Завоевательные войны и управление империей
Каждый ацтекский город-государство имел одного или нескольких правителей под названием “тлатоани” (“оратор”). Власть была наследственной и переходила от брата к брату либо от отца к сыну. Впрочем, наследование почетных титулов происходило не автоматически, а требовало одобрения высших кругов городской знати. Таким образом, легитимность власти каждого нового правителя обеспечивалась как божественным правом наследования, так и публичным признанием его достоинств. Правители жили в роскоши, но не в праздности, поскольку были обязаны осуществлять управление, выносить вердикты в сложных судебных случаях, наблюдать за должным исполнением религиозных ритуалов и защищать подданных. Поскольку некоторые города-государства подпали под власть других, одни правители считались выше других, а главным из них признавали правителя Теночтитлана.
На службе правителей состояли советники, военачальники, жрецы, судьи, писцы и прочие должностные лица. Имперские захваты потребовали расширения бюрократического аппарата за счет сборщиков дани, наместников и начальников гарнизонов. Покоренные народы пользовались относительной свободой. Городам-государствам, как правило, позволялось сохранять правящие династии при условии аккуратной выплаты дани. Новые территории входили в состав империи различными путями — одни народы теночки завоевывали и принуждали к регулярной выплате дани, других склоняли к союзу переговорами, брачными связями и дарами. Города-государства, покоренные тройственным союзом в раннюю эпоху его существования, к началу 16 в. были уже глубоко интегрированы в имперскую структуру. Их правители участвовали в захватнических войнах теночков, получая награды в виде титулов и земель.
Война составляла важнейшую сферу жизнедеятельности ацтеков. Успешные войны обогащали империю и предоставляли возможность отдельным воинам продвинуться вверх по социальной лестнице. Главной доблестью считался захват пленного для жертвоприношения; воин, взявший в плен четырех воинов противников, повышался в чине.
Каждый ацтекский город-государство имел одного или нескольких правителей под названием “тлатоани” (“оратор”). Власть была наследственной и переходила от брата к брату либо от отца к сыну. Впрочем, наследование почетных титулов происходило не автоматически, а требовало одобрения высших кругов городской знати. Таким образом, легитимность власти каждого нового правителя обеспечивалась как божественным правом наследования, так и публичным признанием его достоинств. Правители жили в роскоши, но не в праздности, поскольку были обязаны осуществлять управление, выносить вердикты в сложных судебных случаях, наблюдать за должным исполнением религиозных ритуалов и защищать подданных. Поскольку некоторые города-государства подпали под власть других, одни правители считались выше других, а главным из них признавали правителя Теночтитлана.
На службе правителей состояли советники, военачальники, жрецы, судьи, писцы и прочие должностные лица. Имперские захваты потребовали расширения бюрократического аппарата за счет сборщиков дани, наместников и начальников гарнизонов. Покоренные народы пользовались относительной свободой. Городам-государствам, как правило, позволялось сохранять правящие династии при условии аккуратной выплаты дани. Новые территории входили в состав империи различными путями — одни народы теночки завоевывали и принуждали к регулярной выплате дани, других склоняли к союзу переговорами, брачными связями и дарами. Города-государства, покоренные тройственным союзом в раннюю эпоху его существования, к началу 16 в. были уже глубоко интегрированы в имперскую структуру. Их правители участвовали в захватнических войнах теночков, получая награды в виде титулов и земель.
Война составляла важнейшую сферу жизнедеятельности ацтеков. Успешные войны обогащали империю и предоставляли возможность отдельным воинам продвинуться вверх по социальной лестнице. Главной доблестью считался захват пленного для жертвоприношения; воин, взявший в плен четырех воинов противников, повышался в чине.
Образ жизни ацтеков
В этом разделе вы познакомитесь с религией , экономикой , социальной организацией и другими сферами жизни ацтеков.
