Время заселения острова Пасхи

Наука » История » Древние цивилизации » Доколумбовая Америка
Время заселения острова Пасхи
Данные радиоуглеродного анализа, полученные учёными Терри Хантом и Карлом Липо из Калифорнийского государственного университета (США) в ходе исследования восьми образцов древесного угля из Анакены, свидетельствуют о том, что остров Рапа-Нуи был заселён примерно в 1200 г. н. э., что на 400—800 лет позже, чем предполагалось ранее, и всего за 100 лет до того, как на острове стали исчезать деревья[1]. Ранее считалось, что колонизация Рапа-Нуи происходила в 800-1200 гг. н. э., а экологическая катастрофа, которая характеризовалась исчезновением на острове пальмовых деревьев, началась, как минимум, спустя 400 лет после заселения. Однако точка в вопросе колонизации острова ещё не поставлена, и, вполне вероятно, что эта цифра может быть опровергнута.
Остаётся открытым и вопрос о пути заселения острова Пасхи. На протяжении XX века было предложено множество научных гипотез, которые выделяют несколько центров, откуда происходило заселение Рапа-Нуи.

История острова Пасхи

Наука » История » Древние цивилизации » Доколумбовая Америка
История острова Пасхи
История острова Пасхи

Остров Пасхи (или Рапа-Нуи) — один из самых удалённых населённых островов в мире, и во многом благодаря изолированности история Рапа-Нуи носит уникальный характер. Существует множество научных гипотез и догадок относительно времени заселения Рапа-Нуи, расовой принадлежности местных жителей, причины гибели уникальной цивилизации, представители которой сооружали огромные каменные изваяния (моаи) и знали письменность (ронгоронго), которая до сих пор не расшифрована лингвистами. С открытием острова в 1722 году голландским путешественником Якобом Роггевеном и появлением первых католических миссионеров произошли коренные изменения в жизни рапануйцев: были забыты существовавшие в прошлом иерархические отношения, прекращена практика каннибализма. В середине XIX века местные жители стали объектом работорговли, в результате которой погибла бо?льшая часть рапануйцев, а вместе с ними утеряны многие элементы уникальной местной культуры. 9 сентября 1888 года остров был аннексирован Чили. В XX веке Рапа-Нуи стал объектом огромного интереса для научных исследователей, пытавшихся разгадать тайны исчезнувшей рапануйской цивилизации (среди них был норвежский путешественник Тур Хейердал). В это время произошли некоторые улучшения в инфраструктуре острова и качестве жизни рапануйцев. В 1995 году национальный парк «Рапа-Нуи» стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В XXI веке остров продолжает привлекать туристов со всего мира, а туризм стал основным источником доходов для местного населения.

Остров Пасхи

Наука » История » Древние цивилизации » Доколумбовая Америка
Остров Пасхи
Остров Пасхи

Остров Пасхи — один из самых загадочных островов на планете. Его уединённость, загадочная цивилизация, моаи (каменные изваяния), связь как с Полинезией, так и с Южной Америкой рождает новые и новые версии. Легенды гласят, что на острове раньше жило намного больше людей, а сам остров был больше, но опускался постепенно под воду. Расчёты показывают, что для изготовления моаи необходимо большее количество людей, чем остров (в современных пределах) может прокормить. По другим источникам изготовление моаи вполне возможно. Кроме того, на некоторых старых картах около острова Пасхи изображены и другие территории. К примеру, открытие Земли Дэвиса достоверно, но в указанном месте острова нет. Хотя по описанию остров и похож на остров Пасхи, но по размерам он больше.

Основные типы культур Северной Америке

Наука » История » Древние цивилизации » Доколумбовая Америка
Основные типы культур Северной Америке
Основные типы культур Северной Америке
Коренные культуры Северной Америки чрезвычайно разнообразны и не похожи одна на другую. Если вы думаете, что все коренные американцы носили головные уборы из перьев, жили в вигвамах и охотились на бизонов, в промежутках воюя с белыми колонистами, то это очень далеко от истины.
В Северной Америке к моменту колонизации насчитывалось до двенадцати разновидностей культур. Все они достаточно отличались друг от друга способами ведения хозяйства. Внутри культурных типов также существовали различия, связанные с этническим происхождением народов, имевших разное социальное и политические устройство и разные обычаи, связанные с ведением этого самого хозяйства.
Современные коренные американцы являются потомками нескольких волн миграций народов Евразии на континент. Наука на данный момент не располагает точными данными, когда имела место первая из них (предположения варьируют от 12 до 70 тысяч лет назад), но абсолютно уверена на счет последней - 1492 год.

Ольмекская культура

Наука » История » Древние цивилизации » Доколумбовая Америка
Ольмекская культура
Ольмекская культура
Ольмекская культура сложилась и развивалась во влажных низменностях на побережье Мексиканского залива на территории нынешних штатов Веракрус и Табсако. Основную зону ольмекской культуры прорезают текущие в Мексиканский залив реки: Папалоапан на западе, Коацакоалькос в центре и Грихальва на востоке и занимает около 18 тыс. кв. км. Здесь расположены основные ольмекские памятники - Ла-Вента, Сан-Лоренсо, Трес-Сапотес.
Как показали археологические исследования, самые ранние следы обитания в районе Ла-Венты относятся уже к концу III тыс. до н.э. Первые поселенцы освоили экологические зоны речных эстуариев и создали комплексную экономику с использованием земледелия (маис, дававший три урожая в год, бобы, авокадо), морских и речных ресурсов. Первые поселения представляли собой небольшие деревни в орошаемых зонах. В фазу поздний Бари (1400-1150 гг. до н.э.) в этом районе располагалось четыре небольших поселения, а центр области, видимо, располагался в Сан-Андресе. Между 1400 и 1150 гг. до н.э. произошло наводнение, вероятно, затопившее Сан-Андрес, что привело к возвышению Ла-Венты.
В Сан-Лоренсо наиболее ранние слои относятся к фазам Охочи (1500-1350 гг. до н.э.), Бахио (1350-1250 гг. до н.э.) и Чичаррас (1250- 1150 гг. до н.э.). Именно из Сан-Лоренсо происходят первые свидетельства формирования в ольмекском регионе ранних социально-политических структур - вождеств. По определению Роберта Карнейро, вождество это «автономное политическое образование, объединяющее несколько деревень под постоянным контролем верховного вождя».

Территория

Наука » История » Древние цивилизации » Доколумбовая Америка
Территория
В настоящее время территория, на которой происходило развитие цивилизации майя входит в состав государств: Мексика (штаты Чьяпас, Кампече, Юкатан, Кинтана-Роо), Гватемала, Белиз, Сальвадор, Гондурас (западная часть).
Найдено около 1000 городищ культуры майя (на начало 80-х XX века), но не все из них раскопаны или исследованы археологами, а также 3000 поселков.

Система счета у древних майя

Наука » История » Древние цивилизации » Доколумбовая Америка
Система счета у древних майя
Система счёта у майя базировалась не на привычной десятичной системе, а на распространённой в месоамериканских культурах двадцатеричной. Истоки лежат в методе счёта, при котором применялись не только десять пальцев рук, но и десять пальцев ног. При этом существовала структура в виде четырёх блоков по пять цифр, что соответствовало пяти пальцам руки и ноги. Также интересным является тот факт, что у майя существовало обозначение нуля, который схематически был представлен в виде пустой раковины от устрицы или улитки. Обозначение нуля также применялось для обозначения бесконечности. Так как ноль необходим во многих математических операциях, но в то же время в античной Европе был неизвестен, учёные предполагают сегодня, что майя имели высокоразвитую культуру с хорошим уровнем образования.

Религия майя

Наука » История » Древние цивилизации » Доколумбовая Америка
Религия майя
Среди руин городов майя доминируют постройки религиозного характера. Как предполагается, религия вместе со служителями храмов играли в жизни майя ключевую роль. В период с 250 года н. э. до 900-х годов н. э. (классический период развития майя) во главе городов-государств региона стояли правители, которые заключали в себе если не высшую, то по крайней мере очень важную религиозную функцию. Археологические раскопки позволяют говорить о том, что в религиозных ритуалах также принимали участие представители высших слоёв общества.

Письменность и счисление времени у майя

Наука » История » Древние цивилизации » Доколумбовая Америка
Письменность и счисление времени у майя
Исключительными интеллектуальными достижениями доколумбового Нового Света были созданные народом майя системы письма и счисления времени. Иероглифы майя служили как для идеографического, так и для фонетического письма. Их вырезали на камне, рисовали на керамике, ими написаны складные книги на местной бумаге, именуемые кодексами. Эти кодексы являются важнейшим источником для исследования письменности майя. Впервые они были переведены немецким ученым Э.Ферстеманном в 1880-х годах. Фиксация времени стала возможна благодаря сочетанию письменности и основательных астрономических знаний. В дополнение к этому майя использовали «цолкин» или «тоналаматль» — системы счета, основанные на числах 20 и 13. Система цолкин, распространенная в Центральной Америке, очень древняя и не обязательно была изобретена народом майя. У ольмеков и в культуре сапотеков формативной эпохи сходные и достаточно развитые системы счисления времени сложились даже раньше, чем у майя. Однако майя в усовершенствовании числовой системы и астрономических наблюдениях продвинулись гораздо дальше, чем любой другой коренной народ Центральной Америки.

Междоусобицы и войны

Наука » История » Древние цивилизации » Доколумбовая Америка
Междоусобицы и войны
Майя часто воевали друг с другом. Некоторые историки даже видят в этом главную причину упадка классической культуры майя. Войны в цивилизации древних майя велись по многим причинам, служившим политическим, экономическим или религиозным целям. Частой причиной войны служил контроль над конкурирующими городами-государствами, таким образом войны велись с целью сместить с чужого трона конкурирующую династию, посадив на него подконтрольного правителя. В политическом смысле главной была репутация, заработанная в войне правителем-победителем. В экономическом смысле победа над противником давала выход к новым торговым путям, а также часть населения побеждённого города-государства порабощалась. Для религиозных целей победоносная война служила захватом новых людей, которые в будущем приносились на религиозных церемониях в жертву. Примечательно отметить, что войны классического периода не ставили своей задачей захват территории противника и присоединение завоёванных земель к городу-победителю. Таким образом, образования мощного единого государства майя в эпоху классического периода не произошло.

Искусство

Наука » История » Древние цивилизации » Доколумбовая Америка
Искусство
Искусство древних майя достигло своего развития во время классического периода (около 250 года - 900 года н. э.). Настенные фрески в Паленке, Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяют сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира. Поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. К сожалению, многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были либо уничтожены инквизицией, либо временем.

Чичен - Ица

Наука » История » Древние цивилизации » Доколумбовая Америка
Чичен - Ица
Чичен - Ица

Чичен-Ица - политический и культурный центр майя на севере полуострова Юкатан (Мексика).
Основан, вероятно, в VII в. н. э. В X веке был захвачен тольтеками. С середине XI века Чичен-Ица стала столицей тольтекского государства. В 1178 была разгромлена объединенным войском трёх городов-государств - Майяпана, Ушмаля и Ицмаля, которое возглавлял Хунак Кеель. Ко времени испанских завоеваний (середина XVI векa) Чич'ен-Ица представляла собой развалины. На территории Чич'ен-Ицы неоднократно производились раскопки, в результате которых были открыты крупные архитектурные памятники майя-тольтеков: «Храм Кукулькана» — 9-ступенчатая пирамида (высота 24 метра) с широкими лестницами на каждой из сторон; «Храм воинов» на невысокой 4-ступенчатой пирамиде и «Храм ягуаров» (оба с настенными росписями); обсерватория «Караколь»; 7 «стадионов» для игры в мяч; руины 4 колоннад, образующие гигантский прямоугольник («Группа тысячи колонн») и др. Сохранились статуи божеств с характерной стилизацией пластических форм, рельефы, богатые растительной и геометрической орнаментикой, произведения мелкой пластики и художественных ремёсел. В городе был священный колодец глубиной около 50 м, который служил для жертвоприношений.