Колесо Дхармы, Колесо Закона, Дхармачакра — мандала, символ непрекращающегося круга рождений и смертей (сансары) в дхармических религиях (индуизм, джайнизм, буддизм).
Традиционно изображается в виде стилизованного колеса с пятью, шестью или восемью спицами.
Символическое значение
Изображение колеса сансары (санскр. «блуждание», «круговорот») наглядно демонстрирует бесконечное круговращение человека, характеризующееся рождением, смертью и новым рождением.
Колесо Закона (Дхармы) в буддизме
История буддизма в Индии разделяется буддистами на три периода, получивших название «Три поворота Колеса Закона». Вращение колеса символизирует изложение и объяснение Закона для спасения всех живых существ. Таким образом, Будда является «Вращателем колеса» (Чакравартин).
Первый поворот относят ко времени, когда Будда Шакьямуни произнес свою бенаресскую проповедь, получившей название «Сутра о повороте Колеса Закона» (Дхарма-чакра-правартана-сутра).
Второй поворот связывают с появлением праджняпарамитских сутр. А третий с возникновением учения виджнянавады.
Колесо Закона в даосизме
После проникновения буддизма в Китай и его дальнейшего взаимодействия с даосизмом в области идеологии и религиозной практики, некоторые буддийские термины были заимствованы даосами, в том числе и «Колесо Закона».
Например, в сочинении Чжао Бичэня девятая глава называется («Самовращение Колеса Закона). В системе даосизма под Колесом Закона, конечно, подразумевается не дхармическая идея, а Малый небесный круг циркуляции ци по каналам Ду-май и Жэнь-май.
Традиционно изображается в виде стилизованного колеса с пятью, шестью или восемью спицами.
Символическое значение
Изображение колеса сансары (санскр. «блуждание», «круговорот») наглядно демонстрирует бесконечное круговращение человека, характеризующееся рождением, смертью и новым рождением.
Колесо Закона (Дхармы) в буддизме
История буддизма в Индии разделяется буддистами на три периода, получивших название «Три поворота Колеса Закона». Вращение колеса символизирует изложение и объяснение Закона для спасения всех живых существ. Таким образом, Будда является «Вращателем колеса» (Чакравартин).
Первый поворот относят ко времени, когда Будда Шакьямуни произнес свою бенаресскую проповедь, получившей название «Сутра о повороте Колеса Закона» (Дхарма-чакра-правартана-сутра).
Второй поворот связывают с появлением праджняпарамитских сутр. А третий с возникновением учения виджнянавады.
Колесо Закона в даосизме
После проникновения буддизма в Китай и его дальнейшего взаимодействия с даосизмом в области идеологии и религиозной практики, некоторые буддийские термины были заимствованы даосами, в том числе и «Колесо Закона».
Например, в сочинении Чжао Бичэня девятая глава называется («Самовращение Колеса Закона). В системе даосизма под Колесом Закона, конечно, подразумевается не дхармическая идея, а Малый небесный круг циркуляции ци по каналам Ду-май и Жэнь-май.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи