31 августа 1997 года трагически погибла принцесса Диана. Миф о ее жизни, созданный средствами массовой информации, чем-то напоминал сказку про Золушку: очаровательная девушка из обедневшей аристократической семьи стала первой англичанкой, которой удалось за последние 300 лет выйти замуж за наследника престола. Природное обаяние, милая, трогательная улыбка, изящество и простота в общении сразу сделали Диану любимицей британцев, одной из самых знаменитых женщин мира.
Она работала воспитательницей в детском саду. Ее биография была безупречна и полностью устраивала королевский дом. Еще в 12 лет Диана Спенсер повесила в своей спальне фотографию принца Чарльза и сказала своей однокласснице: «Я бы хотела быть балериной или принцессой Уэльской». Детская мечта исполнилась, но принесла ли она Диане счастье?
Она работала воспитательницей в детском саду. Ее биография была безупречна и полностью устраивала королевский дом. Еще в 12 лет Диана Спенсер повесила в своей спальне фотографию принца Чарльза и сказала своей однокласснице: «Я бы хотела быть балериной или принцессой Уэльской». Детская мечта исполнилась, но принесла ли она Диане счастье?
— ФБР заявляет: дело закрыто. А я с этим не согласен. И не устану повторять: Джанни Версаче убила мафия!
Это говорит следователь Фрэнк Монт. Он настаивает на своей версии, согласно которой всемирно знаменитый дизайнер заплатил в 1997 году собственной жизнью за то, что бросил вызов главарям организованной преступности. Ну а те, кто задумал и осуществил злодейство, обставили все так, чтобы подозрение пало на «серийного убийцу» — гомосексуалиста Эндрю Кунэнэна. Его уже подозревали в том, что он отправил на тот свет четырех человек. Подделав же доказательства «вины» этого парня, инсценировали затем его самоубийство — мертвого допросить нельзя…
Напомним читателю обстоятельства этого дела.
Это говорит следователь Фрэнк Монт. Он настаивает на своей версии, согласно которой всемирно знаменитый дизайнер заплатил в 1997 году собственной жизнью за то, что бросил вызов главарям организованной преступности. Ну а те, кто задумал и осуществил злодейство, обставили все так, чтобы подозрение пало на «серийного убийцу» — гомосексуалиста Эндрю Кунэнэна. Его уже подозревали в том, что он отправил на тот свет четырех человек. Подделав же доказательства «вины» этого парня, инсценировали затем его самоубийство — мертвого допросить нельзя…
Напомним читателю обстоятельства этого дела.
Слухи о находке в городе Кыштыме в 1996 году мумии странного существа широко обсуждались в газетах и на телевидении. Его даже успели окрестить «инопланетянином». Некоторые энтузиасты провели собственные расследования, собрав множество фактов по данному делу свидетельства очевидцев, данные патологоанатомического осмотра и его видеосъемку, осмотр возможных мест находки и т.д. и т.п. Но почему-то никто не взялся свести все данные в единую логическую цепочку. Мы попробуем это сделать…
Летом 1996 года Просвирина Тамара Васильевна, 74-х лет, проживающая в поселке Калиново Кыштымского района Челябинской области, состоящая на учете у психиатра, подобрала в лесу, как она рассказывает, странное существо, прожившее у нее в квартире около месяца. Потом у Просвириной наступило обострение болезни, ее забрали в больницу, а оставшееся в ее квартире существо, которое она считала своим «сыночком» и называла «Алешенькой», умерло, скорее всего — от голода. Затем мумифицированный трупик попал к экспертам ОВД, был исследован без вскрытия, осмотр был снят на видеопленку. Потом тело «Алешеньки» исчезло неизвестно куда.
Таинственный «сыночек» Просвириной стал сенсацией лишь благодаря работникам милиции майору Владимиру Бендлину и капитану Евгению Мокичеву, еще в 1996 году собравшим основную массу свидетельств о странном существе. Именно на эти данные и опирались все журналисты, писавшие об этой истории.
Летом 1996 года Просвирина Тамара Васильевна, 74-х лет, проживающая в поселке Калиново Кыштымского района Челябинской области, состоящая на учете у психиатра, подобрала в лесу, как она рассказывает, странное существо, прожившее у нее в квартире около месяца. Потом у Просвириной наступило обострение болезни, ее забрали в больницу, а оставшееся в ее квартире существо, которое она считала своим «сыночком» и называла «Алешенькой», умерло, скорее всего — от голода. Затем мумифицированный трупик попал к экспертам ОВД, был исследован без вскрытия, осмотр был снят на видеопленку. Потом тело «Алешеньки» исчезло неизвестно куда.
Таинственный «сыночек» Просвириной стал сенсацией лишь благодаря работникам милиции майору Владимиру Бендлину и капитану Евгению Мокичеву, еще в 1996 году собравшим основную массу свидетельств о странном существе. Именно на эти данные и опирались все журналисты, писавшие об этой истории.
После десятилетий забвения феномен «ведьминых кругов» вновь на какое-то время привлек к себе внимание общественности. В конце 1990-х годов появилось несколько документальных фильмов, снятых на полях Англии. В стороне же от взгляда журналистов идет исследовательская работа, которая не прекращалась с конца 1980-х годов. Она ведется исключительно любительскими организациями, и, хотя ее результаты не способны опровергнуть устойчивое убеждение в том, что все «круги» — дело рук ловких фальсификаторов, все же выяснилось, что некоторые из них, возможно, являются результатом воздействия некой микроволновой энергии, природа которой остается пока необъясненной.
…В 2001 году сезон возникновения «кругов» чуть-чуть запоздал, в Англии они начали появляться на месяц позже обычного. Скептики были убеждены, что «запаздывание» «кругов» объясняется очень просто: из-за эпидемии афты, которая обрушилась на страну, большинство фальсификаторов, обычно занимающихся изготовлением этих «кругов», сидят дома. Незадолго до этого уже состоялся судебный процесс против одного из создателей «кругов», но, несмотря на риск, его коллеги продолжили свое дело, и изображения, которые появились в том году, отличались необыкновенной красотой и сложностью. Когда фермеры в конце весны вышли на свои поля, по всему Объединенному королевству они насчитали 88 фигур (в сравнении со 134 за весь предыдущий год).
…В 2001 году сезон возникновения «кругов» чуть-чуть запоздал, в Англии они начали появляться на месяц позже обычного. Скептики были убеждены, что «запаздывание» «кругов» объясняется очень просто: из-за эпидемии афты, которая обрушилась на страну, большинство фальсификаторов, обычно занимающихся изготовлением этих «кругов», сидят дома. Незадолго до этого уже состоялся судебный процесс против одного из создателей «кругов», но, несмотря на риск, его коллеги продолжили свое дело, и изображения, которые появились в том году, отличались необыкновенной красотой и сложностью. Когда фермеры в конце весны вышли на свои поля, по всему Объединенному королевству они насчитали 88 фигур (в сравнении со 134 за весь предыдущий год).
В пустыне Невада есть место, которое не найти ни на одной карте мира. Это — секретная база «Area-51» («Зона-51»). Здесь испытывают военные самолеты и здесь же, по слухам, изучают неопознанные летающие объекты. Где кончаются факты, где начинается фантастика?
…1955 год. Штат Невада, 150 километров к северу от Лас-Вегаса. Небольшой одномоторный самолет накручивает круги над пустыней. В кабине пилота сидят Тони Ле Вир и Дорси Каммерир. Вот уже второй день они ведут свои поиски. Они обследовали дюжину Богом забытых местечек в Аризоне и Неваде, тщательно фотографируя увиденное. А вот и Грум-Лейк — обширная, плоская равнина, опаленная зноем и со всех сторон обнесенная горами. Эта естественная преграда не подпускает посторонних к главной здешней примечательности: поблизости расположен полигон, принадлежащий Комиссии по атомной энергии, которая проводит здесь испытания атомных бомб. Немного покружив над этим местечком, самолет уносится прочь. Подходит к концу январский день 1955 года. Вскоре сюда прибудут первые строители…
Сегодня в Грум-Лейк расположен объект, не нанесенный ни на одну из топографических карт. Его называют «Зона-51». Такое наименование он получил на одном из планов, вычерченных еще в пятидесятые годы. На этом плане весь пустынный район штата Невада, где проводились испытания атомного оружия, разбиты на отдельные квадратики-зоны, каждый из которых пронумерован. Самая запретная территория, воплощение секретности — «Зона-51». Что же скрывается за здешними высоченными заборами?
…1955 год. Штат Невада, 150 километров к северу от Лас-Вегаса. Небольшой одномоторный самолет накручивает круги над пустыней. В кабине пилота сидят Тони Ле Вир и Дорси Каммерир. Вот уже второй день они ведут свои поиски. Они обследовали дюжину Богом забытых местечек в Аризоне и Неваде, тщательно фотографируя увиденное. А вот и Грум-Лейк — обширная, плоская равнина, опаленная зноем и со всех сторон обнесенная горами. Эта естественная преграда не подпускает посторонних к главной здешней примечательности: поблизости расположен полигон, принадлежащий Комиссии по атомной энергии, которая проводит здесь испытания атомных бомб. Немного покружив над этим местечком, самолет уносится прочь. Подходит к концу январский день 1955 года. Вскоре сюда прибудут первые строители…
Сегодня в Грум-Лейк расположен объект, не нанесенный ни на одну из топографических карт. Его называют «Зона-51». Такое наименование он получил на одном из планов, вычерченных еще в пятидесятые годы. На этом плане весь пустынный район штата Невада, где проводились испытания атомного оружия, разбиты на отдельные квадратики-зоны, каждый из которых пронумерован. Самая запретная территория, воплощение секретности — «Зона-51». Что же скрывается за здешними высоченными заборами?
«ЭСТОНИЯ» БЫЛА ВЗОРВАНА?
В ночь на 28 сентября 1994 года в Балтийском море затонул морской пассажирский паром «Эстония», на борту которого находились 1049 человек. Спастись удалось только 137. Больше всего погибло шведов — около пятисот душ, но среди утонувших были и эстонцы, финны, норвежцы, русские, немцы и другие.
Балтика — не океан, но эта катастрофа показала, что от беды здесь не застрахованы даже такие мощные суда, как «Эстония». В последующие годы появилось несколько версий гибели парома, однако, наибольшее внимание общественности привлекли исследования экспертов с судоверфи «Майер», которые действовали по заданию пароходства и пришли к заключению, что паром пошел ко дну из-за пробоин, полученных в результате взрывов.
Эксперты уверены, что створки носовой части парома не могли открыться под напором волн, как предполагалось первоначально. Массы воды попали внутрь корпуса через две обширные пробоины ниже ватерлинии, образовавшиеся в результате взрывов. Комиссия, состоявшая из 13 человек, пришла к заключению, что взрыв, возможно, был связан с нелегальной торговлей оружием российского производства. Неизвестные лица установили взрывные устройства, чтобы предотвратить доставку по назначению очередной партии оружия. Один из членов комиссии капитан Вернер Хуммель из Гамбурга сообщил, что в видеоматериалах, отснятых водолазами, отчетливо видны два несработавших взрывных устройства.
Согласно результатам экспертизы, проведенной шведами летом 1999 года, паром «Эстония», покинув в последний раз порт Стокгольма, не полностью соответствовал международным правилам судоходства. Следовало бы воспрепятствовать выходу парома в море. Но проверка проводилась в то время, когда большая часть пассажиров и автотранспорта уже находилась на борту. Между тем на пароме отсутствовала необходимая система оповещения об отклонении от курса. Все инструкции были написаны не на эстонском языке, и команда имела о них самое поверхностное представление.
Непонятно, почему комиссия по расследованию не дала указания водолазам, которые обследовали лежащий на дне паром, осмотреть автомобильную палубу и не обратила особого внимания на рассказы некоторых свидетелей, которые слышали там какие-то подозрительные шумы. А журналистам, которые на свой страх и риск пытались провести частные расследования, угрожали по телефону расправой!
Труднообъяснимым выглядит и решение заключить паром в бетонный саркофаг стоимостью 33,8 млн. долларов. Это может означать только одно — на «Эстонии» явно имеются доказательства, которые объяснили бы причины катастрофы, но эти улики предпочли не искать.
Имеется также много противоречивых сведений о судьбе уцелевших после катастрофы пассажиров и членов команды, в том числе и капитана Аво Пихта. Многие из них долгое время кочевали из списков погибших в списки выживших и наоборот, что само по себе не только кощунственно, но и просто нелепо.
Вполне возможно, что в будущем появятся новые свидетельства, которые все-таки позволят сделать окончательные выводы о причинах гибели парома.
В ночь на 28 сентября 1994 года в Балтийском море затонул морской пассажирский паром «Эстония», на борту которого находились 1049 человек. Спастись удалось только 137. Больше всего погибло шведов — около пятисот душ, но среди утонувших были и эстонцы, финны, норвежцы, русские, немцы и другие.
Балтика — не океан, но эта катастрофа показала, что от беды здесь не застрахованы даже такие мощные суда, как «Эстония». В последующие годы появилось несколько версий гибели парома, однако, наибольшее внимание общественности привлекли исследования экспертов с судоверфи «Майер», которые действовали по заданию пароходства и пришли к заключению, что паром пошел ко дну из-за пробоин, полученных в результате взрывов.
Эксперты уверены, что створки носовой части парома не могли открыться под напором волн, как предполагалось первоначально. Массы воды попали внутрь корпуса через две обширные пробоины ниже ватерлинии, образовавшиеся в результате взрывов. Комиссия, состоявшая из 13 человек, пришла к заключению, что взрыв, возможно, был связан с нелегальной торговлей оружием российского производства. Неизвестные лица установили взрывные устройства, чтобы предотвратить доставку по назначению очередной партии оружия. Один из членов комиссии капитан Вернер Хуммель из Гамбурга сообщил, что в видеоматериалах, отснятых водолазами, отчетливо видны два несработавших взрывных устройства.
Согласно результатам экспертизы, проведенной шведами летом 1999 года, паром «Эстония», покинув в последний раз порт Стокгольма, не полностью соответствовал международным правилам судоходства. Следовало бы воспрепятствовать выходу парома в море. Но проверка проводилась в то время, когда большая часть пассажиров и автотранспорта уже находилась на борту. Между тем на пароме отсутствовала необходимая система оповещения об отклонении от курса. Все инструкции были написаны не на эстонском языке, и команда имела о них самое поверхностное представление.
Непонятно, почему комиссия по расследованию не дала указания водолазам, которые обследовали лежащий на дне паром, осмотреть автомобильную палубу и не обратила особого внимания на рассказы некоторых свидетелей, которые слышали там какие-то подозрительные шумы. А журналистам, которые на свой страх и риск пытались провести частные расследования, угрожали по телефону расправой!
Труднообъяснимым выглядит и решение заключить паром в бетонный саркофаг стоимостью 33,8 млн. долларов. Это может означать только одно — на «Эстонии» явно имеются доказательства, которые объяснили бы причины катастрофы, но эти улики предпочли не искать.
Имеется также много противоречивых сведений о судьбе уцелевших после катастрофы пассажиров и членов команды, в том числе и капитана Аво Пихта. Многие из них долгое время кочевали из списков погибших в списки выживших и наоборот, что само по себе не только кощунственно, но и просто нелепо.
Вполне возможно, что в будущем появятся новые свидетельства, которые все-таки позволят сделать окончательные выводы о причинах гибели парома.
В августе 2002 года итальянская прокуратура приняла решение прекратить судебное разбирательство по делу о гибели бразильского автогонщика Айртона Сенны. Обломки гоночного автомобиля и шлем спортсмена, который был на нем в момент катастрофы, уже настолько изучены криминалистами и экспертами Международной автомобильной федерации, что извлечь какую-нибудь новую информацию о той катастрофе не представляется возможным. Тем не менее причины трагедии до сих пор остаются тайной за семью печатями…
Имола, 29 апреля 1994 года, пятница. Свободные заезды. И первая катастрофа: гонщик команды «Джордан-Харт» бразилец Рубенс Баррикелло не справился с управлением и на скорости 290 км/час врезался в отбойник. В бессознательном состоянии его извлекли из автомобиля и доставили в госпиталь, где вскоре он пришел в себя. По счастливой случайности Рубиньо отделался сотрясением мозга средней тяжести, временной потерей памяти и переломом носа. Врачи прописали ему постельный режим, но в день соревнований темпераментный спортсмен появился в паддоке и провел гонку, сидя перед монитором компьютера… «Ни дня без аварии!» — таким можно было сделать рекламный слоган Имолы. 30 апреля 1994 года, суббота. Квалификационные заезды. Во время официальной квалификации — розыгрыше мест на старте — гонщик команды «Симтек-Форд» австриец Роланд Ратценбергер на выходе из поворота не справился с управлением своего болида и на скорости 310 км/час врезался в отбойник. Серьезно пострадавшего спортсмена доставили в реанимационное отделение центральной больницы города Болоньи. Но все усилия врачей на сей раз пропали даром — Ратценбергер умер, так и не придя в сознание.
Имола, 29 апреля 1994 года, пятница. Свободные заезды. И первая катастрофа: гонщик команды «Джордан-Харт» бразилец Рубенс Баррикелло не справился с управлением и на скорости 290 км/час врезался в отбойник. В бессознательном состоянии его извлекли из автомобиля и доставили в госпиталь, где вскоре он пришел в себя. По счастливой случайности Рубиньо отделался сотрясением мозга средней тяжести, временной потерей памяти и переломом носа. Врачи прописали ему постельный режим, но в день соревнований темпераментный спортсмен появился в паддоке и провел гонку, сидя перед монитором компьютера… «Ни дня без аварии!» — таким можно было сделать рекламный слоган Имолы. 30 апреля 1994 года, суббота. Квалификационные заезды. Во время официальной квалификации — розыгрыше мест на старте — гонщик команды «Симтек-Форд» австриец Роланд Ратценбергер на выходе из поворота не справился с управлением своего болида и на скорости 310 км/час врезался в отбойник. Серьезно пострадавшего спортсмена доставили в реанимационное отделение центральной больницы города Болоньи. Но все усилия врачей на сей раз пропали даром — Ратценбергер умер, так и не придя в сознание.
В начале июля 2002 года состоялась мировая премьера фильма «Люди в черном-2», который стал продолжением одного из самых успешных проектов мирового кинематографа. Напомним, что в июле 1997 года на экран вышел первый фильм, ставший самым кассовым хитом года, собравшим 600 миллионов долларов. Но существуют ли «люди в черном» на самом деле?
Среди рассказов людей, якобы вступавших в контакт с инопланетянами, встречается немалый процент историй о так называемых людях в черном, которых сокращенно называют MIB (от английского «men in black» — человек в черном). Обычно их описывают как каких-то людей-роботов, разговаривающих монотонными голосами, с лицами, не выражающими никаких эмоций. Принято считать, что эти таинственные существа появляются в тех случаях, когда необходимо оказать давление или запугать людей, намеревающихся что-то рассказать об увиденных ими НЛО или контактах с инопланетянами.
Среди рассказов людей, якобы вступавших в контакт с инопланетянами, встречается немалый процент историй о так называемых людях в черном, которых сокращенно называют MIB (от английского «men in black» — человек в черном). Обычно их описывают как каких-то людей-роботов, разговаривающих монотонными голосами, с лицами, не выражающими никаких эмоций. Принято считать, что эти таинственные существа появляются в тех случаях, когда необходимо оказать давление или запугать людей, намеревающихся что-то рассказать об увиденных ими НЛО или контактах с инопланетянами.
Разговоры о том, что многие землетрясения, произошедшие в последние годы на Кавказе, были вызваны искусственно, ведутся давно. В связи с этим часто вспоминают секретную лабораторию в абхазском поселке Нижние Эшеры — оттуда, мол, и тянутся невидимые нити…
«Невидимые нити» — сущая правда. Точнее, одна нить — так называемый Калдахварский глубинный долгоживущий разлом. На суше он начинается от окраин абхазской столицы Сухуми, от поселка Нижние Эшеры, и тянется почти точно по параллели через весь Кавказ. К нему, как говорят ученые, приурочено большинство значимых подвижек земной коры и большинство эпицентров землетрясений, происходящих в регионе. Невдалеке есть еще три разлома — Краснополянский, Воронцовский и Лооский. Но Калдахварский — самый мощный. Поэтому прямо на нем была построена в свое время сейсмическая лаборатория Министерства обороны СССР.
Информация об этом засекреченном объекте впервые прозвучала в 1992 году, когда разгорелся грузино-абхазский конфликт. Этот пункт охраняли российские десантники, конечно, не участвовавшие в боевых действиях. Но грузинские артиллеристы, обстреливая позиции абхазов, периодически накрывали и лабораторию. Не зацепить территорию, у ограды которой были вырыты блиндажи и окопы, они просто не могли. Как только снаряды залетали за забор, тут же с российского военного аэродрома в Гудауте поднимались штурмовики и подавляли грузинские батареи. Словом, сейсмическая лаборатория стала чем-то вроде камня преткновения. Вопрос о ней начали постоянно поднимать на переговорах. Грузия требовала вывести оттуда российских военнослужащих. И тот факт, что десантников не убирали, продолжая подвергать их жизни смертельной опасности (среди них были и убитые и раненые), свидетельствовал о чрезвычайной важности объекта. Тогда-то и появились слухи о том, что в Нижних Эшерах упрятано сверхсекретное тектоническое оружие…
«Невидимые нити» — сущая правда. Точнее, одна нить — так называемый Калдахварский глубинный долгоживущий разлом. На суше он начинается от окраин абхазской столицы Сухуми, от поселка Нижние Эшеры, и тянется почти точно по параллели через весь Кавказ. К нему, как говорят ученые, приурочено большинство значимых подвижек земной коры и большинство эпицентров землетрясений, происходящих в регионе. Невдалеке есть еще три разлома — Краснополянский, Воронцовский и Лооский. Но Калдахварский — самый мощный. Поэтому прямо на нем была построена в свое время сейсмическая лаборатория Министерства обороны СССР.
Информация об этом засекреченном объекте впервые прозвучала в 1992 году, когда разгорелся грузино-абхазский конфликт. Этот пункт охраняли российские десантники, конечно, не участвовавшие в боевых действиях. Но грузинские артиллеристы, обстреливая позиции абхазов, периодически накрывали и лабораторию. Не зацепить территорию, у ограды которой были вырыты блиндажи и окопы, они просто не могли. Как только снаряды залетали за забор, тут же с российского военного аэродрома в Гудауте поднимались штурмовики и подавляли грузинские батареи. Словом, сейсмическая лаборатория стала чем-то вроде камня преткновения. Вопрос о ней начали постоянно поднимать на переговорах. Грузия требовала вывести оттуда российских военнослужащих. И тот факт, что десантников не убирали, продолжая подвергать их жизни смертельной опасности (среди них были и убитые и раненые), свидетельствовал о чрезвычайной важности объекта. Тогда-то и появились слухи о том, что в Нижних Эшерах упрятано сверхсекретное тектоническое оружие…
28 августа 1991 года в 4.42 ночи по местному времени радары станции, расположенной на полуострове Мангышлак, зарегистрировали в воздушном пространстве объект, который неожиданно появился в центре экрана буквально из ниоткуда. Предмет имел длину порядка 600 м и 110 м в диаметре. Он летел над Каспийским морем с северо-запада на высоте 6600 м со скоростью 9600 км в час, не отвечая на посылаемые запросы. Операторы быстро сообразили, что имеют дело с неизвестной целью. В 4.46 они связались с космодромом в Капустином Яре и запросили информацию о том, не производился ли какой-нибудь незапланированный запуск ракеты. С космодрома дали отрицательный ответ и сообщили, что их радары тоже зафиксировали необычный объект.
Информация тут же поступила в Прикаспийскую часть ПВО. Два патрульных истребителя МиГ-29 были направлены к югу от города Шевченко, еще две машины поднялись в воздух с другого аэродрома. Пилотам четырех самолетов поставили задачу: идентифицировать объект и, если он кем-то управляется, заставить его сесть на аэродроме, а в случае неподчинения открыть огонь на поражение. Перехват цели планировалось осуществить над восточным побережьем Аральского моря.
Информация тут же поступила в Прикаспийскую часть ПВО. Два патрульных истребителя МиГ-29 были направлены к югу от города Шевченко, еще две машины поднялись в воздух с другого аэродрома. Пилотам четырех самолетов поставили задачу: идентифицировать объект и, если он кем-то управляется, заставить его сесть на аэродроме, а в случае неподчинения открыть огонь на поражение. Перехват цели планировалось осуществить над восточным побережьем Аральского моря.
17 августа 1988 года в авиационной катастрофе погиб президент Пакистана генерал Мохаммад Зия-уль-Хак. Обстоятельства этого сенсационного происшествия до сих пор остаются невыясненными.
Уже давно руководство вооруженных сил Пакистана ставило вопрос перед правительством и лично президентом о необходимости модернизации бронетанковых частей, имевших на вооружении устаревшую технику. При этом по политическим соображениям выдвигалось предложение приобрести новейший американский танк M-1. В середине августа 1988 года было назначено испытание боевых и технических возможностей танка на специально оборудованном танкодроме близ города Бахавалпур, расположенном в 450 километрах к югу от столицы — Исламабада. Для участия в испытаниях прибыла группа американских специалистов по бронетанковой технике. Ее возглавил руководитель военной миссии США в Пакистане бригадный генерал Герберт Уоссом.
15 августа вечером командующий бронетанковыми войсками страны генерал Махмуд Дуррани позвонил президенту и попросил принять участие в испытаниях американского танка. Президент долго сопротивлялся его просьбам, ссылаясь на то, что если присутствовать на каждом испытании новой техники, то у него не останется времени для руководства страной. К тому же сейчас стоит жуткая жара. Однако Дуррани был настойчив, напирая на то, что Зия-уль-Хак является не только президентом страны, но и начальником штаба сухопутных войск. К тому же участие президента в испытаниях американской военной техники будет высоко оценено за океаном. Зия-уль-Хак после долгих колебаний согласился и назначил время испытания на 17 августа.
Уже давно руководство вооруженных сил Пакистана ставило вопрос перед правительством и лично президентом о необходимости модернизации бронетанковых частей, имевших на вооружении устаревшую технику. При этом по политическим соображениям выдвигалось предложение приобрести новейший американский танк M-1. В середине августа 1988 года было назначено испытание боевых и технических возможностей танка на специально оборудованном танкодроме близ города Бахавалпур, расположенном в 450 километрах к югу от столицы — Исламабада. Для участия в испытаниях прибыла группа американских специалистов по бронетанковой технике. Ее возглавил руководитель военной миссии США в Пакистане бригадный генерал Герберт Уоссом.
15 августа вечером командующий бронетанковыми войсками страны генерал Махмуд Дуррани позвонил президенту и попросил принять участие в испытаниях американского танка. Президент долго сопротивлялся его просьбам, ссылаясь на то, что если присутствовать на каждом испытании новой техники, то у него не останется времени для руководства страной. К тому же сейчас стоит жуткая жара. Однако Дуррани был настойчив, напирая на то, что Зия-уль-Хак является не только президентом страны, но и начальником штаба сухопутных войск. К тому же участие президента в испытаниях американской военной техники будет высоко оценено за океаном. Зия-уль-Хак после долгих колебаний согласился и назначил время испытания на 17 августа.
«Адмирал Нахимов» отошел от причала Новороссийского морвокзала в 22.00 и взял курс на Сочи. В 22.20 на мостике получили информацию о приближении на встречном курсе сухогруза «Петр Васев». Согласно Правилам предупреждения столкновения судов в море (ППСС) «Адмирал Нахимов» должен был пропустить его, но вмешался диспетчер берегового поста регулирования движения, который дал команду «Петру Васеву» пропустить «пассажира». Капитан сухогруза Виктор Ткаченко подтвердил своему коллеге с «Адмирала Нахимова» Вадиму Маркову, что пропустит его. Однако в 23.12 «Петр Васев» врезался носовой частью под прямым углом в правый борт парохода, прорубив в нем пробоину 8x10 метров. Через 8 минут лайнер погрузился в морскую пучину…
Зачем портовый диспетчер приказал капитанам нарушить ППСС? Почему Виктор Ткаченко не дал дорогу «Адмиралу Нахимову»? Наконец, по каким причинам лайнер камнем пошел ко дну, хотя в соответствии с международными конвенциями конструкция пассажирского судна должна обеспечить ему плавучесть, даже если затоплены минимум два отсека? Ни на один из этих вопросов правительственная комиссия, которую возглавлял член политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев, ответов не дала. Задолго до завершения следствия, а тем более суда, она определила: кораблекрушение произошло в результате халатности капитанов. Через два месяца после трагедии этот вывод был закреплен в постановлении политбюро ЦК КПСС. А в марте 1987 года состоялся суд, принявший к руководству «прозорливую» оценку партии: капитаны получили по 15 лет тюрьмы и по 40 тысяч рублей штрафа в компенсацию ущерба.
Зачем портовый диспетчер приказал капитанам нарушить ППСС? Почему Виктор Ткаченко не дал дорогу «Адмиралу Нахимову»? Наконец, по каким причинам лайнер камнем пошел ко дну, хотя в соответствии с международными конвенциями конструкция пассажирского судна должна обеспечить ему плавучесть, даже если затоплены минимум два отсека? Ни на один из этих вопросов правительственная комиссия, которую возглавлял член политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев, ответов не дала. Задолго до завершения следствия, а тем более суда, она определила: кораблекрушение произошло в результате халатности капитанов. Через два месяца после трагедии этот вывод был закреплен в постановлении политбюро ЦК КПСС. А в марте 1987 года состоялся суд, принявший к руководству «прозорливую» оценку партии: капитаны получили по 15 лет тюрьмы и по 40 тысяч рублей штрафа в компенсацию ущерба.