Считается, что копты являются прямыми потомками древних египтян. Само слово "копт" происходит от греческого "айгюптос" и означает просто "египтянин". Кроме того, современный коптский язык успешно использовался учеными для расшифровки древнеегипетских папирусов. Но сегодня коптами называют только особые группы христианского населения Северной Африки - в основном Египта и Эфиопии.
Основал коптскую церковь сам св. Марк Евангелист. Он прибыл в Африку в 47-48 гг и проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. В 69 году св. Марка замучали римляне. Копты считают св. Марка своим первым патриархом. Часть его мощей хранится в коптском храме в Александрии.
Распространению христианства в Египте способствовало в первую очередь его соседство со Святой Землей и наличием святых мест, впрямую связанных со святым Писанием: именно на берегах Нила почти четыре года прятался маленький Иисус вместе с Девой Марией и ее мужем Иосифом от преследований царя Ирода. И сегодня места, где останавливалось Святое Семейство, являются предметом паломничества христиан со всего мира.
Большинство коптов называют себя православными, но в мире их считают представителями "древних восточных" или "дохалкидонских" церквей. Тысячелетия древние египтяне, а затем и копты верили в умирающего и воскресающего бога Осириса. Так что христианство быстро прижилось среди них.
Многие копты находились на римской службе и не без успеха распространяли христианство на просторах великой империи. С легионом из египетских Фив в 285 году пришел в Гельвецию Святой Морис, и его останки покоятся в одноименном аббатстве в швейцарском кантоне Вале. Его соотечественники Феликс, Регула и Эксуперий, обезглавленные по приказу римского чиновника в местах, где располагается швейцарский кантон Гларус, были захоронены в Цюрихе. Эти коптские миссионеры стали символом Цюриха, и им нашлось место на гербе города. Сирийские и коптские монахи добрались и до Ирландии, и раннекельтские церкви поразительно напоминают коптские храмы своей архитектурой.
Александрия в начале нашей эры была одним из центров Средиземноморья, местом, где встречались египетская и греческая, римская и еврейская культуры. Благодаря деятельности возникших здесь первых христианских поселений город оказался среди пяти первых христианских столиц - вместе с Иерусалимом, Антиохией, Римом и Константинополем. Считается, что именно александрийская школа богословия (Климент, Ориген, Кирилл) пыталась привить христианству философский язык. Сегодня вблизи Александрии расположены четыре самых известных монастыря Египта, куда в праздничные дни стекаются и верующие, и ценители искусства. Как раз копты подарили христианскому миру монашество - оно возникло здесь уже в III в. С другой стороны, вблизи Файюма нашли древнейший фрагмент Библии - так называемый "риланский", размером с почтовую марку и датированный примерно 135 годом.
Свое летосчисление копты ведут от 284 года, начала "эры мучеников", когда на престоле Римской империи воцарился преследовавший христиан Диоклетиан. На последующие столетия приходится расцвет коптской культуры. Ведь какое-то время христианство оставалось официальной религией в Египте.
Официальная дата появления Коптской церкви - 451 год - год раскола, произошедшего на Халкидонском Соборе. Христологическое учение монофизитов, в какой-то степени из-за противостояния господству Византии, было отвергнуто большинством египетской иерархии и верующих. Попытки насильственно навязать решения Собора только усилили сопротивление. В конечном итоге возникла особая Коптская Церковь ("коптами" арабы и греки называли египтян) со своей литургической и богословской традицией. С V по IX век резиденция греческих патриархов находилась в Александрии, а коптских - в монастыре Св. Макария.
Копты очень почитались в Египте. Даже спустя более века после арабского завоевания страны в 639 - 641 годах их положение оставалось относительно благополучным: насильственного отказа от христианства никто не требовал, коптский язык использовался в официальных документах.
Но уже при Аббасидах (750 - 1258) жизнь коптов становится более тяжелой. Хотя они и продолжают занимать ответственные посты, дискриминационные законы, принимаемые после 850 года, усложняют их положение, но не настолько, чтобы копты исчезли окончательно. к середине IX века оказались в Египте меньшинством. Официальным языком страны вместо арабского становится коптский. Хотя исламское господство сопровождалось нередкими преследованиями коптов, бывали и периоды относительной свободы, и тогда Церковь вновь расцветала и создавала выдающиеся богословские и духовные произведения на арабском языке.
ИЗУЧЕНИЕ КОПТОВ
Хотя путешественники XVI и XVII веков неоднократно писали об удивительном
христианском меньшинстве посреди мусульманской страны, изучение коптской культуры насчитывает около полутора веков. Достаточно сказать, что, когда в 1858 году Огюст Марьетт основал в Каире Службу египетских древностей, Египет римлян и коптов вовсе не находился в сфере его интересов. Зато его сотрудники, Альбер Гайе (Gayet) и Жан Кледа, провели много лет в неустанных поисках и раскопках. Результаты их трудов поделены между парижскими и каирскими собраниями. Приятно, что еще одно вошедшее в историю археологии имя связано с Россией: Владимир фон Бок немало поспособствовал нынешним коптским богатствам Эрмитажа и ГМИИ имени А. С. Пушкина.
ЯЗЫК
Язык коптов является последней стадией развития языка древних египтян и был использован Франсуа Шампольоном при расшифровке древнеегипетских иероглифов.
Копские буквы похожи на греческие, из греческого же заимствовано много слов.
ЦЕРКОВЬ - СТРУКТУРА, РИТУАЛ
Вера
Копты относятся к монофизитам, то есть считают, что у Христа была единственная, божественная сущность.
Коптская церковь относится к восточной, православной ветви христианства, и в этом смысле копты - наши единоверцы. Но различий между нашим и египетским христианстов немало - и в теологии, и в традициях.
Храмы
Древний церковный центр - Александрия. Там находятся могилы всех предстоятелей Церкви, начиная от ап. Марка.
Нынешний центр Коптской церкви и вообще всего народа расположен в Каире, недалеко от станции метро Демердеш. Гигантский собор св. Марка, древний храм апп. Петра и Павла, множество служб и зданий.
Коптские церкви убраны просто. Например, в патриаршем соборе св. Марка в Каире, заложенном в 1969 году, к 1900-летию гибели основателя коптской церкви, - беленые, без фресок, стены. Основная часть иконостаса - просто резные деревянные панели, инкрустированные перламутром, и лишь верхний его ряд - собственно иконы. Иногда вывешивают иконы и на стенах храмов, как в знаменитой Подвешенной церкви в Старом Каире. Фрески встречаются изредка. Иконопись особая. Фигуры людей изображаются плоскими, пропорции не соблюдаются, детали не прописываются, как на рисунках детей.
Пожалуй, самое существенное внутреннее отличие - в большинстве храмов есть скамейки. Нетрадиционную для нас форму имеют и кресты - они ориентированы в двух направлениях, так что с какой стороны ни посмотри - виден Крест.
При входе в храм копты снимают обувь. Молятся семь раз в сутки, обратясь на восток, обязательно в головных уборах. Постятся большую часть года. Но в целом коптские храмы похожи на все православные храмы, особенно внутри - алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи.
Монашество
Египтяне дали христианскому миру монашество - традицию, ставшую неотъемлемой частью и русской культуры. Первый монастырь был основан в египетской Восточной пустыне преподобным Антонием Великим в начале IV века и существует поныне. Почти одновременно с ним в тех же краях возник монастырь св. Павла. На берегах Нила родились и жили такие почитаемые и россиянами святые, как преподобный Макарий Египетский, св.Екатерина, Мария Египетская.
В настоящее время происходит явное возрождение монашества, и немало молодых монахов, занимающихся сельским хозяйством и издательской деятельностью, вновь заселяют древние монастыри. В Церкви имеется двенадцать мужских монастырей с 600 монахами и шесть женских монастырей с 300 монахинями. Больше всего монастырей сосредоточено в Вади-эн-Натруне, в 60 милях к северо-западу от Каира. Режим в монастырях очень строг: монахи питаются главным образом хлебом и водой, много молятся.
Папа
Коптский Александрийский патриарх носил (и носит) титул папы с гораздо более ранних времен, нежели римский епископ.
Папа-патриарх избирается пожизненно на поместном соборе из самых известных монастырских духовников, много лет проживших в пустыне. После этого, он становится лидером нации и пользуется непререкаемым авторитетом.
Нынешний Папа Шенуда III (родился в 1923 году, избран в 1971 году) - глава Коптской церкви и единственный духовный лидер всего народа. Его титул: ПАПА Александрийский, Патриарх престола св. Марка.
Папа доступен, особенно для людей, приехавших издалека. Еженедельно он в сопровождении епископата проводит встречи с народом в соборе Св.Марка. Громадный храм заполняется народом, папа садится за стол на солее, произносит духовное слово минут на 40 и затем около часа без подготовки отвечает на записки, заранее опущенные в специальный сосуд, стоящий в храме.
Служба
Богослужебный язык, так же как у нас, отличается от разговорного. Здесь служат на коптском времен эллинизма - распространения греческого влияния на страны Средмиземноморья и дальше. Копты почитают Богородицу и святых.
Чин их литургии - более древний, чем наш, миряне причащаются как и священнослужители, беря Св. Дары (Тело Христово) в руки и отпивая из Св.Чаши (из рук священника). Перед причастием снимают обувь. Исповедь обязательна. Коптские священники ходят с крестами, сделанными, как правило, из кожи, и в шапочках-тюрбанах, к ним так же подходят под благословение.
Кладбище
Коптское кладбище сильно отличается от нашего. Могилы-склепы представляют собой небольшие, иногда изящно украшенные домики-часовни без крыши (она не нужна, так дождь бывает 3-4 раза в году). Сюда приходят на целый день, чтобы побыть со своими усопшими родственниками. Здесь молятся, готовят пищу. Здесь даже можно жить. Примерно такие же, только с другой символикой могилы - и на исламских кладбищах. В годы войн они заселялись беженцами.
Праздники
Жам эн-Нессим - праздник весны. Этот праздник (его название переводится с арабского как "аромат западного ветра") уходит корнями в Древний Египет, где его отмечали фараоны. Назывался он Опет. Праздник весны, сопровождаемый массовыми выездами за город и пикниками, приходится у коптов на пасхальный Понедельник (совпадает с православной Пасхой).
Коптское Рождество. Этот праздник копты всегда отмечают 7 января.
Духовное обучение
В Египте имеется немало воскресных коптских школ. Главная духовная семинария Коптской Церкви расположена в Каире неподалеку от собора Св. Марка. Почти половина священников закончило эту семинарию. Многие миряне изучают здесь на вечерних курсах Священное Писание и богословие. Основанный в 1954 году Коптский институт высших исследовании расположен на территории патриархата и является важным экуменическим центром по изучению коптской христианской традиции.
Проблема церкви - мусульманский фундаментализм
Рост мусульманского фундаменталнзма в Египте создает для Коптской Церкви новые проблемы. Вслед за антикоптскими выступлениями фундаменталистов в конце 1970-х годов президент Садат в 1981 году заключил папу Шенуда III под домашний арест в одном из монастырей и не выпускал до 1985 года. Считается, что правительство пошло на эту меру, чтобы продемонстрировать свою беспристрастность по отношению к конфликтующим сторонам. Тем не менее, такого рода вмешательство в дела Коптсткой Церкви обеспокоило многих христиан в Египте. В 1997 году участились нападения исламских вооруженных групп на коптов.
Расширение церкви'
Между тем, в последние годы чувствуется оживление коптской церковной жизни в мире и рост ее влияния. 19 июля 1994 года Коптский православный патриархат принял небольшую Православную Церковь Британских островов под свою юрисдикцию в качестве отдельной епархии, распространяющейся на Великобританию и Ирландию. Эту Церковь переименовали в Британскую Православную Церковь, а ее предстоятель, митрополит Серафим Гластонберийский, получил новое имя авва Серафим Эль Суриани
Коптская церковь и РПЦ
Коптская церковь - прямая предшественница русской. В V веке после того, как Египет стал частью Византийской империи, в Александрийской церкви произошел раскол. Византийцы образовали собственную церковь, в Александрии возник второй, греческий, патриархат. Ну а из Византии в Х веке христианство пришло в русские земли.
КОПТЫ-ЗНАМЕНИТОСТИ
Коптами были Св. Афанасий, автор праздничной православной церковной литургии Св. Василий и основатель монашеского и отшельнического движения Св. Пахом, равно как и бывший Генеральный Секретарь ООН Бутрос (Петр) Бутрос-Гали. Все они - потомки фараонов.
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Коптская культура - это удивительный сплав египетских, греческих и христианских
мифов. Один из крупнейших исследователей коптских древностей, Александр Каковкин,
утверждает, что копты воспринимали языческие божества и героев христианскими
персонажами: "Так, Иустин Философ, или Мученик (ум. ок. 165), в мифах о Дионисе,
Геракле, Асклепии видел искаженные библейские пророчества о Спасителе. Особенно
много общего Иустин находил между Христом и Иосифом"
Едва ли не самое интересное в коптском искусстве - ткани. Ткали в основном
гобеленовой техникой. Среди излюбленных мотивов - подвиги Геракла и история
Иосифа.
Вообще Коптские памятники древности в Египте бережно охраняются, восстанавливаются, на всех висят государственные таблички. Сокровища коптской культуры хранятся в Каирском музее Коптов. А туристов непременно возят на руины древнего христианского монастыря V в. близ Саккары - города мервых при древней столице Египта Мемфисе.
ОБЩИНА
Сейчас копты составляют около 8-9% населения Египта. В руководстве страны нет ни одного копта.
Копты - самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке, заметное и активное меньшинство в Египте. Не исключено, что приводимая ниже численность коптов сильно занижена: папа Шенуда III заявил в феврале 1995 года, что Коптская Церковь насчитывает восемь миллионов верующих.
Живут копты по преимуществу городами и районами. В Каире несколько коптских районов. Их можно отличить по обилию храмов (а всего в Египте их около 1000), портретам Папы Шенуды или предыдущего папы Кирилла в магазинах и аптеках. Проезжая по Каиру нередко можно увидеть колокольни и кресты над куполами. Есть и несколько городов, в большинстве своем населенных коптами.
Африкана по материалам:
Алексей Мокроусов, Христиане в Египте, Новое время, №44 5 ноября 2000
Копты: православные люди в Африке, "Труд", 18 января 2000 года
Загадочные копты, Ортодокс ру, http://www.orthodoxy.ru/koinonia/EL_Coptic.html
Коптская Православная Церковь, из семьи т. н. «монофизитских» Церквей, основана, по преданию, св. Евангелистом Марком († 63 Р. Х.) в Александрии (Египет), образована в период с 536 по 580 г. в среде египетских коптов.
Национальная замкнутость, обусловленная ненавистью к Византии, создавала благоприятную почву не только политическому, но и религиозному протесту и инакомыслию, а впоследствии облегчила завоевание египетских христиан арабами. Принудительная исламизация привела к значительному упадку. Вследствие этого Коптский Патриарх Кирилл IV († 1860 г.) начал переговоры с преосвященным Порфирием (Успенским) о воссоединении с Православием, но был отравлен, а его противники вошли в унию с Римом (1898 г.). В настоящее время фактически соединилась с Александрийской Православной Церковью Патриарха Парфения. Находится в евхаристическом общении с Армянской и Сирийской Церквами. Состоит из 400 общин. Богослужение на арабском и коптском языках. Осмогласие. Литургии Василия Великого, Григория Богослова и Кирилла Александрийского. Сохранила некоторые иудейские (раннехристианские) обряды, такие как обрезание. Возглавляет Её Александрийский Папа и Патриарх Святейший Шенуда III.
