Искусство фуги
Фуга, по сравнению с каноном, – плод эволюции. Если в каноне работа идет над одной темой, «терзаемой» разными способами для того, чтобы увидеть, что она дает, сочетаясь сама с собой, в фуге может быть много тем. «Музыкальное приношение» Иоганна Себастьяна Баха представляет собой одно из лучших архитектурных решений фуги. Как многие из них, эта фуга начинается в до минор, но оканчивается, в результате переходов, достойных лучшего из иллюзионистов, в ре минор. При этом ухо самого внимательного из слушателей не может уловить мгновения, в которое совершается метаморфоза.
При помощи этой системы «прыжков» тональности «Музыкальное приношение» можно без конца повторять во всех нотах гаммы. «Так провозглашается растущая вместе с модуляциями слава короля», – объяснял Бах.
Вершиной конструкции фуги является отрывок «Искусства фуги», в котором, прямо перед своей смертью, Иоганн Себастьян Бах хотел объяснить смертным технику музыкальной прогрессии от простоты к абсолютной сложности. В разгар работы его остановили проблемы со здоровьем (он почти ослеп). Фуга осталась незавершенной.
Интересно, что Бах подписал ее, используя в качестве музыкальных тем четыре буквы своего имени. В немецком сольфеджио В соответствует ноте «си бемоль», А– ноте «ля», С – ноте «до», Н – простому «си». Bach – си бемоль, ля, до, си.
Бах жил внутри своей музыки и хотел вместе с ней, словно бессмертный король, подняться к бесконечности.
Фуга, по сравнению с каноном, – плод эволюции. Если в каноне работа идет над одной темой, «терзаемой» разными способами для того, чтобы увидеть, что она дает, сочетаясь сама с собой, в фуге может быть много тем. «Музыкальное приношение» Иоганна Себастьяна Баха представляет собой одно из лучших архитектурных решений фуги. Как многие из них, эта фуга начинается в до минор, но оканчивается, в результате переходов, достойных лучшего из иллюзионистов, в ре минор. При этом ухо самого внимательного из слушателей не может уловить мгновения, в которое совершается метаморфоза.
При помощи этой системы «прыжков» тональности «Музыкальное приношение» можно без конца повторять во всех нотах гаммы. «Так провозглашается растущая вместе с модуляциями слава короля», – объяснял Бах.
Вершиной конструкции фуги является отрывок «Искусства фуги», в котором, прямо перед своей смертью, Иоганн Себастьян Бах хотел объяснить смертным технику музыкальной прогрессии от простоты к абсолютной сложности. В разгар работы его остановили проблемы со здоровьем (он почти ослеп). Фуга осталась незавершенной.
Интересно, что Бах подписал ее, используя в качестве музыкальных тем четыре буквы своего имени. В немецком сольфеджио В соответствует ноте «си бемоль», А– ноте «ля», С – ноте «до», Н – простому «си». Bach – си бемоль, ля, до, си.
Бах жил внутри своей музыки и хотел вместе с ней, словно бессмертный король, подняться к бесконечности.
Цензура
Когда– то для того, чтобы идеи, почитаемые власть предержащими вредными, не доходили до широкой публики, была установлена полицейская инстанция: государственная цензура, долженствующая просто и прямо запрещать распространение подрывающих устои общества произведений.
Сегодня цензура изменила облик. Запретов нет, но мы тонем в изобилии. Под нескончаемой лавиной бесполезных сведений уже никто не знает, где взять интересную информацию. Умножение количества телевизионных каналов, публикация тысяч романов в год, выпуск километров одинаковых песен мешает появлению новых течений. Да их бы и не заметили в общей массе. Избыток пошлости душит оригинальное творчество, и даже критики, чьим долгом вроде бы является фильтрация потока, не успевают все прочесть, все увидеть, все услышать. Результатом является парадокс: чем больше появляется телевизионных и радиоканалов, журналов и информационных изданий, тем меньше их творческое разнообразие. Серый цвет окрашивает все.
Когда– то для того, чтобы идеи, почитаемые власть предержащими вредными, не доходили до широкой публики, была установлена полицейская инстанция: государственная цензура, долженствующая просто и прямо запрещать распространение подрывающих устои общества произведений.
Сегодня цензура изменила облик. Запретов нет, но мы тонем в изобилии. Под нескончаемой лавиной бесполезных сведений уже никто не знает, где взять интересную информацию. Умножение количества телевизионных каналов, публикация тысяч романов в год, выпуск километров одинаковых песен мешает появлению новых течений. Да их бы и не заметили в общей массе. Избыток пошлости душит оригинальное творчество, и даже критики, чьим долгом вроде бы является фильтрация потока, не успевают все прочесть, все увидеть, все услышать. Результатом является парадокс: чем больше появляется телевизионных и радиоканалов, журналов и информационных изданий, тем меньше их творческое разнообразие. Серый цвет окрашивает все.
Путешествие на Луну
В Китае в XIII веке, во время правления императоров из династии Сонг, возникла мода на восхищение Луной. Самые великие поэты, самые великие писатели, самые великие певцы не признавали другого источника вдохновения, кроме этого высокого небесного тела.
Один из императоров Сонг, сам поэт и писатель, решил узнать о Луне все. Он так обожал Луну, что решил стать первым человеком, чья нога коснется лунной поверхности. Он попросил своих ученых изготовить ему ракету.
Китайцы тогда уже отлично умели использовать порох. Ученые подложили объемистые подрывные шашки под маленькую корзинку, в которой восседал император Сонг. Они надеялись, что мощь взрыва доставит их повелителя на Луну. Так задолго до Нейла Армстронга и Жюля Верна китайцы создали первую межпланетную ракету. Но подготовительные расчеты, видимо, были произведены слишком грубо: реакторы, лишь только их хвосты были подожжены, повели себя как праздничный салют, а именно взорвались.
Вместо того чтобы доставить императора Сонга к ночному светилу, снопы разноцветных, пылающих огней разнесли его на куски вместе с корзинкой.
В Китае в XIII веке, во время правления императоров из династии Сонг, возникла мода на восхищение Луной. Самые великие поэты, самые великие писатели, самые великие певцы не признавали другого источника вдохновения, кроме этого высокого небесного тела.
Один из императоров Сонг, сам поэт и писатель, решил узнать о Луне все. Он так обожал Луну, что решил стать первым человеком, чья нога коснется лунной поверхности. Он попросил своих ученых изготовить ему ракету.
Китайцы тогда уже отлично умели использовать порох. Ученые подложили объемистые подрывные шашки под маленькую корзинку, в которой восседал император Сонг. Они надеялись, что мощь взрыва доставит их повелителя на Луну. Так задолго до Нейла Армстронга и Жюля Верна китайцы создали первую межпланетную ракету. Но подготовительные расчеты, видимо, были произведены слишком грубо: реакторы, лишь только их хвосты были подожжены, повели себя как праздничный салют, а именно взорвались.
Вместо того чтобы доставить императора Сонга к ночному светилу, снопы разноцветных, пылающих огней разнесли его на куски вместе с корзинкой.
Стратегия манипулирования людьми
Люди делятся на три группы. На использующих визуальный язык, на исиользующих аудиоязык и на использующих язык тела.
Люди первой группы (визуальный язык), не замечая того, говорят: «Видишь», поскольку они общаются при помощи образов. Они показывают, наблюдают, описывают при помощи цветов, уточняют «это ясно, это неясно, это прозрачно». Они используют такие выражения, как «розовые очки», «все это уже видели», «зеленая тоска».
Люди второй группы (аудиоязык), не замечая, того, говорят: «Слышишь». Они используют звучные выражения, напоминающие о музыке и шумах: «глухой пень», «колокольный звон», употребляемые ими прилагательные таковы: «мелодичный», «нестройный», «слышимый», «шумный».
Люди третьей группы (язык тела), не замечая того, говорят: «Чувствуешь». Они оперируют ощущениями: «схватываешь», «испытываешь», «растекаешься». Они используют выражения: «он сел мне на шею», «хорошенький, так бы и съел его», употребляемые ими прилагательные таковы: «холодный», «жаркий», «волнующий/спокойный».
Принадлежность к группе можно определить по движениям глаз человека. Если его просят что то вспомнить и он поднимает глаза к небу, это «визуальщик». Если он смотрит в сторону, это «аудист». Если он опускает глаза, словно ищет былые ощущения в себе самом, это «сенситивист».
Понимание этого позволит вам воздействовать на представителя каждой из групп, играя в трех лингвистических регистрах. Затем можно идти дальше, создавая физические «ловушки». Прикосновение к плечу собеседника в момент произнесения содержащих важную информацию слов станет, например, стимуляцией: «Я рассчитываю на тебя в том, что эта работа будет успешно завершена». Впоследствии каждый раз, когда вы будете класть руку на плечо этому человеку, он будет вспоминать о вашей просьбе. Это одна из форм сенсорной памяти.
Будьте осторожны, не то можно добиться и противоположного эффекта. Психотерапевт, встретивший пациента похлопыванием по плечу и словами: «Ну что, мой бедный друг, лучше не становится?», сведет к нулю лучшую в мире терапию и вернет больному все его страхи, если в момент прощания повторит свой жест.
Люди делятся на три группы. На использующих визуальный язык, на исиользующих аудиоязык и на использующих язык тела.
Люди первой группы (визуальный язык), не замечая того, говорят: «Видишь», поскольку они общаются при помощи образов. Они показывают, наблюдают, описывают при помощи цветов, уточняют «это ясно, это неясно, это прозрачно». Они используют такие выражения, как «розовые очки», «все это уже видели», «зеленая тоска».
Люди второй группы (аудиоязык), не замечая, того, говорят: «Слышишь». Они используют звучные выражения, напоминающие о музыке и шумах: «глухой пень», «колокольный звон», употребляемые ими прилагательные таковы: «мелодичный», «нестройный», «слышимый», «шумный».
Люди третьей группы (язык тела), не замечая того, говорят: «Чувствуешь». Они оперируют ощущениями: «схватываешь», «испытываешь», «растекаешься». Они используют выражения: «он сел мне на шею», «хорошенький, так бы и съел его», употребляемые ими прилагательные таковы: «холодный», «жаркий», «волнующий/спокойный».
Принадлежность к группе можно определить по движениям глаз человека. Если его просят что то вспомнить и он поднимает глаза к небу, это «визуальщик». Если он смотрит в сторону, это «аудист». Если он опускает глаза, словно ищет былые ощущения в себе самом, это «сенситивист».
Понимание этого позволит вам воздействовать на представителя каждой из групп, играя в трех лингвистических регистрах. Затем можно идти дальше, создавая физические «ловушки». Прикосновение к плечу собеседника в момент произнесения содержащих важную информацию слов станет, например, стимуляцией: «Я рассчитываю на тебя в том, что эта работа будет успешно завершена». Впоследствии каждый раз, когда вы будете класть руку на плечо этому человеку, он будет вспоминать о вашей просьбе. Это одна из форм сенсорной памяти.
Будьте осторожны, не то можно добиться и противоположного эффекта. Психотерапевт, встретивший пациента похлопыванием по плечу и словами: «Ну что, мой бедный друг, лучше не становится?», сведет к нулю лучшую в мире терапию и вернет больному все его страхи, если в момент прощания повторит свой жест.
Социальная мобильность инков
Инки верили в детерминизм и касты. У них не стояла проблема профессиональной ориентации: будущая карьера человека была известна с самого рождения. Сын крестьянина обязательно становился крестьянином, сын солдата – солдатом. Не давая ни малейшего шанса ошибке, касту обозначали прямо на теле младенца. Голову новорожденного с мягким еще родничком заковывали в специальные деревянные тиски, изменявшие форму черепа. Так инки добивались нужной, в соответствии с его будущими занятиями, формы головы человека: череп царя, например, должен был быть квадратным. Операция была безболезненной, похожей на ношение приспособления для исправления прикуса зубов. Мягкий череп в деревянном шлеме изменял свою форму. Таким образом, даже без одежды и покинутые свитой, сыновья царя оставались царями, их все узнавали, поскольку только они могли надеть корону, также имевшую квадратную форму. Черепам солдатских сыновей придавали треугольную форму. Для крестьянских детей была предусмотрена заостренная форма головы.
Так общество инков стало незыблемым. Никаких социальных перемен. Личные амбиции не представляли никакой угрозы действующему порядку, так как каждый формой своего черепа был раз и навсегда привязан к своему общественному положению и профессии.
Инки верили в детерминизм и касты. У них не стояла проблема профессиональной ориентации: будущая карьера человека была известна с самого рождения. Сын крестьянина обязательно становился крестьянином, сын солдата – солдатом. Не давая ни малейшего шанса ошибке, касту обозначали прямо на теле младенца. Голову новорожденного с мягким еще родничком заковывали в специальные деревянные тиски, изменявшие форму черепа. Так инки добивались нужной, в соответствии с его будущими занятиями, формы головы человека: череп царя, например, должен был быть квадратным. Операция была безболезненной, похожей на ношение приспособления для исправления прикуса зубов. Мягкий череп в деревянном шлеме изменял свою форму. Таким образом, даже без одежды и покинутые свитой, сыновья царя оставались царями, их все узнавали, поскольку только они могли надеть корону, также имевшую квадратную форму. Черепам солдатских сыновей придавали треугольную форму. Для крестьянских детей была предусмотрена заостренная форма головы.
Так общество инков стало незыблемым. Никаких социальных перемен. Личные амбиции не представляли никакой угрозы действующему порядку, так как каждый формой своего черепа был раз и навсегда привязан к своему общественному положению и профессии.
Совет
Люби своих врагов. Это лучший способ действовать им на нервы.
Люби своих врагов. Это лучший способ действовать им на нервы.
Музыкальная конструкция канона
«Канон» в музыке представляет собой чрезвычайно интересную конструкцию. Самые известные примеры канонов: «Братья Жак», «Ветер свежий, ветер утра» и «Канон Пахельбель».
Канон построен вокруг единой темы, чьи грани исполнители разрабатывают, сталкивая их между собой. Первый голос исполняет тему. Через какое то время второй голос ее повторяет, затем ее подхватывает третий голос. Для построения канона каждый голос должен исполнить три роли:
Вывести основную мелодию.
Добавить аккомпанемент к основной мелодии.
Добавить аккомпанемент к аккомпанементу и к основной мелодии.
Конструкция имеет три уровня, в каждом из которых каждый элемент, в зависимости от положения, играет и главную роль, и второстепенную, и роль статиста.
Можно усложнить канон, не добавив в него ни единой ноты, просто меняя тональность, исполняя один куплет октавой выше, другой куплет октавой ниже. Можно также разнообразить канон, меняя темп исполнения. Сделать его быстрее: пока первый голос выводит тему, второй успевает повторить ее два раза. Сделать его медленнее: пока первый голос исполняет мелодию, второй замедляет темп пения в два раза. Третий же голос точно так же еще более ускоряет или замедляет исполнение темы, от чего появляется эффект разрастания или концентрации.
Обогатить канон можно и изменением мелодии. Когда первый голос, выводя основную тему, поднимается, второй опускается. Все это очень просто осуществить на практике, если нарисовать основные линии голосов так, как рисуют стрелки на картах боевых действий.
«Канон» в музыке представляет собой чрезвычайно интересную конструкцию. Самые известные примеры канонов: «Братья Жак», «Ветер свежий, ветер утра» и «Канон Пахельбель».
Канон построен вокруг единой темы, чьи грани исполнители разрабатывают, сталкивая их между собой. Первый голос исполняет тему. Через какое то время второй голос ее повторяет, затем ее подхватывает третий голос. Для построения канона каждый голос должен исполнить три роли:
Вывести основную мелодию.
Добавить аккомпанемент к основной мелодии.
Добавить аккомпанемент к аккомпанементу и к основной мелодии.
Конструкция имеет три уровня, в каждом из которых каждый элемент, в зависимости от положения, играет и главную роль, и второстепенную, и роль статиста.
Можно усложнить канон, не добавив в него ни единой ноты, просто меняя тональность, исполняя один куплет октавой выше, другой куплет октавой ниже. Можно также разнообразить канон, меняя темп исполнения. Сделать его быстрее: пока первый голос выводит тему, второй успевает повторить ее два раза. Сделать его медленнее: пока первый голос исполняет мелодию, второй замедляет темп пения в два раза. Третий же голос точно так же еще более ускоряет или замедляет исполнение темы, от чего появляется эффект разрастания или концентрации.
Обогатить канон можно и изменением мелодии. Когда первый голос, выводя основную тему, поднимается, второй опускается. Все это очень просто осуществить на практике, если нарисовать основные линии голосов так, как рисуют стрелки на картах боевых действий.
Медитация
Вот простой метод практической медитации.
Лягте на спину, слегка раздвиньте ноги, вытяните руки ладонями вверх вдоль тела, не касаясь его. Расслабьтесь. Начните упражнение с мыслей о крови, которая отливает от кончика каждого пальца ног и поднимается к легким, чтобы обогатиться. Выдыхая, представьте себе насыщенную кровью легочную губку, посылающую чистую, осветленную, обогащенную кислородом кровь к кончикам пальцев ног.
Теперь, при новом вдохе, подумайте об усталой крови брюшной полости и пригоните ее к легким. Выдыхая, увидьте профильтрованную, полную жизненных сил кровь, вернувшуюся оросить вашу печень, селезенку, пищеварительный тракт, половые органы, мышцы.
Во время третьего вдоха притяните кровь сосудов пальцев рук, прополощите ее и отправьте обратно.
И наконец, еще глубже вдохните воздух в четвертый раз, призовите кровь мозга, прогоните все застойные мысли, отправьте их отсеиваться в легкие, верните в голову кровь чистую, полную энергии, кислорода, жизни.
Хорошенько представьте себе каждый этап. Очищайте свое тело в ритме своего дыхания.
Вот простой метод практической медитации.
Лягте на спину, слегка раздвиньте ноги, вытяните руки ладонями вверх вдоль тела, не касаясь его. Расслабьтесь. Начните упражнение с мыслей о крови, которая отливает от кончика каждого пальца ног и поднимается к легким, чтобы обогатиться. Выдыхая, представьте себе насыщенную кровью легочную губку, посылающую чистую, осветленную, обогащенную кислородом кровь к кончикам пальцев ног.
Теперь, при новом вдохе, подумайте об усталой крови брюшной полости и пригоните ее к легким. Выдыхая, увидьте профильтрованную, полную жизненных сил кровь, вернувшуюся оросить вашу печень, селезенку, пищеварительный тракт, половые органы, мышцы.
Во время третьего вдоха притяните кровь сосудов пальцев рук, прополощите ее и отправьте обратно.
И наконец, еще глубже вдохните воздух в четвертый раз, призовите кровь мозга, прогоните все застойные мысли, отправьте их отсеиваться в легкие, верните в голову кровь чистую, полную энергии, кислорода, жизни.
Хорошенько представьте себе каждый этап. Очищайте свое тело в ритме своего дыхания.
Просто треугольник
Иногда труднее быть заурядным, чем необыкновенным. Таков случай с обычным треугольником. Большинство треугольников равнобедренные (две стороны одной длины), прямоугольные (с одним углом в девяносто градусов), равносторонние (все стороны одной длины). Есть столько вполне определенных треугольников, что очень трудно нарисовать какой нибудь не подпадающий под определение треугольника. Его нужно рисовать так, чтобы стороны как можно больше отличались друг от друга по длине. Но это не так то просто. Просто треугольник не должен иметь прямого угла, то есть равного или превосходящего девяносто градусов. Ученый Жак Лубчанский с огромным трудом сумел начертить настоящий «просто треугольник». И характеристики его… очень точны. Для приготовления хорошего «просто треугольника» надо взять половину разрезанного по диагонали квадрата и половину равностороннего треугольника, разрезанного по высоте. Приставив обе половины друг к другу, вы получите отличного представителя заурядного треугольника. Быть обыкновенным непросто.
Иногда труднее быть заурядным, чем необыкновенным. Таков случай с обычным треугольником. Большинство треугольников равнобедренные (две стороны одной длины), прямоугольные (с одним углом в девяносто градусов), равносторонние (все стороны одной длины). Есть столько вполне определенных треугольников, что очень трудно нарисовать какой нибудь не подпадающий под определение треугольника. Его нужно рисовать так, чтобы стороны как можно больше отличались друг от друга по длине. Но это не так то просто. Просто треугольник не должен иметь прямого угла, то есть равного или превосходящего девяносто градусов. Ученый Жак Лубчанский с огромным трудом сумел начертить настоящий «просто треугольник». И характеристики его… очень точны. Для приготовления хорошего «просто треугольника» надо взять половину разрезанного по диагонали квадрата и половину равностороннего треугольника, разрезанного по высоте. Приставив обе половины друг к другу, вы получите отличного представителя заурядного треугольника. Быть обыкновенным непросто.
Гипподамос в Милете
В 494 году до н. э. армия персидского царя Дарил уничтожила город Милет, расположенный между Галикарнасом и Эфесом. Жители попросили архитектора Гипподамоса составить план восстановления всего города сразу. Ситуация для той эпохи была уникальной. Города в то время были постепенно и хаотично разраставшимися деревнями. Афины, например, были настоящим лабиринтом, состоявшим из нагромождения улочек, появлявшихся безо всякого общего плана города.
Возвести сразу средних размеров город – значило получить карт бланш для создания Идеального города. Гипподамос ухватился за счастливую возможность. Он начертил первый геометрически рассчитанный город. Он хотел не только проложить улицы и построить дома, он был уверен в том, что изменение форм города изменит его социальную жизнь. Он придумал город с населением в 5040 человек, поделенным на три класса: ремесленники, крестьяне, солдаты.
Гипподамос решил создать искусственный, ничем не связанный с природой город. В центре его находился акрополь, от которого расходилось двенадцать лучей, делящих город, как пирог, на двенадцать кусков. Улицы нового Милета были прямыми, площади – круглыми, дома – совершенно одинаковыми (для того, чтобы между соседями не возникало зависти). Все горожане являлись гражданами с равными правами. Рабов в городе не было. Гипподамос не хотел, чтобы в городе жили артисты и художники. Он считал их людьми непредсказуемыми, порождающими беспорядок. Поэты, актеры и музыканты были изгнаны из Милета, город также был закрыт для бедняков, холостяков и бездельников.
Проект Гипподамоса состоял в том, чтобы сделать Ми лет механической, совершенной, никогда не дающей сбоев системой. Никаких новшеств, ничего оригинального, ни одного человеческого каприза – так не дается шансов возникновению вредных факторов. Гипподамос придумал понятие «правильно организованный». Правильно организованный гражданин вписывается в порядок города, правильно организованный город вписывается в порядок государства, да и само правильно организованное государство отлично впишется в космический порядок.
В 494 году до н. э. армия персидского царя Дарил уничтожила город Милет, расположенный между Галикарнасом и Эфесом. Жители попросили архитектора Гипподамоса составить план восстановления всего города сразу. Ситуация для той эпохи была уникальной. Города в то время были постепенно и хаотично разраставшимися деревнями. Афины, например, были настоящим лабиринтом, состоявшим из нагромождения улочек, появлявшихся безо всякого общего плана города.
Возвести сразу средних размеров город – значило получить карт бланш для создания Идеального города. Гипподамос ухватился за счастливую возможность. Он начертил первый геометрически рассчитанный город. Он хотел не только проложить улицы и построить дома, он был уверен в том, что изменение форм города изменит его социальную жизнь. Он придумал город с населением в 5040 человек, поделенным на три класса: ремесленники, крестьяне, солдаты.
Гипподамос решил создать искусственный, ничем не связанный с природой город. В центре его находился акрополь, от которого расходилось двенадцать лучей, делящих город, как пирог, на двенадцать кусков. Улицы нового Милета были прямыми, площади – круглыми, дома – совершенно одинаковыми (для того, чтобы между соседями не возникало зависти). Все горожане являлись гражданами с равными правами. Рабов в городе не было. Гипподамос не хотел, чтобы в городе жили артисты и художники. Он считал их людьми непредсказуемыми, порождающими беспорядок. Поэты, актеры и музыканты были изгнаны из Милета, город также был закрыт для бедняков, холостяков и бездельников.
Проект Гипподамоса состоял в том, чтобы сделать Ми лет механической, совершенной, никогда не дающей сбоев системой. Никаких новшеств, ничего оригинального, ни одного человеческого каприза – так не дается шансов возникновению вредных факторов. Гипподамос придумал понятие «правильно организованный». Правильно организованный гражданин вписывается в порядок города, правильно организованный город вписывается в порядок государства, да и само правильно организованное государство отлично впишется в космический порядок.
Движение гласных
Во многих древних языках – египетском, древнееврейском, финикийском – писались только согласные. Гласные олицетворяли голос. Графическое изображение гласных дает слову голос, а с ним жизнь и огромную силу.
В одной пословице говорится: «Если бы ты сумел правильно написать слово «шкаф», он свалился бы тебе на голову».
Китайцы думали точно так.
В VIII веке самый крупный художник своего времени, By Даоци, был призван императором, который попросил его изобразить великолепного дракона. Художник нарисовал его целиком, но без глаз. «Ты почему глаза забыл?» – спросил император. «Если я нарисую глаза, он улетит», – ответил By Даоци. Император стал настаивать, художник нарисовал глаза, и, согласно легенде, дракон действительно улетел.
Во многих древних языках – египетском, древнееврейском, финикийском – писались только согласные. Гласные олицетворяли голос. Графическое изображение гласных дает слову голос, а с ним жизнь и огромную силу.
В одной пословице говорится: «Если бы ты сумел правильно написать слово «шкаф», он свалился бы тебе на голову».
Китайцы думали точно так.
В VIII веке самый крупный художник своего времени, By Даоци, был призван императором, который попросил его изобразить великолепного дракона. Художник нарисовал его целиком, но без глаз. «Ты почему глаза забыл?» – спросил император. «Если я нарисую глаза, он улетит», – ответил By Даоци. Император стал настаивать, художник нарисовал глаза, и, согласно легенде, дракон действительно улетел.
Яйцо
Птичье яйцо – шедевр природы. Для начала восхитимся составом скорлупы. Она сделана из треугольных кристаллов минеральных солей. Заостренные концы кристаллов направлены к центру яйца. Поэтому при внешнем воздействии кристаллы надавливают друг на друга, сжимаются, и оболочка яйца повышает свою устойчивость. Они подобны малым аркам в романских храмах, чем сильнее физическое давление, тем прочнее становится конструкция. И напротив, если воздействие идет изнутри, треугольники легко отделяются друг от друга, и сооружение рассыпается.
Таким образом, яйцо достаточно прочно снаружи для того, чтобы выдержать вес матери несушки, и в то же время, достаточно хрупко изнутри для того, чтобы позволить птенцу разбить его и выйти. Есть у яйца и другие достоинства. Для того чтобы зародыш нормально развивался, он должен постоянно находиться выше желтка. Иногда яйцо может перевернуться. Это ничего не меняет: желток, словно двумя пружинами, опоясан двумя нитями, прикрепленными по бокам к мембране и поддерживающими его во взвешенном состоянии. Их эластичность компенсирует изменения, произошедшие с яйцом, и возвращает зародышу, словно прибору для изучения водной среды, необходимое положение.
Снесенное яйцо испытывает мощное охлаждение, влекущее за собой разделение двух внутренних мембран и образование воздушного мешка. Он позволит птенцу в течение нескольких коротких секунд вздохнуть и набрать сил для того, чтобы разрушить скорлупу и даже, в случае трудностей, запищать, призывая мать.
Птичье яйцо – шедевр природы. Для начала восхитимся составом скорлупы. Она сделана из треугольных кристаллов минеральных солей. Заостренные концы кристаллов направлены к центру яйца. Поэтому при внешнем воздействии кристаллы надавливают друг на друга, сжимаются, и оболочка яйца повышает свою устойчивость. Они подобны малым аркам в романских храмах, чем сильнее физическое давление, тем прочнее становится конструкция. И напротив, если воздействие идет изнутри, треугольники легко отделяются друг от друга, и сооружение рассыпается.
Таким образом, яйцо достаточно прочно снаружи для того, чтобы выдержать вес матери несушки, и в то же время, достаточно хрупко изнутри для того, чтобы позволить птенцу разбить его и выйти. Есть у яйца и другие достоинства. Для того чтобы зародыш нормально развивался, он должен постоянно находиться выше желтка. Иногда яйцо может перевернуться. Это ничего не меняет: желток, словно двумя пружинами, опоясан двумя нитями, прикрепленными по бокам к мембране и поддерживающими его во взвешенном состоянии. Их эластичность компенсирует изменения, произошедшие с яйцом, и возвращает зародышу, словно прибору для изучения водной среды, необходимое положение.
Снесенное яйцо испытывает мощное охлаждение, влекущее за собой разделение двух внутренних мембран и образование воздушного мешка. Он позволит птенцу в течение нескольких коротких секунд вздохнуть и набрать сил для того, чтобы разрушить скорлупу и даже, в случае трудностей, запищать, призывая мать.