Формирование внутреннего плана умственных действий
Овладение умениями использовать в различных видах деятельности и общения язык, а позднее и другие знаково-символи-ческие средства, обеспечивает формирование и развитие у ребенка внутреннего плана умственных действий. Часто это психическое образование в психологии называют сознанием. В умственном плане человек может выполнять действия над представлениями и понятиями в отсутствии реальных предметов или явлений. По словам С. В. Маланова, при этом внутренний план умственных действий лежит в основе совокупности всех умений и способностей человека, которые связаны с абстрактными формами мышления, с произвольными формами регуляции и планирования своего поведения и деятельности, с возможностью приобретения различных знаний на основе речевого общения и т. д. Умение выполнять простые действия во внутреннем, умственном плане считается одним из необходимых условий готовности ребенка к учебной деятельности.
Овладение умениями использовать в различных видах деятельности и общения язык, а позднее и другие знаково-символи-ческие средства, обеспечивает формирование и развитие у ребенка внутреннего плана умственных действий. Часто это психическое образование в психологии называют сознанием. В умственном плане человек может выполнять действия над представлениями и понятиями в отсутствии реальных предметов или явлений. По словам С. В. Маланова, при этом внутренний план умственных действий лежит в основе совокупности всех умений и способностей человека, которые связаны с абстрактными формами мышления, с произвольными формами регуляции и планирования своего поведения и деятельности, с возможностью приобретения различных знаний на основе речевого общения и т. д. Умение выполнять простые действия во внутреннем, умственном плане считается одним из необходимых условий готовности ребенка к учебной деятельности.
Основные направления психического развития ребенка
Развитие ребенка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, с родителями, педагогами, взрослыми, другими детьми. Как констатирует С. В. Маланов в своей книге «Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы», если в процессах обучения центральную роль играют совместная деятельность и способы совместного выполнения различных действий, то в процессах личностного развития центральную роль приобретают образцы, средства и способы общения и организации межличностных взаимодействий. В отечественной психологии различными авторами в качестве важнейших выделяется следующий ряд психических новообразований, которые формируются в дошкольном возрасте (об этом говорит Л. Ф. Обухова в исследовании «Детская психология: теории, факты, проблемы»):
1) возникновение цельного детского мировоззрения;
2) возникновение первичных этических инстанций;
3) возникновение соподчинения мотивов;
4) возникновение произвольного поведения;
5) появление внутреннего плана умственных действий;
6) возникновение личного сознания.
В качестве основных линий развития ребенка, определяющих его включение в новый вид деятельности – учебную деятельность, принято указывать:
Развитие ребенка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, с родителями, педагогами, взрослыми, другими детьми. Как констатирует С. В. Маланов в своей книге «Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы», если в процессах обучения центральную роль играют совместная деятельность и способы совместного выполнения различных действий, то в процессах личностного развития центральную роль приобретают образцы, средства и способы общения и организации межличностных взаимодействий. В отечественной психологии различными авторами в качестве важнейших выделяется следующий ряд психических новообразований, которые формируются в дошкольном возрасте (об этом говорит Л. Ф. Обухова в исследовании «Детская психология: теории, факты, проблемы»):
1) возникновение цельного детского мировоззрения;
2) возникновение первичных этических инстанций;
3) возникновение соподчинения мотивов;
4) возникновение произвольного поведения;
5) появление внутреннего плана умственных действий;
6) возникновение личного сознания.
В качестве основных линий развития ребенка, определяющих его включение в новый вид деятельности – учебную деятельность, принято указывать:
Понятие характера
Характер (от греч. charaktеr – «печать, чеканка, зарубка») – подструктура личности, образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых личностных особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения целей (инструментальные проявления характера) и самовыражения в общении с другими людьми (экспрессивные проявления характера).
