Начинающие тренеры, использующие пищевое подкрепление при работе с животными, часто не знают, какова должна быть величина каждого подкрепления. Ответ таков: чем меньше, тем лучше. Чем меньше подкрепление, тем быстрее животное съест его. Это не только экономит время, но и позволяет дать большее количество подкреплений за один сеанс, прежде чем животное насытиться. В 1979 г. Национальный зоопарк в Вашингтоне, штат Колумбия, пригласил меня в качестве консультанта для обучения группы работников зоопарка технике положительного подкрепления. Одна из смотрительниц в моей группе жаловалась, что обучение панды продвигается у нее очень медленно. Мне показалось это странным, потому что интуитивно я чувствовала, что панды - эти большие, прожорливые, активные животные - должны легко поддаваться обучению с пищевым подкреплением. Я понаблюдала за ее занятиями и обнаружила, что, когда смотрительнице удавалось добиться какого-либо движения, она давала панде целую морковку. Панда долго смаковала каждую морковку, поэтому в течение пятнадцати минут отведенного ей драгоценного времени она зарабатывала только три подкрепления (а, кроме того, морковь ей надоедала). Один ломтик моркови на подкрепление был бы лучше.
Как уже говорилось, подкрепление должно совершаться в связи с действием, которое предполагается видоизменить. Подкрепление - это информация. Оно говорит субъекту, что именно вам нравится. Когда субъект пытается обучиться, информационное содержание подкрепления становится важнее самого подкрепления. В тренировке спортсменов или при обучении танцоров именно восклицания инструктора "Да!" или "Хорошо!", отмечающие нужное движение, а не разбор тренировки или репетиции в раздевалке дают требующуюся информацию. Запоздалое подкрепление является наибольшим недочетом начинающего дрессировщика. Собака садится, но к тому времени, когда хозяин говорит: "Хорошая собака", собака уже снова стоит. За что, думает животное, его хвалят? За то, что оно встает. Если у вас возникают трудности в дрессировке, первый вопрос, который надо себе задать, не запаздывает ли ваше подкрепление. Если вы при работе с животным вдруг застряли в самый разгар дела, то иногда полезно, чтоб кто-нибудь со стороны понаблюдал за запаздыванием подкреплений.
Мы всегда слишком запаздываем подкрепляя друг друга. "Послушай, дорогая, вчера вечером ты выглядела замечательно", - звучит совсем не так, как та же фраза, сказанная вовремя. Отсрочка подкрепления может даже оказать вреднее воздействие ("А что, разве я сейчас не выгляжу замечательно?"). Мы свято верим, что сила слов перекроет ошибки во времени подкрепления. Слишком раннее подкрепление тоже неэффективно. В зоопарке Бронкса служители замучились с гориллой. Им было нужно, чтобы она выходила в вольер, чтобы можно было почистить внутреннюю клетку, но она взяла манеру сидеть в дверном проеме, и, обладая недюжинной силой, не давала закрываться скользящей двери. Когда же служители клали пищу снаружи или подманивали ее бананами, горилла либо не обращала на них внимания, либо хватала пищу и бежала обратно к своей двери, прежде чем ту успевали закрыть. Дрессировщика, работавшего при зоопарке, попросили разобраться.
Мы всегда слишком запаздываем подкрепляя друг друга. "Послушай, дорогая, вчера вечером ты выглядела замечательно", - звучит совсем не так, как та же фраза, сказанная вовремя. Отсрочка подкрепления может даже оказать вреднее воздействие ("А что, разве я сейчас не выгляжу замечательно?"). Мы свято верим, что сила слов перекроет ошибки во времени подкрепления. Слишком раннее подкрепление тоже неэффективно. В зоопарке Бронкса служители замучились с гориллой. Им было нужно, чтобы она выходила в вольер, чтобы можно было почистить внутреннюю клетку, но она взяла манеру сидеть в дверном проеме, и, обладая недюжинной силой, не давала закрываться скользящей двери. Когда же служители клали пищу снаружи или подманивали ее бананами, горилла либо не обращала на них внимания, либо хватала пищу и бежала обратно к своей двери, прежде чем ту успевали закрыть. Дрессировщика, работавшего при зоопарке, попросили разобраться.
Психологи спорят по поводу определения отрицательного подкрепления. Для наших целей отрицательное подкрепление можно определить как то, что субъект будет стараться избегать. Отрицательные подкрепления имеют градации от слегка неприятных стимулов - едва заметный сквозняк от кондиционера в ресторане, который все-таки заставляет вас перейти за другой столик, - до всевозможных крайностей, например удара электрическим током. Наказание происходит после поведения, на которое оно должно воздействовать. Таким образом, вы не можете избежать наказания, изменив взгляды или поступки, так как неправильное поведение уже осуществилось. Малыш, которого отшлепали за плохой табель успеваемости, может в дальнейшем учиться лучше или хуже, но уже не сможет изменить того табеля, который он уже принес. Напротив, отрицательное подкрепление можно остановить или избегнуть сиюминутным изменением поведения. Допустим, сидя в гостиной у тетушки, я случайно положила ноги на кофейный столик. Тетушка неодобрительно поднимает брови. Я ставлю ноги на пол. Ее лицо мягчеет. Я чувствую облегчение. И поскольку я смогла остановить сигнал нерасположенности, совершившееся поведение было подкреплено. Я усвоила: в тетушкином доме держи ноги подальше от мебели. Поведение может быть полностью сформировано на основе отрицательного подкрепления, как в большинстве случаев традиционной дрессировки животных: лошадь учится поворачивать налево, когда тянут за левый повод, потому что поворот прекращает неприятное давление; лев вспрыгивает на тумбу, чтобы избежать назойливого хлыста или острой палки, которые держат около его морды.
Положительное подкрепление - это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия.
Запомните это положение. В нем заложен секрет успешного обучения.
Существуют два вида подкрепления: положительное и отрицательное. Положительное подкрепление - это нечто, желаемое субъектом: пища, ласка или похвала. Негативное подкрепление - это то, чего субъект хотел бы избежать: шлепок, нахмуривание бровей, неприятный звук (предупреждающий зуммер в машинах, который раздается, если вы забыли пристегнуть ремень безопасности, - это отрицательное подкрепление).
Поведение, которое уже встречается вне зависимости от того, насколько оно спорадично, всегда можно усилить с помощью положительного подкрепления. Если вы зовете щенка, и он подходит к вам, а вы его ласкаете, то в дальнейшем подход щенка на зов становится все более и более надежным даже безо всякого другого обучения. Предположим, что вы хотите, чтобы кто-то позвонил вам - ваш отпрыск, родитель или любимый. Если он или она не звонит, то тогда уж ничего не поделаешь.
Запомните это положение. В нем заложен секрет успешного обучения.
Существуют два вида подкрепления: положительное и отрицательное. Положительное подкрепление - это нечто, желаемое субъектом: пища, ласка или похвала. Негативное подкрепление - это то, чего субъект хотел бы избежать: шлепок, нахмуривание бровей, неприятный звук (предупреждающий зуммер в машинах, который раздается, если вы забыли пристегнуть ремень безопасности, - это отрицательное подкрепление).
Поведение, которое уже встречается вне зависимости от того, насколько оно спорадично, всегда можно усилить с помощью положительного подкрепления. Если вы зовете щенка, и он подходит к вам, а вы его ласкаете, то в дальнейшем подход щенка на зов становится все более и более надежным даже безо всякого другого обучения. Предположим, что вы хотите, чтобы кто-то позвонил вам - ваш отпрыск, родитель или любимый. Если он или она не звонит, то тогда уж ничего не поделаешь.
Комбинируя рассмотренные в предыдущих статьях способы запоминания последовательности образов, можно создавать различные системы опорных образов.
Система опорных образов должна быть создана заранее. И её необходимо тщательно закрепить путем многократного припоминания образов в течение нескольких дней, добиваясь свободного "перелистывания" образов в воображении. Опорные образы хорошо закрепляются в том случае, если вы их будете использовать. Можно на вновь сформированную систему опорных образов многократно запоминать тренировочные упражнения. Например, последовательность двузначных или трехзначных чисел. Каждый раз, при запоминании новых чисел, предыдущие будут автоматически стираться с опорных образов. Выполняя тренировочные упражнения, не следует закреплять в памяти запомненные сведения. Запомнили, вспомнили, и более к ним не возвращайтесь. В этом случае опорные образы будут освобождаться автоматически, примерно через час.
Рассмотрим несколько наиболее используемых комбинаций для формирования систем опорных образов.
Простейший вариант. Создайте в своей памяти систему опорных образов, состоящих только из объектов, выделенных методом Цицерона. Если вы сформируете последовательность 100 образов, то уже можете начинать выполнять тренировочные упражнения. Эти 100 образов можно использовать многократно, запоминая на них слова, числа, буквосочетания и прочие тренировочные упражнения.
Система опорных образов должна быть создана заранее. И её необходимо тщательно закрепить путем многократного припоминания образов в течение нескольких дней, добиваясь свободного "перелистывания" образов в воображении. Опорные образы хорошо закрепляются в том случае, если вы их будете использовать. Можно на вновь сформированную систему опорных образов многократно запоминать тренировочные упражнения. Например, последовательность двузначных или трехзначных чисел. Каждый раз, при запоминании новых чисел, предыдущие будут автоматически стираться с опорных образов. Выполняя тренировочные упражнения, не следует закреплять в памяти запомненные сведения. Запомнили, вспомнили, и более к ним не возвращайтесь. В этом случае опорные образы будут освобождаться автоматически, примерно через час.
Рассмотрим несколько наиболее используемых комбинаций для формирования систем опорных образов.
Простейший вариант. Создайте в своей памяти систему опорных образов, состоящих только из объектов, выделенных методом Цицерона. Если вы сформируете последовательность 100 образов, то уже можете начинать выполнять тренировочные упражнения. Эти 100 образов можно использовать многократно, запоминая на них слова, числа, буквосочетания и прочие тренировочные упражнения.
Вспомните образ, подсказывающий произношение знака (нитки - знак НИ). Считайте с него образ, подсказывающий написание этого знака. Далее, мысленно прорисовывайте знак в своем воображении, одновременно проговаривая его мысленно или вслух.
Если необходимо сохранить в памяти образ, подсказывающий произношение знака (в данном случае - нитки), то следует прорисовывать и проговаривать знак на фоне этого образа.
Рефлекторные связи образуются долго. Запоминая иностранные слова, не следует себя обманывать. Если вы вечером зазубрили серию слов, а утром получили «пятерку» на зачете, то это ни о чем не говорит. Если иностранные слова не были закреплены до рефлекторного уровня, они полностью забудутся. И в результате, после курсов иностранного языка у вас останется только отличный диплом. На память.
Как проверять рефлекторный уровень запоминания
Если необходимо сохранить в памяти образ, подсказывающий произношение знака (в данном случае - нитки), то следует прорисовывать и проговаривать знак на фоне этого образа.
Рефлекторные связи образуются долго. Запоминая иностранные слова, не следует себя обманывать. Если вы вечером зазубрили серию слов, а утром получили «пятерку» на зачете, то это ни о чем не говорит. Если иностранные слова не были закреплены до рефлекторного уровня, они полностью забудутся. И в результате, после курсов иностранного языка у вас останется только отличный диплом. На память.
Как проверять рефлекторный уровень запоминания
Вспомните образ, которым вы обозначили иностранное слово. Пусть это будет образ свиноматки. Считайте с этого образа образы- подсказки, обозначающие звуки английского языка - «спичка» - звук |s| и «паук» - звук |au|. Благодаря большой инертности речевого анализатора вы сможете длительное время удерживать в сознании проговаривание слова |sau|.
Далее, осуществляйте одновременно несколько действий. Представляйте образ свиноматки, мысленно проговаривайте его название на английском языке (sau), прорисовывайте написание слова SOW.
В результате многократной одновременной активизации нервных клеток трех разных анализаторных систем, между ними образуется устойчивая рефлекторная связь. Зрительный образ - зрительный анализатор. Проговаривание слова - речевой анализатор. Прорисовка написания слова - двигательный анализатор.
Далее, осуществляйте одновременно несколько действий. Представляйте образ свиноматки, мысленно проговаривайте его название на английском языке (sau), прорисовывайте написание слова SOW.
В результате многократной одновременной активизации нервных клеток трех разных анализаторных систем, между ними образуется устойчивая рефлекторная связь. Зрительный образ - зрительный анализатор. Проговаривание слова - речевой анализатор. Прорисовка написания слова - двигательный анализатор.
Вспомните образный код «кубик», обозначающий двузначное число 35. Удерживайте его в своем воображении. На самом образе или на его фоне крупно и медленно прорисуйте число 35. Проделывайте эту операцию по несколько раз в день в течение трех-четырех дней.
В результате одновременного представления зрительного образа и соответствующего движения глаз, мозг зафиксирует связь. В дальнейшем, когда вы вспомните образ кубика, этот образ рефлекторно запустит движение ваших глаз, и они нарисуют в воображении число 35. Вам будет казаться, что вы автоматически вспомнили само число.
В результате одновременного представления зрительного образа и соответствующего движения глаз, мозг зафиксирует связь. В дальнейшем, когда вы вспомните образ кубика, этот образ рефлекторно запустит движение ваших глаз, и они нарисуют в воображении число 35. Вам будет казаться, что вы автоматически вспомнили само число.
Повторение с использованием мысленного проговаривания и мысленной прорисовки применяется для тех видов информации, которые необходимо закрепить в памяти до рефлекторного уровня припоминания. Это различные образные коды, иностранные слова, знаки новой для вас азбуки.
Чем отличается представление зрительного образа от прорисовки? При представлении зрительного образа его следует представлять крупным, детальным, объемным и цветным. Прорисовка - это движение глаз (двигательная память). Представьте, что вы пишите мелом на доске или краской на стене, или пальцем на пыльной поверхности мебели. Это и есть мысленная прорисовка.
Прорисовывать в воображении необходимо новые для вас знаки и написание новых иностранных слов.
Рефлекторные связи образуются длительное время и между разными анализаторными системами.
Чем отличается представление зрительного образа от прорисовки? При представлении зрительного образа его следует представлять крупным, детальным, объемным и цветным. Прорисовка - это движение глаз (двигательная память). Представьте, что вы пишите мелом на доске или краской на стене, или пальцем на пыльной поверхности мебели. Это и есть мысленная прорисовка.
Прорисовывать в воображении необходимо новые для вас знаки и написание новых иностранных слов.
Рефлекторные связи образуются длительное время и между разными анализаторными системами.
Повторение с полной расшифровкой используется на этапе закрепления в мозге вновь запомненных сведений (в первые 3-4 дня после запоминания).
Различная информация фиксируется в памяти в виде ассоциаций. Каждая ассоциация закреплена на вспомогательном стимулирующем образе. Повторение с полной расшифровкой выглядит следующим образом.
Пусть в вашем мозге на опорном образе «дверь» зафиксирован связью образ «баночка с лекарством», обозначающий аптеку. А на разных частях баночки с лекарством зафиксированы связями образы «ковер», «паук», «чай». Это телефонный номер аптеки: 389-53-04. Активизировав в воображении эту комбинацию зрительных образов, необходимо сознательно подключить речевой анализатор и перевести отдельные образы ассоциации в речевое высказывание. Другими словами, вспомнив эту картинку, необходимо проговорить: «Аптека - телефонный номер триста восемьдесят девять, пятьдесят три, ноль четыре».
Обратите внимание на то, что не следует называть образы привычными словами. Необходимо видеть в воображении образы, а называть ЧИСЛА.
Различная информация фиксируется в памяти в виде ассоциаций. Каждая ассоциация закреплена на вспомогательном стимулирующем образе. Повторение с полной расшифровкой выглядит следующим образом.