Ещё одна характерная черта коптов — при крещении после обряда делают татуировку в виде креста на запястье правой руки, символизирующую готовность принять мученичество за веру.
Основал коптскую церковь сам св. Марк Евангелист. Он прибыл в Африку в 47-48 гг и проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. В 69 году св. Марка замучали римляне. Копты считают св. Марка своим первым патриархом. Часть его мощей хранится в коптском храме в Александрии.
Распространению христианства в Египте способствовало в первую очередь его соседство со Святой Землей и наличием святых мест, впрямую связанных со святым Писанием: именно на берегах Нила почти четыре года прятался маленький Иисус вместе с Девой Марией и ее мужем Иосифом от преследований царя Ирода. И сегодня места, где останавливалось Святое Семейство, являются предметом паломничества христиан со всего мира.
Большинство коптов называют себя православными, но в мире их считают представителями "древних восточных" или "дохалкидонских" церквей. Тысячелетия древние египтяне, а затем и копты верили в умирающего и воскресающего бога Осириса. Так что христианство быстро прижилось среди них.
Многие копты находились на римской службе и не без успеха распространяли христианство на просторах великой империи. С легионом из египетских Фив в 285 году пришел в Гельвецию Святой Морис, и его останки покоятся в одноименном аббатстве в швейцарском кантоне Вале. Его соотечественники Феликс, Регула и Эксуперий, обезглавленные по приказу римского чиновника в местах, где располагается швейцарский кантон Гларус, были захоронены в Цюрихе. Эти коптские миссионеры стали символом Цюриха, и им нашлось место на гербе города. Сирийские и коптские монахи добрались и до Ирландии, и раннекельтские церкви поразительно напоминают коптские храмы своей архитектурой.
Александрия в начале нашей эры была одним из центров Средиземноморья, местом, где встречались египетская и греческая, римская и еврейская культуры. Благодаря деятельности возникших здесь первых христианских поселений город оказался среди пяти первых христианских столиц - вместе с Иерусалимом, Антиохией, Римом и Константинополем. Считается, что именно александрийская школа богословия (Климент, Ориген, Кирилл) пыталась привить христианству философский язык. Сегодня вблизи Александрии расположены четыре самых известных монастыря Египта, куда в праздничные дни стекаются и верующие, и ценители искусства. Как раз копты подарили христианскому миру монашество - оно возникло здесь уже в III в. С другой стороны, вблизи Файюма нашли древнейший фрагмент Библии - так называемый "риланский", размером с почтовую марку и датированный примерно 135 годом.
Свое летосчисление копты ведут от 284 года, начала "эры мучеников", когда на престоле Римской империи воцарился преследовавший христиан Диоклетиан. На последующие столетия приходится расцвет коптской культуры. Ведь какое-то время христианство оставалось официальной религией в Египте.
Официальная дата появления Коптской церкви - 451 год - год раскола, произошедшего на Халкидонском Соборе. Христологическое учение монофизитов, в какой-то степени из-за противостояния господству Византии, было отвергнуто большинством египетской иерархии и верующих. Попытки насильственно навязать решения Собора только усилили сопротивление. В конечном итоге возникла особая Коптская Церковь ("коптами" арабы и греки называли египтян) со своей литургической и богословской традицией. С V по IX век резиденция греческих патриархов находилась в Александрии, а коптских - в монастыре Св. Макария.
Копты очень почитались в Египте. Даже спустя более века после арабского завоевания страны в 639 - 641 годах их положение оставалось относительно благополучным: насильственного отказа от христианства никто не требовал, коптский язык использовался в официальных документах.
Но уже при Аббасидах (750 - 1258) жизнь коптов становится более тяжелой. Хотя они и продолжают занимать ответственные посты, дискриминационные законы, принимаемые после 850 года, усложняют их положение, но не настолько, чтобы копты исчезли окончательно. к середине IX века оказались в Египте меньшинством. Официальным языком страны вместо арабского становится коптский. Хотя исламское господство сопровождалось нередкими преследованиями коптов, бывали и периоды относительной свободы, и тогда Церковь вновь расцветала и создавала выдающиеся богословские и духовные произведения на арабском языке.
