Остров и маяк

Наука » История » Древние цивилизации » Цивилизации Средиземноморья
Остров и маяк
Остров и маяк

Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море, около берегов Александрии. Этот оживлённый порт основал Александр Великий во время посещения Египта в 332 до н. э. Сооружение назвали по имени острова. На его строительство, должно быть, ушло 20 лет, а завершён он был около 280 г. до н. э., во времена правления Птолемея II, царя Египта.

Направляющий свет

Наука » История » Древние цивилизации » Цивилизации Средиземноморья
Направляющий свет
Верхняя башня формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь, помогавший кораблям благополучно достигнуть бухты.Общая высота маяка - 115-135 метров, его свет было видно на расстоянии 60 км (по другим свидетельствам, до 100 км). Нижняя часть представляла собой четырехгранную призму 60-метровой высоты с квадратной основой, длина стороны которой составляла 30 м. Во внутренних помещениях хранился разный инвентарь, а плоская крыша, украшенная по уголкам огромными статуями Тритона, служила основой средней части. Это была 40-метровая восьмигранная призма-башня, облицованная белым мрамором. Верхняя (третья) часть маяка была сооружена в форме цилиндрической колоннады - 8 колонн несли купол, увенчанный 7-метровой бронзовой фигурой повелителя морей Посейдона (или статуя Зевса Спасителя).

Гибель маяка

Наука » История » Древние цивилизации » Цивилизации Средиземноморья
Гибель маяка
К XII веку н. э. александрийская бухта настолько заполнилась илом, что корабли больше не могли ею пользоваться. Маяк пришёл в упадок. Бронзовые пластины, служившие зеркалами, вероятно, переплавили на монеты. В XIV веке маяк был уничтожен землетрясением. Несколькими годами позже мусульмане использовали его обломки, чтобы построить военный форт. Форт впоследствии не раз перестраивался и до сих пор стоит на месте первого в мире маяка.

Александрийский маяк

Наука » История » Древние цивилизации » Цивилизации Средиземноморья
Александрийский маяк
Александрийский маяк

Александрийский маяк — одно из «Семи чудес света».
В III веке до н. э. был построен маяк, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение языков пламени, а днём — столб дыма. Это был первый в мире маяк, и простоял он 1500 лет.

Семь чудес света

Наука » История » Древние цивилизации » Цивилизации Средиземноморья
Семь чудес света
Семь чудес света

Семь чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира) — знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры.
Первый список чудес света появился в Древней Греции приблизительно в III веке до н. э. Поначалу чудес света было только три — Пирамида Хеопса, Висячие сады и Храм Артемиды. Потом были добавлены остальные. В некоторых источниках автором окончательного списка считается Филон Византийский (Филон Александрийский).
В настоящее время в число семи чудес света включают:
• Пирамида Хеопса, великая пирамида в Гизе(Египет)
• Висячие сады Семирамиды
• Храм Артемиды в Эфесе
• Статуя Зевса в Олимпии
• Александрийский маяк
• Колосс Родосский
• Мавзолей в Галикарнасе
До наших дней полностью сохранилась лишь Пирамида Хеопса, частично сохранились Храм Артемиды в Эфесе и Мавзолей в Галикарнасе.

Племена европы и азии в I тысячелетии до н. э.

Наука » История » Древние цивилизации » Цивилизации Средиземноморья
Племена европы и азии в I тысячелетии до н. э.
Племена европы и азии в I тысячелетии до н. э.

Одновременно и бок о бок с миром рабовладельческой цивилизации существовал мир кочевых, полукочевых и оседлых племён и народностей, населявших обширные пространства Европы, Центральной Азии и Сибири. Историческое развитие отдельных стран и народов в древности шло крайне неравномерно. В то время, когда уже существовали очаги высокой для своего времени рабовладельческой цивилизации, огромное большинство человечества проходило ещё стадию первобытно-общинного строя или различные этапы его разложения. В своём дальнейшем историческом развитии эти племена и народности дошли до ступени образования классового общества, до складывания государства далеко не одновременно. Для некоторых из них период разложения первобытно-общинных отношений затягивается до рубежа или первых веков нашей эры (например, для кельтов, германцев, славян и т. д.), для других он завершается значительно раньше - в IV - III вв. до н. э. (например, для некоторых племён Причерноморья, Закавказья и др.). История рабовладельческих обществ теснейшим образом связана с историей развития окружающих их племён. Отношение господствующих классов рабовладельческих государств к этим племенам обусловливалось прежде всего тем, что они служили для них источником пополнения армии рабов и были объектом грабежа во всех его формах — начиная от территориальных захватов, принудительной колонизации и кончая неэквивалентной торговлей. Этим целям вполне соответствовали те методы грубого насилия и обмана, которые завоеватели, торговцы, ростовщики применяли по отношению к «варварам», рассматривая их как людей, самой природой предназначенных для рабской участи. Косвенным следствием развития взаимоотношений рабовладельческих обществ с окружающим миром племён было ускорение внутренних процессов развития отдельных племён и народностей: разложение первобытно-общинных отношений, рост социально-имущественной дифференциации, выделение племенной знати и неимущих слоев населения. В отличие от буржуазной историографии, видящей в «варварских» племенах лишь объект воздействия очагов рабовладельческой цивилизации в форме «эллинизации», «романизации» и т. д., марксистских историков интересует внутренняя история племён и народностей, их самобытная культура, своеобразные пути их исторического развития.К сожалению, письменные источники в этой области, и в частности свидетельства древних авторов, весьма скудны, фрагментарны, а иногда дают искажённое и тенденциозное освещение истории тех отдельных племён, которые приходили в соприкосновение с рабовладельческим миром. Поэтому основным источником для изучения экономики, социально-политической жизни и культуры большинства племён и народностей является археологический материал. Всестороннее изучение этого материала и критическое использование письменных свидетельств древних авторов дают возможность представить картину истории многочисленных племён, выступающих не только как объект эксплуатации или «культурного воздействия», но и как субъект исторического развития.

Микенская цивилизация

Наука » История » Древние цивилизации » Цивилизации Средиземноморья
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация

Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III-II тысячелетий до н. э. с севера, из района Придунайской низменности или из степей Северного Причерноморья, где они обитали первоначально. Продвигаясь все дальше на юг по территории страны, которая в дальнейшем стала называться их именем, ахейцы частью уничтожали, а частью ассимилировали коренное догреческое население этих областей, которое позднейшие греческие историки назвали пеласгами.
Это передвижение датируется последними столетиями III тысячелетия до н. э., или концом эпохи ранней бронзы. Около 2300 г. до н. э. погибли в пламени пожара цитадель Лерны и некоторые другие поселения раннеэлладского времени. Спустя некоторое время возникает ряд новых поселений в тех местах, где их раньше не было.

Карфаген

Наука » История » Древние цивилизации » Цивилизации Средиземноморья
Карфаген
Карфаген

Карфаген - финикийское (пуническое) государство со столицей в одноимённом городе, существовавшее в древности на севере Африки, на территории современного Туниса. Название переводится с финикийского языка как «новый город».
Карфаген основан в 814 г. до н. э. колонистами из финикийского города Тир. После падения финикийского влияния в Западном Средиземноморье Карфаген переподчиняет себе бывшие финикийские колонии. К III веку до н. э. он становится крупнейшим государством на западе Средиземного моря, подчинив Южную Испанию, Северную Африку, Сицилию, Сардинию, Корсику. После серии войн против Рима потерял свои завоевания и был разрушен в 146 г. до н. э., его территория превращена в провинцию Африка. Юлий Цезарь предложил основать на его месте колонию (была основана после его смерти). После завоевания Северной Африки императором Византии Юстинианом, Карфаген — столица Карфагенского экзархата. Окончательно потерял своё название после завоевания арабами.

