Эпос
Индийский эпос колоссален по объему и уникален по своему значению для индуизма, сопоставимому с ролью Нового Завета в христианстве. «Махабхарата» и «Рамаяна» почитаются индусами как священные книги («Махаб-харату» называют иногда «пятой Ведой»). Каждая из них может быть названа энциклопедией жизни Древней Индии. Эпос содержит сведения о стране и обычаях людей, о государственном управлении и культуре. В «Махабхарате» повествование нередко сопровождается «теоретическими» отступлениями, содержащими религиозно-философские или этические доктрины, постулаты ортодоксальных школ и сведения о некоторых неортодоксальных взглядах. Собственно философские тексты «Махабхараты», запечатлевшие разные грани древнеиндийской религиозно-философской мысли, — «Мокшадхарма», «Нараяния», «Анугита», Книга Санатсуджаты.
В эпосе отражен важнейший этап формирования собственно индуистской мифологии, выросшей на древней ведийской почве. Мифологические образы и сюжеты индийского эпоса до сих пор потрясают воображение читателя.
«Махабхарата» — это масштабный свод сказок, легенд, преданий, религиозно-философских текстов. Авторство этого произведения приписывают сказителю Вья-се.
Главный из сюжетов «Махабхараты» повествует о борьбе царских родов Пандавов и Кауравов. В многолетнем споре при содействии высших сил побеждают братья Пандавы. Накануне великой битвы на поле Курукшет-ра полководец Арджуна, один из пяти братьев Пандавов, беседует со своим возницей Кришной. Этой беседе посвящена «Бхагавад-гита» («Песнь Господня», входящая в состав б-й книги «Махабхараты») — самая священная часть «Махабхараты» и одно из наиболее значительных религиозно-философских произведений эпического периода. «Бхагавад-гита», созданная в конце I тысячелетия до н. э. и кодифицированная в III—IV веках н. э., развивает учение поздних упанишад.
За скромной внешностью возничего скрывается могучий бог Вишну, сошедший на Землю, чтобы восстановить пошатнувшуюся дхарму (священный закон). Идею дхармы воплощают воины Арджуны, в то время как их противники Кауравы символизируют адхарму (преступление, ложь, хаос). Перед сражением воин испытывает двойственные чувства. Стремление исполнить ратный долг борется в нем с нежеланием пролить кровь родичей и бывших друзей. Чувства берут верх — Арджуна готов отказаться от сражения. Но Кришна убеждает его в необходимости взяться за оружие: «Ты говоришь как мудрец, а твои действия обнаруживают в тебе труса... встань и иди в бой!»
Каковы аргументы божественного собеседника Арджуны?
Кришна говорит о сансаре — цепи перерождений человека, которую тот не в силах разорвать, пребывая в невежестве. Для того, кто обрел знание, существует возможность вырваться из круговорота сансары и обрести свободу. Возничий называет этот путь йогой.
Прежде всего, говорит Кришна, необходимо научиться правильно действовать, то есть соблюдать законы карма-йоги (йоги действия). Действие не должно быть корыстным, предусматривающим какое бы то ни было вознаграждение или преследующим какую-либо цель. Самым «чистым» из действий может быть признано все, что совершается во имя долга. Арджуна принадлежит к варне кшатриев (воинов), поэтому все, что он сделает во имя воинского долга, будет являться «чистым» действием, которое «не пятнает, даже будучи связанным с грехом». Непривязанность к результатам, незаинтересованность в итоге своих трудов, отказ от какого бы то ни было целе-полагания — путь к освобождению от сансары.
Для некоторых из людей открыт путь бхакти-йоги — путь безграничной любви и преданности Богу. Обретает свободу тот, кто вручил себя Господу и стал проводником его воли. «Знай, — говорит Кришна, — все эти люди уже сражены Мною. Ты будешь лишь моим орудием». Кришна говорит именно о Боге, а не о богах. Каждый человек находится во власти единого Господа, даже если он думает, что почитает других богов: «Какие бы образы ни почитал верующий, его нерушимую веру посылаю ему Я». Перед нами, по сути, монотеистический текст, отрицающий многобожие и проповедующий Единого Творца. «Оставь все дхармы и ищи Меня», — говорит Кришна.
«Гита» не порывает с ведийской ортодоксией. Она признает авторитет предшествующих священных текстов и принцип сословного (варнового) долга, признает также имперсональный (безличный) аспект Бога, аналогичный Брахману ранних упанишад. Однако автор текста ставит под сомнение ценность ведических ритуалов, отдает предпочтение личному Богу и подчеркивает важность личной веры, поскольку «трудно поклоняться не-проявленному».
«Божественная Песнь» считается одной из основ веданты. Особенно значимо изложенное в ней учение для различных направлений вишнуизма (поскольку собеседник Арджуны отождествляется с Вишну).
Текст Бхагавад-гиты неоднократно комментировался самыми выдающимися представителями брахманской мысли (Шанкарой, Рамануджей, Мадхвой и др.) и многократно переводился на европейские языки. Первый перевод на русский язык с английского перевода, сделанный А. А. Петровым, был опубликован в 1788 году известным просветителем Н. Новиковым. К идеям и образам «Гиты» обращались такие мыслители, как Гумбольдт, Гегель и Шопенгауэр.
Эпическая поэма «Рамаяна», автором которой считают поэта Вальмики, — единое и стройное произведение, повествующее о драматичной судьбе царевича Рамы, старшего сына царя Дашаратхи. Из-за ненависти одной из царских жен Рама вместе с братом Лакшманом и верной супругой Ситой вынужден уйти из родного дома. Изгнанники находят пристанище в лесу и питаются кореньями и плодами. Но беды для них только начинаются. Царь демонов, злобный Равана, похищает красавицу Ситу и уносит ее к себе. Разгневанный Рама вступает в военный союз с божественной обезьяной Хануманом, убивает Равану и возвращает свою жену, а затем, вернувшись в столицу, становится царем.
Пураны
Пураны — обширный раздел традиции смрити, включающий несколько десятков памятников. Наиболее авторитетными считаются 18 «больших пуран», образующих единый комплекс. Как и эпос, пураны отличаются энциклопедической полнотой описания разных сторон индийской жизни, показанной сквозь призму индуистских воззрений. Тематический состав пуран обширен — от космологии и теогонии до родословных царей и отдельных эпизодов из реальной жизни.
Пураны свидетельствуют, что в первые века новой эры индуизм превратился в широкое религиозное течение и стал в эпоху Гуптов (примерно с III века) господствующей государственной религией. К этому времени изменился общий характер культовых отношений, в которых стало доминировать эмоциональное начало.
В пуранах разрабатывается концепция тримурти, объединившая враждующих прежде богов Брахму, Вишну и Шиву в единое целое. Идея троичности божественных сил встречается уже в Ригведе, однако лишь в пуранах эта мысль получает теологическое обоснование. Признается, что равновеликие Брахма, Вишну и Шива выполняют каждый свое предназначение. Брахма — бог-демиург, создатель вселенной, Вишну — хранитель мира, Шива — его разрушитель. Со временем концепция тримурти подверглась серьезным деформациям. В триаде богов выделили «сильнейшего» (вишнуиты — Вишну, шиваиты — Шиву), а двух «оставшихся» богов признали его ипостасями. Персонажей тримурти изображают или стоящими рядом друг с другом, или как бы вырастающими один из другого.
В пуранах излагается также концепция аватары — нисхождения богов в земной человеческий мир. Принцип аватары стал основной моделью ассимиляции местных верований и действенным способом упорядочивания пантеона. На примере 10 канонических воплощений Вишну (детально описанных в пуранах) хорошо видно, каким образом стала «работать» новая концепция. 10 различных божественных существ (Матсья, Курма, Вараха, Кришна и т. д.) были признаны разными формами одного и того же божества, благодаря чему обрели генетическое единство и уместились в одной «ячейке», маркированной именем Вишну.
Одновременно авторы пуран предприняли успешную попытку соотнести мифологию с теологией и философией. С этой целью они разработали доктрину вьюх, согласно которой аватара есть эманация божества и в то же время существенная часть его природы.
Дхармашастры
Наибольший авторитет среди дхармашастр (текстов о дхарме — законе) получил «Закон Ману» (II век до н. э.— II век н. э.), в котором изложен индуистский стандарт поведения, сопряженный с четырьмя стадиями жизни индуса. Авторы «Закона Ману» указывали, что лицам из высших каст надлежит соотносить этапы своей жизни с хронологическими «уровнями» вед. Основные стадии жизненного цикла человека получили соответствующие наименования:
• брахмачарья — этап ученичества, предполагающий изучение самхитов;
• грихастха — стадия «домохозяина»; ей соответствуют брахманы;
• ванапрастха — период лесного уединения, во время которого надлежит читать «лесные книги» — аранья-ки;
• саньяса — кульминация жизни, этап отшельничества и полного уединения, необходимого для постижения мудрости упанишад.
Индийский эпос колоссален по объему и уникален по своему значению для индуизма, сопоставимому с ролью Нового Завета в христианстве. «Махабхарата» и «Рамаяна» почитаются индусами как священные книги («Махаб-харату» называют иногда «пятой Ведой»). Каждая из них может быть названа энциклопедией жизни Древней Индии. Эпос содержит сведения о стране и обычаях людей, о государственном управлении и культуре. В «Махабхарате» повествование нередко сопровождается «теоретическими» отступлениями, содержащими религиозно-философские или этические доктрины, постулаты ортодоксальных школ и сведения о некоторых неортодоксальных взглядах. Собственно философские тексты «Махабхараты», запечатлевшие разные грани древнеиндийской религиозно-философской мысли, — «Мокшадхарма», «Нараяния», «Анугита», Книга Санатсуджаты.
В эпосе отражен важнейший этап формирования собственно индуистской мифологии, выросшей на древней ведийской почве. Мифологические образы и сюжеты индийского эпоса до сих пор потрясают воображение читателя.
«Махабхарата» — это масштабный свод сказок, легенд, преданий, религиозно-философских текстов. Авторство этого произведения приписывают сказителю Вья-се.
Главный из сюжетов «Махабхараты» повествует о борьбе царских родов Пандавов и Кауравов. В многолетнем споре при содействии высших сил побеждают братья Пандавы. Накануне великой битвы на поле Курукшет-ра полководец Арджуна, один из пяти братьев Пандавов, беседует со своим возницей Кришной. Этой беседе посвящена «Бхагавад-гита» («Песнь Господня», входящая в состав б-й книги «Махабхараты») — самая священная часть «Махабхараты» и одно из наиболее значительных религиозно-философских произведений эпического периода. «Бхагавад-гита», созданная в конце I тысячелетия до н. э. и кодифицированная в III—IV веках н. э., развивает учение поздних упанишад.
За скромной внешностью возничего скрывается могучий бог Вишну, сошедший на Землю, чтобы восстановить пошатнувшуюся дхарму (священный закон). Идею дхармы воплощают воины Арджуны, в то время как их противники Кауравы символизируют адхарму (преступление, ложь, хаос). Перед сражением воин испытывает двойственные чувства. Стремление исполнить ратный долг борется в нем с нежеланием пролить кровь родичей и бывших друзей. Чувства берут верх — Арджуна готов отказаться от сражения. Но Кришна убеждает его в необходимости взяться за оружие: «Ты говоришь как мудрец, а твои действия обнаруживают в тебе труса... встань и иди в бой!»
Каковы аргументы божественного собеседника Арджуны?
Кришна говорит о сансаре — цепи перерождений человека, которую тот не в силах разорвать, пребывая в невежестве. Для того, кто обрел знание, существует возможность вырваться из круговорота сансары и обрести свободу. Возничий называет этот путь йогой.
Прежде всего, говорит Кришна, необходимо научиться правильно действовать, то есть соблюдать законы карма-йоги (йоги действия). Действие не должно быть корыстным, предусматривающим какое бы то ни было вознаграждение или преследующим какую-либо цель. Самым «чистым» из действий может быть признано все, что совершается во имя долга. Арджуна принадлежит к варне кшатриев (воинов), поэтому все, что он сделает во имя воинского долга, будет являться «чистым» действием, которое «не пятнает, даже будучи связанным с грехом». Непривязанность к результатам, незаинтересованность в итоге своих трудов, отказ от какого бы то ни было целе-полагания — путь к освобождению от сансары.
Для некоторых из людей открыт путь бхакти-йоги — путь безграничной любви и преданности Богу. Обретает свободу тот, кто вручил себя Господу и стал проводником его воли. «Знай, — говорит Кришна, — все эти люди уже сражены Мною. Ты будешь лишь моим орудием». Кришна говорит именно о Боге, а не о богах. Каждый человек находится во власти единого Господа, даже если он думает, что почитает других богов: «Какие бы образы ни почитал верующий, его нерушимую веру посылаю ему Я». Перед нами, по сути, монотеистический текст, отрицающий многобожие и проповедующий Единого Творца. «Оставь все дхармы и ищи Меня», — говорит Кришна.
«Гита» не порывает с ведийской ортодоксией. Она признает авторитет предшествующих священных текстов и принцип сословного (варнового) долга, признает также имперсональный (безличный) аспект Бога, аналогичный Брахману ранних упанишад. Однако автор текста ставит под сомнение ценность ведических ритуалов, отдает предпочтение личному Богу и подчеркивает важность личной веры, поскольку «трудно поклоняться не-проявленному».
«Божественная Песнь» считается одной из основ веданты. Особенно значимо изложенное в ней учение для различных направлений вишнуизма (поскольку собеседник Арджуны отождествляется с Вишну).
Текст Бхагавад-гиты неоднократно комментировался самыми выдающимися представителями брахманской мысли (Шанкарой, Рамануджей, Мадхвой и др.) и многократно переводился на европейские языки. Первый перевод на русский язык с английского перевода, сделанный А. А. Петровым, был опубликован в 1788 году известным просветителем Н. Новиковым. К идеям и образам «Гиты» обращались такие мыслители, как Гумбольдт, Гегель и Шопенгауэр.
Эпическая поэма «Рамаяна», автором которой считают поэта Вальмики, — единое и стройное произведение, повествующее о драматичной судьбе царевича Рамы, старшего сына царя Дашаратхи. Из-за ненависти одной из царских жен Рама вместе с братом Лакшманом и верной супругой Ситой вынужден уйти из родного дома. Изгнанники находят пристанище в лесу и питаются кореньями и плодами. Но беды для них только начинаются. Царь демонов, злобный Равана, похищает красавицу Ситу и уносит ее к себе. Разгневанный Рама вступает в военный союз с божественной обезьяной Хануманом, убивает Равану и возвращает свою жену, а затем, вернувшись в столицу, становится царем.
Пураны
Пураны — обширный раздел традиции смрити, включающий несколько десятков памятников. Наиболее авторитетными считаются 18 «больших пуран», образующих единый комплекс. Как и эпос, пураны отличаются энциклопедической полнотой описания разных сторон индийской жизни, показанной сквозь призму индуистских воззрений. Тематический состав пуран обширен — от космологии и теогонии до родословных царей и отдельных эпизодов из реальной жизни.
Пураны свидетельствуют, что в первые века новой эры индуизм превратился в широкое религиозное течение и стал в эпоху Гуптов (примерно с III века) господствующей государственной религией. К этому времени изменился общий характер культовых отношений, в которых стало доминировать эмоциональное начало.
В пуранах разрабатывается концепция тримурти, объединившая враждующих прежде богов Брахму, Вишну и Шиву в единое целое. Идея троичности божественных сил встречается уже в Ригведе, однако лишь в пуранах эта мысль получает теологическое обоснование. Признается, что равновеликие Брахма, Вишну и Шива выполняют каждый свое предназначение. Брахма — бог-демиург, создатель вселенной, Вишну — хранитель мира, Шива — его разрушитель. Со временем концепция тримурти подверглась серьезным деформациям. В триаде богов выделили «сильнейшего» (вишнуиты — Вишну, шиваиты — Шиву), а двух «оставшихся» богов признали его ипостасями. Персонажей тримурти изображают или стоящими рядом друг с другом, или как бы вырастающими один из другого.
В пуранах излагается также концепция аватары — нисхождения богов в земной человеческий мир. Принцип аватары стал основной моделью ассимиляции местных верований и действенным способом упорядочивания пантеона. На примере 10 канонических воплощений Вишну (детально описанных в пуранах) хорошо видно, каким образом стала «работать» новая концепция. 10 различных божественных существ (Матсья, Курма, Вараха, Кришна и т. д.) были признаны разными формами одного и того же божества, благодаря чему обрели генетическое единство и уместились в одной «ячейке», маркированной именем Вишну.
Одновременно авторы пуран предприняли успешную попытку соотнести мифологию с теологией и философией. С этой целью они разработали доктрину вьюх, согласно которой аватара есть эманация божества и в то же время существенная часть его природы.
Дхармашастры
Наибольший авторитет среди дхармашастр (текстов о дхарме — законе) получил «Закон Ману» (II век до н. э.— II век н. э.), в котором изложен индуистский стандарт поведения, сопряженный с четырьмя стадиями жизни индуса. Авторы «Закона Ману» указывали, что лицам из высших каст надлежит соотносить этапы своей жизни с хронологическими «уровнями» вед. Основные стадии жизненного цикла человека получили соответствующие наименования:
• брахмачарья — этап ученичества, предполагающий изучение самхитов;
• грихастха — стадия «домохозяина»; ей соответствуют брахманы;
• ванапрастха — период лесного уединения, во время которого надлежит читать «лесные книги» — аранья-ки;
• саньяса — кульминация жизни, этап отшельничества и полного уединения, необходимого для постижения мудрости упанишад.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи