Финикийская письменность
Финикийская письменность - одна из первых зафиксированных в истории человечества систем фонетического письма. Появилась около XIII века до н. э. и, предположительно, стала родоначальницей большинства современных письменных систем.
Использовала консонантный принцип, то есть для записи слов использовались только согласные звуки, а значение гласных оставлялось на понимание читателя. Текст записывался справа налево.
Финикийская письменность - одна из первых зафиксированных в истории человечества систем фонетического письма. Появилась около XIII века до н. э. и, предположительно, стала родоначальницей большинства современных письменных систем.
Использовала консонантный принцип, то есть для записи слов использовались только согласные звуки, а значение гласных оставлялось на понимание читателя. Текст записывался справа налево.
Храм в последующие эпохи
Наступили христианские времена. Легенда утверждает, что эфесяне изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. И Божья кара была незамедлительна: в 263 году святилище Артемиды было разграблено готами. Когда Эфес попал под власть христианской Византии, наступил следующий этап его гибели. Во времена императора Феодосии I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли .Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало болотом, на котором стоял храм. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось. Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в двадцатом веке. А под ним — следы храма, сожжённого Геростратом. В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.
Наступили христианские времена. Легенда утверждает, что эфесяне изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. И Божья кара была незамедлительна: в 263 году святилище Артемиды было разграблено готами. Когда Эфес попал под власть христианской Византии, наступил следующий этап его гибели. Во времена императора Феодосии I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли .Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало болотом, на котором стоял храм. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось. Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в двадцатом веке. А под ним — следы храма, сожжённого Геростратом. В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.
Размеры храма
Ширина храма Артемиды была 50 метров, длина - 109 м., высота колонн - 20 м (если сегменты круглые, то ширина и длина равны диаметру т.е. одинаковы). Крышу храма поддерживали 127 колонн, установленные в восемь рядов. По преданию, каждая из эгих колонн была даром одного из 127 греческих царей.
Ширина храма Артемиды была 50 метров, длина - 109 м., высота колонн - 20 м (если сегменты круглые, то ширина и длина равны диаметру т.е. одинаковы). Крышу храма поддерживали 127 колонн, установленные в восемь рядов. По преданию, каждая из эгих колонн была даром одного из 127 греческих царей.
Постройка храма Артемиды
По преданию Артемида была сестрой-близнецом Аполлона. По верованиям древних греков, Артемида заботилась обо всем, что живет на земле и растет в лесу и на поле. Она опекала диких зверей, стада домашнего скота, она вызывает рост трав, цветов и деревьев. Не оставляла Артемида своим вниманием и людей — она давала счастье в браке и благословляла рождение детей. Греческие женщины традиционно приносили жертвы Артемиде — покровительнице чадородия.
В честь Артемиды жители Эфеса построили близ города, на месте, где прежде располагалось святилище карийской богини плодородия, огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крез. Проект храма разработал архитектор Харсифрон из Кносса. При нем были возведены стены храма и установлена колоннада. После смерти зодчего строительство продолжил его сын Метаген, а заканчивали постройку уже архитекторы Пеонит и Деметрий.
В 550 г. до н.э., когда законченное постройкой огромное беломраморное здание открывалось перед взорами горожан, оно вызывало удивление и восхищение, К сожалению, нам неизвестно, как именно был украшен храм. Известно только, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана иэ золота и слоновой кости.
Храм Артемиды использовался не только для проведения религиозных церемоний. Он был одновременно финансовым и деловым центром Эфеса. Храм был полностью независим от городских властей и управлялся коллегией жрецов.
По преданию Артемида была сестрой-близнецом Аполлона. По верованиям древних греков, Артемида заботилась обо всем, что живет на земле и растет в лесу и на поле. Она опекала диких зверей, стада домашнего скота, она вызывает рост трав, цветов и деревьев. Не оставляла Артемида своим вниманием и людей — она давала счастье в браке и благословляла рождение детей. Греческие женщины традиционно приносили жертвы Артемиде — покровительнице чадородия.
В честь Артемиды жители Эфеса построили близ города, на месте, где прежде располагалось святилище карийской богини плодородия, огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крез. Проект храма разработал архитектор Харсифрон из Кносса. При нем были возведены стены храма и установлена колоннада. После смерти зодчего строительство продолжил его сын Метаген, а заканчивали постройку уже архитекторы Пеонит и Деметрий.
В 550 г. до н.э., когда законченное постройкой огромное беломраморное здание открывалось перед взорами горожан, оно вызывало удивление и восхищение, К сожалению, нам неизвестно, как именно был украшен храм. Известно только, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана иэ золота и слоновой кости.
Храм Артемиды использовался не только для проведения религиозных церемоний. Он был одновременно финансовым и деловым центром Эфеса. Храм был полностью независим от городских властей и управлялся коллегией жрецов.
Описание храма
Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма. Так, в благодарность Александру Македонскому (спонсировавшему проект), эфесцы заказали для храма его портрет художнику Апеллесу, который изобразил полководца с молнией в руке, подобно Зевсу. Когда заказчики пришли принимать полотно, они были столь поражены совершенством картины и оптическим эффектом (казалось, что рука с молнией выступает из полотна), что заплатили автору двадцать пять золотых талантов — пожалуй, за последующие три века ни одному из художников не удавалось получить такого гонорара за одну картину.
Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма. Так, в благодарность Александру Македонскому (спонсировавшему проект), эфесцы заказали для храма его портрет художнику Апеллесу, который изобразил полководца с молнией в руке, подобно Зевсу. Когда заказчики пришли принимать полотно, они были столь поражены совершенством картины и оптическим эффектом (казалось, что рука с молнией выступает из полотна), что заплатили автору двадцать пять золотых талантов — пожалуй, за последующие три века ни одному из художников не удавалось получить такого гонорара за одну картину.
Восстановление нового храма
Согласно легенде, в 356 году до н.э., в ночь, когда в Пелле, в столице Македонии, родился будущий Александр Великий, некий тщеславный гражданин Эфеса по имени Герострат поджег великий храм, желая таким образом прославиться. Имя Герострата с тех пор стало нарицательным и все-таки вошло в историю, хотя по решению городского собрания оно должно было навечно исчезнуть из памяти людской. В официальных списках о нем говорится просто как об "одном безумце».
К началу III в. до н.э. храм был полностью восстановлен в прежнем виде.
Деньги на постройку нового Чуда Света выделил сам Александр Македонский. Архитектор Александра Дейнократ, руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.
Согласно легенде, в 356 году до н.э., в ночь, когда в Пелле, в столице Македонии, родился будущий Александр Великий, некий тщеславный гражданин Эфеса по имени Герострат поджег великий храм, желая таким образом прославиться. Имя Герострата с тех пор стало нарицательным и все-таки вошло в историю, хотя по решению городского собрания оно должно было навечно исчезнуть из памяти людской. В официальных списках о нем говорится просто как об "одном безумце».
К началу III в. до н.э. храм был полностью восстановлен в прежнем виде.
Деньги на постройку нового Чуда Света выделил сам Александр Македонский. Архитектор Александра Дейнократ, руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.
Судьба четвертого чуда света
Скульптор Димофонт из Мессены реставрировал статую во 2 в. до н.э.В конце IV века н.э. император Феодосий I, утверждавший христианство, запретил Олимпийские игры как часть языческого культа. От храма Зевса Олимпийского осталось только основание, некоторые колонны и скульптуры. Но даже религиозные фанатики не смогли уничтожить творение Фидия – статую Зевса. Около 40 г. н.э. римский император Калигула захотел перенести статую Зевса к себе в Рим. За ней были посланы рабочие. Но, по легенде, статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Статуя пострадала после землетрясения во II веке до н.э. В 391 г н.э. римляне, после принятия христианства, закрыли греческие храмы. Последнее упоминание о ней относится к 363 гн.э. В начале V века н.э. статую Зевса перевезли в Константинополь. Статуя сгорела при пожаре храма 425 г. н.э. или в пожаре в Константинополе в 476 г. н.э.
Скульптор Димофонт из Мессены реставрировал статую во 2 в. до н.э.В конце IV века н.э. император Феодосий I, утверждавший христианство, запретил Олимпийские игры как часть языческого культа. От храма Зевса Олимпийского осталось только основание, некоторые колонны и скульптуры. Но даже религиозные фанатики не смогли уничтожить творение Фидия – статую Зевса. Около 40 г. н.э. римский император Калигула захотел перенести статую Зевса к себе в Рим. За ней были посланы рабочие. Но, по легенде, статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Статуя пострадала после землетрясения во II веке до н.э. В 391 г н.э. римляне, после принятия христианства, закрыли греческие храмы. Последнее упоминание о ней относится к 363 гн.э. В начале V века н.э. статую Зевса перевезли в Константинополь. Статуя сгорела при пожаре храма 425 г. н.э. или в пожаре в Константинополе в 476 г. н.э.
Создание храма
Уже более 300 лет проводились Олимпийские игры. Они были очень популярны среди народа. Проводились они в честь бога Зевса. Но в Греции до сих пор не было возведено главного храма в честь Зевса. В 470 г. до н.э. в Греции начали собирать пожертвования на строительство этого храма. Строительство храма началось в 466 г. до н.э. и закончилось в 456 г. до н.э. Руководил строительством архитектор Либон, сведения о котором до нас не дошли.
Уже более 300 лет проводились Олимпийские игры. Они были очень популярны среди народа. Проводились они в честь бога Зевса. Но в Греции до сих пор не было возведено главного храма в честь Зевса. В 470 г. до н.э. в Греции начали собирать пожертвования на строительство этого храма. Строительство храма началось в 466 г. до н.э. и закончилось в 456 г. до н.э. Руководил строительством архитектор Либон, сведения о котором до нас не дошли.
Создание статуи
Спустя примерно 10 лет после начала строительства, храм был построен. Но статуи Зевса в нём не было. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия, для создания статуи Зевса. Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины («Афину Промахос» и «Афину Парфенос». К сожалению, ни одно из его творений до нашего времени не сохранилось). По его приказу была построена мастерская в 80 метрах левее храма. Эта мастерская точно соответствовала размеру храма. Там он, с двумя своими помощниками, которые были ему нужны только как сборщики мусора, за огромным пурпурным занавесом, создал статую бога-громовержца в хрисоэлефантинной технике. Сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости, из которой он создал тело бога. Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные каменья и 200 кг чистого золота. По современным расценкам стоимость одного только золота, пошедшего на отделку статуи, составляла около 8 млн. $.
Спустя примерно 10 лет после начала строительства, храм был построен. Но статуи Зевса в нём не было. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия, для создания статуи Зевса. Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины («Афину Промахос» и «Афину Парфенос». К сожалению, ни одно из его творений до нашего времени не сохранилось). По его приказу была построена мастерская в 80 метрах левее храма. Эта мастерская точно соответствовала размеру храма. Там он, с двумя своими помощниками, которые были ему нужны только как сборщики мусора, за огромным пурпурным занавесом, создал статую бога-громовержца в хрисоэлефантинной технике. Сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости, из которой он создал тело бога. Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные каменья и 200 кг чистого золота. По современным расценкам стоимость одного только золота, пошедшего на отделку статуи, составляла около 8 млн. $.
Открытие статуи
В 435 г. до н.э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушел в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию. Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осужден и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6-7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении.
Современник писал:
"Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?".
В 435 г. до н.э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушел в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию. Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осужден и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6-7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении.
Современник писал:
"Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?".
Описание храма
По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64x27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами, с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма.
По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64x27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами, с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма.