерландах приходилось 906 телевизоров, а в США – 850, но лишь 5 – в Бангладеш и 9 – в Кении (Wresch, 1996). Последние Олимпийские игры и финал чемпионата мира по футболу наблюдали по телевизору от 2 до 3 миллиардов человек. В модуле 1.3 представлен взгляд антрополога на стадии признания телевидения обществом.

ЦЕНЗУРА

Наука » Психология » Психология массовых коммуникаций
ЦЕНЗУРА

Одним из серьезных философских и правовых вопросов, связанных со СМИ, является вопрос о цензуре. В различных общественных системах он решается по-разному. В некоторых тоталитарных государствах практикуется предварительная цензура (т. е. обязательное одобрение всего материала перед вещанием или опубликованием), но более завуалированные формы цензуры существуют во всех странах. Даже в демократических странах свобода прессы никогда не была абсолютной, скорее она действует внутри определенных рамок. К примеру, нельзя печатать или передавать в эфир материал, который содержит клевету, секретные сведения или непристойности, призывает людей к насилию или нарушает авторские права.

В США FCC распределяет частоты вещания и выдает лицензии. Хотя она имеет право отказать в продлении лицензии, за более чем четверть века своего существования она прибегала к этой мере очень редко. FCC также следит за соблюдением Правила равного времени, служащего тому, чтобы в эфире были представлены противоположные точки зрения по спорным вопросам и в отношении политических событий.

ЧТО ТАКОЕ МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ?

Наука » Психология » Психология массовых коммуникаций
ЧТО ТАКОЕ МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ?

Что делает массовую коммуникацию массовой? Во-первых, аудитория СМИ велика и анонимна, а зачастую и очень гетерогенна (С. R. Wright, 1986). Информация может быть адресована отдельным зрителям, слушателям, читателям или даже группам людей, но точность адресации ограничена. Во-вторых, источниками коммуникации являются определенные институты и организации (С. R. Wright, 1986). Некоторые, например телевизионные сети, газетные концерны и телеграфные агентства или конгломераты, которые владеют этими предприятиями, находятся в числе самых крупных и богатых частных корпораций. В-третьих, и, возможно, этот пункт наиболее важен, основная экономическая функция большинства СМИ – привлекать и удерживать максимально возможную аудиторию в интересах рекламодателей. В США реклама тем или иным образом окупает значительный процент расходов владельцев газет и журналов, местных теле- и радиостанций и коммерческих телевизионных сетей, подобных CBS, NBS, ABC и Fox; даже национальные и субсидируемые государством телесети, такие, как Общественная служба телевещания (Public Broadcasting Service, PBS), Канадская телерадиовещательная корпорация (СВС) или ВВС, не ограждены от давления со стороны коммерсантов.

ЭЛЕКТРОННЫЕ И ПЕЧАТНЫЕ СМИ

Наука » Психология » Психология массовых коммуникаций
ЭЛЕКТРОННЫЕ И ПЕЧАТНЫЕ СМИ

Как правило, СМИ разделяют на два типа: печатные и электронные (или телерадиовещательные). Печатные СМИ (газеты и журналы) поставляют информацию путем изготовления и распространения множества экземпляров какого-либо периодического издания. В отличие от электронных СМИ, печатные обычно более долговечны – по крайней мере, были до широкого распространения видео- и аудиозаписи – и требуют грамотности от тех, кому они адресованы. Кроме того, печатные СМИ не ограничены количеством каналов, тогда как обычно существует определенное число возможных радиочастот и телевизионных каналов (сегодня быстро растущее). Количество же газет или журналов, которые могут быть опубликованы, как правило, не ограничено. В целом, печатные СМИ больше предназначены для подробного освещения событий, чем электронные СМИ.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

Наука » Психология » Психология массовых коммуникаций
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

В 1993 году 5-летний ребенок поджег зажигалкой постель, лишив жизни свою 2-летнюю сестру, как утверждается, после просмотра одной из серий мультфильма «Бивис и Батхед», в которой развязные герои-подростки заявляют, что «пожар – это классно» (J. R. Wilson & S. L. R. Wilson, 1998).



