Первый властелин мира
Китай в III веке до н. э. был поделен на три постоянно воюющие между собой царства: Цинь, Чу и Чао. Развивалась металлургическая промышленность, распадались аграрные общины, люди объединялись в более крупные группы для того, чтобы лучше использовать машины: начинался исход из деревни. Среди населения города зародился класс интеллектуальной университетской буржуазии. Появление людей, изучающих право, спровоцировало образование новой для того времени системы: абсолютной тирании. Студенты с факультета права составили группу под названием легисты и решили создать Совершенное Абсолютистское Государство.
Они подтолкнули царя Ин Чжэна, взявшего себе имя Ши Хуангди, означающее «первый император», к испытаниям всех возможностей его статуса. Легисты фонтанировали идеями. Они хотели придумать «рефлекторный закон». Что это такое? Это закон не письменный, не устный, а впечатанный в мозг, не исполнять его невозможно. Как сделать закон рефлекторным? Путем террора. Легисты изобрели китайские пытки. Это столь страшное наказание, что все мгновенно подчиняются закону и боятся его нарушить. Пытки становятся наукой, палачи – звездами, появляется даже школа пыток. Обычно нескольких публичных казней хватало для оповещения народа о новом законе, к тому же для того, чтобы о нем не забывали, была учреждена периодичность гастролей палачей. Легисты наперегонки выдвигали все новые предложения. После «рефлекторного закона» появилось «запрещение думать». В 213 году до н. э. Ши Хуангди издал указ, объявлявший книги оружием террористов. Читать книгу значило подрывать основы государства. Легисты, кстати, пошли еще дальше: ум официальным декретом был назван врагом государства номер один. Никто не имел права быть умным. Легисты заявили о том, что каждый думающий человек выступает против императора. Как же помешать людям думать? Легисты удвоили собственные умственные усилия и нашли ответ: отупляя их работой. Никто не должен был отдыхать, отдых – возможность размышлять. Размышления ведут к бунту, бунт – к казням. Лучше искоренить зло в зародыше.
Население было поделено на участки и само за собой следило. Доносы стали обязательными. Не доносить сделалось серьезным преступлением. Поступление доносов было организовано так: пять семей составляли бригаду. В каждой бригаде был официальный надсмотрщик, периодически подававший рапорт. За официальным надсмотрщиком следил тайный официальный надсмотрщик. Так замыкался круг. Пять бригад составляли хутор. Если становился известным факт недоносительства, на каждом уровне отвечала вся группа.
Легисты создали чрезвычайно разветвленную сеть администрации. Но сам Ши Хуангди настолько хорошо тем временем усвоил их уроки, что превратился в параноика. Он требовал ежеминутной проверки и перепроверки своих подданных. Не веря уже ни одному из своих легистов, он создал полицию из детей (по определению находящихся вне подозрений), которая должна была следить за взрослыми чиновниками и доносить о проявлениях таких напастей, какими являются реакция и прогресс. Для того чтобы тоталитарная система функционировала идеально, администрация не должна двигаться ни вперед, ни назад, она должна обеспечивать полную неподвижность всей конструкции.
Покорив два соседних государства, император Ши Хуангди, обуянный манией величия, объявил себя властелином мира. Надо отметить, что в то время мир для китайцев ограничивался Китайским морем на востоке и Гималаями на западе. Они думали, что по ту сторону этих естественных преград (горы и океан) живут только варвары и дикие животные. Быстрые победы не успокоили душу властелина мира. Видя, что теперь, когда все завоевано, армия больше не нужна, император начал осуществление других великих проектов. Он решил построить Великую китайскую стену. Стройка стала сначала чем то вроде трудовых лагерей для интеллектуалов, но затем превратилась в хороший способ регулирования численности населения. Миллионы китайцев погибли при возведении этого сооружения. Несколько позже Ши Хуангди казнил большую часть своего гарема и всех министров легистов. Он попросил своего часовщика смастерить ему металлические автоматы, считая, что только такие слуги его не предадут. Эти роботы гуманоиды (предтечи героев современной научной фантастики) стали технологическим чудом своей эпохи. Их приводили в действие системы подачи воды и сцепления зубчатых колес, воздействующие друг на друга. В первый раз в истории человека сознательно заменяли машиной.
Но Ши Хуангди по прежнему был недоволен. Ему уже недостаточно было повелевать миром, он захотел стать бессмертным. Он решил не тратить больше свою сперму (в момент эякуляции маленькая веревочная петля не давала сперме излиться, и жизненная сила оставалась в его организме) и ввел окись ртути в состав всех своих блюд. В то время считалось, что этот химический элемент продлевает жизнь. В результате император умер от пищевого отравления. Ужас, внушенный им своему окружению при жизни, был столь силен, что его трупу поклонялись, «кормили» его и чествовали до тех пор, пока запах разлагающегося тела не стал совершенно непереносимым.
Китай в III веке до н. э. был поделен на три постоянно воюющие между собой царства: Цинь, Чу и Чао. Развивалась металлургическая промышленность, распадались аграрные общины, люди объединялись в более крупные группы для того, чтобы лучше использовать машины: начинался исход из деревни. Среди населения города зародился класс интеллектуальной университетской буржуазии. Появление людей, изучающих право, спровоцировало образование новой для того времени системы: абсолютной тирании. Студенты с факультета права составили группу под названием легисты и решили создать Совершенное Абсолютистское Государство.
Они подтолкнули царя Ин Чжэна, взявшего себе имя Ши Хуангди, означающее «первый император», к испытаниям всех возможностей его статуса. Легисты фонтанировали идеями. Они хотели придумать «рефлекторный закон». Что это такое? Это закон не письменный, не устный, а впечатанный в мозг, не исполнять его невозможно. Как сделать закон рефлекторным? Путем террора. Легисты изобрели китайские пытки. Это столь страшное наказание, что все мгновенно подчиняются закону и боятся его нарушить. Пытки становятся наукой, палачи – звездами, появляется даже школа пыток. Обычно нескольких публичных казней хватало для оповещения народа о новом законе, к тому же для того, чтобы о нем не забывали, была учреждена периодичность гастролей палачей. Легисты наперегонки выдвигали все новые предложения. После «рефлекторного закона» появилось «запрещение думать». В 213 году до н. э. Ши Хуангди издал указ, объявлявший книги оружием террористов. Читать книгу значило подрывать основы государства. Легисты, кстати, пошли еще дальше: ум официальным декретом был назван врагом государства номер один. Никто не имел права быть умным. Легисты заявили о том, что каждый думающий человек выступает против императора. Как же помешать людям думать? Легисты удвоили собственные умственные усилия и нашли ответ: отупляя их работой. Никто не должен был отдыхать, отдых – возможность размышлять. Размышления ведут к бунту, бунт – к казням. Лучше искоренить зло в зародыше.
Население было поделено на участки и само за собой следило. Доносы стали обязательными. Не доносить сделалось серьезным преступлением. Поступление доносов было организовано так: пять семей составляли бригаду. В каждой бригаде был официальный надсмотрщик, периодически подававший рапорт. За официальным надсмотрщиком следил тайный официальный надсмотрщик. Так замыкался круг. Пять бригад составляли хутор. Если становился известным факт недоносительства, на каждом уровне отвечала вся группа.
Легисты создали чрезвычайно разветвленную сеть администрации. Но сам Ши Хуангди настолько хорошо тем временем усвоил их уроки, что превратился в параноика. Он требовал ежеминутной проверки и перепроверки своих подданных. Не веря уже ни одному из своих легистов, он создал полицию из детей (по определению находящихся вне подозрений), которая должна была следить за взрослыми чиновниками и доносить о проявлениях таких напастей, какими являются реакция и прогресс. Для того чтобы тоталитарная система функционировала идеально, администрация не должна двигаться ни вперед, ни назад, она должна обеспечивать полную неподвижность всей конструкции.
Покорив два соседних государства, император Ши Хуангди, обуянный манией величия, объявил себя властелином мира. Надо отметить, что в то время мир для китайцев ограничивался Китайским морем на востоке и Гималаями на западе. Они думали, что по ту сторону этих естественных преград (горы и океан) живут только варвары и дикие животные. Быстрые победы не успокоили душу властелина мира. Видя, что теперь, когда все завоевано, армия больше не нужна, император начал осуществление других великих проектов. Он решил построить Великую китайскую стену. Стройка стала сначала чем то вроде трудовых лагерей для интеллектуалов, но затем превратилась в хороший способ регулирования численности населения. Миллионы китайцев погибли при возведении этого сооружения. Несколько позже Ши Хуангди казнил большую часть своего гарема и всех министров легистов. Он попросил своего часовщика смастерить ему металлические автоматы, считая, что только такие слуги его не предадут. Эти роботы гуманоиды (предтечи героев современной научной фантастики) стали технологическим чудом своей эпохи. Их приводили в действие системы подачи воды и сцепления зубчатых колес, воздействующие друг на друга. В первый раз в истории человека сознательно заменяли машиной.
Но Ши Хуангди по прежнему был недоволен. Ему уже недостаточно было повелевать миром, он захотел стать бессмертным. Он решил не тратить больше свою сперму (в момент эякуляции маленькая веревочная петля не давала сперме излиться, и жизненная сила оставалась в его организме) и ввел окись ртути в состав всех своих блюд. В то время считалось, что этот химический элемент продлевает жизнь. В результате император умер от пищевого отравления. Ужас, внушенный им своему окружению при жизни, был столь силен, что его трупу поклонялись, «кормили» его и чествовали до тех пор, пока запах разлагающегося тела не стал совершенно непереносимым.
Плацента
Во многих африканских племенах считается, что плаценту после рождения ребенка нельзя выкидывать. Ее считают близнецом или космическим братом новорожденного. Ее хоронят в настоящей могиле. И если ребенок заболевает, родители усаживают его на могилу плаценты для того, чтобы он установил связь со своим космическим близнецом.
Во многих африканских племенах считается, что плаценту после рождения ребенка нельзя выкидывать. Ее считают близнецом или космическим братом новорожденного. Ее хоронят в настоящей могиле. И если ребенок заболевает, родители усаживают его на могилу плаценты для того, чтобы он установил связь со своим космическим близнецом.
Оскорбление
Интересно проследить за этимологией некоторых оскорблений. Часто они не так унизительны, как нам кажется. Вот несколько примеров.
Слово «идиот» означает особенный, не похожий на других. От него произошло слово «идиома», то есть особенность языка.
Слово «дурак» (франц. «imbecile») происходит от латинского «bacillum», что означает «без палки, без опоры». Дурак – это человек, идущий уверенной походкой, так как он не использует костыль, ни на кого не опирается. То есть это самостоятельный человек, не нуждающийся для продвижения вперед в поддержке извне.
Слово «глупец» (франц. «stupide») происходит от латинского «stupudus». Что означает «удивленный, пораженный изумлением». То есть глупец всему удивляется. Следовательно, он сохранил способность поражаться чему то новому. В противоположность пресыщенному скептику.
Интересно проследить за этимологией некоторых оскорблений. Часто они не так унизительны, как нам кажется. Вот несколько примеров.
Слово «идиот» означает особенный, не похожий на других. От него произошло слово «идиома», то есть особенность языка.
Слово «дурак» (франц. «imbecile») происходит от латинского «bacillum», что означает «без палки, без опоры». Дурак – это человек, идущий уверенной походкой, так как он не использует костыль, ни на кого не опирается. То есть это самостоятельный человек, не нуждающийся для продвижения вперед в поддержке извне.
Слово «глупец» (франц. «stupide») происходит от латинского «stupudus». Что означает «удивленный, пораженный изумлением». То есть глупец всему удивляется. Следовательно, он сохранил способность поражаться чему то новому. В противоположность пресыщенному скептику.
Ноосфера
Левое полушарие головного мозга подчинено логике, это «мозг цифры». Правое полушарие живет интуицией, это «мозг формы». На одну и ту же информацию полушария реагируют по разному и приходят иногда к абсолютно разным выводам.
Похоже на то, что только по ночам правое полушарие, источник подсознательных советов, при помощи снов передает свое мнение левому, осознанно действующему полушарию, словно интуитивно чувствующая жена, украдкой шепчущая предупреждение мужу материалисту.
Как считают русский ученый Владимир Вернадский (создатель понятия «биосфера») и французский философ Тейяр де Шарден, интуитивное левое полушарие имеет также способность подключаться к тому, что они называют «ноосферой». Ноосферу можно представить себе в виде большого облака, окутывающего нашу планету подобно атмосфере. Это сферическое нематериальное облако состоит из человеческого подсознания, передаваемого правыми полушариями. В общем и целом, это что то вроде глобального человеческого Духа. Нам кажется, что мы придумываем или изобретаем что то, а на самом деле наше правое полушарие черпает информацию в ноосфере. И когда наше левое полушарие прислушивается к правому, информация превращается в мысль, конкретизирующуюся в поступках. Согласно этой гипотезе, художник, изобретатель или писатель являются всего лишь радиоприемниками, способными правым полушарием мозга уловить идею в коллективном подсознании и, осуществив свободную связь между своими правым и левым полушариями, воссоздать концепцию, до того плававшую в ноосфере в поисках своего избранника.
Левое полушарие головного мозга подчинено логике, это «мозг цифры». Правое полушарие живет интуицией, это «мозг формы». На одну и ту же информацию полушария реагируют по разному и приходят иногда к абсолютно разным выводам.
Похоже на то, что только по ночам правое полушарие, источник подсознательных советов, при помощи снов передает свое мнение левому, осознанно действующему полушарию, словно интуитивно чувствующая жена, украдкой шепчущая предупреждение мужу материалисту.
Как считают русский ученый Владимир Вернадский (создатель понятия «биосфера») и французский философ Тейяр де Шарден, интуитивное левое полушарие имеет также способность подключаться к тому, что они называют «ноосферой». Ноосферу можно представить себе в виде большого облака, окутывающего нашу планету подобно атмосфере. Это сферическое нематериальное облако состоит из человеческого подсознания, передаваемого правыми полушариями. В общем и целом, это что то вроде глобального человеческого Духа. Нам кажется, что мы придумываем или изобретаем что то, а на самом деле наше правое полушарие черпает информацию в ноосфере. И когда наше левое полушарие прислушивается к правому, информация превращается в мысль, конкретизирующуюся в поступках. Согласно этой гипотезе, художник, изобретатель или писатель являются всего лишь радиоприемниками, способными правым полушарием мозга уловить идею в коллективном подсознании и, осуществив свободную связь между своими правым и левым полушариями, воссоздать концепцию, до того плававшую в ноосфере в поисках своего избранника.
Исследование
Считается, что в день среди людей происходит сто миллионов половых актов, девятьсот десять тысяч из которых приводит к зачатию. Двадцать пять процентов зачатий нежелательны. А триста пятьдесят шесть тысяч актов сопровождаются передачей заразных заболеваний.
Считается, что в день среди людей происходит сто миллионов половых актов, девятьсот десять тысяч из которых приводит к зачатию. Двадцать пять процентов зачатий нежелательны. А триста пятьдесят шесть тысяч актов сопровождаются передачей заразных заболеваний.
Игра в три камешка
Эта древняя игра под разными названиями известна во многих европейских странах. Играть в нее может любое количество человек, а подсобными средствами могут служить три камешка, три спички, три обрывка бумаги, три любых одинаковых предмета. Еще одно ее достоинство – правила ее очень просты. Но чем дольше в нее играешь, тем яснее становится, что здесь можно достигнуть тонкостей покерного блефа и выработать стратегию шахматного уровня.
Каждый игрок берет три камешка и прячет за спиной. По сигналу игроки выбрасывают зажатые кулаки с одним, двумя, тремя камешками или вовсе пустые. Каждый затем по очереди объявляет, сколько, по его мнению, камней в игре, считая содержимое всех сжатых кулаков. Число может меняться от нуля до шести, если играют двое; от нуля до девяти, если игроков трое; от нуля до двенадцати, если их четверо, и так далее.
Когда игрок произносит число, другой в этом туре повторить его уже не может. Примерно так же, как при парковке, первый, кто произносит число, занимает место. Когда все назвали свои числа, игроки разжимают кулаки и считают камешки, определяя победителя. Если никто не выиграл, игра возобновляется. Если один из игроков угадал истинное число, он откладывает в сторону один из камешков и продолжает игру с двумя. И он первым называет число в следующем туре.
Выигрывает тот, кто угадал три раза и быстрее всех избавился от своих камешков.
Эта древняя игра под разными названиями известна во многих европейских странах. Играть в нее может любое количество человек, а подсобными средствами могут служить три камешка, три спички, три обрывка бумаги, три любых одинаковых предмета. Еще одно ее достоинство – правила ее очень просты. Но чем дольше в нее играешь, тем яснее становится, что здесь можно достигнуть тонкостей покерного блефа и выработать стратегию шахматного уровня.
Каждый игрок берет три камешка и прячет за спиной. По сигналу игроки выбрасывают зажатые кулаки с одним, двумя, тремя камешками или вовсе пустые. Каждый затем по очереди объявляет, сколько, по его мнению, камней в игре, считая содержимое всех сжатых кулаков. Число может меняться от нуля до шести, если играют двое; от нуля до девяти, если игроков трое; от нуля до двенадцати, если их четверо, и так далее.
Когда игрок произносит число, другой в этом туре повторить его уже не может. Примерно так же, как при парковке, первый, кто произносит число, занимает место. Когда все назвали свои числа, игроки разжимают кулаки и считают камешки, определяя победителя. Если никто не выиграл, игра возобновляется. Если один из игроков угадал истинное число, он откладывает в сторону один из камешков и продолжает игру с двумя. И он первым называет число в следующем туре.
Выигрывает тот, кто угадал три раза и быстрее всех избавился от своих камешков.
Определение понятия «человек»
Зародыш шести месяцев с развившимися членами – уже человек? Если да, то человек ли зародыш трех месяцев? Только что оплодотворившаяся яйцеклетка – человек? Больной в коме, не приходивший в сознание шесть лет, но с бьющимся сердцем и дышащими легкими, еще человек? Помещенный в питательный раствор человеческий мозг – человек? Компьютер, способный воспроизводить все механизмы действий человеческого мозга, достоин звания человека? Робот, внешне похожий на человека и снабженный мозгом, подобным человеческому, – человеческое существо? Человек клон, созданный в результате генетического манипулирования для восполнения возможной нужды в органах своего брата близнеца, – человек?
Ничто не очевидно. В античные времена, и вплоть до средних веков, женщин, иностранцев и рабов не считали человеческими существами. В принципе только законодатель может определить, кто является человеческим существом, а кто – нет. С ним рядом должны бы находиться биологи, философы, программисты, генетики, священнослужители, поэты, физики. Поскольку понятие «человеческое существо» все труднее поддается определению.
Зародыш шести месяцев с развившимися членами – уже человек? Если да, то человек ли зародыш трех месяцев? Только что оплодотворившаяся яйцеклетка – человек? Больной в коме, не приходивший в сознание шесть лет, но с бьющимся сердцем и дышащими легкими, еще человек? Помещенный в питательный раствор человеческий мозг – человек? Компьютер, способный воспроизводить все механизмы действий человеческого мозга, достоин звания человека? Робот, внешне похожий на человека и снабженный мозгом, подобным человеческому, – человеческое существо? Человек клон, созданный в результате генетического манипулирования для восполнения возможной нужды в органах своего брата близнеца, – человек?
Ничто не очевидно. В античные времена, и вплоть до средних веков, женщин, иностранцев и рабов не считали человеческими существами. В принципе только законодатель может определить, кто является человеческим существом, а кто – нет. С ним рядом должны бы находиться биологи, философы, программисты, генетики, священнослужители, поэты, физики. Поскольку понятие «человеческое существо» все труднее поддается определению.
Старик
В Африке смерть старика оплакивают гораздо сильнее, чем смерть новорожденного. Старик обладает огромным опытом, который может быть полезным для всего племени, а новорожденный, поскольку он практически не жил, не осознает и своей смерти. В Европе младенца оплакивают, думая, что он, если бы остался жить, несомненно, совершил бы что нибудь значительное. А на смерть старика, напротив, обращают мало внимания. Считается, что он в конечном итоге уже взял от жизни все.
В Африке смерть старика оплакивают гораздо сильнее, чем смерть новорожденного. Старик обладает огромным опытом, который может быть полезным для всего племени, а новорожденный, поскольку он практически не жил, не осознает и своей смерти. В Европе младенца оплакивают, думая, что он, если бы остался жить, несомненно, совершил бы что нибудь значительное. А на смерть старика, напротив, обращают мало внимания. Считается, что он в конечном итоге уже взял от жизни все.
Вареное яйцо
Можно определить, вареное яйцо или нет, начав его вращать на плоской поверхности. Затем яйцо нужно остановить пальцем и палец убрать. Вареное яйцо немедленно прекратит движение, а сырое продолжит крутиться. Потому, что жидкость внутри его не сможет остановить свое вращение так резко.
Можно определить, вареное яйцо или нет, начав его вращать на плоской поверхности. Затем яйцо нужно остановить пальцем и палец убрать. Вареное яйцо немедленно прекратит движение, а сырое продолжит крутиться. Потому, что жидкость внутри его не сможет остановить свое вращение так резко.
Изначальное общение
В XIII веке император Фридрих II решил провести эксперимент с целью выяснить, каков был «естественный» язык человека. Он поместил шестерых младенцев в ясли и приказал кормилицам кормить их, убаюкивать, купать, но… никогда не говорить им ни единого слова. Фридрих II надеялся таким образом услышать, на каком языке заговорят эти дети, отгороженные от внешнего влияния. Он думал, что это будут греческий или латынь, настоящие, по его мнению, изначальные языки. Но опыт не дал ожидаемого результата. Ни один младенец не только не заговорил ни на каком языке, более того, все шестеро зачахли и, в конце концов, умерли.
Для выживания детям нужно общение. Молока и сна им недостаточно. Общение – необходимый для жизни элемент.
В XIII веке император Фридрих II решил провести эксперимент с целью выяснить, каков был «естественный» язык человека. Он поместил шестерых младенцев в ясли и приказал кормилицам кормить их, убаюкивать, купать, но… никогда не говорить им ни единого слова. Фридрих II надеялся таким образом услышать, на каком языке заговорят эти дети, отгороженные от внешнего влияния. Он думал, что это будут греческий или латынь, настоящие, по его мнению, изначальные языки. Но опыт не дал ожидаемого результата. Ни один младенец не только не заговорил ни на каком языке, более того, все шестеро зачахли и, в конце концов, умерли.
Для выживания детям нужно общение. Молока и сна им недостаточно. Общение – необходимый для жизни элемент.
Палиндром
«А роза упала на лапу Азора» – это палиндром.
Его можно читать с начала и с конца. Если записать эту фразу на магнитофон и прослушать в обратную сторону, она будет звучать точно так же, как и в нормальном режиме
«А роза упала на лапу Азора» – это палиндром.
Его можно читать с начала и с конца. Если записать эту фразу на магнитофон и прослушать в обратную сторону, она будет звучать точно так же, как и в нормальном режиме
Износ мозга
Нейропсихолог профессор Розенцвейг из университета Беркли решил проверить воздействие внешней среды на способности мозга. Во время эксперимента он наблюдал за родившимися в один и тот же день от одних и тех же родителей и выкормленных одинаковым способом хомячками. Их разместили в три клетки. Первая клетка была просторной, была полна разнообразных предметов, с которыми они могли играть, а также имела приспособления для занятий спортом: колеса, решетки, лесенки, качели. Хомячков в клетке было много, они боролись друг с другом за доступ к какому то из объектов, играли.
Вторая клетка была поменьше, она была пустой, но еды в ней было в изобилии. Хомячки здесь были не так многочисленны и, не имея особых развлечений, могли спокойно отдыхать.
Третья клетка была тесной, в ней содержался всего один хомяк. Его досыта кормили, других хомяков он мог видеть сквозь решетчатое отверстие в стенке клетки. Он как будто смотрел телевизор.
Через месяц хомячков достали для того, чтобы проверить влияние внешней среды на их умственное развитие. Хомяки из первой клетки гораздо быстрее, чем другие, пробегали лабиринты и узнавали картинки.
Им вскрыли мозг. Кора головного мозга хомячков из первой клетки была на 6% тяжелее, чем у их собратьев из второй клетки и уж тем более, чем у хомячка из третьей клетки. Под микроскопом было видно, что увеличилось не количество их нервных клеток, а каждый нейрон удлинился примерно на 13%. Их нервная система сделалась более сложной. Кроме того, их сон был крепче.
Быть может, не случайно то, что в популярных кинофильмах герои сталкиваются со все более запутанными ситуациями на фоне все более грандиозных и богатых декораций. Мечта человека – преодолевать препятствия. «Действующий» герой совершенствует свой мозг. Герои, разглагольствующие за столом, не имеют этих показательных достоинств.
Из опыта становится понятно, что мозг изнашивается тогда, когда его не используют.
Нейропсихолог профессор Розенцвейг из университета Беркли решил проверить воздействие внешней среды на способности мозга. Во время эксперимента он наблюдал за родившимися в один и тот же день от одних и тех же родителей и выкормленных одинаковым способом хомячками. Их разместили в три клетки. Первая клетка была просторной, была полна разнообразных предметов, с которыми они могли играть, а также имела приспособления для занятий спортом: колеса, решетки, лесенки, качели. Хомячков в клетке было много, они боролись друг с другом за доступ к какому то из объектов, играли.
Вторая клетка была поменьше, она была пустой, но еды в ней было в изобилии. Хомячки здесь были не так многочисленны и, не имея особых развлечений, могли спокойно отдыхать.
Третья клетка была тесной, в ней содержался всего один хомяк. Его досыта кормили, других хомяков он мог видеть сквозь решетчатое отверстие в стенке клетки. Он как будто смотрел телевизор.
Через месяц хомячков достали для того, чтобы проверить влияние внешней среды на их умственное развитие. Хомяки из первой клетки гораздо быстрее, чем другие, пробегали лабиринты и узнавали картинки.
Им вскрыли мозг. Кора головного мозга хомячков из первой клетки была на 6% тяжелее, чем у их собратьев из второй клетки и уж тем более, чем у хомячка из третьей клетки. Под микроскопом было видно, что увеличилось не количество их нервных клеток, а каждый нейрон удлинился примерно на 13%. Их нервная система сделалась более сложной. Кроме того, их сон был крепче.
Быть может, не случайно то, что в популярных кинофильмах герои сталкиваются со все более запутанными ситуациями на фоне все более грандиозных и богатых декораций. Мечта человека – преодолевать препятствия. «Действующий» герой совершенствует свой мозг. Герои, разглагольствующие за столом, не имеют этих показательных достоинств.
Из опыта становится понятно, что мозг изнашивается тогда, когда его не используют.