В этом разделе вы познакомитесь с религией , экономикой , социальной организацией и другими сферами жизни ацтеков.
Создание империи
В 1428 теночки вошли в союз с аколуа города-государства Тескоко, расположенного на восток от Теночтитлана, восстали против тепанеков Ацкапоцалько и разгромили их в 1430. После этого к военному союзу теночков и аколуа присоединились тепанеки близлежащего Тлакопана. Так была создана мощная военно-политическая сила — тройственный союз, нацеленный на захватнические войны и контроль над экономическими ресурсами огромной территории.
Правитель теночков Ицкоатль, первым возглавивший тройственный союз, подчинил прочие города-государства долины Мехико. Каждый из пяти последующих властителей расширял территорию империи. Впрочем, последний из ацтекских императоров, Мотекусома Шокойотцин (Монтесума II), занимался не столько захватом новых территорий, сколько консолидацией империи и подавлением восстаний. Но Монтесуме, как и его предшественникам, не удалось подчинить тарасков на западных границах империи и тлашкаланцев на востоке. Последние оказали огромную военную помощь испанским конкистадорам во главе с Кортесом при покорении ацтекской империи.
В 1428 теночки вошли в союз с аколуа города-государства Тескоко, расположенного на восток от Теночтитлана, восстали против тепанеков Ацкапоцалько и разгромили их в 1430. После этого к военному союзу теночков и аколуа присоединились тепанеки близлежащего Тлакопана. Так была создана мощная военно-политическая сила — тройственный союз, нацеленный на захватнические войны и контроль над экономическими ресурсами огромной территории.
Правитель теночков Ицкоатль, первым возглавивший тройственный союз, подчинил прочие города-государства долины Мехико. Каждый из пяти последующих властителей расширял территорию империи. Впрочем, последний из ацтекских императоров, Мотекусома Шокойотцин (Монтесума II), занимался не столько захватом новых территорий, сколько консолидацией империи и подавлением восстаний. Но Монтесуме, как и его предшественникам, не удалось подчинить тарасков на западных границах империи и тлашкаланцев на востоке. Последние оказали огромную военную помощь испанским конкистадорам во главе с Кортесом при покорении ацтекской империи.
Скитания ацтеков
Название “ацтеки” (букв. “люди Астлана”) напоминает о легендарной прародине племени теночков, откуда они совершили многотрудное путешествие в долину Мехико. Ацтеки были одним из многих бродячих или полуоседлых племен чичимеков, которые мигрировали из пустынных районов северной Мексики (или даже более отдаленных) в плодородные сельскохозяйственные области Центральной Мексики.
Мифологические и исторические источники указывают, что скитания теночков заняли более 200 лет с начала или середины 12 в. до 1325. Покинув остров Астлан (“Место Цапель”), теночки дошли до Чикомостока (“Семь пещер”), мифической отправной точки странствий многих бродячих племен, в том числе тлашкаланцев, тепанеков, шочимилько и чалько, каждое из которых когда-то отправилось из Чикомостока в длительное путешествие на юг, в долину Мехико и близлежащие долины.
Теночки последними ушли из Семи Пещер, ведомые главным божеством своего племени, Уицилопочтли (“Колибри левой стороны”). Их путешествие не было плавным и непрерывным, поскольку время от времени они надолго останавливались, чтобы возвести храм или разрешить с помощью оружия внутриплеменные раздоры. Родственные племена теночков, уже обосновавшиеся в долине Мехико, встретили их со смешанными чувствами. С одной стороны, они были желанны как храбрые воины, которых воюющие между собой города-государства могли использовать в качестве наемников. С другой стороны, их порицали за жестокие обряды и обычаи. Первое святилище теночки воздвигли на холме Чапультепек (“Холм Кузнечика”), затем переходили из одного города в другой, пока в 1325 не выбрали для поселения два островка на озере Тескоко.
