Основные принципы генетического исследования психического развития. Понятия условий, источников и движущих сил психического развития.

Наука » Психология » Возрастная психология
1). Генетическая психология интересуется проблемами возникновения и развития психических процессов. Анализируя становление психических процессов, может опираться на результаты исследований, выполненных на детях, но сами дети не составляют для генетической психологии предмета изучения. Генетические исследования могут быть проведены и на взрослых людях. Известным примером подобного генетического исследования может служить изучение формирования звуковысотного слуха (А.Н. Леонтьев, Ю.Б. Гиппенрейтер, О.В. Овчинникова). В специально организованном эксперименте, в котором испытуемые должны были подстраивать свой голос под заданную высоту звука, можно было наблюдать становление способности звуковысотного различения.
Воссоздать, сделать, сформировать психическое явление - такова основная стратеги генетической психологии. Путь экспериментального формирования психических процессов впервые был намечен Л.С. Выготским. «Применяемый нами метод,- писал он,- может быть методом экспериментально- генетическим в том смысле, что он искусственно вызывает и создает генетический процесс психического развития…Задача сводится к тому, чтобы экспериментально представить всякую высшую форму поведения не как вещь, а как процесс, взять ее в движении, к тому, чтобы идти не от вещи к ее частям, а от процесса к его отдельным моментам» (Выготский Л.С., 1983).
Среди многих исследователей процесса развития наиболее яркими представителями генетической психологии считаются Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, П.Я. Гальперин. Их теории, разработанные на основе экспериментов с детьми, целиком и полностью относится к общей генетической психологии.
2). Рост- это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Главная характеристика роста- это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава входящих в него отдельных элементов без существенных изменений в структуре отдельных процессов.Л.С. Выготский подчеркивал, что явления роста имеются и в психических процессах, например, рост запаса слов без изменения функций речи.
Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Х. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки, или критерии, развития:
- дифференциация, расчленение явления, ранее бывшего единым;
- появление новых сторон, новых элементов в самом развитии;
- перестройка связей между различными сторонами объекта.
Прогрессивное развитие характеризуется возрастающей дифференциацией и организацией психических процессов, сопровождающейся совершенствованием функционирования и формирования;
Регрессивное - процессами дезорганизации , сопровождающимися замедлением и прекращением роста и накопления психических способностей
Аномальное - частичными или сплошными нарушениями процесса роста, дифференциации и организации психических функций , что сопровождаются уменьшением способности к формированию и функционированию.
Типы развития:
Преформированный тип - в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как стадии, которые пройдет явление (организм), так и конечный результат , который будет им достигнут. Здесь все зависит от природы ( пример- эмбриональное, физическое развитие от рождения к старению).
Непреформированный – тип развития наиболее распространен на нашей планете. По этому типу происходит развитие галактики, Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Он не предопределен заранее, с самого начала неизвестны все стадии развития и его конечный результат.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.