Замок Грааля
Представьте себе деревенского парня, находящегося в замке во время такого церемониала, под воздействием чудесной силы Священной Чаши. Парсифаль просто онемел.
Вспомните слова Гурнамонда: едва настоящий рыцарь найдет замок Грааля и войдет в него, ему следует задать главный вопрос: "Кому служит Чаша Грааля?" Но Парсифаль слишком хорошо усвоил материнский совет - не задавать вопросов, поэтому он так и не произнес нужного вопроса. Он был слишком поражен тем, что происходило вокруг, и только наивно изумлялся.
Праздник закончился. Короля-Рыбака на носилках унесли в покои, и все гости и рыцари разошлись восвояси. Двое слуг проводили Пар-сифаля в спальню, помогли ему раздеться и пожелали спокойной ночи.
Проснувшись, Парсифаль не нашел вокруг ни души. Он стал стучать в разные двери - никакого результата. Тогда он спустился во двор замка. Его конь был уже оседлан и готов к путешествию. Парсифаль громко крикнул в надежде, что хоть кто-то откликнется. В ответ - только эхо. Вокруг не было ни души. Он вскочил на коня и поскакал из замка через навесной мост. И вновь мост исчез при последнем прикосновении копыта коня Парсифаля. Замок Грааля исчез из вида. Вокруг был один дремучий лес.
Представьте себе деревенского парня, находящегося в замке во время такого церемониала, под воздействием чудесной силы Священной Чаши. Парсифаль просто онемел.
Вспомните слова Гурнамонда: едва настоящий рыцарь найдет замок Грааля и войдет в него, ему следует задать главный вопрос: "Кому служит Чаша Грааля?" Но Парсифаль слишком хорошо усвоил материнский совет - не задавать вопросов, поэтому он так и не произнес нужного вопроса. Он был слишком поражен тем, что происходило вокруг, и только наивно изумлялся.
Праздник закончился. Короля-Рыбака на носилках унесли в покои, и все гости и рыцари разошлись восвояси. Двое слуг проводили Пар-сифаля в спальню, помогли ему раздеться и пожелали спокойной ночи.
Проснувшись, Парсифаль не нашел вокруг ни души. Он стал стучать в разные двери - никакого результата. Тогда он спустился во двор замка. Его конь был уже оседлан и готов к путешествию. Парсифаль громко крикнул в надежде, что хоть кто-то откликнется. В ответ - только эхо. Вокруг не было ни души. Он вскочил на коня и поскакал из замка через навесной мост. И вновь мост исчез при последнем прикосновении копыта коня Парсифаля. Замок Грааля исчез из вида. Вокруг был один дремучий лес.
Наша история продолжается.
Мы расстались с Парсифалем в замке Бланш-флер вскоре после ее освобождения. Юношу по-прежнему не покидало ощущение вины перед матерью. Мы помним, как он внезапно оставил мать и ушел из дому, а та потом долго горевала и умерла с разбитым сердцем.
Интересно отметить, что каждый раз, когда Парсифаль совершает что-то важное, но делает это преждевременно, он вспоминает о матери. Мальчик должен набраться мужества, для того чтобы более или менее объективно посмотреть на свою мать, на отца или на ситуацию в семье, даже для того чтобы написать поздравительные открытки и проявить учтивость. Хотя бы частичное освобождение от материнского комплекса дает ему шанс установить взрослые отношения с матерью. Но прежде он должен обрести силу и независимость.
Получив силу от Гурнамонда и Бланшфлер, Парсифаль тотчас вспомнил о матери. Но позже мы убедимся: если на события начинает влиять материнский комплекс, происходит какая-то неприятность. Это обстоятельство - величайшее препятствие в развитии мужской психологии. Практически никто из мужчин не согласен с этим фактом, что означает их полную зависимость от материнского комплекса. Но по мере возмужания у них появляются шансы интеграции материнского комплекса. В мифе о Чаше Грааля в каждый момент личностного роста Парсифаль в той или иной мере снова и снова пересматривает свое отношение к этому комплексу.
Мы расстались с Парсифалем в замке Бланш-флер вскоре после ее освобождения. Юношу по-прежнему не покидало ощущение вины перед матерью. Мы помним, как он внезапно оставил мать и ушел из дому, а та потом долго горевала и умерла с разбитым сердцем.
Интересно отметить, что каждый раз, когда Парсифаль совершает что-то важное, но делает это преждевременно, он вспоминает о матери. Мальчик должен набраться мужества, для того чтобы более или менее объективно посмотреть на свою мать, на отца или на ситуацию в семье, даже для того чтобы написать поздравительные открытки и проявить учтивость. Хотя бы частичное освобождение от материнского комплекса дает ему шанс установить взрослые отношения с матерью. Но прежде он должен обрести силу и независимость.
Получив силу от Гурнамонда и Бланшфлер, Парсифаль тотчас вспомнил о матери. Но позже мы убедимся: если на события начинает влиять материнский комплекс, происходит какая-то неприятность. Это обстоятельство - величайшее препятствие в развитии мужской психологии. Практически никто из мужчин не согласен с этим фактом, что означает их полную зависимость от материнского комплекса. Но по мере возмужания у них появляются шансы интеграции материнского комплекса. В мифе о Чаше Грааля в каждый момент личностного роста Парсифаль в той или иной мере снова и снова пересматривает свое отношение к этому комплексу.
СЧАСТЬЕ
Гурнамонд сказал Парсифалю, что тот не должен ни соблазнять, ни соблазняться. Мужчина может не только соблазниться своей анимой, но и попытаться сам ее соблазнить. Когда речь заходит о том, что не следует соблазнять свою внутреннюю прекрасную даму, это может означать, что мужчина не должен жить в ожидании хорошего настроения. Ему не следует насиловать свою фемининность. Он может искать полноты, но не хорошего настроения.
Такой момент для большинства людей, теряющих свою активность, в какой-то мере является критическим, пока они не достигнут определенной психологической ясности. Это настроение, которое бьет через край, поднимает человека до небес, раздувает его до огромных размеров, наполовину выходит из-под контроля и которое так часто наблюдается у мужчин, представляет серьезную опасность, ибо содержит в себе только соблазн. Мужчина соблазнил аниму. Он взял ее за горло и сказал: "Ты ведь только и мечтаешь о том, чтобы сделать меня счастливым, или я ошибаюсь?" Несколько позже он сполна за это заплатит, так как закон компенсации говорит, что для восстановления внутреннего равновесия потом обязательно наступит депрессия.
Гурнамонд сказал Парсифалю, что тот не должен ни соблазнять, ни соблазняться. Мужчина может не только соблазниться своей анимой, но и попытаться сам ее соблазнить. Когда речь заходит о том, что не следует соблазнять свою внутреннюю прекрасную даму, это может означать, что мужчина не должен жить в ожидании хорошего настроения. Ему не следует насиловать свою фемининность. Он может искать полноты, но не хорошего настроения.
Такой момент для большинства людей, теряющих свою активность, в какой-то мере является критическим, пока они не достигнут определенной психологической ясности. Это настроение, которое бьет через край, поднимает человека до небес, раздувает его до огромных размеров, наполовину выходит из-под контроля и которое так часто наблюдается у мужчин, представляет серьезную опасность, ибо содержит в себе только соблазн. Мужчина соблазнил аниму. Он взял ее за горло и сказал: "Ты ведь только и мечтаешь о том, чтобы сделать меня счастливым, или я ошибаюсь?" Несколько позже он сполна за это заплатит, так как закон компенсации говорит, что для восстановления внутреннего равновесия потом обязательно наступит депрессия.
ДЕПРЕССИЯ И ИНФЛЯЦИЯ
Давайте вернемся к разнице между чувством (способностью человека к ценностному отношению) и настроением (состоянием человека, находящегося под властью своей внутренней фемининности). Если у мужчины существует хороший контакт со своей анимой, он может чувствовать и оценивать, то есть найти в своей жизни определенный смысл. Если такой контакт отсутствует, он не видит в жизни никакого смысла и не способен ее ценить. Именно здесь проходит резкая грань между двумя разными внутренними переживаниями мужчины.
