Родился в Лондоне в семье мыслителя, политического деятеля Джеймса Милля. Джон Милль не занимался академической деятельностью. Был руководителем ост-индийской компании. Три года провел в парламенте. Читал работы Конта и очень ими вдохновился: переписывался и приступил к самостоятельным исследованиям, но лично с Контом знаком не был.
Испытывает отрицательное отношение ко всей предыдущей философии, как и Конт.
Учение о научном методе
«Система логики», 1843. Заслуга Милля состоит в том, что он развивал идеи логического познания. Милль является известным логиком (и по сей день).
Милль здесь следует Конту и говорит, что все знание, в конечном счете, происходит из опыта. Поэтому возникает вопрос: какая логическая процедура является основополагающим методом в научном познании?
Испытывает отрицательное отношение ко всей предыдущей философии, как и Конт.
Учение о научном методе
«Система логики», 1843. Заслуга Милля состоит в том, что он развивал идеи логического познания. Милль является известным логиком (и по сей день).
Милль здесь следует Конту и говорит, что все знание, в конечном счете, происходит из опыта. Поэтому возникает вопрос: какая логическая процедура является основополагающим методом в научном познании?
Ему принадлежит позитивная классификация наук, в которой Конт делит все науки на два вида: абстрактный (изучают законы определенных групп явлений, например, явлений физических, биологических) и конкретные (которые применяют эти законы к частным областям). Так, например, биология – абстрактная наука, медицина – конкретная.
Выделяет пять основных абстрактных теоретических наук, по порядку их усложнения (сложно – это больше математических формул, сложнее определения).
Принцип построения: по степени уменьшения абстрактности и увеличения сложности, от простого к сложному.
1.Астрономия
2.Физика
3.Химия
4.Биология
5.Социология
Выделяет пять основных абстрактных теоретических наук, по порядку их усложнения (сложно – это больше математических формул, сложнее определения).
Принцип построения: по степени уменьшения абстрактности и увеличения сложности, от простого к сложному.
1.Астрономия
2.Физика
3.Химия
4.Биология
5.Социология
Основная идея позитивизма принадлежит не Конту, а его учителю, у которого Огюст работал секретарем (1817-22). Этот учитель – француз, социолог, социальный утопист Клод Анри Сен-Симон (1760-1825).
Сен-Симон был инициатором и марксистских и позитивистских течений, он поставил вопросы, которые решали оба эти направления. Сен-Симон был назван марксистами социалистом-утопистом. В XIX веке марксисты и позитивисты «внутренне похожи» (близки).
Конт на фоне Сен-Симона выглядел незаметно, но Сен-Симон разбрасывался в жизни, а Конт (секретарь) воспринял, систематизировал. Развил и переработал и стал знаменит, а Сен-Симон поблек.
Огюст Конт создает в Париже позитивистское общество, целью которого являлось обучения народа в духе позитивистского мировоззрения.
Сен-Симон был инициатором и марксистских и позитивистских течений, он поставил вопросы, которые решали оба эти направления. Сен-Симон был назван марксистами социалистом-утопистом. В XIX веке марксисты и позитивисты «внутренне похожи» (близки).
Конт на фоне Сен-Симона выглядел незаметно, но Сен-Симон разбрасывался в жизни, а Конт (секретарь) воспринял, систематизировал. Развил и переработал и стал знаменит, а Сен-Симон поблек.
Огюст Конт создает в Париже позитивистское общество, целью которого являлось обучения народа в духе позитивистского мировоззрения.
Позитивизм – направление философии, зародившееся в 30-е – 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание.
По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.
Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 - 1857).
В 18-19 веках интенсивно развиваются наука и техника.
Марксизм – культ денег и товаров;
Позитивизм – культ науки (только наука может претендовать на истинное отображение действительности).
Позитивизм – тенденция (течение) европейской философии, которое понизано духом научного мировоззрения.
По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.
Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 - 1857).
В 18-19 веках интенсивно развиваются наука и техника.
Марксизм – культ денег и товаров;
Позитивизм – культ науки (только наука может претендовать на истинное отображение действительности).
Позитивизм – тенденция (течение) европейской философии, которое понизано духом научного мировоззрения.
1.Абсолютная идея – материальное производство (противоречие между производительными силами и производственными отношениями (борьба классов)).
2.Самопознание, самоосознание – движение общественно-экономических формаций (ОЭФ).
3.Человек (сознание) – человек (труд).
Критика капиталистического общества
Собственность – бездушное начало противостоящее человеческому, духовному началу.
Человек, перестав быть рабом человека, стал рабом вещи.
Человек отчуждается от труда.
Объективной основой потребительской психологии выступают при капита¬лизме отчуждённый труд и товарный фетишизм
Фетишизм (от французского fetiche – идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам. Наделение продуктов труда сверхъестественными свойствами (самовозрастание стоимости и пр.).
Основной фетиш – деньги.
Человеческая жизнь становится формой движения вещей и движение вещей определяет жизнь человека, а не наоборот.
2.Самопознание, самоосознание – движение общественно-экономических формаций (ОЭФ).
3.Человек (сознание) – человек (труд).
Критика капиталистического общества
Собственность – бездушное начало противостоящее человеческому, духовному началу.
Человек, перестав быть рабом человека, стал рабом вещи.
Человек отчуждается от труда.
Объективной основой потребительской психологии выступают при капита¬лизме отчуждённый труд и товарный фетишизм
Фетишизм (от французского fetiche – идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам. Наделение продуктов труда сверхъестественными свойствами (самовозрастание стоимости и пр.).
Основной фетиш – деньги.
Человеческая жизнь становится формой движения вещей и движение вещей определяет жизнь человека, а не наоборот.
Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895)
Булгаков С.Н.: Маркс не вышел из Гегеля, это легенда. Вершина в немецкой философии – Гегель, все остальное – деградация, так как ни один из последующих авторов на самом деле идей немецкой философии не усвоил.
Маркс и Фейербах – прямые наследники философии французского Просвещения.
Именно в XIX веке по нарастающей увеличивается число работ в научной литературе, посвященных экономической тематике. Почему такого рода идеи бродят в XIX веке в Европе? Это связано с интенсивным развитием промышленности, капитализма.
Возникает впечатление, что именно экономические вопросы являются ключевыми в человеческой жизни, то есть они позволяют изменять и направлять жизнь. Возникает мнение, что именно производство и распределение благ – самое главное в обществе. Вопросы духовной жизни и т.п. уступают полит-экономической тематике.
Булгаков С.Н.: Маркс не вышел из Гегеля, это легенда. Вершина в немецкой философии – Гегель, все остальное – деградация, так как ни один из последующих авторов на самом деле идей немецкой философии не усвоил.
Маркс и Фейербах – прямые наследники философии французского Просвещения.
Именно в XIX веке по нарастающей увеличивается число работ в научной литературе, посвященных экономической тематике. Почему такого рода идеи бродят в XIX веке в Европе? Это связано с интенсивным развитием промышленности, капитализма.
Возникает впечатление, что именно экономические вопросы являются ключевыми в человеческой жизни, то есть они позволяют изменять и направлять жизнь. Возникает мнение, что именно производство и распределение благ – самое главное в обществе. Вопросы духовной жизни и т.п. уступают полит-экономической тематике.
Людвиг Фейербах
(1804-1872)
(1804-1872)
Ученик Гегеля, слушал его лекции, посвятил ему докторскую диссертацию (1828).
“Мысли о смерти и бессмертии”. Основные выводы: отрицание бессмертия души. 1829-30. Книгу опубликовал анонимно, но авторство установили и лишили права преподавания. Научной деятельности не прекратил.
“К критике философии Гегеля”, “Сущность христианства”.
Основной пафос работ – непримиримая критика религии.
Практически все философы после Гегеля обозначены возвращением философии к жизни, то есть озабочены проблемой связи с живой жизнью человека.
По Гегелю моральные отношения основываются на субъективном самоопределении воли: подчинится обстоятельства или изменить обстоятельства.
Индивид проявляет себя в действиях – это его способ существования для других индивидов.
Каждое действие ведет к бесконечным следствиям и последствиям.
Индивид отвечает за свои действия постольку они совершены им и задумывались им.
Действующий человек является разумным человеком ровно на столько, насколько он продумывает свои действия и последствия своих действий.
Одним из последователей Гегеля был Людвиг Фейерабх и Карл Маркс.
По Гегелю моральные отношения основываются на субъективном самоопределении воли: подчинится обстоятельства или изменить обстоятельства.
Индивид проявляет себя в действиях – это его способ существования для других индивидов.
Каждое действие ведет к бесконечным следствиям и последствиям.
Индивид отвечает за свои действия постольку они совершены им и задумывались им.
Действующий человек является разумным человеком ровно на столько, насколько он продумывает свои действия и последствия своих действий.
Одним из последователей Гегеля был Людвиг Фейерабх и Карл Маркс.
Развитие немецкой классической философии достигает вершин в творчестве Георга Гегеля (1770-1831).
“Феноменология духа”, “Наука логика”, “Энциклопедия философских наук”, “Философия религии”, “Философия истории”, “Философия права”.
По тематике работ Гегеля видно, что он создал целостную систему своих взглядов, которая затрагивает все вопросы познания и деятельности человека.
В.И.Ленин: «Кто не понял логики Гегеля, тот никогда не поймет и «Капитал» Маркса».
Критическое отношение к Канту:
1.Существуют бесконечные по содержанию понятия. Рисунок.
2.Диалектика устраняет антиномии.
Гегель изменяет значение слова «диалектика» (искусство ведения спора). Диалектика – наука о развитии и метод мышления.
“Феноменология духа”, “Наука логика”, “Энциклопедия философских наук”, “Философия религии”, “Философия истории”, “Философия права”.
По тематике работ Гегеля видно, что он создал целостную систему своих взглядов, которая затрагивает все вопросы познания и деятельности человека.
В.И.Ленин: «Кто не понял логики Гегеля, тот никогда не поймет и «Капитал» Маркса».
Критическое отношение к Канту:
1.Существуют бесконечные по содержанию понятия. Рисунок.
2.Диалектика устраняет антиномии.
Гегель изменяет значение слова «диалектика» (искусство ведения спора). Диалектика – наука о развитии и метод мышления.
К середине 18 века центр философского творчества в Европе перемещается в Германию. До этого в культурной жизни Запада лидировали Франция (Просвещение) и Англия (Новое время – эмпиризм).
Хотя Германия – в экономическом и политическом отношениях – оставалась отсталой страной, она вышла на передовые рубежи в развитии духовной культуры в философии и искусстве.
Особенно плодотворным был период с 1750 по 1850 год. В этот период происходило развитие немецкой классической философии и немецкого романтизма (Шиллер, Гёте).
Основоположником немецкой классической философии был Иммануил Кант (1724-1804).
Представители: Фихте, Шеллинг, Гегель. Материалистическое направление – Фейербах.
Иммануил Кант (1724-1804).
Биография Канта очень проста и бедна внешними событиями. Вся его жизнь прошла в одном городе – Кенигсберге (ныне Калининград), а научная деятельность – в Кенигсберском университете, где он прошел путь от студента до ректора.
Естественнонаучные исследования (анализ концепции Ньютона, небесной механики) заставили Канта сомневаться в методе мышления рационалистов и эмпиристов. Т.е. в правильности научного склада ума.
Хотя Германия – в экономическом и политическом отношениях – оставалась отсталой страной, она вышла на передовые рубежи в развитии духовной культуры в философии и искусстве.
Особенно плодотворным был период с 1750 по 1850 год. В этот период происходило развитие немецкой классической философии и немецкого романтизма (Шиллер, Гёте).
Основоположником немецкой классической философии был Иммануил Кант (1724-1804).
Представители: Фихте, Шеллинг, Гегель. Материалистическое направление – Фейербах.
Иммануил Кант (1724-1804).
Биография Канта очень проста и бедна внешними событиями. Вся его жизнь прошла в одном городе – Кенигсберге (ныне Калининград), а научная деятельность – в Кенигсберском университете, где он прошел путь от студента до ректора.
Естественнонаучные исследования (анализ концепции Ньютона, небесной механики) заставили Канта сомневаться в методе мышления рационалистов и эмпиристов. Т.е. в правильности научного склада ума.
Основные черты эпохи Возрождения – индивидуализм (свобода человека), рационализм (роль разума) и натурализм (изучение природы и естественных явлений в общ. и полит. жизни).
В Новое время развитие техники и естествознания требовало освобождения от оков религии. Наука в целом и такие ученые в частности как Коперник, Бруно, Галилей подрывали поддерживаемые церковью мировоззренческие догматы.
Ренессанс и философия Ренессанса знаменовали поиски новых путей, нового способа познания. А новый способ дал и новое содержание философии.
Ренессанс был реакцией на длительный период гегемонии схоластики. Схоластика была абстрактной и в силу этого догматичной. Она была слишком скучна для человеческого духа.
Христианская религия считала себя абсолютной истиной. Религия отделилась от мира и замкнулась в себе. Религия с мировоззренческой позиции пытается раз и навсегда примирить человека и мир.
Основным посредником выступает Бог.
Познанием выступает вера и Откровение.
Но религия терпит кризис, выразившийся в реформации.
В Новое время развитие техники и естествознания требовало освобождения от оков религии. Наука в целом и такие ученые в частности как Коперник, Бруно, Галилей подрывали поддерживаемые церковью мировоззренческие догматы.
Ренессанс и философия Ренессанса знаменовали поиски новых путей, нового способа познания. А новый способ дал и новое содержание философии.
Ренессанс был реакцией на длительный период гегемонии схоластики. Схоластика была абстрактной и в силу этого догматичной. Она была слишком скучна для человеческого духа.
Христианская религия считала себя абсолютной истиной. Религия отделилась от мира и замкнулась в себе. Религия с мировоззренческой позиции пытается раз и навсегда примирить человека и мир.
Основным посредником выступает Бог.
Познанием выступает вера и Откровение.
Но религия терпит кризис, выразившийся в реформации.
В развитых странах Европы в период 12-13 век происходит развитие торговли и ремесел. Происходит рост производительности труда.
Развиваются города. Они становятся центрами экономической и культурной жизни. Это была вершина развития феодализма.
Возрождение – “водораздел” между средними веками и Новым временем.
Ренессанс означает возрождение. Возрождение чего? Возрождение интереса к изучению культурного богатства древней античной философии.
Ренессанс явление итальянское. Потом распространившееся на остальные страны.
Основная направленность ренессанса – это гуманизм. 14-15 век.
Две характеристики эпохи: гуманизм и антропоцентризм
1.Гуманизм (от лат человеческий) означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни.
В широком смысле гуманизм означает рассуждения человека о самом себе, о своей роли, о своем предназначении.
Гуманизм всегда содержит конкретные социальные и исторические предпосылки осмысления сущности и предназначения человеческого существования.
В узком смысле гуманизм означает идейное движение, возникшее в период Ренессанса. Основная цель – изучение и распространение античных языков, литературы, искусства.
Развиваются города. Они становятся центрами экономической и культурной жизни. Это была вершина развития феодализма.
Возрождение – “водораздел” между средними веками и Новым временем.
Ренессанс означает возрождение. Возрождение чего? Возрождение интереса к изучению культурного богатства древней античной философии.
Ренессанс явление итальянское. Потом распространившееся на остальные страны.
Основная направленность ренессанса – это гуманизм. 14-15 век.
Две характеристики эпохи: гуманизм и антропоцентризм
1.Гуманизм (от лат человеческий) означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни.
В широком смысле гуманизм означает рассуждения человека о самом себе, о своей роли, о своем предназначении.
Гуманизм всегда содержит конкретные социальные и исторические предпосылки осмысления сущности и предназначения человеческого существования.
В узком смысле гуманизм означает идейное движение, возникшее в период Ренессанса. Основная цель – изучение и распространение античных языков, литературы, искусства.