Пусть в вашем мозге на опорном образе «дверь» зафиксирован связью образ «баночка с лекарством», обозначающий аптеку. А на разных частях баночки с лекарством зафиксированы связями образы «ковер», «паук», «чай». Это телефонный номер аптеки: 389-53-04. Активизировав в воображении эту комбинацию зрительных образов, необходимо сознательно подключить речевой анализатор и перевести отдельные образы ассоциации в речевое высказывание. Другими словами, вспомнив эту картинку, необходимо проговорить: «Аптека - телефонный номер триста восемьдесят девять, пятьдесят три, ноль четыре».
Обратите внимание на то, что не следует называть образы привычными словами. Необходимо видеть в воображении образы, а называть ЧИСЛА.
Этот способ повторения применяется к уже закрепленной информации и используется в том случае, когда необходимо быстро повторить большие объемы сведений. Так следует повторять потенциально нужную информацию, которая не используется более полутора месяцев.
Опорные образы - это последовательность вспомогательных образов, с помощью которых фиксируется последовательность ассоциаций. В ассоциациях же закодированы конкретные сведения. В ассоциации всегда выделяется основа ассоциации - крупный образ, с частями которого соединены средние образы - элементы ассоциации.
При повторении информации этим способом следует сознательно подавлять внутреннее проговаривание зрительных образов. Необходимо именно просматривать опорные образы и связанные с ними основы ассоциаций.
Подавление проговаривания при припоминании позволяет существенно увеличить скорость просматривания информации в памяти. Так, 10 телефонных номеров реально можно просмотреть в своем воображении за 5-10 секунд. Если образы будут проговариваться вами при повторении, то скорость повторения будет ограничиваться скоростью речи.
Опорные образы - это последовательность вспомогательных образов, с помощью которых фиксируется последовательность ассоциаций. В ассоциациях же закодированы конкретные сведения. В ассоциации всегда выделяется основа ассоциации - крупный образ, с частями которого соединены средние образы - элементы ассоциации.
При повторении информации этим способом следует сознательно подавлять внутреннее проговаривание зрительных образов. Необходимо именно просматривать опорные образы и связанные с ними основы ассоциаций.
Подавление проговаривания при припоминании позволяет существенно увеличить скорость просматривания информации в памяти. Так, 10 телефонных номеров реально можно просмотреть в своем воображении за 5-10 секунд. Если образы будут проговариваться вами при повторении, то скорость повторения будет ограничиваться скоростью речи.
Связи между зрительными образами, образованные естественным путем при чтении текста или сознательно - путем соединения образов в воображении, - самопроизвольно разрушаются очень быстро.
Для сохранения связей в мозге запомненные сведения необходимо повторять. Процесс многократной активизации связей включает механизм поддержания этих связей и они могут существовать в мозге длительное время. При периодической активизации связей, хотя бы один раз в полтора месяца, связи могут сохраняться в мозге постоянно.
Под повторением в мнемотехнике понимается процесс совершенно противоположный привычному повторению. Обычно под повторением мы привыкли понимать многократное восприятие информации. Например, многократное прочтение текста или списка телефонных номеров. В отношении знаковой информации, не вызывающей при восприятии зрительных образов, процесс многократного восприятия совершенно бесполезен. Сколько бы раз вы не просматривали ряд случайных чисел, состоящих из последовательности нулей и единиц, эти сведения не будут запоминаться.
Для сохранения связей в мозге запомненные сведения необходимо повторять. Процесс многократной активизации связей включает механизм поддержания этих связей и они могут существовать в мозге длительное время. При периодической активизации связей, хотя бы один раз в полтора месяца, связи могут сохраняться в мозге постоянно.
Под повторением в мнемотехнике понимается процесс совершенно противоположный привычному повторению. Обычно под повторением мы привыкли понимать многократное восприятие информации. Например, многократное прочтение текста или списка телефонных номеров. В отношении знаковой информации, не вызывающей при восприятии зрительных образов, процесс многократного восприятия совершенно бесполезен. Сколько бы раз вы не просматривали ряд случайных чисел, состоящих из последовательности нулей и единиц, эти сведения не будут запоминаться.