ИЗУЧЕНИЕ КОПТОВ
Хотя путешественники XVI и XVII веков неоднократно писали об удивительном
христианском меньшинстве посреди мусульманской страны, изучение коптской культуры насчитывает около полутора веков. Достаточно сказать, что, когда в 1858 году Огюст Марьетт основал в Каире Службу египетских древностей, Египет римлян и коптов вовсе не находился в сфере его интересов. Зато его сотрудники, Альбер Гайе (Gayet) и Жан Кледа, провели много лет в неустанных поисках и раскопках. Результаты их трудов поделены между парижскими и каирскими собраниями. Приятно, что еще одно вошедшее в историю археологии имя связано с Россией: Владимир фон Бок немало поспособствовал нынешним коптским богатствам Эрмитажа и ГМИИ имени А. С. Пушкина.
ЯЗЫК
Язык коптов является последней стадией развития языка древних египтян и был использован Франсуа Шампольоном при расшифровке древнеегипетских иероглифов.
Копские буквы похожи на греческие, из греческого же заимствовано много слов.
ЦЕРКОВЬ - СТРУКТУРА, РИТУАЛ
Вера
Копты относятся к монофизитам, то есть считают, что у Христа была единственная, божественная сущность.
Коптская церковь относится к восточной, православной ветви христианства, и в этом смысле копты - наши единоверцы. Но различий между нашим и египетским христианстов немало - и в теологии, и в традициях.
Храмы
Древний церковный центр - Александрия. Там находятся могилы всех предстоятелей Церкви, начиная от ап. Марка.
Нынешний центр Коптской церкви и вообще всего народа расположен в Каире, недалеко от станции метро Демердеш. Гигантский собор св. Марка, древний храм апп. Петра и Павла, множество служб и зданий.
Коптские церкви убраны просто. Например, в патриаршем соборе св. Марка в Каире, заложенном в 1969 году, к 1900-летию гибели основателя коптской церкви, - беленые, без фресок, стены. Основная часть иконостаса - просто резные деревянные панели, инкрустированные перламутром, и лишь верхний его ряд - собственно иконы. Иногда вывешивают иконы и на стенах храмов, как в знаменитой Подвешенной церкви в Старом Каире. Фрески встречаются изредка. Иконопись особая. Фигуры людей изображаются плоскими, пропорции не соблюдаются, детали не прописываются, как на рисунках детей.
Пожалуй, самое существенное внутреннее отличие - в большинстве храмов есть скамейки. Нетрадиционную для нас форму имеют и кресты - они ориентированы в двух направлениях, так что с какой стороны ни посмотри - виден Крест.
При входе в храм копты снимают обувь. Молятся семь раз в сутки, обратясь на восток, обязательно в головных уборах. Постятся большую часть года. Но в целом коптские храмы похожи на все православные храмы, особенно внутри - алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи.
Монашество
Египтяне дали христианскому миру монашество - традицию, ставшую неотъемлемой частью и русской культуры. Первый монастырь был основан в египетской Восточной пустыне преподобным Антонием Великим в начале IV века и существует поныне. Почти одновременно с ним в тех же краях возник монастырь св. Павла. На берегах Нила родились и жили такие почитаемые и россиянами святые, как преподобный Макарий Египетский, св.Екатерина, Мария Египетская.
В настоящее время происходит явное возрождение монашества, и немало молодых монахов, занимающихся сельским хозяйством и издательской деятельностью, вновь заселяют древние монастыри. В Церкви имеется двенадцать мужских монастырей с 600 монахами и шесть женских монастырей с 300 монахинями. Больше всего монастырей сосредоточено в Вади-эн-Натруне, в 60 милях к северо-западу от Каира. Режим в монастырях очень строг: монахи питаются главным образом хлебом и водой, много молятся.
Папа
Коптский Александрийский патриарх носил (и носит) титул папы с гораздо более ранних времен, нежели римский епископ.
Папа-патриарх избирается пожизненно на поместном соборе из самых известных монастырских духовников, много лет проживших в пустыне. После этого, он становится лидером нации и пользуется непререкаемым авторитетом.
Нынешний Папа Шенуда III (родился в 1923 году, избран в 1971 году) - глава Коптской церкви и единственный духовный лидер всего народа. Его титул: ПАПА Александрийский, Патриарх престола св. Марка.
Папа доступен, особенно для людей, приехавших издалека. Еженедельно он в сопровождении епископата проводит встречи с народом в соборе Св.Марка. Громадный храм заполняется народом, папа садится за стол на солее, произносит духовное слово минут на 40 и затем около часа без подготовки отвечает на записки, заранее опущенные в специальный сосуд, стоящий в храме.
Служба
Богослужебный язык, так же как у нас, отличается от разговорного. Здесь служат на коптском времен эллинизма - распространения греческого влияния на страны Средмиземноморья и дальше. Копты почитают Богородицу и святых.
Чин их литургии - более древний, чем наш, миряне причащаются как и священнослужители, беря Св. Дары (Тело Христово) в руки и отпивая из Св.Чаши (из рук священника). Перед причастием снимают обувь. Исповедь обязательна. Коптские священники ходят с крестами, сделанными, как правило, из кожи, и в шапочках-тюрбанах, к ним так же подходят под благословение.
Кладбище
Коптское кладбище сильно отличается от нашего. Могилы-склепы представляют собой небольшие, иногда изящно украшенные домики-часовни без крыши (она не нужна, так дождь бывает 3-4 раза в году). Сюда приходят на целый день, чтобы побыть со своими усопшими родственниками. Здесь молятся, готовят пищу. Здесь даже можно жить. Примерно такие же, только с другой символикой могилы - и на исламских кладбищах. В годы войн они заселялись беженцами.
Праздники
Жам эн-Нессим - праздник весны. Этот праздник (его название переводится с арабского как "аромат западного ветра") уходит корнями в Древний Египет, где его отмечали фараоны. Назывался он Опет. Праздник весны, сопровождаемый массовыми выездами за город и пикниками, приходится у коптов на пасхальный Понедельник (совпадает с православной Пасхой).
Коптское Рождество. Этот праздник копты всегда отмечают 7 января.
Духовное обучение
В Египте имеется немало воскресных коптских школ. Главная духовная семинария Коптской Церкви расположена в Каире неподалеку от собора Св. Марка. Почти половина священников закончило эту семинарию. Многие миряне изучают здесь на вечерних курсах Священное Писание и богословие. Основанный в 1954 году Коптский институт высших исследовании расположен на территории патриархата и является важным экуменическим центром по изучению коптской христианской традиции.
Проблема церкви - мусульманский фундаментализм
Рост мусульманского фундаменталнзма в Египте создает для Коптской Церкви новые проблемы. Вслед за антикоптскими выступлениями фундаменталистов в конце 1970-х годов президент Садат в 1981 году заключил папу Шенуда III под домашний арест в одном из монастырей и не выпускал до 1985 года. Считается, что правительство пошло на эту меру, чтобы продемонстрировать свою беспристрастность по отношению к конфликтующим сторонам. Тем не менее, такого рода вмешательство в дела Коптсткой Церкви обеспокоило многих христиан в Египте. В 1997 году участились нападения исламских вооруженных групп на коптов.
Расширение церкви'
Между тем, в последние годы чувствуется оживление коптской церковной жизни в мире и рост ее влияния. 19 июля 1994 года Коптский православный патриархат принял небольшую Православную Церковь Британских островов под свою юрисдикцию в качестве отдельной епархии, распространяющейся на Великобританию и Ирландию. Эту Церковь переименовали в Британскую Православную Церковь, а ее предстоятель, митрополит Серафим Гластонберийский, получил новое имя авва Серафим Эль Суриани
Коптская церковь и РПЦ
Коптская церковь - прямая предшественница русской. В V веке после того, как Египет стал частью Византийской империи, в Александрийской церкви произошел раскол. Византийцы образовали собственную церковь, в Александрии возник второй, греческий, патриархат. Ну а из Византии в Х веке христианство пришло в русские земли.
