Носач
Что за зверь: вид приматов из подсемейства тонкотелых обезьян в составе семейства мартышковых.
Место обитания: распространён исключительно на острове Борнео, где населяет прибрежные регионы и долины.
Особые приметы: самым бросающимся в глаза признаком носача является его крупный нос, похожий на огурец, который однако, имеется только у самцов. Шерсть носачей на верхней стороне желтовато-коричневая, на нижней стороне она окрашена в белый цвет. Руки, ноги и хвост серого цвета, а безволосое лицо красное.
Размеры: размер носачей достигает от 66 до 75 см, хвост примерно столь же длинный, как и туловище. Вес самцов колеблется от 16 до 22 кг, - вдвое более, чем вес самок.
Кстати: носачи отличные пловцы, прыгающие в воду прямо с деревьев и умеющие преодолевать до 20 метров ныряя под водой. Из всех приматов они, пожалуй, являются лучшими пловцами.
Что за зверь: вид приматов из подсемейства тонкотелых обезьян в составе семейства мартышковых.
Место обитания: распространён исключительно на острове Борнео, где населяет прибрежные регионы и долины.
Особые приметы: самым бросающимся в глаза признаком носача является его крупный нос, похожий на огурец, который однако, имеется только у самцов. Шерсть носачей на верхней стороне желтовато-коричневая, на нижней стороне она окрашена в белый цвет. Руки, ноги и хвост серого цвета, а безволосое лицо красное.
Размеры: размер носачей достигает от 66 до 75 см, хвост примерно столь же длинный, как и туловище. Вес самцов колеблется от 16 до 22 кг, - вдвое более, чем вес самок.
Кстати: носачи отличные пловцы, прыгающие в воду прямо с деревьев и умеющие преодолевать до 20 метров ныряя под водой. Из всех приматов они, пожалуй, являются лучшими пловцами.
Могущество цифр
Своей формой цифры рассказывают нам об эволюции сознания. Изогнутые линии символизируют любовь. Горизонтальные прямые – привязанность. Пересечения – испытания. Присмотримся к ним повнимательнее.
0: пустота. Изначальное нетронутое яйцо.
1: стадия минералов. Одна линия. Неподвижность. Появление материи. Нет изгибов любви. Нет горизонтальных линий привязанности. Нет перекрестков испытаний. У минерала нет сознания. Минерал просто есть.
2: стадия растений. Нижняя часть цифры представляет собой горизонтальную линию, растение привязано к земле. Растение не может двигаться, оно раб земли, но верхняя его часть имеет изгиб. Растение любит небо и свет, им цветок дарит красоту своей верхней части.
3: стадия животного мира. Горизонтальных линий больше нет. Животное оторвано от земли. Оно может передвигаться. У цифры две кривые линии. Животное любит и небо, и землю, но не привязано ни к тому, ни к другому. Животное – раб своих чувств. Два изгиба – это два рта, один – для поцелуев, другой – для укусов. Животное – и хищник, и добыча. Оно постоянно испытывает страх. Страх остаться голодным, страх остаться нелюбимым. Поэтому оно все время находится в движении.
4: стадия человека. Его олицетворяет крест. Он стоит на скрещении дорог. Первая цифра с перекрещивающимися линиями. Если ей удастся превращение, она перейдет в высший мир. От нее самой зависит, останется ли она на стадии животного (и будет жить в страхе и зависти), застынет ли на перекрестке (предоставит своим детям решать проблему вместо себя) или будет расти к высшему сознанию. Эту задачу решает сейчас человечество.
5: человек духовный. Цифра, при ближайшем рассмотрении, похожа на перевернутую двойку. Цифра верхней линией связана с небом. Кривая внизу означает любовь к земле и ее обитателям. Освободившись от земли, а значит от материальных забот, она приходит к пониманию того, что происходит внизу, она любит все человечество и жизнь вообще. Это просвещенный человек, существо, осознающее необходимость развития разума.
6: продолжающаяся кривая, без углов, без прямых линий. Всепоглощающая любовь. Спираль, своими завитками, кругами своей духовности устремляющаяся в бесконечность. Цифра свободна от привязанности к небу и земле, от всех и низких, и высоких ограничений. Это чистый нематериальный разум. Это ангел. Это свободный вибрационный канал. Цифра представляет собой также и форму зародыша во чреве матери. Каждый раз, изображая эту цифру, мы несем ее мудрость в мир.
Своей формой цифры рассказывают нам об эволюции сознания. Изогнутые линии символизируют любовь. Горизонтальные прямые – привязанность. Пересечения – испытания. Присмотримся к ним повнимательнее.
0: пустота. Изначальное нетронутое яйцо.
1: стадия минералов. Одна линия. Неподвижность. Появление материи. Нет изгибов любви. Нет горизонтальных линий привязанности. Нет перекрестков испытаний. У минерала нет сознания. Минерал просто есть.
2: стадия растений. Нижняя часть цифры представляет собой горизонтальную линию, растение привязано к земле. Растение не может двигаться, оно раб земли, но верхняя его часть имеет изгиб. Растение любит небо и свет, им цветок дарит красоту своей верхней части.
3: стадия животного мира. Горизонтальных линий больше нет. Животное оторвано от земли. Оно может передвигаться. У цифры две кривые линии. Животное любит и небо, и землю, но не привязано ни к тому, ни к другому. Животное – раб своих чувств. Два изгиба – это два рта, один – для поцелуев, другой – для укусов. Животное – и хищник, и добыча. Оно постоянно испытывает страх. Страх остаться голодным, страх остаться нелюбимым. Поэтому оно все время находится в движении.
4: стадия человека. Его олицетворяет крест. Он стоит на скрещении дорог. Первая цифра с перекрещивающимися линиями. Если ей удастся превращение, она перейдет в высший мир. От нее самой зависит, останется ли она на стадии животного (и будет жить в страхе и зависти), застынет ли на перекрестке (предоставит своим детям решать проблему вместо себя) или будет расти к высшему сознанию. Эту задачу решает сейчас человечество.
5: человек духовный. Цифра, при ближайшем рассмотрении, похожа на перевернутую двойку. Цифра верхней линией связана с небом. Кривая внизу означает любовь к земле и ее обитателям. Освободившись от земли, а значит от материальных забот, она приходит к пониманию того, что происходит внизу, она любит все человечество и жизнь вообще. Это просвещенный человек, существо, осознающее необходимость развития разума.
6: продолжающаяся кривая, без углов, без прямых линий. Всепоглощающая любовь. Спираль, своими завитками, кругами своей духовности устремляющаяся в бесконечность. Цифра свободна от привязанности к небу и земле, от всех и низких, и высоких ограничений. Это чистый нематериальный разум. Это ангел. Это свободный вибрационный канал. Цифра представляет собой также и форму зародыша во чреве матери. Каждый раз, изображая эту цифру, мы несем ее мудрость в мир.
Яичница
Порядок порождает беспорядок, беспорядок порождает порядок. Теоретически, если разбить яйцо для того, чтобы сделать из него яичницу, есть вероятность того, что яичница примет форму яйца, которое ее породило. Вероятность эта ничтожна, но она существует. И чем больший беспорядок вносить в яичницу, тем больше становится шанс восстановить исходный порядок – яйцо.
Порядок – всего лишь одна из комбинаций беспорядка. Чем дальше простирается наша упорядоченная Вселенная, тем больше становится в ней беспорядка – беспорядка, который, нарастая, провоцирует появление новых порядков, один из которых (этого нельзя исключать) может быть идентичным породившему все порядку. Кто знает, может быть, прямо перед нами, в пространстве и во времени, в конце нашей Вселенной находится первоначальный Большой
Порядок порождает беспорядок, беспорядок порождает порядок. Теоретически, если разбить яйцо для того, чтобы сделать из него яичницу, есть вероятность того, что яичница примет форму яйца, которое ее породило. Вероятность эта ничтожна, но она существует. И чем больший беспорядок вносить в яичницу, тем больше становится шанс восстановить исходный порядок – яйцо.
Порядок – всего лишь одна из комбинаций беспорядка. Чем дальше простирается наша упорядоченная Вселенная, тем больше становится в ней беспорядка – беспорядка, который, нарастая, провоцирует появление новых порядков, один из которых (этого нельзя исключать) может быть идентичным породившему все порядку. Кто знает, может быть, прямо перед нами, в пространстве и во времени, в конце нашей Вселенной находится первоначальный Большой
Тибет
Когда китайцы аннексировали Тибет, они перевезли туда китайские семьи, чтобы доказать всему миру, что эта страна населена китайцами. Но атмосферное давление на Тибете переносить трудно. У непривычных к нему людей появляются головокружение и отеки. И по какой то таинственной физиологической причине китайские женщины не смогли там рожать, в то время как тибетские женщины безо всяких проблем производят на свет детей в самых высокогорных деревушках. Казалось, сама тибетская земля выталкивала органически не приспособленных к ней захватчиков.