Царский период

Наука » История » Древние цивилизации » Цивилизации Средиземноморья
Царский период
Происхождение названия города неизвестно. В литературе делались попытки вывести его из корней греческих слов, а также доказывалось его этрусское происхождение, но всё это покалишь недостаточно обоснованные гипотезы и догадки. Древнейший период римской истории обычно принято называть «царским». Этот период, согласно легендарной традиции, длился около двух с половиной столетий. Однако изложение исторических событий этого времени, за небольшими исключениями, следует признать недостоверным, а римских царей, начиная с мифического основателя Рима - Ромула, нельзя считать историческими личностями. Но если конкретные события, сообщаемые традицией, в значительной степени легендарны, то при осторожном и критическом использовании её данных мы можем сделать некоторые выводы о социальном устройстве римской общины царского периода.
В древнейшее время в Риме сохранялись ещё родовые отношения. Согласно преданию, всё население состояло из 300 рсдов. Каждые 10 родов объединялись в курию, каждые 10 курий — в трибу. Таким образом, всего было 3 трибы, каждая из которых, видимо, представляла собой особое племя. Некоторые учёные считают, что одна из триб являлась объединением латинских родов, другая - сабинских и третья,- по видимому , этрусских. Упомянутые 300 родов составляли римский народ (populus Romanus), к которому мог принадлежать лишь тот, кто был членом рода, а через свой род — членом курии и трибы. Римский род имел такую же организацию, как и греческий. В каждом роде все его члены сообща владели землёй, имели общие кладбища, общие религиозные праздники, общее родовое имя и т. п. Старшина рода избирался, по видимому , всеми его членами.

Римская республика

Наука » История » Древние цивилизации » Цивилизации Средиземноморья
Римская республика
Римская республика

Согласно позднейшим римским историкам (например, Ливию), республика в Риме была установлена около 509 г. до н. э., когда был свергнут последний из семи царей Рима Тарквиний Гордый и стали проводиться ежегодные выборы магистратов. Важнейшими магистратами были два консула, вместе обладавшие высшей исполнительной и военной властью. Их влияние ограничивалось сенатом, который сначала был собранием советников из числа высшей аристократии (патрициев), но затем допускал в себя и обыкновенных граждан (плебеев). Постепенно римляне покорили остальное население Апеннинского полуострова, включая этрусков. Последняя угроза римскому владычеству в Италии миновала, когда Тарент, крупная греческая колония, призвала на помощь царя Пирра в 282 г. до н. э., но всё же была покорена. Римляне основывали колонии в стратегически важных местах, обезопасив так свое положение. Во второй половине III века до н. э. Рим сражался с Карфагеном в первой и второй Пунических войнах. После победы в них Рим приобрел первые колонии вне Апеннинского полуострова — Сицилию и Испанию. Одержав верх во II веке до н. э. над Македонской и Селевкидской империями, римляне стали хозяевами Средиземного моря. Завоевания возбудили внутреннюю борьбу. Сенаторы богатели за счет провинций, но воины, в основном мелкие земледельцы, проводили все больше времени в походах и не могли обрабатывать землю, а возросшее использование иностранных рабов снизило количество рабочих мест. Доходы от грабежа, торговли с новыми провинциями и делегация сбора налогов давали возможность разбогатеть низшим слоям общества, что привело к созданию нового класса всадников. Хоть и будучи богатыми, они все еще считались плебеями и были сильно ограничены в своих политических возможностях. Сенат, охваченный внутренними раздорами, много раз блокировал важные земельные реформы и отказывался давать всадникам большую власть. Банды безработных горожан, контролируемые соперничающими сенаторами, запугивали избирателей. Ситуация достигла апогея в конце II века до н. э., когда трибуны братья Гракхи попытались провести земельную реформу по перераспределению земель патрициев между плебеями. Оба брата расстались с жизнью из-за своих идей, но сенат все же провел часть предложенных ими реформ, пытаясь успокоить растущее недовольство плебеев и всадников. Отказ в предоставлении римского гражданства дружественным итальянским городам привел к Союзнической войне 91-88 годов. Из-за военных реформ Мария солдаты стали более лояльны своим командирам, а не Риму, в резулатате чего влиятельный генерал мог шантажировать город и правительство. В конце концов в 81-79 годах до н. э. правителем Рима стал диктатор Сулла.
В 60 году до н. э. Юлий Цезарь, Помпей и Красс втайне заключили пакт (Первый Триумвират) с целью власти над республикой. Он длился до гибели Красса в битве под Каррами в 53 году до н. э. После победы над галлами противостояние Цезаря и сената привело к гражданской войне, в которой Помпей возглавлял войска сената. Цезарь одержал победу и был провозглашен пожизненным диктатором. В 44 году до н. э. Цезарь был убит сенаторами, опасавшимися монархических устремлений Цезаря, и власть перешла ко второму триумвирату — усыновленному Цезарем Октавиану Августу и бывшим союзникам Цезаря Марку Антонию и Лепиду. Однако и они вскоре стали оспаривать власть друг друга. Лепид был изгнан, а Август победил Антония и Клеопатру в битве при Акции в 31 году до н. э. и стал единственным правителем Рима.

Упадок Римской империи

Наука » История » Древние цивилизации » Цивилизации Средиземноморья
Упадок Римской империи
Уже в 395 г. его власть перешла к двум его малолетним сыновьям, назначенным Августами - к Аркадию на востоке и Гонорию на западе. Этим двум половинам империи, греческой и римской, уже не суждено было более соединиться. В римской половине потомство Феодосия процарствовало 60 лет, но не в Риме, а в Равенне. После Гонория престол занял Валентиниан III (423 - 455), но история Рима в V в. измеряется уже не годами правителей, а годами бедствий от вторжения сев. варваров. Под натиском гуннов германские племена наступают по всей линии: в 410 г., 800 лет спустя после взятия галлами, Рим вновь сделался добычей сев. варваров; он был взят и разграблен вестготами. Вслед затем южная Галлия, Испания и Африка были заняты германскими племенами и отторгнуты от Рима; в 452 г. Рим едва избег разорения азиатскими хищниками, а три года спустя он был взят, разграблен и разрушен вандалами из Африки. В самом Риме водворяется власть германцев: непредотвратимая, так сказать стихийная инфильтрация германских элементов в римскую империю все растёт. Рим в состоянии бороться с германцами лишь с помощью германцев на его службе. Вандал Стилихон управляет империей вместо Гонория и спасает её от вестготского Алариха и полчищ Радагеса; вестготский Теодорих помогает Аэцию отразить Аттилу. Но германские защитники Рима становятся все многочисленнее и, наконец, сознают свою силу: с 456 до 472 г. Р. престолом распоряжается свев Рицимер, а в 476 г. герул Одоакр снимает порфиру с малолетнего последнего императора Рима, носящего, как бы в насмешку, имя Ромула Августа и принимает национальное звание «конунга» Италии. Круговорот времён завершился: Однако, вождь германской милиции, требует для её трети итальянской земли. С требования трети земли от побежденных начался тот рост Рима, который расширил его до Евфрата и до Рейна; однородное требование, предъявленное самому Риму пришельцами из-за Рейна, знаменует его конец. Но в истории конец — почти всегда и новое начало. Языческий Рим был побежден двумя враждебными ему силами: германцами и христианством. Вынесение в 357 г. из сената, по приказанию христианского императора, алтаря и статуи Виктории было символом поражения языческого Рима. Христианство явилось в Рим с востока, как чуждое ему достояние двух рас, которые он победил в тяжёлой вековой борьбе: семитов и эллинов. Но Рим овладел принесенным ему из провинций христианством, обратил его в орудие новой власти и с ним победил германский мир; проникнув в него далее и глубже, чем проникали когда либо легионы.

Римские идеалы

Наука » История » Древние цивилизации » Цивилизации Средиземноморья
Римские идеалы
Подобно тому, как «строгое» право (jus strictum) римлян под воздействием права народов проникается идеей общечеловеческого разума и справедливости, в римской империи одухотворяется значение Рима и идея римского владычества. Повинуясь дикому инстинкту народа, алчного до земли и добычи, римляне времён республики не нуждались в оправдании своих завоеваний. Ещё Ливий находит совершенно естественным, чтобы народ, происходящий от Марса, покорял себе другие народы, и приглашает последних покорно сносить римскую власть. Но уже при Августе Виргилий, напоминая своим согражданам, что их назначение - владычествовать над народами (tu regere imperio populos, Romane, memento), придаёт этому владычеству моральное назначение - водворять мир и щадить покорённых (parcere subjectis). Идея римского мира (pax romana) становится с этих пор девизом римского владычества. Её возвеличивает Плиний, её прославляет Плутарх, называя Рим «якорем, который навсегда приютил в гавани мир долго обуреваемый и блуждавший без кормчего». Сравнивая власть Рима с цементом, греческий моралист видит значение Рима в том, что он организовал общечеловеческое общество среди ожесточенной борьбы людей и народов. Этой же идее римского мира дал официальное выражение император Траян в надписи на храме, воздвигнутом им на Евфрате, когда до этой реки была вновь отодвинута граница империи. Но значение Рима скоро поднялось ещё выше. Водворяя среди народов мир, Рим призывал их к гражданскому порядку и благам цивилизации, предоставляя им широкий простор и не насилуя их индивидуальности. Он властвовал, по словам поэта, «не оружием только, а законами».