Кикимора
Кикимора — мифическое существо женского пола, в славянской мифологии.
Существует две версии происхождения кикимор:
• Либо это младенцы, умершие некрещеными, мертворожденные, недоношенными, выкидыши, уродцы без рук и без ног;
• Либо это дети, проклятые своими родителями и потому похищенные нечистой силой.
Народ представляет себе Кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище — тонкое, как соломинка. Кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляются в виде покинутого на пути ребенка. Подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. По сродству с домовыми духами, Кикиморы живут за печкой и порой надоедают хозяевам шумом и возней. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние. Они не носят ни одежды, ни обуви, вечно молоды, малы и неугомонны.
Любимое занятие Кикимор — тканье и пряжа. В ночь под Рождество они треплют и жгут кудель (кудель - это вычесанный и перевязанный пучок льна, пеньки, изготовленный для пряжи), оставленную без молитвы рассеянными пряхами на прялках. В тихие ночи бывает слышно, как они прядут и сучат нитки. Иногда в припадке шаловливости они, подобно домовым, наваливаются на хозяев и душат их по ночам.
Существует поверье, что Кикиморы насылают на хозяев плотники, недовольные или обиженные при расчете за постройку. В лице Кикимор мы имеем остаток какого-то низшего божества древних славян. Вера в них, вероятно, находится в связи с культом душ усопших предков.
Кикимора — мифическое существо женского пола, в славянской мифологии.
Существует две версии происхождения кикимор:
• Либо это младенцы, умершие некрещеными, мертворожденные, недоношенными, выкидыши, уродцы без рук и без ног;
• Либо это дети, проклятые своими родителями и потому похищенные нечистой силой.
Народ представляет себе Кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище — тонкое, как соломинка. Кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляются в виде покинутого на пути ребенка. Подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. По сродству с домовыми духами, Кикиморы живут за печкой и порой надоедают хозяевам шумом и возней. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние. Они не носят ни одежды, ни обуви, вечно молоды, малы и неугомонны.
Любимое занятие Кикимор — тканье и пряжа. В ночь под Рождество они треплют и жгут кудель (кудель - это вычесанный и перевязанный пучок льна, пеньки, изготовленный для пряжи), оставленную без молитвы рассеянными пряхами на прялках. В тихие ночи бывает слышно, как они прядут и сучат нитки. Иногда в припадке шаловливости они, подобно домовым, наваливаются на хозяев и душат их по ночам.
Существует поверье, что Кикиморы насылают на хозяев плотники, недовольные или обиженные при расчете за постройку. В лице Кикимор мы имеем остаток какого-то низшего божества древних славян. Вера в них, вероятно, находится в связи с культом душ усопших предков.
Илья Муромец
Илья Муромец — главный богатырь русского народного эпоса. Он представитель всех русских богатырей и в глазах народа является представителем крестьянского сословия. Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри. Но сила эта не количественна, а качественна, причем силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, бессеребренность, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера.
Илья Муромец — главный богатырь русского народного эпоса. Он представитель всех русских богатырей и в глазах народа является представителем крестьянского сословия. Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри. Но сила эта не количественна, а качественна, причем силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, бессеребренность, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера.
Змей Горыныч
Змей Горыныч (иначе его называли Горынчат, Горынчище, Горынище) — обычный эпитет чудовищного крылатого змея в русских былинах и сказках. Имя Горыныча есть отечественная форма от имени Горыня и указывает на связь змея с горами.
По былинам, Горыныч живет то на Сорочинских горах, то на Тучи-горах, в глубоких пещерах, где хранит разные сокровища и куда уносит похищаемых им девиц и богатырей. Из своего убежища Горыныч летает на бумажных крыльях на святую Русь за добычей. В былинах Горынычу приписывается похищение племянницы князя Владимира Забавы Путятичны, или дочери его Марфиды, или тетки Добрыни, Марьи Дивовны.
По поручению князя Владимира Добрыня едет биться со змеем на Пучай реку (или Израй реку), убивает его после упорного, иногда трехдневного боя и выпускает из его норы похищенную женщину и других полоненных змеем лиц. Сюжет битвы богатыря со змеем или драконом с целью освобождения девицы — один из популярнейших сюжетов в сказаниях разных народов (см. Змей в мифологии); исследования о роли змея в религиозных представлениях и сказаниях народов семитских, индоевропейских, урало-алтайских, а также в верованиях дикарей составляют обширную литературу.
Змей Горыныч (иначе его называли Горынчат, Горынчище, Горынище) — обычный эпитет чудовищного крылатого змея в русских былинах и сказках. Имя Горыныча есть отечественная форма от имени Горыня и указывает на связь змея с горами.
По былинам, Горыныч живет то на Сорочинских горах, то на Тучи-горах, в глубоких пещерах, где хранит разные сокровища и куда уносит похищаемых им девиц и богатырей. Из своего убежища Горыныч летает на бумажных крыльях на святую Русь за добычей. В былинах Горынычу приписывается похищение племянницы князя Владимира Забавы Путятичны, или дочери его Марфиды, или тетки Добрыни, Марьи Дивовны.
По поручению князя Владимира Добрыня едет биться со змеем на Пучай реку (или Израй реку), убивает его после упорного, иногда трехдневного боя и выпускает из его норы похищенную женщину и других полоненных змеем лиц. Сюжет битвы богатыря со змеем или драконом с целью освобождения девицы — один из популярнейших сюжетов в сказаниях разных народов (см. Змей в мифологии); исследования о роли змея в религиозных представлениях и сказаниях народов семитских, индоевропейских, урало-алтайских, а также в верованиях дикарей составляют обширную литературу.
Добрыня Никитич
Добрыня Никитич — наиболее популярный после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса. Преимущественно перед другими он изображается служилым богатырем при князе Владимире.
Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, которая находится в связи с его природным "вежеством". Часто князь накидывает на него службу: собирать дани, отвозить дани, выручать княжую племянницу и прочее. Часто и сам Добрыня вызывается охотой исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Вообще между всеми богатырями Добрыня — лицо самое близкое к князю и его семье, исполняющее их личные поручения и отличающееся не только храбростью, но и дипломатическими способностями. Иногда Добрыня называется князем и племянником Владимира. Он учился читать и писать и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку поверток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поет, играет на гуслях.
Добрыня Никитич — наиболее популярный после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса. Преимущественно перед другими он изображается служилым богатырем при князе Владимире.
Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, которая находится в связи с его природным "вежеством". Часто князь накидывает на него службу: собирать дани, отвозить дани, выручать княжую племянницу и прочее. Часто и сам Добрыня вызывается охотой исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Вообще между всеми богатырями Добрыня — лицо самое близкое к князю и его семье, исполняющее их личные поручения и отличающееся не только храбростью, но и дипломатическими способностями. Иногда Добрыня называется князем и племянником Владимира. Он учился читать и писать и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку поверток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поет, играет на гуслях.
Дажьбог
Дажьбог или Дажьбог — божество славяно-русской мифологии, упоминаемое в начальной летописи 980 года, в Ипатьевской и Новгородской летописях, а так же в пергаментном списке Пролога. Значение имени Даждьбог определяется вставкой из византийского хронографиста Малалы в Ипатьевскую летопись датированную 1114 годом: «И по сем царства сын его (Сварога), именем Солнце, его же наричют Дажьбог...», «Солнце царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бе бо муж силен» и так далее.
Так как в греческом оригинале мы здесь имеем Гелиоса, то солнечный характер Дажьбога, по-видимому, вне сомнения. Есть и другие указания на его родственные отношения: в Слове Христолюбца сказано о русских язычниках: «И огневи молятся, зовут его Сварожичем». В «Слове о полку Игореве» русские два раза называются внуками Дажбога.
В Дажьбоге Ягич видит сложение повелительного наклонения от глагола «дати» и существительного «бог», следовательно, Даждьбог значит «бог дающий» или «бог податель», что вполне подходит к богу солнца.
