Убеждения придают смысл опыту, они обеспечивают стабильность и понимание, и именно поэтому люди порой выражают мрачную радость, если они могут сказать "я знал, что так и будет", когда случается несчастье. Убеждения образуют систему, они подгоняются друг к другу, чтобы сформировать структуру, которая придает связность нашему опыту.
Иногда изменение одного убеждения ставит под сомнение все другие. Например, если эмоции способны усиливать или подавлять иммунную систему, это значит, что действительно в моей власти решать, когда заболеть.
Серьезные заболевания часто разрушают убеждения. Диагноз рака, например, изменяет убеждения чрезвычайно быстро. Даже простая болезнь имеет определенный смысл. Как вы реагируете, когда заболеваете? Это удар для вас? Это беспокоит вас? Является ли болезнь для вас чем-то таким, от чего необходимо избавиться как можно быстрее и возвратиться к тому состоянию, в котором вы были до болезни? Думаете ли вы, что вам следует вести себя как обычно? Является ли болезнь признаком слабости? Многие люди не одобряют поведения больных, они считают, что, раз они сами могут не сдаваться, то и остальные должны вести себя так же. Убеждения влияют на процесс выздоровления. От 20 до 30% людей, перенесших инфаркт, больше уже не восстанавливаются полностью, потому что ведут себя как недееспособные. Медики обычно рекомендовали таким пациентам относиться к этому проще, но сейчас стали признавать, что сердечникам следует как можно более полно возвращаться к прежней активности. Точно так же последствия физического ранения могут ограничивать вашу деятельность до тех пор, пока вы не займетесь упражнениями и физиотерапией, чтобы восстановить прежнюю подвижность.
Иногда изменение одного убеждения ставит под сомнение все другие. Например, если эмоции способны усиливать или подавлять иммунную систему, это значит, что действительно в моей власти решать, когда заболеть.
Серьезные заболевания часто разрушают убеждения. Диагноз рака, например, изменяет убеждения чрезвычайно быстро. Даже простая болезнь имеет определенный смысл. Как вы реагируете, когда заболеваете? Это удар для вас? Это беспокоит вас? Является ли болезнь для вас чем-то таким, от чего необходимо избавиться как можно быстрее и возвратиться к тому состоянию, в котором вы были до болезни? Думаете ли вы, что вам следует вести себя как обычно? Является ли болезнь признаком слабости? Многие люди не одобряют поведения больных, они считают, что, раз они сами могут не сдаваться, то и остальные должны вести себя так же. Убеждения влияют на процесс выздоровления. От 20 до 30% людей, перенесших инфаркт, больше уже не восстанавливаются полностью, потому что ведут себя как недееспособные. Медики обычно рекомендовали таким пациентам относиться к этому проще, но сейчас стали признавать, что сердечникам следует как можно более полно возвращаться к прежней активности. Точно так же последствия физического ранения могут ограничивать вашу деятельность до тех пор, пока вы не займетесь упражнениями и физиотерапией, чтобы восстановить прежнюю подвижность.
Наши убеждения помогают нам объяснить причинно-следственные связи. Причина и следствие - это подходящее объяснение, когда одно событие следует за другим без промедления и без всяких отклонений. Когда вы порежете свою руку, она сразу начинает кровоточить. Чем дальше по времени отстоят друг от друга события, тем сложнее утверждать, что одно "вызвало" другое, потому что множество других событий успевает выстроиться в цепочку между ними.
Очень трудно сформулировать какую-либо простую причинно-следственную связь для здоровья. Тело человека представляет собой одну из наиболее сложных систем из числа известных в этом мире, и чаще всего существует множество причин и связей. Некоторые факторы бывают необходимыми, но недостаточными для развития заболевания. Вирус "вызывает" грипп, но лишь тогда, когда в наличии множество других факторов, иначе все люди мира болели бы гриппом постоянно.