Этимологически слово «характер» употребляется в трех значениях:
1) применительно к любым объектам и явлениям (характер процесса, характер ландшафта) как обозначающее их «образное своеобразие», нечто «характерное» для них;
2) применительно к животным и человеку как обозначающее их душевное (психическое) своеобразие;
3) применительно только к человеку как характеризующее его не только с психологической, но и с морально-этической стороны (хороший или плохой, сильный или слабый характер, «с характером» или бесхарактерный).
Наука о характере в психологическом значении слова – характерология – имеет столь же длительную историю, как и сама психология. На протяжении тысячелетий характерология как сфера науки, искусства и житейской мудрости стремилась решить две основные задачи: типологизации характеров (темпераментов) и определения характера (или темперамента) по тем или иным внешним признакам (или «психогностика») (В. Штерн).
Характер (от греч. charaktеr – «печать, чеканка, зарубка») – подструктура личности, образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых личностных особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения целей (инструментальные проявления характера) и самовыражения в общении с другими людьми (экспрессивные проявления характера).
Этимологически слово «характер» употребляется в трех значениях:
1) применительно к любым объектам и явлениям (характер процесса, характер ландшафта) как обозначающее их «образное своеобразие», нечто «характерное» для них;
2) применительно к животным и человеку как обозначающее их душевное (психическое) своеобразие;
3) применительно только к человеку как характеризующее его не только с психологической, но и с морально-этической стороны (хороший или плохой, сильный или слабый характер, «с характером» или бесхарактерный).
Наука о характере в психологическом значении слова – характерология – имеет столь же длительную историю, как и сама психология. На протяжении тысячелетий характерология как сфера науки, искусства и житейской мудрости стремилась решить две основные задачи: типологизации характеров (темпераментов) и определения характера (или темперамента) по тем или иным внешним признакам (или «психогностика») (В. Штерн).
Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие
Жизнь человека начинается с момента оплодотворения. Это подтверждают многочисленные исследования. С момента оплодотворения в организме женщины зародыш живет своей собственной жизнью, реагирует на голоса, на настроение матери, на внешние стимулы. Существует гипотеза, что зародыш начинает реагировать еще раньше, чем будет сформирована центральная нервная система, потому что клетки живого организма могут улавливать изменения в химическом составе крови матери. А такие изменения неизбежно появляются в связи с любыми положительными или отрицательными эмоциями женщины.
Практически сразу после оплодотворения, т. е. через 30 ч зародыш человека становится двуклеточным. Еще через 10 ч зародыш состоит из 4 клеток, через 3 дня – из 12 клеток. Первые клетки (бластомеры) тесно соприкасаются друг с другом, они крупнее, чем обычные соматические клетки человеческого организма. В это время зародыш называется «морулой» (от лат. morum – «тутовая ягода»). Такое название возникло, потому что зародыш похож на ягоду.
Нервная система зародыша формируется с 3—4-й недели внутриутробной жизни, развивается на протяжении всего последующего внутриутробного периода. Несмотря на то, что нервная система возникает очень рано, головной мозг будет развиваться на протяжении многих лет после рождения ребенка. Но центральная нервная система начинает функционировать уже в материнском организме. Американский ученый Т. Верни утверждает, что личность человека формируется до его появления на свет. Ребенок чувствует мысли, переживания, эмоции матери, именно эти впечатления впоследствии сформируют его характер, поведение, психику. У 28-недельного плода уже есть мимические реакции. Плод выражает свое отношение ко вкусу пищи, которую ест мать. Гримасы неудовольствия возникают на соленое и горькое, и, наоборот, сладкое вызывает у зародыша выражение удовольствия. Плод реагирует особым выражением лица на плач матери, крик, гнев.
Жизнь человека начинается с момента оплодотворения. Это подтверждают многочисленные исследования. С момента оплодотворения в организме женщины зародыш живет своей собственной жизнью, реагирует на голоса, на настроение матери, на внешние стимулы. Существует гипотеза, что зародыш начинает реагировать еще раньше, чем будет сформирована центральная нервная система, потому что клетки живого организма могут улавливать изменения в химическом составе крови матери. А такие изменения неизбежно появляются в связи с любыми положительными или отрицательными эмоциями женщины.
Практически сразу после оплодотворения, т. е. через 30 ч зародыш человека становится двуклеточным. Еще через 10 ч зародыш состоит из 4 клеток, через 3 дня – из 12 клеток. Первые клетки (бластомеры) тесно соприкасаются друг с другом, они крупнее, чем обычные соматические клетки человеческого организма. В это время зародыш называется «морулой» (от лат. morum – «тутовая ягода»). Такое название возникло, потому что зародыш похож на ягоду.
Нервная система зародыша формируется с 3—4-й недели внутриутробной жизни, развивается на протяжении всего последующего внутриутробного периода. Несмотря на то, что нервная система возникает очень рано, головной мозг будет развиваться на протяжении многих лет после рождения ребенка. Но центральная нервная система начинает функционировать уже в материнском организме. Американский ученый Т. Верни утверждает, что личность человека формируется до его появления на свет. Ребенок чувствует мысли, переживания, эмоции матери, именно эти впечатления впоследствии сформируют его характер, поведение, психику. У 28-недельного плода уже есть мимические реакции. Плод выражает свое отношение ко вкусу пищи, которую ест мать. Гримасы неудовольствия возникают на соленое и горькое, и, наоборот, сладкое вызывает у зародыша выражение удовольствия. Плод реагирует особым выражением лица на плач матери, крик, гнев.
Возрастное развитие человека
Возрастная психология как научная дисциплина в России начала складываться в середине ХХ в. Получившая распространение идея воспитания, построенного на знании законов духовного и телесного развития человека, выдвинула на первый план физиологию и психологию. На первоначальном этапе главной задачей было доказательство значимости психологии и педагогики. Необходимо было на основе сведений о духовном и физическом развитии ребенка попытаться ответить на ряд принципиальных вопросов. Попытка их решения нашла наиболее яркое воплощение в трудах Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Н. Х. Весселя и П. Д. Юркевича, Л. С. Выготского.
Л. С. Выготский избрал областью своего исследования психологию сознания. Он назвал ее «вершинной психологией» и противопоставил ее трем другим: глубинной, поверхностной и объяснительной. Л. С. Выготский разработал учение о возрасте как единице детского развития и показал его структуру и динамику. Он заложил основы детской (возрастной) психологии, в которой реализуется системный подход к изучению детского развития. Учение о психологическом возрасте позволяет избежать биологического и средового редукционизма при объяснении детского развития.
Возрастная психология как научная дисциплина в России начала складываться в середине ХХ в. Получившая распространение идея воспитания, построенного на знании законов духовного и телесного развития человека, выдвинула на первый план физиологию и психологию. На первоначальном этапе главной задачей было доказательство значимости психологии и педагогики. Необходимо было на основе сведений о духовном и физическом развитии ребенка попытаться ответить на ряд принципиальных вопросов. Попытка их решения нашла наиболее яркое воплощение в трудах Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Н. Х. Весселя и П. Д. Юркевича, Л. С. Выготского.
Л. С. Выготский избрал областью своего исследования психологию сознания. Он назвал ее «вершинной психологией» и противопоставил ее трем другим: глубинной, поверхностной и объяснительной. Л. С. Выготский разработал учение о возрасте как единице детского развития и показал его структуру и динамику. Он заложил основы детской (возрастной) психологии, в которой реализуется системный подход к изучению детского развития. Учение о психологическом возрасте позволяет избежать биологического и средового редукционизма при объяснении детского развития.
Психология развития как отрасль психологии
Психология развития – раздел психологии, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности. Психологию развития можно назвать «возрастной психологией», хотя данный термин будет не совсем точным. В возрастной психологии развитие изучается только в связи с определенным хронологическим возрастом. Психология развития изучает не только возрастные этапы человеческого онтогенеза, она также рассматривает различные процессы психического развития вообще. Поэтому правильнее будет считать, что возрастная психология – это один из разделов психологии развития. Практически все исследователи считают, что развитие – это изменение во времени. Психология развития отвечает на вопросы что и как именно изменяется; в качестве предмета психология развития изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим явления и особенности человеческой жизни.
Психология развития – раздел психологии, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности. Психологию развития можно назвать «возрастной психологией», хотя данный термин будет не совсем точным. В возрастной психологии развитие изучается только в связи с определенным хронологическим возрастом. Психология развития изучает не только возрастные этапы человеческого онтогенеза, она также рассматривает различные процессы психического развития вообще. Поэтому правильнее будет считать, что возрастная психология – это один из разделов психологии развития. Практически все исследователи считают, что развитие – это изменение во времени. Психология развития отвечает на вопросы что и как именно изменяется; в качестве предмета психология развития изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим явления и особенности человеческой жизни.
Приложение
Краткое содержание легенды о Чаше Грааля по Кретьену де Труа
Священная Чаша хранилась в замке со времен Тайной Вечери. Живущий в этом замке король был серьезно ранен и постоянно мучился, страдал от незаживающих ран. Все его владения были в запустении, а население - в полном унынии.
Король был ранен еще подростком. Бродя по лесу, он наткнулся на опустевшую стоянку с тлеющим костром, над которым на вертеле жарился лосось. Мальчик очень проголодался и захотел отщипнуть кусочек рыбы. Но, дотронувшись до нее, он сильно обжег пальцы. Чтобы успокоить боль, он взял обожженные пальцы себе в рот и почувствовал вкус лосося. Так как он пострадал от рыбы, его стали звать Король-Рыбак. Кроме того, он был ранен в бедро, лишившись надежды иметь потомство. Все его владения пришли в запустение и стали бесплодными. Придворные таскали Короля-Рыбака на носилках, и лишь иногда он отправлялся на рыбалку и в это время был абсолютно счастлив.
Краткое содержание легенды о Чаше Грааля по Кретьену де Труа
Священная Чаша хранилась в замке со времен Тайной Вечери. Живущий в этом замке король был серьезно ранен и постоянно мучился, страдал от незаживающих ран. Все его владения были в запустении, а население - в полном унынии.
Король был ранен еще подростком. Бродя по лесу, он наткнулся на опустевшую стоянку с тлеющим костром, над которым на вертеле жарился лосось. Мальчик очень проголодался и захотел отщипнуть кусочек рыбы. Но, дотронувшись до нее, он сильно обжег пальцы. Чтобы успокоить боль, он взял обожженные пальцы себе в рот и почувствовал вкус лосося. Так как он пострадал от рыбы, его стали звать Король-Рыбак. Кроме того, он был ранен в бедро, лишившись надежды иметь потомство. Все его владения пришли в запустение и стали бесплодными. Придворные таскали Короля-Рыбака на носилках, и лишь иногда он отправлялся на рыбалку и в это время был абсолютно счастлив.
ВТОРОЕ ПОСЕЩЕНИЕ ЗАМКА ГРААЛЯ
После Кретьена де Труа многие другие авторы пытались закончить эту легенду. Ни одна попытка не оказалась ни удовлетворительной, ни убедительной. Может быть, причина тому - отсутствие значительного прогресса в нашей психологии со времен Кретьена де Труа. Вместе с тем имеет смысл посмотреть эти варианты, ибо они могут быть весьма поучительными для нас.
В соответствии с некоторыми версиями мифа Парсифаль сразу добрался до замка Грааля. Он все увидел и все понял. Имея представление о существовании Замка Грааля и обладая достаточной скромностью и мужеством, мужчина очень скоро окажется на пути, который ведет в замок. Чтобы в него войти, не требуется проливать кровь. Если он будет искать Замок Грааля с открытым сердцем, то непременно его найдет. Замок Грааля всегда можно увидеть, если спуститься вниз по дороге, а затем сразу повернуть налево. Если мужчина окажется достаточно скромным и добросердечным, он без особых усилий может попасть внутрь замка. Парсифаль страдал высокомерием, которое исчезло за двадцать лет бесполезных усилий и бесплодных поисков, и теперь он оказался готов к тому, чтобы вновь появиться в замке.
Парсифаль нашел навесной мост и через него перебрался. Все произошло точно так же, как и раньше: Король-Рыбак по-прежнему мучился и страдал. После всех необходимых формальностей Парсифаль задал вопрос: "Кому служит Чаша Грааля?" И тотчас услышал ответ: "Чаша Грааля служит Королю Грааля".
После Кретьена де Труа многие другие авторы пытались закончить эту легенду. Ни одна попытка не оказалась ни удовлетворительной, ни убедительной. Может быть, причина тому - отсутствие значительного прогресса в нашей психологии со времен Кретьена де Труа. Вместе с тем имеет смысл посмотреть эти варианты, ибо они могут быть весьма поучительными для нас.
В соответствии с некоторыми версиями мифа Парсифаль сразу добрался до замка Грааля. Он все увидел и все понял. Имея представление о существовании Замка Грааля и обладая достаточной скромностью и мужеством, мужчина очень скоро окажется на пути, который ведет в замок. Чтобы в него войти, не требуется проливать кровь. Если он будет искать Замок Грааля с открытым сердцем, то непременно его найдет. Замок Грааля всегда можно увидеть, если спуститься вниз по дороге, а затем сразу повернуть налево. Если мужчина окажется достаточно скромным и добросердечным, он без особых усилий может попасть внутрь замка. Парсифаль страдал высокомерием, которое исчезло за двадцать лет бесполезных усилий и бесплодных поисков, и теперь он оказался готов к тому, чтобы вновь появиться в замке.
Парсифаль нашел навесной мост и через него перебрался. Все произошло точно так же, как и раньше: Король-Рыбак по-прежнему мучился и страдал. После всех необходимых формальностей Парсифаль задал вопрос: "Кому служит Чаша Грааля?" И тотчас услышал ответ: "Чаша Грааля служит Королю Грааля".
ВНУТРЕННИЙ ОТШЕЛЬНИК
И тут на Парсифаля нахлынули воспоминания. Парсифаль задумался, воскрешая в памяти то, что рассказывала ему о церкви мать. Он вспомнил о Бланшфлер, о замке Грааля и погрузился в ностальгию, терзаясь угрызениями совести. Парсифаль спросил у странников, куда они направляются, и услышал в ответ: "К отшельнику для покаяния". Он отправился с ними.
Наконец, они добрались до хижины отшельника, который оказался родным дядей Парсифаля, братом его отца, ставшим монахом.
Отшельник - это интровертированная часть унаследованной нами маскулинности. Если вся маскулинная деятельность экстравертирована, пять или двадцать лет активности проходят без особой пользы. Наконец, человек утверждается в том, что из-за возникшего противоречия он не способен двигаться по намеченному пути. Он убеждается, что ни второй миллион, ни вторая жена, ни новое занятие не могут решить его проблему. Тогда он поворачивается к своему интро-вертированному отшельнику, живущему в маленькой хижине в дремучем лесу. Именно здесь он находит необходимый запас силы и энергии.
И тут на Парсифаля нахлынули воспоминания. Парсифаль задумался, воскрешая в памяти то, что рассказывала ему о церкви мать. Он вспомнил о Бланшфлер, о замке Грааля и погрузился в ностальгию, терзаясь угрызениями совести. Парсифаль спросил у странников, куда они направляются, и услышал в ответ: "К отшельнику для покаяния". Он отправился с ними.
Наконец, они добрались до хижины отшельника, который оказался родным дядей Парсифаля, братом его отца, ставшим монахом.
Отшельник - это интровертированная часть унаследованной нами маскулинности. Если вся маскулинная деятельность экстравертирована, пять или двадцать лет активности проходят без особой пользы. Наконец, человек утверждается в том, что из-за возникшего противоречия он не способен двигаться по намеченному пути. Он убеждается, что ни второй миллион, ни вторая жена, ни новое занятие не могут решить его проблему. Тогда он поворачивается к своему интро-вертированному отшельнику, живущему в маленькой хижине в дремучем лесу. Именно здесь он находит необходимый запас силы и энергии.
Долгий поиск
Парсифаль прошел через множество испытаний. В одних версиях мифа сообщается, что он путешествовал пять лет, в других - целых двадцать лет. За это время он испытал множество приключений, пережил много горечи, избавился от разных иллюзий и становился все тверже и тверже, все более отдаляясь от Бланшфлер - своего фемининного сознания. Он забыл, зачем ему понадобился меч. Парсифаль по-прежнему побеждал всех встречавшихся ему рыцарей, но для сражений было все меньше причин, и от побед он получал все меньше наслаждения. Эти годы для мужчины среднего возраста можно назвать "пустыми". В это время он все меньше и меньше понимает, что делает, и даже если и отвечает на вопрос о смысле жизни, то делает это весьма уклончиво.
Однажды ему встретились несколько медленно бредущих странников. Они спросили его: "Что за нужда заставляет тебя скакать во весь опор вооруженным в Страстную пятницу, в день смерти Господа нашего Иисуса Христа?" "А что,- переспросил их Парсифаль,- разве сегодня Страстная пятница?" "Пойдем с нами,- сказали странники,- в лес к отшельнику, чтобы исповедаться и приготовиться к Светлому Воскресению". Парсифаль сразу очнулся от своей мечтательности и скорее по инерции, чем по вдохновению последовал за странниками к лесному отшельнику.
Парсифаль прошел через множество испытаний. В одних версиях мифа сообщается, что он путешествовал пять лет, в других - целых двадцать лет. За это время он испытал множество приключений, пережил много горечи, избавился от разных иллюзий и становился все тверже и тверже, все более отдаляясь от Бланшфлер - своего фемининного сознания. Он забыл, зачем ему понадобился меч. Парсифаль по-прежнему побеждал всех встречавшихся ему рыцарей, но для сражений было все меньше причин, и от побед он получал все меньше наслаждения. Эти годы для мужчины среднего возраста можно назвать "пустыми". В это время он все меньше и меньше понимает, что делает, и даже если и отвечает на вопрос о смысле жизни, то делает это весьма уклончиво.
Однажды ему встретились несколько медленно бредущих странников. Они спросили его: "Что за нужда заставляет тебя скакать во весь опор вооруженным в Страстную пятницу, в день смерти Господа нашего Иисуса Христа?" "А что,- переспросил их Парсифаль,- разве сегодня Страстная пятница?" "Пойдем с нами,- сказали странники,- в лес к отшельнику, чтобы исповедаться и приготовиться к Светлому Воскресению". Парсифаль сразу очнулся от своей мечтательности и скорее по инерции, чем по вдохновению последовал за странниками к лесному отшельнику.
Ужасная карга
В сопровождении почетного эскорта Парсифаль с триумфом прибыл ко двору короля Артура. Его приняли как героя, самого великого рыцаря всех времен. Три дня продолжался праздник, устроенный в его честь со всеми подобающими церемониями. О такой славе можно было только мечтать. Быть триумфатором двора короля Артура - самое заветное желание любого рыцаря. С этого момента Парсифаль стал верховным главнокомандующим при дворе короля Артура. Вдруг во двор замка на старом, дряхлом, хромавшем на все четыре ноги муле въехала омерзительная тварь. Ее черные волосы были растрепаны, а руки и ногти были цвета ржавого железа. Полузакрытые маленькие глазки напоминали крысиные, нос походил на обезьяний или кошачий, обросшие бородой губы - точь-в-точь, как у осла или буйвола, на груди - горб, а плечи и бедра были похожи на древесные корни. Никто при дворе короля Артура никогда не видел ничего подобного.
Отвратительная карга въехала на муле прямо во двор замка, без устали перечисляя все грехи Парсифаля. От нее веяло ледяным холодом. Она пересказала во всех подробностях его неудачу в замке Грааля, объяснила ее причину и долго причитала, что Парсифаль несет ответственность за убитых рыцарей, плачущих женщин, пустынные поля, осиротевших детей, кричала об обязательствах перед королем и заключила, что во всем этом виноват только один Парсифаль. Подняв руку и указав пальцем на Парсифаля, она произнесла: "Это все из-за тебя".
В сопровождении почетного эскорта Парсифаль с триумфом прибыл ко двору короля Артура. Его приняли как героя, самого великого рыцаря всех времен. Три дня продолжался праздник, устроенный в его честь со всеми подобающими церемониями. О такой славе можно было только мечтать. Быть триумфатором двора короля Артура - самое заветное желание любого рыцаря. С этого момента Парсифаль стал верховным главнокомандующим при дворе короля Артура. Вдруг во двор замка на старом, дряхлом, хромавшем на все четыре ноги муле въехала омерзительная тварь. Ее черные волосы были растрепаны, а руки и ногти были цвета ржавого железа. Полузакрытые маленькие глазки напоминали крысиные, нос походил на обезьяний или кошачий, обросшие бородой губы - точь-в-точь, как у осла или буйвола, на груди - горб, а плечи и бедра были похожи на древесные корни. Никто при дворе короля Артура никогда не видел ничего подобного.
Отвратительная карга въехала на муле прямо во двор замка, без устали перечисляя все грехи Парсифаля. От нее веяло ледяным холодом. Она пересказала во всех подробностях его неудачу в замке Грааля, объяснила ее причину и долго причитала, что Парсифаль несет ответственность за убитых рыцарей, плачущих женщин, пустынные поля, осиротевших детей, кричала об обязательствах перед королем и заключила, что во всем этом виноват только один Парсифаль. Подняв руку и указав пальцем на Парсифаля, она произнесла: "Это все из-за тебя".
Годы бесплодных скитаний
Вернемся к Парсифалю. Он покинул замок Грааля, и навесной мост за ним исчез, как только копыто коня Парсифаля последний раз коснулось его поверхности.
На пути ему встретилась женщина, полная скорби, сидевшая около тела своего возлюбленного рыцаря, убитого из ревности разъяренным рыцарем дамы из шатра. Возмущенный посещением Парсифаля, ее рыцарь в бешенстве выскочил из шатра и убил первого встречного, которым и оказался этот несчастный. Получилось, что смерть убитого рыцаря целиком лежит на совести Парсифаля, в чем его сразу обвинила скорбящая дама.
Она спросила, где он был все это время. Тот ответил, что находился неподалеку, в одном замке. Она удивилась: на протяжении тридцати миль нет ни одного замка. Когда он описал ей замок, она сразу воскликнула: "Так это был замок Грааля!"
Вернемся к Парсифалю. Он покинул замок Грааля, и навесной мост за ним исчез, как только копыто коня Парсифаля последний раз коснулось его поверхности.
На пути ему встретилась женщина, полная скорби, сидевшая около тела своего возлюбленного рыцаря, убитого из ревности разъяренным рыцарем дамы из шатра. Возмущенный посещением Парсифаля, ее рыцарь в бешенстве выскочил из шатра и убил первого встречного, которым и оказался этот несчастный. Получилось, что смерть убитого рыцаря целиком лежит на совести Парсифаля, в чем его сразу обвинила скорбящая дама.
Она спросила, где он был все это время. Тот ответил, что находился неподалеку, в одном замке. Она удивилась: на протяжении тридцати миль нет ни одного замка. Когда он описал ей замок, она сразу воскликнула: "Так это был замок Грааля!"