ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ЦИГУНОМ «ДВЕНАДЦАТЬ СТОЛБОВ СЕКТЫ ЭМЭЙ» (ЭМЭЙ ЦЗУН ШИ ЭР ЧЖУАН)
В цигуне Эмэйская школа пользуется авторитетом, поскольку в ее динамических и статических упражнениях соединились преимущества буддизма и даосизма [К]; потому же ее методики также достаточно всесторонни. В теоретической части этого направления главный упор делается на одновременное внимание к «материальному» (чира) (сэ) и «духовному» (синь), что и означает делать одинаковый упор на динамических и статических упражнениях. Поэтому в цигуне этого направления сочетаются лучшие черты двигательной гимнастики даосов и преимущества «совершенствования через созерцание» буддистов. Таким образом был создан комплекс цигуна, соединивший воедино лучшие черты двух учений и сочетающий динамические и статические упражнения. Динамический цигун – это «двенадцать столбов секты Эмэй», каждый из которых соответствует определенному иероглифу:
(1) столб «небо», (2) столб «земля», (3) столб «чжи» [К], (4) столб «сердце», (5) столб «дракон», (6) столб «журавль», (7) столб «ветер», (8) столб «облако», (9) столб «большой», (10) столб «малый», (11) столб «сокровенный», (12) столб «темный».
В статическом цигуне выделяется шесть больших специальных методик самосовершенствования:
(1) цигун «тигриный шаг», (2) цигун «тяжелый молот», (3) цигун «сжимающий землю», (4) цигун «висячий мешок», (5) цигун «указывание пальцами на точки акупунктуры», (6) цигун «нирвана».
С конкретными способами проведения занятий можно ознакомиться по специальным изданиям.
В цигуне Эмэйская школа пользуется авторитетом, поскольку в ее динамических и статических упражнениях соединились преимущества буддизма и даосизма [К]; потому же ее методики также достаточно всесторонни. В теоретической части этого направления главный упор делается на одновременное внимание к «материальному» (чира) (сэ) и «духовному» (синь), что и означает делать одинаковый упор на динамических и статических упражнениях. Поэтому в цигуне этого направления сочетаются лучшие черты двигательной гимнастики даосов и преимущества «совершенствования через созерцание» буддистов. Таким образом был создан комплекс цигуна, соединивший воедино лучшие черты двух учений и сочетающий динамические и статические упражнения. Динамический цигун – это «двенадцать столбов секты Эмэй», каждый из которых соответствует определенному иероглифу:
(1) столб «небо», (2) столб «земля», (3) столб «чжи» [К], (4) столб «сердце», (5) столб «дракон», (6) столб «журавль», (7) столб «ветер», (8) столб «облако», (9) столб «большой», (10) столб «малый», (11) столб «сокровенный», (12) столб «темный».
В статическом цигуне выделяется шесть больших специальных методик самосовершенствования:
(1) цигун «тигриный шаг», (2) цигун «тяжелый молот», (3) цигун «сжимающий землю», (4) цигун «висячий мешок», (5) цигун «указывание пальцами на точки акупунктуры», (6) цигун «нирвана».
С конкретными способами проведения занятий можно ознакомиться по специальным изданиям.
ЧТО ТАКОЕ «ЦИГУН ТИГРИНОГО ШАГА» (ХУ БУ ГУН)
«Цигун тигриного шага» является одним из видов цигуна Эмэйской секты; он направлен на совершенствование «шести великих» [К] стихий. Он оказывает влияние на поясницу и ноги, внутренне – на почки и печень; если в целом оценивать его воздействие, то он относится к специальному виду цигуна, излечивающего вредные последствия почечной недостаточности.
Так называемые последствия почечной недостаточности включают в себя гипертонию, вызванную нехваткой инь и ущербом стихии огня; поясничные боли, являющиеся следствием недостаточности почечной функции; боли в ногах, вызванные недостаточной работой печени; заболевание, при котором голова тяжелая, а нижние конечности вялые, что вызвано нехваткой инь, и другие заболевания.
Обычно люди, особенно в пожилом возрасте, часто страдают различными заболеваниями, вызванными почечной недостаточностью. Поэтому им необходимо заниматься этой разновидностью цигуна, чтобы восполнить то, чего не удалось достичь с помощью других методик динамических упражнений. Многолетний опыт свидетельствует, что данный вид цигуна покоится на теоретическом фундаменте, имеет несомненный лечебный эффект и потому заслуживает широкого распространения.
«Цигун тигриного шага» является одним из видов цигуна Эмэйской секты; он направлен на совершенствование «шести великих» [К] стихий. Он оказывает влияние на поясницу и ноги, внутренне – на почки и печень; если в целом оценивать его воздействие, то он относится к специальному виду цигуна, излечивающего вредные последствия почечной недостаточности.
Так называемые последствия почечной недостаточности включают в себя гипертонию, вызванную нехваткой инь и ущербом стихии огня; поясничные боли, являющиеся следствием недостаточности почечной функции; боли в ногах, вызванные недостаточной работой печени; заболевание, при котором голова тяжелая, а нижние конечности вялые, что вызвано нехваткой инь, и другие заболевания.
Обычно люди, особенно в пожилом возрасте, часто страдают различными заболеваниями, вызванными почечной недостаточностью. Поэтому им необходимо заниматься этой разновидностью цигуна, чтобы восполнить то, чего не удалось достичь с помощью других методик динамических упражнений. Многолетний опыт свидетельствует, что данный вид цигуна покоится на теоретическом фундаменте, имеет несомненный лечебный эффект и потому заслуживает широкого распространения.
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ «ЦИГУНОМ НИЩИХ» («ЦИГУНОМ ПРОСЯЩЕГО МИЛОСТЫНЮ»)
В обычных упражнениях цигуна не делается акцента на том, когда проводить занятия – на полный желудок или натощак. Только в «цигуне просящих милостыню» упражнения необходимо проводить после приема пищи, поскольку они могут способствовать пищеварению; если же заниматься этим комплексом при похолодании, то можно защититься от переохлаждения. Особенно полезен этот комплекс упражнений при хроническом нарушении пищеварения, хронической язве желудка, функциональных расстройствах желудочно‑кишечных нервов, запорах, икоте, отрыжке и т.д. В древности полагали, что занятие этим комплексом крайне полезно для здоровья. Конкретная методика занятий такова:
(1) Вначале надо выбрать ровную дверную створку или же участок отполированной стены.
(2) Расслабить полностью тело; голова, спина, ягодицы, ноги должны быть абсолютно прямо прислонены к дверной створке или стене; пятки должны отстоять от основания стены примерно на расстоянии двух кулаков, ноги расставлены на ширину плеч.
В обычных упражнениях цигуна не делается акцента на том, когда проводить занятия – на полный желудок или натощак. Только в «цигуне просящих милостыню» упражнения необходимо проводить после приема пищи, поскольку они могут способствовать пищеварению; если же заниматься этим комплексом при похолодании, то можно защититься от переохлаждения. Особенно полезен этот комплекс упражнений при хроническом нарушении пищеварения, хронической язве желудка, функциональных расстройствах желудочно‑кишечных нервов, запорах, икоте, отрыжке и т.д. В древности полагали, что занятие этим комплексом крайне полезно для здоровья. Конкретная методика занятий такова:
(1) Вначале надо выбрать ровную дверную створку или же участок отполированной стены.
(2) Расслабить полностью тело; голова, спина, ягодицы, ноги должны быть абсолютно прямо прислонены к дверной створке или стене; пятки должны отстоять от основания стены примерно на расстоянии двух кулаков, ноги расставлены на ширину плеч.
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ «ЦИГУНОМ ОГНЕННОГО ДРАКОНА» (ХО ЛУН ГУН) СЕКТЫ СОЛНЦА (ВЕЛИКАЯ ЯН)
Секта Солнца (Великая Ян) является одним из направлений даосской алхимии. Согласно древним преданиям, это направление возглавлялось принцессой Чан, сестрой императора Сы‑цзуна (И‑цзуна, правил под девизомЧун‑чжэнь (1628‑1644 гг.), династия Мин) и отставным вельможей, служившим при Минах, Гу Тинминем. Главной целью этой секты была борьба против маньчжурской династии Цин и восстановление династии Мин.
Разновидностью этого направления является «цигун огненного дракона», который можно использовать как для «взращивания жизни» и укрепления здоровья, так и для лечения с помощью перемещения ци. Преимущество «цигуна огненного дракона» в том, что им можно заниматься по ускоренной программе; во время занятий можно ограничить перемещение ци лишь пораженной болезнью областью, лечить только больное место.
Прежде чем начинать занятия по этому методу, необходимо выполнить предварительное условие – в совершенстве овладеть проходами, по которым движется ци, т.е. каналами и коллатералями 20 частей тела человека (так называемой тонкой структуры «внутренней обстановки» (нэй цзин)). Поэтому занимающиеся самостоятельно по этому методу люди обычно не могут получить желаемых результатов, самое лучшее – практиковать его под руководством наставника.
Секта Солнца (Великая Ян) является одним из направлений даосской алхимии. Согласно древним преданиям, это направление возглавлялось принцессой Чан, сестрой императора Сы‑цзуна (И‑цзуна, правил под девизомЧун‑чжэнь (1628‑1644 гг.), династия Мин) и отставным вельможей, служившим при Минах, Гу Тинминем. Главной целью этой секты была борьба против маньчжурской династии Цин и восстановление династии Мин.
Разновидностью этого направления является «цигун огненного дракона», который можно использовать как для «взращивания жизни» и укрепления здоровья, так и для лечения с помощью перемещения ци. Преимущество «цигуна огненного дракона» в том, что им можно заниматься по ускоренной программе; во время занятий можно ограничить перемещение ци лишь пораженной болезнью областью, лечить только больное место.
Прежде чем начинать занятия по этому методу, необходимо выполнить предварительное условие – в совершенстве овладеть проходами, по которым движется ци, т.е. каналами и коллатералями 20 частей тела человека (так называемой тонкой структуры «внутренней обстановки» (нэй цзин)). Поэтому занимающиеся самостоятельно по этому методу люди обычно не могут получить желаемых результатов, самое лучшее – практиковать его под руководством наставника.
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ КОМПЛЕКСОМ «ОСНОВА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МЫШЦ В 12 ФОРМАХ», РАЗРАБОТАННЫМ ДАМО (БОДХИДХАРМОЙ) В ТРАДИЦИЯХ ШАОЛИНЬСКОЙ ШКОЛЫ
«Основа преобразования мышц» («И цзинь цзин») была создана достопочтенным Дамо [К]. Согласно преданиям, достопочтенный Бодхидхарма прибыл на Восток из Индии и поселился в монастыре Шаолинь. Там он учил махаянистскому «совершенствованию через созерцание» и стал первым чаньским патриархом, пришедшим на Восток (согласно индийским подсчетам, он был 28‑м патриархом). Он обнаружил, что у его послушников очень слабое здоровье и поэтому создал этот комплекс упражнений по цигуну, что помогло улучшить физическое состояние монахов. Его система включала в себя статические и динамические упражнения. Что касается статических упражнений, то по прошествии времени при передаче из поколения в поколение они постепенно утратили свой первоначальный вид. Последующие патриархи больше внимания уделяли распространению учения махаяны, а при выполнении статических упражнений – методу «беседы на монашеском сходе» (цань хуа тоу).
Дошедшие до наших дней «12 форм» динамических упражнений связаны с тем, чему обучился в храме Шаолинь у горы Суншань господин Ван Цзуюань. У этого комплекса есть определенные отличия от первоначальных упражнении из «Атласа статических упражнений» («Цзин гун ту») и «Руководства по технике ударов» («Цзи цзи пу»). Однако последующая практика показала, что господин Ван очень тонко выбрал эти 12 форм, весьма полезных для укрепления физического здоровья. Их содержание в основном изложено в нижеследующих стихах‑считалках.
«Основа преобразования мышц» («И цзинь цзин») была создана достопочтенным Дамо [К]. Согласно преданиям, достопочтенный Бодхидхарма прибыл на Восток из Индии и поселился в монастыре Шаолинь. Там он учил махаянистскому «совершенствованию через созерцание» и стал первым чаньским патриархом, пришедшим на Восток (согласно индийским подсчетам, он был 28‑м патриархом). Он обнаружил, что у его послушников очень слабое здоровье и поэтому создал этот комплекс упражнений по цигуну, что помогло улучшить физическое состояние монахов. Его система включала в себя статические и динамические упражнения. Что касается статических упражнений, то по прошествии времени при передаче из поколения в поколение они постепенно утратили свой первоначальный вид. Последующие патриархи больше внимания уделяли распространению учения махаяны, а при выполнении статических упражнений – методу «беседы на монашеском сходе» (цань хуа тоу).
Дошедшие до наших дней «12 форм» динамических упражнений связаны с тем, чему обучился в храме Шаолинь у горы Суншань господин Ван Цзуюань. У этого комплекса есть определенные отличия от первоначальных упражнении из «Атласа статических упражнений» («Цзин гун ту») и «Руководства по технике ударов» («Цзи цзи пу»). Однако последующая практика показала, что господин Ван очень тонко выбрал эти 12 форм, весьма полезных для укрепления физического здоровья. Их содержание в основном изложено в нижеследующих стихах‑считалках.
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ «ГИМНАСТИКОЙ ВЕЛИКОГО ПРЕДЕЛА В 13 ФОРМАХ» УДАНСКОЙ ШКОЛЫ
Тайцзигун – это разновидность физических упражнений, разработанная представителем Уданской школы воинского искусства Чжан Саньфэном [К]. Впоследствии она разделилась на «стиль семьи Ян», «стиль семьи Чэнь», «стиль семьи У», каждый из которых имеет свои положительные моменты. Степень их распространенности среди народа велика. Этим направлениям в методиках кулачного боя придают очень большое значение, используя их и для лечения болезней, продления жизни, укрепления здоровья.
Тайцзицюань принадлежит к категории динамических упражнений, в него включены вращения корпусом в стороны; движения ног вперед и назад; сгибание поясницы вправо‑влево, вперед‑назад; сгибание, распрямление, растопыривание и скручивание кистей рук; движения грудного отдела и живота, имитирующие глотание, выплевывание, втягивание, вдыхание; расслабление, приподнимание вверх, раскачивание, потягивание плеч и спины; запрокидывание вверх и опускание вниз головы и шеи. Различных стоек – великое множество; движения сравнительно сложные. Но в 13 формах тайцзи Уданской школы движения относительно простые; у них есть общие моменты с упрощенным тайцзицюаном. Однако обязательно требуются точность исполнения поз, расслабление всего тела, направление ци в дань‑тянь, т.е. главное внимание необходимо уделять «внутренней работе» по перемещению ци. Этот тип цигуна и называется «гимнастика Великого Предела в 13 формах» Уданской школы.
Тайцзигун – это разновидность физических упражнений, разработанная представителем Уданской школы воинского искусства Чжан Саньфэном [К]. Впоследствии она разделилась на «стиль семьи Ян», «стиль семьи Чэнь», «стиль семьи У», каждый из которых имеет свои положительные моменты. Степень их распространенности среди народа велика. Этим направлениям в методиках кулачного боя придают очень большое значение, используя их и для лечения болезней, продления жизни, укрепления здоровья.
Тайцзицюань принадлежит к категории динамических упражнений, в него включены вращения корпусом в стороны; движения ног вперед и назад; сгибание поясницы вправо‑влево, вперед‑назад; сгибание, распрямление, растопыривание и скручивание кистей рук; движения грудного отдела и живота, имитирующие глотание, выплевывание, втягивание, вдыхание; расслабление, приподнимание вверх, раскачивание, потягивание плеч и спины; запрокидывание вверх и опускание вниз головы и шеи. Различных стоек – великое множество; движения сравнительно сложные. Но в 13 формах тайцзи Уданской школы движения относительно простые; у них есть общие моменты с упрощенным тайцзицюаном. Однако обязательно требуются точность исполнения поз, расслабление всего тела, направление ци в дань‑тянь, т.е. главное внимание необходимо уделять «внутренней работе» по перемещению ци. Этот тип цигуна и называется «гимнастика Великого Предела в 13 формах» Уданской школы.
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ «ИГРАМИ ПЯТИ ЗВЕРЕЙ» (У ЦИНЬ СИ) ХУА ТО
«Игры пяти зверей» Хуа То называются также "изображениями «пяти зверей» [К] Хуа То. По преданию, в конце династии Хань Хуа То овладел искусством дыхательной гимнастики даоса Цзюнь Цяня, и, копируя движения животных, создал комплекс физических упражнений с потягиваниями и движениями всех суставов. Хуа То передал это искусство своим ученикам У Пу и Фань А. У Пу сделал это искусство особенно изощренным. Он тренировался до девяноста лет, сохраняя остроту слуха и зрения, все зубы у него были в сохранности, аппетит– как у молодого человека, что свидетельствует о большом значении этого вида цигуна для сохранения здоровья.
Система физических упражнений Хуа То, «игры пяти зверей», включает в себя движения тигра – «тигриный образ» Сяньмэня [К]; движения оленя – «олений образ» Шэ Чэнци; движения медведя – «медвежий образ» Гэн Сана;
движения обезьяны – «обезьяний образ» Фэй Чанфана;
движения птицы (журавля) – «птичий (журавлиный) образ» Кан Цанцзы [К].
«Игры пяти зверей» Хуа То называются также "изображениями «пяти зверей» [К] Хуа То. По преданию, в конце династии Хань Хуа То овладел искусством дыхательной гимнастики даоса Цзюнь Цяня, и, копируя движения животных, создал комплекс физических упражнений с потягиваниями и движениями всех суставов. Хуа То передал это искусство своим ученикам У Пу и Фань А. У Пу сделал это искусство особенно изощренным. Он тренировался до девяноста лет, сохраняя остроту слуха и зрения, все зубы у него были в сохранности, аппетит– как у молодого человека, что свидетельствует о большом значении этого вида цигуна для сохранения здоровья.
Система физических упражнений Хуа То, «игры пяти зверей», включает в себя движения тигра – «тигриный образ» Сяньмэня [К]; движения оленя – «олений образ» Шэ Чэнци; движения медведя – «медвежий образ» Гэн Сана;
движения обезьяны – «обезьяний образ» Фэй Чанфана;
движения птицы (журавля) – «птичий (журавлиный) образ» Кан Цанцзы [К].
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ЧЕРЕЗ СОЗЕРЦАНИЕ» (ЧАНЬ СЮ)
«Совершенствованием через созерцание» называется методика занятий по самоуглублению (чаньдин). Это одна из методик цигуна самосовершенствования, распространенная у буддистов. Согласно наставлениям учителя Цзюй Цзаня, методика «совершенствования через созерцание» включает в себя много различных пунктов, сфера ее применения весьма обширна. В пятом цзюане сокращенной редакции «Йогоча‑рабхуми‑шастры» («Юй цзя ши ди лунь люэ цзуань»), составленной Куй Цзи, жившем в эпоху Тан, говорится, что существует семь его видов [К]. Первый вид – «сань‑мо сы‑до»; суть его в «вовлечении» (дэн‑инь). Назван так потому, что после устранения двух неблагоприятных факторов, мешающих созерцанию – сонливости и отвлекающих мыслей, сердце и сознание приходят в равновесие, что дает возможность использовать «благость заслуг» (гундэ). Второй вид – «саньмо‑ди» (т.е. Samadhi); смысл его – в «ожидании» (дэн‑дай); через него воспринимается единство души всех одухотворенных созданий с окружающим миром. Третий вид – «сань‑мо‑бо‑ди» (т.е. Samapatti); его суть в «достижении» (дэн‑чжи). Это всеобщая сущность всех одухотворенных и неодухотворенных состояний. Четвертый вид – «то‑янь‑на» (т.е. Dhyana) соответствует обычно употребляемому термину «чань» («созерцание»); истинный смысл его – «спокойное размышление». Пятый вид – «чжи‑до‑и‑цзя‑а‑цзе‑до‑до», что означает слитность души и окружающего мира, основой которой является «ожидание» (дэн‑дай). Шестой вид – «шэ‑мо та» (т.е. Samatha); суть его в «безмолвном Пределе» (конце) (цзи чжи). Седьмой вид – «сянь‑фа‑лэч‑жу» представляет собой основу четвертого вида («спокойного размышления»). «Совершенствование через созерцание» является одним из методов совершенствования у буддистов; скрытый в нем смысл указывает на «спокойное размышление».
«Совершенствованием через созерцание» называется методика занятий по самоуглублению (чаньдин). Это одна из методик цигуна самосовершенствования, распространенная у буддистов. Согласно наставлениям учителя Цзюй Цзаня, методика «совершенствования через созерцание» включает в себя много различных пунктов, сфера ее применения весьма обширна. В пятом цзюане сокращенной редакции «Йогоча‑рабхуми‑шастры» («Юй цзя ши ди лунь люэ цзуань»), составленной Куй Цзи, жившем в эпоху Тан, говорится, что существует семь его видов [К]. Первый вид – «сань‑мо сы‑до»; суть его в «вовлечении» (дэн‑инь). Назван так потому, что после устранения двух неблагоприятных факторов, мешающих созерцанию – сонливости и отвлекающих мыслей, сердце и сознание приходят в равновесие, что дает возможность использовать «благость заслуг» (гундэ). Второй вид – «саньмо‑ди» (т.е. Samadhi); смысл его – в «ожидании» (дэн‑дай); через него воспринимается единство души всех одухотворенных созданий с окружающим миром. Третий вид – «сань‑мо‑бо‑ди» (т.е. Samapatti); его суть в «достижении» (дэн‑чжи). Это всеобщая сущность всех одухотворенных и неодухотворенных состояний. Четвертый вид – «то‑янь‑на» (т.е. Dhyana) соответствует обычно употребляемому термину «чань» («созерцание»); истинный смысл его – «спокойное размышление». Пятый вид – «чжи‑до‑и‑цзя‑а‑цзе‑до‑до», что означает слитность души и окружающего мира, основой которой является «ожидание» (дэн‑дай). Шестой вид – «шэ‑мо та» (т.е. Samatha); суть его в «безмолвном Пределе» (конце) (цзи чжи). Седьмой вид – «сянь‑фа‑лэч‑жу» представляет собой основу четвертого вида («спокойного размышления»). «Совершенствование через созерцание» является одним из методов совершенствования у буддистов; скрытый в нем смысл указывает на «спокойное размышление».
ЧТО ОЗНАЧАЕТ ДАОИНЬ
Дыхательная гимнастика даоинь – термин цигуна, использовавшийся с глубокой древности. В главе «Глубокие думы» («Кэ и пянь») сочинения «Чжуан‑цзы» говорится:
«Вдыхают – выдыхают и так, и этак; выводят старое и втягивают новое; раскачиваются, словно медведи, вытягиваются, словно птицы, чтобы только достичь долголетия. Таковы мужи, [практикующие] даоинь, и люди, взращивающие тело, [стремящиеся к] долголетию Пэн Цзу; все это прекрасно». Следовательно, дыхательная гимнастика даоинь включала в себя специальные позы, движения, систему дыхания, массаж, статическое взращивание и т.д., что в основном совпадает с современными методами динамического, статического и комплексного статико‑динамического цигуна.
Среди вещей, обнаруженных в 1973 г. при раскопках ханьской гробницы № 3 в Мавандуй близ Чанша, было найдено цветное изображение занятий по даоинь, выполненное на шелке и датируемое начальным периодом династии Западная Хань. На одном из разноцветных шелковых свитков было изображено свыше 40 человеческих фигур в разнообразных учебных позах: одни спокойно сидят с закрытыми глазами, другие – с руками, обхватывающими голову, третьи – на корточках с втянутыми внутрь животами, некоторые изогнуты в глубоком поклоне, кто‑то стоит прямо, запрокинув голову в небо; есть фигурки с согнутыми коленями и прижимающими что‑то книзу руками.
Поэтому древняя дыхательная гимнастика даоинь имеет чрезвычайно важное значение для изучения происхождения и развития современного цигуна.
Дыхательная гимнастика даоинь – термин цигуна, использовавшийся с глубокой древности. В главе «Глубокие думы» («Кэ и пянь») сочинения «Чжуан‑цзы» говорится:
«Вдыхают – выдыхают и так, и этак; выводят старое и втягивают новое; раскачиваются, словно медведи, вытягиваются, словно птицы, чтобы только достичь долголетия. Таковы мужи, [практикующие] даоинь, и люди, взращивающие тело, [стремящиеся к] долголетию Пэн Цзу; все это прекрасно». Следовательно, дыхательная гимнастика даоинь включала в себя специальные позы, движения, систему дыхания, массаж, статическое взращивание и т.д., что в основном совпадает с современными методами динамического, статического и комплексного статико‑динамического цигуна.
Среди вещей, обнаруженных в 1973 г. при раскопках ханьской гробницы № 3 в Мавандуй близ Чанша, было найдено цветное изображение занятий по даоинь, выполненное на шелке и датируемое начальным периодом династии Западная Хань. На одном из разноцветных шелковых свитков было изображено свыше 40 человеческих фигур в разнообразных учебных позах: одни спокойно сидят с закрытыми глазами, другие – с руками, обхватывающими голову, третьи – на корточках с втянутыми внутрь животами, некоторые изогнуты в глубоком поклоне, кто‑то стоит прямо, запрокинув голову в небо; есть фигурки с согнутыми коленями и прижимающими что‑то книзу руками.
Поэтому древняя дыхательная гимнастика даоинь имеет чрезвычайно важное значение для изучения происхождения и развития современного цигуна.
КАК ПРАКТИКОВАТЬ МЕТОД «РАЗДЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ БОЛЕЗНЕЙ»
Метод "раздельного лечения болезней " заключается в том, что в зависимости от состояния «пяти плотных органов» (сердце, печень, селезенка, почки), «шести полых органов» (желчный пузырь, желудок, тонкая кишка, толстая кишка, мочевой пузырь) и относящихся к ним каналов и коллатералей выбираются методы цигунотерапии. Например, «метод шестисловного заклинания» (называемый также «метод дополнения и очищения способом туна») [К] основан на теории инь‑ян, пяти стихий и декламации шести слов. В зависимости от состояния сердца, печени, селезенки, легких, почек, «тройного обогревателя», а также относящихся к внутренним органам каналов и коллатералей, следует использовать соответствующие слова из «шестисловника»: сюй (вдох), хэ (выкрик), ху (выдох), сы (ах), чуй (выдув), си (всхлип). Таким образом, различные способы дыхания применяют для «восполнения и очищения» в целях профилактики и лечения болезней.
Конкретные упражнения таковы:
печень принадлежит стихии «дерево»; использовать вдох (сюй) для очищения, вдох – для восполнения;
сердце принадлежит стихии «огонь»; использовать выкрик (хэ) для очищения, вдох – для восполнения;
селезенка принадлежит стихии «земля»; использовать выдох (ху) для очищения, вдох – для восполнения;
Метод "раздельного лечения болезней " заключается в том, что в зависимости от состояния «пяти плотных органов» (сердце, печень, селезенка, почки), «шести полых органов» (желчный пузырь, желудок, тонкая кишка, толстая кишка, мочевой пузырь) и относящихся к ним каналов и коллатералей выбираются методы цигунотерапии. Например, «метод шестисловного заклинания» (называемый также «метод дополнения и очищения способом туна») [К] основан на теории инь‑ян, пяти стихий и декламации шести слов. В зависимости от состояния сердца, печени, селезенки, легких, почек, «тройного обогревателя», а также относящихся к внутренним органам каналов и коллатералей, следует использовать соответствующие слова из «шестисловника»: сюй (вдох), хэ (выкрик), ху (выдох), сы (ах), чуй (выдув), си (всхлип). Таким образом, различные способы дыхания применяют для «восполнения и очищения» в целях профилактики и лечения болезней.
Конкретные упражнения таковы:
печень принадлежит стихии «дерево»; использовать вдох (сюй) для очищения, вдох – для восполнения;
сердце принадлежит стихии «огонь»; использовать выкрик (хэ) для очищения, вдох – для восполнения;
селезенка принадлежит стихии «земля»; использовать выдох (ху) для очищения, вдох – для восполнения;
КАК ПРАКТИКОВАТЬ МЕТОД ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ИСТИННОГО ЦИ (ЧЖЭНЬ ЦИ)
Метод перемещения истинного ци заключается в том, что в ходе занятий внутреннее ци оказывается в достатке, истинное ци также пополняется и может естественным образом проходить по каналам жэнь и ду. Это и называется методом перемещения истинного ци. Рассмотрим конкретные упражнения.
1. Поза . Заниматься можно на ходу, стоя, сидя и лежа. Основным является положение сидя, а остальные играют вспомогательную роль.
2. Дыхание . Движущей силой перемещения истинного ци является дыхание. Поэтому занятия по этому методу необходимо начинать с упорядочения дыхания. Для гармонизации дыхания и взращивания истинного ци необходимо прежде всего направить истинное ци в даньтянь. Физиологический процесс основывается на том, что во время выдоха истинное ци опускается по каналу жэнь и входит в даньтянь, поэтому при регулировании дыхания надо особое внимание обратить на выдох, чтобы легко достичь цели – опускания ци в даньтянь. Что касается вдоха, то он должен быть естественным, т.е. не требует особого внимания. Некоторые стараются делать глубокий вдох для того, чтобы «ци осело в даньтянь». Но это противоречит физиологии метода, и так поступать не следует.
Метод перемещения истинного ци заключается в том, что в ходе занятий внутреннее ци оказывается в достатке, истинное ци также пополняется и может естественным образом проходить по каналам жэнь и ду. Это и называется методом перемещения истинного ци. Рассмотрим конкретные упражнения.
1. Поза . Заниматься можно на ходу, стоя, сидя и лежа. Основным является положение сидя, а остальные играют вспомогательную роль.
2. Дыхание . Движущей силой перемещения истинного ци является дыхание. Поэтому занятия по этому методу необходимо начинать с упорядочения дыхания. Для гармонизации дыхания и взращивания истинного ци необходимо прежде всего направить истинное ци в даньтянь. Физиологический процесс основывается на том, что во время выдоха истинное ци опускается по каналу жэнь и входит в даньтянь, поэтому при регулировании дыхания надо особое внимание обратить на выдох, чтобы легко достичь цели – опускания ци в даньтянь. Что касается вдоха, то он должен быть естественным, т.е. не требует особого внимания. Некоторые стараются делать глубокий вдох для того, чтобы «ци осело в даньтянь». Но это противоречит физиологии метода, и так поступать не следует.
КАКИМ ОБРАЗОМ ПРАКТИКОВАТЬ МЕТОД «РАСТВОРЯТЬСЯ В БЕЗМЯТЕЖНОСТИ» (ГУЙ И ЦИН ЦЗИН)
Метод «растворяться в безмятежности» заключается в том, чтобы в процессе практики цигуна, достигнув высокого уровня «вхождения в покой», смотреть на солнечный свет, окружающие краски, создавая ощущение галлюцинации и миража вплоть до погружения в полное самозабвение, отрешенности от тела. Попадаешь в подлинное «царство безмятежности», поэтому метод и получил такое название.
Метод «растворяться в безмятежности» подходит для занятий людям с недостаточностью инь и «несовместимостью со стихией огня», главными симптомами чего являются бессонница, серый цвет лица, ощущение тяжести головы и легкости ног и т.д. Рассмотрим конкретные упражнения.
1. Поза. Сесть, поджав ноги (по‑турецки). Позвоночник прямой, грудь подтянута, веки прикрыты, руки сжаты, кончик языка упирается в зубы. Расслабить все тело, чувствовать себя свободно, естественно, радостно.
Метод «растворяться в безмятежности» заключается в том, чтобы в процессе практики цигуна, достигнув высокого уровня «вхождения в покой», смотреть на солнечный свет, окружающие краски, создавая ощущение галлюцинации и миража вплоть до погружения в полное самозабвение, отрешенности от тела. Попадаешь в подлинное «царство безмятежности», поэтому метод и получил такое название.
Метод «растворяться в безмятежности» подходит для занятий людям с недостаточностью инь и «несовместимостью со стихией огня», главными симптомами чего являются бессонница, серый цвет лица, ощущение тяжести головы и легкости ног и т.д. Рассмотрим конкретные упражнения.
1. Поза. Сесть, поджав ноги (по‑турецки). Позвоночник прямой, грудь подтянута, веки прикрыты, руки сжаты, кончик языка упирается в зубы. Расслабить все тело, чувствовать себя свободно, естественно, радостно.