МИРЕЙ МАТЬЕ

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
МИРЕЙ МАТЬЕ

(1946)


Эта хрупкая женщина стала символом целой эпохи, визитной карточкой Франции. Не случайно именно с нее вылепили скульптуру Марианны — национальной героини.

Морис Шевалье, мэтр французской эстрады, как-то сказал о Мирей Матье, что она "всегда ходит по солнечной стороне улицы. Музыка в исполнении Матье — это продолжение традиций мастерства Джуди Гарланд, Мориса Шевалье, Шарля Азнавура. Проникновенная лирика, доверительность и высокая вокальная культура — основные слагаемые успеха Матье. Самые большие, престижные залы всего мира ей удалось превратить в уютное домашнее варьете, в котором гости видят друг друга и становятся близкими друзьями.

Мирей Матье родилась 22 июля 1946 года в Авиньоне. Она старшая дочь каменотеса, в семье которого было 14 детей!

"Мне страшно повезло — я родилась настолько пронзительно бедной, что мне не оставалось в жизни ничего иного, как научиться много и хорошо работать", — говорила позднее Матье.

ХУЛИО ИГЛЕСИАС

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
ХУЛИО ИГЛЕСИАС

(1943)


Слава пришла к Иглесиасу рано и вполне заслуженно. Красивый по тембру, богатый обертонами голос певца завораживал и уводил в страну грез многочисленных поклонниц. Каких только красочных эпитетов не напридумывали ему журналисты: "принц грез", "принц мечты" и даже "сладкоголосый певец юности".

Обаятельная внешность, сдержанно-корректная, без тени развязности манера поведения на сцене, мелодичные песни с ностальгической грустинкой, неизменный вкус в отборе репертуара, великолепные аранжировки — все это содействовало успеху Иглесиаса и его стремительной карьере.

Сегодня Хулио Иглесиас считает себя отцом всей современной латиноамериканской музы и имеет на это все основания. Помимо родного сына Энрике в список его эстрадных потомков входят Рики Мартин и Дженнифер Лопес. "Это новое поколение преисполнено любви и жизни, я ими очень горжусь!" — заявляет Иглесиас-старший.

БАРБРА (БАРБАРА) СТРЕЙЗАНД

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
БАРБРА (БАРБАРА) СТРЕЙЗАНД

(1942)


Первый же альбом Стрейзанд стал "альбомом года". С 1964 года продано 60 миллионов ее пластинок. Критика назвала голос Стрейзанд "естественным чудом нашего века". Барбра стала первой женщиной-композитором, удостоенной приза "Оскар". Тридцать четыре ее альбома стали золотыми, двадцать один — платиновыми.

Родилась Барбара Джоан Стрейзанд (таково ее имя при рождении) 24 апреля 1942 года в Бруклине (район Нью-Йорка), в небогатой еврейской семье. Ее отец Эммануил был преподавателем английского языка. Он умер, когда девочке исполнилось всего 15 месяцев. Через несколько лет после его смерти мать Барбары Диана снова вышла замуж — за торговца подержанными автомобилями Лоу Кинда. Отчим игнорировал девочку, и она сразу его невзлюбила.

В десять лет Барбаре особенно нравилось петь в длинном коридоре квартиры, когда дома никого не было. "Там эхо звучало громко и звонко, — вспоминает она, — и мне отвечало эхо. Я думала: а ведь у меня неплохой голос".

АРЕТА ФРЭНКЛИН

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
АРЕТА ФРЭНКЛИН

(1942)


Нежная и взрывная, сочетающая задушевность с удивительной силой и невероятным диапазоном голоса, Арета Фрэнклин по праву зовется Первой леди соула. Ей удалось создать сплав из непредсказуемых ходов госпела, музыки, на которой она выросла, — чувственности ритм-энд-блюза и точности мелодических линий лучших образцов попсы.

В конце 60-х годов О.А. Феофанов писал: "В свои концерты в других странах, за пределами Америки, Арета Фрэнклин неизменно включает любимые песни "соул", которые она попросту по-старому называет блюзами. "Скажите мне, вы любите блюзы?" — обращается она к огромным переполненным залам. И когда зал выдыхает: "О да!" — улыбка торжества появляется на лице Ареты Фрэнклин: "Хорошо, я буду петь блюзы!" И во всю мощь и великолепие своего голоса она вновь поет: "Почтенные люди сидят вокруг стола. Печальные люди бродят по улицам. И я иду следом за ними, я заглядываю в их лица, прислушиваюсь к их словам. Ночная жизнь, в ней нет ничего хорошего, но это моя жизнь…" Как все незаурядные исполнители, Арета Фрэнклин обладает магнетическим влиянием на слушателей, особенно негров, их охватывает чувство, близкое к ритуальному экстазу.

ПОЛ АНКА

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
ПОЛ АНКА

(1941)


Вся биография певца складывалась на редкость благополучно. На популярности Анки мало сказались бурные смены музыкальных течений и стилей. Стихия Пола Анки — простая лирическая песня, с ясной и красивой мелодией, которая привлекает миллионы людей.

О характере творчества Анки хорошо говорят уже сами названия его песен: "Я люблю тебя", "Бэби", "Ты моя судьба", "Мое сердце поет", "Одинокий парень", "Положи голову на мое плечо", "Родной город", "Только ты", "Она — леди"… Все песни о любви, о силе чувства, которое всегда воспевалось и никогда не выходило из моды.

Пол Анка родился 30 июля 1941 года в Оттаве, в семье выходцев из Ливана. Его семья владела в столице Канады небольшим рестораном восточной кухни. В 1954 году он увлекся музыкой. Его настольной книгой стал… самоучитель игры на фортепиано.

БОБ ДИЛАН

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
БОБ ДИЛАН

(1941)


Яркая звезда Боба Дилана появилась в начале 60-х годов, и вопреки всем небесным и земным законам не сходит с горизонта и поныне. Дилан — один из самых необычных и загадочных артистов. Миллионы его почитателей среди прочих наградили его титулами "Шекспир своего поколения", "Робин Гуд XX века".

Роберт Аллан Циммерман (свой псевдоним, от имени знаменитого поэта Дилана Томаса, он взял в двадцатилетнем возрасте) родился 24 мая 1941 года в крошечном городке Дулут, штат Миннесота. Позднее семья мелкого торговца переехала в другой североамериканский городок — Хиббинг. Здесь, в школе, Роберт организовал рок-н-ролльный ансамбль и исполнял с ним песни из репертуара Элвиса Пресли и Литтла Ричарда.

ДЖО ДАССЕН

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
ДЖО ДАССЕН

(1938–1980)


Джозеф Айра Дассен родился 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке. Там, в финансовом центре Америки, в предвоенную пору, работал его отец — известный кинорежиссер Жюль Дассен. Мать Джо Беатрис Лонер также принадлежала к миру искусства — она известная скрипачка.

Мать обучала мальчика музыке, а отец брал с собой на бродвейские постановки. Поначалу кино побеждало. Когда после войны Жюль Дассен вернулся на родину, во Францию, одиннадцатилетний Джо стал ассистентом отца.

Вскоре родители развелись, но у сына в дальнейшем оставались близкие отношения и с отцом, и с матерью. Джо остался веселым, живым и при этом скромным, воспитанным парнем.

В какой-то момент Дассен решил стать этнографом и отправился за океан — в Мичиганский университет. Учась в университете, чтобы обеспечить себя, ему приходилось подрабатывать. Учеба Джо давалась легко.

ЭЛВИС ПРЕСЛИ

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
ЭЛВИС ПРЕСЛИ

(1935–1977)


"Соединив бунтарский дух молодой Америки первого послевоенного поколения и традиционный южный патриотизм, он оказался идеальным кумиром сначала для Америки, а затем и всего мира, а уникальный сплав "черной" и "белой" музыки Юга США — блюза, госпела, соула, кантри, а также талант исполнителя и личное обаяние позволили Элвису стать наиболее популярным и успешным исполнителем в истории рок-н-ролла", — пишет А. Бурлака.

Элвис Аарон Пресли родился 8 января 1935 года в Тупело, штат Миссисипи, в бедной глубоко религиозной семье. Истоки его музыки лежат в негритянской культуре, с которой он познакомился еще в детстве, постоянно общаясь со своими чернокожими друзьями. Видимо, в это время он и познакомился с блюзами и псалмами — жанром духовных песнопений американских негров.

В восемь лет Элвис победил в конкурсе юных талантов на ярмарке штатов Алабама и Миссисипи с песней "Old Shep". Начало его карьеры похоже на сказку.

ШАРЛЬ АЗНАВУР

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
ШАРЛЬ АЗНАВУР

(1924)


"Единственное искусство, которое я признаю, — искусство народное", — говорит Шарль Азнавур. Эти слова можно было бы счесть за красивую фразу, каких немало произносят в интервью популярные звезды эстрады. Но в его устах они имеют глубокий смысл: Азнавур не просто говорит об этом, он стремится и сам творить искусство столь же простое, естественное, непосредственное, как народное. В этом, вероятно, и состоит главный секрет его успеха.

Бертран Дикаль писал в 1997 году:

"Представьте себе столбик высотой 80 сантиметров и весом 8 килограммов. Именно так выглядит стопка из 30 компакт-дисков с записями Шарля Азнавура. Двадцать шесть из них, начиная с "Jezebel" и заканчивая его последним альбомом, "Toi et moi" ("Ты и я"), вышли раньше, а четыре увидели свет впервые, пополнив "полное собрание сочинений" артиста: переиздание пластинки "Eire" ("Быть"), запись концерта 1978 года в Олимпии, совместные песни Роше и Азнавура 40-х годов и, наконец, пространное интервью с Аденом Пуланжем с канала "Франс-Интер". Но это еще не все. Азнавур готовит к выпуску новую подборку своих "Золотых песен", диск с рождественскими песнями и двойной компакт-диск с записью сольного концерта в "Карнеги-холл" в Нью-Йорке".

ИВ МОНТАН

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
ИВ МОНТАН

(1921–1991)


Ив Монтан (настоящее имя Иво Ливи) родился 13 октября 1921 года в итальянской деревушке Монсуммано Альто, в пятидесяти километрах от Флоренции.

"Мама назвала меня Иво, — вспоминал Монтан. — Фамилия моего отца — Ливи. Когда я появился на свет, у меня уже были брат и сестра. Родители говорили, что жизнь была тогда очень трудной: нищета, безработица. В 1923 году, когда отец со всеми нами сбежал во Францию, мне было всего два года. Ему не нравился фашизм. Он боялся, как бы его сыновей не забрали силой в отряды Балилла. (Отряды Балилла — фашистская молодежная воспитательная организация, созданная в 1926 году. — Прим. авт.) "Мои сыновья не будут ходить в черных рубашках, они не будут носить траур по Италии…". Он был прав. Италия черных рубашек была страной, заранее надевшей траур по своим детям.

ПИТ СИГЕР

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
ПИТ СИГЕР

(1919)


"У него дар быть простым", — говорят о Пите Сигере. И, видимо, в этом секрет его феноменального успеха. Певец сам как песня — прост и понятен.

О.А. Феофанов пишет:

"На концертах Пита Сигера сразу же устанавливается непринужденная обстановка и удивительное взаимопонимание между певцом и слушателями. И кажется, что Сигер — один из слушателей, только он знает все песни, знает, как их петь, и поэтому он на эстраде. Его концерты собирают многотысячные аудитории. Рабочие называют его трубадуром, обладающим гениальной способностью заставлять их смеяться или плакать. Мелодии его песен просты, темы близки слушателям и злободневны, и, как только он начинает притопывать в такт своему банджо, все в зале тоже начинают притопывать и подпевать ему.

ЭЛЛА ФИЦДЖЕРАЛЬД

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
ЭЛЛА ФИЦДЖЕРАЛЬД

(1917–1996)


Элла Фицджеральд записала за свою творческую жизнь, продолжавшуюся более пяти десятилетий, 250 музыкальных альбомов и завоевала 13 премий "Грэмми" — высших наград музыкального мира Америки.

Фицджеральд обладала колоссальным диапазоном голоса, который был способен сохранять легкую вибрацию в течение большей части ее карьеры, придавая свежесть и привлекательность исполнению песен в стиле скэт. Ее голос, сила которого заставляла лопаться хрустальные бокалы, критики описывают как "экстатическое сопрано", "полное бурлящей энергии" и обладающее "чистым, ясным, джазовым стилем" в "широком диапазоне".

Опираясь на истоки негритянского родного искусства, Элла Фицджеральд дала неповторимо оригинальный тип джазового пения, когда исполнитель действительно уже ничуть не уступает композитору. Старые песни в исполнении певицы приобретают новую жизнь, порой совершенно неожиданные очертания.