ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он вернулся в низовья Волги и с помощью собранных в подвластных и покоренных ему странах искусных мастеров (среди которых были и русские) построил здесь на удивление всем соседним народам посреди степей свою столицу Сарай - прекрасный город с дворцами, мечетями, водопроводом, фонтанами и тенистыми садами. Батый приказал всю дань, собранную за год, обратить в золото, а из этого золота отлить двух коней. Приказ выполнили в точности, но до сих пор людская молва расходится в вопросе - были ли те кони пустотелыми или полностью золотыми. Отлитых блестящих коней с горящими рубиновыми глазами поставили при входе в столицу золотоордынского ханства у городских ворот. Сменялись ханы, но золотые статуи по-прежнему были олицетворением могущества государства.
Когда столицу перенесли в новый Сарай (вблизи нынешнего села Царев, Волгоградской области), построенный уже ханом Берке, следом перевезли и золотых коней. Когда ханом стал Мамай, прежнему процветанию ханства наступил конец. Русские войска разбили мамаево войско на Куликовом поле, и Мамай был вынужден бежать...
Судьба золотых коней достоверно не известна. Легенды гласят, что одного коня закопали вместе с телом Мамая, точное местонахождение могилы неизвестно. Говорят, что где-то на одном из холмов близ Ахтубы [в 6-м томе капитального историко-географического труда "Россия" упоминается, что у села Растегаевка вблизи Пришиба находится несколько "мамаевских курганов", в одном из которых спит "живой Мамай"]. Во всех многочисленных вариантах пересказов этой легенды (которые рассказывают старики в Ленинске, бывшем Пришибе, Хараболях, Сасыколье, Черном Яру, Селитренном и в других селах Заволжье) фигурирует только один золотой конь (и Мамай сторожит его). Но где же другой?
Как прежде рассказывали старики в заволжских казачьих станицах (что вблизи астраханского шляха), преследуя отступающие ордынские войска казачьи разъезды настолько осмелели, что стали проникать небольшими группами глубоко на уменьшающуюся с каждым днем территорию орды. Один такой отряд пользуясь паникой в стане врага прорвался прямо в столицу Сарай. И, как некогда рассказывал казак Алексеевич, отряд этот овладел городом на целых несколько часов. [Лащилин Б. "Это было". Нижне-Волжское книжное издательство, Волгоград, 1982, с.12]. Сейчас трудно утверждать - были ли золотые кони настоящей целью налета или они случайно попались казакам на глаза. В любом случае заранее планировать такую дерзкую акцию бессмысленно - выкрасть тяжеленные статуи, являющиеся гордостью хана и всей нации, равносильно самоубийству. Тем не менее, казачий дерзкий разъезд отломал основу одного из золотых коней и повернул обратно. Перегруженный обоз двигался очень медленно, поэтому у ордынцев было время опомниться и организовать погоню. Почуяв неладное казаки развернулись и приняли неравный бой. Догонявших было в сотни раз больше догоняемых, поэтому итог боя был предрешен: казаки погибли все, никто не сдался в плен, ордынских всадников погибло во много раз больше. Но не смотря на понесенные потери ордынцы так и не вернули себе золотого коня.
Ордынцы так и не узнали правды, ибо не один из казаков не сдался в плен и не предал товарищей. Рядом с горой трупов статуи не оказалось. Далеко ее увезти у казаков не было времени, значит, они спрятали ее и остальные сокровища где-то неподалеку. В степи зарыть - на это тоже требуется время. Значит - утопили?...
Так где же первый и где второй золотой конь? Спустя несколько веков на этот вопрос так и нет ответов...
* * * Проезд до мест поиска Золотых коней Батыя: Точное месторасположение в Астраханской и Волгоградской областях пока не известно. В настоящее время изысканиями в районах возможного захоронения коней занимаются члены "Космопоиска".
Когда столицу перенесли в новый Сарай (вблизи нынешнего села Царев, Волгоградской области), построенный уже ханом Берке, следом перевезли и золотых коней. Когда ханом стал Мамай, прежнему процветанию ханства наступил конец. Русские войска разбили мамаево войско на Куликовом поле, и Мамай был вынужден бежать...
Судьба золотых коней достоверно не известна. Легенды гласят, что одного коня закопали вместе с телом Мамая, точное местонахождение могилы неизвестно. Говорят, что где-то на одном из холмов близ Ахтубы [в 6-м томе капитального историко-географического труда "Россия" упоминается, что у села Растегаевка вблизи Пришиба находится несколько "мамаевских курганов", в одном из которых спит "живой Мамай"]. Во всех многочисленных вариантах пересказов этой легенды (которые рассказывают старики в Ленинске, бывшем Пришибе, Хараболях, Сасыколье, Черном Яру, Селитренном и в других селах Заволжье) фигурирует только один золотой конь (и Мамай сторожит его). Но где же другой?
Как прежде рассказывали старики в заволжских казачьих станицах (что вблизи астраханского шляха), преследуя отступающие ордынские войска казачьи разъезды настолько осмелели, что стали проникать небольшими группами глубоко на уменьшающуюся с каждым днем территорию орды. Один такой отряд пользуясь паникой в стане врага прорвался прямо в столицу Сарай. И, как некогда рассказывал казак Алексеевич, отряд этот овладел городом на целых несколько часов. [Лащилин Б. "Это было". Нижне-Волжское книжное издательство, Волгоград, 1982, с.12]. Сейчас трудно утверждать - были ли золотые кони настоящей целью налета или они случайно попались казакам на глаза. В любом случае заранее планировать такую дерзкую акцию бессмысленно - выкрасть тяжеленные статуи, являющиеся гордостью хана и всей нации, равносильно самоубийству. Тем не менее, казачий дерзкий разъезд отломал основу одного из золотых коней и повернул обратно. Перегруженный обоз двигался очень медленно, поэтому у ордынцев было время опомниться и организовать погоню. Почуяв неладное казаки развернулись и приняли неравный бой. Догонявших было в сотни раз больше догоняемых, поэтому итог боя был предрешен: казаки погибли все, никто не сдался в плен, ордынских всадников погибло во много раз больше. Но не смотря на понесенные потери ордынцы так и не вернули себе золотого коня.
Ордынцы так и не узнали правды, ибо не один из казаков не сдался в плен и не предал товарищей. Рядом с горой трупов статуи не оказалось. Далеко ее увезти у казаков не было времени, значит, они спрятали ее и остальные сокровища где-то неподалеку. В степи зарыть - на это тоже требуется время. Значит - утопили?...
Так где же первый и где второй золотой конь? Спустя несколько веков на этот вопрос так и нет ответов...
* * * Проезд до мест поиска Золотых коней Батыя: Точное месторасположение в Астраханской и Волгоградской областях пока не известно. В настоящее время изысканиями в районах возможного захоронения коней занимаются члены "Космопоиска".
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ - пропорция, которой древние маги приписывали особые свойства. Если произвести деление объекта на две неравные части так, что меньшая будет относиться к большей, как большая ко всему объекту, возникнет так называемое золотое сечение. Упрощенно такое соотношение можно представить как 2/3 или 3/5. Замечено, что объекты, содержащие в себе "золотое сечение", воспринимаются людьми как наиболее гармоничные.
"Золотое сечение" обнаружено в египетских пирамидах, многих произведениях искусства - скульптурах, картинах, и даже кинофильмах. Большинство художников использовали пропорции "золотого сечения" интуитивно. Но некоторые делали это сознательно. Так С.Эйзенштейн искусственно построил фильм "Броненосец Потемкин" по правилам "золотого сечения". Он разбил ленту на пять частей. В первых трех действие разворачивается на корабле. В двух последних - в Одессе, где разворачивается восстание. Этот переход в город происходит точно в точке золотого сечения. Да и в каждой части есть свой перелом, происходящий по закону золотого сечения. В кадре, сцене, эпизоде происходит некий скачок в развитии темы: сюжета, настроения. Так как такой переход близок к точке золотого сечения, он воспринимается как наиболее закономерный и естественный.
"Золотое сечение" обнаружено в египетских пирамидах, многих произведениях искусства - скульптурах, картинах, и даже кинофильмах. Большинство художников использовали пропорции "золотого сечения" интуитивно. Но некоторые делали это сознательно. Так С.Эйзенштейн искусственно построил фильм "Броненосец Потемкин" по правилам "золотого сечения". Он разбил ленту на пять частей. В первых трех действие разворачивается на корабле. В двух последних - в Одессе, где разворачивается восстание. Этот переход в город происходит точно в точке золотого сечения. Да и в каждой части есть свой перелом, происходящий по закону золотого сечения. В кадре, сцене, эпизоде происходит некий скачок в развитии темы: сюжета, настроения. Так как такой переход близок к точке золотого сечения, он воспринимается как наиболее закономерный и естественный.
"ЗОЛОТО РОССИИ" - журналистское название потерянной части огромного национального достояния, принадлежащего раньше России и СССР. Мы не бедны, как считают многие в мире, да и мы сами. По сведениям известного историка Владлена СИРОТКИНА, золото-валютные запасы, которые находятся за пределами страны, включая советские, составляют 300 млрд.долларов плюс недвижимости еще на 300 млрд.долларов. Итого не менее 600000000000 $!
Известно, что в первую мировую войну Россия вступила, не имея достаточного запаса патронов и снарядов. Недостаток решили восполнить закупками необходимого в США, Великобритании, Франции и Японии. Расплатились золотом и сполна, а оружия и боеприпасов получили лишь на 20-25 процентов от заказанного. Российские специалисты, кстати, были не в восторге от французко-английского оружия, большинство из полученных вызывали большие нарекания, а то и вообще были годны только на переплавку.
К тому же Колчак в 1919 году отправил в Японию еще 300 тонн золота. Есть документы о том, что они продолжает там храниться. И по соглашениям от 1916 и 1919 гг. японская сторона обязана вернуть золото. Кстати, с него Япония получало громадные проценты, чего и сами японцы не отрицают. Может ли Россия получить все это богатство обратно? По мнению профессора Сироткина, может.
Известно, что в первую мировую войну Россия вступила, не имея достаточного запаса патронов и снарядов. Недостаток решили восполнить закупками необходимого в США, Великобритании, Франции и Японии. Расплатились золотом и сполна, а оружия и боеприпасов получили лишь на 20-25 процентов от заказанного. Российские специалисты, кстати, были не в восторге от французко-английского оружия, большинство из полученных вызывали большие нарекания, а то и вообще были годны только на переплавку.
К тому же Колчак в 1919 году отправил в Японию еще 300 тонн золота. Есть документы о том, что они продолжает там храниться. И по соглашениям от 1916 и 1919 гг. японская сторона обязана вернуть золото. Кстати, с него Япония получало громадные проценты, чего и сами японцы не отрицают. Может ли Россия получить все это богатство обратно? По мнению профессора Сироткина, может.
"ЗОЛОТАЯ" ЗВЕЗДА - удивительная звезда в созвездии Волка, в которой аномально велико содержание золота, платины и ртути. Космический телескоп "Хаббл" открыл звезду, сфотографировал спектр, после анализа которого стало ясно, что в этом теле в 10 тыс.раз больше, чем в обычном светиле. ["НЖ" 1997, N 10, с.102].
ЗОЛОТАЯ БАБА - загадочное место и одноименная чудодейственная статуя на севере Сибири, где, согласно легендам, находятся сокровенные знания древних цивилизаций.
ЗОДИАКАЛЬНЫЙ СВЕТ - слабое свечение ночного неба, создаваемое находящейся в околоземном пространстве благодаря рассеиванию солнечного света в околоземной пыли. Это явление чаще всего видно в экваториальной области в ясные вечера на западе и перед рассветом на востоке. Выглядит как беловатый треугольник, уходящий вершиной в небо. Обычно это явление Люди впервые увидевшие зодиакальный свет достаточно часто от неожиданности принимали его за нечто аномальное или из ряда вон выходящее редкое астрономическое явление.
ЗОДИАК (греч. Zodiakos от Zoon - "Животное") - совокупность зодиакальных созвездий, расположенных вблизи эклиптики, по которому Солнце и планеты совершают свой видимый путь по небосводу. При наблюдении некоторых аномальных явлений (особенно - звездообразных НЛО) в зодиакальном созвездии весьма велика вероятность ошибочной интерпретации видимого изображения планет.
ЗОВ СМЕРТИ - программа самоуничтожения, по мнению некоторых исследователей заложенная природой в каждом живом существе. Ученые предполагают, что эволюция, для балансировки многообразного животного мира, заложила в каждую особь две противоборствующие силы - тягу к жизни, и программу самоуничтожения. Последняя включается во время, скажем, демографических взрывов, когда резкий рост численности популяции одного вида угрожает общему равновесию биосферы.
Именно "зов смерти" может объяснить загадочные массовые самоубийства китов, касаток, дельфинов, или, скажем, леммингов. Известно, что когда численность этих мышей, обитающих на Севере, достигает некой критической величины, они начинают массовые миграции. При этом большая часть погибает: целые полчища леммингов кончают с жизнью, бросаясь с берега в реки и озера. "Зов смерти" настигает так же больных, или родившихся с отклонениями животных. Если их не убивают хищники, они "уходят" сами, чтобы их вид оставался более жизнестойким.
Все это, считают ученые, в полной мере можно отнести и к людям. Ключом для начала работы программы самоуничтожения может послужить изменение климата, экология, нехватка пищи, стрессы. Но суть проблемы не в самих стрессах, утверждают сторонники существования "зова смерти", а в пороге чувствительности к ним. Ведь "программа самоуничтожения", естественно, имеет защитные "предохранители" от случайного включения. Беда людей в том, что в последнее время все более и более слабые "удары" могут привести ее в действие.
В мире в последнее время действительно наблюдается рост самоубийств. Но "зов смерти" совсем не обязательно ведет к демонстративному суициду. Люди чаще всего уходят из жизни тихо - ускоряется процесс старения, стремительно истончается иммунная защита, так что фатальным становится даже насморк. Статистика показывает: во время стихийных бедствий в половине случаев (!) люди погибают не от травм, а от остановки сердца. Это тоже жертвы "зова смерти" - их организм просто не пожелал бороться за себя и добровольно ушел из жизни.
Почему это происходит? Не исключено, что процесс этот далеко не случайный. Человечество давно уже представляет угрозу остальной природе. И, возможно, биосфера пытается таким образом ограничить экспансию хомо сапиенса.
Именно "зов смерти" может объяснить загадочные массовые самоубийства китов, касаток, дельфинов, или, скажем, леммингов. Известно, что когда численность этих мышей, обитающих на Севере, достигает некой критической величины, они начинают массовые миграции. При этом большая часть погибает: целые полчища леммингов кончают с жизнью, бросаясь с берега в реки и озера. "Зов смерти" настигает так же больных, или родившихся с отклонениями животных. Если их не убивают хищники, они "уходят" сами, чтобы их вид оставался более жизнестойким.
Все это, считают ученые, в полной мере можно отнести и к людям. Ключом для начала работы программы самоуничтожения может послужить изменение климата, экология, нехватка пищи, стрессы. Но суть проблемы не в самих стрессах, утверждают сторонники существования "зова смерти", а в пороге чувствительности к ним. Ведь "программа самоуничтожения", естественно, имеет защитные "предохранители" от случайного включения. Беда людей в том, что в последнее время все более и более слабые "удары" могут привести ее в действие.
В мире в последнее время действительно наблюдается рост самоубийств. Но "зов смерти" совсем не обязательно ведет к демонстративному суициду. Люди чаще всего уходят из жизни тихо - ускоряется процесс старения, стремительно истончается иммунная защита, так что фатальным становится даже насморк. Статистика показывает: во время стихийных бедствий в половине случаев (!) люди погибают не от травм, а от остановки сердца. Это тоже жертвы "зова смерти" - их организм просто не пожелал бороться за себя и добровольно ушел из жизни.
Почему это происходит? Не исключено, что процесс этот далеко не случайный. Человечество давно уже представляет угрозу остальной природе. И, возможно, биосфера пытается таким образом ограничить экспансию хомо сапиенса.
ЗНАХАРЬ, знахарка - знающий человек, обычно целитель, которым известны законы Природы и Мироздания несколько больше, чем другим. Обычно в России под знахарем обычно подразумевались целители, которые вели жизнь достаточно простую, приближенную к обычному народу, в противном случае их чаще именовали ведьмами, ведьмаками, колдунами.
ЗЕРКАЛО КОЗЫРЕВА - алюминиевые (реже - стеклянные, зеркальные) спиралевидные плоскости, которые, согласно гипотезе, предложенной известным астрономом Н.А.Козыревым, подобно линзам могут фокусировать разные виды излучений, в том числе и исходящее от биобъектов. "ЗК" использовались в опытах по сверхчувственному восприятию, проводившихся в Институте экспериментальной медицины Сибирского отделения Академии наук. Люди, помещенные в цилиндрические спирали (обычно 1,5 оборота по часовой стрелке из полированного алюминия) действительно испытывали аномальные психофизические ощущения, что зафиксировано в протоколах исследований.
ЗЕРВАН (Зарван, Зурван, Зрван) - в древних иранских мифах образ времени и судьбы, верховный бог зерванизма. В мифах также отмечается Бесконечное время "Зерван Акарана", существовавшее еще в моменты рождения мира из эмбрионального состояния. "Авеста" различает также еще и Конечное время "Зерван даргахвадата". Согласно гимну Вечному времени в "Бундахишне", Зерван "могущественнее обоих творений - добра и зла".
ЗЕЛЕНЫЙ АД - одно из обиходных названий, литературных штампов амазонской сельвы. С давних пор считалось, что в непроходимых и труднопроходимых зарослях Южной Америки находятся неведомые, страшные и опасные для жизни человека места. Писатель Артур КОНАН-ДОЙЛ считал, что в сельве могут таиться любые тайны и ужасы. В какой-то степени это правда, ибо существование в амазонском лесу действительно сопряжено с невероятными трудностями. Однако, часто журналисты намерено придумывают совершенно нереальные растения, в том числе плотоядные кусты-людоеды и кровососущие "деревья пыток" ["Скандалы" 1998, N 19, с.9]. Тем не менее, пока ничего подобного учеными в сельве не обнаружено...