Давайте подробнее рассмотрим исламскую концепцию Бога, первое из фундаментальных положений исламской веры. Насколько она соответствует концепциям Бога, которым учат другие религии, и в чем она уникальна?
Почти во всех религиях концепции Бога в большей или меньшей степени несут на себе печать ограниченности Его творений; тому можно было бы привести множество примеров. Ислам же уверенно заявляет, что Бог Всевышний, Творец и Вседержитель всего сущего, неизмеримо выше того, чтобы обладать каким-либо из приписанных Ему атрибутов, характерных для Его творений, также Он не ограничен никакими пределами, характерными для людей и прочего, созданного Им. У Него нет ни тела, ни формы, ни физических признаков или характеристик. Вернее сказать, он обладает признаками безграничности: у Него нет начала или конца, нет детей и родителей, физических размеров и таких потребностей, как питание, отдых или продолжение рода; не обладая ни одним из этих признаков, Он наделяет ими Свои творения.
В Коране сказано:
"Он - Аллах, нет божества кроме Него, знающий Скрытое аль-Гаиб и Созерцаемое аш-Шахада. Он - Милостивый, Милосердный! Он - Аллах, нет божества кроме Него, Царь, Святой, Мирный, Верный, Охранитель, Великий, Могучий, Превознесенный; хвала Аллаху, превыше Он того, что они придают Ему в соучастники! Он - Аллах, Творец, Создатель, Образователь. У Него самые прекрасные имена. Хвалит Его то, что в небесах и на земле. Он - Великий, Мудрый!" (Коран, 59:22-24)
Тому, кто станет непредвзято размышлять о Боге, принимая во внимание наблюдаемые во Вселенной факты, не остается ничего другого, кроме как понять, что Он не какое-либо существо или некий сверхчеловек, сидящий на облаках и управляющий мирскими делами, обладая при этом потребностями и признаками Своих творений. Ведь Бог - Творец Вселенной со всеми ее обширными и совершенными системами, Тот, Кто приводит их в действие согласно Своим бесконечно мудрым законам и цели.
Почти во всех религиях концепции Бога в большей или меньшей степени несут на себе печать ограниченности Его творений; тому можно было бы привести множество примеров. Ислам же уверенно заявляет, что Бог Всевышний, Творец и Вседержитель всего сущего, неизмеримо выше того, чтобы обладать каким-либо из приписанных Ему атрибутов, характерных для Его творений, также Он не ограничен никакими пределами, характерными для людей и прочего, созданного Им. У Него нет ни тела, ни формы, ни физических признаков или характеристик. Вернее сказать, он обладает признаками безграничности: у Него нет начала или конца, нет детей и родителей, физических размеров и таких потребностей, как питание, отдых или продолжение рода; не обладая ни одним из этих признаков, Он наделяет ими Свои творения.
В Коране сказано:
"Он - Аллах, нет божества кроме Него, знающий Скрытое аль-Гаиб и Созерцаемое аш-Шахада. Он - Милостивый, Милосердный! Он - Аллах, нет божества кроме Него, Царь, Святой, Мирный, Верный, Охранитель, Великий, Могучий, Превознесенный; хвала Аллаху, превыше Он того, что они придают Ему в соучастники! Он - Аллах, Творец, Создатель, Образователь. У Него самые прекрасные имена. Хвалит Его то, что в небесах и на земле. Он - Великий, Мудрый!" (Коран, 59:22-24)
Тому, кто станет непредвзято размышлять о Боге, принимая во внимание наблюдаемые во Вселенной факты, не остается ничего другого, кроме как понять, что Он не какое-либо существо или некий сверхчеловек, сидящий на облаках и управляющий мирскими делами, обладая при этом потребностями и признаками Своих творений. Ведь Бог - Творец Вселенной со всеми ее обширными и совершенными системами, Тот, Кто приводит их в действие согласно Своим бесконечно мудрым законам и цели.
Панисламизм — религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления:
* о духовном единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности; и
* о необходимости их политического объединения под властью высшего духовного главы (халифа).
В то время, как панарабизм пропагандирует единство и независимость арабов вне зависимости от их религии, панисламизм сосредотачивается на исламском мире.
Движение панисламизма имеет исторические корни в ранние годы ислама, когда пророк Мухаммед объединил в едином государстве все племена арабского полуострова, а, вскоре после этого, Умар объединил Северную Африку и большую часть Ближнего Востока.
Во время колониального периода в арабском мире политику панисламизма проводил Джамаль Аль-Шума Аль-Афгани. Известно, что социальная политика Аль-Афгани была очень прогрессивной по тем временам.
Между Первой и Второй мировой войной, Амин аль-Хусейни, муфтий Иерусалима, пытался получить поддержку нацистов для объединения мусульман в новом халифате. Амин аль-Хусейни стремился изгнать британцев и французов из британской части Палестины.
* о духовном единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности; и
* о необходимости их политического объединения под властью высшего духовного главы (халифа).
В то время, как панарабизм пропагандирует единство и независимость арабов вне зависимости от их религии, панисламизм сосредотачивается на исламском мире.
Движение панисламизма имеет исторические корни в ранние годы ислама, когда пророк Мухаммед объединил в едином государстве все племена арабского полуострова, а, вскоре после этого, Умар объединил Северную Африку и большую часть Ближнего Востока.
Во время колониального периода в арабском мире политику панисламизма проводил Джамаль Аль-Шума Аль-Афгани. Известно, что социальная политика Аль-Афгани была очень прогрессивной по тем временам.
Между Первой и Второй мировой войной, Амин аль-Хусейни, муфтий Иерусалима, пытался получить поддержку нацистов для объединения мусульман в новом халифате. Амин аль-Хусейни стремился изгнать британцев и французов из британской части Палестины.
Джакарта – столица Индонезии, крупнейшей мусульманской страны мира.
В мусульманском религиозном календаре праздничных дат немного.
В период становления ислама Пророк Мухаммад запретил своим последователям праздновать немусульманские праздники и принимать в них участие, так как, участвуя в религиозном празднике, человек тем самым присоединяется к обряду той религии, которая его устраивает и проводит.
Согласно преданию, верующие явились к Мухаммаду и сказали, что живущие в Медине евреи празднуют свой праздник, и спросили, можно ли мусульманам присоединиться к ним. Пророк однозначно запретил им это, сказав, что Аллах определит для мусульман праздники лучше, и именно они будут угодны Богу. Так мусульманам были даны два великих праздника: Ид уль-адха (Курбан байрам) и Ид уль-фитр (Рамадан байрам).
Остальные памятные дни изначально праздниками не считались, и по их случаю не было никаких торжеств. Однако практически сразу особое место отведено таким дням, как джума (пятница), день Арафат, день Ашура и ночь Предопределения. Они были определены как время усердного поклонения Аллаху, а не как время для торжеств и веселья. Все остальные, отмечаемые в наше время, дни считались памятными датами (начало нового года по хиджре (лунному календарю), Маулид и т.д.), и долгое время в исламе вообще никак не отмечались.
В мусульманском религиозном календаре праздничных дат немного.
В период становления ислама Пророк Мухаммад запретил своим последователям праздновать немусульманские праздники и принимать в них участие, так как, участвуя в религиозном празднике, человек тем самым присоединяется к обряду той религии, которая его устраивает и проводит.
Согласно преданию, верующие явились к Мухаммаду и сказали, что живущие в Медине евреи празднуют свой праздник, и спросили, можно ли мусульманам присоединиться к ним. Пророк однозначно запретил им это, сказав, что Аллах определит для мусульман праздники лучше, и именно они будут угодны Богу. Так мусульманам были даны два великих праздника: Ид уль-адха (Курбан байрам) и Ид уль-фитр (Рамадан байрам).
Остальные памятные дни изначально праздниками не считались, и по их случаю не было никаких торжеств. Однако практически сразу особое место отведено таким дням, как джума (пятница), день Арафат, день Ашура и ночь Предопределения. Они были определены как время усердного поклонения Аллаху, а не как время для торжеств и веселья. Все остальные, отмечаемые в наше время, дни считались памятными датами (начало нового года по хиджре (лунному календарю), Маулид и т.д.), и долгое время в исламе вообще никак не отмечались.