Некоторое сомнение является относительно подлинности Дажьбога как отдельного божества:
• Семаргл и Мокошь, рядом с которыми Дажьбог стоит в начальной летописи, более чем подозрительны;
• Ягич не без некоторого основания заподозрил и отца Дажьбога, самого Сварога;
• Хорс, от имени которого Дажьбог в начале летописи не отделен союзом «и», тоже есть солнечный бог, как это видно и из «Слова о полку Игореве».
Дажьбог, может быть, не что иное, как эпитет, который позднее становится синонимом. Предполагалось также, что Д. не встречается у южных славян. Последнее обстоятельство в связи с неудовлетворительностью славянской этимологии имени заставило Гедеонова, а за ним и Фаминцына, производить его с севера. Гедеонов ведет его от вендов из земли Оботритов, а Фаминцын считает его прямо скандинавским божеством (хотя скандинавская мифология такого не знает), усвоенным русскими славянами от их варяжских князей. Ягич указал, однако, сагу, свидетельствующую, что Дажьбог под именем «Дабог» был известен у южных славян и пользовался таким уважением, что под влиянием известной дуалистической ереси обратился в сатану и стал врагом Господа и владетелем земли; только Сын Божий победил его и лишил этой власти. Это очень важное свидетельство в пользу Дажьбог, который до указания новых данных остается одним из наименее сомнительных божеств наших языческих предков.
Дажьбог или Дажьбог — божество славяно-русской мифологии, упоминаемое в начальной летописи 980 года, в Ипатьевской и Новгородской летописях, а так же в пергаментном списке Пролога. Значение имени Даждьбог определяется вставкой из византийского хронографиста Малалы в Ипатьевскую летопись датированную 1114 годом: «И по сем царства сын его (Сварога), именем Солнце, его же наричют Дажьбог...», «Солнце царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бе бо муж силен» и так далее.
Так как в греческом оригинале мы здесь имеем Гелиоса, то солнечный характер Дажьбога, по-видимому, вне сомнения. Есть и другие указания на его родственные отношения: в Слове Христолюбца сказано о русских язычниках: «И огневи молятся, зовут его Сварожичем». В «Слове о полку Игореве» русские два раза называются внуками Дажбога.
В Дажьбоге Ягич видит сложение повелительного наклонения от глагола «дати» и существительного «бог», следовательно, Даждьбог значит «бог дающий» или «бог податель», что вполне подходит к богу солнца.
Некоторое сомнение является относительно подлинности Дажьбога как отдельного божества:
• Семаргл и Мокошь, рядом с которыми Дажьбог стоит в начальной летописи, более чем подозрительны;
• Ягич не без некоторого основания заподозрил и отца Дажьбога, самого Сварога;
• Хорс, от имени которого Дажьбог в начале летописи не отделен союзом «и», тоже есть солнечный бог, как это видно и из «Слова о полку Игореве».
Дажьбог, может быть, не что иное, как эпитет, который позднее становится синонимом. Предполагалось также, что Д. не встречается у южных славян. Последнее обстоятельство в связи с неудовлетворительностью славянской этимологии имени заставило Гедеонова, а за ним и Фаминцына, производить его с севера. Гедеонов ведет его от вендов из земли Оботритов, а Фаминцын считает его прямо скандинавским божеством (хотя скандинавская мифология такого не знает), усвоенным русскими славянами от их варяжских князей. Ягич указал, однако, сагу, свидетельствующую, что Дажьбог под именем «Дабог» был известен у южных славян и пользовался таким уважением, что под влиянием известной дуалистической ереси обратился в сатану и стал врагом Господа и владетелем земли; только Сын Божий победил его и лишил этой власти. Это очень важное свидетельство в пользу Дажьбог, который до указания новых данных остается одним из наименее сомнительных божеств наших языческих предков.
Волх Всеславьевич
Волх Всеславьевич (или Вольга Святославович) — знаменитый богатырь русских былин, сын змея и княжны Марфы Всеславьевны. Уже само его имя Вольга, то есть Волхв, указывает на мифический его характер, хотя другое имя Вольга напоминает исторического Олега.
В личности Волха смешаны мифологические элементы с историческими: само рождение Волха от мифического отца, содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда Волх увидел свет, указывают на него, как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы. С этим гармонирует и то, что он растет не по дням, а по часам, что в скором времени он становится могучим богатырем, знающим не только искусство бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.
Напротив того, та часть былин о Волхе, где он является победителем дальнего индейского царства или земли Турец-салтана, сильно напоминает поход Олега в Царьград. Главная былина о Волхе состоит из этих двух частей. Но он еще появляется и в других былинах, посвященных другим богатырям, особенно же отведено много места описанию его встречи с Микулой Селяниновичем.
Волх Всеславьевич (или Вольга Святославович) — знаменитый богатырь русских былин, сын змея и княжны Марфы Всеславьевны. Уже само его имя Вольга, то есть Волхв, указывает на мифический его характер, хотя другое имя Вольга напоминает исторического Олега.
В личности Волха смешаны мифологические элементы с историческими: само рождение Волха от мифического отца, содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда Волх увидел свет, указывают на него, как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы. С этим гармонирует и то, что он растет не по дням, а по часам, что в скором времени он становится могучим богатырем, знающим не только искусство бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.
Напротив того, та часть былин о Волхе, где он является победителем дальнего индейского царства или земли Турец-салтана, сильно напоминает поход Олега в Царьград. Главная былина о Волхе состоит из этих двух частей. Но он еще появляется и в других былинах, посвященных другим богатырям, особенно же отведено много места описанию его встречи с Микулой Селяниновичем.
Водяной и русалки
Водяной, водовик или водяник, водяной дедушка, водяной черт, - мифологическое существо, которое живет на больших реках, озерах и болотах, в тростниках и в осоке, иногда плавает на чурбане или на корчаге; водится в омутах и в особенности возле мельниц. Это нагой старик, весь в тине, похожий обычаями своими на лешего, но он не оброс шерстью, не так назойлив и нередко даже с ним бранится.
Он ныряет и может жить в воде по целым дням, а на берег выходит только по ночам. Впрочем, водяной также не везде известен. Он живет с русалками, даже считается их хозяином, тогда как леший всегда живет одиноко и кроме какого-нибудь оборотня, никого из собратов около себя не терпит. О водяном трудно собрать подробные сведения; люди по большей части только знают, что есть где-то и водяные, но где - неизвестно.
Водяной, водовик или водяник, водяной дедушка, водяной черт, - мифологическое существо, которое живет на больших реках, озерах и болотах, в тростниках и в осоке, иногда плавает на чурбане или на корчаге; водится в омутах и в особенности возле мельниц. Это нагой старик, весь в тине, похожий обычаями своими на лешего, но он не оброс шерстью, не так назойлив и нередко даже с ним бранится.
Он ныряет и может жить в воде по целым дням, а на берег выходит только по ночам. Впрочем, водяной также не везде известен. Он живет с русалками, даже считается их хозяином, тогда как леший всегда живет одиноко и кроме какого-нибудь оборотня, никого из собратов около себя не терпит. О водяном трудно собрать подробные сведения; люди по большей части только знают, что есть где-то и водяные, но где - неизвестно.
Вит
Вит (иначе называется Ругиевит или Руевит) — славянское божество на острове Ругии, Руе или Ране.
Из ругийских божеств самым популярным был Святовит, почитавшийся в Арконе, куда на поклонение стекалось множество народа со всех концов славянской земли. В другой местности, Карентии, Вит имел свой храм. Первый, по всей вероятности, был мирным богом хлебопашцев, второй соответствует греческому Аресу и латинскому Марсу.
По описаниям летописцев, истукан Вита в карентском храме представлял собой необыкновенно высокую, неуклюжую, из дубовой колоды фигуру с семью головами, покрытыми одной шляпой или чем-то в этом роде. За поясом заткнуто было семь мечей, восьмой же был прибит гвоздями к правой руке. В дуплах фигуры гнездились ласточки. По преданию, в 1148 году Карентия сдалась датскому королю Вальдемару, и тогда статуя Вита вместе с другими идолами была сожжена.
