Нарушитель
Обществу нужны нарушители. Оно устанавливает законы для того, чтобы их нарушали. Когда каждый гражданин подчиняется действующим законам и соблюдает установленные нормы, то в обществе все нормально: есть и школьное обучение, и работа, и гражданственность, и потребление. Общество становится «нормальным» и погружается в застой. Нарушителей же нужно обнаружить, разоблачить и изолировать, общество при этом эволюционирует, и чем больше этого незаметно образующегося яда, тем больше антител вынуждено вырабатывать общество. Так оно учится преодолевать все более сложные препятствия на своем пути. Нарушителями, несмотря на то что они необходимы, приходится жертвовать. На них постоянно нападают, их освистывают для того, чтобы позже другие люди, «наполовину нормальные», которых можно назвать псевдонарушителями, смогли повторить их поступки, но уже в смягченном, систематизированном, обезвреженном варианте. Они пожинают плоды изобретений нарушителей.
Но не будем обманываться. Даже если знаменитыми становятся «псевдонарушители», их единственный талант состоит в том, что они распознали нарушителей настоящих. Которые будут забыты и умрут с сознанием того, что остались непонятыми предтечами.
Обществу нужны нарушители. Оно устанавливает законы для того, чтобы их нарушали. Когда каждый гражданин подчиняется действующим законам и соблюдает установленные нормы, то в обществе все нормально: есть и школьное обучение, и работа, и гражданственность, и потребление. Общество становится «нормальным» и погружается в застой. Нарушителей же нужно обнаружить, разоблачить и изолировать, общество при этом эволюционирует, и чем больше этого незаметно образующегося яда, тем больше антител вынуждено вырабатывать общество. Так оно учится преодолевать все более сложные препятствия на своем пути. Нарушителями, несмотря на то что они необходимы, приходится жертвовать. На них постоянно нападают, их освистывают для того, чтобы позже другие люди, «наполовину нормальные», которых можно назвать псевдонарушителями, смогли повторить их поступки, но уже в смягченном, систематизированном, обезвреженном варианте. Они пожинают плоды изобретений нарушителей.
Но не будем обманываться. Даже если знаменитыми становятся «псевдонарушители», их единственный талант состоит в том, что они распознали нарушителей настоящих. Которые будут забыты и умрут с сознанием того, что остались непонятыми предтечами.
Вануату
Архипелаг Вануату был открыт португальцами в начале XVII века в одном еще неизведанном районе Тихого океана. Население его составляют несколько десятков тысяч человек, подчиняющихся необычным законам.
Концепции большинства, навязывающего свое мнение меньшинству, у них не существует. Если жители не согласны друг с другом, они будут спорить, пока не придут к единому мнению. Некоторые упрямятся и не дают себя убедить. Поэтому население Вануату проводит треть своей жизни в разглагольствованиях, доказывая основательность своих убеждений. Если дело касается территориальных притязаний, спор может длиться годами, а то и веками, перед тем как полюбовно закончиться. И тяжба все это время останется нерешенной.
Но зато, когда через двести или триста лет все договорятся, проблема будет действительно исчерпана, и обиженных не будет, так как не будет побежденных.
Цивилизация Вануату кланового склада, и каждый клан относится к какой то профессии. Есть клан, специализирующийся на рыбной ловле, клан земледельцев, клан горшечников и так далее. Кланы производят между собой взаимообмен. Рыбаки, например, дают вам доступ к морю в обмен на доступ к источнику в лесу.
Поскольку кланы специализированны, то, когда в клане земледельцев рождается ребенок, проявляющий врожденный дар к горшечному делу, он покидает родных и его принимает семья горшечников, в которой он сможет развить свой талант. То же самое происходит с ребенком горшечника, привлеченным ремеслом рыбака.
Первые западные исследователи были потрясены, заметив это явление, так как сначала им показалось, что жители Вануату крадут детей друг у друга. Но это было не воровство, а обмен в целях оптимального развития каждой человеческой личности.
В случае частного конфликта жители Вануату используют сложную систему союзов. Если мужчина из клана А изнасиловал девушку из клана Б, оба клана не начинают войну непосредственно. Они зовут своих «военных представителей», то есть третий и четвертый кланы, с которыми они связаны клятвой. Клан А обращается к клану В, а клан Б – к клану Г. Система посредников бросает в бой людей, не особенно жаждущих смерти противника, поскольку конфликт не касается их напрямую. При появлении первой крови сражение останавливается, так как участники его стремятся примириться сразу же после того, как только союзнический долг можно счесть выполненным. Поэтому войны на Вануату протекают без ненависти и не ожесточены бесплодной гордостью.
Архипелаг Вануату был открыт португальцами в начале XVII века в одном еще неизведанном районе Тихого океана. Население его составляют несколько десятков тысяч человек, подчиняющихся необычным законам.
Концепции большинства, навязывающего свое мнение меньшинству, у них не существует. Если жители не согласны друг с другом, они будут спорить, пока не придут к единому мнению. Некоторые упрямятся и не дают себя убедить. Поэтому население Вануату проводит треть своей жизни в разглагольствованиях, доказывая основательность своих убеждений. Если дело касается территориальных притязаний, спор может длиться годами, а то и веками, перед тем как полюбовно закончиться. И тяжба все это время останется нерешенной.
Но зато, когда через двести или триста лет все договорятся, проблема будет действительно исчерпана, и обиженных не будет, так как не будет побежденных.
Цивилизация Вануату кланового склада, и каждый клан относится к какой то профессии. Есть клан, специализирующийся на рыбной ловле, клан земледельцев, клан горшечников и так далее. Кланы производят между собой взаимообмен. Рыбаки, например, дают вам доступ к морю в обмен на доступ к источнику в лесу.
Поскольку кланы специализированны, то, когда в клане земледельцев рождается ребенок, проявляющий врожденный дар к горшечному делу, он покидает родных и его принимает семья горшечников, в которой он сможет развить свой талант. То же самое происходит с ребенком горшечника, привлеченным ремеслом рыбака.
Первые западные исследователи были потрясены, заметив это явление, так как сначала им показалось, что жители Вануату крадут детей друг у друга. Но это было не воровство, а обмен в целях оптимального развития каждой человеческой личности.
В случае частного конфликта жители Вануату используют сложную систему союзов. Если мужчина из клана А изнасиловал девушку из клана Б, оба клана не начинают войну непосредственно. Они зовут своих «военных представителей», то есть третий и четвертый кланы, с которыми они связаны клятвой. Клан А обращается к клану В, а клан Б – к клану Г. Система посредников бросает в бой людей, не особенно жаждущих смерти противника, поскольку конфликт не касается их напрямую. При появлении первой крови сражение останавливается, так как участники его стремятся примириться сразу же после того, как только союзнический долг можно счесть выполненным. Поэтому войны на Вануату протекают без ненависти и не ожесточены бесплодной гордостью.
Семилетние циклы (Второй квадрат 4x7)
Завершив первый квадрат созданием своего собственного кокона, человек приступает ко второму ряду семилетних циклов.
28 35: консолидация очага. Вслед за свадьбой, квартирой, машиной приходят дети. Имущество накапливается внутри кокона. Но если первые четыре цикла прошли не очень успешно, очаг будет непрочен. Если у женщины отношения с ее матерью сложились не так, как должны были бы, та будет досаждать невестке. Если у мужчины были нелады с отцом, тот будет вмешиваться и влиять на жизнь молодой пары. Если бунт против общества не состоялся, на работе могут возникать конфликты. В тридцать пять лет кокон без прочной базы часто разваливается. Происходят разводы, увольнения, депрессии, психосоматические болезни. В этом случае первый кокон бросают и…
35 42: мы начинаем все с нуля. Кризис миновал, идет реконструкция следующего кокона, человек обогащен опытом ошибок, полученных при создании первого. Идет пересмотр отношений с матерью и женственностью, с отцом и мужественностью. Это время, когда разведенные мужчины открывают для себя любовниц, а разведенные женщины – любовников. Они пытаются понять, что же им нужно уже не от брака, а от противоположного пола.
Отношения с обществом тоже пересматриваются. Теперь профессию выбирают не из соображений надежности, а интересную или оставляющую много свободного времени. После крушения первого кокона человеку часто хочется как можно скорее построить следующий. Новый брак, новая работа, новая жизнь. Если человек избавился от мешавших ему обстоятельств, он вполне способен создать улучшенный кокон. Если не понял прошлых ошибок, он построит себе ту же тюрьму и столкнется с теми же проблемами. Это называется идти по кругу. Тогда циклы превратятся просто в повторение прежних заблуждений.
42 49: победа над обществом. Создав успешный кокон, человек может насладиться радостями любви, семейной жизни, работы, расцвета своей личности. Эта победа ведет к двум возможным вариантам:
Либо человек жаждет все больших материально выраженных подтверждений своего успеха: больше денег, больше комфорта, больше детей, больше любовниц или любовников, больше власти, – и бесконечно увеличивает и обогащает свой новый успешный кокон. Либо он бросается в новую область завоеваний – духовную. Начинается настоящее построение личности. По логике вещей этот период должен завершиться идентификационным кризисом, экзистенциальным вопросом. Почему я здесь, почему я живу, что я должен делать для того, чтобы придать своей жизни иной, чем достижение материального комфорта, смысл?
49 56: духовная революция. Если человек сумел создать свой кокон и реализоваться в семье и на работе, он начинает жаждать мудрости. И начинается следующее путешествие – духовная революция.
Духовный поиск, если он идет честно и избегает ловушек группировок и готовых идей, никогда не заканчивается. На это уходит вся оставшаяся жизнь.
Так завершается второй квадрат 4x7 лет.
N. В. 1: Эволюция дальше идет по спирали. Каждые семь лет мы поднимаемся еще на одно деление, проходя те же этапы: отношения с матерью, отношения с отцом, бунт против общества, создание своей семьи.
N. В. 2: Иногда некоторые люди нарочно нарушают отношения с семьей или на работе для того, чтобы снова начать цикл. Таким образом они отодвигают тот момент, когда осуществляется переход к фазе духовности, или избегают его, поскольку боятся остаться лицом к лицу с самим собой.
Завершив первый квадрат созданием своего собственного кокона, человек приступает ко второму ряду семилетних циклов.
28 35: консолидация очага. Вслед за свадьбой, квартирой, машиной приходят дети. Имущество накапливается внутри кокона. Но если первые четыре цикла прошли не очень успешно, очаг будет непрочен. Если у женщины отношения с ее матерью сложились не так, как должны были бы, та будет досаждать невестке. Если у мужчины были нелады с отцом, тот будет вмешиваться и влиять на жизнь молодой пары. Если бунт против общества не состоялся, на работе могут возникать конфликты. В тридцать пять лет кокон без прочной базы часто разваливается. Происходят разводы, увольнения, депрессии, психосоматические болезни. В этом случае первый кокон бросают и…
35 42: мы начинаем все с нуля. Кризис миновал, идет реконструкция следующего кокона, человек обогащен опытом ошибок, полученных при создании первого. Идет пересмотр отношений с матерью и женственностью, с отцом и мужественностью. Это время, когда разведенные мужчины открывают для себя любовниц, а разведенные женщины – любовников. Они пытаются понять, что же им нужно уже не от брака, а от противоположного пола.
Отношения с обществом тоже пересматриваются. Теперь профессию выбирают не из соображений надежности, а интересную или оставляющую много свободного времени. После крушения первого кокона человеку часто хочется как можно скорее построить следующий. Новый брак, новая работа, новая жизнь. Если человек избавился от мешавших ему обстоятельств, он вполне способен создать улучшенный кокон. Если не понял прошлых ошибок, он построит себе ту же тюрьму и столкнется с теми же проблемами. Это называется идти по кругу. Тогда циклы превратятся просто в повторение прежних заблуждений.
42 49: победа над обществом. Создав успешный кокон, человек может насладиться радостями любви, семейной жизни, работы, расцвета своей личности. Эта победа ведет к двум возможным вариантам:
Либо человек жаждет все больших материально выраженных подтверждений своего успеха: больше денег, больше комфорта, больше детей, больше любовниц или любовников, больше власти, – и бесконечно увеличивает и обогащает свой новый успешный кокон. Либо он бросается в новую область завоеваний – духовную. Начинается настоящее построение личности. По логике вещей этот период должен завершиться идентификационным кризисом, экзистенциальным вопросом. Почему я здесь, почему я живу, что я должен делать для того, чтобы придать своей жизни иной, чем достижение материального комфорта, смысл?
49 56: духовная революция. Если человек сумел создать свой кокон и реализоваться в семье и на работе, он начинает жаждать мудрости. И начинается следующее путешествие – духовная революция.
Духовный поиск, если он идет честно и избегает ловушек группировок и готовых идей, никогда не заканчивается. На это уходит вся оставшаяся жизнь.
Так завершается второй квадрат 4x7 лет.
N. В. 1: Эволюция дальше идет по спирали. Каждые семь лет мы поднимаемся еще на одно деление, проходя те же этапы: отношения с матерью, отношения с отцом, бунт против общества, создание своей семьи.
N. В. 2: Иногда некоторые люди нарочно нарушают отношения с семьей или на работе для того, чтобы снова начать цикл. Таким образом они отодвигают тот момент, когда осуществляется переход к фазе духовности, или избегают его, поскольку боятся остаться лицом к лицу с самим собой.
Ослабить хватку
Только тогда, когда мы уже больше не хотим получить что то, мы можем это получить.
Только тогда, когда мы уже больше не хотим получить что то, мы можем это получить.
Семилетние циклы (Первый квадрат 4x7)
Человеческая жизнь развивается семилетними циклами. Каждый цикл завершается кризисом, позволяющим перейти на следующий, более высокий уровень.
От 0 до 7: сильная связь с матерью. Горизонтальное восприятие окружающего. Становление чувств. Главные ощущения: запах матери, молоко матери, голос матери, тепло матери, поцелуи матери. В основном период заканчивается трещиной в защитном коконе материнской любви и относительно тревожным открытием остального мира.
От 7 до 14: сильная связь с отцом. Вертикальное восприятие окружающего. Становление личности. Отец становится новым привилегированным партнером в освоении мира за пределами семейного кокона. Отец расширяет семейный защитный кокон. Отец становится точкой отсчета. Мать любят, отцом должны восторгаться.
От 14 до 21: бунт против общества. Восприятие материи. Становление интеллекта. Это подростковый кризис. Появляется желание изменить мир и уничтожить существующие структуры. Подросток атакует семейный кокон, затем – общество в целом. Подростка привлекает все «бунтарское», агрессивная музыка, романтические поступки, у него возникает стремление к независимости, желание убежать, примкнуть к группам молодежи, ставящей себя вне общества, он восхищается анархическими ценностями и систематически отрицает ценности окружающего его общества. Период заканчивается высвобождением из семейного кокона.
От 21 до 28: вступление в общество. Стабилизация после бунта. После тщетной попытки общество разрушить – интеграция с ним на основе желания работать эффективнее, чем предыдущие поколения. Поиски более интересной профессии, чем профессия родителей. Поиски более интересного, чем у родителей, места проживания. Попытка создать более счастливую пару, чем супружеская пара родителей. Выбор партнера (партнерши), создание очага. Построение своего собственного кокона. Период обычно заканчивается свадьбой.
Теперь человек выполнил свою миссию и создал свой первый защитный кокон.
Так завершается первый квадрат 4x7 лет.
Человеческая жизнь развивается семилетними циклами. Каждый цикл завершается кризисом, позволяющим перейти на следующий, более высокий уровень.
От 0 до 7: сильная связь с матерью. Горизонтальное восприятие окружающего. Становление чувств. Главные ощущения: запах матери, молоко матери, голос матери, тепло матери, поцелуи матери. В основном период заканчивается трещиной в защитном коконе материнской любви и относительно тревожным открытием остального мира.
От 7 до 14: сильная связь с отцом. Вертикальное восприятие окружающего. Становление личности. Отец становится новым привилегированным партнером в освоении мира за пределами семейного кокона. Отец расширяет семейный защитный кокон. Отец становится точкой отсчета. Мать любят, отцом должны восторгаться.
От 14 до 21: бунт против общества. Восприятие материи. Становление интеллекта. Это подростковый кризис. Появляется желание изменить мир и уничтожить существующие структуры. Подросток атакует семейный кокон, затем – общество в целом. Подростка привлекает все «бунтарское», агрессивная музыка, романтические поступки, у него возникает стремление к независимости, желание убежать, примкнуть к группам молодежи, ставящей себя вне общества, он восхищается анархическими ценностями и систематически отрицает ценности окружающего его общества. Период заканчивается высвобождением из семейного кокона.
От 21 до 28: вступление в общество. Стабилизация после бунта. После тщетной попытки общество разрушить – интеграция с ним на основе желания работать эффективнее, чем предыдущие поколения. Поиски более интересной профессии, чем профессия родителей. Поиски более интересного, чем у родителей, места проживания. Попытка создать более счастливую пару, чем супружеская пара родителей. Выбор партнера (партнерши), создание очага. Построение своего собственного кокона. Период обычно заканчивается свадьбой.
Теперь человек выполнил свою миссию и создал свой первый защитный кокон.
Так завершается первый квадрат 4x7 лет.
Адамиты
В 1420 году в Богемии вспыхнул бунт гуситов.
Предшественники протестантизма, гуситы требовали реформы церкви и изгнания немецких сеньоров. От движения откололась наиболее радикальная группа: адамиты. Они ставили под сомнение не только церковь, но и само общество в целом. Они считали, что лучшим способом приблизиться к Богу будет жизнь в тех же условиях, в которых жил Адам, первый созданный Богом человек. Адамиты обосновались на острове на реке Молдова, недалеко от Праги. Они жили там коммуной, объединив свое имущество, ходили голыми и старались как можно лучше воссоздать условия земного рая до «грехопадения».
Все социальные структуры были уничтожены. У адамитов не было ни денег, ни работы, ни знати, ни буржуазии, ни администрации, ни армии. Возделывать землю было запрещено, питались они дикими овощами и фруктами. Были вегетарианцами, практиковали непосредственный культ Бога, без посредничества церкви и священников.
Естественно, они раздражали своих со седей гуситов, которым не нравился такой радикализм. Культ Бога, конечно, можно упростить, но не до такой же степени. Сеньоры гуситы с войском окружили адамитов и уничтожили явившихся раньше времени хиппи всех до единого.
В 1420 году в Богемии вспыхнул бунт гуситов.
Предшественники протестантизма, гуситы требовали реформы церкви и изгнания немецких сеньоров. От движения откололась наиболее радикальная группа: адамиты. Они ставили под сомнение не только церковь, но и само общество в целом. Они считали, что лучшим способом приблизиться к Богу будет жизнь в тех же условиях, в которых жил Адам, первый созданный Богом человек. Адамиты обосновались на острове на реке Молдова, недалеко от Праги. Они жили там коммуной, объединив свое имущество, ходили голыми и старались как можно лучше воссоздать условия земного рая до «грехопадения».
Все социальные структуры были уничтожены. У адамитов не было ни денег, ни работы, ни знати, ни буржуазии, ни администрации, ни армии. Возделывать землю было запрещено, питались они дикими овощами и фруктами. Были вегетарианцами, практиковали непосредственный культ Бога, без посредничества церкви и священников.
Естественно, они раздражали своих со седей гуситов, которым не нравился такой радикализм. Культ Бога, конечно, можно упростить, но не до такой же степени. Сеньоры гуситы с войском окружили адамитов и уничтожили явившихся раньше времени хиппи всех до единого.
Три маленькие девочки
На компьютерных курсах иногда приводят загадку, которую может разгадать человек, но не может пока разгадать ни одна машина. Вот она. Один человек спрашивает у другого, сколько лет его трем дочерям. Второй отвечает:
– Умножение их возрастов дает число 36.
– Я не могу догадаться об их возрасте! – восклицает собеседник.
– Сложение их возрастов дает число, написанное на находящейся прямо перед нами двери.
– Я по прежнему не нахожу ответа, – говорит первый человек.
– Старшая – блондинка.
– Ах да, теперь я догадался о том, сколько лет каждой из них.
Как он это сделал? Просто рассуждал. Хотите узнать ответ сейчас же? (Если вы хотите поразмышлять, быстро закройте продолжение листком бумаги.)
Умножение их возрастов дает 36, то есть это одна из восьми следующих комбинаций.
36 = 2 х 3 х 6, сложение этих цифр дает число 11.
36 = 2 х 2 х 9, сложение этих цифр дает число 13.
36 = 4 х 9 х 1, сложение этих цифр дает число 14.
36 = 4 х 3 х 3, сложение этих цифр дает число 10.
36 = 18 х 2 х 1, сложение этих цифр дает число 21.
36 = 12 х 3 х 1, сложение этих цифр дает число 16.
36 = 6 х 6 х 1, сложение этих цифр дает число 13.
36 = 36 х 1 х 1, сложение этих цифр дает число 38.
Таким образом, мы имеем восемь вариантов ответа, поэтому второй человек и не смог сразу найти решение. Когда первый из собеседников говорит о том, что сложение возрастов дочерей равно цифре на двери, второй отвечает, что по прежнему не может понять разгадку, то есть все равно остается несколько вариантов ответа. Поскольку 2 + 2 + 9 равно 13, и б + 6 + 1 тоже. Следовательно, цифра на двери – 13. Теперь нужно выбрать одно из двух. Замечание: «Старшая – блондинка» – позволяет узнать о том, что есть старшая дочь, не имеющая близнеца. Итак, нам подходит только первая формула. Решение: три дочери, девяти лет старшая и два близнеца по два года.
На компьютерных курсах иногда приводят загадку, которую может разгадать человек, но не может пока разгадать ни одна машина. Вот она. Один человек спрашивает у другого, сколько лет его трем дочерям. Второй отвечает:
– Умножение их возрастов дает число 36.
– Я не могу догадаться об их возрасте! – восклицает собеседник.
– Сложение их возрастов дает число, написанное на находящейся прямо перед нами двери.
– Я по прежнему не нахожу ответа, – говорит первый человек.
– Старшая – блондинка.
– Ах да, теперь я догадался о том, сколько лет каждой из них.
Как он это сделал? Просто рассуждал. Хотите узнать ответ сейчас же? (Если вы хотите поразмышлять, быстро закройте продолжение листком бумаги.)
Умножение их возрастов дает 36, то есть это одна из восьми следующих комбинаций.
36 = 2 х 3 х 6, сложение этих цифр дает число 11.
36 = 2 х 2 х 9, сложение этих цифр дает число 13.
36 = 4 х 9 х 1, сложение этих цифр дает число 14.
36 = 4 х 3 х 3, сложение этих цифр дает число 10.
36 = 18 х 2 х 1, сложение этих цифр дает число 21.
36 = 12 х 3 х 1, сложение этих цифр дает число 16.
36 = 6 х 6 х 1, сложение этих цифр дает число 13.
36 = 36 х 1 х 1, сложение этих цифр дает число 38.
Таким образом, мы имеем восемь вариантов ответа, поэтому второй человек и не смог сразу найти решение. Когда первый из собеседников говорит о том, что сложение возрастов дочерей равно цифре на двери, второй отвечает, что по прежнему не может понять разгадку, то есть все равно остается несколько вариантов ответа. Поскольку 2 + 2 + 9 равно 13, и б + 6 + 1 тоже. Следовательно, цифра на двери – 13. Теперь нужно выбрать одно из двух. Замечание: «Старшая – блондинка» – позволяет узнать о том, что есть старшая дочь, не имеющая близнеца. Итак, нам подходит только первая формула. Решение: три дочери, девяти лет старшая и два близнеца по два года.
Пара
Люди торопятся начать жить парой, не зная еще толком, каковы они сами. Часто к этому их подталкивает страх перед одиночеством.
Молодежь, сочетающуюся браком в двадцать пять или тридцать лет, можно сравнить со строителями, закончившими первый этаж небоскреба. Они решают строить дальше вместе, надеясь на то, что их мнения всегда будут совпадать и что перекрытия между выросшими этажами будут прочными. На самом деле они вкладываются в неизвестность. Их шансы на успех минимальны. Вот почему происходит столько разводов. На каждом этапе роста, на каждой ступени эволюции сознания человеку нужны, как ему кажется, разные партнеры.
Для создания пары нужны четверо – каждый из двоих, составляющих пару, должен открыть в себе собственное альтер эго. Мужчина, нашедший уже свою часть женственности, женщина, уже нашедшая свою часть мужественности. Два полноценных индивидуума перестают искать в других то, чего им не хватает в себе. И наконец могут свободно объединиться, не мечтая об идеальной женщине или об идеальном мужчине, поскольку обрели идеал в себе самом.
Люди торопятся начать жить парой, не зная еще толком, каковы они сами. Часто к этому их подталкивает страх перед одиночеством.
Молодежь, сочетающуюся браком в двадцать пять или тридцать лет, можно сравнить со строителями, закончившими первый этаж небоскреба. Они решают строить дальше вместе, надеясь на то, что их мнения всегда будут совпадать и что перекрытия между выросшими этажами будут прочными. На самом деле они вкладываются в неизвестность. Их шансы на успех минимальны. Вот почему происходит столько разводов. На каждом этапе роста, на каждой ступени эволюции сознания человеку нужны, как ему кажется, разные партнеры.
Для создания пары нужны четверо – каждый из двоих, составляющих пару, должен открыть в себе собственное альтер эго. Мужчина, нашедший уже свою часть женственности, женщина, уже нашедшая свою часть мужественности. Два полноценных индивидуума перестают искать в других то, чего им не хватает в себе. И наконец могут свободно объединиться, не мечтая об идеальной женщине или об идеальном мужчине, поскольку обрели идеал в себе самом.
Роль биографа
Не то важно, что было сделано, а то, что об этом расскажут биографы. Пример: открытие Америки. Она открыта не Христофором Колумбом (иначе она называлась бы Колумбией), а Америго Веспуччи.
При жизни Христофор Колумб считался неудачником. Он пересек океан с целью открыть новый материк. Но так его и не нашел. Он, конечно, высадился на Кубе, в Сан Доминго и на многих других островах Карибского бассейна, но пойти дальше на север не догадался. Каждый раз, когда он возвращался в Испанию со своими попугаями, томатами, кукурузой и шоколадом, королева спрашивала его: «Ну что, вы нашли Индию?» – и он отвечал: «Скоро, скоро». В конце концов королева перестала выдавать ему кредиты, и Колумб закончил свою жизнь в тюрьме, обвиненный в растрате.
Но почему же тогда мы знаем все о жизни Колумба и ничего о жизни Веспуччи? Почему в школе не изучают «открытие Америки Америго Веспуччи»? Да просто потому, что у второго не было биографа, а у первого он был. И в самом деле, сын Христофора Колумба подумал: «Основную работу сделал мой отец, он заслужил признание» – и засел за книгу о жизни отца.
Будущим поколениям нет дела до истинных подвигов. Имеет значение лишь талант биографа, рас сказывающего о них. У Америго Веспуччи, может быть, не было сына или тот не счел нужным обессмертить отцовскую храбрость. Многие события известны нам только благодаря тем, кто решил их увековечить. Кто бы знал Сократа, не будь Платона? Иисуса, не будь апостолов? Жанну д'Арк, заново выдуманную Мишле для того, чтобы вдохновить французов на изгнание пруссаков завоевателей? Генриха IV, прославленного Людовиком XIV для придания законности своей власти?
Совет великим мира сего: неважно то, что вы совершите, единственный способ попасть в Историю – найти себе хорошего биографа.
Не то важно, что было сделано, а то, что об этом расскажут биографы. Пример: открытие Америки. Она открыта не Христофором Колумбом (иначе она называлась бы Колумбией), а Америго Веспуччи.
При жизни Христофор Колумб считался неудачником. Он пересек океан с целью открыть новый материк. Но так его и не нашел. Он, конечно, высадился на Кубе, в Сан Доминго и на многих других островах Карибского бассейна, но пойти дальше на север не догадался. Каждый раз, когда он возвращался в Испанию со своими попугаями, томатами, кукурузой и шоколадом, королева спрашивала его: «Ну что, вы нашли Индию?» – и он отвечал: «Скоро, скоро». В конце концов королева перестала выдавать ему кредиты, и Колумб закончил свою жизнь в тюрьме, обвиненный в растрате.
Но почему же тогда мы знаем все о жизни Колумба и ничего о жизни Веспуччи? Почему в школе не изучают «открытие Америки Америго Веспуччи»? Да просто потому, что у второго не было биографа, а у первого он был. И в самом деле, сын Христофора Колумба подумал: «Основную работу сделал мой отец, он заслужил признание» – и засел за книгу о жизни отца.
Будущим поколениям нет дела до истинных подвигов. Имеет значение лишь талант биографа, рас сказывающего о них. У Америго Веспуччи, может быть, не было сына или тот не счел нужным обессмертить отцовскую храбрость. Многие события известны нам только благодаря тем, кто решил их увековечить. Кто бы знал Сократа, не будь Платона? Иисуса, не будь апостолов? Жанну д'Арк, заново выдуманную Мишле для того, чтобы вдохновить французов на изгнание пруссаков завоевателей? Генриха IV, прославленного Людовиком XIV для придания законности своей власти?
Совет великим мира сего: неважно то, что вы совершите, единственный способ попасть в Историю – найти себе хорошего биографа.
Тьюринг
Странная судьба постигла Алана Мэтисона Тьюринга, родившегося в Лондоне в 1912 году. Одинокий мальчик учился посредственно, но был заворожен математикой, игравшей в его сознании роль почти метафизическую. В двадцать лет он создал черновой проект компьютера, представляя его в виде человеческого существа, каждый орган которого является вычислительной машиной.
Во время Второй мировой войны он создал счетное автоматическое устройство, позволившее союзникам расшифровать сообщения, закодированные нацистской машиной «Энигма».
Благодаря этому изобретению стало известно, куда будут направлены предстоящие бомбардировки, и были спасены тысячи жизней.
Когда Джон фон Ньюманн представил в Соединенных Штатах свои разработки будущего компьютера, Тьюринг разрабатывал концепцию «искусственного разума». В 1950 году он выпускает работу под названием «Могут ли машины мыслить?». Ему очень хочется снабдить машину человеческим разумом. Тюринг считал, что, наблюдая за живым мозгом, он сумеет создать совершенную мыслительную машину.
Тьюринг ввел новое для вычислительной техники того времени понятие «пола мысли». Он придумал игровые тесты, целью которых являлось нащупать отличие женского мыслительного процесса от мужского. Тьюринг утверждает, что женский разум характеризуется отсутствием стратегии. Такое женоненавистничество оттолкнуло от Тьюринга друзей. Этим объясняется и то, что о нем несколько подзабыли.
Он был увлечен идеей, что в будущем человечество ждет партеногенез, то есть воспроизведение без оплодотворения. В 1951 году он был осужден за гомосексуализм. Тьюрингу пришлось выбирать между тюрьмой и химической кастрацией. Он выбрал второе и подвергся введению женских гормонов. Инъекции сделали его импотентом, у него начала расти женская грудь.
7 июня 1954 года Тьюринг покончил жизнь самоубийством, съев вымоченное в цианистом калии яблоко. Идея эта пришла ему в голову под влиянием комиксов «Белоснежка». Он оставил записку, в которой объяснил, что поскольку общество вынудило его превратиться в женщину, то он решил умереть так, как могла бы умереть самая целомудренная из них.
Странная судьба постигла Алана Мэтисона Тьюринга, родившегося в Лондоне в 1912 году. Одинокий мальчик учился посредственно, но был заворожен математикой, игравшей в его сознании роль почти метафизическую. В двадцать лет он создал черновой проект компьютера, представляя его в виде человеческого существа, каждый орган которого является вычислительной машиной.
Во время Второй мировой войны он создал счетное автоматическое устройство, позволившее союзникам расшифровать сообщения, закодированные нацистской машиной «Энигма».
Благодаря этому изобретению стало известно, куда будут направлены предстоящие бомбардировки, и были спасены тысячи жизней.
Когда Джон фон Ньюманн представил в Соединенных Штатах свои разработки будущего компьютера, Тьюринг разрабатывал концепцию «искусственного разума». В 1950 году он выпускает работу под названием «Могут ли машины мыслить?». Ему очень хочется снабдить машину человеческим разумом. Тюринг считал, что, наблюдая за живым мозгом, он сумеет создать совершенную мыслительную машину.
Тьюринг ввел новое для вычислительной техники того времени понятие «пола мысли». Он придумал игровые тесты, целью которых являлось нащупать отличие женского мыслительного процесса от мужского. Тьюринг утверждает, что женский разум характеризуется отсутствием стратегии. Такое женоненавистничество оттолкнуло от Тьюринга друзей. Этим объясняется и то, что о нем несколько подзабыли.
Он был увлечен идеей, что в будущем человечество ждет партеногенез, то есть воспроизведение без оплодотворения. В 1951 году он был осужден за гомосексуализм. Тьюрингу пришлось выбирать между тюрьмой и химической кастрацией. Он выбрал второе и подвергся введению женских гормонов. Инъекции сделали его импотентом, у него начала расти женская грудь.
7 июня 1954 года Тьюринг покончил жизнь самоубийством, съев вымоченное в цианистом калии яблоко. Идея эта пришла ему в голову под влиянием комиксов «Белоснежка». Он оставил записку, в которой объяснил, что поскольку общество вынудило его превратиться в женщину, то он решил умереть так, как могла бы умереть самая целомудренная из них.
Мазохизм
В истоках мазохизма лежит страх перед возможным неприятным событием. Человек боится его, поскольку не знает, когда оно случится и какого масштаба достигнет. Мазохист считает, что одним из способов уменьшить страх является провокация этого неприятного события. Так, по крайней мере, мазохист будет знать, когда оно произойдет и в чем будет заключаться. Проблемой является то, что, провоцируя приближение пугающего его события, мазохист понимает, что контролирует наконец свою жизнь. Он может сам решать, когда, как и почему с ним произойдет несчастье. Его обуревает желание контролировать все. Чем сильнее терзает себя мазохист, тем меньше, как ему кажется, играет им могущественная судьба, в руках которой он всецело находится. И больше больше у него ощущение собственной силы. Поскольку он знает, что другие не вытерпели бы боль, которую он сам себе причиняет. Следовательно, бояться ему в этой жизни нечего. Чем сильнее его страдания, тем полнее ощущение контроля над будущим. Неудивительно, что значительное число руководителей и лиц, облеченных властью, предаются такого рода фантазму.
Но за это надо платить. Связывая понятие страдания с понятием контроля над собственной жизнью, мазохист теряет понятие наслаждения. Он постепенно превращается в антигедониста. То есть он не жаждет больше удовлетворения, он находится в постоянном поиске все более серьезных испытаний.
В истоках мазохизма лежит страх перед возможным неприятным событием. Человек боится его, поскольку не знает, когда оно случится и какого масштаба достигнет. Мазохист считает, что одним из способов уменьшить страх является провокация этого неприятного события. Так, по крайней мере, мазохист будет знать, когда оно произойдет и в чем будет заключаться. Проблемой является то, что, провоцируя приближение пугающего его события, мазохист понимает, что контролирует наконец свою жизнь. Он может сам решать, когда, как и почему с ним произойдет несчастье. Его обуревает желание контролировать все. Чем сильнее терзает себя мазохист, тем меньше, как ему кажется, играет им могущественная судьба, в руках которой он всецело находится. И больше больше у него ощущение собственной силы. Поскольку он знает, что другие не вытерпели бы боль, которую он сам себе причиняет. Следовательно, бояться ему в этой жизни нечего. Чем сильнее его страдания, тем полнее ощущение контроля над будущим. Неудивительно, что значительное число руководителей и лиц, облеченных властью, предаются такого рода фантазму.
Но за это надо платить. Связывая понятие страдания с понятием контроля над собственной жизнью, мазохист теряет понятие наслаждения. Он постепенно превращается в антигедониста. То есть он не жаждет больше удовлетворения, он находится в постоянном поиске все более серьезных испытаний.
Храбрость лосося
С самого рождения лосось знает, что ему предстоит совершить долгое путешествие. Он покидает родной ручей и спускается к океану. Добравшись до моря, эта рыба, привыкшая к пресной теплой воде, меняет способ дыхания, чтобы выносить холодную соленую воду. Она заталкивает в себя максимум пищи, чтобы укрепить свои мышцы. А затем, словно услышав таинственный зов, лосось решает вернуться. Он переплывает океан, чтобы найти устье реки, ведущей к ручью, в котором он родился.
Как он ориентируется в океане? Никто не знает. Наверное, у лосося очень тонкое обоняние, позволяющее найти в морской воде молекулы родной пресной воды, а может быть, он определяет свое местоположение благодаря электромагнитным полям земли. Вторая гипотеза менее вероятна, так как в Канаде установили, что лосось ошибается в поиске реки, если вода становится слишком загрязненной.
Когда лососи думают, что нашли родной ручей, то начинают подниматься как можно выше к истоку. Испытание это ужасно. Несколько недель подряд они борются с бурным течением, преодолевают водопады (лосось может прыгнуть на три метра в высоту), отражают атаки хищников: щуки, выдры, медведя и человека. Количество погибших неисчислимо. Иногда им преграждает путь недавно выстроенная плотина.
Большинство лососей погибнет в путешествии. Спасшиеся, добравшись до родной реки, превратят ее в озеро любви. Отощавшие и обессиленные, будут они играть с уцелевшими самками и зачинать потомство. Последние силы уйдут на защиту икры. И лишь тогда, когда из нее появятся молодые лососи, готовые повторить подвиг отцов, родители позволят себе умереть.
Бывает, что некоторые лососи сохраняют достаточно сил для того, чтобы вернуться в океан и предпринять великое путешествие еще раз.
С самого рождения лосось знает, что ему предстоит совершить долгое путешествие. Он покидает родной ручей и спускается к океану. Добравшись до моря, эта рыба, привыкшая к пресной теплой воде, меняет способ дыхания, чтобы выносить холодную соленую воду. Она заталкивает в себя максимум пищи, чтобы укрепить свои мышцы. А затем, словно услышав таинственный зов, лосось решает вернуться. Он переплывает океан, чтобы найти устье реки, ведущей к ручью, в котором он родился.
Как он ориентируется в океане? Никто не знает. Наверное, у лосося очень тонкое обоняние, позволяющее найти в морской воде молекулы родной пресной воды, а может быть, он определяет свое местоположение благодаря электромагнитным полям земли. Вторая гипотеза менее вероятна, так как в Канаде установили, что лосось ошибается в поиске реки, если вода становится слишком загрязненной.
Когда лососи думают, что нашли родной ручей, то начинают подниматься как можно выше к истоку. Испытание это ужасно. Несколько недель подряд они борются с бурным течением, преодолевают водопады (лосось может прыгнуть на три метра в высоту), отражают атаки хищников: щуки, выдры, медведя и человека. Количество погибших неисчислимо. Иногда им преграждает путь недавно выстроенная плотина.
Большинство лососей погибнет в путешествии. Спасшиеся, добравшись до родной реки, превратят ее в озеро любви. Отощавшие и обессиленные, будут они играть с уцелевшими самками и зачинать потомство. Последние силы уйдут на защиту икры. И лишь тогда, когда из нее появятся молодые лососи, готовые повторить подвиг отцов, родители позволят себе умереть.
Бывает, что некоторые лососи сохраняют достаточно сил для того, чтобы вернуться в океан и предпринять великое путешествие еще раз.