ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ МЕТОДОМ БРЮШНОГО ДЫХАНИЯ
Различают прямое брюшное дыхание, когда при вдохе брюшная полость увеличивается, и обратное брюшное дыхание, когда брюшная полость сокращается при вдохе, а при выдохе увеличивается.
При вдохе внимание концентрируется на излучении энергии из точки на позвоночнике, расположенной непосредственно за центром живота. Энергию следует направить прямо вдоль поясницы на расслабленные мышцы живота набрать полный живот воздуха, который словно движется вдоль позвоночника к заднему проходу; одновременно нужно делать вдох и, направляя усилия вниз, стремиться к ощущению снижения давления, к чувству переполнения нижней части живота. После вдоха нужно на некоторое время задержать дыхание, а затем медленно‑медленно выдохнуть.
Такой тип дыхания очень полезен для страдающих заболеваниями желудочно‑кишечного тракта и хроническими запорами.
Различают прямое брюшное дыхание, когда при вдохе брюшная полость увеличивается, и обратное брюшное дыхание, когда брюшная полость сокращается при вдохе, а при выдохе увеличивается.
При вдохе внимание концентрируется на излучении энергии из точки на позвоночнике, расположенной непосредственно за центром живота. Энергию следует направить прямо вдоль поясницы на расслабленные мышцы живота набрать полный живот воздуха, который словно движется вдоль позвоночника к заднему проходу; одновременно нужно делать вдох и, направляя усилия вниз, стремиться к ощущению снижения давления, к чувству переполнения нижней части живота. После вдоха нужно на некоторое время задержать дыхание, а затем медленно‑медленно выдохнуть.
Такой тип дыхания очень полезен для страдающих заболеваниями желудочно‑кишечного тракта и хроническими запорами.
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ДЫХАНИЕМ ГРУДНОГО ТИПА
Грудным называется дыхание, при котором происходит активное движение грудной клетки: расширение грудной клетки и втягивание живота при вдохе и обратные движения – при выдохе.
При вдохе усилие исходит от позвоночника, оно начинается от участка спинного хребта, расположенного за сердцем, затем поднимается над сердечной сумкой и развивается снизу вверх. Воздух, плотно прилегая к позвоночнику, заполняет грудную полость, приподнимает ребра, словно он поднимается в грудную клетку из живота. На самом же деле это происходит из‑за расширения грудной клетки и сокращения брюшного пресса. Не следует сознательно задерживать вдох, прилагать какие‑то особые усилия, так как это иногда вызывает неприятные ощущения.
Таким образом, грудная клетка расширяется, а мышцы живота непроизвольно и мало‑помалу сокращается. После сжатия количество попавшего в брюшную полость воздуха не увеличивается. При выдохе концентрацию нужно переносить из точки у позвоночника в район сердца, – именно отсюда и должен начинаться выдох. После выдоха объем груди должен остаться чуть большим, чем в исходном положении. Такое движение грудной клетки и называется грудным дыханием.
Грудным называется дыхание, при котором происходит активное движение грудной клетки: расширение грудной клетки и втягивание живота при вдохе и обратные движения – при выдохе.
При вдохе усилие исходит от позвоночника, оно начинается от участка спинного хребта, расположенного за сердцем, затем поднимается над сердечной сумкой и развивается снизу вверх. Воздух, плотно прилегая к позвоночнику, заполняет грудную полость, приподнимает ребра, словно он поднимается в грудную клетку из живота. На самом же деле это происходит из‑за расширения грудной клетки и сокращения брюшного пресса. Не следует сознательно задерживать вдох, прилагать какие‑то особые усилия, так как это иногда вызывает неприятные ощущения.
Таким образом, грудная клетка расширяется, а мышцы живота непроизвольно и мало‑помалу сокращается. После сжатия количество попавшего в брюшную полость воздуха не увеличивается. При выдохе концентрацию нужно переносить из точки у позвоночника в район сердца, – именно отсюда и должен начинаться выдох. После выдоха объем груди должен остаться чуть большим, чем в исходном положении. Такое движение грудной клетки и называется грудным дыханием.
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ МЕТОДОМ ЕСТЕСТВЕННОГО ДЫХАНИЯ
Нужно, чтобы полностью выдерживались естественный темп (15‑18 вдохов‑выдохов в минуту) и привычное дыхание. Такой темп соответствует возможностям начинающих, обычно занимающихся цигуном в положении стоя. При естественном дыхании его частота постепенно снижается, а глубина увеличивается, поэтому метод называется также методом глубокого дыхания. Он применяется в тайцзицигуне и в комплексе «десять кусков парчи» (шидуаньцзинь), в последнем случае – лежа на кровати или в положении стоя.
Естественное дыхание можно выполнять способом «носом вдох – носом выдох» или «вдох через нос – выдох через рот», т.е. в естественной, привычной манере
Нужно, чтобы полностью выдерживались естественный темп (15‑18 вдохов‑выдохов в минуту) и привычное дыхание. Такой темп соответствует возможностям начинающих, обычно занимающихся цигуном в положении стоя. При естественном дыхании его частота постепенно снижается, а глубина увеличивается, поэтому метод называется также методом глубокого дыхания. Он применяется в тайцзицигуне и в комплексе «десять кусков парчи» (шидуаньцзинь), в последнем случае – лежа на кровати или в положении стоя.
Естественное дыхание можно выполнять способом «носом вдох – носом выдох» или «вдох через нос – выдох через рот», т.е. в естественной, привычной манере
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ МЕТОДАМИ ОТРЕШЕННОГО СОЗЕРЦАНИЯ (ЧЖИГУАНЬ). КАК ИХ ПРАКТИКОВАТЬ
Отрешение (чжи) означает отключение сознания, остановку психической деятельности. Для этого существует три способа.
1. Отрешение с помощью связывания – это первый этап упражнений, при котором следует все внимание сосредоточить на одном месте, подобно тому как обезьяну сковывают цепью. Поэтому метод и называется «отрешение связыванием». Чаще всего такое связывание достигается двумя путями. Первый – связывающий в одну линию сердце и кончик носа – состоит в том, чтобы полностью отбросить беспокоящие мысли, сосредоточить внимание на кончике носа. Второй – связывающий в одну линию сердце и точку, расположенную ниже пупка, – означает, что все внимание надо сосредоточить на нижней части живота, которая является центром всего тела, представить себе, как вдыхаемое ци через нос проникает напрямую в нижнюю часть живота. Этим отбрасываются путаные мысли, регулируется дыхание.
2. Отрешение с помощью сдерживания сердца (чжисинь‑чжи) предполагает, что когда обучаемый в достаточной степени овладел предыдущим приемом, можно переходить к следующему этапу отрешения, который непосредственно связан с сердцем. Это значит, что нужно понять глубинные мысли собственного сердца и в любое время суметь сдержать его.
Отрешение (чжи) означает отключение сознания, остановку психической деятельности. Для этого существует три способа.
1. Отрешение с помощью связывания – это первый этап упражнений, при котором следует все внимание сосредоточить на одном месте, подобно тому как обезьяну сковывают цепью. Поэтому метод и называется «отрешение связыванием». Чаще всего такое связывание достигается двумя путями. Первый – связывающий в одну линию сердце и кончик носа – состоит в том, чтобы полностью отбросить беспокоящие мысли, сосредоточить внимание на кончике носа. Второй – связывающий в одну линию сердце и точку, расположенную ниже пупка, – означает, что все внимание надо сосредоточить на нижней части живота, которая является центром всего тела, представить себе, как вдыхаемое ци через нос проникает напрямую в нижнюю часть живота. Этим отбрасываются путаные мысли, регулируется дыхание.
2. Отрешение с помощью сдерживания сердца (чжисинь‑чжи) предполагает, что когда обучаемый в достаточной степени овладел предыдущим приемом, можно переходить к следующему этапу отрешения, который непосредственно связан с сердцем. Это значит, что нужно понять глубинные мысли собственного сердца и в любое время суметь сдержать его.
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ МЕТОДОМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЦИ (ГУАНЬЦИ). КАК ЕГО ПРАКТИКОВАТЬ
Гуаньци (последовательное перемещение ци) может осуществляться двумя способами. Первый состоит в том, что при переходе от вдоха к выдоху концентрация переносится с одной части тела или точки на другую. Например, страдающие повышенным давлением при вдохе концентрируются на даньтяне, а при выдохе – на точке юн‑цюань. Такой перенос концентрации при вдохе и выдохе и называется гуаньци.
Есть еще один способ, поднимающий «чистое ци» (цин‑ци) и опускающий «грязное ци» (чжоци), заключающийся в том, что нужно волевым усилием довести цинци до макушки, затем уже чжоци от макушки опустить до подошв, а затем перевести чжоци на три чи в землю. Подъем цинци и опускание чжоци также называются методом гуаньци.
Применение этого способа способствует улучшению проходимости каналов, упорядочению циркуляции ци и крови, устранению недугов. Для больных с пониженным или недостаточным внутренним ци (чжунци) этот способ не рекомендуется.
Гуаньци (последовательное перемещение ци) может осуществляться двумя способами. Первый состоит в том, что при переходе от вдоха к выдоху концентрация переносится с одной части тела или точки на другую. Например, страдающие повышенным давлением при вдохе концентрируются на даньтяне, а при выдохе – на точке юн‑цюань. Такой перенос концентрации при вдохе и выдохе и называется гуаньци.
Есть еще один способ, поднимающий «чистое ци» (цин‑ци) и опускающий «грязное ци» (чжоци), заключающийся в том, что нужно волевым усилием довести цинци до макушки, затем уже чжоци от макушки опустить до подошв, а затем перевести чжоци на три чи в землю. Подъем цинци и опускание чжоци также называются методом гуаньци.
Применение этого способа способствует улучшению проходимости каналов, упорядочению циркуляции ци и крови, устранению недугов. Для больных с пониженным или недостаточным внутренним ци (чжунци) этот способ не рекомендуется.
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ МЕТОДОМ СЧЕТА ДЫХАНИЯ (ШУСИФА). КАК ЕГО ПРАКТИКОВАТЬ
Этот способ, рекомендованный в древности китайским медиком Бянь Цюэ, состоит в том, чтобы во время занятий молча вести счет дыханию, считая за единицу вдох‑выдох, что способствует упорядочению работы дыхательных органов, придает ей спокойный ритм. Обычно люди, страдающие от бессонницы, с помощью этого способа легко засыпают. Поскольку в это время сознание сосредоточено на счете дыхания, другие беспокойные мысли легко устраняются. Так легче достичь состояния расслабленности, покоя. Как правило, когда счет приближается к нескольким сотням, дыхание становится спокойным, ощущается комфорт, покой. В этом случае продолжать счет не следует, можно перейти к способу следования дыханию (суйси), т.е. думать только о дыхании, чтобы организм вошел в состояние глубокого покоя
Этот способ, рекомендованный в древности китайским медиком Бянь Цюэ, состоит в том, чтобы во время занятий молча вести счет дыханию, считая за единицу вдох‑выдох, что способствует упорядочению работы дыхательных органов, придает ей спокойный ритм. Обычно люди, страдающие от бессонницы, с помощью этого способа легко засыпают. Поскольку в это время сознание сосредоточено на счете дыхания, другие беспокойные мысли легко устраняются. Так легче достичь состояния расслабленности, покоя. Как правило, когда счет приближается к нескольким сотням, дыхание становится спокойным, ощущается комфорт, покой. В этом случае продолжать счет не следует, можно перейти к способу следования дыханию (суйси), т.е. думать только о дыхании, чтобы организм вошел в состояние глубокого покоя
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ МЕТОДОМ БЕЗМОЛВНОГО РАЗМЫШЛЕНИЯ (МОНЯНЬФА). КАК ЕГО ПРАКТИКОВАТЬ
Способ моняньфа означает вызов волевым усилием в своем воображении каких‑то слов, выражений; при этом нельзя ничего произносить вслух. Существуют следующие методики тренировки.
1. Повторение про себя какого‑то выражения , тогда беспокойные мысли превращаются в упорядоченные. Какие именно слова надо повторять, каждый пациент определяет сам, исходя из конкретной обстановки, при этом выбор должен быть целенаправленным, а не случайным. Например, больные нервным расстройством или гипертонией, у которых часто возникают беспокойство и напряженность, могут мысленно повторять слова «расслабиться», «спокойно», «тело расслаблено», «мысли спокойны», «давление понижается», «настроение улучшается» и т.п. Такие слова вызывают положительные изменения в физиологической деятельности внутренних органов, так как через вторую сигнальную систему оказывают особое терапевтическое воздействие на больной организм. При помощи метода безмолвного размышления можно улучшить состояние больного, расслабиться, успокоиться, что помогает укреплению здоровья.
2. Спокойный вдох, расслабленный выдох . Во время занятий следует в ритме дыхания выполнять моняньфа, при каждом вдохе повторять про себя слово «спокойствие» (цзин), при выдохе – «расслабление» (сун). Дыхание должно быть ровным, неглубоким, при этом нужно думать о чем‑нибудь легком.
3. Отрывистый выдох – «выплевывание» (туцифа) . Во время занятий при каждом выдохе нужно мысленно как бы «выплевывать» слова: сюй (вздох), хэ (выкрик), ху (выдох), сы (ах), чуй (выдув), си (всхлип); при этом нельзя издавать никаких звуков. Этот способ особо действен при лечении внутренних плотных и полых органов.
Способ моняньфа означает вызов волевым усилием в своем воображении каких‑то слов, выражений; при этом нельзя ничего произносить вслух. Существуют следующие методики тренировки.
1. Повторение про себя какого‑то выражения , тогда беспокойные мысли превращаются в упорядоченные. Какие именно слова надо повторять, каждый пациент определяет сам, исходя из конкретной обстановки, при этом выбор должен быть целенаправленным, а не случайным. Например, больные нервным расстройством или гипертонией, у которых часто возникают беспокойство и напряженность, могут мысленно повторять слова «расслабиться», «спокойно», «тело расслаблено», «мысли спокойны», «давление понижается», «настроение улучшается» и т.п. Такие слова вызывают положительные изменения в физиологической деятельности внутренних органов, так как через вторую сигнальную систему оказывают особое терапевтическое воздействие на больной организм. При помощи метода безмолвного размышления можно улучшить состояние больного, расслабиться, успокоиться, что помогает укреплению здоровья.
2. Спокойный вдох, расслабленный выдох . Во время занятий следует в ритме дыхания выполнять моняньфа, при каждом вдохе повторять про себя слово «спокойствие» (цзин), при выдохе – «расслабление» (сун). Дыхание должно быть ровным, неглубоким, при этом нужно думать о чем‑нибудь легком.
3. Отрывистый выдох – «выплевывание» (туцифа) . Во время занятий при каждом выдохе нужно мысленно как бы «выплевывать» слова: сюй (вздох), хэ (выкрик), ху (выдох), сы (ах), чуй (выдув), си (всхлип); при этом нельзя издавать никаких звуков. Этот способ особо действен при лечении внутренних плотных и полых органов.
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ МЕТОДОМ РАССЛАБЛЕНИЯ ПО ТРЕМ ЛИНИЯМ (САНЬСЯНЬ ФАНСУН). КАК ЕГО ПРАКТИКОВАТЬ
Это тоже один из способов достижения гармонии сердца. После принятия правильной позиции нужно успокоить свои чувства и, условно разделив тело по трем линиям, расслабиться, опираясь на эти линии.
Первая линия (боковая): по обеим сторонам головы – по обеим сторонам шеи – оба плеча – предплечья – локти – запястья – ладони – пальцы обеих рук.
Вторая линия (передняя): лоб – средняя и нижняя части лица – шея – грудь – живот – бедра – колени – голени – щиколотки – ступни.
Третья линия (задняя): верхняя часть головы – затылок – спина – поясница – задняя часть бедер – подколенные впадины – икры – пятки – ступни.
Во время занятий расслабление по трем линиям следует начинать с первой; дождавшись полного расслабления (примерно в течение 3 мин), можно приступить ко второй линии (тоже около 3 мин), затем к третьей. Каждый раз после расслабления по третьей линии можно проводить в течение некоторого времени концентрацию на расслабление в районе пупка или на очаге болезни (в течение 1 мин), для того чтобы завершить цикл циркуляции ци. Если при выполнении этого упражнения чувствуется, что расслабление не достигнуто, не следует волноваться, нужно дать организму возможность идти естественным путем, продолжать расслаблять линию за линией, повторяя это один‑три раза
Это тоже один из способов достижения гармонии сердца. После принятия правильной позиции нужно успокоить свои чувства и, условно разделив тело по трем линиям, расслабиться, опираясь на эти линии.
Первая линия (боковая): по обеим сторонам головы – по обеим сторонам шеи – оба плеча – предплечья – локти – запястья – ладони – пальцы обеих рук.
Вторая линия (передняя): лоб – средняя и нижняя части лица – шея – грудь – живот – бедра – колени – голени – щиколотки – ступни.
Третья линия (задняя): верхняя часть головы – затылок – спина – поясница – задняя часть бедер – подколенные впадины – икры – пятки – ступни.
Во время занятий расслабление по трем линиям следует начинать с первой; дождавшись полного расслабления (примерно в течение 3 мин), можно приступить ко второй линии (тоже около 3 мин), затем к третьей. Каждый раз после расслабления по третьей линии можно проводить в течение некоторого времени концентрацию на расслабление в районе пупка или на очаге болезни (в течение 1 мин), для того чтобы завершить цикл циркуляции ци. Если при выполнении этого упражнения чувствуется, что расслабление не достигнуто, не следует волноваться, нужно дать организму возможность идти естественным путем, продолжать расслаблять линию за линией, повторяя это один‑три раза
ЧТО ЗНАЧИТ РАССЛАБИТЬСЯ ПО ЧАСТЯМ (БУВЭЙ ФАНСУН)
Это один из способов достижения гармонии сердца. Во время занятий после принятия нужной позиции надо постепенно и последовательно, с головы и до кончиков ног, расслабить все тело. Упражнение выполняется в следующем порядке: расслабить мышцы головы, шеи, груди, плеч, затем живота, предплечий, кистей, бедер, голеней и стоп. Это и значит расслабиться сверху донизу, с головы до ног.
Это один из способов достижения гармонии сердца. Во время занятий после принятия нужной позиции надо постепенно и последовательно, с головы и до кончиков ног, расслабить все тело. Упражнение выполняется в следующем порядке: расслабить мышцы головы, шеи, груди, плеч, затем живота, предплечий, кистей, бедер, голеней и стоп. Это и значит расслабиться сверху донизу, с головы до ног.
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ МЕТОДОМ РАССЛАБЛЕНИЯ (ФАНСУН). КАК ЕГО ПРАКТИКОВАТЬ
Это один из способов достижения гармонии сердца во время занятий. После принятия нужной позиции (сидя, лежа или стоя) надо волевым усилием расслабить все тело. Когда достигнуто максимальное расслабление, в теле появляется ощущение необычайной легкости (чувство полета легкого облачка), оно испытывает блаженство. Таким образом, метод фансун способствует возникновению естественной легкости, приятного расположения духа, помогает войти в состояние покоя, повышает эффективность занятий.
Это один из способов достижения гармонии сердца во время занятий. После принятия нужной позиции (сидя, лежа или стоя) надо волевым усилием расслабить все тело. Когда достигнуто максимальное расслабление, в теле появляется ощущение необычайной легкости (чувство полета легкого облачка), оно испытывает блаженство. Таким образом, метод фансун способствует возникновению естественной легкости, приятного расположения духа, помогает войти в состояние покоя, повышает эффективность занятий.
ЧТО ЗНАЧИТ СЛУШАТЬ ДЫХАНИЕ
Способ "слушать дыхание " состоит в том, чтобы во время занятий, достигнув покоя и сконцентрировав все мысли в одну, слышать только собственное дыхание, проходящее через нос.
Способ "слушать дыхание " был предложен Чжуан‑цзы. Он считал, что, начиная занятия, нужно все мысли сосредоточить на чем‑то одном, нельзя допускать хаоса в сознании, – это и есть свести все мысли к одной. Затем через слушание дыхания перейти к тому, чтобы слушать ци, слушать шэнь. Так постепенно мастерство приводит в область первозданного смещения, когда шэнь и ци в организме соединяются. Такое состояние является бессознательным, внешне воспринимаемым как сон. Но внутреннее состояние организма при этом совершенно иное, в итоге достигается состояние пустоты, покоя. Оно должно исходить из неосознаваемого природного состояния, а не создаваться искусственно, собственным усилием.
Всем известно, что при нормальной работе органов дыхания оно не создает никаких препятствий для деятельности человека. Дыхание происходит беззвучно, но хотя звука и не слышно, человек ощущает движение воздуха в носу. Оно может быть быстрым или медленным, тяжелым или легким. Поэтому при помощи способа "слушать дыхание " облегчается достижение покоя, все мысли сводятся к одной, повышается эффективность занятий.
Способ "слушать дыхание " состоит в том, чтобы во время занятий, достигнув покоя и сконцентрировав все мысли в одну, слышать только собственное дыхание, проходящее через нос.
Способ "слушать дыхание " был предложен Чжуан‑цзы. Он считал, что, начиная занятия, нужно все мысли сосредоточить на чем‑то одном, нельзя допускать хаоса в сознании, – это и есть свести все мысли к одной. Затем через слушание дыхания перейти к тому, чтобы слушать ци, слушать шэнь. Так постепенно мастерство приводит в область первозданного смещения, когда шэнь и ци в организме соединяются. Такое состояние является бессознательным, внешне воспринимаемым как сон. Но внутреннее состояние организма при этом совершенно иное, в итоге достигается состояние пустоты, покоя. Оно должно исходить из неосознаваемого природного состояния, а не создаваться искусственно, собственным усилием.
Всем известно, что при нормальной работе органов дыхания оно не создает никаких препятствий для деятельности человека. Дыхание происходит беззвучно, но хотя звука и не слышно, человек ощущает движение воздуха в носу. Оно может быть быстрым или медленным, тяжелым или легким. Поэтому при помощи способа "слушать дыхание " облегчается достижение покоя, все мысли сводятся к одной, повышается эффективность занятий.
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ШЕСТЬЮ ЧУДЕСНЫМИ СПОСОБАМИ (ЛЮМЯО ФАМЭНЬ)
Люмяо фамэнь – один из комплексов, применяемых для регулирования дыхания. Он включает шесть приемов: счет (шу), следование (суй), остановку (чжи), созерцание (гуань), возвращение (хуань) и очищение (цзин).
Шу – это счет дыхания. Для того чтобы дыхание стало упорядоченным, не напряженным, не слишком легким, умиротворенным, нужно медленно дышать и вести счет количества вдохов‑выдохов – от одного до десяти, от десяти до ста, от ста до тысячи. Считать можно как вдохи, так и выдохи. Если в течение длительного времени упражняться в счете дыхания, то постепенно вырабатываются нужные навыки, вдох и выдох становятся легкими, малозаметными. Тогда уже не имеет значения, сохраняется счет или нет.
Суй означает следование дыханию, т.е. то, что ритм биения сердца начинает подчиняться ритму дыхания и наоборот. Сердцебиение и дыхание становятся взаимосвязанными, постепенно успокаиваются и достигают полного покоя.
Чжи означает приостановку дыхания. Надо следовать не за дыханием, а только за сердцем, при этом сознание то ли есть, то ли его нет; внимание может быть сконцентрировано на кончике носа или на других местах. После выполнения этого приема неожиданно возникает ощущение как бы отсутствия всего тела. Происходит погружение в созерцание (близкое к полной медитации).
Люмяо фамэнь – один из комплексов, применяемых для регулирования дыхания. Он включает шесть приемов: счет (шу), следование (суй), остановку (чжи), созерцание (гуань), возвращение (хуань) и очищение (цзин).
Шу – это счет дыхания. Для того чтобы дыхание стало упорядоченным, не напряженным, не слишком легким, умиротворенным, нужно медленно дышать и вести счет количества вдохов‑выдохов – от одного до десяти, от десяти до ста, от ста до тысячи. Считать можно как вдохи, так и выдохи. Если в течение длительного времени упражняться в счете дыхания, то постепенно вырабатываются нужные навыки, вдох и выдох становятся легкими, малозаметными. Тогда уже не имеет значения, сохраняется счет или нет.
Суй означает следование дыханию, т.е. то, что ритм биения сердца начинает подчиняться ритму дыхания и наоборот. Сердцебиение и дыхание становятся взаимосвязанными, постепенно успокаиваются и достигают полного покоя.
Чжи означает приостановку дыхания. Надо следовать не за дыханием, а только за сердцем, при этом сознание то ли есть, то ли его нет; внимание может быть сконцентрировано на кончике носа или на других местах. После выполнения этого приема неожиданно возникает ощущение как бы отсутствия всего тела. Происходит погружение в созерцание (близкое к полной медитации).