Миф о Священной Чаше повествует нам именно о том, что во время контакта с внутренней фемининностью мужчине следует устанавливать с ней связь на уровне чувств, а не на уровне настроения. Наставление, полученное Парсифалем, предписывало ему относиться к Бланшфлер, то есть каниме, на чувственном уровне, на котором проявляется благородство и существует возможность развития и практического применения творческих способностей и отсутствует прямой соблазн, разрушающий отношения. Соблазнять и поддаваться соблазну - и то и другое запрещено мужчине, занятому поисками Чаши Грааля. Это означает, что он не должен становиться жертвой собственного настроения. Как только мужчина попадает под власть настроения, он теряет возможность развивать нормальные отношения и способность чувствовать, то есть оценивать.
Давайте вернемся к разнице между чувством (способностью человека к ценностному отношению) и настроением (состоянием человека, находящегося под властью своей внутренней фемининности). Если у мужчины существует хороший контакт со своей анимой, он может чувствовать и оценивать, то есть найти в своей жизни определенный смысл. Если такой контакт отсутствует, он не видит в жизни никакого смысла и не способен ее ценить. Именно здесь проходит резкая грань между двумя разными внутренними переживаниями мужчины.
Миф о Священной Чаше повествует нам именно о том, что во время контакта с внутренней фемининностью мужчине следует устанавливать с ней связь на уровне чувств, а не на уровне настроения. Наставление, полученное Парсифалем, предписывало ему относиться к Бланшфлер, то есть каниме, на чувственном уровне, на котором проявляется благородство и существует возможность развития и практического применения творческих способностей и отсутствует прямой соблазн, разрушающий отношения. Соблазнять и поддаваться соблазну - и то и другое запрещено мужчине, занятому поисками Чаши Грааля. Это означает, что он не должен становиться жертвой собственного настроения. Как только мужчина попадает под власть настроения, он теряет возможность развивать нормальные отношения и способность чувствовать, то есть оценивать.
НАСТРОЕНИЕ И ЧУВСТВО
Чтобы больше узнать о влиянии, которое оказывает на мужчину внутренняя женщина, мы должны отметить некоторые очень важные различия, существующие между эмоцией, чувством и настроением. Многие смешивают эти понятия и ощущения. Для них настроение - это и эмоция, и чувство. Однако смешивать их ни в коем случае нельзя; следует обязательно различать эти понятия и ощущения, с тем чтобы определить отношение к своей фемининности, ясно увидеть ее влияние на собственную психику. Имеет смысл потратить на это время.
Эмоция - суммарная психическая энергия, которой обладает человек. Для более развитой личности это совокупность энергетических состояний. Основной характеристикой эмоции является ее энергия. Сама по себе эмоция нейтральна по отношению к морали; она может быть благоприятной или пагубной в зависимости от того, к чему относится. Наслаждаться чем-то в жизни - значит внести много эмоций в отношение к этому объекту. Эмоции могут поддерживать позитивное и оптимистическое отношение к жизни. В то же время сильные эмоции влияют на депрессивное состояние человека: он ломает себе руки или бегает по комнате кругами в погоне за чем-то несущественным и пустым. Определение эмоции как психической энергии относительно доступно для понимания.
Чтобы больше узнать о влиянии, которое оказывает на мужчину внутренняя женщина, мы должны отметить некоторые очень важные различия, существующие между эмоцией, чувством и настроением. Многие смешивают эти понятия и ощущения. Для них настроение - это и эмоция, и чувство. Однако смешивать их ни в коем случае нельзя; следует обязательно различать эти понятия и ощущения, с тем чтобы определить отношение к своей фемининности, ясно увидеть ее влияние на собственную психику. Имеет смысл потратить на это время.
