В настоящей статье предпринята попытка выявить предпосылки, движущие силы и тенденции дальнейшего развития объединительных процессов, происходивших на протяжении последних лет в регионе Восточной Сибири. Точнее говоря, речь идет об объединении Усть-Ордынского бурятского автономного округа (далее УОБАО) с Иркутской областью, Агинского бурятского автономного округа (АБАО) с Читинской областью.
Вначале приведем немного статистики для обозначения общей географо-демографической картины по бурятским округам.
АБАО. Дата образования – 26 сентября 1937 г. Территория – 19,6 тыс. кв. км. Численность населения на 01.01.2007 – 75,1 тыс. чел. указаны представители около 80 национальностей.
Согласно переписи населения 2002 г. в округе наметился очередной отток населения. При этом произошло сокращение численности практически всех национальностей, кроме бурят. Вообще, в динамике численности населения УОБАО за последние десятилетия трудно уловить какую-то закономерность. Итак, по переписи 1959 г. – 133,1 тыс. чел., 1970 г. – 146,4 тыс. чел., 1979 г. –
132,2 тыс. чел., 1989 г. – 135,9 тыс. чел., 2002 г. – 135,0 тыс. чел.
За рассматриваемый период, насколько можно судить по приведенным фактам, наблюдался поступательный рост численности бурятского населения в округе (с 1959 по 2002 г. – 19,4 %).
С принятием новой Конституции РФ в 1993 г. начались существенные изменения в государственно-административном устройстве.
Резко увеличилось количество субъектов РФ (до 89, в том числе 10 автономных округов). Эти преобразования создали благоприятные условия для социально-экономического и этнического развития бывших автономных округов и областей, прежде находившихся в подчинении местных областных и краевых структур, а теперь получивших равные с ними политические и юридические права. Отныне бывшие округа как полноправные субъекты участвуют в политической жизни Федерации напрямую, избирают и назначают своих представителей в органы федеральной власти, заключают федеральный договор, межпарламентские и межправительственные соглашения, договоры на обучение выпускников своих школ в московских и других центральных вузах и т. д.
Вопрос состоял в том, как новообъявленные субъекты сумеют
распорядиться предоставленной самостоятельностью. Особенно преуспели в этом агинцы. В 1996 г. АБАО, по данным экономического журнала «Эксперт», занимал предпоследнее, 88, место в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России, а в 2005 г. занимал уже 64 место. В 2,7 раза увеличился валовый продукт, среднедушевой доход увеличился с 900 до 6 500 руб.
Конечно, и Агинскому округу в свое время не удалось избежать сильнейших негативных последствий пореформенного периода. Так, главное богатство и гордость округа, почти миллионное поголовье тонкорунных овец, сократилось до 300 тыс. голов. Однако удалось добиться того, что с начала 2000-х гг. поголовье основных видов – овец, КРС, лошадей – стабильно увеличивается в среднем на 6–7 % ежегодно, что является одним из высших отраслевых показателей по РФ. По оценкам специалистов, преобладающее большинство коллективных сельхозпредприятий сегодня уже рентабельно.
Ярким итогом большой и целенаправленной работы, которая все эти годы проводилась в сфере животноводства, стало недавнее утверждение Министерством сельского хозяйства и продовольствия новой породы овец – «Агинской». Событие это достойно более подробного освещения. Порода выведена в колхозе «Родина» (с. Зуткулей) Дульдургинского района под руководством профессора Московской государственной ветеринарной академии им. Скрябина Н.О. Цырендондокова, уроженца данного села. Новая порода выведена путем сложного скрещения местной забайкальской породы с баранами кучугурской грубошерстной и казахской полугрубошерстной пород. В настоящее время в хозяйстве насчитывается 12 тыс. полугрубошерстных овец. Животные пастбищные, подвижные, выносливые, легко преодолевают значительные переходы, неприхотливы, отличаются крепкой конституцией тела.
Мощное развитие в округе получила региональная система государственной финансовой поддержки личного подворья сельского населения. Важность такой инициативы станет более очевидной, если учесть, что в личных хозяйствах сосредоточено примерно 80 % всего поголовья КРС.
Последние годы стали также периодом стремительного обновления и развития инфраструктуры округа. По оценке руководителя Федерального агентства по строительству и жилищнокоммунальному хозяйству РФ С. Круглина, округ является одним из тех регионов России, которые по своей инициативе участвуют в большинстве федеральных программ по строительству и ЖКХ. Так, в 2006 г. было запланировано 25 объектов, которые успешно сданы (плавательный бассейн, окружная поликлиника, четыре школы, медицинская амбулатория в с. Кусочи, Дом культуры в с. Таптанай и др.).
Важным событием в истории всего региона стало досрочно завершенное реконструирование автодороги Агинское – Дульдурга (90 км). При этом доля финансирования из окружного бюджета составила не менее половины от общей суммы капиталовложения (более 200 млн. руб.). Знаменательно, что в народе эта дорога уже получила свое название – БАМ – Большая Агинская магистраль. Далее, завершена реконструкция другой важной автодороги Агинское – Нижний Цасучей, ввод которой позволил снизить грузопоток по федеральной трассе Чита – Забайкальск.
В округе успешно осуществляется проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», по которому с внесением соответствующих корректив был принят местный закон об окружной целевой программе «Жилище» на 2004–2010 гг. В ее рамках была
еще принята подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», одной из основных задач которой является представление молодым семьям (до 30 лет) субсидий на приобретение жилья.
Не менее интенсивными темпами ведется капитальное строительство в сфере социально-культурного быта. Украшением и визитной карточкой Аги стал физкультурно-оздоровительный центр
«Баатар», окружной краеведческий музей, Свято-Никольский православный храм. Предметом особой гордости является туристический комплекс «Алханай». 15 мая 1999 г. было принято постановление правительства РФ «О создании в Агинском Бурятском автономном округе национального парка Алханай под ведомством Федеральной службы лесного хозяйства России». Принятие в 2005 г. целевой окружной программы «Развитие парка "Алханай" в 2005–2008 гг.» придало новый ощутимый импульс жизнедеятельности комплекса.
Общая площадь парка составляет 138,2 тыс. га, на территории действует заповедный режим. Одновременно в туркомплексе созданы комфортные условия для отдыха людей, число которых в последние годы за сезон составляет более 30 тыс. чел.
Важным событием в общественной жизни не только округа, но и региона в целом стало открытие в 2003 г. в пос. Агинское собственного издательского дома «Агын ?нэн» («Агинская правда»), что дало возможность более свободного и расширенного издания книг, брошюр, учебных пособий на бурятском и русском языках.
Три раза в неделю выходит окружная газета «Агинская правда» (тираж 7000 экз.), 16-полосный еженедельник «Толон» (Луч света) на бурятском языке (тираж 3500 экз.). С 2005 г. один раз в месяц выходит поселковая газета «Агинчане» (1000 экз.), в Могойтуйском
районе издаётся раз в неделю газета «Местное время» (2500 экз.), в Дульдургинском районе – газета «Ленинец». Имеются в округе собственные студии радио-телевещания. Кроме того, один раз в неделю ведется передача «Сагай амисхал» («Дыхание времени») на бурятском языке по Читинскому областному телевидению. В округе работает несколько филиалов вузов из гг. Читы и Улан-Удэ, имеются собственные педколледж, медколледж (с 2004 г.) с ориентацией учебного курса на нетрадиционную медицину, с начала 1990-х гг. функционирует Буддийская академия.
Сложнее выглядела ситуация в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе. Усть-Орда и в 2005 г., как в 1996 г., занимала то же 20-е место в рейтинге [2, с. 93]. К началу 2000-х гг. объем промышленного производства снизился на 74 %. По итогам 2002 г. убыточными были 44,1 % предприятий округа. Более 80 % населения имели доход ниже прожиточного минимума. Все это является, по мнению большинства обозревателей, результатом бездарной хозяйственно-экономической политики руководства округа за постсоветский период. Вместе с тем, можно вспомнить, что в 1980-х гг. УОБАО производил 35 % мяса, 35 % молока, 40 % зерна, 90 % шерсти Иркутской области, что, в общем-то, не очень согласуется с положением бедного пасынка, сидящего на шее состоятельного отчима.
С начала 2000-х гг. во внутренней политике федерального центра начали проявляться новые тенденции в системе отношений с субъектами Российской Федерации. Новый курс государства, первоначально сформулированный как «Приведение законодательств субъектов РФ в соответствие с федеральным», в действительности оказался претворением в жизнь весьма кардинальных, даже болезненных, преобразований, особенно в сфере национальногосударственного строительства. Основным, наиболее важным и остродискуссионным на данном этапе стал вопрос о возможности объединения автономных округов с соответствующими областями / краями.
После нескольких объединительных процессов в других регионах РФ настала очередь и бурятских автономных округов. Однако как только возникли первые реальные симптомы к слиянию бурятских автономных округов, поднялась довольно мощная протестная кампания. 29 декабря 2002 г. состоялся «круглый стол» окружной общественности в пос. Усть-Ордынский с участием представителей ВАРК и Конгресса бурятского народа, на котором было выражено единодушное требование отстоять статус УОБАО. Был организован IV (внеочередной) Всебурятский съезд 13 июня 2003 г. в пос. УстьОрдынском, делегатами которого были авторитетные деятели: ученые, представители творческой интеллигенции, депутаты из РБ и ОБАО, председатели региональных землячеств из Москвы и Киева и др. Делегаты съезда единодушно и решительно выступили против объединения УОБАО с Иркутской областью, поскольку в тот момент именно этот вопрос стоял на повестке дня. Были также приняты обращения к Президенту и Правительству РФ, членам Совета Федерации и депутатам Госдумы, руководителям Иркутской и Читинской областей, РБ и автономных округов.
В январе 2006 г. состоялся «круглый стол» в Бурятском госуниверситете, где обсуждались те же вопросы.
Тем не менее в апреле 2006 г. состоялся референдум по объединению Усть-Ордынского бурятского автономного округа с Иркутской областью. По Иркутской области «за» проголосовали 89,76 %,
по округу – 97,7 % населения.
И сама процедура проведения референдума, и ее окончательные итоги вызвали справедливые нарекания со стороны разных посторонних наблюдателей. Метод давления и посулов (или «кнута и пряника») и на этот раз действовал безотказно. Сказалась также
«правовая неграмотность самих экспериментируемых…», которые, как «неразумные макаки…, готовы отдать за сладкозвучные сказки о совместном благоденствии… все свои породные права на родину и этноразвитие» [2, с. 25]. Иначе говоря, в процессе подготовки референдума столкнулись две стороны: с одной – пусть малочисленный, но хорошо организованный, четко знающий свои цели и задачи (выслужиться и набрать баллы перед вышестоящим начальством), и самое главное, еще обладающий в то время соответствующими административными ресурсами управленческий аппарат; с другой – многочисленная масса избирателей, задавленная заботой о хлебе
насущном и лишенная возможности и времени строго разобраться в складывающейся ситуации, привыкшая жить в основном по указке вышестоящих инстанций, потому инертная и равнодушная ко всему.
Официальное оформление процесса объединения двух бывших субъектов РФ состоялось 1 января 2007 г.
После объединения в Усть-Ордынском бурятском округе (отныне в названиях бурятских округов будет изъято слово «национальный») ситуация выглядела следующим образом. Структура администрации: глава Б.В. Данилов (с августа 2009 г.), один заместитель, один помощник. Функционируют три отдела: культуры, образования и национального спорта, работающие на основе областных программ. Всего в штате администрации округа 22 человека. Окружная дума распущена в январе 2008 г. В законодательном собрании Иркутской области округ представлен четырьмя голосами (из
45).
По определению В.А. Хамутаева, впервые тема «укрупнения субъектов» появилась в Байкальском регионе в 2000 г., когда в читинских СМИ прошло несколько публикаций, в которых авторы размышляли о проблемах управляемости в таком огромном государстве. Тогда впервые в общественное сознание россиян, давно уже признавших «89 равноправных субъектов Федерации», была запущена мысль о чрезмерной их множественности, о целесообразности и даже предрешенности слияния малых дотационных субъектов. Хотя конкретно они не были указаны – автономные округа нацменьшинств – «матрешки» внутри областей, – тем не менее реакция Агинской общественности была незамедлительна и однозначно против «попыток перекройки устоявшейся и уже оправдавшей себя территориальной системы». Состоялось несколько
мероприятий, прошло обсуждение вопроса о статусе, правах, полномочиях, перспективах и планах округа в окружной газете, и вопрос, запущенный на проверку Агинских бурят, был тихо снят: идеологи «губернизации», почувствовав сплоченность и решимость Агинской общественности и власти отстаивать добытые правомочия
«равноправного субъекта РФ», не решились тогда на запуск «объединительного процесса»…
…17 января 2003 г. губернатор Читинской области Р.Ф. Гениатуллин на окружном совещании, учитывая настрой читинцев и агинчан, заявил, что ломать сегодня сложившуюся систему взаимоотношений в регионе по меньшей мере бездумно. Так же ясно высказался глава администрации Агинского округа Б.Б. Жамсуев [8, с. 276, 282].
Тем не менее 11 марта 2007 г. состоялся референдум по объединению Читинской области и АБАО и образованию нового субъекта РФ – Забайкальского края. При общей явке голосовавших (88,44 %) в АБАО проголосовали «за» 94 %, по области – 90,3 %.
Предпосылки и причины столь странной, на первый взгляд, метаморфозы настроений как среди руководства области и округа, так и среди населения региона в целом, очевидно, еще предстоит выяснить более обстоятельно. По словам, например, Б. Жамсуева, несколько лет он отказывался от этого ответственного шага, еще несколько лет назад объединительный процесс вызывал ряд вопросов и сомнений, но сегодня, как он считает, когда страна вступила в новый этап своего развития, когда наличие в ее составе слаборазвитых и социально неблагополучных территорий становится опасным и невыгодным, укрупнение регионов стало необходимостью.
Формирование сильных и сбалансированных объединенных территорий является необходимым условием для развития экономики страны, роста доходов населения, привлечения инвестиций, для укрепления структурного единства страны [2, с. 151–157; 3].
Как представляется, приведенные здесь слова, вполне логичные на первый взгляд, отнюдь не полностью отражают истинную причину такой резкой перемены в настроениях и действиях руководства округа и области.
Надо отдать должное работникам администрации округа и области, особенно их лидерам – Б. Жамсуеву и Р. Гениатулину, которые провели большую предварительную организационную работу. Так, еще 14 февраля 2007 г. в администрации АБАО губернатор Читинской области Равиль Гениатулин и глава администрации округа
Баир Жамсуев подписали Соглашение, определяющее основные положения особого статуса округа в составе Забайкальского края.
Причем, как отмечено, подобное Соглашение, подписанное до референдума по объединению двух субъектов, принимается впервые в истории объединительных процессов в России.
Предметом названного Соглашения явились особенности статуса Агинского Бурятского автономного округа как административнотерриториальной единицы в составе нового субъекта, предложенные для включения их в федеральной конституционный закон об образовании нового субъекта РФ, в положение о выборах депутатов законодательного органа нового субъекта РФ первого созыва и в Устав будущего Забайкальского края.
Соглашение, в частности, предусматривало территориальную целостность Агинского округа в составе нового края, сохранение системы организации органов местного самоуправления, повышенное представительство округа в законодательном органе нового
субъекта РФ (до 1/3 от численности депутатов, избранных по мажоритарной системе), поскольку на первых его заседаниях будут приняты некоторые основополагающие документы, в том числе Устав края. Глава Администрации округа будет входить в состав высшего исполнительного органа власти нового субъекта в должности заместителя его руководителя. Документ также определяет, что в переходный период образования нового субъекта РФ на территории округа будет обеспечено продолжение реализации в прежних финансовых и организационных рамках среднесрочных и текущих планов социально-экономического развития округа, окружных целевых и иных программ, социальных и других гарантий для различных категорий населения и организаций.
Рабочая группа по подготовке референдума внимательно изучала процессы объединения, прошедшие в других регионах. Отмечалось, что везде в вопросах, которые выносились на референдум, было указано, что автономные территории будут иметь особый статус. Но в действительности окончательного документа, раскрывающего понятие «особый статус», никто не принял. По мнению самих забайкальцев, разработчиков документа, им удалось сформировать общие понятия и принципы особого статуса Агинского округа в составе будущего Забайкальского края, что будет иметь большое значение не только для Забайкалья, но и для объединительных процессов, которые пройдут и в других регионах страны.
В целях конкретизации некоторых положений Соглашения приведем отдельные выдержки из его содержания:
«Агинский Бурятский округ будет иметь свою символику (герб, флаг, гимн), отражающую современное состояние, исторические,
национально-культурные особенности и традиции» (ст. 3, п. 5).
«Администрация округа обладает правами юридического лица, имеет печать с изображением герба Российской Федерации, штампы, бланки, печати со своим наименованием» (ст.5, п.6).
Итак, как казалось, свершается историческое, судьбоносное событие в жизни не только округа, но и всего региона. Причем имелись основания считать, что данный объединительный процесс обладает своими выраженными особенностями по сравнению с аналогичными явлениями в других субъектах РФ.
1 января 2008 г. состоялось официальное оформление процесса объединения АБАО с Читинской областью и провозглашение нового субъекта РФ – Забайкальского края. Поэтому интересно было еще раз на месте оценить ситуацию в регионе в новых условиях, и с этой целью нами была предпринята еще одна поездка в Агинский бурятский округ в октябре 2008 г. Реальная ситуация на месте заставила невольно вспомнить известную поговорку о том, что «гладко было на бумаге…». Первой не очень приятной новостью для агинцев стало освобождение от должности главы округа Б. Жамсуева и отправление его в почётную ссылку в Москву. Весна-лето прошли как период безвременья, только в сентябре утвердили в должности нового главу администрации округа, бывшего заместителя Б. Жамсуева. Произошло сокращение штата администрации с
80-ти до 30-ти чел., собственного бюджета как такового у округа уже не будет. Окружная дума распущена. На фоне таких событий создавалось ощущение, что настроение людей стало уже не столь благодушным и оптимистичным, как в 2007 г.
Теперь несколько слов о так называемом «особом статусе» бывших автономных округов в составе новообразованного субъекта.
В результате объединительных процессов в Перми, Красноярске, на Камчатке очень скоро выяснилось, что «особый статус» в рамках существующего федерального законодательства просто невозможен, если субъект перестает быть субъектом, то он просто опускается на уровень ниже и становится районом (или несколькими районами). Забайкальцы же, отдавая себе отчет в законодательной неопределенности или неразработанности понятия «особый статус» в РФ, тем не менее попытались выработать свое понятие особого статуса. Что из этого получится, покажет время, хотя, как мы постарались показать, даже первый год совместного существования Агинского Бурятского округа в составе Забайкальского края уже высветил некоторые тенденции его развития в новом статусе.
Итак, политика административной реформы последних лет в достаточной мере осложнила и сделала в какой-то мере трудно предсказуемой этническую ситуацию среди бурят. Тем не менее хо
чется верить в наличие у Бурятии достаточного потенциала – и материально-технического, и интеллектуального, чтобы с определенным оптимизмом смотреть в будущее нашего этноса. Нужна более четкая и полная координация сил и средств, выбор конкретных и приоритетных направлений деятельности.
Список литературы
1. Агинский округ в цифрах. 2005 год. – Агинское, 2005: Стат. сб. Террит. орган государственной статистики по Агинскому бурятскому автономному округу. – 2005.
2. Бурятские автономии: быть или не быть? // Материалы IV внеочередного Всебурятского съезда (июнь 2003) и «круглого стола», состоявшегося в БГУ в январе 2006 г. – Улан-Удэ, 2007.
3. Итоги. 26 декабря 2006 г. // Приложение к газете «Коммерсант».
4. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: Офиц. изд.: в 14 т. – Т. 1: Численность и размещение населения. – М., 2004.
5. Национальный состав населения РСФСР: По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. – М.: Респ. информ.-издат. центр, 1990.
6. Национальный состав населения по Иркутской области, включая УстьОрдынский БАО: (по итогам Всерос. переписи населения 2002 г.). Стат. сб. – Иркутск, 2004.
7. Усть-Ордынский бурятский автономный округ в цифрах и фактах (1990–2002). Экономико-стат. сб. – Пос. Усть-Ордынский, 2002.
8. Хамутаев В.А. Национальный вопрос в Бурятии 1980–2000 гг. – УланУдэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2008.
9. Чимитдоржиев Ш.Б. Бурят-монголы: история и современность. – УланУдэ: ОАО «Республиканская типография», 2000.
Вначале приведем немного статистики для обозначения общей географо-демографической картины по бурятским округам.
АБАО. Дата образования – 26 сентября 1937 г. Территория – 19,6 тыс. кв. км. Численность населения на 01.01.2007 – 75,1 тыс. чел. указаны представители около 80 национальностей.
Согласно переписи населения 2002 г. в округе наметился очередной отток населения. При этом произошло сокращение численности практически всех национальностей, кроме бурят. Вообще, в динамике численности населения УОБАО за последние десятилетия трудно уловить какую-то закономерность. Итак, по переписи 1959 г. – 133,1 тыс. чел., 1970 г. – 146,4 тыс. чел., 1979 г. –
132,2 тыс. чел., 1989 г. – 135,9 тыс. чел., 2002 г. – 135,0 тыс. чел.
За рассматриваемый период, насколько можно судить по приведенным фактам, наблюдался поступательный рост численности бурятского населения в округе (с 1959 по 2002 г. – 19,4 %).
С принятием новой Конституции РФ в 1993 г. начались существенные изменения в государственно-административном устройстве.
Резко увеличилось количество субъектов РФ (до 89, в том числе 10 автономных округов). Эти преобразования создали благоприятные условия для социально-экономического и этнического развития бывших автономных округов и областей, прежде находившихся в подчинении местных областных и краевых структур, а теперь получивших равные с ними политические и юридические права. Отныне бывшие округа как полноправные субъекты участвуют в политической жизни Федерации напрямую, избирают и назначают своих представителей в органы федеральной власти, заключают федеральный договор, межпарламентские и межправительственные соглашения, договоры на обучение выпускников своих школ в московских и других центральных вузах и т. д.
Вопрос состоял в том, как новообъявленные субъекты сумеют
распорядиться предоставленной самостоятельностью. Особенно преуспели в этом агинцы. В 1996 г. АБАО, по данным экономического журнала «Эксперт», занимал предпоследнее, 88, место в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России, а в 2005 г. занимал уже 64 место. В 2,7 раза увеличился валовый продукт, среднедушевой доход увеличился с 900 до 6 500 руб.
Конечно, и Агинскому округу в свое время не удалось избежать сильнейших негативных последствий пореформенного периода. Так, главное богатство и гордость округа, почти миллионное поголовье тонкорунных овец, сократилось до 300 тыс. голов. Однако удалось добиться того, что с начала 2000-х гг. поголовье основных видов – овец, КРС, лошадей – стабильно увеличивается в среднем на 6–7 % ежегодно, что является одним из высших отраслевых показателей по РФ. По оценкам специалистов, преобладающее большинство коллективных сельхозпредприятий сегодня уже рентабельно.
Ярким итогом большой и целенаправленной работы, которая все эти годы проводилась в сфере животноводства, стало недавнее утверждение Министерством сельского хозяйства и продовольствия новой породы овец – «Агинской». Событие это достойно более подробного освещения. Порода выведена в колхозе «Родина» (с. Зуткулей) Дульдургинского района под руководством профессора Московской государственной ветеринарной академии им. Скрябина Н.О. Цырендондокова, уроженца данного села. Новая порода выведена путем сложного скрещения местной забайкальской породы с баранами кучугурской грубошерстной и казахской полугрубошерстной пород. В настоящее время в хозяйстве насчитывается 12 тыс. полугрубошерстных овец. Животные пастбищные, подвижные, выносливые, легко преодолевают значительные переходы, неприхотливы, отличаются крепкой конституцией тела.
Мощное развитие в округе получила региональная система государственной финансовой поддержки личного подворья сельского населения. Важность такой инициативы станет более очевидной, если учесть, что в личных хозяйствах сосредоточено примерно 80 % всего поголовья КРС.
Последние годы стали также периодом стремительного обновления и развития инфраструктуры округа. По оценке руководителя Федерального агентства по строительству и жилищнокоммунальному хозяйству РФ С. Круглина, округ является одним из тех регионов России, которые по своей инициативе участвуют в большинстве федеральных программ по строительству и ЖКХ. Так, в 2006 г. было запланировано 25 объектов, которые успешно сданы (плавательный бассейн, окружная поликлиника, четыре школы, медицинская амбулатория в с. Кусочи, Дом культуры в с. Таптанай и др.).
Важным событием в истории всего региона стало досрочно завершенное реконструирование автодороги Агинское – Дульдурга (90 км). При этом доля финансирования из окружного бюджета составила не менее половины от общей суммы капиталовложения (более 200 млн. руб.). Знаменательно, что в народе эта дорога уже получила свое название – БАМ – Большая Агинская магистраль. Далее, завершена реконструкция другой важной автодороги Агинское – Нижний Цасучей, ввод которой позволил снизить грузопоток по федеральной трассе Чита – Забайкальск.
В округе успешно осуществляется проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», по которому с внесением соответствующих корректив был принят местный закон об окружной целевой программе «Жилище» на 2004–2010 гг. В ее рамках была
еще принята подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», одной из основных задач которой является представление молодым семьям (до 30 лет) субсидий на приобретение жилья.
Не менее интенсивными темпами ведется капитальное строительство в сфере социально-культурного быта. Украшением и визитной карточкой Аги стал физкультурно-оздоровительный центр
«Баатар», окружной краеведческий музей, Свято-Никольский православный храм. Предметом особой гордости является туристический комплекс «Алханай». 15 мая 1999 г. было принято постановление правительства РФ «О создании в Агинском Бурятском автономном округе национального парка Алханай под ведомством Федеральной службы лесного хозяйства России». Принятие в 2005 г. целевой окружной программы «Развитие парка "Алханай" в 2005–2008 гг.» придало новый ощутимый импульс жизнедеятельности комплекса.
Общая площадь парка составляет 138,2 тыс. га, на территории действует заповедный режим. Одновременно в туркомплексе созданы комфортные условия для отдыха людей, число которых в последние годы за сезон составляет более 30 тыс. чел.
Важным событием в общественной жизни не только округа, но и региона в целом стало открытие в 2003 г. в пос. Агинское собственного издательского дома «Агын ?нэн» («Агинская правда»), что дало возможность более свободного и расширенного издания книг, брошюр, учебных пособий на бурятском и русском языках.
Три раза в неделю выходит окружная газета «Агинская правда» (тираж 7000 экз.), 16-полосный еженедельник «Толон» (Луч света) на бурятском языке (тираж 3500 экз.). С 2005 г. один раз в месяц выходит поселковая газета «Агинчане» (1000 экз.), в Могойтуйском
районе издаётся раз в неделю газета «Местное время» (2500 экз.), в Дульдургинском районе – газета «Ленинец». Имеются в округе собственные студии радио-телевещания. Кроме того, один раз в неделю ведется передача «Сагай амисхал» («Дыхание времени») на бурятском языке по Читинскому областному телевидению. В округе работает несколько филиалов вузов из гг. Читы и Улан-Удэ, имеются собственные педколледж, медколледж (с 2004 г.) с ориентацией учебного курса на нетрадиционную медицину, с начала 1990-х гг. функционирует Буддийская академия.
Сложнее выглядела ситуация в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе. Усть-Орда и в 2005 г., как в 1996 г., занимала то же 20-е место в рейтинге [2, с. 93]. К началу 2000-х гг. объем промышленного производства снизился на 74 %. По итогам 2002 г. убыточными были 44,1 % предприятий округа. Более 80 % населения имели доход ниже прожиточного минимума. Все это является, по мнению большинства обозревателей, результатом бездарной хозяйственно-экономической политики руководства округа за постсоветский период. Вместе с тем, можно вспомнить, что в 1980-х гг. УОБАО производил 35 % мяса, 35 % молока, 40 % зерна, 90 % шерсти Иркутской области, что, в общем-то, не очень согласуется с положением бедного пасынка, сидящего на шее состоятельного отчима.
С начала 2000-х гг. во внутренней политике федерального центра начали проявляться новые тенденции в системе отношений с субъектами Российской Федерации. Новый курс государства, первоначально сформулированный как «Приведение законодательств субъектов РФ в соответствие с федеральным», в действительности оказался претворением в жизнь весьма кардинальных, даже болезненных, преобразований, особенно в сфере национальногосударственного строительства. Основным, наиболее важным и остродискуссионным на данном этапе стал вопрос о возможности объединения автономных округов с соответствующими областями / краями.
После нескольких объединительных процессов в других регионах РФ настала очередь и бурятских автономных округов. Однако как только возникли первые реальные симптомы к слиянию бурятских автономных округов, поднялась довольно мощная протестная кампания. 29 декабря 2002 г. состоялся «круглый стол» окружной общественности в пос. Усть-Ордынский с участием представителей ВАРК и Конгресса бурятского народа, на котором было выражено единодушное требование отстоять статус УОБАО. Был организован IV (внеочередной) Всебурятский съезд 13 июня 2003 г. в пос. УстьОрдынском, делегатами которого были авторитетные деятели: ученые, представители творческой интеллигенции, депутаты из РБ и ОБАО, председатели региональных землячеств из Москвы и Киева и др. Делегаты съезда единодушно и решительно выступили против объединения УОБАО с Иркутской областью, поскольку в тот момент именно этот вопрос стоял на повестке дня. Были также приняты обращения к Президенту и Правительству РФ, членам Совета Федерации и депутатам Госдумы, руководителям Иркутской и Читинской областей, РБ и автономных округов.
В январе 2006 г. состоялся «круглый стол» в Бурятском госуниверситете, где обсуждались те же вопросы.
Тем не менее в апреле 2006 г. состоялся референдум по объединению Усть-Ордынского бурятского автономного округа с Иркутской областью. По Иркутской области «за» проголосовали 89,76 %,
по округу – 97,7 % населения.
И сама процедура проведения референдума, и ее окончательные итоги вызвали справедливые нарекания со стороны разных посторонних наблюдателей. Метод давления и посулов (или «кнута и пряника») и на этот раз действовал безотказно. Сказалась также
«правовая неграмотность самих экспериментируемых…», которые, как «неразумные макаки…, готовы отдать за сладкозвучные сказки о совместном благоденствии… все свои породные права на родину и этноразвитие» [2, с. 25]. Иначе говоря, в процессе подготовки референдума столкнулись две стороны: с одной – пусть малочисленный, но хорошо организованный, четко знающий свои цели и задачи (выслужиться и набрать баллы перед вышестоящим начальством), и самое главное, еще обладающий в то время соответствующими административными ресурсами управленческий аппарат; с другой – многочисленная масса избирателей, задавленная заботой о хлебе
насущном и лишенная возможности и времени строго разобраться в складывающейся ситуации, привыкшая жить в основном по указке вышестоящих инстанций, потому инертная и равнодушная ко всему.
Официальное оформление процесса объединения двух бывших субъектов РФ состоялось 1 января 2007 г.
После объединения в Усть-Ордынском бурятском округе (отныне в названиях бурятских округов будет изъято слово «национальный») ситуация выглядела следующим образом. Структура администрации: глава Б.В. Данилов (с августа 2009 г.), один заместитель, один помощник. Функционируют три отдела: культуры, образования и национального спорта, работающие на основе областных программ. Всего в штате администрации округа 22 человека. Окружная дума распущена в январе 2008 г. В законодательном собрании Иркутской области округ представлен четырьмя голосами (из
45).
По определению В.А. Хамутаева, впервые тема «укрупнения субъектов» появилась в Байкальском регионе в 2000 г., когда в читинских СМИ прошло несколько публикаций, в которых авторы размышляли о проблемах управляемости в таком огромном государстве. Тогда впервые в общественное сознание россиян, давно уже признавших «89 равноправных субъектов Федерации», была запущена мысль о чрезмерной их множественности, о целесообразности и даже предрешенности слияния малых дотационных субъектов. Хотя конкретно они не были указаны – автономные округа нацменьшинств – «матрешки» внутри областей, – тем не менее реакция Агинской общественности была незамедлительна и однозначно против «попыток перекройки устоявшейся и уже оправдавшей себя территориальной системы». Состоялось несколько
мероприятий, прошло обсуждение вопроса о статусе, правах, полномочиях, перспективах и планах округа в окружной газете, и вопрос, запущенный на проверку Агинских бурят, был тихо снят: идеологи «губернизации», почувствовав сплоченность и решимость Агинской общественности и власти отстаивать добытые правомочия
«равноправного субъекта РФ», не решились тогда на запуск «объединительного процесса»…
…17 января 2003 г. губернатор Читинской области Р.Ф. Гениатуллин на окружном совещании, учитывая настрой читинцев и агинчан, заявил, что ломать сегодня сложившуюся систему взаимоотношений в регионе по меньшей мере бездумно. Так же ясно высказался глава администрации Агинского округа Б.Б. Жамсуев [8, с. 276, 282].
Тем не менее 11 марта 2007 г. состоялся референдум по объединению Читинской области и АБАО и образованию нового субъекта РФ – Забайкальского края. При общей явке голосовавших (88,44 %) в АБАО проголосовали «за» 94 %, по области – 90,3 %.
Предпосылки и причины столь странной, на первый взгляд, метаморфозы настроений как среди руководства области и округа, так и среди населения региона в целом, очевидно, еще предстоит выяснить более обстоятельно. По словам, например, Б. Жамсуева, несколько лет он отказывался от этого ответственного шага, еще несколько лет назад объединительный процесс вызывал ряд вопросов и сомнений, но сегодня, как он считает, когда страна вступила в новый этап своего развития, когда наличие в ее составе слаборазвитых и социально неблагополучных территорий становится опасным и невыгодным, укрупнение регионов стало необходимостью.
Формирование сильных и сбалансированных объединенных территорий является необходимым условием для развития экономики страны, роста доходов населения, привлечения инвестиций, для укрепления структурного единства страны [2, с. 151–157; 3].
Как представляется, приведенные здесь слова, вполне логичные на первый взгляд, отнюдь не полностью отражают истинную причину такой резкой перемены в настроениях и действиях руководства округа и области.
Надо отдать должное работникам администрации округа и области, особенно их лидерам – Б. Жамсуеву и Р. Гениатулину, которые провели большую предварительную организационную работу. Так, еще 14 февраля 2007 г. в администрации АБАО губернатор Читинской области Равиль Гениатулин и глава администрации округа
Баир Жамсуев подписали Соглашение, определяющее основные положения особого статуса округа в составе Забайкальского края.
Причем, как отмечено, подобное Соглашение, подписанное до референдума по объединению двух субъектов, принимается впервые в истории объединительных процессов в России.
Предметом названного Соглашения явились особенности статуса Агинского Бурятского автономного округа как административнотерриториальной единицы в составе нового субъекта, предложенные для включения их в федеральной конституционный закон об образовании нового субъекта РФ, в положение о выборах депутатов законодательного органа нового субъекта РФ первого созыва и в Устав будущего Забайкальского края.
Соглашение, в частности, предусматривало территориальную целостность Агинского округа в составе нового края, сохранение системы организации органов местного самоуправления, повышенное представительство округа в законодательном органе нового
субъекта РФ (до 1/3 от численности депутатов, избранных по мажоритарной системе), поскольку на первых его заседаниях будут приняты некоторые основополагающие документы, в том числе Устав края. Глава Администрации округа будет входить в состав высшего исполнительного органа власти нового субъекта в должности заместителя его руководителя. Документ также определяет, что в переходный период образования нового субъекта РФ на территории округа будет обеспечено продолжение реализации в прежних финансовых и организационных рамках среднесрочных и текущих планов социально-экономического развития округа, окружных целевых и иных программ, социальных и других гарантий для различных категорий населения и организаций.
Рабочая группа по подготовке референдума внимательно изучала процессы объединения, прошедшие в других регионах. Отмечалось, что везде в вопросах, которые выносились на референдум, было указано, что автономные территории будут иметь особый статус. Но в действительности окончательного документа, раскрывающего понятие «особый статус», никто не принял. По мнению самих забайкальцев, разработчиков документа, им удалось сформировать общие понятия и принципы особого статуса Агинского округа в составе будущего Забайкальского края, что будет иметь большое значение не только для Забайкалья, но и для объединительных процессов, которые пройдут и в других регионах страны.
В целях конкретизации некоторых положений Соглашения приведем отдельные выдержки из его содержания:
«Агинский Бурятский округ будет иметь свою символику (герб, флаг, гимн), отражающую современное состояние, исторические,
национально-культурные особенности и традиции» (ст. 3, п. 5).
«Администрация округа обладает правами юридического лица, имеет печать с изображением герба Российской Федерации, штампы, бланки, печати со своим наименованием» (ст.5, п.6).
Итак, как казалось, свершается историческое, судьбоносное событие в жизни не только округа, но и всего региона. Причем имелись основания считать, что данный объединительный процесс обладает своими выраженными особенностями по сравнению с аналогичными явлениями в других субъектах РФ.
1 января 2008 г. состоялось официальное оформление процесса объединения АБАО с Читинской областью и провозглашение нового субъекта РФ – Забайкальского края. Поэтому интересно было еще раз на месте оценить ситуацию в регионе в новых условиях, и с этой целью нами была предпринята еще одна поездка в Агинский бурятский округ в октябре 2008 г. Реальная ситуация на месте заставила невольно вспомнить известную поговорку о том, что «гладко было на бумаге…». Первой не очень приятной новостью для агинцев стало освобождение от должности главы округа Б. Жамсуева и отправление его в почётную ссылку в Москву. Весна-лето прошли как период безвременья, только в сентябре утвердили в должности нового главу администрации округа, бывшего заместителя Б. Жамсуева. Произошло сокращение штата администрации с
80-ти до 30-ти чел., собственного бюджета как такового у округа уже не будет. Окружная дума распущена. На фоне таких событий создавалось ощущение, что настроение людей стало уже не столь благодушным и оптимистичным, как в 2007 г.
Теперь несколько слов о так называемом «особом статусе» бывших автономных округов в составе новообразованного субъекта.
В результате объединительных процессов в Перми, Красноярске, на Камчатке очень скоро выяснилось, что «особый статус» в рамках существующего федерального законодательства просто невозможен, если субъект перестает быть субъектом, то он просто опускается на уровень ниже и становится районом (или несколькими районами). Забайкальцы же, отдавая себе отчет в законодательной неопределенности или неразработанности понятия «особый статус» в РФ, тем не менее попытались выработать свое понятие особого статуса. Что из этого получится, покажет время, хотя, как мы постарались показать, даже первый год совместного существования Агинского Бурятского округа в составе Забайкальского края уже высветил некоторые тенденции его развития в новом статусе.
Итак, политика административной реформы последних лет в достаточной мере осложнила и сделала в какой-то мере трудно предсказуемой этническую ситуацию среди бурят. Тем не менее хо
чется верить в наличие у Бурятии достаточного потенциала – и материально-технического, и интеллектуального, чтобы с определенным оптимизмом смотреть в будущее нашего этноса. Нужна более четкая и полная координация сил и средств, выбор конкретных и приоритетных направлений деятельности.
Список литературы
1. Агинский округ в цифрах. 2005 год. – Агинское, 2005: Стат. сб. Террит. орган государственной статистики по Агинскому бурятскому автономному округу. – 2005.
2. Бурятские автономии: быть или не быть? // Материалы IV внеочередного Всебурятского съезда (июнь 2003) и «круглого стола», состоявшегося в БГУ в январе 2006 г. – Улан-Удэ, 2007.
3. Итоги. 26 декабря 2006 г. // Приложение к газете «Коммерсант».
4. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: Офиц. изд.: в 14 т. – Т. 1: Численность и размещение населения. – М., 2004.
5. Национальный состав населения РСФСР: По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. – М.: Респ. информ.-издат. центр, 1990.
6. Национальный состав населения по Иркутской области, включая УстьОрдынский БАО: (по итогам Всерос. переписи населения 2002 г.). Стат. сб. – Иркутск, 2004.
7. Усть-Ордынский бурятский автономный округ в цифрах и фактах (1990–2002). Экономико-стат. сб. – Пос. Усть-Ордынский, 2002.
8. Хамутаев В.А. Национальный вопрос в Бурятии 1980–2000 гг. – УланУдэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2008.
9. Чимитдоржиев Ш.Б. Бурят-монголы: история и современность. – УланУдэ: ОАО «Республиканская типография», 2000.
Источник: Д. Д. Нимаев
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи