Голографией называется процесс разложения сложного колебательного процесса на ряд простых составляющих, с их последующей записью.
С явлением разложения целого на части мы сталкиваемся очень часто. Аккорд, взятый на клавиатуре пианино, можно разложить на составляющие его ноты. Любое составное число можно разложить на ряд простых чисел (простое число - это число, которое делиться только на себя и единицу). Сложное колебательное движение осеннего листа на ветке можно разложить на ряд простых синусоид.
Соответственно из набора простых чисел, звуков, частот можно получить необходимое нам составное число, аккорд, сложное колебание.
5 х 7 х 11 х 13 х 17 = 85085 85085 = 5 х 7 х 11 х 13 х 17
С явлением разложения целого на части мы сталкиваемся очень часто. Аккорд, взятый на клавиатуре пианино, можно разложить на составляющие его ноты. Любое составное число можно разложить на ряд простых чисел (простое число - это число, которое делиться только на себя и единицу). Сложное колебательное движение осеннего листа на ветке можно разложить на ряд простых синусоид.
Соответственно из набора простых чисел, звуков, частот можно получить необходимое нам составное число, аккорд, сложное колебание.
5 х 7 х 11 х 13 х 17 = 85085 85085 = 5 х 7 х 11 х 13 х 17
Мнемотехника выделяет и использует для запоминания два способа фиксации связей мозгом и, следовательно, два вида памяти: электрическую и рефлекторную
Под электрической памятью понимается один из способов фиксации связей мозгом. Этот вид памяти называется электрической потому, что материального носителя этого вида связей в мозге нет. Связь сохраняется в мозге в виде согласованной электрической активности групп нервных клеток.
Временные характеристики электрической памяти
Время фиксации связи варьирует от 0,8 секунды на образование одной связи - это официально зарегистрированный мировой рекорд скорости запоминания - до 6 секунд на образование одной связи - нормативное время запоминания для прошедших обучение мнемотехнике. Теоретически минимальное время образования связи в электрической памяти не может быть меньше времени реакции человека (примерно 0,14 секунды).
Под электрической памятью понимается один из способов фиксации связей мозгом. Этот вид памяти называется электрической потому, что материального носителя этого вида связей в мозге нет. Связь сохраняется в мозге в виде согласованной электрической активности групп нервных клеток.
Временные характеристики электрической памяти
Время фиксации связи варьирует от 0,8 секунды на образование одной связи - это официально зарегистрированный мировой рекорд скорости запоминания - до 6 секунд на образование одной связи - нормативное время запоминания для прошедших обучение мнемотехнике. Теоретически минимальное время образования связи в электрической памяти не может быть меньше времени реакции человека (примерно 0,14 секунды).
Представьте, что учительница в школе говорит детям: "Дети запомните, пожалуйста, зеленый"
Или преподаватель истории дает задание школьникам: "Запомните даты: 863, 1054, 1302".
Или урок астрономии: "Тема занятия Цефеиды и Пояс Кьюпера. Запишите эти слова и запомните их".
Сразу чувствуется, что в этих заданиях чего-то не хватает, в них присутствует какая-то пустота. Они лишены смысла.
Запоминание одноэлементного сообщения не имеет смысла
Бессмысленно запоминать слово "зеленый". Смысл (СВЯЗЬ) появляется лишь тогда, когда есть второй элемент сообщения: "Улицу можно переходить на зеленый сигнал светофора". (Если зеленый, то можно).
Совершенно бессмысленно запоминать цифры даты: 1302. Смысл появляется лишь при наличии связи этой даты с каким-то событием: "1302 год - созыв Генеральных штатов во Франции". (Если 1302, то Генеральные штаты и Франция).
Или преподаватель истории дает задание школьникам: "Запомните даты: 863, 1054, 1302".
Или урок астрономии: "Тема занятия Цефеиды и Пояс Кьюпера. Запишите эти слова и запомните их".
Сразу чувствуется, что в этих заданиях чего-то не хватает, в них присутствует какая-то пустота. Они лишены смысла.
Запоминание одноэлементного сообщения не имеет смысла
Бессмысленно запоминать слово "зеленый". Смысл (СВЯЗЬ) появляется лишь тогда, когда есть второй элемент сообщения: "Улицу можно переходить на зеленый сигнал светофора". (Если зеленый, то можно).
Совершенно бессмысленно запоминать цифры даты: 1302. Смысл появляется лишь при наличии связи этой даты с каким-то событием: "1302 год - созыв Генеральных штатов во Франции". (Если 1302, то Генеральные штаты и Франция).
Воображение - это процесс моделирования прошлого, настоящего и будущего на основе процессов "Представление" и "Мышление".
Для того чтобы начать "воображать", вам необходимо вывести в сознание представление - например, обобщенный образ чашки. Затем вы подключаете процесс мышления и начинаете всячески видоизменять этот образ в своем сознании. Вы можете вообразить чашку красной, белой, зеленой, в горошек или клеточку, с одной ручкой или с четырьмя ручками, вы можете представить чашку с чаем или молоком, с блюдцем или без блюдца.
Результат мыслительных операций с представлением вы можете "вывести из мозга". Например, описав получившуюся картинку словами или нарисовав ее на бумаге.
Соответственно, при нарушении представления, мышления, внимания - нарушается и воображение, то есть способность запоминания, припоминания, анализа настоящего и прогнозирования будущего.
Для того чтобы начать "воображать", вам необходимо вывести в сознание представление - например, обобщенный образ чашки. Затем вы подключаете процесс мышления и начинаете всячески видоизменять этот образ в своем сознании. Вы можете вообразить чашку красной, белой, зеленой, в горошек или клеточку, с одной ручкой или с четырьмя ручками, вы можете представить чашку с чаем или молоком, с блюдцем или без блюдца.
Результат мыслительных операций с представлением вы можете "вывести из мозга". Например, описав получившуюся картинку словами или нарисовав ее на бумаге.
Соответственно, при нарушении представления, мышления, внимания - нарушается и воображение, то есть способность запоминания, припоминания, анализа настоящего и прогнозирования будущего.
"Интеллект" - это совокупность мыслительных программ, алгоритмов действий, направленных на реализацию тех или иных задач. Можно научить человека последовательности действий, ведущих к решению квадратного уравнения. Можно научить играть в шахматы или в домино. Очевидно, что развивать интеллект вообще, в общем - нельзя. Если вас научили разгадывать ребусы и кроссворды, то вы стали умнее именно в разгадывании ребусов и кроссвордов, и больше ни в чем.
Чем больше программ заложено в мозг человека, тем мощнее его интеллект. Интеллект - это понятие не качественное, а количественное. Сравните с компьютером. В одном компьютере установлен лишь текстовой редактор Word. У этого компьютера низкий интеллект, но он отлично выполняет свою работу. В другой компьютер установили сотни профессиональных программ. У такого компьютера интеллект выше, так как он способен решать сотню разнообразных задач.
Из этой аналогии видно, что интеллект - то есть количество "установленных программ" напрямую зависит от памяти. Если в компьютере нет памяти, то на такую машину в принципе невозможно установить более-менее сложные программы.
Чем больше программ заложено в мозг человека, тем мощнее его интеллект. Интеллект - это понятие не качественное, а количественное. Сравните с компьютером. В одном компьютере установлен лишь текстовой редактор Word. У этого компьютера низкий интеллект, но он отлично выполняет свою работу. В другой компьютер установили сотни профессиональных программ. У такого компьютера интеллект выше, так как он способен решать сотню разнообразных задач.
Из этой аналогии видно, что интеллект - то есть количество "установленных программ" напрямую зависит от памяти. Если в компьютере нет памяти, то на такую машину в принципе невозможно установить более-менее сложные программы.
Мышлением называются сознательные операции со зрительными образами в воображении. Мышление может быть прямое, когда управление зрительными образами осуществляется без помощи речи. И мышление может быть опосредованным, когда человек управляет зрительными образами при помощи внутренней речи. При этом используется механизм воссоздающего воображения - автоматического преобразования слов в образы.
Мышление бывает произвольным: в этом случае человек сознательно осуществляет операции со зрительными образами.
Мышление бывает непроизвольным. Когда зрительные образы стихийно, беспорядочно возникают в воображении под воздействием различных стимулов.
Больные с нарушением мышления называются в нейропсихологии "лобными больными".
Лобный больной не в состоянии запомнить более четырех слов из десяти, сколько бы времени он их не запоминал.
Обратите внимание на то, что мышление в нейропсихологии тестируется через способность запоминать. Сознательное запоминание прямо связано с мышлением и находится в зависимости от развитости мыслительных процессов.
Мышление бывает произвольным: в этом случае человек сознательно осуществляет операции со зрительными образами.
Мышление бывает непроизвольным. Когда зрительные образы стихийно, беспорядочно возникают в воображении под воздействием различных стимулов.
Больные с нарушением мышления называются в нейропсихологии "лобными больными".
Лобный больной не в состоянии запомнить более четырех слов из десяти, сколько бы времени он их не запоминал.
Обратите внимание на то, что мышление в нейропсихологии тестируется через способность запоминать. Сознательное запоминание прямо связано с мышлением и находится в зависимости от развитости мыслительных процессов.
Под этим процессом понимают процесс преобразования внешних (и внутренних) физических и химических стимулов в электрические импульсы. Все, что вы воспринимаете - видите, слышите, чувствуете - преобразуется в электрические импульсы. В мозге нет ничего кроме электрических импульсов, бегущих по волокнам нервных клеток.
Нарушение зрения, слуха, обоняния и других органов чувств ведет к слепоте, глухоте и другим дефектам.
Временные изменения в работе анализаторных систем приведет к тому, что человек, перейдя в нормальное состояние, не будет помнить того, что с ним происходило, когда работа воспринимающих органов была нарушена. Для запуска процесса припоминания необходимы стимулы. Но таких стимулов, какие воспринимал мозг в измененном режиме работы анализаторов, человек получить не может. Связи оказываются недоступными, как бы заблокированными.
Люди с дефектами анализаторных систем или воспринимающих органов могут запоминать и обучаться, но для таких людей разрабатываются специальные программы обучения.
Нарушение зрения, слуха, обоняния и других органов чувств ведет к слепоте, глухоте и другим дефектам.
Временные изменения в работе анализаторных систем приведет к тому, что человек, перейдя в нормальное состояние, не будет помнить того, что с ним происходило, когда работа воспринимающих органов была нарушена. Для запуска процесса припоминания необходимы стимулы. Но таких стимулов, какие воспринимал мозг в измененном режиме работы анализаторов, человек получить не может. Связи оказываются недоступными, как бы заблокированными.
Люди с дефектами анализаторных систем или воспринимающих органов могут запоминать и обучаться, но для таких людей разрабатываются специальные программы обучения.
Процесс представления обеспечивает инвариантность восприятия. Благодаря этому процессу человек может узнавать букву "А" в сотнях различных начертаниях. Мы узнаем кошку, какого бы цвета и размера она не была, при взгляде на нее с любого ракурса, под любым углом.
Создатели нейропрограмм для компьютеров значительно преуспели в моделировании функции представления, так как нейрофизиологический механизм этого процесса подробнейшим образом описан в литературе.
Помочь понять сущность процесса представления может следующий мысленный эксперимент. Представьте, что у вас есть тысяча фотографий китайских мужчин. Вы сканируете эти фотографии - записываете их в компьютер. Затем пишите (или берете готовую) программу, которая сможет проанализировать все фотографии и выделить в каждой из них только одинаковые части. Все отличия программа сотрет. То, что останется - одинаковые части каждого изображения - это и есть то, что в психологии называется представлением. Другими словами, представление - это сильно обобщенный зрительный образ, содержащий в себе наиболее характерные признаки группы похожих объектов.
Когда вы вспоминаете зрительные образы - вы вспоминаете именно представления. Это своего рода "болванки", "заготовки", с которыми вы можете делать в своем воображении все что угодно.
Создатели нейропрограмм для компьютеров значительно преуспели в моделировании функции представления, так как нейрофизиологический механизм этого процесса подробнейшим образом описан в литературе.
Помочь понять сущность процесса представления может следующий мысленный эксперимент. Представьте, что у вас есть тысяча фотографий китайских мужчин. Вы сканируете эти фотографии - записываете их в компьютер. Затем пишите (или берете готовую) программу, которая сможет проанализировать все фотографии и выделить в каждой из них только одинаковые части. Все отличия программа сотрет. То, что останется - одинаковые части каждого изображения - это и есть то, что в психологии называется представлением. Другими словами, представление - это сильно обобщенный зрительный образ, содержащий в себе наиболее характерные признаки группы похожих объектов.
Когда вы вспоминаете зрительные образы - вы вспоминаете именно представления. Это своего рода "болванки", "заготовки", с которыми вы можете делать в своем воображении все что угодно.
Внимание осуществляет селекцию (отбор) поступающей в сознание информации. Если внимание становится крайне неустойчивым, то человек не в состоянии сконцентрироваться на познавательной задаче. Такой больной не сможет запомнить страницу с текстом по причине того, что он не в состоянии ее прочитать - неустойчивое внимание не позволяет ему это сделать.
Нарушение устойчивости внимания является одной из причин плохой обучаемости и ведет к нарушению способности запоминать и целеноправленно мыслить. При этом страдает и функция исполнения программ поведения. Происходит дезорганизация поведения. Например, человек может пойти в магазин за спичками утром, а придет домой только вечером и без спичек.
Патологическое нарушение внимания называется в нейропсихологии "полевым поведением". Такой больной совершает большое количество ненужных движений, его взгляд постоянно блуждает.
Нарушение устойчивости внимания является одной из причин плохой обучаемости и ведет к нарушению способности запоминать и целеноправленно мыслить. При этом страдает и функция исполнения программ поведения. Происходит дезорганизация поведения. Например, человек может пойти в магазин за спичками утром, а придет домой только вечером и без спичек.
Патологическое нарушение внимания называется в нейропсихологии "полевым поведением". Такой больной совершает большое количество ненужных движений, его взгляд постоянно блуждает.
Как вы уже знаете, психология выделяет несколько психических процессов: память мышление, внимание, представление и ощущение. Воображением называется процесс взаимодействия представления и мышления
Коротко рассмотрим функции перечисленных психических процессов и то, как они влияют на процесс запоминания. При этом следует помнить, что запоминание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и сверхпроизвольное.
Процесс "Память"
Под процессом "Память" понимают фиксацию связей мозгом. Мозг может фиксировать связи двумя основными способами, которые будут рассмотрены более подробно в следующих статьях. Всё, что "попадает" в мозг одновременно - связывается, соединяется. На этом функция процесса "Память" исчерпывается.
Коротко рассмотрим функции перечисленных психических процессов и то, как они влияют на процесс запоминания. При этом следует помнить, что запоминание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и сверхпроизвольное.
Процесс "Память"
Под процессом "Память" понимают фиксацию связей мозгом. Мозг может фиксировать связи двумя основными способами, которые будут рассмотрены более подробно в следующих статьях. Всё, что "попадает" в мозг одновременно - связывается, соединяется. На этом функция процесса "Память" исчерпывается.
Примером сверхпроизвольного запоминания может быть запоминание списка телефонных номеров. Человек знакомится со списком (пусть в нем будет 50 телефонных номеров) и говорит, что для запоминания этого объема информации ему потребуется около 30 минут.
В этом случае речь идет о полном осознании механизмов памяти и сознательном применении специальных приемов запоминания.
Процесс запоминания и сохранения информации в мозге полностью контролируется.
Способность запоминания абсолютного большинства людей находится на уровне произвольного запоминания.
Уровень сверхпроизвольного запоминания становится возможным только при специальном обучении технике запоминания (мнемотехнике).
Важно отметить (и это мы рассмотрим более подробно), что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от МЫШЛЕНИЯ и ВНИМАНИЯ. Нарушения в работе этих психических процессов сделают практически невозможным ПРОИЗВОЛЬНОЕ и СВЕРХПРОИЗВОЛЬНОЕ запоминание.
В этом случае речь идет о полном осознании механизмов памяти и сознательном применении специальных приемов запоминания.
Процесс запоминания и сохранения информации в мозге полностью контролируется.
Способность запоминания абсолютного большинства людей находится на уровне произвольного запоминания.
Уровень сверхпроизвольного запоминания становится возможным только при специальном обучении технике запоминания (мнемотехнике).
Важно отметить (и это мы рассмотрим более подробно), что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от МЫШЛЕНИЯ и ВНИМАНИЯ. Нарушения в работе этих психических процессов сделают практически невозможным ПРОИЗВОЛЬНОЕ и СВЕРХПРОИЗВОЛЬНОЕ запоминание.
Например, вы пытаетесь заучить стихотворение. Произвольное запоминание обязательно подразумевает этап проверки, контроля. После прочтения нескольких строчек, вы попытаетесь повторить отрывок стихотворения по памяти, если не получится - будете читать его снова, и снова будете пробовать повторять.
Хотя вы и прикладываете усилия для запоминания, тем не менее, процесс запоминания проходит "в слепую". В данном случае человек не осознает механизмов памяти и не использует специальные приемы запоминания.
Хотя вы и прикладываете усилия для запоминания, тем не менее, процесс запоминания проходит "в слепую". В данном случае человек не осознает механизмов памяти и не использует специальные приемы запоминания.