Эмоция - суммарная психическая энергия, которой обладает человек. Для более развитой личности это совокупность энергетических состояний. Основной характеристикой эмоции является ее энергия. Сама по себе эмоция нейтральна по отношению к морали; она может быть благоприятной или пагубной в зависимости от того, к чему относится. Наслаждаться чем-то в жизни - значит внести много эмоций в отношение к этому объекту. Эмоции могут поддерживать позитивное и оптимистическое отношение к жизни. В то же время сильные эмоции влияют на депрессивное состояние человека: он ломает себе руки или бегает по комнате кругами в погоне за чем-то несущественным и пустым. Определение эмоции как психической энергии относительно доступно для понимания.
Целомудрие
Ранее мы уже убедились в том, что Бланшфлер в мифе - не реальная женщина из плоти и крови; речь идет о внутренней женской части, существующей в каждом мужчине, то есть о его аниме. Чрезвычайно важно уметь отличать реальную женщину из плоти и крови от внутренней мужской фемининности, а законы, существующие во внутреннем мире, от законов внешнего мира. Принадлежащие внутреннему миру законы нашей психики абсолютно уникальны и очень часто отличаются от законов внешнего мира. Поэтому самая важная часть этого мифа рассказывает нам о событиях, происходящих с внутренней женщиной, особенно о том, как ее отличать от реальной женщины, живущей во внешнем мире.
Очень важно осмыслить странный запрет на интимные отношения с женщинами, если мужчина занят поисками Чаши Грааля. Это, пожалуй, самая важная вещь в мифе о Священной Чаше. Если мы сможем это понять, Чаша окажется в наших руках.
Снова и снова хочу повторить: пожалуйста, запомните, что эти наставления и советы относятся к тому, как мужчина должен вести себя по отношению к своей внутренней фемининности, внутренней женщине. Они не имеют никакого отношения к его поведению по отношению к реальной женщине. Как правило, люди не осознают этого различия. Они не ощущают необходимого для осмысления пространства своего внутреннего мира. Тогда они следуют этим запретам в реальной жизни, и получается так, что и миф, и средневековье, и психология рыцарского движения понимаются превратно или не понимаются вообще.
Ранее мы уже убедились в том, что Бланшфлер в мифе - не реальная женщина из плоти и крови; речь идет о внутренней женской части, существующей в каждом мужчине, то есть о его аниме. Чрезвычайно важно уметь отличать реальную женщину из плоти и крови от внутренней мужской фемининности, а законы, существующие во внутреннем мире, от законов внешнего мира. Принадлежащие внутреннему миру законы нашей психики абсолютно уникальны и очень часто отличаются от законов внешнего мира. Поэтому самая важная часть этого мифа рассказывает нам о событиях, происходящих с внутренней женщиной, особенно о том, как ее отличать от реальной женщины, живущей во внешнем мире.
Очень важно осмыслить странный запрет на интимные отношения с женщинами, если мужчина занят поисками Чаши Грааля. Это, пожалуй, самая важная вещь в мифе о Священной Чаше. Если мы сможем это понять, Чаша окажется в наших руках.
Снова и снова хочу повторить: пожалуйста, запомните, что эти наставления и советы относятся к тому, как мужчина должен вести себя по отношению к своей внутренней фемининности, внутренней женщине. Они не имеют никакого отношения к его поведению по отношению к реальной женщине. Как правило, люди не осознают этого различия. Они не ощущают необходимого для осмысления пространства своего внутреннего мира. Тогда они следуют этим запретам в реальной жизни, и получается так, что и миф, и средневековье, и психология рыцарского движения понимаются превратно или не понимаются вообще.
БЛАНШФЛЕР
Многие люди совершают свое странствие в жизни, твердо веря в его необходимость, но слабо осознавая психологически, зачем они отправились в это странствие или когда оно могло их увлечь. Иногда у них есть определенная цель, но они не могут ее достичь. Часто им неожиданно помогает судьба, и они достигают более глубокой цели. Так случилось и с Парси-фалем, который отправился на поиски своей матери. Но вместо нее от нашел девушку по имени Бланшфлер, что означает "Белый Цветок", и понял, что этой встречи он ждал всю жизнь, еще до своей встречи с Чашей Грааля.