Этот выбор, обусловленный практической целесообразностью, имел и мифическую подоплеку. В плотно заселенном озерном бассейне острова оставались единственным свободным местом. Их можно было расширить за счет насыпных искусственных островов (чинампа), а лодки служили легким и удобным видом транспорта. Существует легенда, согласно которой Уицилопочтли повелел теночкам обосноваться там, где они увидят сидящего на кактусе орла со змеей в когтях (этот символ вошел в государственный герб Мексики). В том месте и был основан город теночков — Теночтитлан.
С 1325 до 1430 теночки находились в услужении, в том числе в качестве военных наемников, у самого сильного города-государства в долине Мехико, Ацкапоцалько. В награду за службу они получали земли и доступ к природным ресурсам. С необыкновенным трудолюбием они отстраивали город и расширяли с помощью искусственных островов чинампа свои владения. Они заключали союзы, чаще всего посредством браков, с правящими династиями соседних народов, восходившими к тольтекам.
Название “ацтеки” (букв. “люди Астлана”) напоминает о легендарной прародине племени теночков, откуда они совершили многотрудное путешествие в долину Мехико. Ацтеки были одним из многих бродячих или полуоседлых племен чичимеков, которые мигрировали из пустынных районов северной Мексики (или даже более отдаленных) в плодородные сельскохозяйственные области Центральной Мексики.
Мифологические и исторические источники указывают, что скитания теночков заняли более 200 лет с начала или середины 12 в. до 1325. Покинув остров Астлан (“Место Цапель”), теночки дошли до Чикомостока (“Семь пещер”), мифической отправной точки странствий многих бродячих племен, в том числе тлашкаланцев, тепанеков, шочимилько и чалько, каждое из которых когда-то отправилось из Чикомостока в длительное путешествие на юг, в долину Мехико и близлежащие долины.
Теночки последними ушли из Семи Пещер, ведомые главным божеством своего племени, Уицилопочтли (“Колибри левой стороны”). Их путешествие не было плавным и непрерывным, поскольку время от времени они надолго останавливались, чтобы возвести храм или разрешить с помощью оружия внутриплеменные раздоры. Родственные племена теночков, уже обосновавшиеся в долине Мехико, встретили их со смешанными чувствами. С одной стороны, они были желанны как храбрые воины, которых воюющие между собой города-государства могли использовать в качестве наемников. С другой стороны, их порицали за жестокие обряды и обычаи. Первое святилище теночки воздвигли на холме Чапультепек (“Холм Кузнечика”), затем переходили из одного города в другой, пока в 1325 не выбрали для поселения два островка на озере Тескоко.
Этот выбор, обусловленный практической целесообразностью, имел и мифическую подоплеку. В плотно заселенном озерном бассейне острова оставались единственным свободным местом. Их можно было расширить за счет насыпных искусственных островов (чинампа), а лодки служили легким и удобным видом транспорта. Существует легенда, согласно которой Уицилопочтли повелел теночкам обосноваться там, где они увидят сидящего на кактусе орла со змеей в когтях (этот символ вошел в государственный герб Мексики). В том месте и был основан город теночков — Теночтитлан.
С 1325 до 1430 теночки находились в услужении, в том числе в качестве военных наемников, у самого сильного города-государства в долине Мехико, Ацкапоцалько. В награду за службу они получали земли и доступ к природным ресурсам. С необыкновенным трудолюбием они отстраивали город и расширяли с помощью искусственных островов чинампа свои владения. Они заключали союзы, чаще всего посредством браков, с правящими династиями соседних народов, восходившими к тольтекам.
История
Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Месоамерике. Самая древняя из них, культура ольмеков, развивалась на побережье Мексиканского залива в 14—3 вв. до н.э. Ольмеки подготовили почву для формирования последующих цивилизаций, поэтому эпоху их существования называют предклассической. Они имели развитую мифологию с обширным пантеоном богов, воздвигали массивные каменные сооружения, были искусны в резьбе по камню и гончарном ремесле. Их общество отличалось иерархичностью и узкой профессионализацией; последнее проявлялось, в частности, в том, что религиозными, управленческими и хозяйственными вопросами занимались специально обученные люди.
Эти черты ольмекского общества получили дальнейшее развитие в последующих цивилизациях. Во влажных тропических лесах юга Месоамерики на сравнительно краткий исторический срок пышно расцвела цивилизация майя, оставившая после себя обширные города и множество великолепных произведений искусства. Приблизительно в то же время похожая цивилизация классической эпохи возникла в долине Мехико, в Теотиуакане — огромном городе площадью в 26—28 кв. км и с населением до 100 тыс. человек.
В начале 7 в. Теотиуакан был разрушен в ходе войны. На смену ему пришла культура тольтеков, расцвет которой приходится на 9–12 вв. Тольтекская и прочие позднеклассические цивилизации (включая ацтекскую) продолжали тенденции, заложенные в предклассическую и классическую эпохи. Избытки сельскохозяйственной продукции способствовали росту населения и городов, богатство и власть все больше концентрировались в верхних слоях общества, что привело к формированию наследственных династий правителей городов-государств. Усложнялись религиозные обряды, основанные на политеизме. Возникли обширные профессиональные прослойки людей, занятых интеллектуальным трудом и торговлей, а торговля и завоевательные походы распространяли данную культуру на обширную территорию и приводили к образованию империй. Доминирующее положение отдельных культурных центров не мешало существованию других городов и поселений. Такая сложная система социальных взаимосвязей уже прочно устоялась во всей Месоамерике ко времени появления здесь ацтеков.
Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Месоамерике. Самая древняя из них, культура ольмеков, развивалась на побережье Мексиканского залива в 14—3 вв. до н.э. Ольмеки подготовили почву для формирования последующих цивилизаций, поэтому эпоху их существования называют предклассической. Они имели развитую мифологию с обширным пантеоном богов, воздвигали массивные каменные сооружения, были искусны в резьбе по камню и гончарном ремесле. Их общество отличалось иерархичностью и узкой профессионализацией; последнее проявлялось, в частности, в том, что религиозными, управленческими и хозяйственными вопросами занимались специально обученные люди.
Эти черты ольмекского общества получили дальнейшее развитие в последующих цивилизациях. Во влажных тропических лесах юга Месоамерики на сравнительно краткий исторический срок пышно расцвела цивилизация майя, оставившая после себя обширные города и множество великолепных произведений искусства. Приблизительно в то же время похожая цивилизация классической эпохи возникла в долине Мехико, в Теотиуакане — огромном городе площадью в 26—28 кв. км и с населением до 100 тыс. человек.
В начале 7 в. Теотиуакан был разрушен в ходе войны. На смену ему пришла культура тольтеков, расцвет которой приходится на 9–12 вв. Тольтекская и прочие позднеклассические цивилизации (включая ацтекскую) продолжали тенденции, заложенные в предклассическую и классическую эпохи. Избытки сельскохозяйственной продукции способствовали росту населения и городов, богатство и власть все больше концентрировались в верхних слоях общества, что привело к формированию наследственных династий правителей городов-государств. Усложнялись религиозные обряды, основанные на политеизме. Возникли обширные профессиональные прослойки людей, занятых интеллектуальным трудом и торговлей, а торговля и завоевательные походы распространяли данную культуру на обширную территорию и приводили к образованию империй. Доминирующее положение отдельных культурных центров не мешало существованию других городов и поселений. Такая сложная система социальных взаимосвязей уже прочно устоялась во всей Месоамерике ко времени появления здесь ацтеков.
Ацтеки
Ацтеки — название народов, населявших долину Мехико незадолго до испанского завоевания Мексики в 1521. Этот этноним объединяет многие племенные группы, которые говорили на языке науатль и обнаруживали черты культурной общности, хотя имели свои собственные города-государства и царские династии. Среди этих племен главенствующее положение занимали теночки, и “ацтеками” иногда называли только этот последний народ. Под ацтеками также имеют в виду могущественный тройственный союз, созданный теночками Теночтитлана, аколуа Тескоко и тепанеками Тлакопана, установившими свое господство в Центральной и Южной Мексике в период с 1430 по 1521.
Ацтеки — название народов, населявших долину Мехико незадолго до испанского завоевания Мексики в 1521. Этот этноним объединяет многие племенные группы, которые говорили на языке науатль и обнаруживали черты культурной общности, хотя имели свои собственные города-государства и царские династии. Среди этих племен главенствующее положение занимали теночки, и “ацтеками” иногда называли только этот последний народ. Под ацтеками также имеют в виду могущественный тройственный союз, созданный теночками Теночтитлана, аколуа Тескоко и тепанеками Тлакопана, установившими свое господство в Центральной и Южной Мексике в период с 1430 по 1521.
Японская Атлантида
Эти подводные строения не зря называют Атлантидой Японии. Тут был город: от него остались следы террас, бассейна, театра, часть человекоподобной статуи… Погрузился ли он в пучину, как и Атлантида, из-за гнева богов, уничтожив всех жителей, или же древние люди умели дышать под водой — неизвестно. К счастью, сейчас учёные находят силы ответить на этот непростой вопрос.
История этого сооружения уходит корнями в глубокую древность на многие тысячелетия. Сейчас от него остались лишь руины, однако оно не разрушено вдребезги. Оно не сокрыто под толщей почвы - остатки таинственного города лежат на морском дне недалеко от японского острова Йонагуни (Yonaguni) архипелага Рюкю (Ryukyu), и к ним может подобраться любой аквалангист. Однако обстоятельства сложились так, что современному человечеству город открылся совсем недавно.
В 1986 году один из местных пловцов обнаружил на дне моря странные ровные блоки, явно кем-то вырезанные в породе. Они обработаны так тщательно, что на момент открытия никаких сомнений в их искусственном происхождении ни у кого не возникло.
Эти подводные строения не зря называют Атлантидой Японии. Тут был город: от него остались следы террас, бассейна, театра, часть человекоподобной статуи… Погрузился ли он в пучину, как и Атлантида, из-за гнева богов, уничтожив всех жителей, или же древние люди умели дышать под водой — неизвестно. К счастью, сейчас учёные находят силы ответить на этот непростой вопрос.
История этого сооружения уходит корнями в глубокую древность на многие тысячелетия. Сейчас от него остались лишь руины, однако оно не разрушено вдребезги. Оно не сокрыто под толщей почвы - остатки таинственного города лежат на морском дне недалеко от японского острова Йонагуни (Yonaguni) архипелага Рюкю (Ryukyu), и к ним может подобраться любой аквалангист. Однако обстоятельства сложились так, что современному человечеству город открылся совсем недавно.
В 1986 году один из местных пловцов обнаружил на дне моря странные ровные блоки, явно кем-то вырезанные в породе. Они обработаны так тщательно, что на момент открытия никаких сомнений в их искусственном происхождении ни у кого не возникло.
Циркумпонтийский регион (Черное море)
Существует гипотеза, в которой указанные Платоном 9000 лет интерпретируются как 9000 сезонов по 121—122 дня. В этом случае события, связанные с Атлантидой могут быть отнесены к концу IV тысячелетия до нашей эры и привязаны к таким событиям как распад индоевропейской общности и начало широкомасштабной индоевропейской экспансии. Географически все эти события привязаны к регионам, прилегающим к Чёрному морю, уровень которого в этот период катастрофически повысился почти на 100 метров в связи с прорывом Босфора средиземноморскими водами. Наиболее очевидными следами этой катастрофы являются как само название моря, так и его уникальная двухслойная структура.
Существует гипотеза, в которой указанные Платоном 9000 лет интерпретируются как 9000 сезонов по 121—122 дня. В этом случае события, связанные с Атлантидой могут быть отнесены к концу IV тысячелетия до нашей эры и привязаны к таким событиям как распад индоевропейской общности и начало широкомасштабной индоевропейской экспансии. Географически все эти события привязаны к регионам, прилегающим к Чёрному морю, уровень которого в этот период катастрофически повысился почти на 100 метров в связи с прорывом Босфора средиземноморскими водами. Наиболее очевидными следами этой катастрофы являются как само название моря, так и его уникальная двухслойная структура.
Природные катаклизмы
Утопить страну размером с платоновскую Атлантиду ни одним известным науке способом невозможно. Но уничтожить можно. Во время хорошего тайфуна высота волн достигает нескольких десятков метров: известно множество случаев, когда тайфун успешно разрушал крупные города. Но тайфун - явление непродолжительное, и после него люди обычно отстраивают заново разрушенные жилища.
Можно возложить вину за гибель Атлантиды на метеорит. Крупнейший кратер от падения метеорита в бассейне реки Хатанга достигает в диаметре 100 км. Явление сопровождается выбросом гигантских объемов горячей породы. Но это событие крайне маловероятно. Еще важнее то, что никакой метеорит не создаст на месте падения океанической впадины и не сможет погрузить остров в пучину морскую.
Утопить страну размером с платоновскую Атлантиду ни одним известным науке способом невозможно. Но уничтожить можно. Во время хорошего тайфуна высота волн достигает нескольких десятков метров: известно множество случаев, когда тайфун успешно разрушал крупные города. Но тайфун - явление непродолжительное, и после него люди обычно отстраивают заново разрушенные жилища.
Можно возложить вину за гибель Атлантиды на метеорит. Крупнейший кратер от падения метеорита в бассейне реки Хатанга достигает в диаметре 100 км. Явление сопровождается выбросом гигантских объемов горячей породы. Но это событие крайне маловероятно. Еще важнее то, что никакой метеорит не создаст на месте падения океанической впадины и не сможет погрузить остров в пучину морскую.
Царства, ушедшие в морскую пучину
Помимо Атлантиды, существуют и другие предания об исчезнувших в океане странах. Популярна гипотеза о древнем материке Лемурия между Африкой и Индией. В конце XIX века немецкий зоолог Эрнст Хекель создал теорию о том, что именно Лемурия была колыбелью человечества. Эта земля была заселена полуобезьянами, к которым относят современных лемуров. Основательница знаменитого Теософического общества Елена Блаватская во время своих сеансов принимала сообщения от бестелесных сущностей, которые поведали ей, что история человечества началась с Лемурии. Обитатели Лемурии были третьей из семи корневых рас. Они напоминали обезьян с тремя глазами, но размножались, откладывая яйца. Лемурийцы переселились в Атлантиду, где стали четвертой расой. Мы, люди, - это уже пятая раса. Лемурия была разрушена извержением вулкана, а Атлантиду погубила черная магия. Еще в первой половине ХХ столетия появлялись сообщения об изолированных поселениях лемурийцев на разных континентах.
В первой половине ХХ столетия получила распространение теория о древнем континенте Му, на территории которого посреди Тихого океана находились современные Марианские, Полинезийские, Гавайские архипелаги, острова Фиджи, Таити, Пасхи, Тонга. Именно на Му 50 млн лет назад появился первый человек, хотя все антропологи уверяют, что произошло это в другом месте и всего 4 млн лет назад. В индуистских монастырях были найдены письмена населявшего Му высокоразвитого народа. Это было идеальное государство, от которого пошли все человеческие цивилизации. 12 тысяч лет назад Му погрузился на дно океана. Ни один исследователь никогда не держал в руках никаких доказательств этой гипотезы.
Помимо Атлантиды, существуют и другие предания об исчезнувших в океане странах. Популярна гипотеза о древнем материке Лемурия между Африкой и Индией. В конце XIX века немецкий зоолог Эрнст Хекель создал теорию о том, что именно Лемурия была колыбелью человечества. Эта земля была заселена полуобезьянами, к которым относят современных лемуров. Основательница знаменитого Теософического общества Елена Блаватская во время своих сеансов принимала сообщения от бестелесных сущностей, которые поведали ей, что история человечества началась с Лемурии. Обитатели Лемурии были третьей из семи корневых рас. Они напоминали обезьян с тремя глазами, но размножались, откладывая яйца. Лемурийцы переселились в Атлантиду, где стали четвертой расой. Мы, люди, - это уже пятая раса. Лемурия была разрушена извержением вулкана, а Атлантиду погубила черная магия. Еще в первой половине ХХ столетия появлялись сообщения об изолированных поселениях лемурийцев на разных континентах.
В первой половине ХХ столетия получила распространение теория о древнем континенте Му, на территории которого посреди Тихого океана находились современные Марианские, Полинезийские, Гавайские архипелаги, острова Фиджи, Таити, Пасхи, Тонга. Именно на Му 50 млн лет назад появился первый человек, хотя все антропологи уверяют, что произошло это в другом месте и всего 4 млн лет назад. В индуистских монастырях были найдены письмена населявшего Му высокоразвитого народа. Это было идеальное государство, от которого пошли все человеческие цивилизации. 12 тысяч лет назад Му погрузился на дно океана. Ни один исследователь никогда не держал в руках никаких доказательств этой гипотезы.
Там где цвели сады
Наша планета пережила несколько ужасных катаклизмов — потопов и землетрясений, уничтоживших Лемурию, My и Атлантиду. Земля меняла и положения полюсов. Там, где в незапамятные времена росли пальмы, сейчас громоздятся вечные льды. Речь пойдёт о древних цивилизациях Северного и Южного полюсов, нынешних Арктики и Антарктиды.
Многие народы, особенно индоарийцы, помнят предания о своей прародине, находившейся где-то на крайнем севере, в районе современной Арктики. Древние греки называли эти земли Гипербореей, что означает «Самые дальние на севере». Германские народы знали их под именем Туле. Там, вокруг Северного полюса, по кругу располагались большие острова. Даже в древности на полюсе не было жары, а стоял умеренный климат. Когда здесь стало невыносимо холодно, население Арктиды отправилось на юг: сначала на остров Новая Земля, а оттуда — на полуостров Ямал и вдоль Уральских (Рипейских) гор в Южно-Уральские степи. Здесь построен священный город Аркаим, недавно обнаруженный учеными. Город нарекли в честь первого царя этого народа — Йимы, или, как его называли индийцы, Ямы.
Наша планета пережила несколько ужасных катаклизмов — потопов и землетрясений, уничтоживших Лемурию, My и Атлантиду. Земля меняла и положения полюсов. Там, где в незапамятные времена росли пальмы, сейчас громоздятся вечные льды. Речь пойдёт о древних цивилизациях Северного и Южного полюсов, нынешних Арктики и Антарктиды.
Многие народы, особенно индоарийцы, помнят предания о своей прародине, находившейся где-то на крайнем севере, в районе современной Арктики. Древние греки называли эти земли Гипербореей, что означает «Самые дальние на севере». Германские народы знали их под именем Туле. Там, вокруг Северного полюса, по кругу располагались большие острова. Даже в древности на полюсе не было жары, а стоял умеренный климат. Когда здесь стало невыносимо холодно, население Арктиды отправилось на юг: сначала на остров Новая Земля, а оттуда — на полуостров Ямал и вдоль Уральских (Рипейских) гор в Южно-Уральские степи. Здесь построен священный город Аркаим, недавно обнаруженный учеными. Город нарекли в честь первого царя этого народа — Йимы, или, как его называли индийцы, Ямы.