Тело человека работает как система, все время пытаясь лечить себя, даже тогда, когда, казалось бы, оно делает что-то противоположное. Например, остеопороз представляет собой прогрессирующее уменьшение плотности костной ткани. Тело забирает кальций из костей, и они становятся еще более хрупкими. Зачем же тело забирает кальций? Чтобы выжить. Определенное содержание кальция необходимо для нормального функционирования нервов. Ваша жизнь зависит от того, как ваше тело иcпoльзуeт кальций. Когда тело не может получить необходимое количество кальция из продуктов питания, оно вынуждено забирать его из костей. В пище содержится достаточное количество кальция при условии, что тело способно усвоить его, но многие продукты затрудняют выполнение этой задачи. В коровьем молоке содержится огромное количество кальция, а также фосфор, который мешает усвоению кальция. Животный белок тоже препятствует проникновению кальция в организм человека. Чем больше животного белка вы потребляете, тем больше кальция ваш организм выбрасывает. Традиционная западная диета содержит тройную норму необходимых нам белков. Диета с достаточным количеством кальция не поможет, если тело не имеет возможности усваивать его. Для остеопороза должна быть определенная диета.
Очень трудно сформулировать какую-либо простую причинно-следственную связь для здоровья. Тело человека представляет собой одну из наиболее сложных систем из числа известных в этом мире, и чаще всего существует множество причин и связей. Некоторые факторы бывают необходимыми, но недостаточными для развития заболевания. Вирус "вызывает" грипп, но лишь тогда, когда в наличии множество других факторов, иначе все люди мира болели бы гриппом постоянно.
Тело человека работает как система, все время пытаясь лечить себя, даже тогда, когда, казалось бы, оно делает что-то противоположное. Например, остеопороз представляет собой прогрессирующее уменьшение плотности костной ткани. Тело забирает кальций из костей, и они становятся еще более хрупкими. Зачем же тело забирает кальций? Чтобы выжить. Определенное содержание кальция необходимо для нормального функционирования нервов. Ваша жизнь зависит от того, как ваше тело иcпoльзуeт кальций. Когда тело не может получить необходимое количество кальция из продуктов питания, оно вынуждено забирать его из костей. В пище содержится достаточное количество кальция при условии, что тело способно усвоить его, но многие продукты затрудняют выполнение этой задачи. В коровьем молоке содержится огромное количество кальция, а также фосфор, который мешает усвоению кальция. Животный белок тоже препятствует проникновению кальция в организм человека. Чем больше животного белка вы потребляете, тем больше кальция ваш организм выбрасывает. Традиционная западная диета содержит тройную норму необходимых нам белков. Диета с достаточным количеством кальция не поможет, если тело не имеет возможности усваивать его. Для остеопороза должна быть определенная диета.
Убеждения - это наши руководящие принципы. Мы действуем так, как будто они верны, независимо от того, верны ли они на самом деле. НЛП придерживается прагматической точки зрения на убеждения: это те принципы, по которым мы действуем, и не обязательно те, о которых мы говорим. Убеждения - это обобщения, основанные на прошлом опыте и выстраивающие будущие реакции. В них также нет логики. Их нельзя доказать. Они представляют собой рабочие гипотезы, которые мы строим для повседневной жизни.
Насколько вы здоровы по вашему убеждению? Есть интересные исследования эпидемиологов, в которых испытуемых просили оценить свое общее состояние как отличное, хорошее, удовлетворительное или плохое. Эта самооценка оказалась отличным предсказанием того, как долго они лотом жили. Причем пол, образование, уровень доходов и возраст значения не имели. Те люди, которые верили, что у них плохое здоровье, умирали в следующие семь лет в три раза чаще. То, во что мы верим, оказывает значительно более сильное влияние на наше здоровье, чем любые объективные измерения.
Люди с артритом и высоким давлением могут оценивать свое здоровье как хорошее, в то время как болеющие легкой простудой считают свое здоровье плохим. Может ли такое быть? Да, потому что здоровье является субъективным опытом, вашей повседневной действительностью, а не тем, что поддается измерению и сравнению с другими людьми.
Степень здоровья, которую вы определяете для себя, зависит от тех фактов, которые вы используете в качестве доказательства и тех сравнений, которые вы делаете. Здесь важно оставаться реалистом. Если под здоровьем понимать пять лет всяких болезней, да еще способность пробегать марафонскую дистанцию, то скорее всего очень немногие смогут считать себя здоровыми. Но если здоровье определить как баланс и способность восстанавливать и поддерживать здоровье самостоятельно, тогда появляется возможность оставаться действительно здоровым человеком, который иногда может и заболеть. Нереальное сравнение искажает наше восприятие, а это в свою очередь, оказывает влияние на наше здоровье. Как определите здоровье, так и построите убеждение о нем. Ваши убеждения о собственном здоровье влияют на то, как долго вы будете жить.
Насколько вы здоровы по вашему убеждению? Есть интересные исследования эпидемиологов, в которых испытуемых просили оценить свое общее состояние как отличное, хорошее, удовлетворительное или плохое. Эта самооценка оказалась отличным предсказанием того, как долго они лотом жили. Причем пол, образование, уровень доходов и возраст значения не имели. Те люди, которые верили, что у них плохое здоровье, умирали в следующие семь лет в три раза чаще. То, во что мы верим, оказывает значительно более сильное влияние на наше здоровье, чем любые объективные измерения.
Люди с артритом и высоким давлением могут оценивать свое здоровье как хорошее, в то время как болеющие легкой простудой считают свое здоровье плохим. Может ли такое быть? Да, потому что здоровье является субъективным опытом, вашей повседневной действительностью, а не тем, что поддается измерению и сравнению с другими людьми.
Степень здоровья, которую вы определяете для себя, зависит от тех фактов, которые вы используете в качестве доказательства и тех сравнений, которые вы делаете. Здесь важно оставаться реалистом. Если под здоровьем понимать пять лет всяких болезней, да еще способность пробегать марафонскую дистанцию, то скорее всего очень немногие смогут считать себя здоровыми. Но если здоровье определить как баланс и способность восстанавливать и поддерживать здоровье самостоятельно, тогда появляется возможность оставаться действительно здоровым человеком, который иногда может и заболеть. Нереальное сравнение искажает наше восприятие, а это в свою очередь, оказывает влияние на наше здоровье. Как определите здоровье, так и построите убеждение о нем. Ваши убеждения о собственном здоровье влияют на то, как долго вы будете жить.
"Несчастливый человек оказывается мишенью для самых разных болезней".
В. Ларсон
Доброе сердце лечит, а падший дух сушит кости.
Пословица
"Если я говорил пациентам повысить содержание иммуноглобулина в крови, никто из них не знал, как это сделать. Но, когда я научил их по-настоящему любить самих себя и других людей, эти изменения происходили сами собой. Правда состоит в том, что Любовь лечит".
Берни Сигель
"Экспериментальная и клиническая психология доказала несомненность того факта, что нервная система человека не различает "действительный" опыт и тот опыт, который он живо и в деталях представил в своем воображении".
Максвелл Мальц
"Искусство медицины заключается в том, чтобы развлечь пациента, пока природа занимается лечением болезни".
Вольтер
В. Ларсон
Доброе сердце лечит, а падший дух сушит кости.
Пословица
"Если я говорил пациентам повысить содержание иммуноглобулина в крови, никто из них не знал, как это сделать. Но, когда я научил их по-настоящему любить самих себя и других людей, эти изменения происходили сами собой. Правда состоит в том, что Любовь лечит".
Берни Сигель
"Экспериментальная и клиническая психология доказала несомненность того факта, что нервная система человека не различает "действительный" опыт и тот опыт, который он живо и в деталях представил в своем воображении".
Максвелл Мальц
"Искусство медицины заключается в том, чтобы развлечь пациента, пока природа занимается лечением болезни".
Вольтер
Читая первую главу, вы пытались приблизительно описать, что значит для вас быть здоровым. Теперь вы сможете сделать это точнее. Возможно, ваше определение содержало такие абстрактные слова, как "счастье", "выносливость" и "хорошее здоровье". Что они означают для вас?
Вообразите себя здоровым - по-настоящему здоровым. Пусть это будет диссоциированная картинка. Что вы видите? Не имеет значения, что конкретно вы делаете в этой картинке, поскольку вы знаете точно, что это настоящее здоровое состояние. Вы можете просто "светиться здоровьем".
Определите визуальные субмодальности, используя приведенный ранее список, и поэкспериментируйте, изменяя картинку так, чтобы сделать ее еще более выразительной, изображающей действительно пышущее здоровье. Например, первой субмодальностью в списке является цвет. Если ваша картинка цветная, поменяйте ее на черно-белую, или наоборот.
Что выглядит более привлекательным?
Следующая субмодальность - это наличие или отсутствие рамки. Если ваша картинка в рамке, уберите ее. Если она не имеет границ, вставьте ее в рамку.
Как при этом изменяются ваши ощущения?
Вообразите себя здоровым - по-настоящему здоровым. Пусть это будет диссоциированная картинка. Что вы видите? Не имеет значения, что конкретно вы делаете в этой картинке, поскольку вы знаете точно, что это настоящее здоровое состояние. Вы можете просто "светиться здоровьем".
Определите визуальные субмодальности, используя приведенный ранее список, и поэкспериментируйте, изменяя картинку так, чтобы сделать ее еще более выразительной, изображающей действительно пышущее здоровье. Например, первой субмодальностью в списке является цвет. Если ваша картинка цветная, поменяйте ее на черно-белую, или наоборот.
Что выглядит более привлекательным?
Следующая субмодальность - это наличие или отсутствие рамки. Если ваша картинка в рамке, уберите ее. Если она не имеет границ, вставьте ее в рамку.
Как при этом изменяются ваши ощущения?
Говоря о времени, мы используем очень богатый набор субмодальных выражений. Мы говорим "туманное и далекое прошлое", "впереди нас ждет огромное будущее", "обернись на прошлое и посмейся" и "время остановилось". Что бы ни представляло собой время в действительности, мы думаем о нем, используя пространственные представления.
Как вы организуете время у себя в голове, умудряясь при этом отличать прошлые воспоминания от надежд на будущее? Как вы узнаете, что какое-то событие произошло вчера, а не пять дней назад? Вы просто оформляете их разными субмодальностями.
Подумайте о прошлом событии. Определите то направление, в котором, по вашему мнению, оно возникло. Подумайте о каких-нибудь планах на будущее. Где возникли эти образы? Вообразите себе линию, которая связывает прошлое с будущим. Это и есть ваша линия времени.
У многих людей образы прошлых событий находятся слева, настоящее - прямо перед ними, а будущее уходит вправо. Эта линия получила название "сквозь время". Другие прошлое воспринимают позади себя, будущее перед собой, а сами находятся в настоящем. Это называется "вдоль по времени".
Линии времени удивительны. В качестве инструмента терапии они имеют самые разнообразные применения. Для здоровья очень важно уметь видеть будущее, которое устремляет вас вперед. Насколько далеко распространяется ваше представление о будущем и насколько привлекательным оно выглядит? Работа с временной линией очень важна для серьезно больных пациентов, потому что надежда возникает из- способности "видеть" будущее и наводить порядок в прошлом.
Как вы организуете время у себя в голове, умудряясь при этом отличать прошлые воспоминания от надежд на будущее? Как вы узнаете, что какое-то событие произошло вчера, а не пять дней назад? Вы просто оформляете их разными субмодальностями.
Подумайте о прошлом событии. Определите то направление, в котором, по вашему мнению, оно возникло. Подумайте о каких-нибудь планах на будущее. Где возникли эти образы? Вообразите себе линию, которая связывает прошлое с будущим. Это и есть ваша линия времени.
У многих людей образы прошлых событий находятся слева, настоящее - прямо перед ними, а будущее уходит вправо. Эта линия получила название "сквозь время". Другие прошлое воспринимают позади себя, будущее перед собой, а сами находятся в настоящем. Это называется "вдоль по времени".
Линии времени удивительны. В качестве инструмента терапии они имеют самые разнообразные применения. Для здоровья очень важно уметь видеть будущее, которое устремляет вас вперед. Насколько далеко распространяется ваше представление о будущем и насколько привлекательным оно выглядит? Работа с временной линией очень важна для серьезно больных пациентов, потому что надежда возникает из- способности "видеть" будущее и наводить порядок в прошлом.
Все те различия, которые мы обнаруживаем во внешнем мире с помощью своих органов чувств, мы можем найти и во внутреннем мире. Различия во внутренних картинках, звуках и ощущениях называются субмодальностями. Это качественные характеристики нашего внутреннего мира, мельчайшие кирпичики, из которых строится наш опыт.
Цвет и движение являются примерами визуальных субмодальностей - две характеристики внутренних картинок. Громкость и направление являются примерами аудиальных субмодальностей, а температура и давление - это кинестетические субмодальности.
Ниже приведен список наиболее распространенных субмодальных различий.
Визуальные субмодальности
ассоциированный (вижу своими собственными глазами) или диссоциированный (вижу себя в картинке)
цветной или черно-белый
в рамке или без границы
глубина (плоский или объемный)
местоположение (например, справа или слева, вверху или внизу)
расстояние (далеко или близко от вас расположена картинка)
яркость
контрастность
резкость (размытый или сфокусированный)
подвижность (фильм или слайд)
Цвет и движение являются примерами визуальных субмодальностей - две характеристики внутренних картинок. Громкость и направление являются примерами аудиальных субмодальностей, а температура и давление - это кинестетические субмодальности.
Ниже приведен список наиболее распространенных субмодальных различий.
Визуальные субмодальности
ассоциированный (вижу своими собственными глазами) или диссоциированный (вижу себя в картинке)
цветной или черно-белый
в рамке или без границы
глубина (плоский или объемный)
местоположение (например, справа или слева, вверху или внизу)
расстояние (далеко или близко от вас расположена картинка)
яркость
контрастность
резкость (размытый или сфокусированный)
подвижность (фильм или слайд)
Наши мысли непосредственно воздействуют на наши тела с помощью репрезентативных систем. Представьте себе на мгновение, что вы держите в руке один из своих любимых фруктов. Вообразите, что вы чувствуете его вес и кожуру. Он твердый или мягкий, когда вы его сжимаете? Какого он цвета? Произнесите про себя его название. Теперь закройте глаза и представьте, что вы нюхаете его. Какие ощущения вызывает этот запах? Сейчас вы собираетесь его попробовать. Мысленно разрежьте, если это необходимо, и медленно поднесите ко рту. Откусите кусочек, чтобы почувствовать сок у себя под языком.
Если при этом у вас не выделилось ни грамма слюны, то вы, должно быть, спите. Запахи и вкусы способны очень легко пробуждать воспоминания.
Ваш мозг не воспринимает различий между телом и разумом. Чем дольше вы думаете о чем-то, тем сильнее тело и разум реагируют так, как будто это на самом деле происходит. Подумайте о значении для здоровья этого простого эксперимента с воображаемым фруктом.
То, о чем мы думаем, непосредственно действует на наше тело.
Чем более живо мы себе представляем это, тем сильнее реагирует тело.
Поэтому создание яркого, живого представления о собственном здоровье было бы полезным. Чем свободнее вы пользуетесь всеми своими репрезентативными системами, тем лучше вы будете контролировать их влияние на свое тело. Сознательное использование репрезентативных систем может вначале показаться странным, но с практикой это становится легче с каждым разом.
У нас разные способности использования своих репрезентативных систем. Некоторые действительно видят ясные мысленные картинки, и лишь небольшой процент людей заявляют, что они не видят совершенно никаких картин. Таков их субъективный опыт. Он лишь означает, что они не осознают своих мысленных картин. Мы все визуализируем, в противном случае мы никогда не узнали бы своего собственного лица, машины и входной двери.
Если при этом у вас не выделилось ни грамма слюны, то вы, должно быть, спите. Запахи и вкусы способны очень легко пробуждать воспоминания.
Ваш мозг не воспринимает различий между телом и разумом. Чем дольше вы думаете о чем-то, тем сильнее тело и разум реагируют так, как будто это на самом деле происходит. Подумайте о значении для здоровья этого простого эксперимента с воображаемым фруктом.
То, о чем мы думаем, непосредственно действует на наше тело.
Чем более живо мы себе представляем это, тем сильнее реагирует тело.
Поэтому создание яркого, живого представления о собственном здоровье было бы полезным. Чем свободнее вы пользуетесь всеми своими репрезентативными системами, тем лучше вы будете контролировать их влияние на свое тело. Сознательное использование репрезентативных систем может вначале показаться странным, но с практикой это становится легче с каждым разом.
У нас разные способности использования своих репрезентативных систем. Некоторые действительно видят ясные мысленные картинки, и лишь небольшой процент людей заявляют, что они не видят совершенно никаких картин. Таков их субъективный опыт. Он лишь означает, что они не осознают своих мысленных картин. Мы все визуализируем, в противном случае мы никогда не узнали бы своего собственного лица, машины и входной двери.
Подумайте о прошлом негативном переживании, может быть, связанном со здоровьем.
На одну или две минуты вернитесь в ту ситуацию и заметьте, диссоциированы вы или ассоциированы. Если вы ассоциированы, диссоциируйтесь. Вы можете сделать это, выйдя мысленно из своего тела и продолжая наблюдать. Это можно сделать также, поместив себя и всех других людей в картинку перед собой. Вы могли бы диссоциироваться еще и по-другому, заняв другую точку наблюдения прямо в сцене, быть может, глядя на все происходящее с потолка.
Если вы уже диссоциированы, тогда измените свою точку зрения. Посмотрите на- эту сцену под совершенно другим углом.
Теперь, когда вы видите себя в ситуации и наблюдаете за происходящим на сцене прямо перед собой, спросите себя: "Чему я могу научиться на этом опыте?".
Заметьте, как изменились ваши ощущения, когда вы извлекли этот урок.
На одну или две минуты вернитесь в ту ситуацию и заметьте, диссоциированы вы или ассоциированы. Если вы ассоциированы, диссоциируйтесь. Вы можете сделать это, выйдя мысленно из своего тела и продолжая наблюдать. Это можно сделать также, поместив себя и всех других людей в картинку перед собой. Вы могли бы диссоциироваться еще и по-другому, заняв другую точку наблюдения прямо в сцене, быть может, глядя на все происходящее с потолка.
Если вы уже диссоциированы, тогда измените свою точку зрения. Посмотрите на- эту сцену под совершенно другим углом.
Теперь, когда вы видите себя в ситуации и наблюдаете за происходящим на сцене прямо перед собой, спросите себя: "Чему я могу научиться на этом опыте?".
Заметьте, как изменились ваши ощущения, когда вы извлекли этот урок.
АССОЦИАЦИЯ И ДИССОЦИАЦИЯ
НЛП - это исследование структуры субъективного опыта. Существует два существенно различных способа структурирования состояний, и лучшая возможность оценить их - на собственном опыте.
Подумайте о печальном переживании - лучше о том, когда вы были слегка расстроены, а не когда получили серьезную травму. Обратите внимание, видите ли вы себя в этой ситуации, как в телевизоре или на экране кино, или же вы сами находитесь внутри ситуации, глядя на все своими собственными глазами, видя все точно так же, как в то время, когда это происходило.
Может быть, вы быстро перескакиваете то в одно состояние, то в другое.
Теперь отвлекитесь. Подвигайтесь, стряхните с себя печаль и подумайте недолго о чем-то другом.
Подумайте о действительно приятном переживании, от которого вы на самом деле получили удовольствие. Вспоминая его, снова обратите внимание на то, видите ли вы себя в картинке или вы сами находитесь внутри ситуации.
Еще раз отвлекитесь и вернитесь в настоящее.
Когда вы смотрите на самого себя в ситуации с другой точки зрения, вы оказываетесь диссоциированным от нее. Когда же вы вспоминаете ситуацию, глядя на нее своими собственными глазами, видя, слыша и ощущая все так, как будто вы снова находитесь в ней,- тогда вы ассоциированы с ней.
Самое важное различие заключается в том, что, когда вы ассоциированы, вы получаете ощущения той ситуации. Когда же вы диссоциированы, вы автоматически снижаете интенсивность этих ощущений.
Выбор между ассоциированным и диссоциированным воспоминанием предоставляет огромную свободу в закреплении того или иного эмоционального состояния. Когда вы вспоминаете приятную ситуацию, ассоциируйтесь с ней. Тогда вы получите связанные с ней приятные ощущения. Когда же вам в голову приходит неприятная ситуация, диссоциируйтесь. Тогда у вас появится возможность держаться от нее на расстоянии и извлечь из нее урок.
Трудно учиться на собственных ошибках, если мы ассоциированы с этими ошибочными ситуациями. Мы получаем в них сильные неприятные ощущения и выпрыгиваем обратно в настоящее. (Вот почему фобии оказываются такими стойкими - ощущения настолько интенсивны и неприятны, что почти невозможно вернуть назад и переоценить первоначальную ситуацию. НЛП может лечить фобии быстро, используя диссоциацию для смягчения переживания и получения возможности извлечь из него урок на будущее. Альтернативный путь - это месяцы десенсибилизации и, главным образом, разрушения старых якорей и замены их новыми.) Когда вы ассоциируетесь с негативным состоянием, вы снова и снова погружаете свое тело в эти неприятные ощущения. В этом нет необходимости. Существует распространенное высказывание: "Кто не учится на своем прошлом - повторяет его". Когда вы извлекаете новый опыт из неприятного переживания, вы непроизвольно сохраняете его в виде диссоциированной картинки.
Ассоциация и диссоциация - это способы существования. Когда вы вовлечены в ситуацию, получая от нее удовольствие, вы оказываетесь ассоциированными (по крайней мере, мы так надеемся, в противном случае вы многое потеряли бы). Когда же вы задумчивы - вы диссоциированы. Диссоциация защищает нас от ударов и травм, мы просто "отсутствуем".
Ассоциация не может быть лучше или хуже диссоциации, все зависит от того, что вы хотите. Если вы хотите проанализировать опыт и поучиться на нем, тогда диссоциируйтесь. Если же вам хочется быть "здесь и сейчас" в настоящем моменте, тогда было бы полезным ассоциироваться.
НЛП - это исследование структуры субъективного опыта. Существует два существенно различных способа структурирования состояний, и лучшая возможность оценить их - на собственном опыте.
Подумайте о печальном переживании - лучше о том, когда вы были слегка расстроены, а не когда получили серьезную травму. Обратите внимание, видите ли вы себя в этой ситуации, как в телевизоре или на экране кино, или же вы сами находитесь внутри ситуации, глядя на все своими собственными глазами, видя все точно так же, как в то время, когда это происходило.
Может быть, вы быстро перескакиваете то в одно состояние, то в другое.
Теперь отвлекитесь. Подвигайтесь, стряхните с себя печаль и подумайте недолго о чем-то другом.
Подумайте о действительно приятном переживании, от которого вы на самом деле получили удовольствие. Вспоминая его, снова обратите внимание на то, видите ли вы себя в картинке или вы сами находитесь внутри ситуации.
Еще раз отвлекитесь и вернитесь в настоящее.
Когда вы смотрите на самого себя в ситуации с другой точки зрения, вы оказываетесь диссоциированным от нее. Когда же вы вспоминаете ситуацию, глядя на нее своими собственными глазами, видя, слыша и ощущая все так, как будто вы снова находитесь в ней,- тогда вы ассоциированы с ней.
Самое важное различие заключается в том, что, когда вы ассоциированы, вы получаете ощущения той ситуации. Когда же вы диссоциированы, вы автоматически снижаете интенсивность этих ощущений.
Выбор между ассоциированным и диссоциированным воспоминанием предоставляет огромную свободу в закреплении того или иного эмоционального состояния. Когда вы вспоминаете приятную ситуацию, ассоциируйтесь с ней. Тогда вы получите связанные с ней приятные ощущения. Когда же вам в голову приходит неприятная ситуация, диссоциируйтесь. Тогда у вас появится возможность держаться от нее на расстоянии и извлечь из нее урок.
Трудно учиться на собственных ошибках, если мы ассоциированы с этими ошибочными ситуациями. Мы получаем в них сильные неприятные ощущения и выпрыгиваем обратно в настоящее. (Вот почему фобии оказываются такими стойкими - ощущения настолько интенсивны и неприятны, что почти невозможно вернуть назад и переоценить первоначальную ситуацию. НЛП может лечить фобии быстро, используя диссоциацию для смягчения переживания и получения возможности извлечь из него урок на будущее. Альтернативный путь - это месяцы десенсибилизации и, главным образом, разрушения старых якорей и замены их новыми.) Когда вы ассоциируетесь с негативным состоянием, вы снова и снова погружаете свое тело в эти неприятные ощущения. В этом нет необходимости. Существует распространенное высказывание: "Кто не учится на своем прошлом - повторяет его". Когда вы извлекаете новый опыт из неприятного переживания, вы непроизвольно сохраняете его в виде диссоциированной картинки.
Ассоциация и диссоциация - это способы существования. Когда вы вовлечены в ситуацию, получая от нее удовольствие, вы оказываетесь ассоциированными (по крайней мере, мы так надеемся, в противном случае вы многое потеряли бы). Когда же вы задумчивы - вы диссоциированы. Диссоциация защищает нас от ударов и травм, мы просто "отсутствуем".
Ассоциация не может быть лучше или хуже диссоциации, все зависит от того, что вы хотите. Если вы хотите проанализировать опыт и поучиться на нем, тогда диссоциируйтесь. Если же вам хочется быть "здесь и сейчас" в настоящем моменте, тогда было бы полезным ассоциироваться.
Иногда вам необходимо сразу построить ресурсное состояние. Вы могли бы поэкспериментировать с ресурсными состояниями точно так же, как вы примеряете одежду, выбирая ее по размеру. Для этого существует три способа:
* Выберите ролевую модель.
Ролевой моделью может служить реальный человек или выдуманный персонаж. Выберите один или несколько персонажей, у которых есть те качества, которые вам хотелось бы иметь.
* Физиология.
Действуя так, как будто у вас уже есть ресурсы, включите ресурсные ощущения. Ссутулившись, опустив глаза вниз, тяжело передвигаясь и вздыхая, вы скорее всего вызовете тяжелые мысли. А они еще более утяжелят ваши перемещения и усилят тяжесть размышлений. Этот порочный круг вы можете разорвать, поднявшись, посмотрев вверх, глубоко вздохнув и улыбнувшись. И эти движения, вероятно, включат хорошие ощущения. Это не самообман -ведь вы знаете, что не чувствуете себя прекрасно (пока еще). Вы просто изменяете свое состояние.
* Приятное переживание в прошлом.
* Выберите ролевую модель.
Ролевой моделью может служить реальный человек или выдуманный персонаж. Выберите один или несколько персонажей, у которых есть те качества, которые вам хотелось бы иметь.
* Физиология.
Действуя так, как будто у вас уже есть ресурсы, включите ресурсные ощущения. Ссутулившись, опустив глаза вниз, тяжело передвигаясь и вздыхая, вы скорее всего вызовете тяжелые мысли. А они еще более утяжелят ваши перемещения и усилят тяжесть размышлений. Этот порочный круг вы можете разорвать, поднявшись, посмотрев вверх, глубоко вздохнув и улыбнувшись. И эти движения, вероятно, включат хорошие ощущения. Это не самообман -ведь вы знаете, что не чувствуете себя прекрасно (пока еще). Вы просто изменяете свое состояние.
* Приятное переживание в прошлом.
Состояния имеют прямое отношение к здоровью, а якоря изменяют состояния.
Далее следуют три важных вопроса:
• Что включает мои негативные состояния?
• Когда я нахожусь в негативном состоянии, как я могу его изменить?
• Как я могу создать для себя более здоровое состояние?
Чтобы расширить свои возможности в выборе эмоционального состояния, установите свои негативные якоря. Какие картинки, звуки, вкусы, запахи и прикосновения погружают вас в нересурсное состояние? (Раздражение, враждебность, депрессия, беспомощность, беспокойство или страх являются примерами нересурсных состояний. Грусть не обязательно относится к их числу.) Будет ли этим якорем определенный тон голоса? Или особенное выражение лица? Шум дождя поутру? Переполненная корзина с бумагами?
Когда вы замечаете якорь, вы делаете важный шаг в направлении его ослабления. Начните с подстройки к самому себе. Обратите внимание на то, как вы себя чувствуете. Спросите себя: "Действительно ли мне необходимо чувствовать себя так? Хочу ли я чувствовать себя так?".
Когда вы находитесь в нересурсном состоянии, у вас есть две возможности. Во-первых, вы можете просто остаться в нем и исследовать его. Подстройтесь к самому себе. Обратите внимание, какие части вашего тела вовлечены в это состояние, а какие нет. Такое наблюдение за состоянием может вызвать его изменение и развитие. Вы можете почувствовать утомление или расслабление в течение нескольких минут. Вы можете ощутить в себе прилив новых сил. Ваше состояние будет изменяться, как только вы обратите на него свое внимание.
Далее следуют три важных вопроса:
• Что включает мои негативные состояния?
• Когда я нахожусь в негативном состоянии, как я могу его изменить?
• Как я могу создать для себя более здоровое состояние?
Чтобы расширить свои возможности в выборе эмоционального состояния, установите свои негативные якоря. Какие картинки, звуки, вкусы, запахи и прикосновения погружают вас в нересурсное состояние? (Раздражение, враждебность, депрессия, беспомощность, беспокойство или страх являются примерами нересурсных состояний. Грусть не обязательно относится к их числу.) Будет ли этим якорем определенный тон голоса? Или особенное выражение лица? Шум дождя поутру? Переполненная корзина с бумагами?
Когда вы замечаете якорь, вы делаете важный шаг в направлении его ослабления. Начните с подстройки к самому себе. Обратите внимание на то, как вы себя чувствуете. Спросите себя: "Действительно ли мне необходимо чувствовать себя так? Хочу ли я чувствовать себя так?".
Когда вы находитесь в нересурсном состоянии, у вас есть две возможности. Во-первых, вы можете просто остаться в нем и исследовать его. Подстройтесь к самому себе. Обратите внимание, какие части вашего тела вовлечены в это состояние, а какие нет. Такое наблюдение за состоянием может вызвать его изменение и развитие. Вы можете почувствовать утомление или расслабление в течение нескольких минут. Вы можете ощутить в себе прилив новых сил. Ваше состояние будет изменяться, как только вы обратите на него свое внимание.