Когда китайцы аннексировали Тибет, они перевезли туда китайские семьи, чтобы доказать всему миру, что эта страна населена китайцами. Но атмосферное давление на Тибете переносить трудно. У непривычных к нему людей появляются головокружение и отеки. И по какой то таинственной физиологической причине китайские женщины не смогли там рожать, в то время как тибетские женщины безо всяких проблем производят на свет детей в самых высокогорных деревушках. Казалось, сама тибетская земля выталкивала органически не приспособленных к ней захватчиков.
Иерархия у крыс
Над крысами был проведен эксперимент.
С целью изучения их способности к плаванию Дидье Дезор, ученый из лаборатории поведенческой биологии университета города Нанси, поместил шесть крыс в клетку, откуда был только один выход – в бассейн. Чтобы добраться до кормушки с пищей, нужно было переплыть бассейн. Очень скоро выяснилось, что вовсе не все крысы отправляются добывать пищу. Роли распределились следующим образом: два эксплуатируемых пловца, два эксплуататора, один независимый пловец и один козел отпущения.
Два эксплуатируемых плыли за едой. Когда они возвращались в клетку, два эксплуататора били их и окунали головами в воду до тех пор, пока те не отпускали добычу. Только накормив своих повелителей, двое рабов получали собственную порцию. Эксплуататоры никогда не переплывали бассейн, чтобы насытиться, им было достаточно поколотить пловцов.
Независимый пловец был достаточно силен и не подчинялся эксплуататорам. И, наконец, козел отпущения не мог ни плавать, ни запугивать эксплуатируемых, он просто собирал рассыпавшиеся во время драк крошки. Такая же структура группы – два эксплуатируемых, два эксплуататора, независимый пловец и козел отпущения – повторилась во время эксперимента в двадцати клетках.
Чтобы лучше понять механизм возникновения иерархии, Дидье Дезор поместил в одну клетку шесть эксплуататоров. Они дрались всю ночь. К утру роли распределились по привычной схеме: два эксплуататора, два эксплуатируемых, независимый пловец и козел отпущения. Эксперимент с шестью эксплуатируемыми, шестью независимыми и шестью козлами отпущения дал тот же результат.
Еще один результат этих опытов ученые из Нанси узнали, вскрыв черепа испытуемых и проанализировав состояние их мозга. Самому разрушительному воздействию стресса подверглись не козлы отпущения, не эксплуатируемые, а эксплуататоры. Они боялись, что рабы перестанут им подчиняться.
Над крысами был проведен эксперимент.
С целью изучения их способности к плаванию Дидье Дезор, ученый из лаборатории поведенческой биологии университета города Нанси, поместил шесть крыс в клетку, откуда был только один выход – в бассейн. Чтобы добраться до кормушки с пищей, нужно было переплыть бассейн. Очень скоро выяснилось, что вовсе не все крысы отправляются добывать пищу. Роли распределились следующим образом: два эксплуатируемых пловца, два эксплуататора, один независимый пловец и один козел отпущения.
Два эксплуатируемых плыли за едой. Когда они возвращались в клетку, два эксплуататора били их и окунали головами в воду до тех пор, пока те не отпускали добычу. Только накормив своих повелителей, двое рабов получали собственную порцию. Эксплуататоры никогда не переплывали бассейн, чтобы насытиться, им было достаточно поколотить пловцов.
Независимый пловец был достаточно силен и не подчинялся эксплуататорам. И, наконец, козел отпущения не мог ни плавать, ни запугивать эксплуатируемых, он просто собирал рассыпавшиеся во время драк крошки. Такая же структура группы – два эксплуатируемых, два эксплуататора, независимый пловец и козел отпущения – повторилась во время эксперимента в двадцати клетках.
Чтобы лучше понять механизм возникновения иерархии, Дидье Дезор поместил в одну клетку шесть эксплуататоров. Они дрались всю ночь. К утру роли распределились по привычной схеме: два эксплуататора, два эксплуатируемых, независимый пловец и козел отпущения. Эксперимент с шестью эксплуатируемыми, шестью независимыми и шестью козлами отпущения дал тот же результат.
Еще один результат этих опытов ученые из Нанси узнали, вскрыв черепа испытуемых и проанализировав состояние их мозга. Самому разрушительному воздействию стресса подверглись не козлы отпущения, не эксплуатируемые, а эксплуататоры. Они боялись, что рабы перестанут им подчиняться.
Сотрудничество, взаимный обмен, прощение
В 1974 году философ и психолог Анатолий Рапапорт из Торонтского университета высказывает мысль о том, что самая эффективная манера общения людей заключается в: 1. Сотрудничестве; 2. Обмене; 3. Прощении. Другими словами, если индивидуум, структура или группа сталкиваются с другими индивидуумами, структурами или группами, им выгоднее всего искать союза. Затем важно, по закону взаимного обмена, отплатить партнеру тем, что получаешь от него. Если он вам помогает, помогите, если он нападает на вас, нападите в ответ, таким же образом и с той же интенсивностью. И, наконец, надо простить и снова предложить сотрудничество.
В 1979 году математик Роберт Аксельрод организовал конкурс между автономными компьютерными программами, способными реагировать, подобно живым существам. Единственным условием было: каждая программа должна быть обеспечена средством коммуникации и иметь возможность дискутировать с соседями.
Роберт Аксельрод получил четырнадцать дискет с программами, которые прислали его коллеги из разных университетов. Каждая программа предлагала разные модели поведения (в самых простых – два варианта образа действий, в самых сложных – сотня). Победитель должен был набрать наибольшее количество баллов.
Некоторые программы пытались как можно быстрее начать эксплуатировать соседа, украсть у него баллы и сменить партнера. Другие старались действовать в одиночку, ревниво охраняя свои достижения и избегая контакта с теми, кто способен их украсть. Были программы с такими правилами поведения: «Если кто то проявляет враждебность, нужно попросить его изменить свое отношение, затем наказать». Или: «Сотрудничать, а затем неожиданно предать».
Каждая из программ двести раз вступала в борьбу с каждой из конкуренток. Программа Анатолия Рапапорта, вооруженная моделью поведения СВОП (Сотрудничество, Взаимный Обмен, Прощение) вышла победительницей.
Более того, программа СВОП, помещенная наугад в гущу других программ и сначала проигрывавшая агрессивным соседкам, не только одержала победу, но и «заразила» остальных, как только ей дали немного времени. Соперницы поняли, что ее тактика наиболее эффективна для зарабатывания очков, и подстроились под нее. Проверка временем доказала правильность метода. Дело тут не в доброте, а в вашей собственной выгоде, доказанной компьютерными программами.
В 1974 году философ и психолог Анатолий Рапапорт из Торонтского университета высказывает мысль о том, что самая эффективная манера общения людей заключается в: 1. Сотрудничестве; 2. Обмене; 3. Прощении. Другими словами, если индивидуум, структура или группа сталкиваются с другими индивидуумами, структурами или группами, им выгоднее всего искать союза. Затем важно, по закону взаимного обмена, отплатить партнеру тем, что получаешь от него. Если он вам помогает, помогите, если он нападает на вас, нападите в ответ, таким же образом и с той же интенсивностью. И, наконец, надо простить и снова предложить сотрудничество.
В 1979 году математик Роберт Аксельрод организовал конкурс между автономными компьютерными программами, способными реагировать, подобно живым существам. Единственным условием было: каждая программа должна быть обеспечена средством коммуникации и иметь возможность дискутировать с соседями.
Роберт Аксельрод получил четырнадцать дискет с программами, которые прислали его коллеги из разных университетов. Каждая программа предлагала разные модели поведения (в самых простых – два варианта образа действий, в самых сложных – сотня). Победитель должен был набрать наибольшее количество баллов.
Некоторые программы пытались как можно быстрее начать эксплуатировать соседа, украсть у него баллы и сменить партнера. Другие старались действовать в одиночку, ревниво охраняя свои достижения и избегая контакта с теми, кто способен их украсть. Были программы с такими правилами поведения: «Если кто то проявляет враждебность, нужно попросить его изменить свое отношение, затем наказать». Или: «Сотрудничать, а затем неожиданно предать».
Каждая из программ двести раз вступала в борьбу с каждой из конкуренток. Программа Анатолия Рапапорта, вооруженная моделью поведения СВОП (Сотрудничество, Взаимный Обмен, Прощение) вышла победительницей.
Более того, программа СВОП, помещенная наугад в гущу других программ и сначала проигрывавшая агрессивным соседкам, не только одержала победу, но и «заразила» остальных, как только ей дали немного времени. Соперницы поняли, что ее тактика наиболее эффективна для зарабатывания очков, и подстроились под нее. Проверка временем доказала правильность метода. Дело тут не в доброте, а в вашей собственной выгоде, доказанной компьютерными программами.
Алхимия
Любое действие алхимика имитирует рождение мира. Для этого необходимы шесть операций:
Обжиг. Брожение. Распад. Дистилляция. Слияние. Сублимация.
Эти шесть операций проходят в четыре фазы:
Черное творение, нагрев.
Белое творение, выпаривание.
Красное творение, смешивание.
И наконец, сублимация, появление золотой пыли.
Пыль эта подобна той, что была у волшебника Мерлина из легенды о рыцарях Круглого стола. Достаточно посыпать ею человека или предмет для того, чтобы сделать их совершенными. Этот принцип лежит в основе многих преданий и мифов. Белоснежка, например, являет собой результат алхимического опыта. Как это получилось? При помощи семи гномов (слово «гном» – производное от «гнозис», знание). Семь гномов олицетворяют семь металлов: свинец, олово, железо, медь, ртуть, серебро, золото, связанные с семью планетами: Сатурном, Юпитером, Марсом, Венерой, Меркурием, Луной, Солнцем, в свою очередь олицетворяющими семь основных типов человеческих характеров: ворчуна, простака, мечтателя и так далее.
Любое действие алхимика имитирует рождение мира. Для этого необходимы шесть операций:
Обжиг. Брожение. Распад. Дистилляция. Слияние. Сублимация.
Эти шесть операций проходят в четыре фазы:
Черное творение, нагрев.
Белое творение, выпаривание.
Красное творение, смешивание.
И наконец, сублимация, появление золотой пыли.
Пыль эта подобна той, что была у волшебника Мерлина из легенды о рыцарях Круглого стола. Достаточно посыпать ею человека или предмет для того, чтобы сделать их совершенными. Этот принцип лежит в основе многих преданий и мифов. Белоснежка, например, являет собой результат алхимического опыта. Как это получилось? При помощи семи гномов (слово «гном» – производное от «гнозис», знание). Семь гномов олицетворяют семь металлов: свинец, олово, железо, медь, ртуть, серебро, золото, связанные с семью планетами: Сатурном, Юпитером, Марсом, Венерой, Меркурием, Луной, Солнцем, в свою очередь олицетворяющими семь основных типов человеческих характеров: ворчуна, простака, мечтателя и так далее.
Парадоксальная просьба
Когда маленькому Эриксону было семь лет, он увидел, как его отец пытается загнать в стойло теленка. Отец изо всех сил тянул за веревку, но теленок упирался и отказывался идти. Эриксон расхохотался и стал насмехаться над отцом. Отец сказал ему: «Сделай лучше, раз ты такой умный». Эриксон решил не тянуть за веревку, а обойти теленка сзади и дернуть его за хвост. Теленок немедленно рванулся вперед и зашел в стойло.
Сорок лет спустя этот ребенок вырос и придумал «гипноз Эриксона», способ, при котором к пациенту обращаются с неожиданной просьбой. Суть приема такова. Предположим, ваш ребенок не убирает в своей комнате. Если вы попросите его навести порядок, он откажется. Но если вы усугубите беспорядок, принесете еще больше игрушек и одежды и разбросаете их, ребенок скажет: «Папа, так нельзя, надо все убрать».
В человеческой истории метод «неожиданной просьбы» осознанно или бессознательно применялся постоянно на протяжении столетий. Понадобились две мировые войны и миллионы погибших для того, чтобы создать Лигу Наций, а потом ООН. Чтобы принять «Декларацию прав человека», пришлось пережить зверства тиранов. Понадобился Чернобыль, чтобы осознать опасность атомных электростанций, не обеспеченных необходимыми степенями защиты.
Когда маленькому Эриксону было семь лет, он увидел, как его отец пытается загнать в стойло теленка. Отец изо всех сил тянул за веревку, но теленок упирался и отказывался идти. Эриксон расхохотался и стал насмехаться над отцом. Отец сказал ему: «Сделай лучше, раз ты такой умный». Эриксон решил не тянуть за веревку, а обойти теленка сзади и дернуть его за хвост. Теленок немедленно рванулся вперед и зашел в стойло.
Сорок лет спустя этот ребенок вырос и придумал «гипноз Эриксона», способ, при котором к пациенту обращаются с неожиданной просьбой. Суть приема такова. Предположим, ваш ребенок не убирает в своей комнате. Если вы попросите его навести порядок, он откажется. Но если вы усугубите беспорядок, принесете еще больше игрушек и одежды и разбросаете их, ребенок скажет: «Папа, так нельзя, надо все убрать».
В человеческой истории метод «неожиданной просьбы» осознанно или бессознательно применялся постоянно на протяжении столетий. Понадобились две мировые войны и миллионы погибших для того, чтобы создать Лигу Наций, а потом ООН. Чтобы принять «Декларацию прав человека», пришлось пережить зверства тиранов. Понадобился Чернобыль, чтобы осознать опасность атомных электростанций, не обеспеченных необходимыми степенями защиты.
Зомби
Цикл странствий плоского глиста (Fasciola hepatica) представляет собой, без сомнений, одну из самых больших загадок природы. Это существо достойно того, чтобы о нем написали роман. Как свидетельствует его латинское название, это паразит, проживающий в печени, преимущественно в печени баранов. Плоский глист питается кровью и клетками печени, растет и откладывает яйца. Но личинки из яиц глиста не могут вылупиться в печени барана. Их ждет целое путешествие.
Яйца покидают тело барана вместе с его экскрементами. После периода созревания яйца лопаются, и из них появляются крошечные личинки. Которые будут съедены новым хозяином, улиткой. В теле улитки личинка плоского глиста подрастет и снова выйдет на белый свет со слизью, которую выделяет брюхоногое в дождливую погоду. И это всего лишь половина пути личинки.
Слизь улитки, похожая на гроздья белых жемчужин, привлекает муравьев, и плоские глисты в этом своеобразном Троянском коне попадают в организм насекомого. Но в социальном зобе мирмесеянца они надолго не задерживаются. Они выходят, протыкая в теле муравья тысячи дырочек и делая его похожим на сито. Отверстия плоские глисты замазывают особым затвердевающим клеем, позволяющим насекомому не погибнуть от этой операции. Муравья ни в коем случае нельзя убивать, он необходим плоским глистам для последующего воссоединения с бараном. Так как теперь личинки стали взрослыми глистами, которые должны вернуться в печень барана, замкнув таким образом цикл становления личности.
Но как добиться того, чтобы баран, который питается вовсе не насекомыми, съел муравья? Поколения плоских глистов должны были задавать себе этот вопрос. Решение задачи усложнялось еще и тем, что бараны щиплют верхушки травы в часы прохлады, а муравьи покидают гнездо в жаркий полдень и шныряют у подножия этой самой травы. Как собрать их в одном месте и в одно время?
Глисты нашли выход, распределившись по всему телу муравья. Десяток паразитов устраивается в тораксе, десяток – в лапках, десяток – в брюшке и один – в голове. С того момента, как этот единственный плоский глист поселяется в мозгу муравья, поведение насекомого меняется. Крошечный, примитивный, словно инфузория туфелька, а, следовательно, один из самых закомплексованных одноклеточных червячков на свете отныне руководит действиями столь высокоорганизованного существа, как муравей. В результате вечером, когда все рабочие спят, пораженные глистами муравьи покидают город. Словно сомнамбулы поднимаются они на верхушки травы. И не какой попало травы, а той, которую любят бараны: люцерны и пастушьей сумки. И в оцепенении ждут, пока их съедят.
Такова задача глиста, сидящего в мозгу муравья: заставлять своего хозяина каждый вечер покидать муравейник до тех пор, пока его не проглотит баран. Поскольку утром, когда возвращается тепло, муравей, еще не сцапанный овном, снова овладевает собой и своей волей, он не понимает, что ему понадобилось на верхушке травинки. Он быстро спускается вниз, возвращается в гнездо и приступает к своим обычным занятиям. До вечера, когда, словно зомби, в которого он и превратился, муравей снова выйдет из дому вместе со своими зараженными глистами товарищами и снова будет ждать гибели.
Этот цикл поставил перед биологами множество проблем. Первый вопрос: как плоский глист, находящийся в мозгу, может видеть то, что находится снаружи, и приказывать муравью выбирать ту или иную траву? Второй вопрос: глист, руководящий мозгом муравья, умрет, переваренный желудком барана. Почему он приносит себя и одного себя в жертву? Все происходит так, как будто глисты соглашаются на то, чтобы один из них, и самый лучший, умер для того, чтобы остальные достигли своей цели и завершили цикл.
Цикл странствий плоского глиста (Fasciola hepatica) представляет собой, без сомнений, одну из самых больших загадок природы. Это существо достойно того, чтобы о нем написали роман. Как свидетельствует его латинское название, это паразит, проживающий в печени, преимущественно в печени баранов. Плоский глист питается кровью и клетками печени, растет и откладывает яйца. Но личинки из яиц глиста не могут вылупиться в печени барана. Их ждет целое путешествие.
Яйца покидают тело барана вместе с его экскрементами. После периода созревания яйца лопаются, и из них появляются крошечные личинки. Которые будут съедены новым хозяином, улиткой. В теле улитки личинка плоского глиста подрастет и снова выйдет на белый свет со слизью, которую выделяет брюхоногое в дождливую погоду. И это всего лишь половина пути личинки.
Слизь улитки, похожая на гроздья белых жемчужин, привлекает муравьев, и плоские глисты в этом своеобразном Троянском коне попадают в организм насекомого. Но в социальном зобе мирмесеянца они надолго не задерживаются. Они выходят, протыкая в теле муравья тысячи дырочек и делая его похожим на сито. Отверстия плоские глисты замазывают особым затвердевающим клеем, позволяющим насекомому не погибнуть от этой операции. Муравья ни в коем случае нельзя убивать, он необходим плоским глистам для последующего воссоединения с бараном. Так как теперь личинки стали взрослыми глистами, которые должны вернуться в печень барана, замкнув таким образом цикл становления личности.
Но как добиться того, чтобы баран, который питается вовсе не насекомыми, съел муравья? Поколения плоских глистов должны были задавать себе этот вопрос. Решение задачи усложнялось еще и тем, что бараны щиплют верхушки травы в часы прохлады, а муравьи покидают гнездо в жаркий полдень и шныряют у подножия этой самой травы. Как собрать их в одном месте и в одно время?
Глисты нашли выход, распределившись по всему телу муравья. Десяток паразитов устраивается в тораксе, десяток – в лапках, десяток – в брюшке и один – в голове. С того момента, как этот единственный плоский глист поселяется в мозгу муравья, поведение насекомого меняется. Крошечный, примитивный, словно инфузория туфелька, а, следовательно, один из самых закомплексованных одноклеточных червячков на свете отныне руководит действиями столь высокоорганизованного существа, как муравей. В результате вечером, когда все рабочие спят, пораженные глистами муравьи покидают город. Словно сомнамбулы поднимаются они на верхушки травы. И не какой попало травы, а той, которую любят бараны: люцерны и пастушьей сумки. И в оцепенении ждут, пока их съедят.
Такова задача глиста, сидящего в мозгу муравья: заставлять своего хозяина каждый вечер покидать муравейник до тех пор, пока его не проглотит баран. Поскольку утром, когда возвращается тепло, муравей, еще не сцапанный овном, снова овладевает собой и своей волей, он не понимает, что ему понадобилось на верхушке травинки. Он быстро спускается вниз, возвращается в гнездо и приступает к своим обычным занятиям. До вечера, когда, словно зомби, в которого он и превратился, муравей снова выйдет из дому вместе со своими зараженными глистами товарищами и снова будет ждать гибели.
Этот цикл поставил перед биологами множество проблем. Первый вопрос: как плоский глист, находящийся в мозгу, может видеть то, что находится снаружи, и приказывать муравью выбирать ту или иную траву? Второй вопрос: глист, руководящий мозгом муравья, умрет, переваренный желудком барана. Почему он приносит себя и одного себя в жертву? Все происходит так, как будто глисты соглашаются на то, чтобы один из них, и самый лучший, умер для того, чтобы остальные достигли своей цели и завершили цикл.
…И крестовый поход Годфруа Буйонского
Годфруа Буйонский встал во главе крестового похода рыцарей за освобождение Иерусалима и Гроба Господня. На этот раз четыре с половиной тысячи вооруженных рыцарей охраняли сто тысяч паломников. В большинстве своем это были младшие отпрыски благородных фамилий, лишенные наследства в пользу старших сыновей. Прикрываясь религиозным пылом, неимущие дворяне надеялись завоевать иностранные замки и обзавестись, наконец, землями.
Что они и сделали. Покорив очередной замок, рыцари водворялись в нем и отказывались от продолжения похода. Часто они сражались между собой за земли взятого города. Принц Боэмон де Тарант, например, решил безраздельно завладеть Антиохией.
Парадоксальность ситуации заключалась в том, что для того, чтобы вернее достичь своей цели, западные рыцари вступали в союз с восточными эмирами и сражались с другими крестоносцами, в свою очередь объединившимися с другими эмирами. В какой то момент уже никто не понимал, кто с кем против кого и почему воюет. Многие даже просто забыли первоначальную цель крестового похода.
Годфруа Буйонский встал во главе крестового похода рыцарей за освобождение Иерусалима и Гроба Господня. На этот раз четыре с половиной тысячи вооруженных рыцарей охраняли сто тысяч паломников. В большинстве своем это были младшие отпрыски благородных фамилий, лишенные наследства в пользу старших сыновей. Прикрываясь религиозным пылом, неимущие дворяне надеялись завоевать иностранные замки и обзавестись, наконец, землями.
Что они и сделали. Покорив очередной замок, рыцари водворялись в нем и отказывались от продолжения похода. Часто они сражались между собой за земли взятого города. Принц Боэмон де Тарант, например, решил безраздельно завладеть Антиохией.