Коран — религиозная книга, священная для приверженцев всех исламских направлений. Она служит основой мусульманского законодательства как религиозного, так и гражданского.
Этимология
Название книги происходит от слова на арабском языке «аль-куран» — «чтение вслух, наизусть». Коран передавался Мухаммеду частями в Мекке и Медине между 610 и 632 гг. Новой Эры через архангела Джебраила.
Составление Корана
Мусульманское предание гласит, что к тому времени, когда спустя двенадцать лет после кончины Мухаммеда Осман стал халифом, во многих провинциях страны были в ходу копии Корана, в которых суры излагались произвольно, записанные известными соратниками пророка, в частности Абдаллахом ибн Масудом и Убаййей ибн Каабом. Спустя семь лет после того как Осман стал халифом, он приказал скопировать и установить порядок изложения сур, как у сподвижника Пророка, Зайда. Все другие версии Корана были уничтожены, при этом кроме порядка изложения сур Корана ничего не менялось
Этимология
Название книги происходит от слова на арабском языке «аль-куран» — «чтение вслух, наизусть». Коран передавался Мухаммеду частями в Мекке и Медине между 610 и 632 гг. Новой Эры через архангела Джебраила.
Составление Корана
Мусульманское предание гласит, что к тому времени, когда спустя двенадцать лет после кончины Мухаммеда Осман стал халифом, во многих провинциях страны были в ходу копии Корана, в которых суры излагались произвольно, записанные известными соратниками пророка, в частности Абдаллахом ибн Масудом и Убаййей ибн Каабом. Спустя семь лет после того как Осман стал халифом, он приказал скопировать и установить порядок изложения сур, как у сподвижника Пророка, Зайда. Все другие версии Корана были уничтожены, при этом кроме порядка изложения сур Корана ничего не менялось
Положение женщины в Исламе — традиционный пункт критики этой религии со стороны немусульман. Между тем, женщина, с точки зрения мусульман, занимает в Исламе одно из самых возвышенных и почётных положений. По словам пророка Мухаммада: «Почитает женщину только благородный, а унижает ее — только подлец!»
Тем не менее, в Коране зафиксировано неравноправие мужчины и женщины: «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины - благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них, - поистине, Аллах возвышен, велик!» (Коран 4:38 (34)).
Некоторые права женщин в Исламе
* Женщина имеет право на труд, при условии наличия разрешения на то махрама (мужа или отца). При отсутствии таковых разрешение не требуется.
* Женщина имеет право на наследство.
* Женщина имеет право на образование. «Поиск знаний — обязанность каждого мусульманина и мусульманки» — говорил Пророк Мухаммад.
Тем не менее, в Коране зафиксировано неравноправие мужчины и женщины: «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины - благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них, - поистине, Аллах возвышен, велик!» (Коран 4:38 (34)).
Некоторые права женщин в Исламе
* Женщина имеет право на труд, при условии наличия разрешения на то махрама (мужа или отца). При отсутствии таковых разрешение не требуется.
* Женщина имеет право на наследство.
* Женщина имеет право на образование. «Поиск знаний — обязанность каждого мусульманина и мусульманки» — говорил Пророк Мухаммад.
Джихад — понятие в исламе, означающее Священную войну против куфра. Обычно джихад ассоциируется с вооружённой борьбою мусульман против не-мусульман, однако понятие джихада значительно шире. Некоторые исламские богословы, основываясь на хадисах, делят джихад на большой (духовная борьба с собственными недостатками) и малый (газават — силовая борьба с кафирами). Джихад ведётся исходя из возможностей — жизнью, имуществом, словом. Джихад является вершиной столпов религии ислама — и продлится, согласно исламу, до конца дней. Участник джихада называется муджахидом (моджахед). Моджахед — это не только воин, но также учитель, и священник и мать, воспитывающая своего ребёнка. Погибший моджахед считается шахидом то есть засвидетельствовавшим свою веру перед Аллахом.
Джихад, отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама — одна из главных обязанностей мусульманской общины. Военный джихад совершается лишь при необходимости: для дачи отпора напавшему врагу. Военный джихад ни в коем случае не ведется для распространения ислама, но всегда ведется против тех, кто открыто и воинственно выступает против распространения религии. Понятие военного джихада является второстепенным. Первостепенным же является джихад против зла собственной души. Но, конечно же, может наступить ситуация, когда именно военный джихад будет иметь первостепенную важность.
Джихад, отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама — одна из главных обязанностей мусульманской общины. Военный джихад совершается лишь при необходимости: для дачи отпора напавшему врагу. Военный джихад ни в коем случае не ведется для распространения ислама, но всегда ведется против тех, кто открыто и воинственно выступает против распространения религии. Понятие военного джихада является второстепенным. Первостепенным же является джихад против зла собственной души. Но, конечно же, может наступить ситуация, когда именно военный джихад будет иметь первостепенную важность.
В древнеарабской мифологии – верховное божество, почитавшееся в Северной и Центральной Аравии как бог-предок и демиург. Аллах одновременно является богом неба и дождя. Вероятно, в соответствии с семитской традицией, слово «Аллах» заменяет имя Бога. Придание слову артикля предполагает, что речь идет об известном боге. Первоначально был одним из главных божеств аравийского пантеона, но не был связан с какой-то конкретной этнической группой.
В исламе Аллах – главный, единственный бог, творец всего сущего. «Он сотворил небеса и землю, и то, что между ними, в шесть дней…»(25:59/60). Кораническая космогония является одной из главных тем Корана. Рассказы о творении должны были убедить в великой силе Аллаха, его праве управлять людьми, для которых он создал всю среду обитания и все, что они имеют.
Сотворенный Аллахом мир был населен ангелами и джиннами. И те, и другие были известны арабам до ислама. Ангелы жили на небесах, а джинны – на земле. Но однажды Аллах захотел создать человека, который помогал бы ему на земле. Первый человек, от которого произошли потом все люди, был создан Аллахом из праха, «из звучащей глины» (15:26). В Коране содержится несколько последовательных историй Адама. Некоторые детали коранического рассказа свидетельствуют о том, что источником Корана были древние общесемитские аравийские сказания. Все персонажи, упомянутые в Коране, действуют в соответствии с волей Аллаха, начиная от Ибрахима (Авраама) до Зу-ль-Карнейна (Александра Македонского).
В исламе Аллах – главный, единственный бог, творец всего сущего. «Он сотворил небеса и землю, и то, что между ними, в шесть дней…»(25:59/60). Кораническая космогония является одной из главных тем Корана. Рассказы о творении должны были убедить в великой силе Аллаха, его праве управлять людьми, для которых он создал всю среду обитания и все, что они имеют.
Сотворенный Аллахом мир был населен ангелами и джиннами. И те, и другие были известны арабам до ислама. Ангелы жили на небесах, а джинны – на земле. Но однажды Аллах захотел создать человека, который помогал бы ему на земле. Первый человек, от которого произошли потом все люди, был создан Аллахом из праха, «из звучащей глины» (15:26). В Коране содержится несколько последовательных историй Адама. Некоторые детали коранического рассказа свидетельствуют о том, что источником Корана были древние общесемитские аравийские сказания. Все персонажи, упомянутые в Коране, действуют в соответствии с волей Аллаха, начиная от Ибрахима (Авраама) до Зу-ль-Карнейна (Александра Македонского).
Тоталитарная секта — религиозная или псевдорелигиозная авторитарная организация, деятельность каждого члена которой (в том числе финансовая и личная жизнь) полностью контролируется религиозной общиной или её духовными лидерами.
Понятие «тоталитарная секта» впервые ввел в употребление А. Л. Дворкин предположительно в 1993 году, определив его следующим образом:
" ...особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками. "
Понятие «тоталитарная секта» имеет заметную отрицательную коннотацию. Более нейтральным термином является «новое религиозное движение».
Основные отличия тоталитарных сект от других
Главные признаки тоталитарной секты и ее отличие от религиозных организаций касаются не содержания их вероучения, а способов привлечения и удержания новых членов. Среди многих признаков, характерных для тоталитарных сект, наиболее характерны два: непрозрачность и обман.
Понятие «тоталитарная секта» впервые ввел в употребление А. Л. Дворкин предположительно в 1993 году, определив его следующим образом:
" ...особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками. "
Понятие «тоталитарная секта» имеет заметную отрицательную коннотацию. Более нейтральным термином является «новое религиозное движение».
Основные отличия тоталитарных сект от других
Главные признаки тоталитарной секты и ее отличие от религиозных организаций касаются не содержания их вероучения, а способов привлечения и удержания новых членов. Среди многих признаков, характерных для тоталитарных сект, наиболее характерны два: непрозрачность и обман.
Деструктивные секты или деструктивные культы, иначе называемые также секты-убийцы, — крайняя форма тоталитарных сект, которые обвиняются в самоубийствах и убийствах других людей.
Характерные признаки деструктивной секты (культа)
Для вероучения большинства таких сект характерно апокалиптическое ожидание скорого Конца Света и Последнего Суда, что является толчком для совершения (само)убийств.
Имеются свыше десяти сект, случаи самоубийств и убийств членами которых хорошо документированы и как правило не оспариваются.
Роль руководителя
Руководители таких сект, как правило, личности психопатического склада со склонностью к доминированию и психологическому насилию. В ряде случаев расследование деятельности таких культов приводило к выявлению материальной или политической заинтересованности «гуру» в подчинении большого количества людей. Часто все 3 мотива присутствуют одновременно.
Характерные признаки деструктивной секты (культа)
Для вероучения большинства таких сект характерно апокалиптическое ожидание скорого Конца Света и Последнего Суда, что является толчком для совершения (само)убийств.
Имеются свыше десяти сект, случаи самоубийств и убийств членами которых хорошо документированы и как правило не оспариваются.
Роль руководителя
Руководители таких сект, как правило, личности психопатического склада со склонностью к доминированию и психологическому насилию. В ряде случаев расследование деятельности таких культов приводило к выявлению материальной или политической заинтересованности «гуру» в подчинении большого количества людей. Часто все 3 мотива присутствуют одновременно.
Л. Рон Хаббард — основатель саентологии
Саентология (часто также «сайентология», от лат. scio и др.-греч. logos — «знание о знании») — религиозно-философское учение, созданное американским писателем-фантастом Роном Хаббардом, целью которого декларируется улучшение человеческих способностей и повышение духовного осознания.
Л. Р. Хаббард охарактеризовал саентологию как прикладную религиозную философию. Саентология включает в себя философию и технику духовного совершенствования и охватывает такие темы как мораль, этика, детоксикация, образование, управление и др.
В саентологии два течения — Церковь Саентологии и Свободная Зона. Наиболее известна Церковь Саентологии (ЦС), существующая с 1953 года и обладающая рядом преимущественных прав на наследие Хаббарда. Свободная Зона выделилась из ЦС в результате раскола в начале 1980-х годов и не признаётся Церковью как исповедующая саентологию.
Саентология приобрела последователей в более чем 100 странах мира; среди сторонников Церкви Саентологии есть популярные деятели культуры, включая звёзд Голливуда. Распространены истории успеха последователей, рассказывающие о благоприятных результатах саентологических практик. Согласно этим историям, саентология позволяет развить любую желаемую способность, повысить интеллект, вылечить большинство болезней и достичь счастья и полной духовной свободы. Есть положительные отзывы о деятельности Церкви Саентологии со стороны общественных деятелей и представителей других религий.
Саентология (часто также «сайентология», от лат. scio и др.-греч. logos — «знание о знании») — религиозно-философское учение, созданное американским писателем-фантастом Роном Хаббардом, целью которого декларируется улучшение человеческих способностей и повышение духовного осознания.
Л. Р. Хаббард охарактеризовал саентологию как прикладную религиозную философию. Саентология включает в себя философию и технику духовного совершенствования и охватывает такие темы как мораль, этика, детоксикация, образование, управление и др.
В саентологии два течения — Церковь Саентологии и Свободная Зона. Наиболее известна Церковь Саентологии (ЦС), существующая с 1953 года и обладающая рядом преимущественных прав на наследие Хаббарда. Свободная Зона выделилась из ЦС в результате раскола в начале 1980-х годов и не признаётся Церковью как исповедующая саентологию.
Саентология приобрела последователей в более чем 100 странах мира; среди сторонников Церкви Саентологии есть популярные деятели культуры, включая звёзд Голливуда. Распространены истории успеха последователей, рассказывающие о благоприятных результатах саентологических практик. Согласно этим историям, саентология позволяет развить любую желаемую способность, повысить интеллект, вылечить большинство болезней и достичь счастья и полной духовной свободы. Есть положительные отзывы о деятельности Церкви Саентологии со стороны общественных деятелей и представителей других религий.
Раэлиты — новое религиозное движение, приверженцы которого верят в сверхцивилизацию инопланетян (Элохимы), с которыми можно контактировать с помощью специальных духовных практик. Одной из своих главных задач раэлиты видят в достижении бессмертия человека средствами науки, основные надежды связываются с клонированием. Элохимы — не божества, а представители цивилизации, значительно ушедшей от человечества в технологическом развитии. Движение раэлитов было основано в 1973 в Женеве французским гонщиком Клодом Ворлионом (Раэлем). Раэль также отстаивает принцип «свободной любви» и пропагандирует его среди членов организации. Многие последователи Раэля живут в коммунах, где занимаются практикой «чувственной» медитации. Раэлиты выступают за использование новых технологий во всех сферах жизни, за увеличение финансирования научных исследований. Численность раэлитов 60 тысяч человек в 86 странах мира.
Принципы учения Раэла
1. Равенство полов. Cвобода проявления сексуальности.
2. Одна из важнейших задач человечества — развитие науки и техники. Раэлиты выступают за снятие каких-либо запретов на клонирование и использование генетических манипуляций.
3. Мир материален. Бога нет. Но, на определенном этапе технологического развития цивилизация сможет развиться до «цивилизации богов». Элохимы — одна из таких цивилизаций. Предназначение человечества — достичь уровня развития Элохимов.
Принципы учения Раэла
1. Равенство полов. Cвобода проявления сексуальности.
2. Одна из важнейших задач человечества — развитие науки и техники. Раэлиты выступают за снятие каких-либо запретов на клонирование и использование генетических манипуляций.
3. Мир материален. Бога нет. Но, на определенном этапе технологического развития цивилизация сможет развиться до «цивилизации богов». Элохимы — одна из таких цивилизаций. Предназначение человечества — достичь уровня развития Элохимов.
Нью-эйдж (англ. New Age, буквально «новая эра») — общее название совокупности различных оккультных течений. Также называется «Новая Эра», «Эра Водолея», «Новый Век». Зародилось после Второй мировой войны. Достигло наибольшего расцвета в 70-е годы XX века. Это движение в культуре, религии, философии, науке, возникшее в XX веке и охватившее в первую очередь западные страны, характеризуемое:
* возросшим значением индивидуального мировосприятия в духовных исканиях;
* смешением разнородных культурных, религиозных и научных традиций;
* массовостью популяризации не сформировавшихся знаний и технологий.
Составные части нью-эйджа
Нью-эйдж проявляется в разных видах деятельности. В частности:
* модернизация религий, создание новых религий, сект и оккультных групп, создание синкретических философских течений;
* медицинская и околомедицинская деятельность, целительство;
* технологии оздоровления, гимнастики, единоборства;
* организация медитаций, психотехнологии и психотренинг;
* возросшим значением индивидуального мировосприятия в духовных исканиях;
* смешением разнородных культурных, религиозных и научных традиций;
* массовостью популяризации не сформировавшихся знаний и технологий.
Составные части нью-эйджа
Нью-эйдж проявляется в разных видах деятельности. В частности:
* модернизация религий, создание новых религий, сект и оккультных групп, создание синкретических философских течений;
* медицинская и околомедицинская деятельность, целительство;
* технологии оздоровления, гимнастики, единоборства;
* организация медитаций, психотехнологии и психотренинг;