Убеждение подразумевает "мягкое" воздействие на индивида, ставящее целью радикально скорректировать его взгляды, чтобы тем самым повлиять на последующее поведение. Данный вариант является самым этичным способом влияния, ибо здесь нет грубого насилия или коварного внедрения в подсознание объекта.
*Метод убеждения задействуется для*:
- долговременного изменения представлений и установок человека в требуемом направлении;
- привлечения к сотрудничеству;
- побуждения объекта к нужному поступку.
По техническому исполнению убеждение представляет собой явную, иной раз и скрытую дискуссию, дополняемую неким стимулирующим воздействием.
Каждый человек имеет свой настрой (точнее - установку) в отношении к чему-либо или кому-либо. Существуют три градации подобного настроя:
- явная симпатия (склонность к принятию чего-либо);
- безразличие (с легким смещением в ту или иную сторону);
- отрицание (неприятие).
Всякая попытка грубо навязать желаемое мнение приведет лишь к отрицательному результату, ибо человек всегда сопротивляется ограничению свободы выбора.
*Для изменения отношения индивида к чему-либо, нужно переориентировать его настрой. Следует учитывать, что*:
*Метод убеждения задействуется для*:
- долговременного изменения представлений и установок человека в требуемом направлении;
- привлечения к сотрудничеству;
- побуждения объекта к нужному поступку.
По техническому исполнению убеждение представляет собой явную, иной раз и скрытую дискуссию, дополняемую неким стимулирующим воздействием.
Каждый человек имеет свой настрой (точнее - установку) в отношении к чему-либо или кому-либо. Существуют три градации подобного настроя:
- явная симпатия (склонность к принятию чего-либо);
- безразличие (с легким смещением в ту или иную сторону);
- отрицание (неприятие).
Всякая попытка грубо навязать желаемое мнение приведет лишь к отрицательному результату, ибо человек всегда сопротивляется ограничению свободы выбора.
*Для изменения отношения индивида к чему-либо, нужно переориентировать его настрой. Следует учитывать, что*:
Воздействовать на ум и поведение человека можно различными путями, одни из которых требуют лишь специфичной подготовленности специалиста (убеждение, внушение, подкуп...), а другие - еще и специальной аппаратуры (технотронные приемы, секс-мероприятия, зомбирование...).
Методы прицельного влияния могут быть щадящими (внушение...) и агрессивными (шантаж), простенькими (запугивание...) и изощренными (зомбирование...), трудно уловимыми (нейролингвистическое программирование...) и дополняющими (фармакоуправление...).
*Выбор применяемой методики зависит от*:
- реальной уязвимости объекта (черт его характера, эпизодов биографии, наличной ситуации...);
- цели намечаемого воздействия (изменение мышления, привлечение к сотрудничеству, получение информации, одноразовое содействие, воспитующее наказание...);
- собственных возможностей (обладание временем, умением, знанием, техаппаратурой, должными химпрепаратами, компетентными помощниками...);
- персональных установок исполнителя (его уровня моральной допустимости...).
*В практике чаще всего используются*:
- убеждение;
- внушение;
Методы прицельного влияния могут быть щадящими (внушение...) и агрессивными (шантаж), простенькими (запугивание...) и изощренными (зомбирование...), трудно уловимыми (нейролингвистическое программирование...) и дополняющими (фармакоуправление...).
*Выбор применяемой методики зависит от*:
- реальной уязвимости объекта (черт его характера, эпизодов биографии, наличной ситуации...);
- цели намечаемого воздействия (изменение мышления, привлечение к сотрудничеству, получение информации, одноразовое содействие, воспитующее наказание...);
- собственных возможностей (обладание временем, умением, знанием, техаппаратурой, должными химпрепаратами, компетентными помощниками...);
- персональных установок исполнителя (его уровня моральной допустимости...).
*В практике чаще всего используются*:
- убеждение;
- внушение;
Осуществив калибровку объекта, Вы сможете постичь его глубинный мир и Вам останется лишь заполнить его своими личными идеями.
Слова высказываемые человеку оказывают на него какое-то воздействие только благодаря тем ментальным образам, которые они способны породить в его сознании в текущий момент.
Для получения требуемого эффекта приходится "подстраиваться" к индивиду, что осуществляется путем синхронизации, а проще говоря отображением его жестикуляции и речи в активном поведении манипулятора.
Манера подачи слов (оттенки голоса и интонация...) значительно важнее их общепринятого смысла; ритм речи должен быть ровным и подгоняться к частоте дыхания собеседника.
Для проведения нужной мысли или идеи необходимо захватить внимание партнера, живописуя с помощью его модальных слов все то, что он действительно переживает в сей момент. Затем, через переходные слова ("если", "таким образом", "следовательно"...), подсовывают (используя исходную модальность) навязываемые представления, которые в таких условиях покажутся ему "своими" и вполне убедительными, хотя могут быть совсем неоднотипными с идущими вначале утверждениями.
Классическая схема исподвольного внедрения в сознание и подсознание человека выглядит при этом так: подстроечные предложения - переходное слово - фраза ведущая в намеченном направлении.
Слова высказываемые человеку оказывают на него какое-то воздействие только благодаря тем ментальным образам, которые они способны породить в его сознании в текущий момент.
Для получения требуемого эффекта приходится "подстраиваться" к индивиду, что осуществляется путем синхронизации, а проще говоря отображением его жестикуляции и речи в активном поведении манипулятора.
Манера подачи слов (оттенки голоса и интонация...) значительно важнее их общепринятого смысла; ритм речи должен быть ровным и подгоняться к частоте дыхания собеседника.
Для проведения нужной мысли или идеи необходимо захватить внимание партнера, живописуя с помощью его модальных слов все то, что он действительно переживает в сей момент. Затем, через переходные слова ("если", "таким образом", "следовательно"...), подсовывают (используя исходную модальность) навязываемые представления, которые в таких условиях покажутся ему "своими" и вполне убедительными, хотя могут быть совсем неоднотипными с идущими вначале утверждениями.
Классическая схема исподвольного внедрения в сознание и подсознание человека выглядит при этом так: подстроечные предложения - переходное слово - фраза ведущая в намеченном направлении.
Для получения максимума пользы от всякого контакта желательно уметь:
- определять по некоторым внешним признакам ход мысли собеседника;
- осознавать его эмоциональные состояния;
- ориентироваться в правдивости его высказываний;
- незаметно внедрять в его сознание и подсознание свои идеи.
Чтобы хорошо понимать мыслительные, эмоциональные и оценочные отклики партнера, необходимо провести его отчетливую "калибровку".
Калибрование объекта осуществляется через вплетение в ткань беседы каких-либо ненастораживающих вопросов, ответы на которые Вы несомненно знаете и точное улавливание различных несловесных реагирований на них. Большую помощь в детальной калибровке индивида способна оказать фактура, подробно приводимая в разделе, затрагивающем чтение мыслей и эмоций.
Чтобы понять свидетельства "согласия и отрицания" используют простейшие вопросы, предписывающие однозначные ("да" или "нет") ответы, и выявляют некие различия в конкретном реагировании на них. В конце концов Вам должен быть понятен ожидаемый ответ еще до получения его в словах.
Для понимания эмоциональных реакций человека затрагивают тщательно отобранные темы (или упоминание людей) приятные и неприятные объекту.
Для уяснения движений глаз партнера (а вдруг они не соответствуют стандартной схеме...) задают легкие тестирующие вопросы, затрагивающие поочередно то визуальную ("как выглядит..."), то аудиальную ("как звучит..."), то кинестетическую ("как ощущается"...) системы его внутренних представлений.
- определять по некоторым внешним признакам ход мысли собеседника;
- осознавать его эмоциональные состояния;
- ориентироваться в правдивости его высказываний;
- незаметно внедрять в его сознание и подсознание свои идеи.
Чтобы хорошо понимать мыслительные, эмоциональные и оценочные отклики партнера, необходимо провести его отчетливую "калибровку".
Калибрование объекта осуществляется через вплетение в ткань беседы каких-либо ненастораживающих вопросов, ответы на которые Вы несомненно знаете и точное улавливание различных несловесных реагирований на них. Большую помощь в детальной калибровке индивида способна оказать фактура, подробно приводимая в разделе, затрагивающем чтение мыслей и эмоций.
Чтобы понять свидетельства "согласия и отрицания" используют простейшие вопросы, предписывающие однозначные ("да" или "нет") ответы, и выявляют некие различия в конкретном реагировании на них. В конце концов Вам должен быть понятен ожидаемый ответ еще до получения его в словах.
Для понимания эмоциональных реакций человека затрагивают тщательно отобранные темы (или упоминание людей) приятные и неприятные объекту.
Для уяснения движений глаз партнера (а вдруг они не соответствуют стандартной схеме...) задают легкие тестирующие вопросы, затрагивающие поочередно то визуальную ("как выглядит..."), то аудиальную ("как звучит..."), то кинестетическую ("как ощущается"...) системы его внутренних представлений.
Движения глаз любого человека способны рассказать не только о его модальности, но и о том, как он работает с текущей информацией.
*Рассмотрим 9 направлений взгляда и их рекомендуемую расшифровку*:
- направо-вверх - визуальное конструирование (ВК);
- прямо вверх - визуальное воспоминание (ВВ);
- налево-вверх - визуальное воспоминание (ВВ);
- налево-вбок - аудиальные воспоминания (АВ);
- налево-вниз - аудиальные представления (АП); диалог с самим собой;
- прямо вниз - кинестетические представления (КП);
- направо-вниз - кинестетические представления (КП);
- направо-вбок - аудиальное конструирование (АК);
- прямо вперед - визуальные представления (ВП), "навязанные" извне или берущиеся из памяти.
(Для облегчения ориентаций удобно применять уже упоминавшееся свойство левой стороны, которая "правдивее" правой.) При столкновении с левшой, прослеживаемая картина как правило зеркально противоположна.
Стратегия работы с информацией при поиске ответа на вопрос слагается из трех последовательных этапов:
- поиска информации в подсознательной памяти (используя т.н. ВЕДУЩУЮ систему представлений);
- предоставления извлеченной информации сознанию (используя т.н. РЕПРЕЗЕНТАТИВНУЮ систему представлений);
- оценки истинности этой информации сознанием (используя т.н. РЕФЕРЕНТНУЮ систему представлений).
*Рассмотрим 9 направлений взгляда и их рекомендуемую расшифровку*:
- направо-вверх - визуальное конструирование (ВК);
- прямо вверх - визуальное воспоминание (ВВ);
- налево-вверх - визуальное воспоминание (ВВ);
- налево-вбок - аудиальные воспоминания (АВ);
- налево-вниз - аудиальные представления (АП); диалог с самим собой;
- прямо вниз - кинестетические представления (КП);
- направо-вниз - кинестетические представления (КП);
- направо-вбок - аудиальное конструирование (АК);
- прямо вперед - визуальные представления (ВП), "навязанные" извне или берущиеся из памяти.
(Для облегчения ориентаций удобно применять уже упоминавшееся свойство левой стороны, которая "правдивее" правой.) При столкновении с левшой, прослеживаемая картина как правило зеркально противоположна.
Стратегия работы с информацией при поиске ответа на вопрос слагается из трех последовательных этапов:
- поиска информации в подсознательной памяти (используя т.н. ВЕДУЩУЮ систему представлений);
- предоставления извлеченной информации сознанию (используя т.н. РЕПРЕЗЕНТАТИВНУЮ систему представлений);
- оценки истинности этой информации сознанием (используя т.н. РЕФЕРЕНТНУЮ систему представлений).
Если до этого были рассмотрены типические проявления более или менее устойчивого фонового психоэмоционального настроя человека, то теперь мы уделим внимание автоматическим реакциям объекта на неожиданно возникший раздражитель (слово, поступок, ситуацию...). Как и всегда, на учет берут либо набор из приводимых ниже признаков, либо единственный, но характерный для конкретного субъекта отклик:
- *удовольствие, принятие* - значительное расширение зрачков, активно расплывающаяся по лицу улыбка и мелодичный голос;
- *неудовольствие, отвержение* - сужение зрачков, резкие удары ногой по земле или воздуху;
- *заинтересованность* - склонение головы набок, взгляд искоса, сопровождаемый при этом улыбкой или слегка приподнятыми бровями, вытаскивание сигареты изо рта;
- *скука* - смещение взгляда на соседствующие предметы и в потолок, сугубо механическое рисование чего-то на бумаге, сидящая со скрещенными ногами женщина вдруг начинает вяло покачивать ногой;
- *смущение, стыд* - закрытие, а также опускание и отведение глаз, покраснение (иной раз пятнами) лица, усиленный пульс крови, отслеживаемый в венах рук или артериях шеи, затруднения дыхания, испарина, пот;
- *недоверие* - складывание рук на груди, почесывание пальцем спинки носа, отвод и возвращение взгляда назад;
- *неодобрение и несогласие* - покачивание головой из стороны в сторону, сбивание "ворсинок" с одежды, скрещивание рук на груди, растягивание речевых пауз;
- *удовольствие, принятие* - значительное расширение зрачков, активно расплывающаяся по лицу улыбка и мелодичный голос;
- *неудовольствие, отвержение* - сужение зрачков, резкие удары ногой по земле или воздуху;
- *заинтересованность* - склонение головы набок, взгляд искоса, сопровождаемый при этом улыбкой или слегка приподнятыми бровями, вытаскивание сигареты изо рта;
- *скука* - смещение взгляда на соседствующие предметы и в потолок, сугубо механическое рисование чего-то на бумаге, сидящая со скрещенными ногами женщина вдруг начинает вяло покачивать ногой;
- *смущение, стыд* - закрытие, а также опускание и отведение глаз, покраснение (иной раз пятнами) лица, усиленный пульс крови, отслеживаемый в венах рук или артериях шеи, затруднения дыхания, испарина, пот;
- *недоверие* - складывание рук на груди, почесывание пальцем спинки носа, отвод и возвращение взгляда назад;
- *неодобрение и несогласие* - покачивание головой из стороны в сторону, сбивание "ворсинок" с одежды, скрещивание рук на груди, растягивание речевых пауз;
Представленная здесь привязка отслеживаемых внешних проявлений к тому, что индивид фактически переживает, неполна и не совсем надежна, поскольку каждый человек хоть чуточку, да уникален.
- *Осознание своей силы* (уверенность в себе). Стабильная прямая поза дополненная выставленным подбородком, руки при этом могут: сцепляться за спиной, располагаться на бедрах ("подбоченясь"), засовываться в карманы при оставлении больших пальцев снаружи, активно демонстрировать тылы кистей, в то время как большие пальцы помещаются за пояс... "Оседлывание" стула, или небрежное забрасывание одной ноги на подлокотник кресла... Руки порой закладываются за голову либо соединяются концами пальцев при разведении ладоней... Глаза подчас почти прикрыты веками, так что смотреть приходится при запрокинутой назад голове... Улыбка с приспущенными бровями... Решительность и лаконичность речи... Скупость в передаче деловой информации и расточительство фактурой при устанавливании контакта... Повышенная заинтересованность проблемами, целями и обязанностями других... Спокойствие...
- *Осознание своей слабости* (отсутствие уверенности в себе). Чрезмерная жестикуляция, а также убирание рук за спину с захватыванием одной рукой запястья другой; стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо... Улыбка в сочетании с приподнятыми бровями... Сомнения в подборе слов и прерываемая речь... Поспешность и готовность в выдаче информации, а также склонность обстоятельно и досконально аргументировать свои поползновения... Суетливость...
- *Воля к сопротивлению*. Средняя громкость голоса, твердый холодный тон, четкая артикуляция, медленный темп и ритмичное течение речи, точная дикция...
- *Осознание своей силы* (уверенность в себе). Стабильная прямая поза дополненная выставленным подбородком, руки при этом могут: сцепляться за спиной, располагаться на бедрах ("подбоченясь"), засовываться в карманы при оставлении больших пальцев снаружи, активно демонстрировать тылы кистей, в то время как большие пальцы помещаются за пояс... "Оседлывание" стула, или небрежное забрасывание одной ноги на подлокотник кресла... Руки порой закладываются за голову либо соединяются концами пальцев при разведении ладоней... Глаза подчас почти прикрыты веками, так что смотреть приходится при запрокинутой назад голове... Улыбка с приспущенными бровями... Решительность и лаконичность речи... Скупость в передаче деловой информации и расточительство фактурой при устанавливании контакта... Повышенная заинтересованность проблемами, целями и обязанностями других... Спокойствие...
- *Осознание своей слабости* (отсутствие уверенности в себе). Чрезмерная жестикуляция, а также убирание рук за спину с захватыванием одной рукой запястья другой; стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо... Улыбка в сочетании с приподнятыми бровями... Сомнения в подборе слов и прерываемая речь... Поспешность и готовность в выдаче информации, а также склонность обстоятельно и досконально аргументировать свои поползновения... Суетливость...
- *Воля к сопротивлению*. Средняя громкость голоса, твердый холодный тон, четкая артикуляция, медленный темп и ритмичное течение речи, точная дикция...
Эти реакции обычно плохо поддаются контролю (хотя различными приемами пытаются их маскировать) и потому весьма информативны. Отдельные из них выявляют при аппаратной диагностике обмана, осуществляемой приборами, известными под обобщающим названием "детектор лжи" (а также "полиграф").
*Стандартное прочтение этих реакций таково*:
- покраснение лица (иной раз пятнами) - стыд, гнев;
- побеление лица - страх, признак виновности;
- расширение зрачков - интерес, удовольствие, согласие, сильная боль;
- сужение зрачков - неудовольствие, отвергание;
- усиленные биения пульса на венах рук или артериях шеи (поддергивание галстука на шее из-за активного сердцебиения...) - тревога, страх, стыд, обман;
- снижение частоты пульса - повышенное внимание;
- быстрое или поверхностное дыхание - внутреннее напряжение;
- короткое дыхание через нос - злость;
- нарушенность дыхания, спазматические движения горла и рефлекторные сглатывания слюны - тревога, стыд, обман;
- пересыхание рта (сглатывания, облизывание губ, жажда...) - страх, обман;
*Стандартное прочтение этих реакций таково*:
- покраснение лица (иной раз пятнами) - стыд, гнев;
- побеление лица - страх, признак виновности;
- расширение зрачков - интерес, удовольствие, согласие, сильная боль;
- сужение зрачков - неудовольствие, отвергание;
- усиленные биения пульса на венах рук или артериях шеи (поддергивание галстука на шее из-за активного сердцебиения...) - тревога, страх, стыд, обман;
- снижение частоты пульса - повышенное внимание;
- быстрое или поверхностное дыхание - внутреннее напряжение;
- короткое дыхание через нос - злость;
- нарушенность дыхания, спазматические движения горла и рефлекторные сглатывания слюны - тревога, стыд, обман;
- пересыхание рта (сглатывания, облизывание губ, жажда...) - страх, обман;
Более всего о внутреннем психоэмоциональном состоянии человека может сообщить анализ его связной речи: как в ней расставлены логические ударения, как быстро произносятся слова, как конструируются фразы, какие имеются отклонения от нормы (неуверенный или неверный подбор слов, обрывание фраз на полуслове, изменение слов, появление слов-паразитов, исчезновение пауз...). При этом:
- быстрая речь - очевидная взволнованность или обеспокоенность чем-то, страстное желание убедить или уговорить кого-то, разговор о личных трудностях;
- медленная речь - высокомерие, усталость, угнетенное состояние, горе;
- прерывистая речь - неуверенность;
- появление особой "гладкости" речи - возбуждение;
- лаконичность и решительность речи - явная уверенность;
- заикание - напряженность или обман;
- нерешительность в подборе слов - неуверенность в себе или намерение внезапно удивить чем-то;
- появление речевых недостатков (повторение или искажение слов, обрывание фраз на полуслове...) - несомненное волнение, но иной раз и желание обмануть;
- опускание речевых пауз - напряжение;
- слишком удлиненные паузы - незаинтересованность или несогласие;
- появление в речи пауз, заполняемых словами-паразитами ("ну...", "так сказать"..., "э"...) - нерешительность и затруднение в выражении мысли, поиск выхода из положения;
- быстрая речь - очевидная взволнованность или обеспокоенность чем-то, страстное желание убедить или уговорить кого-то, разговор о личных трудностях;
- медленная речь - высокомерие, усталость, угнетенное состояние, горе;
- прерывистая речь - неуверенность;
- появление особой "гладкости" речи - возбуждение;
- лаконичность и решительность речи - явная уверенность;
- заикание - напряженность или обман;
- нерешительность в подборе слов - неуверенность в себе или намерение внезапно удивить чем-то;
- появление речевых недостатков (повторение или искажение слов, обрывание фраз на полуслове...) - несомненное волнение, но иной раз и желание обмануть;
- опускание речевых пауз - напряжение;
- слишком удлиненные паузы - незаинтересованность или несогласие;
- появление в речи пауз, заполняемых словами-паразитами ("ну...", "так сказать"..., "э"...) - нерешительность и затруднение в выражении мысли, поиск выхода из положения;
Голос довольно точно сообщает окружающим о текущем состоянии человека (о его переживаниях, отношении к фактам, самочувствии, а нередко - и о темпераменте, о чертах характера).
Уловить эмоции объекта (гнев и печаль - легче, ревность и нервозность - сложнее...) позволяет ТОН его голоса.
В состоянии тревоги или нервного напряжения у партнера несколько меняется и голосовой ТЕМБР. Этот факт нашел достойное применение в бесконтактных (т.е. всецело незаметных для собеседника) образцах "детектора лжи".
Расшифровывая сообщение, обращайте внимание как на СИЛУ, так и на ВЫСОТУ голоса:
- явно высокий - энтузиазм, радость, недоверие;
- высокий, в широком диапазоне силы, тональности и высоты - гнев и страх;
- чрезмерно высокий, пронзительный - беспокойство;
- мягкий и приглушенный, с понижением интонации к концу каждой фразы - горе, печаль, усталость;
- форсирование звука - напряжение, обман.
*Значительно информативны невербальные звуки*:
- свист (явно не художественный...) - неуверенность или опасение;
- несоответствующий моменту хохот - напряжение;
- неожиданные спазмы голоса - напряжение;
- постоянное покашливание - лживость, неуверенность в себе, обеспокоенность.
Уловить эмоции объекта (гнев и печаль - легче, ревность и нервозность - сложнее...) позволяет ТОН его голоса.
В состоянии тревоги или нервного напряжения у партнера несколько меняется и голосовой ТЕМБР. Этот факт нашел достойное применение в бесконтактных (т.е. всецело незаметных для собеседника) образцах "детектора лжи".
Расшифровывая сообщение, обращайте внимание как на СИЛУ, так и на ВЫСОТУ голоса:
- явно высокий - энтузиазм, радость, недоверие;
- высокий, в широком диапазоне силы, тональности и высоты - гнев и страх;
- чрезмерно высокий, пронзительный - беспокойство;
- мягкий и приглушенный, с понижением интонации к концу каждой фразы - горе, печаль, усталость;
- форсирование звука - напряжение, обман.
*Значительно информативны невербальные звуки*:
- свист (явно не художественный...) - неуверенность или опасение;
- несоответствующий моменту хохот - напряжение;
- неожиданные спазмы голоса - напряжение;
- постоянное покашливание - лживость, неуверенность в себе, обеспокоенность.
"Жест есть не движение тела, а движение души". Он сообщает о желании человека и о том, что тот в этот момент испытывает, а привычный для кого-то жест - свидетельствует о черте его характера.
Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и тождественные моменты:
- активная жестикуляция - частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;
- чрезмерная жестикуляция - признак беспокойства или неуверенности.
При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию:
- демонстрация открытых ладоней - показатель откровенности;
- сжатие кулаков - внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция);
- прикрывание рта рукой (или бокалом в руке) в момент речи - удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение, профессиональная подстраховка от чтения по губам;
- прикосновения к носу или легкие почесывания его - неуверенность в сообщаемом (как собой, так и партнером), ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента;
- потирание пальцем века - ложь, но иной раз - ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера;
- потирание и почесывание различных фрагментов головы (лба, щек, затылка, уха...) - озабоченность, смущение, неуверенность;
- поглаживание подбородка - момент принятия решения;
Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и тождественные моменты:
- активная жестикуляция - частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;
- чрезмерная жестикуляция - признак беспокойства или неуверенности.
При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию:
- демонстрация открытых ладоней - показатель откровенности;
- сжатие кулаков - внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция);
- прикрывание рта рукой (или бокалом в руке) в момент речи - удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение, профессиональная подстраховка от чтения по губам;
- прикосновения к носу или легкие почесывания его - неуверенность в сообщаемом (как собой, так и партнером), ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента;
- потирание пальцем века - ложь, но иной раз - ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера;
- потирание и почесывание различных фрагментов головы (лба, щек, затылка, уха...) - озабоченность, смущение, неуверенность;
- поглаживание подбородка - момент принятия решения;
Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности.
Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида.
*Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы*:
- руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен - чувство уверенности в себе и превосходства над другими;
- корпус подан вперед, руки (подбоченясь) на бедрах - уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;
- стояние, опираясь руками о стол или стул - ощущение неполноты контакта с партнером;
- руки с расставленными локтями заведены за голову - осознание превосходства над другими;
- закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов; - знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;
- высовывание больших пальцев рук из карманов - знак превосходства;
- скрещенные конечности - скептическая защитная установка;
- нескрещенные конечности и расстегнутый пиджак - установка доверия;
Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида.
*Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы*:
- руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен - чувство уверенности в себе и превосходства над другими;
- корпус подан вперед, руки (подбоченясь) на бедрах - уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;
- стояние, опираясь руками о стол или стул - ощущение неполноты контакта с партнером;
- руки с расставленными локтями заведены за голову - осознание превосходства над другими;
- закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов; - знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;
- высовывание больших пальцев рук из карманов - знак превосходства;
- скрещенные конечности - скептическая защитная установка;
- нескрещенные конечности и расстегнутый пиджак - установка доверия;