Как мы уже знаем, Парсифалю не удалось застать в живых мать, но во время путешествия ему встретился замок, где жила прекрасная дама в то время, когда ее постигло несчастье. Замок носил ее же имя - Бланшфлер. Бланшфлер - первая по значимости прекрасная дама во всем мифе. Все, что ни делал Парсифаль потом, было связано с прекрасной дамой по имени Бланшфлер.
Может показаться, что Бланшфлер - самая несчастная и неудовлетворенная жизнью женщина, какую можно себе представить; однако следует помнить: Бланшфлер - не реальная женщина из плоти и крови. Она воплощает часть внутреннего мира Парсифаля, его внутреннюю фемининность. Если женщина из плоти и крови начинает вести себя подобно Бланшфлер, с ней следует немедленно расстаться.
Многие люди совершают свое странствие в жизни, твердо веря в его необходимость, но слабо осознавая психологически, зачем они отправились в это странствие или когда оно могло их увлечь. Иногда у них есть определенная цель, но они не могут ее достичь. Часто им неожиданно помогает судьба, и они достигают более глубокой цели. Так случилось и с Парси-фалем, который отправился на поиски своей матери. Но вместо нее от нашел девушку по имени Бланшфлер, что означает "Белый Цветок", и понял, что этой встречи он ждал всю жизнь, еще до своей встречи с Чашей Грааля.
Как мы уже знаем, Парсифалю не удалось застать в живых мать, но во время путешествия ему встретился замок, где жила прекрасная дама в то время, когда ее постигло несчастье. Замок носил ее же имя - Бланшфлер. Бланшфлер - первая по значимости прекрасная дама во всем мифе. Все, что ни делал Парсифаль потом, было связано с прекрасной дамой по имени Бланшфлер.
Может показаться, что Бланшфлер - самая несчастная и неудовлетворенная жизнью женщина, какую можно себе представить; однако следует помнить: Бланшфлер - не реальная женщина из плоти и крови. Она воплощает часть внутреннего мира Парсифаля, его внутреннюю фемининность. Если женщина из плоти и крови начинает вести себя подобно Бланшфлер, с ней следует немедленно расстаться.
ГУРНАМОНД
Наконец Парсифаль добрался до жилища Гур-намонда, своего крестного отца. Общение с крестным отцом является огромным благом для мальчика на этапе его превращения в мужчину. К тому времени отношения с родным отцом могут утратить свою значимость или прекратиться совсем, когда мальчик становится подростком. Он еще не обладает полной независимостью, но слишком горд, чтобы советоваться с отцом в интимных вопросах. В наше время очень редко существуют близкие отношения между отцом и сыном-подростком. Как раз в этот период мальчику нужен крестный отец, мужчина, который продолжает воспитывать мальчика, когда родной отец потерял с ним контакт. Гурнамонд был архетипи-ческим крестным отцом, который обучал Пар-сифаля рыцарским искусствам. Он закалял его, дипломатически обходя все острые углы (кроме того, Гурнамонд снял с Парсифаля находящуюся под доспехами Красного Рыцаря домотканую, сшитую матерью одежду), и учил всему, что должен знать мальчик, жаждущий стать рыцарем. Он настаивал, чтобы Парсифаль остался у него еще хотя бы на год, но тот отказался и внезапно покинул своего крестного отца, почувствовав, что матери понадобилась его помощь.
Наконец Парсифаль добрался до жилища Гур-намонда, своего крестного отца. Общение с крестным отцом является огромным благом для мальчика на этапе его превращения в мужчину. К тому времени отношения с родным отцом могут утратить свою значимость или прекратиться совсем, когда мальчик становится подростком. Он еще не обладает полной независимостью, но слишком горд, чтобы советоваться с отцом в интимных вопросах. В наше время очень редко существуют близкие отношения между отцом и сыном-подростком. Как раз в этот период мальчику нужен крестный отец, мужчина, который продолжает воспитывать мальчика, когда родной отец потерял с ним контакт. Гурнамонд был архетипи-ческим крестным отцом, который обучал Пар-сифаля рыцарским искусствам. Он закалял его, дипломатически обходя все острые углы (кроме того, Гурнамонд снял с Парсифаля находящуюся под доспехами Красного Рыцаря домотканую, сшитую матерью одежду), и учил всему, что должен знать мальчик, жаждущий стать рыцарем. Он настаивал, чтобы Парсифаль остался у него еще хотя бы на год, но тот отказался и внезапно покинул своего крестного отца, почувствовав, что матери понадобилась его помощь.
