Наука » История » Древние цивилизации » Тибет
История Тибета
В конце VI-го и начале VII-го века поднявшееся Ярлунгское племя (в нынешнем округе Шаньнань) постепенно подчинило себе соседние племена и создало царство Туфань. Период Ярлунгской династии тибетских царей детально освещён в литературе, сохранилось немало табетских книг этого периода. Однако о хронологической привязке Ярлунгской династии ведятся споры.
Между туфаньскими правителями и танским двором были заключены царственные браки, благодаря им, а также благодаря неофициальным обменам между населением Китая и Тибета политические, хозяйственные и культурные связи внутреннего Китая с Тибетом получили дальнейшее развитие. Во второй половине IX-го века царство Туфань пришло в упадок. В тибетской истории предшествовавший этому период называется периодом правления «гамбо», а последующие 300 лет - периодом раскола. В период раскола в силу вошли местные родовые правители, враждовавшие друг с другом. Во внутреннем Китае это время также было смутным (Эпоха пяти Династий и Десяти царств и последующие династии Сун, Ляо), когда в стране то и дело менялась власть и шли нескончаемые войны. В середине XIII-го века Тибет официально вошел в состав Китайской империи. Центральное правительство Китая (Династия Юань) объявило Тибет районом, непосредственно ему подчинявшимся. В период династии Мин был установлен порядок назначения высших тибетских религиозных вождей и районной администрации.
В конце VI-го и начале VII-го века поднявшееся Ярлунгское племя (в нынешнем округе Шаньнань) постепенно подчинило себе соседние племена и создало царство Туфань. Период Ярлунгской династии тибетских царей детально освещён в литературе, сохранилось немало табетских книг этого периода. Однако о хронологической привязке Ярлунгской династии ведятся споры.
Между туфаньскими правителями и танским двором были заключены царственные браки, благодаря им, а также благодаря неофициальным обменам между населением Китая и Тибета политические, хозяйственные и культурные связи внутреннего Китая с Тибетом получили дальнейшее развитие. Во второй половине IX-го века царство Туфань пришло в упадок. В тибетской истории предшествовавший этому период называется периодом правления «гамбо», а последующие 300 лет - периодом раскола. В период раскола в силу вошли местные родовые правители, враждовавшие друг с другом. Во внутреннем Китае это время также было смутным (Эпоха пяти Династий и Десяти царств и последующие династии Сун, Ляо), когда в стране то и дело менялась власть и шли нескончаемые войны. В середине XIII-го века Тибет официально вошел в состав Китайской империи. Центральное правительство Китая (Династия Юань) объявило Тибет районом, непосредственно ему подчинявшимся. В период династии Мин был установлен порядок назначения высших тибетских религиозных вождей и районной администрации.
Наука » История » Древние цивилизации » Тибет
Тибет
Тибет находится между двумя центрами древнейшей культуры — Индией и Китаем, но географическое положение Тибета таково, что он практически изолирован от них. Нет данных о том, что тибетцы произошли из Центральной Азии или из Восточной Азии, но на основании того, что их язык входит в сино-тибетские языки вместе с китайским и бирманским можно строить гипотезы о совместном происхождении этих народов. Тем не менее все исторические свидетельства начинаются с времён, когда тибетская культура уже существовала независимо от соседей.
Тибет находится между двумя центрами древнейшей культуры — Индией и Китаем, но географическое положение Тибета таково, что он практически изолирован от них. Нет данных о том, что тибетцы произошли из Центральной Азии или из Восточной Азии, но на основании того, что их язык входит в сино-тибетские языки вместе с китайским и бирманским можно строить гипотезы о совместном происхождении этих народов. Тем не менее все исторические свидетельства начинаются с времён, когда тибетская культура уже существовала независимо от соседей.
Цивилизация Мероэ
«Словно водяным ураганом был захвачен Мемфис, множество людей там убито, и приведены пленные к тому месту, где находился его величество... Нет больше нома, закрытого для его величества среди номов Юга и Севера, Запада и Востока».Так повествует о воцарении кушитов в Египте в 729 г. до н. э. неизвестный автор стелы Пианхи.Почти столетие именовали себя фараонами Египта пришельцы из Напаты, возникшие, словно из небытия, на исторической сцене после полуторавекового молчания эпиграфических и археологических источников южнее первого нильского порога Впрочем, и предшествующий длительный период господства египтян внешне, казалось бы, нивелировал многие стороны местных культурных традиций Поиск происхождения новоявленных «владык Обеих Земель» уводит нас в глубокую древностьСудьба двух народов, египтян и кушитов, тесно переплеталась на протяжении веков По мнению академика Б.Б. Пиотровского, археологические материалы IV тыс до н э отчетливо показывают, что одинаковая культура охватывала в то время Верхний Египет и Северную Нубию. Позднее в силу особенностей географического фактора развитие культур шло двумя различными путями.Куш контролировал территории главным образом между третьим и пятым нильскими порогами, однако иногда кушитским царям удавалось распространять свою власть на севере до Асуана и на юге до Хартума— столицы современного Судана. Неодинаковым было название страны, а также ее отдельных частей.
«Словно водяным ураганом был захвачен Мемфис, множество людей там убито, и приведены пленные к тому месту, где находился его величество... Нет больше нома, закрытого для его величества среди номов Юга и Севера, Запада и Востока».Так повествует о воцарении кушитов в Египте в 729 г. до н. э. неизвестный автор стелы Пианхи.Почти столетие именовали себя фараонами Египта пришельцы из Напаты, возникшие, словно из небытия, на исторической сцене после полуторавекового молчания эпиграфических и археологических источников южнее первого нильского порога Впрочем, и предшествующий длительный период господства египтян внешне, казалось бы, нивелировал многие стороны местных культурных традиций Поиск происхождения новоявленных «владык Обеих Земель» уводит нас в глубокую древностьСудьба двух народов, египтян и кушитов, тесно переплеталась на протяжении веков По мнению академика Б.Б. Пиотровского, археологические материалы IV тыс до н э отчетливо показывают, что одинаковая культура охватывала в то время Верхний Египет и Северную Нубию. Позднее в силу особенностей географического фактора развитие культур шло двумя различными путями.Куш контролировал территории главным образом между третьим и пятым нильскими порогами, однако иногда кушитским царям удавалось распространять свою власть на севере до Асуана и на юге до Хартума— столицы современного Судана. Неодинаковым было название страны, а также ее отдельных частей.
Цивилизация древнего Зимбабве
О живших здесь столетия назад людях известно мало: письменности у них не было, а устные предания не сохранились. Но каменные стены и башня, напоминающие рыцарские замки Средневековья, хранят для потомков какое-то не вполне еще разгаданное послание.
Руины Великого Зимбабве, раскинувшиеся на 24 гектарах, состоят из трех частей. Это останки самого древнего укрепления на холме, которое археологи называют акрополем, каменные развалины "Городища в долине" и "Большое городище" - главная часть всего комплекса.
С воздуха Большое городище похоже на гигантский каменный браслет. Этот браслет - внешняя стена, имеющая в длину приблизительно 250 метров. Ее ширина - от метра до 5 метров, а высота вдвое превышает ширину, достигая 9 метров. Это примерно 5 с лишним тысяч кубометров камня! Внутри внешней стены выстроены другие стены, пониже. Между ними и главной стеной в некоторых местах имеются узкие проходы, предназначение которых так и не выяснено. Еще большую загадку представляет возвышающаяся над городищем большая коническая башня. Ранние исследователи считали ее храмом или даже королевской резиденцией. Но дело в том, что внутри башни нет никаких помещений и даже пустот - она целиком состоит из сложенных гранитных блоков.
О живших здесь столетия назад людях известно мало: письменности у них не было, а устные предания не сохранились. Но каменные стены и башня, напоминающие рыцарские замки Средневековья, хранят для потомков какое-то не вполне еще разгаданное послание.
Руины Великого Зимбабве, раскинувшиеся на 24 гектарах, состоят из трех частей. Это останки самого древнего укрепления на холме, которое археологи называют акрополем, каменные развалины "Городища в долине" и "Большое городище" - главная часть всего комплекса.
С воздуха Большое городище похоже на гигантский каменный браслет. Этот браслет - внешняя стена, имеющая в длину приблизительно 250 метров. Ее ширина - от метра до 5 метров, а высота вдвое превышает ширину, достигая 9 метров. Это примерно 5 с лишним тысяч кубометров камня! Внутри внешней стены выстроены другие стены, пониже. Между ними и главной стеной в некоторых местах имеются узкие проходы, предназначение которых так и не выяснено. Еще большую загадку представляет возвышающаяся над городищем большая коническая башня. Ранние исследователи считали ее храмом или даже королевской резиденцией. Но дело в том, что внутри башни нет никаких помещений и даже пустот - она целиком состоит из сложенных гранитных блоков.
Древняя Африка
В 6-5-м тысячелетиях до н. э. в долине Нила складывается земледельческие культуры (Тасийская культура, Файюм, Меримде), на основе которой в 4-м тысячелетии до н. э. возникает древнейшая африканская цивилизация — Древний Египет. К югу от неё, также на Ниле, под её влиянием сформировалась керма-кушитская цивилизация, сменившаяся во 2-м тысячелетии до н. э. нубийской (Напата). На её обломках образовались государства Алоа, Мукурра, Набатейское царство и др., находившиеся под культурным и политическим влиянием Эфиопии, коптского Египта и Византии. На севере Эфиопского нагорья под влиянием южноаравийского Сабейского царства возникла эфиопская цивилизация: в V веке до н. э. выходцами из Южной Аравии образовано Эфиопское царство, во II-XI веках н. э. существовало Аксумское царство, на основе которого складывается средневековая цивилизация христианской Эфиопии (XII-XVI век). Эти очаги цивилизации были окружены скотоводческими племенами ливийцев, а также предками современных кушито- и нилотоязычных народов.
В 6-5-м тысячелетиях до н. э. в долине Нила складывается земледельческие культуры (Тасийская культура, Файюм, Меримде), на основе которой в 4-м тысячелетии до н. э. возникает древнейшая африканская цивилизация — Древний Египет. К югу от неё, также на Ниле, под её влиянием сформировалась керма-кушитская цивилизация, сменившаяся во 2-м тысячелетии до н. э. нубийской (Напата). На её обломках образовались государства Алоа, Мукурра, Набатейское царство и др., находившиеся под культурным и политическим влиянием Эфиопии, коптского Египта и Византии. На севере Эфиопского нагорья под влиянием южноаравийского Сабейского царства возникла эфиопская цивилизация: в V веке до н. э. выходцами из Южной Аравии образовано Эфиопское царство, во II-XI веках н. э. существовало Аксумское царство, на основе которого складывается средневековая цивилизация христианской Эфиопии (XII-XVI век). Эти очаги цивилизации были окружены скотоводческими племенами ливийцев, а также предками современных кушито- и нилотоязычных народов.
Африка каменного века
Древнейшие археологические находки, свидетельствующие об обработке зерна в Африке, датированы тринадцатым тысячелетием до н. э. Скотоводство в Сахаре началось ок. 7500 до н. э., а организованное сельское хозяйство в районе Нила появилось в 6 тысячелетии до н. э.
В Сахаре, бывшей тогда плодородной территорией, обитали группы охотников-рыболовов, о чём говорят археологические находки. По всей Сахаре обнаружено множество петроглифов и наскальных росписей, датируемых от 6000 до н. э. до 7 века н. э. Наиболее известным памятником первобытного искусства Северной Африки является плато Тассилин-Аджер. Памятники наскальной живописи также встречаются в Сомали и ЮАР (древнейшие рисунки датируются 25,500 до н. э.).