Вит (иначе называется Ругиевит или Руевит) — славянское божество на острове Ругии, Руе или Ране.
Из ругийских божеств самым популярным был Святовит, почитавшийся в Арконе, куда на поклонение стекалось множество народа со всех концов славянской земли. В другой местности, Карентии, Вит имел свой храм. Первый, по всей вероятности, был мирным богом хлебопашцев, второй соответствует греческому Аресу и латинскому Марсу.
По описаниям летописцев, истукан Вита в карентском храме представлял собой необыкновенно высокую, неуклюжую, из дубовой колоды фигуру с семью головами, покрытыми одной шляпой или чем-то в этом роде. За поясом заткнуто было семь мечей, восьмой же был прибит гвоздями к правой руке. В дуплах фигуры гнездились ласточки. По преданию, в 1148 году Карентия сдалась датскому королю Вальдемару, и тогда статуя Вита вместе с другими идолами была сожжена.
Вий
Вий — в малорусской (то есть, украинской) демонологии грозный старик с огромными бровями и веками, которые свисают до самой земли.
Вий не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором. Взглядом своим Вий убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни. А.Н. Афанасьев видит в Вие отражение древнего и могучего божества славян, именно бога-громовника. Известна обработка предания о Вие Н. В. Гоголем.
Вий — в малорусской (то есть, украинской) демонологии грозный старик с огромными бровями и веками, которые свисают до самой земли.
Вий не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором. Взглядом своим Вий убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни. А.Н. Афанасьев видит в Вие отражение древнего и могучего божества славян, именно бога-громовника. Известна обработка предания о Вие Н. В. Гоголем.
Велес
Велес или Волос — древнеславянское божество. А.Н. Афанасьев считает его божеством туч, облаков, небесных стад, а затем и земных стад, скотоводства. Кроме того, Велес, вероятно, был и богом плодородия, как это доказывает южнорусский обычай жнецов завязывать в начале или в конце жатвы пук не срезанных колосьев, что называется "завязывать бороду Волосу". При этом жнецы поют разнообразные обрядовые песни.
В «Слове о Полку Игореве» Боян назван Велесовым внуком, что как бы указывает еще на его значение, как на славянского Аполлона. Принятие Христианства не помешало народу удержать понятие об особенном покровителе рогатого скота, но имя его заменилось теперь именами Иисуса Христа, Ильи, Николы и, наконец, Власия. Последнее произошло только благодаря случайному совпадению звуков.
Буслаев в своих "Очерках" говорит, что общеславянской эпохой была эпоха Сварога, названного у восточных славян Дажьбогом, а затем следует заключительная чисто русская эпоха Перуна и Велеса. Существуют, однако, факты, противоречащие категоричности этого утверждения: так, Афанасьев приводит факт, что в Боснии существует гора Велес, a в одной словацкой колядке, слово «велес» употреблено в значении пастуха, а именно: «пасли овцы велесы при бетлемском шаласе».
Велес или Волос — древнеславянское божество. А.Н. Афанасьев считает его божеством туч, облаков, небесных стад, а затем и земных стад, скотоводства. Кроме того, Велес, вероятно, был и богом плодородия, как это доказывает южнорусский обычай жнецов завязывать в начале или в конце жатвы пук не срезанных колосьев, что называется "завязывать бороду Волосу". При этом жнецы поют разнообразные обрядовые песни.
В «Слове о Полку Игореве» Боян назван Велесовым внуком, что как бы указывает еще на его значение, как на славянского Аполлона. Принятие Христианства не помешало народу удержать понятие об особенном покровителе рогатого скота, но имя его заменилось теперь именами Иисуса Христа, Ильи, Николы и, наконец, Власия. Последнее произошло только благодаря случайному совпадению звуков.
Буслаев в своих "Очерках" говорит, что общеславянской эпохой была эпоха Сварога, названного у восточных славян Дажьбогом, а затем следует заключительная чисто русская эпоха Перуна и Велеса. Существуют, однако, факты, противоречащие категоричности этого утверждения: так, Афанасьев приводит факт, что в Боснии существует гора Велес, a в одной словацкой колядке, слово «велес» употреблено в значении пастуха, а именно: «пасли овцы велесы при бетлемском шаласе».
Ведьма
Ведьма известна всякому, хотя она и водится, собственно, на Украине, а Лысая гора, под Киевом, служит сборищем всех ведьм, кои тут по ночам отправляют свой шабаш. Ведьма тем разнится от всех предыдущих баснословных лиц, что она живет между людьми и, ничем не отличаясь днем от обыкновенных баб или старых девок, кроме небольшого хвостика, ночью расчесывает волосы, надевает белую рубашку, и в этом наряде, верхом на помеле, венике или ухвате, отправляется через трубу на вольный свет, либо по воздуху, либо до Лысой горы, либо доить или портить чужих коров, портить молодцов, девок и прочее.
Ведьма известна всякому, хотя она и водится, собственно, на Украине, а Лысая гора, под Киевом, служит сборищем всех ведьм, кои тут по ночам отправляют свой шабаш. Ведьма тем разнится от всех предыдущих баснословных лиц, что она живет между людьми и, ничем не отличаясь днем от обыкновенных баб или старых девок, кроме небольшого хвостика, ночью расчесывает волосы, надевает белую рубашку, и в этом наряде, верхом на помеле, венике или ухвате, отправляется через трубу на вольный свет, либо по воздуху, либо до Лысой горы, либо доить или портить чужих коров, портить молодцов, девок и прочее.
Белун
Белун — мифическое доброе существо в верованиях малорусского народа (то есть украинцев).
А.Н. Афанасьев в "Поэтических воззрениях русского народа" сопоставляет Белуна с западнославянским Белбогом: в обоих случаях характер мифической личности один и тот же. Разница только в том, что Белбог является, так сказать, объединением всех добрых божеств, и таким образом единственным или высшим богом, славянским Иеговой или Зевсом, между тем как малорусский Белун представляется олицетворением счастливого случая. Таким образом, хронологически Белун гораздо старше Белбога.
Белун представляется в виде старца с длинной белой бородой, в белой одежде, с посохом в руке. Его деятельность проявляется в двух направлениях: он днем показывает дорогу заблудившимся путешественникам, и прячется во время жатвы в хлеб, откуда выходит к тому или другому жнецу и просит платком утереть ему нос. Если жнец это сделает, тогда Белун дает ему обильные подарки. О Белуне сложились следующие пословицы: "темно в лесу без Белуна" и "мусить посябриуся с Белуном". Вторая пословица показывает, что Белун в глазах народа представляет теперь полное олицетворение счастья вообще.
Белун — мифическое доброе существо в верованиях малорусского народа (то есть украинцев).
А.Н. Афанасьев в "Поэтических воззрениях русского народа" сопоставляет Белуна с западнославянским Белбогом: в обоих случаях характер мифической личности один и тот же. Разница только в том, что Белбог является, так сказать, объединением всех добрых божеств, и таким образом единственным или высшим богом, славянским Иеговой или Зевсом, между тем как малорусский Белун представляется олицетворением счастливого случая. Таким образом, хронологически Белун гораздо старше Белбога.
Белун представляется в виде старца с длинной белой бородой, в белой одежде, с посохом в руке. Его деятельность проявляется в двух направлениях: он днем показывает дорогу заблудившимся путешественникам, и прячется во время жатвы в хлеб, откуда выходит к тому или другому жнецу и просит платком утереть ему нос. Если жнец это сделает, тогда Белун дает ему обильные подарки. О Белуне сложились следующие пословицы: "темно в лесу без Белуна" и "мусить посябриуся с Белуном". Вторая пословица показывает, что Белун в глазах народа представляет теперь полное олицетворение счастья вообще.