Отправляясь на стадион смотреть спортивные состязания, люди очень часто берут с собой переносные радио- и телеприемники. Когда их спрашивают, зачем они слушают репортаж, если игра проходит на их глазах, обычно следует ответ: «Так я могу понять, что же происходит на самом деле».



В 1969 году молодой журналист Британской телерадиовещательной корпорации (ВВС) был послан во Вьетнам освещать военные действия. Будучи не слишком опытным или же не разбираясь в том, что он наблюдает, он начал свой первый телерепортаж об атаке американцами вьетконговских позиций такими словами: «О господи! Такое впечатление, что смотришь телепередачу» (Bogart, 1980).

Какой американский телесериал пользовался наибольшей популярностью в мире в середине 90-х годов?

Наука » Психология » Психология массовых коммуникаций
Какой американский телесериал пользовался наибольшей популярностью в мире в середине 90-х годов?

Ответ. Baywatch (в российском прокате – «Пляж»), который каждую неделю смотрели около 1 миллиарда людей в 150 странах! (Most Famous Canadian, 1996). Хотя подобная экспортная продукция не имеет никакого отношения к культуре, а многие даже считают ее низкопробной, ее приобретение обходится очень дешево. По некоторым данным, за одну серию Baywatch Намибийская телерадиовещательная компания платит 450 долларов, тогда как за трансляцию футбольного матча между местными командами – 1200 долларов, а за показ фильма, выпущенного в Намибии, – 2000 долларов (Wresch, 1996).

Какое событие вызвало осенью 1997 года массовые протесты в многострадальном боснийском городе Банья-Лука?

Наука » Психология » Психология массовых коммуникаций
Какое событие вызвало осенью 1997 года массовые протесты в многострадальном боснийском городе Банья-Лука?

Ответ. Снятие с эфира самой популярной в Боснии телепередачи, венесуэльской мыльной оперы «Кассандра». Потребовалось вмешательство ООН и Госдепартамента США, чтобы «Кассандра» снова появилась на телеэкранах. При этом обнаружилось, что местная телевизионная станция показывает пиратские копии сериала. Однако все прониклись жалостью к жителям этой охваченной войной страны, и прокатчик из Майами передал в дар копии всех 150 с лишним серий фильма (CNN Headline News, 11/10/97).

Какой вид досуга наиболее популярен в мире?

Наука » Психология » Психология массовых коммуникаций
Какой вид досуга наиболее популярен в мире?

Ответ. Просмотр телепередач. Каждую неделю американцы проводят перед телевизором 15 из 39 часов, которые составляет у них в среднем свободное время, что делает этот вид досуга намного более популярным, чем все остальные. Только работа и сон занимают у нас больше времени, а за чтением мы проводим лишь 2,8 часа. Каждый день люди во всем мире проводят перед телевизором свыше 3,5 миллиардов часов (Kubey & Csikczentmihalyi, 1990; Numbers, 1997).

Заключение

Наука » Психология » Психология эмоций
Заключение

Наше отношение к эмоциям очень похоже на отношение к старости, которой, по остроумному замечанию Цицерона, достигнуть желают все, а достигнув, ее же винят. Разум постоянно восстает против неограниченной власти эмоций в человеческих взаимоотношениях. Но его протест чаще всего можно услышать «после драки», когда с предельной ясностью становится очевидно, что страх, гнев или чрезмерная радость оказались не лучшими советчиками в общении. «Не надо было горячиться, – подсказывает ум, который получил справедливое название «заднего», – сначала следовало все взвесить, а потом уже обнаруживать свое отношение к собеседнику».

В связи с быстрым развитием научно-технического прогресса, особенно в последнее время, резко возрос темп жизни. За единицу времени человек не успевает выполнять то количество работы, которое ему навязывает современная жизнь. Стараясь угнаться за прогрессом, человек находится в постоянном напряжении и практически не расслабляется (не успевает отдыхать), у него появляется стресс, т.е. нервно-психическое перенапряжение. Стараясь защититься от стресса, человек идет по наименьшему сопротивлению. Он выплескивает свои эмоции на окружающих (т.е. разряжается, снимая напряжение), тем самым портит здоровье себе и другим.

