В мнемотехнике зрительные образы делятся на два основных типа.
Первый - это опорные образы. Они не несут никакой информационной нагрузки и служат для последовательного запоминания и припоминания информации, а также для системного запоминания. Последовательность опорных образов заранее хорошо закрепляется в памяти и припоминание любой информации осуществляется через систему опорных образов.
Второй - это ассоциации - комбинации зрительных образов, в которых закодированы запоминаемые сведения: телефонные номера, адреса, названия, исторические даты и другая точная информация.
Ассоциации, закодированные в них сведения, могут припоминаться и без опорных образов, без перебора последовательности. В этом случае воспроизведение ассоциации мозгом происходит в том случае, когда в мозг воспримет один из элементов ассоциации. Это разнообразные вопросы по запомненным сведениям. С точки зрения мнемотехники любой вопрос является прямой подсказкой, так как АВТОМАТИЧЕСКИ активизирует в мозге ассоциацию, которая содержит в себе как сам вопрос, так и ответы на него.
Первый - это опорные образы. Они не несут никакой информационной нагрузки и служат для последовательного запоминания и припоминания информации, а также для системного запоминания. Последовательность опорных образов заранее хорошо закрепляется в памяти и припоминание любой информации осуществляется через систему опорных образов.
Второй - это ассоциации - комбинации зрительных образов, в которых закодированы запоминаемые сведения: телефонные номера, адреса, названия, исторические даты и другая точная информация.
Ассоциации, закодированные в них сведения, могут припоминаться и без опорных образов, без перебора последовательности. В этом случае воспроизведение ассоциации мозгом происходит в том случае, когда в мозг воспримет один из элементов ассоциации. Это разнообразные вопросы по запомненным сведениям. С точки зрения мнемотехники любой вопрос является прямой подсказкой, так как АВТОМАТИЧЕСКИ активизирует в мозге ассоциацию, которая содержит в себе как сам вопрос, так и ответы на него.
Опорные или стимулирующие образы - это дополнительные образы, с помощью которых обеспечивается поиск информации мозге.
Напомню вам аналогию со струнами пианино. Как быстро найти нужную струну среди большого количества струн? Для этого необходим камертон, настроенный на частоту нужной нам струны. Если мы ударим молоточком по камертону и поднесем его к струнам, струна с такой же частотой как у камертона возбудится по резонансу и начнет звучать, вы даже увидите как она вибрирует.
Конкретного места локализации запоминаемых связей в мозге нет. Все связи находятся одновременно в одном месте - запоминает вся кора головного мозга. И единственный способ быстро извлечь из мозга необходимую нам связь, это предъявить мозгу один из образов ранее образованной связи.
Если вы запоминаете один-два телефонных номера, то их легко вспомнить без специальных методов. Но если вы запоминаете десятки телефонных номеров, каждый из которых закодирован в комбинацию зрительных образов, то вспомнить их будет практически невозможно. Припоминание всегда происходит при поступлении в мозг стимулов, запускающих процесс генерации информации.
Напомню вам аналогию со струнами пианино. Как быстро найти нужную струну среди большого количества струн? Для этого необходим камертон, настроенный на частоту нужной нам струны. Если мы ударим молоточком по камертону и поднесем его к струнам, струна с такой же частотой как у камертона возбудится по резонансу и начнет звучать, вы даже увидите как она вибрирует.
Конкретного места локализации запоминаемых связей в мозге нет. Все связи находятся одновременно в одном месте - запоминает вся кора головного мозга. И единственный способ быстро извлечь из мозга необходимую нам связь, это предъявить мозгу один из образов ранее образованной связи.
Если вы запоминаете один-два телефонных номера, то их легко вспомнить без специальных методов. Но если вы запоминаете десятки телефонных номеров, каждый из которых закодирован в комбинацию зрительных образов, то вспомнить их будет практически невозможно. Припоминание всегда происходит при поступлении в мозг стимулов, запускающих процесс генерации информации.
При запоминании образы соединяются в ассоциации - комбинации зрительных образов. В зависимости от применяемого приема запоминания образы в ассоциации могут быть разного размера друг относительно друга.
Выделяется три размера образов: большие, средние и маленькие.
Представьте в воображении образ кота. Это большой образ. В этом образе выделите образы: "ушки", "спина", "хвост". Теперь представьте образы: "кубик", "шар", "гайка". Создайте в воображении следующие связки образов: "ушки - кубик" (в ушах кота находятся кубики), "спина - шар" (на спине кота - шар), "хвост - гайка" (на хвост надета гайка).
При образовании связей между образами в воображении следует крупно представлять только соединяемые образы: "ухо - кубик", "спина - шар", "хвост - гайка".
Теперь рассмотрите кота целиком. В получившейся ассоциации образ кота - большой образ, а образы "кубик", "шар" и "гайка" - средние по размеру, относительно образа кота.
Выделяется три размера образов: большие, средние и маленькие.
Представьте в воображении образ кота. Это большой образ. В этом образе выделите образы: "ушки", "спина", "хвост". Теперь представьте образы: "кубик", "шар", "гайка". Создайте в воображении следующие связки образов: "ушки - кубик" (в ушах кота находятся кубики), "спина - шар" (на спине кота - шар), "хвост - гайка" (на хвост надета гайка).
При образовании связей между образами в воображении следует крупно представлять только соединяемые образы: "ухо - кубик", "спина - шар", "хвост - гайка".
Теперь рассмотрите кота целиком. В получившейся ассоциации образ кота - большой образ, а образы "кубик", "шар" и "гайка" - средние по размеру, относительно образа кота.
Назначение этой операции то же, что и предыдущей - создание разнообразия зрительных образов.
Пример трансформирования образа "карандаш". Обычный карандаш. Короткий и толстый карандаш. Длинный и тонкий карандаш. Карандаш, закрученный спиралью, как сверло. Карандаш, завязанный в узел. Карандаш, согнутый в окружность.
При применении операций видоизменения и трансформации следует понимать что мозг "обращает внимание" в основном на КОНТУР. Поэтому изменение цвета предмета не следует относить к трансформации или видоизменению.
Пример трансформирования образа "карандаш". Обычный карандаш. Короткий и толстый карандаш. Длинный и тонкий карандаш. Карандаш, закрученный спиралью, как сверло. Карандаш, завязанный в узел. Карандаш, согнутый в окружность.
При применении операций видоизменения и трансформации следует понимать что мозг "обращает внимание" в основном на КОНТУР. Поэтому изменение цвета предмета не следует относить к трансформации или видоизменению.
Одно и то же слово может соответствовать разным зрительным образам. Например, слово "лампочка" можно представить в разных вариантах. Может быть обычная электрическая лампочка, неоновая лампа, лампочка для фонарика, галогенная лампа для автомобиля. Эта операция применяется для создания разнообразия образов при запоминании.
Образы могут использоваться многократно для временного запоминания информации. Образы могут быть использованы для долговременного запоминания. В этом случае на занятые образы более ничего запоминать нельзя. Вот тут и используется операция "Видоизменение образа".
Образы могут использоваться многократно для временного запоминания информации. Образы могут быть использованы для долговременного запоминания. В этом случае на занятые образы более ничего запоминать нельзя. Вот тут и используется операция "Видоизменение образа".
Эта мыслительная операция используется для "разборки" целостного образа на составляющие его части и получения большого количества более простых образов. Например, образ "магнитола" вы можете разобрать на составляющие части и представить каждую часть отдельно: ручка, регулятор, кнопка, кассета, ножки и т.п.
С этой мыслительной операцией вы познакомились в предыдущей статье. Еще раз обращаю ваше внимание на главное.
В один момент времени в воображении следует соединять только два образа. Эти образы должны быть крупными, то есть занимать все пространство вашего воображения. И максимально детализированными - от этого зависит яркость представляемых образов.
Данная мыслительная операция является той самой "кнопкой", с помощью которой вы сознательно включаете процесс "память".
В один момент времени в воображении следует соединять только два образа. Эти образы должны быть крупными, то есть занимать все пространство вашего воображения. И максимально детализированными - от этого зависит яркость представляемых образов.
Данная мыслительная операция является той самой "кнопкой", с помощью которой вы сознательно включаете процесс "память".
Вращая зрительный образ в своем воображении, вы получаете возможность рассматривать его с разных сторон, под разными углами. Благодаря этой операции, вы можете из одного образа выделить большее количество составляющих его подобразов.
Интересно отметить, что с помощью тренировки вы можете добиться того, что представляемый образ сам будет вращаться в вашем воображении. Практика показывает, что упражнения визуального мышления в бодрствующем состоянии, способствует появлению способности сознательно управлять образами, которые человек видит в обычных сновидениях.
Здесь мнемотехника плавно перебрасывает "мостик" из области психологии в область парапсихологии. Так как управляемые, контролируемые (луцидные) сновидения - это уже тема парапсихологической науки.
Интересно отметить, что с помощью тренировки вы можете добиться того, что представляемый образ сам будет вращаться в вашем воображении. Практика показывает, что упражнения визуального мышления в бодрствующем состоянии, способствует появлению способности сознательно управлять образами, которые человек видит в обычных сновидениях.
Здесь мнемотехника плавно перебрасывает "мостик" из области психологии в область парапсихологии. Так как управляемые, контролируемые (луцидные) сновидения - это уже тема парапсихологической науки.
Эту мыслительную операция можно расценивать как сознательное управление сменой фильтров пространственной частоты. Когда вы представляете сотовый телефон маленьким, вы видите только его общие контуры. Когда вы крупно увеличиваете этот образ в своем воображении, вам становятся доступны для восприятия различные его части. В свою очередь, переключив внимание на какую-нибудь часть сотового телефона и крупно представив ее, вы как бы выделяете определенную пространственную частоту, увеличиваете ее амплитуду.
Увеличивая образ, вы получаете возможность выделять из целостного образа составляющие его подобразы (аналогия с простыми числами: 3 х 5 х 7). Уменьшая образ, вы как бы вновь смешиваете составляющие его частоты в одну общую частоту (аналогия с простыми числами: 105).
Увеличивая образ, вы получаете возможность выделять из целостного образа составляющие его подобразы (аналогия с простыми числами: 3 х 5 х 7). Уменьшая образ, вы как бы вновь смешиваете составляющие его частоты в одну общую частоту (аналогия с простыми числами: 105).
Система "Джордано" рассматривает и практически использует только операции визуального мышления.
Речевое (или логическое) мышление рассматривается как производное визуального (образного) мышления. Речевое мышление вторично, медленнее, менее эффективно и часто только мешает решать логические задачи, по причине того, что во многих речевых конструкциях "заморожены" неадекватные (неправильные, ложные) связи.
Визуальное мышление- это прямое мышление, а речевое - опосредованное. Назначение речи - вывод информации из мозга в устной или письменной форме для передачи информации другому человеку или для управления мышлением другого человека. Когда человек использует внутреннюю речь для управления зрительными образами, он использует механизмы воссоздающего воображения.
Речевое (или логическое) мышление рассматривается как производное визуального (образного) мышления. Речевое мышление вторично, медленнее, менее эффективно и часто только мешает решать логические задачи, по причине того, что во многих речевых конструкциях "заморожены" неадекватные (неправильные, ложные) связи.
Визуальное мышление- это прямое мышление, а речевое - опосредованное. Назначение речи - вывод информации из мозга в устной или письменной форме для передачи информации другому человеку или для управления мышлением другого человека. Когда человек использует внутреннюю речь для управления зрительными образами, он использует механизмы воссоздающего воображения.
Сознательно включить процесс "память" очень просто. И люди многие века знали, как это делается. Но только в наше время приходит понимание того, как это работает (смотрите статьи "Память - область парадоксов" и "Электрическая память")
Главная мыслительная операция в мнемотехнике - это мыслительная операция "Соединение образов". Как видите, запоминание осуществляется совсем даже не памятью. Запоминание осуществляется с помощью мышления. Каждый раз, соединяя два образа в своем воображении, вы заставляете свой мозг запомнить эту связь. Вы сознательно контролируете процесс запоминания, управляете им.
Когда вы соединяете два образа в воображении, вы имитируете процесс естественного восприятия уже соединенных образов. И связь между искусственно соединенными образами запоминается также хорошо (и даже лучше), как и связь между реально воспринимаемыми соединенными образами.
Образы можно соединять в воображении разными способами. Это зависит от применяемого метода запоминания. В любом случае, запомните следующее важное правило.
При запоминании любой информации, при использовании любых приемов, в воображении в один момент времени соединяются только два зрительных образа.
Главная мыслительная операция в мнемотехнике - это мыслительная операция "Соединение образов". Как видите, запоминание осуществляется совсем даже не памятью. Запоминание осуществляется с помощью мышления. Каждый раз, соединяя два образа в своем воображении, вы заставляете свой мозг запомнить эту связь. Вы сознательно контролируете процесс запоминания, управляете им.
Когда вы соединяете два образа в воображении, вы имитируете процесс естественного восприятия уже соединенных образов. И связь между искусственно соединенными образами запоминается также хорошо (и даже лучше), как и связь между реально воспринимаемыми соединенными образами.
Образы можно соединять в воображении разными способами. Это зависит от применяемого метода запоминания. В любом случае, запомните следующее важное правило.
При запоминании любой информации, при использовании любых приемов, в воображении в один момент времени соединяются только два зрительных образа.
· Образы должны быть КРУПНЫМИ. Любые зрительные образы, каковы бы не были их реальные размеры, следует приводить к одинаковому размеру. Если вы представляете муравья, то его следует увеличить до размеров арбуза. Если вы представляете самолет, то этот образ следует уменьшить до размеров арбуза. Мелкие образы представлять не следует. Связи между такими образами будут фиксироваться очень плохо.
· Образы следует представлять ОБЪЕМНЫМИ. Примером таких образов могут быть голографические образы или образы, создаваемые на программах трехмерной графики. Такие образы можно вращать и рассматривать с разных сторон.
· Образы необходимо представлять ЦВЕТНЫМИ. Если вы представляете листок на ветке, то листок следует видеть зеленого цвета, а ветку - коричневой. Если вы представляете образ "светофор", то постарайтесь увидеть зеленый, желтый и красный цвета. Одни люди хорошо видят цвет, другие - хуже. Тем не менее, старайтесь его представлять. Это хорошо тренируется. У некурящих людей проблем с представлением цветовых ощущений обычно не возникает.
· Образы следует представлять ОБЪЕМНЫМИ. Примером таких образов могут быть голографические образы или образы, создаваемые на программах трехмерной графики. Такие образы можно вращать и рассматривать с разных сторон.
· Образы необходимо представлять ЦВЕТНЫМИ. Если вы представляете листок на ветке, то листок следует видеть зеленого цвета, а ветку - коричневой. Если вы представляете образ "светофор", то постарайтесь увидеть зеленый, желтый и красный цвета. Одни люди хорошо видят цвет, другие - хуже. Тем не менее, старайтесь его представлять. Это хорошо тренируется. У некурящих людей проблем с представлением цветовых ощущений обычно не возникает.