СКАФАНДР — ОДЕЖДА КОСМОНАВТА

Энциклопедии » Земля и космос
СКАФАНДР — ОДЕЖДА КОСМОНАВТА

СКАФАНДР — ОДЕЖДА КОСМОНАВТА


Скафандр (от греч. скафе — лодка, ладья и андрос — человек) — это индивидуальное снаряжение для человека, который работает в условиях, отличных от нормальных. В комплект снаряжения входят оболочка, шлем, перчатки, ботинки. Первоначально так называли одежду водолаза, который опускается на большую глубину. Позднее, когда человек стал активно осваивать космос, скафандром стали называть и одежду космонавта. Как и в кабине космического корабля, в скафандре для человека создается микроклимат — трубки с дыхательной смесью обеспечивают нормальное дыхание, специальная система терморегуляции создает нормальную для тела температуру. Костюм космонавта имеет резиновые камеры, наполняющиеся при перегрузке сжатым воздухом и. обжимающие тело. Скафандр, как и кабина корабля, защищает от пониженного давления, от излучений. Кабина связана с Землей, и скафандр снабжен микрофоном и датчиками аппаратуры, находящейся на наблюдательном пункте на Земле. Скафандр выполняет те же функции, что и кабина.

Пребывание в скафандре, а тем более работа в условиях открытого космического пространства — не из легких. Она требует специальной подготовки, тренировки. Многие операции, которые приходится выполнять космонавтам, требуют точных движений, определенных усилий, и выполнить их надо успеть, пока станция или орбитальный комплекс находятся на освещенной части орбиты. В такой работе случалось, что пот заливал глаза, намокало белье, а система охлаждения скафандра не справлялась с этим режимом. В сеансах связи слышалось тяжелое дыхание космонавтов, телеметрическая информация показывала учащенный пульс и растущую температуру. На освещенной стороне станции металлические поручни, за которые приходится держаться космонавтам, нагреваются до температуры 100—150° С. Порез или прокол скафандра чреват опасными последствиями. Чтобы не произошло каких-либо осложнений, экипаж должен ни на секунду не забывать о возможных "сюрпризах" космоса.

ПЕРВЫЙ ВЫХОД В ОТКРЫТЫЙ космос

Энциклопедии » Земля и космос
ПЕРВЫЙ ВЫХОД В ОТКРЫТЫЙ космос

18 марта 1965 года начался полет корабля "Восход-2", командиром которого был летчик-космонавт П.И.Беляев, а вторым пилотом летчик-космонавт А.А.Леонов. С борта корабля велась телевизионная передача о первом выходе человека в открытый космос, был снят фильм под названием "В скафандре над планетой". Зачем человеку надо было выходить в космос? Нельзя не выходить в космос, как плавая, скажем, в океане, нельзя бояться упасть за борт и не учиться плавать. Значит, это связано с целым рядом операций, которые могут потребоваться при встрече кораблей в тех случаях, когда нужно будет что-либо поправлять... Космонавт, вышедший в космос, должен уметь выполнить все необходимые ремонтно-производственные работы, например, произвести сварку!.. Может сложиться такая ситуация, когда один корабль должен оказать помощь другому.

Через люк шлюзового устройства А.А.Леонов, одетый в мягкий защитный скафандр вышел из корабля. За бортом провел 10 минут. Они показали, что в космосе можно работать. На Земле с напряженным вниманием следили за "Восходом-2". А.А.Леонов вспоминал: "Земля казалась плоской. Я видел яркие облака, лазурь Черного моря, кромку побережья, Кавказский хребет, Новороссийскую бухту. Оттолкнулся от корабля, а он начал разворачиваться. Потом я узнал Волгу, горный хребет седого Урала, , видел Обь, Енисей, как будто проплывая над огромной красочной картой. Солнце, яркое, как бы вколоченное в черноту неба, ощутимо согревало лицо. Я довольно энергично подтянулся, взявшись за фал (фал — это трос-страховка, связывающий космонавта с кораблем), и был вынужден руками обороняться от начавшего стремительно надвигаться на меня корабля. Подлетев к шлюзу, я самортизировал руками удар". Обследовав наружную поверхность корабля, космонавт Леонов продолжил визуальное наблюдение Земли и космического пространства с помощью кинокамеры. Затем возвратился в кабину корабля. Как вспоминал потом Алексей Архипович, ему даже не верилось, что эти минуты прошли наяву, а не во сне. Над Землей на высоте почти пятисот километров, со скоростью 28000 км/ч в открытом космическом пространстве летел человек, который стал на 10 минут спутником Земли. Впервые не через стекла иллюминатора, впервые не стесненный размерами корабля, человек смотрел на Землю — свой космический дом. Первый выход человека в космос — это событие в космических исследованиях очень крупное, потому что оно открыло путь большому направлению в разработке космической техники и в космических исследованиях.

КОСМОНАВТ № 2

Энциклопедии » Земля и космос
КОСМОНАВТ № 2

Вместе с Юрием Гагариным осваивал корабль "Восток-1 и 12 апреля 1961 года был готов лететь в космос дублер Герман Степанович Титов. Оба космонавта вышли на космодром в скафандрах, полностью готовые к невиданному старту. Только после Гагаринского "К старту готов!" Титов снял шлем и превратился в наблюдателя.

Вот что вспоминал Г.С.Титов о полете Гагарина. "Ракета отбрасывала ступень за ступенью. Наконец мы услышали короткий доклад космонавта. Гагарин сообщил, что наступила пора невесомости - корабль вышел на орбиту. Как он перенесет состояние невесомости? Все внимание было приковано к передачам из космоса. Как себя чувствует Юрий? Этот вопрос волновал в тот момент каждого из нас. И на него ответил сам Гагарин: "Полет проходит успешно. Чувство невесомости нормальное. Самочувствие хорошее. Все приборы, вся система работают хорошо". Я радовался, но одновременно шептал про себя с беспокойством: "Только бы приземлился благополучно" .

Потом начались подготовки к полету корабля "Восток-2", с новыми, более сложными задачами. Необходимо было дополнить, проверить данные, полученные в результате полета "Восток-1", выяснить, каково влияние невесомости и других космических факторов на организм человека в течении суток. Длительный полет должен дать более полный, а значит, и более точный ответ. Окажет ли невесомость вредное воздействие на работоспособность пилота? Космонавту-2 было поручено в нужное время взять управление кораблем в свои руки, т.е. стать пилотом-космонавтом. Новый опыт должен показать, что еще необходимо сделать конструктурам, чтобы жизнь человека на борту во время путешествия большой продолжительности протекала абсолютно нормально, а сам корабль был послушен управлению не только с Земли, но и из кабины космонавта. 6 августа 1961 года корабль "Восток-2" стартовал с космодрома Байконур. Утром космодром казался накрытым сверху гигантской голубой чашей, по которой медленно поднимался диск Солнца. Серебристая ракета, похожая на стрелу в натянутом луке, устремилась в небо. Ракета, движимая могучей силой, медленно поднимается над Землей. В хвосте ракеты — огненный смерч. Но еще секунда — и ракета в небе. На сравнительно небольшой высоте корабль отклоняется и идет по заданному курсу на орбиту. Космонавт Титов успешно справился со своим заданием. Корабль послушно выполнял все команды своего командира. Больше суток продолжался полет корабля "Восток-2", 17 раз облетел он вокруг Земли, 34 раза сменялись день и ночь на борту корабля. Перед иллюминатором проплывали континенты, у каждого свой характерный цвет. Титов делал записи наблюдений, вел киносъемку. И вот полет закончен. На красно-белом парашюте Герман Титов приземлился в том же районе, что и Юрий Гагарин. Первая группа космонавтов, дружный отряд героев-летчиков, волновались друг за друга, радовались успехам друг друга, поддерживали и выручали. Все они были готовы к подвигу. После Гагарина космонавты: два, три, четыре... все равно были первыми.

ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ

Энциклопедии » Земля и космос
ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ

ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ


Запуск первого в мире искусственного спутника Земли ознаменовал начало космической эры, а 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур поднялся в небо космический корабль "Восток" с человеком на борту. Юрий Алексеевич Гагарин, открывший дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и совершил посадку в заданном районе. А за каждой минутой его полета — поиск, упорная работа конструкторов, инженеров, рабочих всех специальностей. Осуществилась давняя мечта человека — обрести крылья и взлететь над Землей.

Ю.А.Гагарин родился в 1934 году под Смоленском, учился в ремесленном училище, в индустриальном техникуме, в аэроклубе, затем в авиационном училище.

Хорошая теоретическая, практическая и физическая подготовка позволили ему войти в отряд космонавтов. Он был выбран из всех самых лучших, здоровых и подготовленных. Полет Ю.А.Гагарина начался с его знаменитого: "Поехали!" Самое первое впечатление при виде Земли из космоса: "Красота-то какая!" От итогов первого полета зависела дальнейшая программа. Волновались ученые, конструкторы, инженеры, медики, связисты: каковы будут результаты невиданного до сих пор эксперимента?

Полет первого космонавта показал, что в условиях невесомости, в условиях, почти во всем отличных от земных, можно работать, обживать космическое пространство, создавая условия для безопасной и успешной работы.

Юрий Гагарин был достоин быть первым. Своим мужеством, трудолюбием, целеустремленностью он доказал, что возможности человека неисчерпаемы.

Его любила вся планета. Он стал символом нашего времени. Однако не хотел останавливаться на достигнутом, готовился к новым полетам... Трагическая авария во время одного из тренировочных полетов на реактивном самолете оборвала жизнь первого космонавта планеты. Но люди Земли всегда будут помнить Юрия Гагарина, его необыкновенно добрую улыбку.

КАК УСТРОЕН ЛЕТАЮЩИЙ КОСМИЧЕСКИЙ ДОМ?

Энциклопедии » Земля и космос
КАК УСТРОЕН ЛЕТАЮЩИЙ КОСМИЧЕСКИЙ ДОМ?

Прорыв в космос совершила двухступенчатая ракета-носитель "Спутник", трехступенчатые ракеты-носители "Восток" вывели на орбиту первые космические корабли с человеком па борту. С их помощью стартовали первые лунные станции, спутники серии "Космос"). Появление трехступенчатой ракеты-носителя "Союз" еще более расширило возможности космонавтики. Тяжелая многоступенчатая ракета-носитель "Протон", способная нести на своем борту 20 тонн полезной нагрузки, помогла начать исследования Марса, Венеры и других планет, вывела в космос орбитальные станции "Салют" и "Мир", которые служили и служат космическим домом для людей, работающих на орбите. В космическом комплексе размещаются оборудование, приборы, запасы воды и пищи, материалов. Космическая станция напоминает сразу и дом, и лабораторию, и машину, до отказа начиненную разнообразной техникой. Главное помещение станции — основной отсек — представляет собой два цилиндра разных диаметров, соединенных между собой конусом. В малом цилиндре располагаются рабочие места космонавтов и центральный пульт управления станцией. В конусе — "стадион" (самодвижущаяся дорожка) и другое оборудование для тренировки и медицинского контроля за здоровьем экипажа. При длительном полете приходится тренироваться каждый день, иначе мышцы в невесомости ослабнут. В большом цилиндре расположен холодильник, хранятся запасы воды и пищи, установлено устройство для подогрева воды. Здесь же оборудованы и спальные места: на ночь каждый космонавт укладывается в персональный спальный мешок и пристегивается ремнем. За стенкой основного отсека располагается негерметизируемый отсек с корректирующей двигательной установкой. С ее помощью космонавты по мере надобности меняют положение станции в пространстве, время от времени поправляют ее орбиту.

Хоть размеры станции и большие — длина около 25 м, масса — почти 25 т, объем герметизированных отсеков 100 м , но тесновато все-таки. Слишком много оборудования приходится здесь размещать. Есть возможность создать более удобные условия для жизни и работы космонавтов на орбите — используют специализированные модули с научной аппаратурой, которые пристыковываются к станции. Станция имеет несколько стыковочных узлов, к которым, как к причалам, подходят транспортные корабли, доставляющие на орбитальную станцию экспедиции посещения, дополнительные грузы, оборудование. В космосе постоянно идет строительство. В будущем орбитальные станции появятся не только в окрестностях Земли, но и Луны, Марса, Венеры. Создавать поселения для космонавтов вместе с инженерами когда-нибудь будут и дизайнеры, и архитекторы. Человечеству, нашедшему дорогу в космос, предстоит ее прокладывать дальше и обживать нашу Солнечную систему.

ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК?

Энциклопедии » Земля и космос
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК?

ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК?


4 октября 1957 года считается началом космической эры. В этот день был осуществлен запуск первого космического аппарата — искусственного спутника Земли. Его вывела на орбиту ракета-носитель, которая, развив скорость 8 км/с, взлетела вертикально. Автоматические устройства по заданной программе управляли движением ракеты. Она, пройдя 200 км, постепенно приняла горизонтальное направление, легла на курс и отправила в путь блестящий шар из алюминиевых сплавов диаметром 58 см, массой 84 кг, с четырьмя двухметровыми усами-антенами.На Земле принимали радиосигналы из космоса, расшифровывали их. Вслед за первым спутником были запущены второй с собакой Лайкой, потом третий с разными приборами для изучения атмосферы Земли, солнечного излучения. Последующие спутники сфотографировали обратную сторону Луны, спросили на Луну вымпел. В настоящее время трудно даже сосчитать, сколько спутников запущено в разных странах. Каждый запуск преследует какую-то цель: есть спутники для изучения погоды, для радиосвязи, для телевизионной передачи, спутники-разведчики. Но по орбите вокруг Земли они могут вращаться вечно лишь теоретически. Скорость спутника постепенно снижается, хотя он и движется на большой высоте, где воздуха почти нет. Даже при ничтожной плотности воздуха спутник испытывает сопротивление. Полет его со временем тормозится. Спутник может, вращаться годами, но в конце концов снизится, войдет .в плотный слой атмосферы, сгорит и рассыпется. Некоторые спутники уничтожают сигналом с Земли. Некоторые могут быть возвращены назад с помощью других космических аппаратов. В современных условиях запущено уже в разных странах такое большое количество спутников, что для астрономов это становится помехой при наблюдениях за небесными светилами. За некоторыми спутниками ведутся специальные наблюдения. Особенности в их движении указывают на неравномерное притяжение Земли. Это дает возможность изучать строение нашей планеты, уточнить ее форму, обнаружить скрытые в ее недрах полезные ископаемые. С помощью спутников разведывают радиационную опасность, исследуют космическое излучение, изучают атмосферу, ионосферу, влияние на нее солнечной активности и многое другое.

КАК УСТРОЕНА РАКЕТА?

Энциклопедии » Земля и космос
КАК УСТРОЕНА РАКЕТА?

КАК УСТРОЕНА РАКЕТА?


Корпус, двигатель, топливо, приборы и (главное!) полезная нагрузка. Корпуса, цилиндрические тела ракет делаются из легких, прочных материалов: дюралюминия, титана, иногда из пластмассы. Двигатели у большинства современных ракет жидкостные, реактивные. В космосе нет кислорода, приходится, как говорят, возить горючее и окислитель. В камерах жидкостных двигателей горят спирт, керосин, а также другие виды высококалорийного топлива. Окислители — чистый кислород, азотная кислота. Есть ракеты, работающие на твердом топливе, у них горючее и окислитель в готовой смеси. "Пища" таких двигателей — порох различного состава. В последнее время ученые и инженеры работают над новыми видами твердого топлива, над новыми конструкциями ракетных двигателей. Например, ионный: электрическое поле разгоняет ионы — заряженные осколки атомов, "производимые" специальным генератором; или плазменный: смесь электронов и ионов разгоняется электрическим и магнитным полями. В ядерном двигателе рабочее вещество нагревается в реакторе, затем выбрасывается через сопло. Во всех типах ракет струя газов выбрасывается через отверстие — сопло — назад, толкая ракету вперед. Двигатель — это сила корабля, но сила слепая, без разума. Разум ракеты — ее приборы. Они строго следят за каждым колебанием, не дают отклониться от расчетной траектории.

ЧТО ТАКОЕ РАКЕТА?

Энциклопедии » Земля и космос
ЧТО ТАКОЕ РАКЕТА?

ЧТО ТАКОЕ РАКЕТА?


Когда-то XX век назвали ракетным, хотя ракета была изобретена значительно раньше электромотора, двигателя внутреннего сгорания и даже паровой машины. В большом семействе ракет у каждой свои обязанности. Самые большие и мощные открыли человеку путь во Вселенную, их могучие двигатели преодолели силу земного притяжения. Ракеты поменьше, с меньшими скоростями и на меньших высотах выполняют более скромную, но очень полезную работу: геофизические и метеорологические ракеты информируют о состоянии верхней атмосферы, магнитного поля Земли, космических лучах, исследуют пояса радиации, фотографируют облака. Ракеты не только помогают предсказать погоду, но и делают ее: грозовые тучи сейчас можно расстрелять ракетами со специальным химическим зарядом, и в нужное время в нужном месте пойдет, например, вместо губительного града дождь. К сожалению, не все ракеты предназначены для стрельбы по таким безобидным целям.

КТО ПРИДУМАЛ РАКЕТУ?

Энциклопедии » Земля и космос
КТО ПРИДУМАЛ РАКЕТУ?

Ракета была известна давно. Очевидно, она появилась много веков назад на Востоке. Возможно, в Древнем Китае — родине пороха. Ракеты использовали во время народных празднеств, устраивали фейерверки, зажигали в небе огненные дожди, фонтаны, колеса. Ракеты применяли в военном деле. Долгое время ракета была одновременно и оружием, и игрушкой. При Петре I была создана и применялась однофунтовая сигнальная ракета "образца 1717 года", остававшаяся на вооружении до конца XIX века. Она поднималась на высоту до одного километра. Некоторые изобретатели предлагали использовать ракету для воздухоплавания. Научившись подниматься на воздушных шарах, люди были беспомощны в воздухе. Управляемый аппарат тяжелее воздуха — вот о чем мечтал революционер Н.Кибальчич в каземате Петропавловской крепости, осужденный на казнь за покушение на царя. За десять дней до смерти он завершил работу над своим изобретением и передал адвокату не просьбу о помиловании или жалобу, а "Проект воздухоплавательного прибора" (чертежи и математические расчеты ракеты.) Именно ракета, считал он, откроет человеку путь в небо.

В тюрьме перед смертью Кибальчич размышлял о том, как применить для полета энергию газов, образующихся при воспламенении взрывчатых веществ. В своих рассуждениях он пришел к идее не самолета, а именно звездолета, так как его аппарат мог двигаться и в воздухе, и в безвоздушном пространстве. Он мечтал об освобождении человека от социального гнета и от прикованности к Земле. Он был революционером и в политике, и в науке.

В своем "Проекте..." он писал: "Я верю в осуществимость моей идеи, и эта вера поддерживает меня в моем ужасном положении. Если мои идеи после тщательного обсуждения учеными-специалистами будут признаны осуществимыми, то я буду счастлив и спокойно встречу смерть?.

БАЙКОНУР — ГЛАВНЫЙ КОСМОДРОМ НАЧАЛА КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ

Энциклопедии » Земля и космос
БАЙКОНУР — ГЛАВНЫЙ КОСМОДРОМ НАЧАЛА КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ

БАЙКОНУР — ГЛАВНЫЙ КОСМОДРОМ НАЧАЛА КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ


Решение о создании космодрома было принято в 1953 году, когда в нашей стране работал космодром Капустин Яр, придуманный для запусков целого ряда реактивных аппаратов, созданных под руководством С.П.Королева. На этом же космодроме осуществлены и первые запуски геофизических ракет под руководством академика А.А.Благонравова. Они дали очень многое для исследования космического пространства вплоть до высоты 400 км. Для создания первой межконтинентальной баллистической ракеты требовалась новая база, которая бы обеспечила соответствующую дальность полета. Траекторию полета следовало выбирать так, чтобы она проходила над малонаселенными пунктами с запада на восток. Энергетически выгоден запуск ракет именно в этом направлении, так как Земля своим вращением добавляет скорость. Из трех вариантов был выбран Байконур. Старт отсюда позволял осуществлять трассу длиной 6400 км через Камчатку. Строительство развернулось очень быстро. В тяжелейших условиях — температура до. +45°С, пыль, грязь, очень много змей — люди строили космодром. Подчас в жуткой жаре отказывала техника, не заводились моторы, а люди выдерживали. Требования к качеству строительства были очень высокие. Конструкции должны быть прочными и долговечными. Основным являлось сооружение пускового стартового комплекса. С него и начато было строительство, затем развернуты все работы по строительству пускового минимума, т.е. наименьшее количество сооружений и оборудования, которые необходимы для первого пуска. Сюда входят электростанция, железная и шоссейная дороги, монтажный корпус, компрессорная, стартовые устройства и т.д. Специалисты, уже имевшие опыт Капустина Яра, творили чудеса, усилия всех строителей совершили чудо. Даже Королев не поверил: "Неужели создали?! В такой короткий срок!" 15 мая 1957 года в 18 часов 50 минут был произведен старт первой межконтинентальной баллистической ракеты. Эту дату не принято отмечать. Но о ней помнят как об одной из вех отечественной космической техники. Именно к ней был приурочен запуск ракеты-носителя "Энергия", которая стартовала в этот день тридцать лет спустя. При телевизионных передачах из Байконура видно, как происходит выход ракеты из стартовых опор. Они отходят, раскрываясь, как лепестки тюльпана, которых так много весной в степи! Космодром — это не только гражданское сооружение, это полигон передовой инженерной мысли. Здесь проводятся все виды наземных и летных испытаний ракетно-космической техники. Здесь же располагаются хранилища для ракет-носителей, техники, заводы по производству компонентов криогенного топлива (здесь вырабатываются в год тысячи тонн жидкого кислорода и азота). Есть заправочные станции космических аппаратов, сложные контрольные системы оборудования, системы автоматического регулирования и управления. Все это обслуживается опытными и квалифицированными" специалистами. Люди готовят ракеты к испытаниям, "учат" их летать. В состав космодрома входят также и оборудованные поля падения. Ракеты ведь, как правило, трехступенчатые, а то и четырехступенчатые, с разгонными блоками. Их нельзя отбрасывать куда попало — есть специально отведенные места на удалении 300—400 км для первой ступени, 1200—1500 км для второй ступени. На космодроме работает метеослужба, расчетный центр, служба безопасности, анализа полученных измерений, химическая, аэродромная, автомобильная, медицинская.

Космодром — это целый комплекс, удивительный научно-технический город, где трудятся замечательные люди.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ

Энциклопедии » Земля и космос
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ

Чтобы расчеты и формулы воплотились в космические аппараты, чтобы человек смог действительно оторваться от Земли и выйти в космическое пространство, должен был прийти генеральный конструктор космических кораблей, человек необычайной энергии, творческого и организационного таланта, координирующий работу крупнейших коллективов, создающих ракетно-космические системы. Таким конструктором был Сергей Павлович Королев. Он родился в 1906 году. Работал, чтобы кормить семью. Занимался в Киевском политехническом институте. Затем продолжил учебу в Москве в Высшем техническом училище им. Баумана и в 1929 году закончил факультет аэромеханики. Знаменитый конструктор А.Н.Туполев высоко оценил дипломный проект Королева, посвященый легкомоторным самолетам. Но мечты уносили Сергея Павловича дальше, за пределы земной атмосферы, куда путь самолетам закрыт. В 1934 году вышла книга С.П.Королева "Ракетный полет в стратосфере". Эту книгу отметил К.Э.Циолковский. В начале 30-х годов С.П.Королев возглавил группу инженеров — специалистов в области ракетного движения. Первые ракеты зарождались в конструкторских бюро на экспериментальных заводах, проходили испытания на полигонах. С именем Королева связаны все наши достижения в завоевании космоса: первый искусственный спутник, ракета, доставившая вымпел на Луну, автоматическая станция, сфотографировавшая ее обратную сторону, пилотируемые космические корабли.

Королев — "С.П.", как его дружески называли сотрудники — провожал в полет каждого космонавта и давал советы во время полета, молниеносно принимая единственно правильное решение в любой обстановке.

За 60 лет жизни замечательный ученый Королев много успел сделать не только для нашей Родины, но и для всего человечества. Обладая необыкновенным умом, смелостью, он горячо верил в беспредельные возможности человека, в то, что освоение космоса принесет людям благо и счастье.

В создании ракетно-космической техники участвуют тысячи ученых, инженеров, рабочих, масштабы работ требуют объединения усилий: людей многих областей науки и техники. Генеральный конструктор С.П.Королев умел находить способных, талантливых специалистов, умел создать творческую обстановку, работавшие с ним заражались его энергией и все силы отдавали общему делу. Всех, кто участвовал в том или ином эксперименте, Королев объединял понятием "Мы". При решении сложных, а порой совершенно новых вопросов Сергею Павловичу помогала смелая фантазия, неистребимый оптимизм и разумная осторожность. Он умел и любил рисковать, но никогда не забывал о ценности человеческой жизни, вернее, ее бесценности, так как дороже человека ничего нет.

РОССИЙСКИЙ ТЕОРЕТИК КОСМОНАВТИКИ

Энциклопедии » Земля и космос
РОССИЙСКИЙ ТЕОРЕТИК КОСМОНАВТИКИ

Ровно за сто лет до того, как над Землей появился первый искусственный спутник, в сентябре 1857 года родился Константин Эдуардович Циолковский. Работая учителем провинциальной школы, в свободное время он читал, думал, вычислял, фантазировал, мечтал о покорении человеком космоса. Своим мысленным взором он смотрел сквозь целое столетие и видел многоступенчатые ракеты, автоматическое управление космическими кораблями, солнечную систему, ориентации межпланетного корабля в космическом пространстве.

Он высказал предположение о мыслящих существах в иных мирах. Очень много интересных идей выдвинул скромный учитель из Калуги. Им придуманы газовые рули для управления ракетой в космосе и атмосфере. Работами Циолковского интересовались ученые всего мира. Ученики Циолковского и его последователи создали первые в мире космические корабли. Циолковский теоретически обосновал межпланетные путешествия и страстно верил, что его мечту осуществят другие. До Циолковского некоторые изобретатели предлагали использовать ракеты для воздухоплавания. Циолковский "научил" ракеты летать в космос. Причина движения ракеты заложена в ней самой: ее приводят в движение вытекающие из нее газы. Какую скорость должна развивать ракета, чтобы преодолеть земное тяготение и вырваться в космическое пространство? Около 8 км/с должен иметь снаряд или ракета, чтобы никогда не упасть на Землю, а стать ее искусственным спутником. При скорости 11,2 км/с ракета уйдет из поля тяготения Земли и улетит в межпланетное пространство, станет спутником Солнца. Циолковский рассчитал, сколько нужно ракете топлива. Она должна поднять себя, поднять запас топлива, грузы, приборы, людей, она должна развить необходимую скорость для отрыва от Земли. Циолковский изобрел ракетный поезд — многоступенчатую ракету. В передней ракете находятся приборы и экипаж. Ступени ракеты работают поочередно: когда топливо в одной ступени выгорит, она сбрасывается, ракета становится легче. Начинает работать вторая ступень и т.д. Передняя ракета, как по эстафете, получает скорость, набранную предыдущими ракетами. Многоступенчатые ракеты, придуманные Циолковским, работали, совершенствовались, с их полетами воплотилась в жизнь мечта гениального ученого.