“Мир как воля и представление” (1818 первый том, а в 1844 второй том).
Мировоззрение Шопенгауэра формируется из трех источников, из трех мировоззренческих позиций:
1.Философия Платона (с его миром идей и миром вещей, которая проникнута духом аристократизма, презрения к толпе); Обыденные вопросы отодвинуты на второй план – главное мир идей.
2.Философия Канта; Априорность, мир познаваем до опыта.
3.Философия древней Индии (философия Упанишад). Мистика, поэтическая красота.
Общая идея этих позиций: утверждается, что разум (наше мышление) постигает только поверхность (часть) бытия. Подлинные причины происходящего всегда скрыты от нас.
Мировоззрение Шопенгауэра формируется из трех источников, из трех мировоззренческих позиций:
1.Философия Платона (с его миром идей и миром вещей, которая проникнута духом аристократизма, презрения к толпе); Обыденные вопросы отодвинуты на второй план – главное мир идей.
2.Философия Канта; Априорность, мир познаваем до опыта.
3.Философия древней Индии (философия Упанишад). Мистика, поэтическая красота.
Общая идея этих позиций: утверждается, что разум (наше мышление) постигает только поверхность (часть) бытия. Подлинные причины происходящего всегда скрыты от нас.
Философия жизни отличается от предыдущих иррационализмом, то есть отрицанием того, что только разум, только наука может постичь действительность.
Иррационализм ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания и делает основой миропонимания нечто иррациональное.
Иррациональное (от латинского irrationalis – неразумный), находящееся за пределами разума, алогическое, неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему.
Противоположность иррациональному – рациональное (рационализм).
Философия иррационализма – это многообразные позиции.
Иррационализм выдвигает на первый план внерациональные аспекты духовной жизни человека:
волю (волюнтаризм) – социальное бытие; ни одно действие не может быть осуществлено без воли;
Иррационализм ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания и делает основой миропонимания нечто иррациональное.
Иррациональное (от латинского irrationalis – неразумный), находящееся за пределами разума, алогическое, неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему.
Противоположность иррациональному – рациональное (рационализм).
Философия иррационализма – это многообразные позиции.
Иррационализм выдвигает на первый план внерациональные аспекты духовной жизни человека:
волю (волюнтаризм) – социальное бытие; ни одно действие не может быть осуществлено без воли;
Пытается реализовать задумку Конта (анализирует данные наук). Философией не интересовался, читал любую научную литературу (немножко дилетант). Ценил социологию Конта, но не разделял метафизических мотивов. «Конт предлагает описывать развитие идей, я же предлагаю описывать развитие вещей».
Идеи Спенсера: идея эволюции (независимо и за два года до Дарвиновских «Происхождения видов»); прежде всего, говорит об эволюции вселенной, которая движется в определенном направлении. Развитие происходит между хаосом и порядком. От хаоса к порядку, но иногда (периодически) падая в хаос.
В живой природе эволюция идет за счет приспособления к среде. Развитие общества идет по той же схеме.
Мораль – это результат эволюции и средство эволюции. Моральные принципы – это принципы выживания рода человеческого, поэтому одинаковы во всех религиях. (Сравни с Кантом).
Идеи Спенсера: идея эволюции (независимо и за два года до Дарвиновских «Происхождения видов»); прежде всего, говорит об эволюции вселенной, которая движется в определенном направлении. Развитие происходит между хаосом и порядком. От хаоса к порядку, но иногда (периодически) падая в хаос.
В живой природе эволюция идет за счет приспособления к среде. Развитие общества идет по той же схеме.
Мораль – это результат эволюции и средство эволюции. Моральные принципы – это принципы выживания рода человеческого, поэтому одинаковы во всех религиях. (Сравни с Кантом).
Родился в Лондоне в семье мыслителя, политического деятеля Джеймса Милля. Джон Милль не занимался академической деятельностью. Был руководителем ост-индийской компании. Три года провел в парламенте. Читал работы Конта и очень ими вдохновился: переписывался и приступил к самостоятельным исследованиям, но лично с Контом знаком не был.
Испытывает отрицательное отношение ко всей предыдущей философии, как и Конт.
Учение о научном методе
«Система логики», 1843. Заслуга Милля состоит в том, что он развивал идеи логического познания. Милль является известным логиком (и по сей день).
Милль здесь следует Конту и говорит, что все знание, в конечном счете, происходит из опыта. Поэтому возникает вопрос: какая логическая процедура является основополагающим методом в научном познании?
Испытывает отрицательное отношение ко всей предыдущей философии, как и Конт.
Учение о научном методе
«Система логики», 1843. Заслуга Милля состоит в том, что он развивал идеи логического познания. Милль является известным логиком (и по сей день).
Милль здесь следует Конту и говорит, что все знание, в конечном счете, происходит из опыта. Поэтому возникает вопрос: какая логическая процедура является основополагающим методом в научном познании?
Ему принадлежит позитивная классификация наук, в которой Конт делит все науки на два вида: абстрактный (изучают законы определенных групп явлений, например, явлений физических, биологических) и конкретные (которые применяют эти законы к частным областям). Так, например, биология – абстрактная наука, медицина – конкретная.
Выделяет пять основных абстрактных теоретических наук, по порядку их усложнения (сложно – это больше математических формул, сложнее определения).
Принцип построения: по степени уменьшения абстрактности и увеличения сложности, от простого к сложному.
1.Астрономия
2.Физика
3.Химия
4.Биология
5.Социология
Выделяет пять основных абстрактных теоретических наук, по порядку их усложнения (сложно – это больше математических формул, сложнее определения).
Принцип построения: по степени уменьшения абстрактности и увеличения сложности, от простого к сложному.
1.Астрономия
2.Физика
3.Химия
4.Биология
5.Социология
Основная идея позитивизма принадлежит не Конту, а его учителю, у которого Огюст работал секретарем (1817-22). Этот учитель – француз, социолог, социальный утопист Клод Анри Сен-Симон (1760-1825).
Сен-Симон был инициатором и марксистских и позитивистских течений, он поставил вопросы, которые решали оба эти направления. Сен-Симон был назван марксистами социалистом-утопистом. В XIX веке марксисты и позитивисты «внутренне похожи» (близки).
Конт на фоне Сен-Симона выглядел незаметно, но Сен-Симон разбрасывался в жизни, а Конт (секретарь) воспринял, систематизировал. Развил и переработал и стал знаменит, а Сен-Симон поблек.
Огюст Конт создает в Париже позитивистское общество, целью которого являлось обучения народа в духе позитивистского мировоззрения.
Сен-Симон был инициатором и марксистских и позитивистских течений, он поставил вопросы, которые решали оба эти направления. Сен-Симон был назван марксистами социалистом-утопистом. В XIX веке марксисты и позитивисты «внутренне похожи» (близки).
Конт на фоне Сен-Симона выглядел незаметно, но Сен-Симон разбрасывался в жизни, а Конт (секретарь) воспринял, систематизировал. Развил и переработал и стал знаменит, а Сен-Симон поблек.
Огюст Конт создает в Париже позитивистское общество, целью которого являлось обучения народа в духе позитивистского мировоззрения.
Позитивизм – направление философии, зародившееся в 30-е – 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание.
По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.
Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 - 1857).
В 18-19 веках интенсивно развиваются наука и техника.
Марксизм – культ денег и товаров;
Позитивизм – культ науки (только наука может претендовать на истинное отображение действительности).
Позитивизм – тенденция (течение) европейской философии, которое понизано духом научного мировоззрения.
По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.
Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 - 1857).
В 18-19 веках интенсивно развиваются наука и техника.
Марксизм – культ денег и товаров;
Позитивизм – культ науки (только наука может претендовать на истинное отображение действительности).
Позитивизм – тенденция (течение) европейской философии, которое понизано духом научного мировоззрения.
1.Абсолютная идея – материальное производство (противоречие между производительными силами и производственными отношениями (борьба классов)).
2.Самопознание, самоосознание – движение общественно-экономических формаций (ОЭФ).
3.Человек (сознание) – человек (труд).
Критика капиталистического общества
Собственность – бездушное начало противостоящее человеческому, духовному началу.
Человек, перестав быть рабом человека, стал рабом вещи.
Человек отчуждается от труда.
Объективной основой потребительской психологии выступают при капита¬лизме отчуждённый труд и товарный фетишизм
Фетишизм (от французского fetiche – идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам. Наделение продуктов труда сверхъестественными свойствами (самовозрастание стоимости и пр.).
Основной фетиш – деньги.
Человеческая жизнь становится формой движения вещей и движение вещей определяет жизнь человека, а не наоборот.
2.Самопознание, самоосознание – движение общественно-экономических формаций (ОЭФ).
3.Человек (сознание) – человек (труд).
Критика капиталистического общества
Собственность – бездушное начало противостоящее человеческому, духовному началу.
Человек, перестав быть рабом человека, стал рабом вещи.
Человек отчуждается от труда.
Объективной основой потребительской психологии выступают при капита¬лизме отчуждённый труд и товарный фетишизм
Фетишизм (от французского fetiche – идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам. Наделение продуктов труда сверхъестественными свойствами (самовозрастание стоимости и пр.).
Основной фетиш – деньги.
Человеческая жизнь становится формой движения вещей и движение вещей определяет жизнь человека, а не наоборот.
Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895)
Булгаков С.Н.: Маркс не вышел из Гегеля, это легенда. Вершина в немецкой философии – Гегель, все остальное – деградация, так как ни один из последующих авторов на самом деле идей немецкой философии не усвоил.
Маркс и Фейербах – прямые наследники философии французского Просвещения.
Именно в XIX веке по нарастающей увеличивается число работ в научной литературе, посвященных экономической тематике. Почему такого рода идеи бродят в XIX веке в Европе? Это связано с интенсивным развитием промышленности, капитализма.
Возникает впечатление, что именно экономические вопросы являются ключевыми в человеческой жизни, то есть они позволяют изменять и направлять жизнь. Возникает мнение, что именно производство и распределение благ – самое главное в обществе. Вопросы духовной жизни и т.п. уступают полит-экономической тематике.
Булгаков С.Н.: Маркс не вышел из Гегеля, это легенда. Вершина в немецкой философии – Гегель, все остальное – деградация, так как ни один из последующих авторов на самом деле идей немецкой философии не усвоил.
Маркс и Фейербах – прямые наследники философии французского Просвещения.
Именно в XIX веке по нарастающей увеличивается число работ в научной литературе, посвященных экономической тематике. Почему такого рода идеи бродят в XIX веке в Европе? Это связано с интенсивным развитием промышленности, капитализма.
Возникает впечатление, что именно экономические вопросы являются ключевыми в человеческой жизни, то есть они позволяют изменять и направлять жизнь. Возникает мнение, что именно производство и распределение благ – самое главное в обществе. Вопросы духовной жизни и т.п. уступают полит-экономической тематике.
Людвиг Фейербах
(1804-1872)
(1804-1872)
Ученик Гегеля, слушал его лекции, посвятил ему докторскую диссертацию (1828).
“Мысли о смерти и бессмертии”. Основные выводы: отрицание бессмертия души. 1829-30. Книгу опубликовал анонимно, но авторство установили и лишили права преподавания. Научной деятельности не прекратил.
“К критике философии Гегеля”, “Сущность христианства”.
Основной пафос работ – непримиримая критика религии.
Практически все философы после Гегеля обозначены возвращением философии к жизни, то есть озабочены проблемой связи с живой жизнью человека.
По Гегелю моральные отношения основываются на субъективном самоопределении воли: подчинится обстоятельства или изменить обстоятельства.
Индивид проявляет себя в действиях – это его способ существования для других индивидов.
Каждое действие ведет к бесконечным следствиям и последствиям.
Индивид отвечает за свои действия постольку они совершены им и задумывались им.
Действующий человек является разумным человеком ровно на столько, насколько он продумывает свои действия и последствия своих действий.
Одним из последователей Гегеля был Людвиг Фейерабх и Карл Маркс.
По Гегелю моральные отношения основываются на субъективном самоопределении воли: подчинится обстоятельства или изменить обстоятельства.
Индивид проявляет себя в действиях – это его способ существования для других индивидов.
Каждое действие ведет к бесконечным следствиям и последствиям.
Индивид отвечает за свои действия постольку они совершены им и задумывались им.
Действующий человек является разумным человеком ровно на столько, насколько он продумывает свои действия и последствия своих действий.
Одним из последователей Гегеля был Людвиг Фейерабх и Карл Маркс.
Развитие немецкой классической философии достигает вершин в творчестве Георга Гегеля (1770-1831).
“Феноменология духа”, “Наука логика”, “Энциклопедия философских наук”, “Философия религии”, “Философия истории”, “Философия права”.
По тематике работ Гегеля видно, что он создал целостную систему своих взглядов, которая затрагивает все вопросы познания и деятельности человека.
В.И.Ленин: «Кто не понял логики Гегеля, тот никогда не поймет и «Капитал» Маркса».
Критическое отношение к Канту:
1.Существуют бесконечные по содержанию понятия. Рисунок.
2.Диалектика устраняет антиномии.
Гегель изменяет значение слова «диалектика» (искусство ведения спора). Диалектика – наука о развитии и метод мышления.
“Феноменология духа”, “Наука логика”, “Энциклопедия философских наук”, “Философия религии”, “Философия истории”, “Философия права”.
По тематике работ Гегеля видно, что он создал целостную систему своих взглядов, которая затрагивает все вопросы познания и деятельности человека.
В.И.Ленин: «Кто не понял логики Гегеля, тот никогда не поймет и «Капитал» Маркса».
Критическое отношение к Канту:
1.Существуют бесконечные по содержанию понятия. Рисунок.
2.Диалектика устраняет антиномии.
Гегель изменяет значение слова «диалектика» (искусство ведения спора). Диалектика – наука о развитии и метод мышления.