Боги древнего Египта
Первоначально египетская религия представляла собой комплекс идей и представлений, общих всему народу, но принявших в различных областях различные формы. Еще в доисторическое время в разных религиозных центрах жрецы стали делать попытки построения богословских систем, с целью объединения народных представлений.
Наиболее замечательной была система илиопольских жрецов. Здесь признавался творцом вселенной бог солнца, под именем Тума и Ра. Его поставили во главе системы и признали божества соседних местностей его детьми и творениями. От него производили, например, Шу и его женское дополнение Тефнут — богов, олицетворявших небо и влагу, и, в свою очередь, давших жизнь другой паре богов — Кебу и Нут. Отсюда начиналась полная космогония, с циклом мифов.
По древнему общеег
Первоначально египетская религия представляла собой комплекс идей и представлений, общих всему народу, но принявших в различных областях различные формы. Еще в доисторическое время в разных религиозных центрах жрецы стали делать попытки построения богословских систем, с целью объединения народных представлений.
Наиболее замечательной была система илиопольских жрецов. Здесь признавался творцом вселенной бог солнца, под именем Тума и Ра. Его поставили во главе системы и признали божества соседних местностей его детьми и творениями. От него производили, например, Шу и его женское дополнение Тефнут — богов, олицетворявших небо и влагу, и, в свою очередь, давших жизнь другой паре богов — Кебу и Нут. Отсюда начиналась полная космогония, с циклом мифов.
По древнему общеег
Верования скандинавских народов
Скандинавская мифология представляет самостоятельно и богато развившуюся ветвь германской мифологии, которая, в свою очередь, в основных чертах восходит к праиндоевропейской.
Скандинавская мифология оформилась в дошедшем до настоящего времени виде в эпоху викингов – в 9-10 веках. Мифы в то время исполняли придворные певцы-скальды, которые создавали образы новых божеств, изменяли уже существовавшие мифологические представления древних скандинавов. Дело в том, что по мере распространения христианской религии на севере Европы старые верования видоизменялись и утрачивались. Скандинавские мифы были бы утрачены, если бы не Снорри Стурлусон, живший в 13 веке не привел их в систему и не создал Младшую Эдду, которая является учебником мифологии для скандинавских народов.
Влияние других мифологий на мифы скандинавов было настолько велико, что здесь 12 высших божеств, как и в древнегреческой мифологии. Кроме этого, сильно влияние христианства на мифологию скандинавов: история Бальдра отражает в себе историю Христа в связи с преданием о смерти Ахилла; бог Локи — не что иное как средневековый Люцифер, перенявший крылатые сандалии от Меркурия; на Tope отразились некоторые предания о Геракле; космогонические мифы, выразившиеся в Вещании Вёльвы (Вёлоспо, первой песне Старшей Эдды), сложились в позднюю пору из элементов, сохраняющих черты вавилонской космологии и т.д.
Иными словами, скандинавские мифы в чистом первоначальном виде до нашего времени практически не дошли. Скандинавская мифология в своей массе представляет позднейшие литературные обработки древнейших мифов под влиянием культур и религий разных народов и прежде всего римлян.
Лучше всего скандинавская мифология сохранилась в германском фольклоре. Но и здесь не обошлось без инородного влияния. Четко выделяются лишь 4 древнейших божества: бог неба и света Tiwaz (сканд. Туr, нем. Zîo), бог грозы Thonaraz (сканд. Thòrr, нем. Donar), бог ветра Wôdanaz (сканд. Odhinn, нем. Wuotan), богиня земли и плодородия Frîja (сканд. Frigg, нем. Frîja).
Скандинавская мифология представляет самостоятельно и богато развившуюся ветвь германской мифологии, которая, в свою очередь, в основных чертах восходит к праиндоевропейской.
Скандинавская мифология оформилась в дошедшем до настоящего времени виде в эпоху викингов – в 9-10 веках. Мифы в то время исполняли придворные певцы-скальды, которые создавали образы новых божеств, изменяли уже существовавшие мифологические представления древних скандинавов. Дело в том, что по мере распространения христианской религии на севере Европы старые верования видоизменялись и утрачивались. Скандинавские мифы были бы утрачены, если бы не Снорри Стурлусон, живший в 13 веке не привел их в систему и не создал Младшую Эдду, которая является учебником мифологии для скандинавских народов.
Влияние других мифологий на мифы скандинавов было настолько велико, что здесь 12 высших божеств, как и в древнегреческой мифологии. Кроме этого, сильно влияние христианства на мифологию скандинавов: история Бальдра отражает в себе историю Христа в связи с преданием о смерти Ахилла; бог Локи — не что иное как средневековый Люцифер, перенявший крылатые сандалии от Меркурия; на Tope отразились некоторые предания о Геракле; космогонические мифы, выразившиеся в Вещании Вёльвы (Вёлоспо, первой песне Старшей Эдды), сложились в позднюю пору из элементов, сохраняющих черты вавилонской космологии и т.д.
Иными словами, скандинавские мифы в чистом первоначальном виде до нашего времени практически не дошли. Скандинавская мифология в своей массе представляет позднейшие литературные обработки древнейших мифов под влиянием культур и религий разных народов и прежде всего римлян.
Лучше всего скандинавская мифология сохранилась в германском фольклоре. Но и здесь не обошлось без инородного влияния. Четко выделяются лишь 4 древнейших божества: бог неба и света Tiwaz (сканд. Туr, нем. Zîo), бог грозы Thonaraz (сканд. Thòrr, нем. Donar), бог ветра Wôdanaz (сканд. Odhinn, нем. Wuotan), богиня земли и плодородия Frîja (сканд. Frigg, нем. Frîja).
Миф глазами древних славян
Религия и мифология славян слагалась из обоготворения сил природы и культа предков. Единым высшим богом, "творцом молнии", у славян был Перун. Понятие о боге-громовнике сливалось у славян с понятием неба вообще (именно — движущегося, облачного неба), олицетворение которого некоторые ученые видят в Свароге. Другие вышние боги считались сыновьями Сварога — Сварожичами. Такими богами были солнце и огонь.
Солнце обоготворялось под названием Дажбога, а также Хорса. Хранитель стад, бог домашенего скота Велес или Волос первоначально тоже был солнечным богом. Все эти названия вышнего бога очень древни и употреблялись всеми славянами.
Общеславянские представления о высшем боге получили у отдельных славянских племен дальнейшую разработку, новые, более определенные и более причудливые формы. Так, у балтийских славян высшим богом считался Святовит. В городах Щетине и Волине этого же бога называли Триглав. В городе Ретре его имя Радегост, а в чешских и польских преданиях он фигурирует под именем Крока или Крака.
Религия и мифология славян слагалась из обоготворения сил природы и культа предков. Единым высшим богом, "творцом молнии", у славян был Перун. Понятие о боге-громовнике сливалось у славян с понятием неба вообще (именно — движущегося, облачного неба), олицетворение которого некоторые ученые видят в Свароге. Другие вышние боги считались сыновьями Сварога — Сварожичами. Такими богами были солнце и огонь.
Солнце обоготворялось под названием Дажбога, а также Хорса. Хранитель стад, бог домашенего скота Велес или Волос первоначально тоже был солнечным богом. Все эти названия вышнего бога очень древни и употреблялись всеми славянами.
Общеславянские представления о высшем боге получили у отдельных славянских племен дальнейшую разработку, новые, более определенные и более причудливые формы. Так, у балтийских славян высшим богом считался Святовит. В городах Щетине и Волине этого же бога называли Триглав. В городе Ретре его имя Радегост, а в чешских и польских преданиях он фигурирует под именем Крока или Крака.
Античные божества и герои
Древнегреческая и древнеримская мифология основана на вере человека в то, что окружающая его природа одушевлена и одухотворена. Древние греки и древние римляне боялись богов, боялись всего, что касалось загробного мира. Этим страхом объясняется повсеместное поклонение богам, приношение многочисленных жертв, стремление заслужить покровительство и расположение богов.
Древние эллины создали богов, пытаясь объяснить мир природы, рождение и смерть человека. Античные боги были созданы человеком по его образу и подобию. Боги были похожи на людей практически во всем: они жили на горе Олимп, у них были семьи, они, как и люди, были добрыми и злыми, завистливыми и жадными, влюблялись и ревновали. Мир богов отражал все взаимоотношения, которые были в мире людей.
Боги отличались от людей лишь тем, что они были бессмертны. Боги, по представлению античного человека, жили рядом с людьми, они часто находились среди людей. Некоторые боги даже вступали с людьми в супружеские отношения. Боги были не над человеком, а с человеком. Боги управляли природными стихиями: Зевс – молниями и грозами, Посейдон – водой, Эол – ветрами. Некоторые боги имели власть над человеческими чувствами: Афродита – богиня любви, Эринии – богини мести.
Древнегреческая и древнеримская мифология основана на вере человека в то, что окружающая его природа одушевлена и одухотворена. Древние греки и древние римляне боялись богов, боялись всего, что касалось загробного мира. Этим страхом объясняется повсеместное поклонение богам, приношение многочисленных жертв, стремление заслужить покровительство и расположение богов.
Древние эллины создали богов, пытаясь объяснить мир природы, рождение и смерть человека. Античные боги были созданы человеком по его образу и подобию. Боги были похожи на людей практически во всем: они жили на горе Олимп, у них были семьи, они, как и люди, были добрыми и злыми, завистливыми и жадными, влюблялись и ревновали. Мир богов отражал все взаимоотношения, которые были в мире людей.
Боги отличались от людей лишь тем, что они были бессмертны. Боги, по представлению античного человека, жили рядом с людьми, они часто находились среди людей. Некоторые боги даже вступали с людьми в супружеские отношения. Боги были не над человеком, а с человеком. Боги управляли природными стихиями: Зевс – молниями и грозами, Посейдон – водой, Эол – ветрами. Некоторые боги имели власть над человеческими чувствами: Афродита – богиня любви, Эринии – богини мести.
Что такое миф?
Слово «миф» - греческое. Оно означает сказание, повествование. Мифы – это древнейшие сказания о происхождении мира и человека, о первопредках человека, о том, как возник существующий порядок вещей, о богах и героях, о происхождении жизни.
Мифы играли решающую роль в жизни первобытного человека. Знания древнего человека о мире были чрезвычайно малы. У людей была необходимость как-то объяснять, почему происходит смена дня и ночи, почему изменяются времена года, почему идет дождь или стоит нестерпимый зной, почему одни животные нападают на людей, а другие боятся человека и т.д. В попытке дать объяснение явлениям окружающего мира человек выработал мифы, которые и объясняли происходящее.
В мифах отразилась особенность сознания первобытного человека, который воспринимал окружающий мир как божественный, одухотворенный. Природа воспринималась как пространство, населенное различными духами и божествами, а в более раннюю эпоху человек отождествлял деревья, камни, животных, погодные явления с духами, с богами. Для людей дерево было духом леса, а в животных человек видел духов-покровителей или, наоборот, духов, которые враждебны ему.
Одухотворенность природы, как способ восприятия человеком мира, нашла отражение в мифах, которые переполнены различными богами и духами.
Мифы для первобытного человека были не просто занимательными рассказами о происхождении и устройстве мира. Мифы были священными рассказами, которые произносили в рамках определенного ритуала. Сам процесс рассказывания мифов был уже ритуалом. Миф для первобытного человека был не только способом объяснения окружающего мира, но и средством передачи накопленного опыта и знаний, которые в форме ритуала передавались из поколения в поколение. Старшие в форме мифов учили молодых, как следует воспринимать и объяснять окружающий мир, как следует поступать в той или иной ситуации, каким божествам и духам следует молиться и что будет, если что-то сделать неправильно.
Итак, миф в первобытном земледельческом обществе был способом объяснения и познания окружающего мира и средством накопления и передачи жизненного опыта, ценностных представлений, обычаев племени, народности из поколения в поколение.
Слово «миф» - греческое. Оно означает сказание, повествование. Мифы – это древнейшие сказания о происхождении мира и человека, о первопредках человека, о том, как возник существующий порядок вещей, о богах и героях, о происхождении жизни.
Мифы играли решающую роль в жизни первобытного человека. Знания древнего человека о мире были чрезвычайно малы. У людей была необходимость как-то объяснять, почему происходит смена дня и ночи, почему изменяются времена года, почему идет дождь или стоит нестерпимый зной, почему одни животные нападают на людей, а другие боятся человека и т.д. В попытке дать объяснение явлениям окружающего мира человек выработал мифы, которые и объясняли происходящее.
В мифах отразилась особенность сознания первобытного человека, который воспринимал окружающий мир как божественный, одухотворенный. Природа воспринималась как пространство, населенное различными духами и божествами, а в более раннюю эпоху человек отождествлял деревья, камни, животных, погодные явления с духами, с богами. Для людей дерево было духом леса, а в животных человек видел духов-покровителей или, наоборот, духов, которые враждебны ему.
Одухотворенность природы, как способ восприятия человеком мира, нашла отражение в мифах, которые переполнены различными богами и духами.
Мифы для первобытного человека были не просто занимательными рассказами о происхождении и устройстве мира. Мифы были священными рассказами, которые произносили в рамках определенного ритуала. Сам процесс рассказывания мифов был уже ритуалом. Миф для первобытного человека был не только способом объяснения окружающего мира, но и средством передачи накопленного опыта и знаний, которые в форме ритуала передавались из поколения в поколение. Старшие в форме мифов учили молодых, как следует воспринимать и объяснять окружающий мир, как следует поступать в той или иной ситуации, каким божествам и духам следует молиться и что будет, если что-то сделать неправильно.
Итак, миф в первобытном земледельческом обществе был способом объяснения и познания окружающего мира и средством накопления и передачи жизненного опыта, ценностных представлений, обычаев племени, народности из поколения в поколение.