КОПТЫ-ЗНАМЕНИТОСТИ
Коптами были Св. Афанасий, автор праздничной православной церковной литургии Св. Василий и основатель монашеского и отшельнического движения Св. Пахом, равно как и бывший Генеральный Секретарь ООН Бутрос (Петр) Бутрос-Гали. Все они - потомки фараонов.
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Коптская культура - это удивительный сплав египетских, греческих и христианских
мифов. Один из крупнейших исследователей коптских древностей, Александр Каковкин,
утверждает, что копты воспринимали языческие божества и героев христианскими
персонажами: "Так, Иустин Философ, или Мученик (ум. ок. 165), в мифах о Дионисе,
Геракле, Асклепии видел искаженные библейские пророчества о Спасителе. Особенно
много общего Иустин находил между Христом и Иосифом"
Едва ли не самое интересное в коптском искусстве - ткани. Ткали в основном
гобеленовой техникой. Среди излюбленных мотивов - подвиги Геракла и история
Иосифа.
Вообще Коптские памятники древности в Египте бережно охраняются, восстанавливаются, на всех висят государственные таблички. Сокровища коптской культуры хранятся в Каирском музее Коптов. А туристов непременно возят на руины древнего христианского монастыря V в. близ Саккары - города мервых при древней столице Египта Мемфисе.
ОБЩИНА
Сейчас копты составляют около 8-9% населения Египта. В руководстве страны нет ни одного копта.
Копты - самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке, заметное и активное меньшинство в Египте. Не исключено, что приводимая ниже численность коптов сильно занижена: папа Шенуда III заявил в феврале 1995 года, что Коптская Церковь насчитывает восемь миллионов верующих.
Живут копты по преимуществу городами и районами. В Каире несколько коптских районов. Их можно отличить по обилию храмов (а всего в Египте их около 1000), портретам Папы Шенуды или предыдущего папы Кирилла в магазинах и аптеках. Проезжая по Каиру нередко можно увидеть колокольни и кресты над куполами. Есть и несколько городов, в большинстве своем населенных коптами.
Африкана по материалам:
Алексей Мокроусов, Христиане в Египте, Новое время, №44 5 ноября 2000
Копты: православные люди в Африке, "Труд", 18 января 2000 года
Загадочные копты, Ортодокс ру, http://www.orthodoxy.ru/koinonia/EL_Coptic.html
Коптская Православная Церковь, из семьи т. н. «монофизитских» Церквей, основана, по преданию, св. Евангелистом Марком († 63 Р. Х.) в Александрии (Египет), образована в период с 536 по 580 г. в среде египетских коптов.
Национальная замкнутость, обусловленная ненавистью к Византии, создавала благоприятную почву не только политическому, но и религиозному протесту и инакомыслию, а впоследствии облегчила завоевание египетских христиан арабами. Принудительная исламизация привела к значительному упадку. Вследствие этого Коптский Патриарх Кирилл IV († 1860 г.) начал переговоры с преосвященным Порфирием (Успенским) о воссоединении с Православием, но был отравлен, а его противники вошли в унию с Римом (1898 г.). В настоящее время фактически соединилась с Александрийской Православной Церковью Патриарха Парфения. Находится в евхаристическом общении с Армянской и Сирийской Церквами. Состоит из 400 общин. Богослужение на арабском и коптском языках. Осмогласие. Литургии Василия Великого, Григория Богослова и Кирилла Александрийского. Сохранила некоторые иудейские (раннехристианские) обряды, такие как обрезание. Возглавляет Её Александрийский Папа и Патриарх Святейший Шенуда III.
Ещё одна характерная черта коптов — при крещении после обряда делают татуировку в виде креста на запястье правой руки, символизирующую готовность принять мученичество за веру.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи