После смерти последнего царя Аккадского царства Шаркалишарри (2200-2176 г. до н.э.) каждый ном, видимо, стремился приобрести независимость. Царский список говорит о доминировании в это время IV династии Урука, пять царей которой правили 26 лет. Далее есть указание на то, что "династия была свергнута и народ кутиев овладел страной". Так началась эпоха правления кутиев (2176-2109 г. до н.э.), длившаяся более полувека. Своими нападениями они разорили почти всю территорию Месопотамии. Столица Саргонидов, город Аккаде был стерт с лица земли и до сих пор его местоположение не найдено. Более поздние тексты описывают завоевателей как "дракона горы, врага богов, унесшего в горы царство Шумера, наполнившего Шумер враждой, похитившего у супруга супругу и у родителей их детей". Кутии называли себя царями, хотя на самом деле были правителями, избираемыми собранием воинов. Конечно этот народ, находясь на гораздо более низкой ступени развития, не мог создать централизованного управления Аккадским царством. Кутии просто оставляли у власти номовую администрацию и облагали ее определенной данью. Остались упоминания некоторых царей кутиев: Ласираба пожертвовал в Сиппар булаву, Энридупизира оставил надпись в Ниппуре.
От эпохи доминирования кутиев до нас дошло очень мало сведений. Очевидно в отдельных номах правили местные династии, которые выплачивали завоевателям дань. Сохранились данные о существовании IV династии Урука и II династии Лагаша (2176-2109 г. до н.э.). Лагаш либо оказался в стороне от основных направлений кутийских набегов, либо его правители сразу заняли позицию сотрудничества с захватчиками. По крайней мере, благодаря политической ловкости и дипломатическим ухищрениям лагашский исак Ур-Бау умудрился извлечь немалые выгоды для своего нома. В обмен на значительные выплата дани он получил от кутиев привелегию использовать в строительных работах жителей других областей Шумера. Возможно ему даже удалось присоединить к Лагашу Ур и Урук - он сделал свою дочь главной жрицей Ура. Ур-Бау был богатым и могущественным правителем, что позволяло ему вести обширное храмовое строительство.
Преемником и продолжателем Ур-Бау стал его зять Гудеа. С момента своего рождения Гудеа занимал в шумерском обществе очень почетное место. Он был ребенком, родившемся от священного брака жреца и жрицы богини Гатумдуг, поэтому исак Ур-Бау почел за честь выдать за него свою дочь.
Правление II династии Лагаша стало временем реставрации древних шумерских обычаев. Гудеа оставил после себя огромное количество статуй и надписей, на основании которых мы можем реконструировать основные принципы его внешней политики. Прежде всего был возрожден совет старейшин, который возможно формально, но все же избирал исака. Это было серьезное противопоставление деспотической царской власти во времена Аккадского царства. Затем он решительно отказался от права собственности правителя на храмовые земли, закрепленное при Саргонидах. Вместе с тем был отвергнут и путь Уруинимгины с системой многочисленных хозяйств каждого бога в отдельности. При Гудеа все земли были слиты в единое храмовое хозяйство бога Нингирсу, а работники, прикрепленные к нему, содержались на пайке. Вершиной деятельности Гудеа было грандиозное строительство храма Нингирсу - Энинна. Для его сооружения были введены новые налоги и почти все население, по некоторым данным даже женщины, отрабатывали трудовую повинность. Материалы доставлялись караванами из разных концов известного мира - " от верхнего и до Нижнего моря". Гудеа сообщает, что для того " чтобы построить храм Нингирсу, эламит приходил из Элама, житель Суз - из Суз, Маган и Мелаха доставляли лес".
В одном из текстов того времени рассказывается, что бог явился Гудеа во сне и повелел возвести в свою честь храм. Проснувшись, царь находился в сомнениях и обратился к толковательнице за советом. Та подтвердила волю бога и рекомендовала пожертвовать Нингирсу колесницу, запряженную ослами, чтобы получить план будущего храма. Этот текст представляет собой сложное по замыслу и прекрасное по слогу стройное литературное произведение. Эпоха II лагашской династии стала временем расцвета искусств. Совершенствовалась скульптура, изготавливались высокохудожественные предметы роскоши, сформировалась красивая монументальная шумерская клинопись. Торговые связи простирались от Сирии и Малой Азии до полуострова Индостан.
Подводя итоги своего правления Гудеа говорит: "При мне никого не наказывали бичом и никто не был бит ремнями…Ни один труп не был не погребен…и плакальщицам не пришлось плакать ни разу".
Видимо, пока Лагаш процветал, в других шумерских городах зрело недовольство и грабительской политикой кутиев, и гегемонией Гудеа. Во всяком случае сын Гудеа, Урнингирсу, был уже не столь могущественен как его отец. Теперь на историческую сцену выдвигаются два правителя Утухенгаль (2116-2104 г.до н.э.), представитель V династии Урука и Ур-Намму (2112-2003 г.до н.э.), положивший начало III династии Ура. Видимо Утухенгаль, по преданию сын вялильщика рыбы, стал во главе общешумерского восстания. Он собрал армию и объявил кутиям войну.
В состоявшейся в 2109 г. до н.э. битве с царем кутиев Тириканом, боги были на стороне шумеров - перед началом сражения произошло лунное затмение. Тирикан потерпел жестокое поражение и с поля битвы "убежал один, пешком". Он укрылся в небольшом местечке, но его жители, "зная, что Утухенгаль - царь, которому Энлиль дал силу", выдали кутийского правителя. Захватчики были полностью изгнаны с территории Месопотамии и, по-видимому, вернулись в области своего исконного обитания, где расположены современный Курдистан и Южный Азербайдзан. Впоследствии они и оттуда стали вытесняться другим племенным союзом - лулубеями, а затем кутии, скорее всего, ассимилировали с другими народами.
От эпохи доминирования кутиев до нас дошло очень мало сведений. Очевидно в отдельных номах правили местные династии, которые выплачивали завоевателям дань. Сохранились данные о существовании IV династии Урука и II династии Лагаша (2176-2109 г. до н.э.). Лагаш либо оказался в стороне от основных направлений кутийских набегов, либо его правители сразу заняли позицию сотрудничества с захватчиками. По крайней мере, благодаря политической ловкости и дипломатическим ухищрениям лагашский исак Ур-Бау умудрился извлечь немалые выгоды для своего нома. В обмен на значительные выплата дани он получил от кутиев привелегию использовать в строительных работах жителей других областей Шумера. Возможно ему даже удалось присоединить к Лагашу Ур и Урук - он сделал свою дочь главной жрицей Ура. Ур-Бау был богатым и могущественным правителем, что позволяло ему вести обширное храмовое строительство.
Преемником и продолжателем Ур-Бау стал его зять Гудеа. С момента своего рождения Гудеа занимал в шумерском обществе очень почетное место. Он был ребенком, родившемся от священного брака жреца и жрицы богини Гатумдуг, поэтому исак Ур-Бау почел за честь выдать за него свою дочь.
Правление II династии Лагаша стало временем реставрации древних шумерских обычаев. Гудеа оставил после себя огромное количество статуй и надписей, на основании которых мы можем реконструировать основные принципы его внешней политики. Прежде всего был возрожден совет старейшин, который возможно формально, но все же избирал исака. Это было серьезное противопоставление деспотической царской власти во времена Аккадского царства. Затем он решительно отказался от права собственности правителя на храмовые земли, закрепленное при Саргонидах. Вместе с тем был отвергнут и путь Уруинимгины с системой многочисленных хозяйств каждого бога в отдельности. При Гудеа все земли были слиты в единое храмовое хозяйство бога Нингирсу, а работники, прикрепленные к нему, содержались на пайке. Вершиной деятельности Гудеа было грандиозное строительство храма Нингирсу - Энинна. Для его сооружения были введены новые налоги и почти все население, по некоторым данным даже женщины, отрабатывали трудовую повинность. Материалы доставлялись караванами из разных концов известного мира - " от верхнего и до Нижнего моря". Гудеа сообщает, что для того " чтобы построить храм Нингирсу, эламит приходил из Элама, житель Суз - из Суз, Маган и Мелаха доставляли лес".
В одном из текстов того времени рассказывается, что бог явился Гудеа во сне и повелел возвести в свою честь храм. Проснувшись, царь находился в сомнениях и обратился к толковательнице за советом. Та подтвердила волю бога и рекомендовала пожертвовать Нингирсу колесницу, запряженную ослами, чтобы получить план будущего храма. Этот текст представляет собой сложное по замыслу и прекрасное по слогу стройное литературное произведение. Эпоха II лагашской династии стала временем расцвета искусств. Совершенствовалась скульптура, изготавливались высокохудожественные предметы роскоши, сформировалась красивая монументальная шумерская клинопись. Торговые связи простирались от Сирии и Малой Азии до полуострова Индостан.
Подводя итоги своего правления Гудеа говорит: "При мне никого не наказывали бичом и никто не был бит ремнями…Ни один труп не был не погребен…и плакальщицам не пришлось плакать ни разу".
Видимо, пока Лагаш процветал, в других шумерских городах зрело недовольство и грабительской политикой кутиев, и гегемонией Гудеа. Во всяком случае сын Гудеа, Урнингирсу, был уже не столь могущественен как его отец. Теперь на историческую сцену выдвигаются два правителя Утухенгаль (2116-2104 г.до н.э.), представитель V династии Урука и Ур-Намму (2112-2003 г.до н.э.), положивший начало III династии Ура. Видимо Утухенгаль, по преданию сын вялильщика рыбы, стал во главе общешумерского восстания. Он собрал армию и объявил кутиям войну.
В состоявшейся в 2109 г. до н.э. битве с царем кутиев Тириканом, боги были на стороне шумеров - перед началом сражения произошло лунное затмение. Тирикан потерпел жестокое поражение и с поля битвы "убежал один, пешком". Он укрылся в небольшом местечке, но его жители, "зная, что Утухенгаль - царь, которому Энлиль дал силу", выдали кутийского правителя. Захватчики были полностью изгнаны с территории Месопотамии и, по-видимому, вернулись в области своего исконного обитания, где расположены современный Курдистан и Южный Азербайдзан. Впоследствии они и оттуда стали вытесняться другим племенным союзом - лулубеями, а затем кутии, скорее всего, ассимилировали с другими народами.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи