Состояние производительных сил
Распад страны после Древнего царства на полунезависимые, а то и враждебные номы и даже царства не мог не отозваться гибельно на осушительно-оросительной сети, требовавшей согласованного надзора и управления. Водораспределительная сеть была основой хозяйственного благополучия Египта, и поэтому неудивительно, что надписи времени распада, между VI и XII династиями, полны сообщениями о случаях голода, доводившего подчас население до людоедства. Владетель одного из главных верхнее египетских номов в дни Х династии считал примечательным достижением своего правления то, что он прокопал засорённый канал, который мог подавать воду в самую жару, устроил канал для своего города, когда остальной Верхний Египет не видел воды, заставил реку наводнять старые места, прекратил раздоры из-за воды и был богат ячменём, когда страна была «на мели». О другой египетской области известно, что ко времени Х династии там появились такие болотные заросли, что во время междоусобиц они служили укрытием для людей. Всё это настоятельно требовало нового объединения страны. В то же время распад централизованной деспотий не мог не вызвать некоторого оживления хозяйственной деятельности на местах, для дальнейшего успешного развития которой, однако, также требовалось объединение страны.
Общественные условия, благоприятствовавшие некоторому повышению инициативы отдельных производителей, позволили именно в это время добиться ряда усовершенствований в технике сельского хозяйства. Большое распространение со времени XI династии получили плуги с крутым заворотом рукоятей, облегчавшим нажим при пахоте. Некоторым усовершенствованием была замена, происшедшая не позже XI династии, зернотёрки, лежащей на земле, зернотёркой, прилаженной наклонно на подставке. Мука теперь после размола сыпалась во вместилище, находившееся спереди. Тяжёлый труд по перетиранию зерна вручную между двумя жерновами несколько облегчался, так как работающему на зернотёрке уже не надо было стоять на коленях. Также не позже XI династии был преобразован прибор для выжимания плодов — мешок, закручивавшийся шестами с подставным чаном. Мешок и чан были помещены внутри деревянной установки, и выжимание производилось всего лишь при помощи одного шеста, что было гораздо удобнее.
В период XI династии деятельно принимаются меры к доставке сырья, которым была бедна Нильская долина; заметно стремление упростить отношения с местами добычи этого сырья. До нас дошло, например, в жизнеописании «казначея бога», т. е. доверенного фараона по доставке ценностей, сообщение о его поездках на множество горных промыслов и привозе царю меди, бирюзы, лазурита и т. д. Правительственный корабль шёл за благовонной смолой в Южное Красноморье кратчайшим путём. Он отправлялся не с севера, а из места подле нынешнего Косера, на широте часто посещавшихся в Среднем царстве каменоломен. Дорога через пустыню к месту отправки кораблей была теперь обеспечена колодцами.
Распад страны после Древнего царства на полунезависимые, а то и враждебные номы и даже царства не мог не отозваться гибельно на осушительно-оросительной сети, требовавшей согласованного надзора и управления. Водораспределительная сеть была основой хозяйственного благополучия Египта, и поэтому неудивительно, что надписи времени распада, между VI и XII династиями, полны сообщениями о случаях голода, доводившего подчас население до людоедства. Владетель одного из главных верхнее египетских номов в дни Х династии считал примечательным достижением своего правления то, что он прокопал засорённый канал, который мог подавать воду в самую жару, устроил канал для своего города, когда остальной Верхний Египет не видел воды, заставил реку наводнять старые места, прекратил раздоры из-за воды и был богат ячменём, когда страна была «на мели». О другой египетской области известно, что ко времени Х династии там появились такие болотные заросли, что во время междоусобиц они служили укрытием для людей. Всё это настоятельно требовало нового объединения страны. В то же время распад централизованной деспотий не мог не вызвать некоторого оживления хозяйственной деятельности на местах, для дальнейшего успешного развития которой, однако, также требовалось объединение страны.
Общественные условия, благоприятствовавшие некоторому повышению инициативы отдельных производителей, позволили именно в это время добиться ряда усовершенствований в технике сельского хозяйства. Большое распространение со времени XI династии получили плуги с крутым заворотом рукоятей, облегчавшим нажим при пахоте. Некоторым усовершенствованием была замена, происшедшая не позже XI династии, зернотёрки, лежащей на земле, зернотёркой, прилаженной наклонно на подставке. Мука теперь после размола сыпалась во вместилище, находившееся спереди. Тяжёлый труд по перетиранию зерна вручную между двумя жерновами несколько облегчался, так как работающему на зернотёрке уже не надо было стоять на коленях. Также не позже XI династии был преобразован прибор для выжимания плодов — мешок, закручивавшийся шестами с подставным чаном. Мешок и чан были помещены внутри деревянной установки, и выжимание производилось всего лишь при помощи одного шеста, что было гораздо удобнее.
В период XI династии деятельно принимаются меры к доставке сырья, которым была бедна Нильская долина; заметно стремление упростить отношения с местами добычи этого сырья. До нас дошло, например, в жизнеописании «казначея бога», т. е. доверенного фараона по доставке ценностей, сообщение о его поездках на множество горных промыслов и привозе царю меди, бирюзы, лазурита и т. д. Правительственный корабль шёл за благовонной смолой в Южное Красноморье кратчайшим путём. Он отправлялся не с севера, а из места подле нынешнего Косера, на широте часто посещавшихся в Среднем царстве каменоломен. Дорога через пустыню к месту отправки кораблей была теперь обеспечена колодцами.
Организация строительства пирамид
Две тысячи лет спустя после постройки великих пирамид греческому историку Геродоту рассказывали про то, как фараоны Хеопс и Хефрен заставляли весь народ поочерёдно трудиться над сооружением пирамид: одни-де тащили камень из заречных каменоломен к реке, другие — от реки на нагорье, где воздвигались пирамиды. Насколько эти рассказы неточны, видно хотя бы по тому, что на самом деле пирамиды построены совсем не из заречного, а из местного известняка, добывавшегося тут же. Из-за реки доставлялся лишь белый высококачественный известняк для наружной и внутренней отделки. Кто же в действительности строил пирамиды?
Две тысячи лет спустя после постройки великих пирамид греческому историку Геродоту рассказывали про то, как фараоны Хеопс и Хефрен заставляли весь народ поочерёдно трудиться над сооружением пирамид: одни-де тащили камень из заречных каменоломен к реке, другие — от реки на нагорье, где воздвигались пирамиды. Насколько эти рассказы неточны, видно хотя бы по тому, что на самом деле пирамиды построены совсем не из заречного, а из местного известняка, добывавшегося тут же. Из-за реки доставлялся лишь белый высококачественный известняк для наружной и внутренней отделки. Кто же в действительности строил пирамиды?
Начало упадка Древнего царства
Неизвестно, почему и как власть перешла от V династии к VI—внешне мало что изменилось. Цари строили попрежнему представительные, но не слишком большие пирамиды (около Саккары), а гробницы высшей столичной знати никогда ещё не были так великолепны: в одном таком надмогильном дворце из камня иной раз могло быть свыше трёх десятков помещений.
Но вскоре стала отчётливо обозначаться новая сила в лице приобретающей всё большее влияние местной, не столичной знати. Рост её значения при VI династии заметен прежде всего по многочисленности гробниц, высеченных в скалах на протяжении всего Верхнего Египта различными его областными правителями. При IV и отчасти при V династии, как мы уже говорили, царь свободно распоряжался их должностями, теперь же в областях прочно сидят свои наследственные роды правителей; через отдельных своих представителей они роднятся с царствующей династией и занимают высшие должности, вплоть до верховного сановника. Если при IV династии, в дни наивысшей силы царской власти, преобладание среди знати принадлежало царской родне, а при V династии стало заметно господство вообще столичной знати, то при VI династии преобладание начинает переходить к местной знати.
У нас нет данных, которые говорили бы об усилении местной знати в Дельте, и дело, вероятно, не только в малочисленности дошедших оттуда памятников. Рядом с Дельтой, в том же Нижнем Египте, лежал город Мемфис, где находилось правительство и сосредоточивалась столичная знать. Напротив, Верхний Египет в значительной степени был для столицы страной на отлёте. Благополучие его знати зиждилось не на разбросанных повсюду угодьях, как-у столичных вельмож, а на владениях в тех областях, которыми местные правители — номархи — сами управляли. В развитии своих местных хозяйств они были кровно заинтересованы.
Неизвестно, почему и как власть перешла от V династии к VI—внешне мало что изменилось. Цари строили попрежнему представительные, но не слишком большие пирамиды (около Саккары), а гробницы высшей столичной знати никогда ещё не были так великолепны: в одном таком надмогильном дворце из камня иной раз могло быть свыше трёх десятков помещений.
Но вскоре стала отчётливо обозначаться новая сила в лице приобретающей всё большее влияние местной, не столичной знати. Рост её значения при VI династии заметен прежде всего по многочисленности гробниц, высеченных в скалах на протяжении всего Верхнего Египта различными его областными правителями. При IV и отчасти при V династии, как мы уже говорили, царь свободно распоряжался их должностями, теперь же в областях прочно сидят свои наследственные роды правителей; через отдельных своих представителей они роднятся с царствующей династией и занимают высшие должности, вплоть до верховного сановника. Если при IV династии, в дни наивысшей силы царской власти, преобладание среди знати принадлежало царской родне, а при V династии стало заметно господство вообще столичной знати, то при VI династии преобладание начинает переходить к местной знати.
У нас нет данных, которые говорили бы об усилении местной знати в Дельте, и дело, вероятно, не только в малочисленности дошедших оттуда памятников. Рядом с Дельтой, в том же Нижнем Египте, лежал город Мемфис, где находилось правительство и сосредоточивалась столичная знать. Напротив, Верхний Египет в значительной степени был для столицы страной на отлёте. Благополучие его знати зиждилось не на разбросанных повсюду угодьях, как-у столичных вельмож, а на владениях в тех областях, которыми местные правители — номархи — сами управляли. В развитии своих местных хозяйств они были кровно заинтересованы.
Начало строительства пирамид
Начало Древнего царства принято считать со времени династии, в период царствования которой имел место стремительный подъём каменного строительства. Начинается этот подъём с возведения ступенчатой пирамиды царя Джесера, высота которой достигала 60 м, и строительства окружавших её поминальных сооружений (у нынешнего селения Саккары, к югу от Каира). В этих каменных громадах, с которыми даже отдалённо не могли сравниться сооружения предшествующей династии, запечатлелся рост могущества фараонов, явившийся в значительной мере результатом полного объединения страны. И долгие тысячелетия спустя предание отчётливо хранило память о времени Джесера.
После Джесера история III династии неожиданно погружается для нас в густой мрак. Если и можно приписать ту или иную законченную или незаконченную пирамиду отдельным властителям, то самое число и последовательность их царствований остаются неясными.
Внезапно мрак рассеивается с началом IV династии. От первого же её царя Снефру остались две громадные пирамиды, в 100 м и 99 м вышиной (подле нынешней деревни Дахшур, к югу от Саккары).
Внутреннему упрочению фараоновского государства сопутствовало расширение его захватнической деятельности. Мы знаем о большом походе Снефру в Эфиопию, сопровождавшемся уводом 7 тыс. пленных и 200 тыс. голов скота, о пленении 1 100 ливийцев и захвате их скота, о привозе по морю финикийского леса. Ко времени правления Снефру восходят и древнейшие из известных нам обстоятельных летописных записей по годам.
Начало Древнего царства принято считать со времени династии, в период царствования которой имел место стремительный подъём каменного строительства. Начинается этот подъём с возведения ступенчатой пирамиды царя Джесера, высота которой достигала 60 м, и строительства окружавших её поминальных сооружений (у нынешнего селения Саккары, к югу от Каира). В этих каменных громадах, с которыми даже отдалённо не могли сравниться сооружения предшествующей династии, запечатлелся рост могущества фараонов, явившийся в значительной мере результатом полного объединения страны. И долгие тысячелетия спустя предание отчётливо хранило память о времени Джесера.
После Джесера история III династии неожиданно погружается для нас в густой мрак. Если и можно приписать ту или иную законченную или незаконченную пирамиду отдельным властителям, то самое число и последовательность их царствований остаются неясными.
Внезапно мрак рассеивается с началом IV династии. От первого же её царя Снефру остались две громадные пирамиды, в 100 м и 99 м вышиной (подле нынешней деревни Дахшур, к югу от Саккары).
Внутреннему упрочению фараоновского государства сопутствовало расширение его захватнической деятельности. Мы знаем о большом походе Снефру в Эфиопию, сопровождавшемся уводом 7 тыс. пленных и 200 тыс. голов скота, о пленении 1 100 ливийцев и захвате их скота, о привозе по морю финикийского леса. Ко времени правления Снефру восходят и древнейшие из известных нам обстоятельных летописных записей по годам.
Египет в период распада Древнего царства
К концу Древнего царства всё более заметным становится усиление значения местной, не столичной знати. Усиление номархов при VI династии подтверждается тем, что в этот период растёт строительство их гробниц на местах. Однако в целом при VI династии номархи ещё не представляли собой высшей знати. Отдельные их представители, как, например, породнившиеся с VI династией владетели верхнеегипетского нома Тина, могли достигать значительного влияния в стране, но достаточно сравнить небольшие, высеченные в скалах и нередко скудно отделанные гробницы верхнеегипетских номархов с громадными, сложенными из тёсаных камней и покрытыми рельефами и надписями гробницами столичных вельмож, чтобы убедиться в различии общественного положения их владельцев.
К концу Древнего царства всё более заметным становится усиление значения местной, не столичной знати. Усиление номархов при VI династии подтверждается тем, что в этот период растёт строительство их гробниц на местах. Однако в целом при VI династии номархи ещё не представляли собой высшей знати. Отдельные их представители, как, например, породнившиеся с VI династией владетели верхнеегипетского нома Тина, могли достигать значительного влияния в стране, но достаточно сравнить небольшие, высеченные в скалах и нередко скудно отделанные гробницы верхнеегипетских номархов с громадными, сложенными из тёсаных камней и покрытыми рельефами и надписями гробницами столичных вельмож, чтобы убедиться в различии общественного положения их владельцев.
V династия
Новая, V династия, с материнской стороны прямое продолжение IV, в лице своего основателя Усеркафа только до некоторой степени могла восстановить прежние порядки. Пирамиды V династии (около соседних селений Абусир и Саккара) — всего лишь бледное подобие пирамид Гизэ. Самая большая из пирамид не достигала и половины вышины пирамиды Хеопса. И если большинство царей V династии строило богу Солнца каждый по особому храму, в котором имелся громадный идол - каменный обелиск в глубине двора, то это не требовало столь большого напряжения сил народа, как сооружение пирамид.
Но если строительство пирамид пошло на убыль, то строительство гробниц знати продолжало развиваться. Из сплошных каменных сооружений, так называемых «масаба», не расчленённых внутри, развились целые каменные дворцы, сохранявшие лишь наружно прежний облик «завалинок»; эти гробницы-дворцы имели множество помещений внутри, стены которых были испещрены резными изображениями и надписями.
Владычество знати всё более утверждалось. Постепенно V династия была принуждена отказаться от того, чтобы в руках царствующего дома сосредоточивались важнейшие государственные должности. При ней должность главного судьи и верховного сановника перестала быть достоянием царевичей, и ею стали владеть другие представители знати, возможно даже представители одного и того же знатного, но не царского рода.
Время V династии было золотым веком для столичных вельмож; сила царской власти, необходимая для знати, сочеталась с возросшим значением и благоденствием знатных семей.
Государство V династии с большой воинственностью поддерживало свои притязания на Синайском полуострове. От последнего царя династии - Униса - сохранилось изображение ожесточённой схватки египтян с азиатами. Второй представитель династии, Сахура, изобразил в своём поминальном храме не только прибытие судов с многочисленными пленными азиатами, но и пленённых ливийцев, а также захваченные у них стада. При том же царе мы впервые слышим о доставке из Южного Красноморья (так называемой страны Пунт) больших количеств благовонной смолы, золота и других ценностей. Путешествие на далёкий юг предпринималось и при предпоследнем царе этой династии - Джедкара.
Новая, V династия, с материнской стороны прямое продолжение IV, в лице своего основателя Усеркафа только до некоторой степени могла восстановить прежние порядки. Пирамиды V династии (около соседних селений Абусир и Саккара) — всего лишь бледное подобие пирамид Гизэ. Самая большая из пирамид не достигала и половины вышины пирамиды Хеопса. И если большинство царей V династии строило богу Солнца каждый по особому храму, в котором имелся громадный идол - каменный обелиск в глубине двора, то это не требовало столь большого напряжения сил народа, как сооружение пирамид.
Но если строительство пирамид пошло на убыль, то строительство гробниц знати продолжало развиваться. Из сплошных каменных сооружений, так называемых «масаба», не расчленённых внутри, развились целые каменные дворцы, сохранявшие лишь наружно прежний облик «завалинок»; эти гробницы-дворцы имели множество помещений внутри, стены которых были испещрены резными изображениями и надписями.
Владычество знати всё более утверждалось. Постепенно V династия была принуждена отказаться от того, чтобы в руках царствующего дома сосредоточивались важнейшие государственные должности. При ней должность главного судьи и верховного сановника перестала быть достоянием царевичей, и ею стали владеть другие представители знати, возможно даже представители одного и того же знатного, но не царского рода.
Время V династии было золотым веком для столичных вельмож; сила царской власти, необходимая для знати, сочеталась с возросшим значением и благоденствием знатных семей.
Государство V династии с большой воинственностью поддерживало свои притязания на Синайском полуострове. От последнего царя династии - Униса - сохранилось изображение ожесточённой схватки египтян с азиатами. Второй представитель династии, Сахура, изобразил в своём поминальном храме не только прибытие судов с многочисленными пленными азиатами, но и пленённых ливийцев, а также захваченные у них стада. При том же царе мы впервые слышим о доставке из Южного Красноморья (так называемой страны Пунт) больших количеств благовонной смолы, золота и других ценностей. Путешествие на далёкий юг предпринималось и при предпоследнем царе этой династии - Джедкара.
Древнее царство
Древнее царство в истории Древнего Египта (28—13 века до н. э., III—VI династии.).Сформировавшаяся к 28 веку до н. э. социальная система Древнего Египта представляла собой четкую пирамиду, на вершине которой стоял царь, обладавший абсолютной властью (законодательной, исполнительной, судебной) и считавшийся богом (воплощением бога Гора, сыном бога Ра). Он был самодержавным владыкой Египта, верховным собственником земли и всего, что на ней обитало и произрастало.
Древнее царство в истории Древнего Египта (28—13 века до н. э., III—VI династии.).Сформировавшаяся к 28 веку до н. э. социальная система Древнего Египта представляла собой четкую пирамиду, на вершине которой стоял царь, обладавший абсолютной властью (законодательной, исполнительной, судебной) и считавшийся богом (воплощением бога Гора, сыном бога Ра). Он был самодержавным владыкой Египта, верховным собственником земли и всего, что на ней обитало и произрастало.
История Древнего Египта
Историю Древнего Египта делят на пять периодов, в течение которых правили 30 династий фараонов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства (III-I тыс. до н.э.). Фараоны считались воплощением верховного бога Хора на земле. Первым фараоном был Менес, объединивший Верхний и Нижний Египет.
В период Древнего царства обожествление фараонов, носивших титул "Сын Солнца", достигло апогея. Символом их величия стало строительство гигантских пирамид — гробниц фараонов.
За периодом строительства пирамид начинается время смут, ослабления власти фараонов, распада Египта на враждующие полусамостоятельные княжества (номы). Во времена Среднего царства страна вновь объединилась, но ее сотрясали восстания рабов и городской бедноты.
Ослабленный восстаниями Египет захватили дикие азиатские племена — гиксосы. Нанеся урон цивилизации, они одновременно познакомили египтян со своей военной техникой: бронзовым оружием и колесницами с лошадьми. Фараоны XVIII династии сумели изгнать гиксосов и создать грандиозную державу, охватывавшую, кроме самого Египта, весь современный Ближний Восток, часть Ливии, Намибию.
В царствование Рамзеса II Египет еще более расширился, а удачливый завоеватель построил новые города, каналы и гигантские храмы. Преемники Рамзеса II воевали много, но неудачно и ослабили страну, ставшую в конце царства добычей иноземных завоевателей.
Первыми в Египет вторглись ливийцы, затем эфиопы и ассирийцы. Последний период независимости Египта кончился в VI веке до н.э. захватом его могущественным Персидским царством. В IV веке до н.э. сама Персия пришла в упадок и вместе с Египтом пала под ударами войск Александра Македонского. Полководец Александра Птолемей получил Египет после распада Македонской державы. Для Египта начался новый период — эллинизм, тесно связанный с историей Древней Греции и Древнего Рима.
Историю Древнего Египта делят на пять периодов, в течение которых правили 30 династий фараонов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства (III-I тыс. до н.э.). Фараоны считались воплощением верховного бога Хора на земле. Первым фараоном был Менес, объединивший Верхний и Нижний Египет.
В период Древнего царства обожествление фараонов, носивших титул "Сын Солнца", достигло апогея. Символом их величия стало строительство гигантских пирамид — гробниц фараонов.
За периодом строительства пирамид начинается время смут, ослабления власти фараонов, распада Египта на враждующие полусамостоятельные княжества (номы). Во времена Среднего царства страна вновь объединилась, но ее сотрясали восстания рабов и городской бедноты.
Ослабленный восстаниями Египет захватили дикие азиатские племена — гиксосы. Нанеся урон цивилизации, они одновременно познакомили египтян со своей военной техникой: бронзовым оружием и колесницами с лошадьми. Фараоны XVIII династии сумели изгнать гиксосов и создать грандиозную державу, охватывавшую, кроме самого Египта, весь современный Ближний Восток, часть Ливии, Намибию.
В царствование Рамзеса II Египет еще более расширился, а удачливый завоеватель построил новые города, каналы и гигантские храмы. Преемники Рамзеса II воевали много, но неудачно и ослабили страну, ставшую в конце царства добычей иноземных завоевателей.
Первыми в Египет вторглись ливийцы, затем эфиопы и ассирийцы. Последний период независимости Египта кончился в VI веке до н.э. захватом его могущественным Персидским царством. В IV веке до н.э. сама Персия пришла в упадок и вместе с Египтом пала под ударами войск Александра Македонского. Полководец Александра Птолемей получил Египет после распада Македонской державы. Для Египта начался новый период — эллинизм, тесно связанный с историей Древней Греции и Древнего Рима.
Загадка Сфинкса
В мифах Древней Греции рассказывается о крылатом полульве с женской головой и грудью. Чудище якобы обитало на скале у греческого города Фивы. Оно любило задавать путникам сложные вопросы. Если человек отвечал правильно, Сфинкс должен был его пропустить. А поскольку таких не находилось, то чудовище убивало всех подряд. Так было до тех пор, пока оно не встретило путешественника Эдипа. Сфинкс спрсил:
- Кто ходит утром на 4-х ногах, в полдень на 2-х, а вечером на 3-х?
- Человек. - Ответил Эдип. - В детстве, которое можно назвать утром жизни, младенец ползает на четвереньках, потом твёрдо стоит на ногах, а на закате жизни ходит с трудом, опираясь на «третью ногу» — палку.
В мифах Древней Греции рассказывается о крылатом полульве с женской головой и грудью. Чудище якобы обитало на скале у греческого города Фивы. Оно любило задавать путникам сложные вопросы. Если человек отвечал правильно, Сфинкс должен был его пропустить. А поскольку таких не находилось, то чудовище убивало всех подряд. Так было до тех пор, пока оно не встретило путешественника Эдипа. Сфинкс спрсил:
- Кто ходит утром на 4-х ногах, в полдень на 2-х, а вечером на 3-х?
- Человек. - Ответил Эдип. - В детстве, которое можно назвать утром жизни, младенец ползает на четвереньках, потом твёрдо стоит на ногах, а на закате жизни ходит с трудом, опираясь на «третью ногу» — палку.
Тавры
Тавры - народ, населявший в древности Таврику (нынешний Крым). Тавры были диким народом, жившим разбоем и войной. Управлял ими царь.
Делились на два племени, северное и южное. Северные тавры были кочевниками, южные — земледельцами, уже несколько затронутыми культурой.
Этническая принадлежность тавров неясна. По одной версии - остатки киммерийцев, хотя сведения об обычаях тавров скорее противоречат этой версии. Существует также версия, что они относились к абхазо-адыгским народам, область распространения которых ещё в Средние века простиралась намного дальше на запад, чем сейчас.
Тавры - народ, населявший в древности Таврику (нынешний Крым). Тавры были диким народом, жившим разбоем и войной. Управлял ими царь.
Делились на два племени, северное и южное. Северные тавры были кочевниками, южные — земледельцами, уже несколько затронутыми культурой.
Этническая принадлежность тавров неясна. По одной версии - остатки киммерийцев, хотя сведения об обычаях тавров скорее противоречат этой версии. Существует также версия, что они относились к абхазо-адыгским народам, область распространения которых ещё в Средние века простиралась намного дальше на запад, чем сейчас.
Древние славяне
Примерно с VI по VIII вв. началась славянская экспансия с территории Прикарпатья, верховий Днестра, а также правобережья среднего Поднепровья, на запад, юг и восток. На запад славяне мигрировали в направлении верховий Вислы, а затем Эльбы, огибая внешние Западные Карпаты (то есть с восточной и северной стороны Карпат). На восток славянские племена распространялись в направление верховий Волги и Оки. На юг славяне двигались в сторону Дуная, затем вдоль него на запад, заселяя местности вдоль притоков Дуная и вторгаясь в пределы Византийской империи. В советское время господствовали версии автохтонности славянских племён на большей части Восточной Европы или Польши, но археологические данные последнего времени указывают на формирование заметного массива славян как части единого этноса в ареале киевской археологической культуры (II—IV вв.).
В то время как западное и восточное направления экспансии славянских племён восстанавливаются по археологическим данным, южное хорошо задокументировано в свидетельствах византийских авторов. Данная статья составлена в основном по эпиграфическим источникам, описывающим именно южных славян.
Хотя славяне вступили в раннее Средневековье уже не монолитным народом, а разделённым на три основные племенные образования прибалтийских (венедов, склавин и антов согласно византийским источникам), в рассматриваемый период происходит раннесредневековое географическое и связанное с этим частично культурное обособление друг от друга западных, восточных и южных славян (по современной классификации). Тогда же начинается становление славянских народностей и государств с их участием — о дальнейшей истории славян см. посвящённые этим государствам статьи:Сарматия, Готия , Гунния, Аварский каганат, Великая Болгария , Хазария, государство Само, Карантания, Великоморавская держава, Русский каганат, Ладого-Новгородская Русь, Киевская Русь, Польша, Сербия, Хорватия и др.
Примерно с VI по VIII вв. началась славянская экспансия с территории Прикарпатья, верховий Днестра, а также правобережья среднего Поднепровья, на запад, юг и восток. На запад славяне мигрировали в направлении верховий Вислы, а затем Эльбы, огибая внешние Западные Карпаты (то есть с восточной и северной стороны Карпат). На восток славянские племена распространялись в направление верховий Волги и Оки. На юг славяне двигались в сторону Дуная, затем вдоль него на запад, заселяя местности вдоль притоков Дуная и вторгаясь в пределы Византийской империи. В советское время господствовали версии автохтонности славянских племён на большей части Восточной Европы или Польши, но археологические данные последнего времени указывают на формирование заметного массива славян как части единого этноса в ареале киевской археологической культуры (II—IV вв.).
В то время как западное и восточное направления экспансии славянских племён восстанавливаются по археологическим данным, южное хорошо задокументировано в свидетельствах византийских авторов. Данная статья составлена в основном по эпиграфическим источникам, описывающим именно южных славян.
Хотя славяне вступили в раннее Средневековье уже не монолитным народом, а разделённым на три основные племенные образования прибалтийских (венедов, склавин и антов согласно византийским источникам), в рассматриваемый период происходит раннесредневековое географическое и связанное с этим частично культурное обособление друг от друга западных, восточных и южных славян (по современной классификации). Тогда же начинается становление славянских народностей и государств с их участием — о дальнейшей истории славян см. посвящённые этим государствам статьи:Сарматия, Готия , Гунния, Аварский каганат, Великая Болгария , Хазария, государство Само, Карантания, Великоморавская держава, Русский каганат, Ладого-Новгородская Русь, Киевская Русь, Польша, Сербия, Хорватия и др.
Великая Пирамида Хеопса (Хуфу)
Великая Пирамида Хеопса (около 2590-2568 годы до н. э.), последнее оставшееся чудо из древнего списка семи чудес света, является фантастическим шедевром инженерного искусства не только благодаря своим гигантским размерам. Считается что Пирамида Хеопса весит 6,3 миллиона тонн и содержит строительного материала больше, чем ушло на сооружение всех соборов, церквей и часовен в Англии!
Сегодня Пирамида Хеопса (Хуфу) состоит из 203 рядов каменной кладки, имеет высоту 138 метров, (первоначально 146,6 метров) и до 13-го столетия имела облицовку из белого полированного известняка. В 13-м столетии землетрясение расшатало некоторые из камней оболочки, и арабы стали использовать облицовку на строительство и восстановление Каирских дворцов и мечетей, включая Мечеть Султана Хасана.
Великая Пирамида Хеопса (около 2590-2568 годы до н. э.), последнее оставшееся чудо из древнего списка семи чудес света, является фантастическим шедевром инженерного искусства не только благодаря своим гигантским размерам. Считается что Пирамида Хеопса весит 6,3 миллиона тонн и содержит строительного материала больше, чем ушло на сооружение всех соборов, церквей и часовен в Англии!
Сегодня Пирамида Хеопса (Хуфу) состоит из 203 рядов каменной кладки, имеет высоту 138 метров, (первоначально 146,6 метров) и до 13-го столетия имела облицовку из белого полированного известняка. В 13-м столетии землетрясение расшатало некоторые из камней оболочки, и арабы стали использовать облицовку на строительство и восстановление Каирских дворцов и мечетей, включая Мечеть Султана Хасана.