Парадоксальность ситуации заключалась в том, что для того, чтобы вернее достичь своей цели, западные рыцари вступали в союз с восточными эмирами и сражались с другими крестоносцами, в свою очередь объединившимися с другими эмирами. В какой то момент уже никто не понимал, кто с кем против кого и почему воюет. Многие даже просто забыли первоначальную цель крестового похода.
Крестовый поход Петра отшельника
Папа Урбан II объявил в 1096 году первый крестовый поход за освобождение Иерусалима. В нем приняли участие истово верующие, но не имеющие никакого военного опыта паломники. Во главе их встали Готье Неимущий и Петр отшельник. Крестоносцы двинулись на восток, не зная даже, какие страны они проходят. Так как питаться им было нечем, они грабили всех, кого встречали на своем пути, и таким образом вредили Западу гораздо больше, чем Востоку. «Представители истинной веры» быстро превратились в банду диких и опасных бродяг. Король Венгрии, сам, кстати, христианин, взбешенный нанесенным уроном, уничтожил голодранцев, защищая от их нападений своих крестьян. Небольшое число уцелевших крестоносцев достигло турецкого берега, где уже столько слышали об этих дикарях, полулюдях полузверях, что жители Никеи добили их без малейших колебаний.
Папа Урбан II объявил в 1096 году первый крестовый поход за освобождение Иерусалима. В нем приняли участие истово верующие, но не имеющие никакого военного опыта паломники. Во главе их встали Готье Неимущий и Петр отшельник. Крестоносцы двинулись на восток, не зная даже, какие страны они проходят. Так как питаться им было нечем, они грабили всех, кого встречали на своем пути, и таким образом вредили Западу гораздо больше, чем Востоку. «Представители истинной веры» быстро превратились в банду диких и опасных бродяг. Король Венгрии, сам, кстати, христианин, взбешенный нанесенным уроном, уничтожил голодранцев, защищая от их нападений своих крестьян. Небольшое число уцелевших крестоносцев достигло турецкого берега, где уже столько слышали об этих дикарях, полулюдях полузверях, что жители Никеи добили их без малейших колебаний.
Крестовый поход детей
На западе крестовый поход детей состоялся в 1212 году. Молодые бездельники рассуждали так: «Взрослые и рыцари не сумели освободить Иерусалим потому, что их помыслы были нечисты. Мы же дети, значит, мы чисты». Движение коснулось в основном Святой Римской Германской империи. Группа детей покинула ее, двигаясь по направлению к Святой Земле. Карт у них не было. Они полагали, что идут на восток, на самом же деле шли на юг. Они спустились в долину Роны, по дороге количество их возросло до нескольких тысяч, добывавших себе пищу грабежами и воровством у крестьян.
Вскоре местные жители сообщили детям о том, что они подходят к морю. Дети обрадовались. Они были уверены в том, что море, как некогда перед Моисеем, расступится, чтобы пропустить армию детей и довести их посуху до Иерусалима. Они дошли до Марселя, но море не расступилось. Они тщетно прождали в порту, пока два сицилийца не предложили отвезти их в Иерусалим на корабле. Дети решили, что это чудо. Но никакого чуда не было. Два сицилийца, связанные с бандой пиратов, отвезли детей не в Иерусалим, а в Тунис и продали в рабство по хорошей цене.
На западе крестовый поход детей состоялся в 1212 году. Молодые бездельники рассуждали так: «Взрослые и рыцари не сумели освободить Иерусалим потому, что их помыслы были нечисты. Мы же дети, значит, мы чисты». Движение коснулось в основном Святой Римской Германской империи. Группа детей покинула ее, двигаясь по направлению к Святой Земле. Карт у них не было. Они полагали, что идут на восток, на самом же деле шли на юг. Они спустились в долину Роны, по дороге количество их возросло до нескольких тысяч, добывавших себе пищу грабежами и воровством у крестьян.
Вскоре местные жители сообщили детям о том, что они подходят к морю. Дети обрадовались. Они были уверены в том, что море, как некогда перед Моисеем, расступится, чтобы пропустить армию детей и довести их посуху до Иерусалима. Они дошли до Марселя, но море не расступилось. Они тщетно прождали в порту, пока два сицилийца не предложили отвезти их в Иерусалим на корабле. Дети решили, что это чудо. Но никакого чуда не было. Два сицилийца, связанные с бандой пиратов, отвезли детей не в Иерусалим, а в Тунис и продали в рабство по хорошей цене.