Измерение физиологических реакций, связанных с эмоциями

Наука » Психология » Психология эмоций
Измерение физиологических реакций, связанных с эмоциями

Наиболее распространенным прибором для измерения физиологических реакций, вызванных эмоциями, является полиграф, который чаще называют «детектором лжи». Детектор лжи – это прибор, измеряющий частоту сердцебиения и дыхания, артериальное давление, активность органов пищеварения, кожно-гальваническую реакцию. К различным участкам тела испытуемого подсоединяются электроды. Затем эти электроды присоединяются к прибору, который регистрирует физиологические параметры и записывает их с помощью самописца.

Действие прибора основано на предположении, что ложь вызывает сильные эмоции. Поскольку интенсивные эмоции сопровождаются изменением физиологических параметров, прибор должен зарегистрировать заметные колебания всякий раз, когда испытуемый лжет. Если испытуемый говорит правду, то физиологические параметры должны оставаться почти постоянными. Достоверность данных, полученных при использовании полиграфа в качестве детектора лжи, подвергается сомнениям. Если человек подвергается допросу, да еще и будучи опутан всевозможными проводами, это само по себе уже может возбуждать у него эмоции. Кроме того, существуют значительные индивидуальные различия в степени эмоционального возбуждения, связанного с ложью. Некоторые лгут с легкостью, а другие ощущают сильные эмоции, даже если просто не уверены в ответе.

Методы изучения эмоционального переживания (феноменология эмоций)

Наука » Психология » Психология эмоций
Методы изучения эмоционального переживания (феноменология эмоций)

Эмоции всегда окрашивают некоторое отражаемое содержание, нечто, нами ощущаемое, воспринимаемое, мыслимое. Предметное отношение эмоций, ее общественная направленность – как феноменологический фактор. Качество отдельного эмоционального переживания остается неизменным от младенчества до старости. Эмоции меняются по мере взросления и становления под влиянием тех или иных событий и зависят от множества причин. Однако само переживание эмоции, будь то эмоция радости или печали, остается неизменным. Каждая отдельная эмоция имеет тенденцию выражаться в специфических действиях, и эти тенденции остаются неизменными на всем протяжении человеческой жизни.

Постоянство эмоционального переживания, его независимость от изменяющихся обстоятельств человеческой жизни дает постоянство ощущения собственного «Я», помогает формировать устойчивую «Я-концепцию».

Внутренние переживания человека всегда предметны. Беспредметное настроение означает скорее недостаточную конкретность его предмета. Беспредметное настроение возникает у психически больных людей.

ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ»

Наука » Психология » Психология эмоций
ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ»

Исторически сложилось так, что стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловило появление различных точек зрения. В течение длительного времени ученые пытались решить вопрос о природе эмоций. С того времени, когда философы и естествоиспытатели стали всерьез задумываться над природой и сущностью эмоций, возникли две основные позиции. Ученые, занимающие одну из них, интеллектуалистическую, наиболее четко обозначенную И.Ф. Гербартом (1824-1825), утверждали, что органические проявления эмоций – это следствие психических явлений. По Гербарту, эмоция представляет собой связь, которая устанавливается между представлениями. Эмоция – это психическое нарушение, вызываемое рассогласованием (конфликтом) между представлениями. Это аффективное состояние непроизвольно вызывает вегетативные
изменения.

Представители другой позиции – сенсуалисты – наоборот, заявляли, что органические реакции влияют на психические явления. Ф. Дюфур (1883) писал по этому поводу: «Разве я недостаточно доказал, что источник нашей естественной склонности к страстям лежит не в душе, а связан со способностью вегетативной нервной системы сообщать мозгу о получаемом ею возбуждении, что если мы не можем произвольно регулировать функции кровообращения, пищеварения, секреции, то нельзя, следовательно, в таком случае объяснять нашей волей нарушения этих функций, возникающие под влиянием страстей». Эти две позиции позднее получили развитие в когнитивных теориях эмоций и в периферической теории эмоций У. Джемса – Г. Ланге.