ПРИЗРАК ДАНТЕ
руководит поисками
Когда в 1321 году Данте Алитьери скончался, то некоторые главы труда всей его жизни - "Божественной комедии" - исчезли. Сыновья Данте, Джакоцо и Пьеро, месяцами обшаривали дом и разбирали отцовские бумаги. Тщетно.
Они уже оставили всякую надежду, когда Джакопо во сне увидел отца, облаченного в белое, от него исходил чудесный свет. Джакопо спросил видение, была ли поэма закончена. Призрак утвердительно кивнул и указал на тайник в своей старой комнате. Пригласив старого друга Данте, адвоката, с собой в качестве свидетеля, Джакопо отправился в указанное место. В одном углу комнаты на стене висела крошечная шторка. Отодвинув ее, они обнаружили окошечко.
За ним располагался тайник, в котором лежали заплесневевшие страницы. С превеликой осторожностью извлекли бумаги, очистили от плесени - и "Божественная комедия" была восстановлена. Если бы не призрак из сна Джакопо, возможно, одна из величайших поэм на свете по-прежнему осталась бы неоконченной.
руководит поисками
Когда в 1321 году Данте Алитьери скончался, то некоторые главы труда всей его жизни - "Божественной комедии" - исчезли. Сыновья Данте, Джакоцо и Пьеро, месяцами обшаривали дом и разбирали отцовские бумаги. Тщетно.
Они уже оставили всякую надежду, когда Джакопо во сне увидел отца, облаченного в белое, от него исходил чудесный свет. Джакопо спросил видение, была ли поэма закончена. Призрак утвердительно кивнул и указал на тайник в своей старой комнате. Пригласив старого друга Данте, адвоката, с собой в качестве свидетеля, Джакопо отправился в указанное место. В одном углу комнаты на стене висела крошечная шторка. Отодвинув ее, они обнаружили окошечко.
За ним располагался тайник, в котором лежали заплесневевшие страницы. С превеликой осторожностью извлекли бумаги, очистили от плесени - и "Божественная комедия" была восстановлена. Если бы не призрак из сна Джакопо, возможно, одна из величайших поэм на свете по-прежнему осталась бы неоконченной.
КРИЧАЩИЕ ЧЕРЕПА
У первобытных людей и многих отсталых народностей позднейших эпох считалось, что человеческий череп обладает сверхъестественной силой. Они верили, что в нем заключена душа человека.
Охотники за головами хранили черепа своих врагов как трофеи. Скандинавские воины пили из черепов, считая, что таким образом к ним переходит смелый дух их противников. Древние кельты украшали черепами свои святыни.
Вдовы с Тробриандских островов (Папуа - Новая Гвинея) насаживали черепа своих мертвых мужей на колья - они служили им своеобразным оберегом, а некоторые использовали их в качестве горшков.
Черепа всегда играли важную роль в колдовстве и черной магии. В 1612 году в Англии состоялся процесс над Анной Чаттокс, главой, ланкаширской колдовской семьи. Ее обвиняли в том, что она выкопала три черепа с церковного кяадбища, чтобы использовать их в демонических ритуалах. Она была приговорена к повешению.
Но черепа не всегда были пассивными инструментами в руках колдунов и магов. В Уордли-холле в Ланкашире наверху лестницы выставлен череп католического мученика, жившего в XVI веке, отца Амброуза Барлоу; древняя легенда гласит, что, если потревожить череп каким-либо образом, он издаст леденящий душу крик.
В XVII веке девушка по имени Анна Гриффитс, жившая в Бартон-Агнес-Холле в Йоркшире, была зверски убита грабителями. Перед смертью она высказала странное пожелание: чтобы ее голова была похоронена в доме, который она так любила. Несмотря на ее просьбу, она была похоронена на церковном кладбище.
После похорон в доме раздались ужасные стоны, непонятный шум и хлопанье дверей. Череп мертвой девушки был эксгумирован и заложен в стену у лестницы. После этого в Бартон-Агнес-Холле воцарился покой.
У первобытных людей и многих отсталых народностей позднейших эпох считалось, что человеческий череп обладает сверхъестественной силой. Они верили, что в нем заключена душа человека.
Охотники за головами хранили черепа своих врагов как трофеи. Скандинавские воины пили из черепов, считая, что таким образом к ним переходит смелый дух их противников. Древние кельты украшали черепами свои святыни.
Вдовы с Тробриандских островов (Папуа - Новая Гвинея) насаживали черепа своих мертвых мужей на колья - они служили им своеобразным оберегом, а некоторые использовали их в качестве горшков.
Черепа всегда играли важную роль в колдовстве и черной магии. В 1612 году в Англии состоялся процесс над Анной Чаттокс, главой, ланкаширской колдовской семьи. Ее обвиняли в том, что она выкопала три черепа с церковного кяадбища, чтобы использовать их в демонических ритуалах. Она была приговорена к повешению.
Но черепа не всегда были пассивными инструментами в руках колдунов и магов. В Уордли-холле в Ланкашире наверху лестницы выставлен череп католического мученика, жившего в XVI веке, отца Амброуза Барлоу; древняя легенда гласит, что, если потревожить череп каким-либо образом, он издаст леденящий душу крик.
В XVII веке девушка по имени Анна Гриффитс, жившая в Бартон-Агнес-Холле в Йоркшире, была зверски убита грабителями. Перед смертью она высказала странное пожелание: чтобы ее голова была похоронена в доме, который она так любила. Несмотря на ее просьбу, она была похоронена на церковном кладбище.
После похорон в доме раздались ужасные стоны, непонятный шум и хлопанье дверей. Череп мертвой девушки был эксгумирован и заложен в стену у лестницы. После этого в Бартон-Агнес-Холле воцарился покой.
ВНЕЗАПНОЕ САМОВОЗГОРАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Промозглым, холодным утром 5 декабря 1966 года Дон И. Госнелл из небольшого американского городка Каудеспорт, штат Пенсильвания, занимался своей обычной работой: записывал показания газовых счетчиков. Свой первый визит он нанес, пожалуй, самому уважаемому и всеми любимому человеку в округе - доктору Джону Ирвину Бентли, который вот уже более полувека был домашним врачом местных семейств и, уйдя в возрасте 92 лет на пенсию по инвалидности, все еще был способен самостоятельно обслуживать себя и передвигаться по дому на протезе.
Парадная дверь дома № 403 по Норт-Мэйн-стрит была закрыта, но не заперта. Дон Госнелл вошел в коридор, ведущий в гостиную, и окликнул хозяина. Несколько озадаченный молчанием старика, он тем не менее спустился в подвал, где был установлен счетчик газа. Странный запах, который он почувствовал, войдя в дом, становился все более резким "такой, знаете, сладковатый, какой бывает при включении нового масляного обогревателя". Казалось, источником запаха является светло-серый дымок, клубившийся в воздухе. На полу газометрист обнаружил аккуратную конусообразную кучку мелкого пепла высотой около 35 сантиметров - примерно столько могло бы высыпаться при неаккуратном обращении с мусорной корзиной. Госнелл задумчиво поковырял пепел ботинком - на полу в этом месте не было никаких других следов. Если бы он поднял глаза, то увидел бы, каким образом пепел попал в подвал: на потолке зияла неровная дыра с обугленными краями размером около полуметра на полтора, прогоревшая через пол первого этажа. Но он не посмотрел на потолок, а просто списал показания счетчика. Затем Госнелл поднялся наверх и направился в комнату доктора поинтересоваться, не нужна ли старику какая-нибудь помощь. Здесь дым был гуще, а доктора Бентли в комнате не оказалось. Дон Госнелл заглянул в прилегавшую к спальне ванную и остолбенел. Поперек прожженной в полу дыры лежал протез доктора. А рядом - то, что осталось от мистера Бентли: потемневшая от высокой температуры нижняя часть правой ноги в абсолютно целом ботинке. Сдерживая приступ тошноты. Дон Госнелл выбежал из дома и помчался в офис газовой компании - как позже вспоминали коллеги Госнелла, "он появился на пороге белый, как простыня". Задыхаясь от волнения, он выразил охвативший его ужас тремя словами: "Доктор Бентли сгорел..."
Он оказался первым среди очень малочисленных свидетелей уникального и страшного феномена внезапного самовозгорания человека, при котором тело несчастного за считанные минуты превращается в горстку пепла. Такое случается крайне редко и непредсказуемо (хотя совсем недавно было выдвинуто предположение, что возникновение подобного явления, по-видимому, совпадает с возмущением магнитного поля). Похожих случаев самовозгорания человека не зафиксировано, однако некоторые закономерности, согласно заявлениям специалистов, все же выявлены: процесс происходит очень быстро и интенсивно, а запах часто напоминает запах горящего масла; среда горения представляет своего рода загадку, так как водой потушить ее невозможно; процесс обнаруживает избирательные свойства - например, часто конечности оказываются неповрежденными, а иногда огонь не оказывает никакого воздействия на одежду, в которой был человек, оставляя ее, по сути дела, целой.
Промозглым, холодным утром 5 декабря 1966 года Дон И. Госнелл из небольшого американского городка Каудеспорт, штат Пенсильвания, занимался своей обычной работой: записывал показания газовых счетчиков. Свой первый визит он нанес, пожалуй, самому уважаемому и всеми любимому человеку в округе - доктору Джону Ирвину Бентли, который вот уже более полувека был домашним врачом местных семейств и, уйдя в возрасте 92 лет на пенсию по инвалидности, все еще был способен самостоятельно обслуживать себя и передвигаться по дому на протезе.
Парадная дверь дома № 403 по Норт-Мэйн-стрит была закрыта, но не заперта. Дон Госнелл вошел в коридор, ведущий в гостиную, и окликнул хозяина. Несколько озадаченный молчанием старика, он тем не менее спустился в подвал, где был установлен счетчик газа. Странный запах, который он почувствовал, войдя в дом, становился все более резким "такой, знаете, сладковатый, какой бывает при включении нового масляного обогревателя". Казалось, источником запаха является светло-серый дымок, клубившийся в воздухе. На полу газометрист обнаружил аккуратную конусообразную кучку мелкого пепла высотой около 35 сантиметров - примерно столько могло бы высыпаться при неаккуратном обращении с мусорной корзиной. Госнелл задумчиво поковырял пепел ботинком - на полу в этом месте не было никаких других следов. Если бы он поднял глаза, то увидел бы, каким образом пепел попал в подвал: на потолке зияла неровная дыра с обугленными краями размером около полуметра на полтора, прогоревшая через пол первого этажа. Но он не посмотрел на потолок, а просто списал показания счетчика. Затем Госнелл поднялся наверх и направился в комнату доктора поинтересоваться, не нужна ли старику какая-нибудь помощь. Здесь дым был гуще, а доктора Бентли в комнате не оказалось. Дон Госнелл заглянул в прилегавшую к спальне ванную и остолбенел. Поперек прожженной в полу дыры лежал протез доктора. А рядом - то, что осталось от мистера Бентли: потемневшая от высокой температуры нижняя часть правой ноги в абсолютно целом ботинке. Сдерживая приступ тошноты. Дон Госнелл выбежал из дома и помчался в офис газовой компании - как позже вспоминали коллеги Госнелла, "он появился на пороге белый, как простыня". Задыхаясь от волнения, он выразил охвативший его ужас тремя словами: "Доктор Бентли сгорел..."
Он оказался первым среди очень малочисленных свидетелей уникального и страшного феномена внезапного самовозгорания человека, при котором тело несчастного за считанные минуты превращается в горстку пепла. Такое случается крайне редко и непредсказуемо (хотя совсем недавно было выдвинуто предположение, что возникновение подобного явления, по-видимому, совпадает с возмущением магнитного поля). Похожих случаев самовозгорания человека не зафиксировано, однако некоторые закономерности, согласно заявлениям специалистов, все же выявлены: процесс происходит очень быстро и интенсивно, а запах часто напоминает запах горящего масла; среда горения представляет своего рода загадку, так как водой потушить ее невозможно; процесс обнаруживает избирательные свойства - например, часто конечности оказываются неповрежденными, а иногда огонь не оказывает никакого воздействия на одежду, в которой был человек, оставляя ее, по сути дела, целой.
РОКОВОЙ БРИЛЛИАНТ
В Смитсоновском институте в Вашингтоне хранится бесценный бриллиант Хоупа. Его ледяное сердце искрится голубыми лучами. Он кажется безвредным. Тем не менее этот холодный сверкающий камень имеет зловещую кровавую историю, его бесстрастная красота привела к гибели более 20 человек.
На протяжении трех веков короли и бедняки, воры и куртизанки, взглянув на его великолепие, сходили с ума.
Его первой жертвой, по легенде, был индусский священник, подпавший под его чары 500 лет назад, вскоре после того, как алмаз был найден на реке Кистна в Юго-Западной Ивдии. Священник украл его со лба индийского идола, стоявшего в храме, но был схвачен и умер под пытками.
Алмаз появился в Европе в 1642 году. На этот раз он попал в руки французского контрабандиста Жана Батиста Тафернье. Он выручил за него достаточную сумму, чтобы купить себе титул и обзавестись состоянием. Сын Тафернье сильно проигрался и влез в долги, так что отец был вынужден распродать все, что заполучил. Тафернье снова отправился в Индию, чтобы еще раз попытать счастья, и был разорван на куски сворой диких собак.
В следующий раз алмаз оказывается в руках французского короля Людовика XIV, который приказал обработать его, в результате чего его вес уменьшился с 112,5 до 67,5 карата. Никеля Фуке, высокопоставленный чиновник, который позаимствовал бриллиант для правительственного бала, в 1665 году был обвинен в хищении и заключен в тюрьму на всю оставшуюся жизнь. Сам Людовик, король-Солнце, умер разбитым, несчастным человеком, когда его хваленая империя погрязла в войнах.
Еще три члена французской королевской семьи умерли, вправив бриллиант в корону, не подозревая, какой опасности подвергают себя.
Принцесса де Ламбалль, которая иногда появлялась в короне, была забита до смерти разъяренной толпой. Людовик XVI и королева Мария Антуанетта, наследовавшие корону, умерли на гильотине.
После, в 1792 году, когда в обстановке острейшей политической борьбы в Париже царила неразбериха, бриллиант снова пропал... почти на 40 лет.
Где он находился это время - остается только гадать.
Французский ювелир Жак Гело, говорили, жадно взирал на его красоту, пока не сошел с ума и не покончил жизнь самоубийством. Русский князь Иван Канитовский подарил его своей возлюбленной парижанке - и потом убил ее и себя.
Когда камень снова появился в поле зрения, голландский огранщик алмазов обработал его до теперешнего веса - 44,5 карата - и покончил жизнь самоубийством, когда алмаз украл его сын.
Бриллиант колесил по Европе, переходя из рук в руки, и, наконец, попал к Генри Томасу Хоупу, состоятельному ирландскому банкиру, который купил его всего за 30 тысяч фунтов стерлингов и дал ему настоящее имя. Его внук умер без гроша в кармане.
В 1908 году турецкий султан Абдула Хамид купил камень за 400 тысяч долларов. Он подарил драгоценность своей жене Сабайе и потом зарезал ее. Год спустя он потерял трон. Роковой бриллиант снова двинулся на запад, в Америку, где его купил за 154 тысячи долларов промышленный магнат Нед Маклин в 1911 году. На протяжении следующих 40 лет его младший сын Винсент был сбит машиной; Маклин разорился и умер в психической лечебнице; его дочь умерла в 1946 году от передозировки наркотика, а жена Эвелин пристрастилась к морфию.
Только американский ювелир Гарри Уинстон, купивший голубой камень у наследников семьи Маклин, избежал дурной участи. Может быть, потому, что передал его в Смитсоновский институт.
В Смитсоновском институте в Вашингтоне хранится бесценный бриллиант Хоупа. Его ледяное сердце искрится голубыми лучами. Он кажется безвредным. Тем не менее этот холодный сверкающий камень имеет зловещую кровавую историю, его бесстрастная красота привела к гибели более 20 человек.
На протяжении трех веков короли и бедняки, воры и куртизанки, взглянув на его великолепие, сходили с ума.
Его первой жертвой, по легенде, был индусский священник, подпавший под его чары 500 лет назад, вскоре после того, как алмаз был найден на реке Кистна в Юго-Западной Ивдии. Священник украл его со лба индийского идола, стоявшего в храме, но был схвачен и умер под пытками.
Алмаз появился в Европе в 1642 году. На этот раз он попал в руки французского контрабандиста Жана Батиста Тафернье. Он выручил за него достаточную сумму, чтобы купить себе титул и обзавестись состоянием. Сын Тафернье сильно проигрался и влез в долги, так что отец был вынужден распродать все, что заполучил. Тафернье снова отправился в Индию, чтобы еще раз попытать счастья, и был разорван на куски сворой диких собак.
В следующий раз алмаз оказывается в руках французского короля Людовика XIV, который приказал обработать его, в результате чего его вес уменьшился с 112,5 до 67,5 карата. Никеля Фуке, высокопоставленный чиновник, который позаимствовал бриллиант для правительственного бала, в 1665 году был обвинен в хищении и заключен в тюрьму на всю оставшуюся жизнь. Сам Людовик, король-Солнце, умер разбитым, несчастным человеком, когда его хваленая империя погрязла в войнах.
Еще три члена французской королевской семьи умерли, вправив бриллиант в корону, не подозревая, какой опасности подвергают себя.
Принцесса де Ламбалль, которая иногда появлялась в короне, была забита до смерти разъяренной толпой. Людовик XVI и королева Мария Антуанетта, наследовавшие корону, умерли на гильотине.
После, в 1792 году, когда в обстановке острейшей политической борьбы в Париже царила неразбериха, бриллиант снова пропал... почти на 40 лет.
Где он находился это время - остается только гадать.
Французский ювелир Жак Гело, говорили, жадно взирал на его красоту, пока не сошел с ума и не покончил жизнь самоубийством. Русский князь Иван Канитовский подарил его своей возлюбленной парижанке - и потом убил ее и себя.
Когда камень снова появился в поле зрения, голландский огранщик алмазов обработал его до теперешнего веса - 44,5 карата - и покончил жизнь самоубийством, когда алмаз украл его сын.
Бриллиант колесил по Европе, переходя из рук в руки, и, наконец, попал к Генри Томасу Хоупу, состоятельному ирландскому банкиру, который купил его всего за 30 тысяч фунтов стерлингов и дал ему настоящее имя. Его внук умер без гроша в кармане.
В 1908 году турецкий султан Абдула Хамид купил камень за 400 тысяч долларов. Он подарил драгоценность своей жене Сабайе и потом зарезал ее. Год спустя он потерял трон. Роковой бриллиант снова двинулся на запад, в Америку, где его купил за 154 тысячи долларов промышленный магнат Нед Маклин в 1911 году. На протяжении следующих 40 лет его младший сын Винсент был сбит машиной; Маклин разорился и умер в психической лечебнице; его дочь умерла в 1946 году от передозировки наркотика, а жена Эвелин пристрастилась к морфию.
Только американский ювелир Гарри Уинстон, купивший голубой камень у наследников семьи Маклин, избежал дурной участи. Может быть, потому, что передал его в Смитсоновский институт.
МОРСКИЕ ПРИМЕТЫ НЕ ПРОСТО СУЕВЕРИЕ?
В XVIII веке не было ничего необычного в том, например, если моряку, замеченному на вахте в пьяном виде, грозило наказание в 24 и более плетей. А так как такое случалось нередко, среди матросов прочно закрепилось интересное поверье: вытатуируй у себя на спине распятие, и плеть не причинит тебе вреда.' Что ж, очень интересно. Действительно, всем известна сила распятия, и всем известно, что оно обладает силой отводить от себя стрелы, копья или плети! Все это выглядит логично и убедительно, если забыть о том, что с давних пор на флоте христианские символы считались приносящими... неудачу!
Вообще морские суеверия выглядят весьма экзотично - ведь звери, птицы, имена, различные предметы - все, что считается безвредным и безобидным на берегу, в море, при столкновении с необузданной стихией, представляется совсем в ином свете, может, согласно поверьям, принести кораблю неудачу. Эта вера так глубоко въелась в сознание людей, что до сих пор Английское адмиралтейство с особой тщательностью следит за названиями судов, спускаемых со стапелей. Несмотря на это, зачастую в "свидетельства о рождении" закрадывались "непростительные ошибки". Например, прямо-таки игнорируя "закон" о запрете на "змеиные" имена кораблей, в разное время мощь ВМФ Великобритании поддерживали четыре "Гадюки", столько же "Змей", "Кобра", "Уж", "Аллигатор" и "Крокодил". Также к этой теплой компании можно приставить двух "Драконов" и трех "Ящериц".
Однако поверья поверьями, а складывавшиеся веками обряды и ритуалы - совсем другое дело. Так вот, кроме своеобразных поверий моряки имели и имеют свои собственные религиозные ритуалы. Так, ритуальный салют, обращенный к юту корабля, восходит к тем временам, когда там висело распятие...
Даже сейчас многие рыбаки предпочтут остаться на берегу и потерять полноценный рабочий день, чем выйти в море на промысел, если по пути в бухту им встретится священник, монах или монахиня. А китобои с Фарерских островов искренне полагают, что, если день выдался неудачным и в поле зрения не попал ни один кит, это значит, что где-то между их судном и берегом плавает лодка со служителем церкви на борту. Даже чтение вслух Библии или ее цитирование приводит к плачевным последствиям!
До сих пор многие моряки помнят случай, произошедший в 1707 году, когда во время отплытия огромного по тем временам военного судна кого-то угораздило вставить в напутственную речь адмирала Клаудсли Шовелла цитату из 109-го псалма. Этот корабль назывался "Ассоциация", был флагманом британского военно-морского флота. И через несколько дней "Ассоциация" и еще два корабля затонули, унеся жизни более чем 2000 человек... Но это еще не все. Если верить легенде, адмирал сэр Клаудсли тот самый человек, который и навлек гибель на сйоих подчиненных, - был выброшен волной на берег. Там его, еще живого, нашла какая-то женщина. Она видела, что адмирал еще дышал, но, позарившись на его дорогой перстень, отрубила адмиралу палец и похоронила незадачливого мореплавателя... живьем. Однако, скорее всего, это ужасное продолжение лишь легенда, показывающая, какие муки ожидают человека, навлекшего несчастье на своих товарищей. А что до гибели "Ассоциации" и двух тысяч человек то это действительно имевшее место событие в истории флота. Не так ли уж безосновательны все эти морские легенды?
В XVIII веке не было ничего необычного в том, например, если моряку, замеченному на вахте в пьяном виде, грозило наказание в 24 и более плетей. А так как такое случалось нередко, среди матросов прочно закрепилось интересное поверье: вытатуируй у себя на спине распятие, и плеть не причинит тебе вреда.' Что ж, очень интересно. Действительно, всем известна сила распятия, и всем известно, что оно обладает силой отводить от себя стрелы, копья или плети! Все это выглядит логично и убедительно, если забыть о том, что с давних пор на флоте христианские символы считались приносящими... неудачу!
Вообще морские суеверия выглядят весьма экзотично - ведь звери, птицы, имена, различные предметы - все, что считается безвредным и безобидным на берегу, в море, при столкновении с необузданной стихией, представляется совсем в ином свете, может, согласно поверьям, принести кораблю неудачу. Эта вера так глубоко въелась в сознание людей, что до сих пор Английское адмиралтейство с особой тщательностью следит за названиями судов, спускаемых со стапелей. Несмотря на это, зачастую в "свидетельства о рождении" закрадывались "непростительные ошибки". Например, прямо-таки игнорируя "закон" о запрете на "змеиные" имена кораблей, в разное время мощь ВМФ Великобритании поддерживали четыре "Гадюки", столько же "Змей", "Кобра", "Уж", "Аллигатор" и "Крокодил". Также к этой теплой компании можно приставить двух "Драконов" и трех "Ящериц".
Однако поверья поверьями, а складывавшиеся веками обряды и ритуалы - совсем другое дело. Так вот, кроме своеобразных поверий моряки имели и имеют свои собственные религиозные ритуалы. Так, ритуальный салют, обращенный к юту корабля, восходит к тем временам, когда там висело распятие...
Даже сейчас многие рыбаки предпочтут остаться на берегу и потерять полноценный рабочий день, чем выйти в море на промысел, если по пути в бухту им встретится священник, монах или монахиня. А китобои с Фарерских островов искренне полагают, что, если день выдался неудачным и в поле зрения не попал ни один кит, это значит, что где-то между их судном и берегом плавает лодка со служителем церкви на борту. Даже чтение вслух Библии или ее цитирование приводит к плачевным последствиям!
До сих пор многие моряки помнят случай, произошедший в 1707 году, когда во время отплытия огромного по тем временам военного судна кого-то угораздило вставить в напутственную речь адмирала Клаудсли Шовелла цитату из 109-го псалма. Этот корабль назывался "Ассоциация", был флагманом британского военно-морского флота. И через несколько дней "Ассоциация" и еще два корабля затонули, унеся жизни более чем 2000 человек... Но это еще не все. Если верить легенде, адмирал сэр Клаудсли тот самый человек, который и навлек гибель на сйоих подчиненных, - был выброшен волной на берег. Там его, еще живого, нашла какая-то женщина. Она видела, что адмирал еще дышал, но, позарившись на его дорогой перстень, отрубила адмиралу палец и похоронила незадачливого мореплавателя... живьем. Однако, скорее всего, это ужасное продолжение лишь легенда, показывающая, какие муки ожидают человека, навлекшего несчастье на своих товарищей. А что до гибели "Ассоциации" и двух тысяч человек то это действительно имевшее место событие в истории флота. Не так ли уж безосновательны все эти морские легенды?
СГЛАЗИЛИ!
Как часто мы используем это выражение, не задумываясь о его смысле. Да, мы что-то знаем о дурном глазе, способном причинить человеку всяческие неприятности, - но этим наши знания и ограничиваются. Так откуда же пошло это поверье, так широко распространенное по всему свету ?
Скорее всего, эта вера зародилась еще в те далекие времена, когда древний человек часто встречался с дикими животными лицом к лицу и, вглядываясь в их глаза, совершенно нечеловеческие, но вместе с тем глаза разумного существа, начинал верить в силу взгляда. Эта вера крепла по мере развития человечества и к средним векам дошла до абсурда. Умерла корова? Среди детей разразилась эпидемия? Все ясно: виноват чей-то дурной глаз. Всем ведь известно, что именно животные и дети наиболее уязвимы для воздействия дьявольского глаза. Бездетные семьи, неурожай, рождение мертвых или уродливых телят - все это считалось последствием сглаза. Дело доходило до того, что людей, пораженных какимлибо глазным недугом, изгоняли из деревень, обвиняли в колдовстве, казнили...
Эта вера распространена не только в Европе и России. Например, в Конго некоторые племена верят, что человека, отмеченного дьявольским глазом, можно легко узнать по буйному темпераменту и слегка раскосым глазам.
Однако вернемся в Европу. Там за сравнительно небольшой промежуток времени (с XVI по XVII век) по обвинению в колдовстве на костер отправились сотни тысяч ни в чем не повинных людей - вся их вина состояла в том, что кто-то, после того как поговорил с ними на повышенных тонах... плохо себя почувствовал. Это квалифицировалось как "колдовство и сношение с дьяволом"... Но считалось, что И у жертвы сглаза оставались шансы на спасение. Но только при выполнении ею определенных "единственно истинных" мер защиты. В каждой стране существовали свои способы противодействия сглазу. Надо сказать, что они не были похожи друг на друга вероятно, из-за специфики местных ведьм, принадлежавших к разным школам и соответственно применявших совершенно разные приемы колдовства. Так, например, на Ближнем Востоке и в Турции лучшей защитой считались суры Корана, написанные над входом в дом. Непонятно, правда, что в таких случаях оставалось делать ведьмам, если каждый дом был столь серьезно защищен. Однако можно предположить, что такая защита срабатывала только в отношении дома праведника. Или же она должна быть написана рукой человека, совершившего хадж?
Но оставим Восток. Это, как известно, "дело тонкое". Перейдем к Средиземноморью. Именно в этом регионе впервые появилась очень специфическая защита от сглаза, а именно - "контрглаз". Изображение открытого человеческого глаза можно часто встретить на многочисленных рыболовецких шхунах, особенно - в Италии. Считается, что злой взгляд, встретившись со взглядом нарисованным, отразится и принесет вред тому, кто его послал. Как говорится, "кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет". Это, пожалуй, один из самых оригинальных, а также и самых древних способов защиты от сглаза. Что же касается древности, то вспомните хотя бы древнегреческие триеры (триремы) - ведь именно на них впервые появилось "недремлющее око". А было это несколько тысяч лет назад!
Как часто мы используем это выражение, не задумываясь о его смысле. Да, мы что-то знаем о дурном глазе, способном причинить человеку всяческие неприятности, - но этим наши знания и ограничиваются. Так откуда же пошло это поверье, так широко распространенное по всему свету ?
Скорее всего, эта вера зародилась еще в те далекие времена, когда древний человек часто встречался с дикими животными лицом к лицу и, вглядываясь в их глаза, совершенно нечеловеческие, но вместе с тем глаза разумного существа, начинал верить в силу взгляда. Эта вера крепла по мере развития человечества и к средним векам дошла до абсурда. Умерла корова? Среди детей разразилась эпидемия? Все ясно: виноват чей-то дурной глаз. Всем ведь известно, что именно животные и дети наиболее уязвимы для воздействия дьявольского глаза. Бездетные семьи, неурожай, рождение мертвых или уродливых телят - все это считалось последствием сглаза. Дело доходило до того, что людей, пораженных какимлибо глазным недугом, изгоняли из деревень, обвиняли в колдовстве, казнили...
Эта вера распространена не только в Европе и России. Например, в Конго некоторые племена верят, что человека, отмеченного дьявольским глазом, можно легко узнать по буйному темпераменту и слегка раскосым глазам.
Однако вернемся в Европу. Там за сравнительно небольшой промежуток времени (с XVI по XVII век) по обвинению в колдовстве на костер отправились сотни тысяч ни в чем не повинных людей - вся их вина состояла в том, что кто-то, после того как поговорил с ними на повышенных тонах... плохо себя почувствовал. Это квалифицировалось как "колдовство и сношение с дьяволом"... Но считалось, что И у жертвы сглаза оставались шансы на спасение. Но только при выполнении ею определенных "единственно истинных" мер защиты. В каждой стране существовали свои способы противодействия сглазу. Надо сказать, что они не были похожи друг на друга вероятно, из-за специфики местных ведьм, принадлежавших к разным школам и соответственно применявших совершенно разные приемы колдовства. Так, например, на Ближнем Востоке и в Турции лучшей защитой считались суры Корана, написанные над входом в дом. Непонятно, правда, что в таких случаях оставалось делать ведьмам, если каждый дом был столь серьезно защищен. Однако можно предположить, что такая защита срабатывала только в отношении дома праведника. Или же она должна быть написана рукой человека, совершившего хадж?
Но оставим Восток. Это, как известно, "дело тонкое". Перейдем к Средиземноморью. Именно в этом регионе впервые появилась очень специфическая защита от сглаза, а именно - "контрглаз". Изображение открытого человеческого глаза можно часто встретить на многочисленных рыболовецких шхунах, особенно - в Италии. Считается, что злой взгляд, встретившись со взглядом нарисованным, отразится и принесет вред тому, кто его послал. Как говорится, "кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет". Это, пожалуй, один из самых оригинальных, а также и самых древних способов защиты от сглаза. Что же касается древности, то вспомните хотя бы древнегреческие триеры (триремы) - ведь именно на них впервые появилось "недремлющее око". А было это несколько тысяч лет назад!
БЕЗ КАРТЫ И КОМПАСА
Каждую осень четыре миллиона морских птиц вида Puffinus gravis - большой буревестник - собираются на побережье Северной Европы, чтобы отправиться в ежегодное путешествие, что уже само по себе является одним из чудес природы. Влекомые инстинктом, механизм которого выше нашего понимания, они безошибочно направляются к далекой группе крошечных и прекрасных островков Тристан-да-Кунья, расположенных в южной части Атлантического океана. Только там вьют они свои гнезда и каким-то необъяснимым образом совершенно точно знают, куда лететь.
Что заставляет их отправляться в это путешествие и как они с такой точностью находят его конечный пункт? Это те вопросы, на которые пока не найдены ответы, несмотря на добрую сотню лет исследований проблемы. Сегодня известно множество мигрирующих существ. Как отмечает французский биолог Мэтью Рикар, "от карпа, перебирающегося в период нереста из одного угла озера в другой, до альбатроса, совершающего кругосветные путешествия, наверное, нет такого животного, в поведении которого в том или ином виде не наблюдалась бы ритмичность". Но почему этот ритм так часто проявляется в столь крайних формах? Ежегодные миграции полярной крачки уносят ее из мест гнездовий, находящихся на крайнем севере Сибири, Северной Америки и Европы, к побережью Антарктиды и обратно. В этом путешествии между полюсами она летит по 24 часа в сутки 8 месяцев в году, преодолевая в общей сложности расстояние почти 25 тысяч миль. Такие перелеты слишком велики, чтобы можно было оправдать необходимость просто остаться в благоприятных климатических условиях, чем обычно объясняется данный феномен ортодоксальными учеными.
Первые миграции
Считается, что начало миграций связано с изменениями климата в периоды оледенения, последний из которых произошел за 10 тысяч лет до нашей эры. По мере отступления ледников на север некоторые птицы стали совершать рискованные полеты за пределы своей родной территории в поисках более богатых кормом мест. На своем пути они могли встречать стаи других птиц, никогда не покидающих своих мест. И осенью, с наступлением холодов, они присоединялись к последним в их местах обитания. Постепенно, в соответствии с законом естественного отбора Дарвина, более сильные и смелые пришельцы начинали доминировать и поглощать большинство своих оседлых родственников, пока через какое-то время вся популяция не присоединялась к миграциям. Очевидно, эта гипотеза легко объясняет, почему перелеты птиц так тесно связаны с ежегодными сезонными изменениями температуры воздуха. Также было экспериментально доказано, что половые железы птиц активизируются с увеличением интенсивности излучения света весной. Под их мощным стимулирующим воздействием птицы начинают чувствовать непреодолимую потребность в большей активности.
Вопросы без ответов
Наука еще и близко не подошла к тому, чтобы дать удовлетворительные ответы на многие трудные вопросы. Например: почему не все птицы мигрируют? Почти половина видов птиц ведет оседлый образ жизни. Они остаются в местах гнездовий и приспосабливаются к сезонным изменениям климата. Вряд ли только наступление холодов, даже суровых, может заставить таких арктических птиц, как большая белая сова или полярная чайка, покинуть их не очень комфортабельные места обитания.
Каждую осень четыре миллиона морских птиц вида Puffinus gravis - большой буревестник - собираются на побережье Северной Европы, чтобы отправиться в ежегодное путешествие, что уже само по себе является одним из чудес природы. Влекомые инстинктом, механизм которого выше нашего понимания, они безошибочно направляются к далекой группе крошечных и прекрасных островков Тристан-да-Кунья, расположенных в южной части Атлантического океана. Только там вьют они свои гнезда и каким-то необъяснимым образом совершенно точно знают, куда лететь.
Что заставляет их отправляться в это путешествие и как они с такой точностью находят его конечный пункт? Это те вопросы, на которые пока не найдены ответы, несмотря на добрую сотню лет исследований проблемы. Сегодня известно множество мигрирующих существ. Как отмечает французский биолог Мэтью Рикар, "от карпа, перебирающегося в период нереста из одного угла озера в другой, до альбатроса, совершающего кругосветные путешествия, наверное, нет такого животного, в поведении которого в том или ином виде не наблюдалась бы ритмичность". Но почему этот ритм так часто проявляется в столь крайних формах? Ежегодные миграции полярной крачки уносят ее из мест гнездовий, находящихся на крайнем севере Сибири, Северной Америки и Европы, к побережью Антарктиды и обратно. В этом путешествии между полюсами она летит по 24 часа в сутки 8 месяцев в году, преодолевая в общей сложности расстояние почти 25 тысяч миль. Такие перелеты слишком велики, чтобы можно было оправдать необходимость просто остаться в благоприятных климатических условиях, чем обычно объясняется данный феномен ортодоксальными учеными.
Первые миграции
Считается, что начало миграций связано с изменениями климата в периоды оледенения, последний из которых произошел за 10 тысяч лет до нашей эры. По мере отступления ледников на север некоторые птицы стали совершать рискованные полеты за пределы своей родной территории в поисках более богатых кормом мест. На своем пути они могли встречать стаи других птиц, никогда не покидающих своих мест. И осенью, с наступлением холодов, они присоединялись к последним в их местах обитания. Постепенно, в соответствии с законом естественного отбора Дарвина, более сильные и смелые пришельцы начинали доминировать и поглощать большинство своих оседлых родственников, пока через какое-то время вся популяция не присоединялась к миграциям. Очевидно, эта гипотеза легко объясняет, почему перелеты птиц так тесно связаны с ежегодными сезонными изменениями температуры воздуха. Также было экспериментально доказано, что половые железы птиц активизируются с увеличением интенсивности излучения света весной. Под их мощным стимулирующим воздействием птицы начинают чувствовать непреодолимую потребность в большей активности.
Вопросы без ответов
Наука еще и близко не подошла к тому, чтобы дать удовлетворительные ответы на многие трудные вопросы. Например: почему не все птицы мигрируют? Почти половина видов птиц ведет оседлый образ жизни. Они остаются в местах гнездовий и приспосабливаются к сезонным изменениям климата. Вряд ли только наступление холодов, даже суровых, может заставить таких арктических птиц, как большая белая сова или полярная чайка, покинуть их не очень комфортабельные места обитания.
МОЖНО ЛИ ВЕРИТЬ ФОН ДЕНИКИНУ
История успеха швейцарского писателя, упорно отстаивающего гипотезу древних контактов инопланетян с землянами, Эриха фон Деникена одновременно загадочна и феноменальна. Его первая книга "Колесница богов" была опубликована в 1967 году и через пять лет сделалась бестселлером - ее читали на 26 языках мира, включая бенгали, маратхи, малайялам и китайский. Пять с половиной миллионов человек были увлечены горячей верой в его, казалось бы, невероятные идеи. Приводим их здесь в том виде, как они были сформулированы в статье из журнала "Инкуайер", посвященной его книгам.
1. Около 10 тысяч лет назад инопланетные пришельцы из далекой галактики посетили Землю, возможно после межгалактической войны.
2. Эти "дети звезд" создали "цивилизованного человека", изменяя гены обезьян по своему "образу и подобию".
3. Благодаря сверхъестественно высокому разви- тию технологии пришельцев человечество "поклонялось им как богам".
4. Многие загадочные археологические находки MOlyr быть реликвиями, оставшимися от визита инопланетян.
5. Мифы, Библия и другие священные книги подтверждают временное пребывание "богов" на Земле.
Наша книга посвящена мистериям и загадкам истории, и нам совсем не чужда мысль о том, что когда-то произошло нечто особенное, что продвинуло человечество на пути его эволюции. Действительно, неизвестно, в каком точно месте, но 35 000-30 000 лет назад на планете неожиданно появился современный человек; часто, вопреки ожиданиям археологов, находятся подтверждения того, что ранние общества были на высоком уровне развития и владели глубокими знаниями; необъяснимо быстрое развитие цивилизации в Месопотамии и Египте около 3000 лет назад также нуждается в объяснениях. К сожалению, некоторые "доказательства", приводимые Эрихом фон Деникеном в поддержку его версии древней истории, почти совсем не относятся к делу, - это коварная смесь полуфактов и полуправды.
Его успех объясняется большим количеством книг, посвященных одному и тому же предмету. Все они бьют в одну цель и объединены однозначной интерпретацией некоторых событий древности и артефактов как свидетельств внеземного вторжения. Ниже приведены 13 наиболее популярных "доказательств" фон Дениксна, и, как вы убедитесь, во всех он мог ошибаться.
СКУЛЬПТУРЫ ольмеков (Мексика)
"Скульптуры ольмеков погрясающи. Их огромные головы покрыты шлемами, но любоваться ими можно лишь там, где они были обнаружены, так как они слишком велики, чтобы быть выставленными в музее. Ни один мост в стране не выдержит веса этих колоссов".
Явное преувеличение их размеров и веса фон Деникеном подразумевает, что их невозможно перемещать с помощью современных средств (это относится и к другим свидетельствам древности, например к блокам пирамид, статуям острова Пасхи); на самом деле три из них были выставлены в Мехико-Сити, а еще одна перевезена в музей Метрополитен в НьюЙорке.
История успеха швейцарского писателя, упорно отстаивающего гипотезу древних контактов инопланетян с землянами, Эриха фон Деникена одновременно загадочна и феноменальна. Его первая книга "Колесница богов" была опубликована в 1967 году и через пять лет сделалась бестселлером - ее читали на 26 языках мира, включая бенгали, маратхи, малайялам и китайский. Пять с половиной миллионов человек были увлечены горячей верой в его, казалось бы, невероятные идеи. Приводим их здесь в том виде, как они были сформулированы в статье из журнала "Инкуайер", посвященной его книгам.
1. Около 10 тысяч лет назад инопланетные пришельцы из далекой галактики посетили Землю, возможно после межгалактической войны.
2. Эти "дети звезд" создали "цивилизованного человека", изменяя гены обезьян по своему "образу и подобию".
3. Благодаря сверхъестественно высокому разви- тию технологии пришельцев человечество "поклонялось им как богам".
4. Многие загадочные археологические находки MOlyr быть реликвиями, оставшимися от визита инопланетян.
5. Мифы, Библия и другие священные книги подтверждают временное пребывание "богов" на Земле.
Наша книга посвящена мистериям и загадкам истории, и нам совсем не чужда мысль о том, что когда-то произошло нечто особенное, что продвинуло человечество на пути его эволюции. Действительно, неизвестно, в каком точно месте, но 35 000-30 000 лет назад на планете неожиданно появился современный человек; часто, вопреки ожиданиям археологов, находятся подтверждения того, что ранние общества были на высоком уровне развития и владели глубокими знаниями; необъяснимо быстрое развитие цивилизации в Месопотамии и Египте около 3000 лет назад также нуждается в объяснениях. К сожалению, некоторые "доказательства", приводимые Эрихом фон Деникеном в поддержку его версии древней истории, почти совсем не относятся к делу, - это коварная смесь полуфактов и полуправды.
Его успех объясняется большим количеством книг, посвященных одному и тому же предмету. Все они бьют в одну цель и объединены однозначной интерпретацией некоторых событий древности и артефактов как свидетельств внеземного вторжения. Ниже приведены 13 наиболее популярных "доказательств" фон Дениксна, и, как вы убедитесь, во всех он мог ошибаться.
СКУЛЬПТУРЫ ольмеков (Мексика)
"Скульптуры ольмеков погрясающи. Их огромные головы покрыты шлемами, но любоваться ими можно лишь там, где они были обнаружены, так как они слишком велики, чтобы быть выставленными в музее. Ни один мост в стране не выдержит веса этих колоссов".
Явное преувеличение их размеров и веса фон Деникеном подразумевает, что их невозможно перемещать с помощью современных средств (это относится и к другим свидетельствам древности, например к блокам пирамид, статуям острова Пасхи); на самом деле три из них были выставлены в Мехико-Сити, а еще одна перевезена в музей Метрополитен в НьюЙорке.
ПОЕЗД В ИЗМИР
Археолог Джеймс Мелларт почти не обращал внимания на темноволосую девушку, сидящую напротив него в поезде, следующем из Стамбула в Измир, пока он не бросил взгляд на ее браслет и не отметил, что ему по крайней мере тысяча лет и сделан он из чистого золота. Этот взгляд привел его к бесценным сокровищам - и вовлек в борьбу против клеветников за защиту своей чести и достоинства.
Была ли это случайность? Или Мелларт стал жертвой заговора злоумышленников, предпринятого с целью испортить его репутацию? Но в тот момент он просто не мог поверить своей удаче.
Ни один археолог не пропустит такого браслета. Он представился. Девушка сказала, что браслет из домашней коллекции, и согласилась показать Джеймсу остальные сокровища.
К тому времени как поезд подошел к Измиру, на побережье Эгейского моря - а было это в один из вечеров 1958 года, - Медларт уже сгорал от любопытства. Его абсолютно не смутила долгая дорога, которую они проделали, чтобы добраться до дома девушки. Там его ждало чудо.
Ему показали всю коллекцию, спрятанную в потайном месте. Мелларт был ошеломлен. Это была находка, по ценности не уступавшая сокровищам гробницы Тутанхамона. Он попросил разрешения сфотографировать ее. Девушка отказала, но разрешила остаться в доме, чтобы сделать зарисовки.
Мелларт был вне себя от счастья. Целыми днями без передышки работал он над эскизами, копируя удивительные узоры, тщательно перерисовывая иероглифы, не упуская из виду ни одной детали.
Археолог Джеймс Мелларт почти не обращал внимания на темноволосую девушку, сидящую напротив него в поезде, следующем из Стамбула в Измир, пока он не бросил взгляд на ее браслет и не отметил, что ему по крайней мере тысяча лет и сделан он из чистого золота. Этот взгляд привел его к бесценным сокровищам - и вовлек в борьбу против клеветников за защиту своей чести и достоинства.
Была ли это случайность? Или Мелларт стал жертвой заговора злоумышленников, предпринятого с целью испортить его репутацию? Но в тот момент он просто не мог поверить своей удаче.
Ни один археолог не пропустит такого браслета. Он представился. Девушка сказала, что браслет из домашней коллекции, и согласилась показать Джеймсу остальные сокровища.
К тому времени как поезд подошел к Измиру, на побережье Эгейского моря - а было это в один из вечеров 1958 года, - Медларт уже сгорал от любопытства. Его абсолютно не смутила долгая дорога, которую они проделали, чтобы добраться до дома девушки. Там его ждало чудо.
Ему показали всю коллекцию, спрятанную в потайном месте. Мелларт был ошеломлен. Это была находка, по ценности не уступавшая сокровищам гробницы Тутанхамона. Он попросил разрешения сфотографировать ее. Девушка отказала, но разрешила остаться в доме, чтобы сделать зарисовки.
Мелларт был вне себя от счастья. Целыми днями без передышки работал он над эскизами, копируя удивительные узоры, тщательно перерисовывая иероглифы, не упуская из виду ни одной детали.
ПОЕЗД В ИЗМИР
Археолог Джеймс Мелларт почти не обращал внимания на темноволосую девушку, сидящую напротив него в поезде, следующем из Стамбула в Измир, пока он не бросил взгляд на ее браслет и не отметил, что ему по крайней мере тысяча лет и сделан он из чистого золота. Этот взгляд привел его к бесценным сокровищам - и вовлек в борьбу против клеветников за защиту своей чести и достоинства.
Была ли это случайность? Или Мелларт стал жертвой заговора злоумышленников, предпринятого с целью испортить его репутацию? Но в тот момент он просто не мог поверить своей удаче.
Ни один археолог не пропустит такого браслета. Он представился. Девушка сказала, что браслет из домашней коллекции, и согласилась показать Джеймсу остальные сокровища.
К тому времени как поезд подошел к Измиру, на побережье Эгейского моря - а было это в один из вечеров 1958 года, - Медларт уже сгорал от любопытства. Его абсолютно не смутила долгая дорога, которую они проделали, чтобы добраться до дома девушки. Там его ждало чудо.
Ему показали всю коллекцию, спрятанную в потайном месте. Мелларт был ошеломлен. Это была находка, по ценности не уступавшая сокровищам гробницы Тутанхамона. Он попросил разрешения сфотографировать ее. Девушка отказала, но разрешила остаться в доме, чтобы сделать зарисовки.
Мелларт был вне себя от счастья. Целыми днями без передышки работал он над эскизами, копируя удивительные узоры, тщательно перерисовывая иероглифы, не упуская из виду ни одной детали.
Девушка, которая оказалась гречанкой, рассказала, что коллекция была найдена во время греческой оккупации турецких районов времен первой мировой войны в результате секретных раскопок в маленькой деревеньке Дорак.
Археолог Джеймс Мелларт почти не обращал внимания на темноволосую девушку, сидящую напротив него в поезде, следующем из Стамбула в Измир, пока он не бросил взгляд на ее браслет и не отметил, что ему по крайней мере тысяча лет и сделан он из чистого золота. Этот взгляд привел его к бесценным сокровищам - и вовлек в борьбу против клеветников за защиту своей чести и достоинства.
Была ли это случайность? Или Мелларт стал жертвой заговора злоумышленников, предпринятого с целью испортить его репутацию? Но в тот момент он просто не мог поверить своей удаче.
Ни один археолог не пропустит такого браслета. Он представился. Девушка сказала, что браслет из домашней коллекции, и согласилась показать Джеймсу остальные сокровища.
К тому времени как поезд подошел к Измиру, на побережье Эгейского моря - а было это в один из вечеров 1958 года, - Медларт уже сгорал от любопытства. Его абсолютно не смутила долгая дорога, которую они проделали, чтобы добраться до дома девушки. Там его ждало чудо.
Ему показали всю коллекцию, спрятанную в потайном месте. Мелларт был ошеломлен. Это была находка, по ценности не уступавшая сокровищам гробницы Тутанхамона. Он попросил разрешения сфотографировать ее. Девушка отказала, но разрешила остаться в доме, чтобы сделать зарисовки.
Мелларт был вне себя от счастья. Целыми днями без передышки работал он над эскизами, копируя удивительные узоры, тщательно перерисовывая иероглифы, не упуская из виду ни одной детали.
Девушка, которая оказалась гречанкой, рассказала, что коллекция была найдена во время греческой оккупации турецких районов времен первой мировой войны в результате секретных раскопок в маленькой деревеньке Дорак.
ПОЕЗД В ИЗМИР
Археолог Джеймс Мелларт почти не обращал внимания на темноволосую девушку, сидящую напротив него в поезде, следующем из Стамбула в Измир, пока он не бросил взгляд на ее браслет и не отметил, что ему по крайней мере тысяча лет и сделан он из чистого золота. Этот взгляд привел его к бесценным сокровищам - и вовлек в борьбу против клеветников за защиту своей чести и достоинства.
Была ли это случайность? Или Мелларт стал жертвой заговора злоумышленников, предпринятого с целью испортить его репутацию? Но в тот момент он просто не мог поверить своей удаче.
Ни один археолог не пропустит такого браслета. Он представился. Девушка сказала, что браслет из домашней коллекции, и согласилась показать Джеймсу остальные сокровища.
К тому времени как поезд подошел к Измиру, на побережье Эгейского моря - а было это в один из вечеров 1958 года, - Медларт уже сгорал от любопытства. Его абсолютно не смутила долгая дорога, которую они проделали, чтобы добраться до дома девушки. Там его ждало чудо.
Ему показали всю коллекцию, спрятанную в потайном месте. Мелларт был ошеломлен. Это была находка, по ценности не уступавшая сокровищам гробницы Тутанхамона. Он попросил разрешения сфотографировать ее. Девушка отказала, но разрешила остаться в доме, чтобы сделать зарисовки.
Мелларт был вне себя от счастья. Целыми днями без передышки работал он над эскизами, копируя удивительные узоры, тщательно перерисовывая иероглифы, не упуская из виду ни одной детали.
Девушка, которая оказалась гречанкой, рассказала, что коллекция была найдена во время греческой оккупации турецких районов времен первой мировой войны в результате секретных раскопок в маленькой деревеньке Дорак.
Археолог Джеймс Мелларт почти не обращал внимания на темноволосую девушку, сидящую напротив него в поезде, следующем из Стамбула в Измир, пока он не бросил взгляд на ее браслет и не отметил, что ему по крайней мере тысяча лет и сделан он из чистого золота. Этот взгляд привел его к бесценным сокровищам - и вовлек в борьбу против клеветников за защиту своей чести и достоинства.
Была ли это случайность? Или Мелларт стал жертвой заговора злоумышленников, предпринятого с целью испортить его репутацию? Но в тот момент он просто не мог поверить своей удаче.
Ни один археолог не пропустит такого браслета. Он представился. Девушка сказала, что браслет из домашней коллекции, и согласилась показать Джеймсу остальные сокровища.
К тому времени как поезд подошел к Измиру, на побережье Эгейского моря - а было это в один из вечеров 1958 года, - Медларт уже сгорал от любопытства. Его абсолютно не смутила долгая дорога, которую они проделали, чтобы добраться до дома девушки. Там его ждало чудо.
Ему показали всю коллекцию, спрятанную в потайном месте. Мелларт был ошеломлен. Это была находка, по ценности не уступавшая сокровищам гробницы Тутанхамона. Он попросил разрешения сфотографировать ее. Девушка отказала, но разрешила остаться в доме, чтобы сделать зарисовки.
Мелларт был вне себя от счастья. Целыми днями без передышки работал он над эскизами, копируя удивительные узоры, тщательно перерисовывая иероглифы, не упуская из виду ни одной детали.
Девушка, которая оказалась гречанкой, рассказала, что коллекция была найдена во время греческой оккупации турецких районов времен первой мировой войны в результате секретных раскопок в маленькой деревеньке Дорак.
ПОЕЗД В ИЗМИР
Археолог Джеймс Мелларт почти не обращал внимания на темноволосую девушку, сидящую напротив него в поезде, следующем из Стамбула в Измир, пока он не бросил взгляд на ее браслет и не отметил, что ему по крайней мере тысяча лет и сделан он из чистого золота. Этот взгляд привел его к бесценным сокровищам - и вовлек в борьбу против клеветников за защиту своей чести и достоинства.
Была ли это случайность? Или Мелларт стал жертвой заговора злоумышленников, предпринятого с целью испортить его репутацию? Но в тот момент он просто не мог поверить своей удаче.
Ни один археолог не пропустит такого браслета. Он представился. Девушка сказала, что браслет из домашней коллекции, и согласилась показать Джеймсу остальные сокровища.
К тому времени как поезд подошел к Измиру, на побережье Эгейского моря - а было это в один из вечеров 1958 года, - Медларт уже сгорал от любопытства. Его абсолютно не смутила долгая дорога, которую они проделали, чтобы добраться до дома девушки. Там его ждало чудо.
Ему показали всю коллекцию, спрятанную в потайном месте. Мелларт был ошеломлен. Это была находка, по ценности не уступавшая сокровищам гробницы Тутанхамона. Он попросил разрешения сфотографировать ее. Девушка отказала, но разрешила остаться в доме, чтобы сделать зарисовки.
Мелларт был вне себя от счастья. Целыми днями без передышки работал он над эскизами, копируя удивительные узоры, тщательно перерисовывая иероглифы, не упуская из виду ни одной детали.
Девушка, которая оказалась гречанкой, рассказала, что коллекция была найдена во время греческой оккупации турецких районов времен первой мировой войны в результате секретных раскопок в маленькой деревеньке Дорак.
Археолог Джеймс Мелларт почти не обращал внимания на темноволосую девушку, сидящую напротив него в поезде, следующем из Стамбула в Измир, пока он не бросил взгляд на ее браслет и не отметил, что ему по крайней мере тысяча лет и сделан он из чистого золота. Этот взгляд привел его к бесценным сокровищам - и вовлек в борьбу против клеветников за защиту своей чести и достоинства.
Была ли это случайность? Или Мелларт стал жертвой заговора злоумышленников, предпринятого с целью испортить его репутацию? Но в тот момент он просто не мог поверить своей удаче.
Ни один археолог не пропустит такого браслета. Он представился. Девушка сказала, что браслет из домашней коллекции, и согласилась показать Джеймсу остальные сокровища.
К тому времени как поезд подошел к Измиру, на побережье Эгейского моря - а было это в один из вечеров 1958 года, - Медларт уже сгорал от любопытства. Его абсолютно не смутила долгая дорога, которую они проделали, чтобы добраться до дома девушки. Там его ждало чудо.
Ему показали всю коллекцию, спрятанную в потайном месте. Мелларт был ошеломлен. Это была находка, по ценности не уступавшая сокровищам гробницы Тутанхамона. Он попросил разрешения сфотографировать ее. Девушка отказала, но разрешила остаться в доме, чтобы сделать зарисовки.
Мелларт был вне себя от счастья. Целыми днями без передышки работал он над эскизами, копируя удивительные узоры, тщательно перерисовывая иероглифы, не упуская из виду ни одной детали.
Девушка, которая оказалась гречанкой, рассказала, что коллекция была найдена во время греческой оккупации турецких районов времен первой мировой войны в результате секретных раскопок в маленькой деревеньке Дорак.