КРАСНЫЙ РЫЦАРЬ
Итак, Парсифаль продолжал свой путь, пока не повстречал Красного Рыцаря, который только что покинул дворец короля Артура. Красный Рыцарь обладал такой силой, что все войско короля Артура пасовало перед ним. Поэтому, когда ему что-нибудь требовалось, он просто приходил и брал это. Да и во всем остальном он делал лишь то, что ему хотелось, никого не опасаясь. Рыцарь ехал, держа в руках серебряный кубок, который украл из дворца. Ни у одного из королевских подданных не хватило мужества его остановить. Последний оскорбительный поступок Красного Рыцаря заключался в том, что он плеснул вино из графина прямо в лицо королеве Гиневре.
Пораженный видом Красного Рыцаря, Парсифаль уставился на него во все глаза. Тот был весь в алом: в алых доспехах, лошадь была покрыта алой попоной, седло на ней было алое, и вся экипировка рыцаря и его вооружение были алого цвета. Он представлял собой великолепное, даже роскошное зрелище. Пасифаль попросил Красного Рыцаря остановиться и поведал ему, что тоже хочет стать рыцарем, только не знает, как это сделать. Изумленный наивностью стоявшего перед ним юного дурака, Красный Рыцарь даже не тронул Парсифаля, а лишь сказал ему, что, если тот хочет стать рыцарем, пусть направляется ко двору короля Артура, а сказав так, он громко расхохотался и поскакал прочь.
Итак, Парсифаль продолжал свой путь, пока не повстречал Красного Рыцаря, который только что покинул дворец короля Артура. Красный Рыцарь обладал такой силой, что все войско короля Артура пасовало перед ним. Поэтому, когда ему что-нибудь требовалось, он просто приходил и брал это. Да и во всем остальном он делал лишь то, что ему хотелось, никого не опасаясь. Рыцарь ехал, держа в руках серебряный кубок, который украл из дворца. Ни у одного из королевских подданных не хватило мужества его остановить. Последний оскорбительный поступок Красного Рыцаря заключался в том, что он плеснул вино из графина прямо в лицо королеве Гиневре.
Пораженный видом Красного Рыцаря, Парсифаль уставился на него во все глаза. Тот был весь в алом: в алых доспехах, лошадь была покрыта алой попоной, седло на ней было алое, и вся экипировка рыцаря и его вооружение были алого цвета. Он представлял собой великолепное, даже роскошное зрелище. Пасифаль попросил Красного Рыцаря остановиться и поведал ему, что тоже хочет стать рыцарем, только не знает, как это сделать. Изумленный наивностью стоявшего перед ним юного дурака, Красный Рыцарь даже не тронул Парсифаля, а лишь сказал ему, что, если тот хочет стать рыцарем, пусть направляется ко двору короля Артура, а сказав так, он громко расхохотался и поскакал прочь.
СТРАНСТВИЕ ПАРСИФАЛЯ
Итак, счастливый Парсифаль отправился на поиски своих пяти рыцарей. Скажем сразу, что тех пятерых он так никогда и не встретил, зато нашел много другого.
Каждому человеку, который попадался ему на пути, он задавал один и тот же вопрос: "Вам не встречались пять рыцарей?" На этот вопрос он получал самые разные ответы, советы и замечания - настолько разные, что среди них не было даже двух одинаковых. В конце концов он совершенно запутался. Этих рыцарей оказалось найти очень трудно: они были везде, или, наоборот, их не было вообще. Если вы посмотрите в глаза 14-15-летнего мальчика, который спрашивает вас: "Вы не знаете, где находятся пять рыцарей, которых я видел?" - и что-нибудь скажете ему в ответ, то поймаете на себе взгляд Парсифаля. В вопросе "Где это взять?" под словом "это" всегда подразумевается что-то неконкретное и неопределенное. В таком взгляде подростка впервые проявляется ценность и смысл пятеричной символики, и большую часть своей взрослой жизни он посвящает поискам адекватного воплощения этого символа. Число пять указывает на завершенность жизни. Оно является одним из корней слова "квинтэссенция" - пятая сущность. Пять означают завершенность. Пять существуют везде, но они совершенно неуловимы. Они везде и в то же время нигде. Может показаться, что слишком жестоко для шестнадцатилетнего юноши увидеть вспышку озарения, указывающую ему путь в поиске воплощения полноты жизни. Но таково истинное влечение к духовной жизни у любого человека. Последний человек, которого он об этом спросил, сказал что-то совсем не похожее на то, что он слышал прежде. Итак, пять рыцарей были везде, и в то же время их не было нигде.
