В простейшем случае запоминание в порядке букв алфавита осуществляется также как и запоминание под порядковыми номерами. Однако букв в алфавите мало и можно запомнить последовательно всего 30 единиц информации.
Практическая схема запоминания в алфавитном порядке представлена на рисунке. Для формирования системы опорных образов применяется комбинация нескольких приемов:
- образные коды букв русского алфавита;
- короткая последовательность произвольных образов (запоминается приемом "Цепочка");
- прием выделения частей образа (обычно выделяется 5 образов);
- сама запоминаемая информация (телефоны, например) предварительно формируется в ассоциацию; основа каждой ассоциации (каждый телефонный номер) фиксируется связью на части произвольного образа.
Такую алфавитную телефонную книжку можно произвольно расширять, увеличивая количество ячеек для информации. Для этого к последовательности произвольных образов при необходимости добавляются новые произвольные образы.
Практическая схема запоминания в алфавитном порядке представлена на рисунке. Для формирования системы опорных образов применяется комбинация нескольких приемов:
- образные коды букв русского алфавита;
- короткая последовательность произвольных образов (запоминается приемом "Цепочка");
- прием выделения частей образа (обычно выделяется 5 образов);
- сама запоминаемая информация (телефоны, например) предварительно формируется в ассоциацию; основа каждой ассоциации (каждый телефонный номер) фиксируется связью на части произвольного образа.
Такую алфавитную телефонную книжку можно произвольно расширять, увеличивая количество ячеек для информации. Для этого к последовательности произвольных образов при необходимости добавляются новые произвольные образы.
Запоминание под порядковыми номерами практически не применяется при запоминании реальной учебной или бытовой информации. Так как это противоречит основным принципам системы "Джордано", изложенным выше. Когда возникает необходимость нумеровать запоминаемые сведения (например, статьи конституции), применяется принцип нумерации образов образными кодами.
Напоминаю вам правила обращения с образными кодами. На образные коды ничего не записывается и образные коды нельзя связывать между собой.
Поэтому, описываемый ниже способ запоминания под порядковыми номерами вы можете использовать:
- для тренировки;
- для всякого рода демонстраций и фокусов;
- а также для оперативного временного запоминания.
Допустим, вам необходимо запомнить под порядковыми номерами следующее:
Напоминаю вам правила обращения с образными кодами. На образные коды ничего не записывается и образные коды нельзя связывать между собой.
Поэтому, описываемый ниже способ запоминания под порядковыми номерами вы можете использовать:
- для тренировки;
- для всякого рода демонстраций и фокусов;
- а также для оперативного временного запоминания.
Допустим, вам необходимо запомнить под порядковыми номерами следующее:
При запоминании последовательности образов приемом "Матрешка" образы вкладываются друг в друга, как в знаменитой русской матрешке.
Относительные размеры соединяемых образов в каждой паре: большой + маленький.
В реальности соединяются маленький образ (представляемый крупно) и часть большого образа (представляется крупно).
Смысл этого приема заключается в следующем:
- каждый из соединяемых образов остается свободным, в дальнейшем на части этого образа можно записать другие образы (средние по размеру);
- запоминание последовательности образов приемом "Матрешка" стабилизирует образы в воображении при их припоминании. Следующая картинка не возникнет в воображении до тех пор, пока вы сознательно не увеличите часть первого образа пары.
Применение
Этом прием используется для запоминания последовательности нескольких ассоциаций, когда ассоциации связываются между собою непосредственно, без вспомогательных стимулирующих образов.
Однотипные сведения таким образом собираются в информационный блок. И на стимулирующем опорном образе фиксируется сразу целый блок информации (список телефонных номеров, хронологическая таблица и пр.)
Относительные размеры соединяемых образов в каждой паре: большой + маленький.
В реальности соединяются маленький образ (представляемый крупно) и часть большого образа (представляется крупно).
Смысл этого приема заключается в следующем:
- каждый из соединяемых образов остается свободным, в дальнейшем на части этого образа можно записать другие образы (средние по размеру);
- запоминание последовательности образов приемом "Матрешка" стабилизирует образы в воображении при их припоминании. Следующая картинка не возникнет в воображении до тех пор, пока вы сознательно не увеличите часть первого образа пары.
Применение
Этом прием используется для запоминания последовательности нескольких ассоциаций, когда ассоциации связываются между собою непосредственно, без вспомогательных стимулирующих образов.
Однотипные сведения таким образом собираются в информационный блок. И на стимулирующем опорном образе фиксируется сразу целый блок информации (список телефонных номеров, хронологическая таблица и пр.)
При запоминании приемом «Цепочка» образы связываются парами. Относительные размеры образов в каждой паре одинаковые - большие.
В каждой паре образов необходимо четко различать первый и второй образ пары. Второй образ пары проникает в первый. Второй образ пары находится сверху. Второй образ пары находится справа.
Применение
Этот прием применяется для формирования коротких последовательностей опорных (стимулирующих) образов. Последовательность образов хорошо закрепляется путем многократного припоминания и используется для формирования систем опорных образов в комбинациях с другими методами запоминания последовательности.
Длинные последовательности образов в системе "Джордано" не используются. Так как любая длинная последовательность будет разрушена со временем ("Эффект стирания связей"). От длинной последовательности связей в мозге сохраняются лишь первые и последние элементы. Даже тогда, когда после запоминания последовательность воспроизводится безошибочно и полностью.
Запоминание длинной последовательности образов приемом «Цепочка» может использоваться при выполнении тренировочных упражнений, когда длительная сохранность связей не важна. В этом случае количество связываемых образов практически не ограничено - можно связать десятки и даже сотни образов.
В каждой паре образов необходимо четко различать первый и второй образ пары. Второй образ пары проникает в первый. Второй образ пары находится сверху. Второй образ пары находится справа.
Применение
Этот прием применяется для формирования коротких последовательностей опорных (стимулирующих) образов. Последовательность образов хорошо закрепляется путем многократного припоминания и используется для формирования систем опорных образов в комбинациях с другими методами запоминания последовательности.
Длинные последовательности образов в системе "Джордано" не используются. Так как любая длинная последовательность будет разрушена со временем ("Эффект стирания связей"). От длинной последовательности связей в мозге сохраняются лишь первые и последние элементы. Даже тогда, когда после запоминания последовательность воспроизводится безошибочно и полностью.
Запоминание длинной последовательности образов приемом «Цепочка» может использоваться при выполнении тренировочных упражнений, когда длительная сохранность связей не важна. В этом случае количество связываемых образов практически не ограничено - можно связать десятки и даже сотни образов.
Практически каждый предмет состоит из частей. Части предмета неразрывно связаны с самим предметом. И эти связи, воспринимаемые нами регулярно, автоматически фиксируются мозгом. Следовательно, прием выделения частей образа основан на естественных ассоциациях, то есть на связях, образованных естественным путем при восприятии объектов.
Выделять образы (подобразы) из объекта следует всегда в одинаковом порядке: слева направо или сверху вниз, как мы обычно пишем или читаем.
Каждый выделенный подобраз следует представлять в воображении отдельно и крупно.
Выделенные образы являются опорными (стимулирующими) образами. И как любые другие опорные образы, они не должны повторяться.
Применение
Образы, выделенные этим приемом, как правило, являются конечными образами в системе опорных образов. Непосредственно к ним привязываются ассоциации, в которых закодированы конкретные запоминаемые сведения.
Выделять образы (подобразы) из объекта следует всегда в одинаковом порядке: слева направо или сверху вниз, как мы обычно пишем или читаем.
Каждый выделенный подобраз следует представлять в воображении отдельно и крупно.
Выделенные образы являются опорными (стимулирующими) образами. И как любые другие опорные образы, они не должны повторяться.
Применение
Образы, выделенные этим приемом, как правило, являются конечными образами в системе опорных образов. Непосредственно к ним привязываются ассоциации, в которых закодированы конкретные запоминаемые сведения.
Человек никогда не воспринимает объекты изолированно друг от друга. Многие объекты имеют постоянные взаимосвязи, которые фиксируются мозгом автоматически.
Например, чайная ложка обычно связана с чашкой. Чашка обычно находится на блюдце. На блюдце обычно лежит кусочек торта. Образ торта может вызывать в воображении образ коробки, в которой он продается. Образ коробки напомнит нам о витрине, где эта коробка лежала. И так далее.
Принцип приема свободных ассоциаций очень простой. Необходимо вспомнить последовательность образов, имеющих естественные взаимосвязи. Эта последовательность образов может быть использована в качестве опорных (стимулирующих) образов для запоминания информации.
Важно!
Выделяя образы приемом свободных ассоциаций не следует перескакивать на образы, относящиеся к методу Цицерона. Либо образы, задействованные в приеме свободных ассоциаций следует пропускать при выделении образов методом Цицерона.
Например, чайная ложка обычно связана с чашкой. Чашка обычно находится на блюдце. На блюдце обычно лежит кусочек торта. Образ торта может вызывать в воображении образ коробки, в которой он продается. Образ коробки напомнит нам о витрине, где эта коробка лежала. И так далее.
Принцип приема свободных ассоциаций очень простой. Необходимо вспомнить последовательность образов, имеющих естественные взаимосвязи. Эта последовательность образов может быть использована в качестве опорных (стимулирующих) образов для запоминания информации.
Важно!
Выделяя образы приемом свободных ассоциаций не следует перескакивать на образы, относящиеся к методу Цицерона. Либо образы, задействованные в приеме свободных ассоциаций следует пропускать при выделении образов методом Цицерона.
Метод Цицерона основывается на естественных ассоциациях, то есть на связях, которые образовались в мозге естественным путем при регулярном восприятии зрительных образов, имеющих взаимосвязи.
Каждый человек регулярно видит одни и те же зрительные образы. Это предметы в квартире, офисе. Это объекты на улице, по которой вы часто ходите.
Так как связи между регулярно воспринимаемыми объектами уже существуют в вашем мозге, эти связи не нужно запоминать. Вы их и так помните.
Для формирования опорных образов методом Цицерона следует лишь хорошо закрепить в памяти последовательность знакомых вам образов. Это делается путем их многократного припоминания.
Выделение опорных образов методом Цицерона
· Определите для себя последовательность помещений в вашей квартире, квартире ваших знакомых или в офисе. Например, всегда вспоминайте помещения в следующем порядке: коридор, ванная, кухня, маленькая комната, большая комната.
Каждый человек регулярно видит одни и те же зрительные образы. Это предметы в квартире, офисе. Это объекты на улице, по которой вы часто ходите.
Так как связи между регулярно воспринимаемыми объектами уже существуют в вашем мозге, эти связи не нужно запоминать. Вы их и так помните.
Для формирования опорных образов методом Цицерона следует лишь хорошо закрепить в памяти последовательность знакомых вам образов. Это делается путем их многократного припоминания.
Выделение опорных образов методом Цицерона
· Определите для себя последовательность помещений в вашей квартире, квартире ваших знакомых или в офисе. Например, всегда вспоминайте помещения в следующем порядке: коридор, ванная, кухня, маленькая комната, большая комната.
Последовательность ассоциаций запоминается двумя способами. Первый - основа ассоциации соединяется со вспомогательным опорным образом. Второй - основы нескольких ассоциаций непосредственно соединяются друг с другом.
Здесь рассмотрен второй способ - связь ассоциаций друг с другом. Ассоциации связываются друг с другом при запоминании тематически организованных точных сведений. Например, списка телефонных номеров. Однотипная информация оказывается связанной в единый блок, который затем крепится на одном опорном образе.
При соединении двух ассоциаций основы этих ассоциаций следует связывать приемом "Матрешка". Это значит, что в каждой паре соединяемых образов первый образ является большим, а второй маленьким (см. относительные размеры образов).
Но при образовании связи оба соединяемых образа представляются большими.
Воспроизведя основу ассоциации (большой образ) мы может считать с нее информацию (средние образы). Затем ищем следующую основу ассоциации (маленький образ). И увеличиваем ее в своем воображении.
Здесь рассмотрен второй способ - связь ассоциаций друг с другом. Ассоциации связываются друг с другом при запоминании тематически организованных точных сведений. Например, списка телефонных номеров. Однотипная информация оказывается связанной в единый блок, который затем крепится на одном опорном образе.
При соединении двух ассоциаций основы этих ассоциаций следует связывать приемом "Матрешка". Это значит, что в каждой паре соединяемых образов первый образ является большим, а второй маленьким (см. относительные размеры образов).
Но при образовании связи оба соединяемых образа представляются большими.
Воспроизведя основу ассоциации (большой образ) мы может считать с нее информацию (средние образы). Затем ищем следующую основу ассоциации (маленький образ). И увеличиваем ее в своем воображении.
Ассоциацией называется группа образов, кодирующих конкретную информацию. В ассоциации всегда выделяется ОСНОВА - главный элемент информационного сообщения. Другие образы ассоциации называются ЭЛЕМЕНТАМИ ассоциации. Любые образные коды - всегда элементы ассоциации, они не могут быть основой ассоциации. Ассоциация может включать в себя от 2 до 6 образов. Элементы ассоциации размещаются на основе всегда в одинаковом порядке - слева направо или сверху вниз. Ассоциация образуется путем последовательного соединения нескольких образов. Нормативное время на соединение двух образов - 6 секунд.
Если ассоциация состоит из четырех элементов, то для соединения трех образов достаточно 18 секунд времени.
В любой ассоциации ОСНОВА АССОЦИАЦИИ - БОЛЬШОЙ ОБРАЗ. ЭЛЕМЕНТЫ АССОЦИАЦИИ - СРЕДНИЕ ОБРАЗЫ. При образовании связей - образы всегда большие.
Пример. Запомнить информацию:
Цифровая подпись - 560595079
Данное информационное сообщение состоит из четырех частей. Выделим их: цифровая подпись, 560, 595, 079. За основу ассоциации возьмем образ, обозначающие цифровую подпись, например "Карандаш". Далее, преобразуем в образы трехзначные числа в соответствии с буквенно-цифровым кодом: ПаЛьМа, ПРоБирка, МяСоРубка (560 - Пб шЛ нМ, 595 - Пб Рц пБ, 079 - нМ Сз Рц).
Карандаш - пальма - пробирка - мясорубка
Если ассоциация состоит из четырех элементов, то для соединения трех образов достаточно 18 секунд времени.
В любой ассоциации ОСНОВА АССОЦИАЦИИ - БОЛЬШОЙ ОБРАЗ. ЭЛЕМЕНТЫ АССОЦИАЦИИ - СРЕДНИЕ ОБРАЗЫ. При образовании связей - образы всегда большие.
Пример. Запомнить информацию:
Цифровая подпись - 560595079
Данное информационное сообщение состоит из четырех частей. Выделим их: цифровая подпись, 560, 595, 079. За основу ассоциации возьмем образ, обозначающие цифровую подпись, например "Карандаш". Далее, преобразуем в образы трехзначные числа в соответствии с буквенно-цифровым кодом: ПаЛьМа, ПРоБирка, МяСоРубка (560 - Пб шЛ нМ, 595 - Пб Рц пБ, 079 - нМ Сз Рц).
Карандаш - пальма - пробирка - мясорубка
Образы всегда соединяются парами. Каждый соединяемый образ следует представлять крупно, детально, в цвете и в объеме. Даже при соединении всего двух образов необходимо соблюдать строгую последовательность соединения. Чтобы вы могли сказать какой образ в каждой паре является первым, а какой - вторым.
Давайте договоримся, что второй образ каждой пары будет проникать в первый образ пары.
Либо второй образ каждой пары находится сверху первого образа.
Второй образ каждой пары должен находится справа от первого образа.
Где будет располагаться второй образ пары - внутри, сверху или справа - зависит от соединяемых образов. Как их удобнее соединить, так и соединяйте. Вращайте образы в воображении, рассматривайте их с разных сторон. Подгоняйте друг под друга, чтобы получить удобное для вас соединение.
Как уже говорилось, характер образуемой связи не имеет значения. Но если вам кажется, что лучше запоминаются привычные связи - создавайте привычные связи. Если вам кажется, что лучше будут запоминаться непривычные, необычные связи - создавайте связи, которых вы раньше никогда не видели.
Давайте договоримся, что второй образ каждой пары будет проникать в первый образ пары.
Либо второй образ каждой пары находится сверху первого образа.
Второй образ каждой пары должен находится справа от первого образа.
Где будет располагаться второй образ пары - внутри, сверху или справа - зависит от соединяемых образов. Как их удобнее соединить, так и соединяйте. Вращайте образы в воображении, рассматривайте их с разных сторон. Подгоняйте друг под друга, чтобы получить удобное для вас соединение.
Как уже говорилось, характер образуемой связи не имеет значения. Но если вам кажется, что лучше запоминаются привычные связи - создавайте привычные связи. Если вам кажется, что лучше будут запоминаться непривычные, необычные связи - создавайте связи, которых вы раньше никогда не видели.
Сейчас мы переходим к подробному рассмотрению второго этапа запоминания - непосредственно к запоминанию. На первом этапе - этапе кодирования - элементы запоминаемого информационного сообщения преобразуются в зрительные образы, то есть, информация подготавливается к запоминанию. Сам процесс запоминания - это соединение элементов запоминаемой информации.
Здесь рассматриваются три способа соединения образов:
- соединение двух образов;
- образование ассоциации;
- соединение ассоциаций друг с другом.
Следует понимать, что образы в воображении всегда соединяются одним единственным способом. Какую бы технику вы не использовали, все сводится к соединению двух зрительных образов в воображении. При этом, оба образа следует представлять крупно, чтобы они занимали весь объем воображения.
Здесь рассматриваются три способа соединения образов:
- соединение двух образов;
- образование ассоциации;
- соединение ассоциаций друг с другом.
Следует понимать, что образы в воображении всегда соединяются одним единственным способом. Какую бы технику вы не использовали, все сводится к соединению двух зрительных образов в воображении. При этом, оба образа следует представлять крупно, чтобы они занимали весь объем воображения.
Этот метод применяется для кодирования в зрительные образы коротких текстовых отрывков: анекдотов, энциклопедических сведений, отдельных абзацев текста.
Результаты экспериментов по запоминанию текстовой информации (Ф.Бартлетт, "Психика человека в труде и игре") говорят о том, что со временем текстовая информация забывается, как бы сжимается. Если первоначально человек воспроизводит текст более-менее полно, то уже через пару недель в памяти от страницы текстовых сведений останется всего лишь пара предложений.
Мнемотехника не требует дословного запоминания текстовой информации. Совершенно очевидно, что человек воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам. Когда вы читаете книгу, воссоздающее воображение автоматически переводит слова в зрительные образы и создает СВЯЗИ между зрительными образами. Благодаря этому процессу вы запоминаете как бы отдельные кадры из "просмотренного кино", вызванного в вашем воображении читаемым текстом. Процесс пересказа прочитанного напоминает рассказ по картинкам.
Результаты экспериментов по запоминанию текстовой информации (Ф.Бартлетт, "Психика человека в труде и игре") говорят о том, что со временем текстовая информация забывается, как бы сжимается. Если первоначально человек воспроизводит текст более-менее полно, то уже через пару недель в памяти от страницы текстовых сведений останется всего лишь пара предложений.
Мнемотехника не требует дословного запоминания текстовой информации. Совершенно очевидно, что человек воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам. Когда вы читаете книгу, воссоздающее воображение автоматически переводит слова в зрительные образы и создает СВЯЗИ между зрительными образами. Благодаря этому процессу вы запоминаете как бы отдельные кадры из "просмотренного кино", вызванного в вашем воображении читаемым текстом. Процесс пересказа прочитанного напоминает рассказ по картинкам.