Лингвистические данные показывают, что люди языковой группы банту (например, коса и зулу), эмигрировали в юго-западном направлении в места, где до них жили койсанские народы, и что банту вытеснили прежних жителей. Поселения банту использовали характерный набор зерновых культур, подходящих для тропической Африки, включая маниоку и ямс.
Сейчас многие племена ведут примитивный образ жизни, занимаясь охотой, собирательством, рыболовством и местами — примитивным земледелием. Наиболее известным примером таких племён являются бушмены.
Древнейшие археологические находки, свидетельствующие об обработке зерна в Африке, датированы тринадцатым тысячелетием до н. э. Скотоводство в Сахаре началось ок. 7500 до н. э., а организованное сельское хозяйство в районе Нила появилось в 6 тысячелетии до н. э.
В Сахаре, бывшей тогда плодородной территорией, обитали группы охотников-рыболовов, о чём говорят археологические находки. По всей Сахаре обнаружено множество петроглифов и наскальных росписей, датируемых от 6000 до н. э. до 7 века н. э. Наиболее известным памятником первобытного искусства Северной Африки является плато Тассилин-Аджер. Памятники наскальной живописи также встречаются в Сомали и ЮАР (древнейшие рисунки датируются 25,500 до н. э.).
Лингвистические данные показывают, что люди языковой группы банту (например, коса и зулу), эмигрировали в юго-западном направлении в места, где до них жили койсанские народы, и что банту вытеснили прежних жителей. Поселения банту использовали характерный набор зерновых культур, подходящих для тропической Африки, включая маниоку и ямс.
Сейчас многие племена ведут примитивный образ жизни, занимаясь охотой, собирательством, рыболовством и местами — примитивным земледелием. Наиболее известным примером таких племён являются бушмены.
На рассвете истории Африки
Нынешний уровень наших знаний позволяет с полной определенностью утверждать, что нигде в Африке к югу от Сахары до рубежа VII—VIII вв. н. э. не сложились общества с антагонистическими классами и что лишь после появления в Северной и Восточной Африке арабов народы субсахарской Африки познакомились с письменностью.
Бесспорно, однако, что в разных регионах существовали определенные общности, отличавшиеся теми или иными специфическими чертами материальной и духовной культуры, которые правильнее было бы определять как предцивилизации или протоцивилизации.
Эти, условно говоря, древнейшие цивилизации, сложение которых в общем совпало по времени с переходом к железному веку на всей территории субсахарской Африки, формировались в нескольких главных районах, которые разделяли огромные расстояния, где, по-видимому, сохранялось население, жившее еще на ранних стадиях первобытнообщинного строя. Такими очагами цивилизаций были Западный Судан и сопредельные с ним части сахельской зоны на севере, а также прилегавшие к ним области Сахары; центральная и юго-западная части современной Нигерии; бассейн верхнего течения р. Луалаба (нынешняя провинция Шаба в Заире); центральные и восточные области сегодняшней Республики Зимбабве, которая своим названием обязана как раз блестящей цивилизации, сложившейся здесь в первые века II тыс. н. э., и, наконец, африканское побережье Индийского океана. Археологические исследования последних двух десятилетий убедительно показывают прямую преемственность между этими древнейшими цивилизациями и цивилизациями африканского средневековья—великими державами Западного Судана (Ганой, Мали, Сонгай), Ифе, Бенином, Конго, Зимбабве, суахилийской цивилизацией.
Нынешний уровень наших знаний позволяет с полной определенностью утверждать, что нигде в Африке к югу от Сахары до рубежа VII—VIII вв. н. э. не сложились общества с антагонистическими классами и что лишь после появления в Северной и Восточной Африке арабов народы субсахарской Африки познакомились с письменностью.
Бесспорно, однако, что в разных регионах существовали определенные общности, отличавшиеся теми или иными специфическими чертами материальной и духовной культуры, которые правильнее было бы определять как предцивилизации или протоцивилизации.
Эти, условно говоря, древнейшие цивилизации, сложение которых в общем совпало по времени с переходом к железному веку на всей территории субсахарской Африки, формировались в нескольких главных районах, которые разделяли огромные расстояния, где, по-видимому, сохранялось население, жившее еще на ранних стадиях первобытнообщинного строя. Такими очагами цивилизаций были Западный Судан и сопредельные с ним части сахельской зоны на севере, а также прилегавшие к ним области Сахары; центральная и юго-западная части современной Нигерии; бассейн верхнего течения р. Луалаба (нынешняя провинция Шаба в Заире); центральные и восточные области сегодняшней Республики Зимбабве, которая своим названием обязана как раз блестящей цивилизации, сложившейся здесь в первые века II тыс. н. э., и, наконец, африканское побережье Индийского океана. Археологические исследования последних двух десятилетий убедительно показывают прямую преемственность между этими древнейшими цивилизациями и цивилизациями африканского средневековья—великими державами Западного Судана (Ганой, Мали, Сонгай), Ифе, Бенином, Конго, Зимбабве, суахилийской цивилизацией.
Общинные боги
Забаба — бог Киша
Энлиль — бог Ниппура
Инанна — богиня Урука
Нанна — бог Ура
Энки — бог Эриду
Забаба — бог Киша
Энлиль — бог Ниппура
Инанна — богиня Урука
Нанна — бог Ура
Энки — бог Эриду
Шумеро - аккадская мифология
Мифология Междуречья — мифология древних государств Междуречья: Аккада, Ассирии, Вавилонии, Шумера, Элама.
Шумеро-аккадская мифология — мифология древнейшей из известных цивилизаций, располагавшихся на территории Междуречья, и развивавшейся с IV по II тысячелетие до н. э.
Хурритская мифология — мифология народов, населявших Северное Междуречье в III—II тысячелетии до н. э.
Ассирийская мифология — мифология Ассирии, располагавшейся в Северном Междуречье в XIV—VII вв. до н. э.; она опиралась на шумеро-аккадскую мифологию, а после захвата Ассирии Вавилонским царством оказала сильное влияние на вавилонскую мифологию.
Вавилонская мифология — мифология Вавилонии, государства на юге Междуречья XX—VI веках до н. э.; испытала влияние ассирийской мифологии.
Древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом. Самоназвание этой области – Сеннаар. Центр развития древнейшей цивилизации находился в Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, а южная – Шумер. Не позднее IV тыс. до н.э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения, постепенно они заняли всю территорию Месопотамии. Откуда пришли шумеры – до сих пор неизвестно, но согласно легенде, распространенной среди самих шумеров, с островов Персидского залива. Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками не установлены. В северной части Месопотамии начиная с первой половины III тыс. до н.э. жили семиты, скотоводческие племена древней Передней Азии и сирийской степи, язык семитских племен назывался аккадским.
Мифология Междуречья — мифология древних государств Междуречья: Аккада, Ассирии, Вавилонии, Шумера, Элама.
Шумеро-аккадская мифология — мифология древнейшей из известных цивилизаций, располагавшихся на территории Междуречья, и развивавшейся с IV по II тысячелетие до н. э.
Хурритская мифология — мифология народов, населявших Северное Междуречье в III—II тысячелетии до н. э.
Ассирийская мифология — мифология Ассирии, располагавшейся в Северном Междуречье в XIV—VII вв. до н. э.; она опиралась на шумеро-аккадскую мифологию, а после захвата Ассирии Вавилонским царством оказала сильное влияние на вавилонскую мифологию.
Вавилонская мифология — мифология Вавилонии, государства на юге Междуречья XX—VI веках до н. э.; испытала влияние ассирийской мифологии.
Древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом. Самоназвание этой области – Сеннаар. Центр развития древнейшей цивилизации находился в Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, а южная – Шумер. Не позднее IV тыс. до н.э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения, постепенно они заняли всю территорию Месопотамии. Откуда пришли шумеры – до сих пор неизвестно, но согласно легенде, распространенной среди самих шумеров, с островов Персидского залива. Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками не установлены. В северной части Месопотамии начиная с первой половины III тыс. до н.э. жили семиты, скотоводческие племена древней Передней Азии и сирийской степи, язык семитских племен назывался аккадским.
Шумерские города - государства
Во главе шумерских городов стояли правители. Сначала это были верховные жрецы, а затем цари. Царя называли "большой человек". Цари основывали династии. Династия - ряд правителей из одного рода, последовательно сменяющих друг друга по праву наследования.
О могуществе и богатстве шумерских правителей свидетельствуют их гробницы. Археологи раскопали гробницы царей города Ур. Здесь были обнаружены скелеты десятков людей, лишенных жизни, чтобы сопровождать владыку в загробный мир, а также драгоценные сокровища.
Самыми крупными и могущественными городами-государствами Шумера были Ур, Урук, Лагаш. Правители городов-государств издавали законы. Это были первые законы в истории. В них провозглашалось, что царь является исполнителем воли верховного бога города-государства. Определялись границы государства. Выполнение законов и распоряжений правителей осуществлялось через назначенных ими чиновников.
Город-государство имел свою казну, находившуюся в распоряжении правителя. Города-государства воевали между собой, поэтому они нуждались в войске. В ходе войн расширялись границы городов-государств. Несколько городов могли быть объединены под властью одного царя. Пленных шумеры обращали в рабов.
Во главе шумерских городов стояли правители. Сначала это были верховные жрецы, а затем цари. Царя называли "большой человек". Цари основывали династии. Династия - ряд правителей из одного рода, последовательно сменяющих друг друга по праву наследования.
О могуществе и богатстве шумерских правителей свидетельствуют их гробницы. Археологи раскопали гробницы царей города Ур. Здесь были обнаружены скелеты десятков людей, лишенных жизни, чтобы сопровождать владыку в загробный мир, а также драгоценные сокровища.
Самыми крупными и могущественными городами-государствами Шумера были Ур, Урук, Лагаш. Правители городов-государств издавали законы. Это были первые законы в истории. В них провозглашалось, что царь является исполнителем воли верховного бога города-государства. Определялись границы государства. Выполнение законов и распоряжений правителей осуществлялось через назначенных ими чиновников.
Город-государство имел свою казну, находившуюся в распоряжении правителя. Города-государства воевали между собой, поэтому они нуждались в войске. В ходе войн расширялись границы городов-государств. Несколько городов могли быть объединены под властью одного царя. Пленных шумеры обращали в рабов.
Царь Древнего Вавилона Хаммурапи
В начале 2 тысячелетия до н. э. Аккад был завоеван соседними воинственными племенами. Эти племена основали свое государство со столицей в городе Вавилон. Название Вавилон означало "Врата бога". При царе Хаммурапи Вавилонское царство подчинило себе почти всю Месопотамию. Хаммурапи издал дошедший до нас почти полностью свод законов, чтобы приучить свой народ к строгой дисциплине и хорошему поведению. Свод законов содержал 282 статьи по различным вопросам жизни общества.
Вавилонский правитель приказал запечатлеть свои законы на черной базальтовой стеле. Копии этих законов были сделаны на тысячах глиняных табличек и разосланы по всему царству. Об уважении к законам Хаммурапи свидетельствует то, что даже через полторы тысячи лет после их появления они все еще переписывались, изучались и распространялись в Месопотамии.
Черная базальтовая стела, покрытая клинописью, была найдена французскими археологами. Когда клинопись расшифровали, стало ясно, что это законы царя Хаммурапи. Царь был изображен на верхней части стелы, стоящим перед богом солнца Шамашем. Таким образом хотели подчеркнуть, что именно бог солнца даровал царю законы, которые он должен был передать своим подданным. Царь считался проводником воли бога.
В начале 2 тысячелетия до н. э. Аккад был завоеван соседними воинственными племенами. Эти племена основали свое государство со столицей в городе Вавилон. Название Вавилон означало "Врата бога". При царе Хаммурапи Вавилонское царство подчинило себе почти всю Месопотамию. Хаммурапи издал дошедший до нас почти полностью свод законов, чтобы приучить свой народ к строгой дисциплине и хорошему поведению. Свод законов содержал 282 статьи по различным вопросам жизни общества.
Вавилонский правитель приказал запечатлеть свои законы на черной базальтовой стеле. Копии этих законов были сделаны на тысячах глиняных табличек и разосланы по всему царству. Об уважении к законам Хаммурапи свидетельствует то, что даже через полторы тысячи лет после их появления они все еще переписывались, изучались и распространялись в Месопотамии.
Черная базальтовая стела, покрытая клинописью, была найдена французскими археологами. Когда клинопись расшифровали, стало ясно, что это законы царя Хаммурапи. Царь был изображен на верхней части стелы, стоящим перед богом солнца Шамашем. Таким образом хотели подчеркнуть, что именно бог солнца даровал царю законы, которые он должен был передать своим подданным. Царь считался проводником воли бога.
Подданные царя
Среди подданных царя Хаммурапи можно выделить три разряда: свободные люди, обладавшие всеми правами; свободные люди, лишенные некоторых прав; рабы. В рабство обращали военнопленных. Однако и вавилоняне, не сумевшие выплатить долг, могли попасть в рабство. Рабов было немного. Через несколько лет пребывания в рабстве человека могли отпустить на волю.
Из законов Хаммурапи мы знаем, что наказания и штрафы отличались в зависимости от того, к какому разряду подданных относился пострадавший. Самые маленькие наказания были за преступления, совершенные против рабов. В отношении свободных людей, обладавших всеми правами, действовало древнее правило "око за око. зуб за зуб". Если от действий врача умирал полноправный человек, врачу отрубали руку. Если же врач не смог вылечить раба, он только уплачивал штраф. Если строитель плохо построил дом, он рухнул и под его обломками погиб сын хозяина, закон повелевал убить сына строителя. Понимание закона в Древнем Вавилоне было жестоким.
Хаммурапи, однако, не хотел, чтобы его законы вредили народу. Он провозгласил себя защитником вдов и сирот. Царю и государству было невыгодно, чтобы уменьшалось число тех, кто оплачивал налоги. Ведь налоги обогащали казну. В законах Хаммурапи содержались статьи, облегчавшие положение тех, кто не мог вовремя выплатить долг кредитору, и ограничивавшие пребывание должников в рабстве тремя годами.
Среди подданных царя Хаммурапи можно выделить три разряда: свободные люди, обладавшие всеми правами; свободные люди, лишенные некоторых прав; рабы. В рабство обращали военнопленных. Однако и вавилоняне, не сумевшие выплатить долг, могли попасть в рабство. Рабов было немного. Через несколько лет пребывания в рабстве человека могли отпустить на волю.
Из законов Хаммурапи мы знаем, что наказания и штрафы отличались в зависимости от того, к какому разряду подданных относился пострадавший. Самые маленькие наказания были за преступления, совершенные против рабов. В отношении свободных людей, обладавших всеми правами, действовало древнее правило "око за око. зуб за зуб". Если от действий врача умирал полноправный человек, врачу отрубали руку. Если же врач не смог вылечить раба, он только уплачивал штраф. Если строитель плохо построил дом, он рухнул и под его обломками погиб сын хозяина, закон повелевал убить сына строителя. Понимание закона в Древнем Вавилоне было жестоким.
Хаммурапи, однако, не хотел, чтобы его законы вредили народу. Он провозгласил себя защитником вдов и сирот. Царю и государству было невыгодно, чтобы уменьшалось число тех, кто оплачивал налоги. Ведь налоги обогащали казну. В законах Хаммурапи содержались статьи, облегчавшие положение тех, кто не мог вовремя выплатить долг кредитору, и ограничивавшие пребывание должников в рабстве тремя годами.