Итак, счастливый Парсифаль отправился на поиски своих пяти рыцарей. Скажем сразу, что тех пятерых он так никогда и не встретил, зато нашел много другого.
Каждому человеку, который попадался ему на пути, он задавал один и тот же вопрос: "Вам не встречались пять рыцарей?" На этот вопрос он получал самые разные ответы, советы и замечания - настолько разные, что среди них не было даже двух одинаковых. В конце концов он совершенно запутался. Этих рыцарей оказалось найти очень трудно: они были везде, или, наоборот, их не было вообще. Если вы посмотрите в глаза 14-15-летнего мальчика, который спрашивает вас: "Вы не знаете, где находятся пять рыцарей, которых я видел?" - и что-нибудь скажете ему в ответ, то поймаете на себе взгляд Парсифаля. В вопросе "Где это взять?" под словом "это" всегда подразумевается что-то неконкретное и неопределенное. В таком взгляде подростка впервые проявляется ценность и смысл пятеричной символики, и большую часть своей взрослой жизни он посвящает поискам адекватного воплощения этого символа. Число пять указывает на завершенность жизни. Оно является одним из корней слова "квинтэссенция" - пятая сущность. Пять означают завершенность. Пять существуют везде, но они совершенно неуловимы. Они везде и в то же время нигде. Может показаться, что слишком жестоко для шестнадцатилетнего юноши увидеть вспышку озарения, указывающую ему путь в поиске воплощения полноты жизни. Но таково истинное влечение к духовной жизни у любого человека. Последний человек, которого он об этом спросил, сказал что-то совсем не похожее на то, что он слышал прежде. Итак, пять рыцарей были везде, и в то же время их не было нигде.
Парсифаль
Далее миф уводит нас от страданий раненого Короля-Рыбака к истории родившегося в Уэльсе безымянного мальчика. В те времена родиться в Уэльсе означало родиться где-то далеко, на самом краю света. Здесь можно вспомнить отрывок из комментария к Священному Писанию: "Чего хорошего можно ожидать из Назарета?" Оказалось, что и Уэльс, и Назарет находятся в самом низу в списке ценностей коллективного человеческого сознания. Разумеется, именно оттуда и появился наш герой. Он, призванный спасти страждущих, и приходит с той стороны, откуда его меньше всего ждут. Несколько позже мы узнаем, что его зовут Парсифаль (то есть "невинный дурак"). Это имя содержит и более глубокий смысл: "тот, кто соединяет и совмещает противоположности в одно целое",- и тем самым предписывает юноше роль исцелителя. Значение этого имени в чем-то сходно со смыслом китайского слова "дао".
Но Королю-Рыбаку в поисках своего спасения унизительно полагаться на наивность Парси-фаля. Нечто похожее мы видим в евангельских строках: "Будьте как дети, и вам откроется Царство Небесное". До тех пор, пока вы не станете доверять существующему внутри вас Парси-фалю, у вас не появится ни малейшей надежды на исцеление. Это очень тяжелый момент для взрослого мужчины и его мужской гордости, когда он теряет свое достоинство.
Далее миф уводит нас от страданий раненого Короля-Рыбака к истории родившегося в Уэльсе безымянного мальчика. В те времена родиться в Уэльсе означало родиться где-то далеко, на самом краю света. Здесь можно вспомнить отрывок из комментария к Священному Писанию: "Чего хорошего можно ожидать из Назарета?" Оказалось, что и Уэльс, и Назарет находятся в самом низу в списке ценностей коллективного человеческого сознания. Разумеется, именно оттуда и появился наш герой. Он, призванный спасти страждущих, и приходит с той стороны, откуда его меньше всего ждут. Несколько позже мы узнаем, что его зовут Парсифаль (то есть "невинный дурак"). Это имя содержит и более глубокий смысл: "тот, кто соединяет и совмещает противоположности в одно целое",- и тем самым предписывает юноше роль исцелителя. Значение этого имени в чем-то сходно со смыслом китайского слова "дао".
Но Королю-Рыбаку в поисках своего спасения унизительно полагаться на наивность Парси-фаля. Нечто похожее мы видим в евангельских строках: "Будьте как дети, и вам откроется Царство Небесное". До тех пор, пока вы не станете доверять существующему внутри вас Парси-фалю, у вас не появится ни малейшей надежды на исцеление. Это очень тяжелый момент для взрослого мужчины и его мужской гордости, когда он теряет свое достоинство.
ПРОСТОФИЛЯ, КОТОРЫЙ У НАС ВНУТРИ
Каждый вечер в замке Грааля проходила торжественная церемония. Лежа на носилках и корчась от боли, Король-Рыбак наблюдал за процессией, пышность и великолепие которой не поддаются никакому описанию. Одна из многочисленных присутствующих здесь прекрасных дам вносила в церемониальный зал то самое копье, которым римский стражник при распятии пронзил тело Христа, другая дама держала блюдо, на котором находился хлеб во время Тайной Вечери, третья дама входила в зал, неся Чашу Грааля, из глубины которой струился мягкий чудесный свет. Каждый человек, присутствовавший на церемонии, мог пригубить вина из Священной Чаши, и тогда сразу же исполнялось его самое сокровенное желание задолго до того, как оно пришло ему в голову. Любой из присутствовавших здесь людей имел на это полное право, за исключением одного человека, который был тяжело ранен и которого звали Король-Рыбак. Нет никаких сомнений в том, что такое лишение - самое ужасное из всех, которые можно себе представить: оставаться обделенным, переживая это чувство в полном бессилии, не имея доступа к красоте и возможности достичь умиротворения, как раз когда они находятся на расстоянии вытянутой руки. Воистину трудно вообразить более жестокую муку. Священная Чаша была доступна всем до единого, за исключением Короля-Рыбака. В то же время каждый из королевских подданных чувствовал это лишение где-то глубоко внутри себя, переживая беспомощность своего короля, лишенного возможности воспользоваться Святым Граалем.
Каждый вечер в замке Грааля проходила торжественная церемония. Лежа на носилках и корчась от боли, Король-Рыбак наблюдал за процессией, пышность и великолепие которой не поддаются никакому описанию. Одна из многочисленных присутствующих здесь прекрасных дам вносила в церемониальный зал то самое копье, которым римский стражник при распятии пронзил тело Христа, другая дама держала блюдо, на котором находился хлеб во время Тайной Вечери, третья дама входила в зал, неся Чашу Грааля, из глубины которой струился мягкий чудесный свет. Каждый человек, присутствовавший на церемонии, мог пригубить вина из Священной Чаши, и тогда сразу же исполнялось его самое сокровенное желание задолго до того, как оно пришло ему в голову. Любой из присутствовавших здесь людей имел на это полное право, за исключением одного человека, который был тяжело ранен и которого звали Король-Рыбак. Нет никаких сомнений в том, что такое лишение - самое ужасное из всех, которые можно себе представить: оставаться обделенным, переживая это чувство в полном бессилии, не имея доступа к красоте и возможности достичь умиротворения, как раз когда они находятся на расстоянии вытянутой руки. Воистину трудно вообразить более жестокую муку. Священная Чаша была доступна всем до единого, за исключением Короля-Рыбака. В то же время каждый из королевских подданных чувствовал это лишение где-то глубоко внутри себя, переживая беспомощность своего короля, лишенного возможности воспользоваться Святым Граалем.