ИНДИРА ГАНДИ

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ЖЕНЩИН
Премьер-министр Индии в 1966–1977 годах и с 1980 года, министр иностранных дел в 1984 году. Дочь Джавахарлала Неру. Участница национально-освободительного движения. Один из лидеров партии Индийский национальный конгресс, а после ее раскола в 1978 году — председатель партии сторонников Ганди. Убита террористами.



Погребальный костер, зажженный по древнему индийскому обычаю, догорел, и прах великой индианки был развеян в Гималаях — мертвом царстве снегов. Власть в стране перешла уже к третьему поколению семьи Неро — сыну Индиры — Радживу Ганди…

Если политического деятеля можно выпестовать, готовя его на трудное поприще власти еще с пеленок, то дочь известного в стране адвоката Джавахарлала Неру, пожалуй, самый яркий тому пример. Молодой человек включился в борьбу за независимость Индии против англичан задолго до рождения дочери, и вся его жизнь и жизнь родных и близких с этой минуты подчинилась опасному расписанию политического деятеля. Жена его, Камала, по мере взросления дочери, стала верной помощницей в борьбе мужа и свекра.

ЭДИТ ПИАФ

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ЖЕНЩИН
Французская эстрадная певица. Артистка яркой индивидуальности, мастер французской лирической песни-исповеди. Автор текстов и музыки песен, а также книг. Снималась в кино.



Она родилась, как воробышек,

Она прожила, как воробышек,

Она и помрет, как воробышек!

ВАНГА

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ЖЕНЩИН
Каждый век порождает своих пророков, своих прорицателей. Наверное, самый известный из них — Нострадамус. В XX веке со славой известного астролога может помериться только знаменитая болгарская крестьянка Ванга. Трудно сказать, перешагнет ли ее имя через время, но на сегодняшний день нет ни одного предсказателя будущего, авторитет которого был бы столь же высок, как авторитет этой старухи из городка Петриче, что на границе Болгарии и Греции.

Жизнь Ванги, официально обнародованная ее близкими родственниками, напоминает жития святых, ибо трудно себе представить, что смертный может вынести те испытания, которые выпали на долю бедной болгарской ясновидящей. Мать Ванги скончалась, когда девочка еще не достигла разумного возраста, а отец — Панде Сурчев — был беден как церковная мышь, работал как вол и отличался кристальной честностью, как истинный народный герой. Девочка росла долгое время под присмотром соседок. Она сама придумывала забавы, любила играть в "лечение" — прописывала товарищам разные травы сочиняла интересные истории, и только одна игра вызывала у отца неприятные чувства — бывало, Ванга положит на улице или в доме какой-нибудь предмет, а потом закроет глаза и начинает его на ощупь искать, как слепая. И никакие запреты не могли остановить эту дурную забаву.

МАТЬ ТЕРЕЗА (АГНЕССА ГОНДЖА БОЯДЖИУ)

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ЖЕНЩИН
Основательница и настоятельница католического Ордена милосердия (Индия, 1950). В различных странах основывала школы, медицинские пункты, приюты для бедняков. Лауреат Нобелевской премии мира (1979).



"Господи Боже, да исполнимся мы достоинства служить братьям нашим, людям всего мира, живущим и умирающим в голоде и нищете. Дай же им, Господи, хлеб их насущный из наших рук, и любовь свою из наших душ, дай им радость и мир". Этой молитвой мать Тереза вместе со своими "миссионерками милосердия" начинала каждый день.

ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА УЛАНОВА

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ЖЕНЩИН
Балерина, народная артистка СССР (1951), дважды герой Социалистического труда (1974, 1980). В 1928–1944 годах выступала в Театре оперы и балета им. Кирова (Ленинград), в 1944–1960 годах — в Большом театре (Москва), затем работала там же балетмейстером-репетитором. Лауреат Ленинской премии (1957), Государственной премии СССР (1941, 1946, 1947, 1950).



В глазах обывателя люди публичных профессий имеют определенный имидж: они должны быть общительны, если не сказать — богемны, раскованны, эксцентричны, вызывающи, кокетливы, словом, они обязаны всем своим видом показывать, что пришли из другого, праздничного мира, где отношения экзальтированны и возвышенны, а серая скука обыденности никогда не посещает их дом. В общем, актер, в наших глазах, — это не профессия, а образ жизни, склад характера, постоянное желание быть на виду.

СИМОНА ДЕ БОВУАР

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ЖЕНЩИН
Французская писательница. Жена Ж.П. Сартра. Автор романов "Гостья" (1943) "Мандарины" (1954), книги "Второй пол" (1949), повести "Прелестные картинки" (1966), автобиографической трилогии (1958–1963) и других произведений. Внесла весомый вклад в развитие философской мысли и феминистского движения XX века.



Имя Симоны де Бовуар мало известно российскому читателю, а если кому-либо оно и знакомо, то, вероятно, в связи с творчеством французского писателя-экзистенциалиста Жан-Поля Сартра. Между тем Симона де Бовуар одна из наиболее выдающихся представителей литературного мира своего поколения. Настоящий фурор в кругах интеллигенции Европы и Америки произвела ее книга "Второй пол", представляющая собой весьма спорную и хлесткую полемику по поводу положения женщины в современном мире. Эта книга, впервые опубликованная в 1949 году и частично переведенная на английский язык в 1953-м, считается одной из важнейших работ XX столетия по феминизму. Она стала настоящим символом сексуальной революции 1960-х годов.

АСТРИД ЛИНДГРЕН

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ЖЕНЩИН
Шведская писательница. Автор повестей для детей "Пеппи — Длинный чулок" (1945–1952), "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" (1955–1968), "Расмус-бродяга" (1956), "Братья Львиное Сердце" (1979), "Роня, дочь разбойника" (1981) и др.



Помните, как начинается повесть о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше? "В городе Стокгольме на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет обыкновенная шведская семья…" Наверное, вы думаете, что дом этот выдуман, что знаменитая крыша, где поселился сказочный шалун, всего лишь плод воображения… А вот и нет! Все те, кто живет немножечко в фантастическом мире: взрослые и особенно дети — с восторгом замирают у дома № 46 по улице Далагатан, где ко входной двери прибита табличка "Карлсон, который живет на крыше". Здесь с 1941 года на втором этаже разместилась квартира лучшего сказочника мира Астрид Линдгрен. А сказочник, по всем нашим детским представлениям, и должен быть старым, несуетливым, никуда не торопящимся человеком. Смерть потому, наверное, и щадит "маму Карлсона", что жить в мире, где существуют еще настоящие сказочники, теплее и уютнее.

КЛАВДИЯ ИВАНОВНА ШУЛЬЖЕНКО

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ЖЕНЩИН
Пройдет еще, возможно, несколько десятков лет, и об этой певице почти забудут. Вместе с поколением фронтовиков уйдет в небытие ее живой голос, ее обаяние, словом, то, что представляется ценным при непосредственном общении и кажется нелепым в телевизионных повторениях и старых трансляциях. Она уплывает в лодке времени все дальше и дальше в прошлое, и вряд ли что-либо сможет удержать ее в сегодняшнем дне. Она безнадежно устаревает.

И все-таки, всякий, кто пожелает познать историю советского периода, не пройдет мимо имени Клавдии Шульженко, потому что эта артистка была тем светлым началом, которое пробивается при любом самом жестоком режиме. В атмосфере официозности Шульженко сумела лавировать между Сциллой и Харибдой — лирическим обращением к человеческим чувствам и требованиями партийных чиновников. Она оказалась живучей эстрадной звездой, отлично чувствовавшей конъюнктуру, она была достаточно устойчива в абсурдной обстановке доносов и клеветы. Она смогла выполнить свою программу-максимум и выжать весь тот объем счастья, на который было способно ее время. Оказывается, чтобы добывать счастье, тоже нужно быть профессионалом.

ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ЖЕНЩИН
Немецкий кинорежиссер, поддерживала нацистов, создала документальные фильмы о Нюрнбергском съезде фашистской партии "Триумф воли" (1934) и фильм об Олимпийских играх в Берлине в 1936 году "Олимпия". Автор семи художественных картин. В середине 1920-х годов снималась как актриса в фильмах режиссера А. Фанка. С 1970-х годов занимается фотографией: фотоальбомы "Последние нубийцы" (1973), "Люди Кау" (1976), "Коралловые парки" (1978).



После окончания Второй мировой войны многие, сотрудничавшие с нацистами, были помилованы и прощены — режиссер первого художественного фильма, прославлявшего фашизм; человек, снявший документальную картину о бомбежке Варшавы; антисемит, печально известный картиной "Еврей Зюсс". Все они успешно работали в послевоенной Германии, спокойно дожили в своем уютном мирке и умерли в кругу обожавших их родственников. И лишь Лени Рифеншталь, работавшая на фашистский режим каких-то восемь лет из почти семидесятилетней своей деятельности, навсегда осталась обвиняемой, одиозной, спорной фигурой, которой ничего не простилось.

ЛЮБОВЬ ПЕТРОВНА ОРЛОВА

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ЖЕНЩИН
Советская актриса, народная артистка СССР (1950). В 1926–1933 годах работала в Музыкальном театре им. Немировича-Данченко. С 1955 года в театре им. Моссовета. Снималась в музыкальных комедиях режиссера Г.В. Александрова: "Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга" и др. Лауреат Государственной премии СССР (1941, 1950).



За всю историю советского кино она — единственная подлинная звезда. Другой пока не было. И не потому, что Орлова была самая талантливая, самая красивая из русских актрис, а потому, что она больше других хотела стать звездой, потому, что в ней счастливо соединились все качества, делающие женщину сказочно неотразимой, потому, что она единственная поняла — звезда должна блистать высоко и быть недоступной для обывателя, звезда — это не звание, не профессия, это жизнь.

МАРГАРЕТ МИТЧЕЛЛ

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ЖЕНЩИН
Роман "Унесенные ветром" был опубликован в 1936 году. С тех тор его перевели на 27 языков мира, он выдержал 185 изданий и переизданий, стал поистине мировым бестселлером. С обаятельными героями Маргарет Митчелл, попавшими в водоворот гражданской войны 1861–1865 годов, зеленоглазой Скарлетт, обольстительной, изящной, беспринципной, жизнестойкой, и Рэттом, явившим собой нарождающийся тип предприимчивого американского джентльмена — этими удивительными героями романа произошло то, что довольно редко случается с персонажами даже очень талантливых произведений, написанных очень талантливыми писателями. Перешагнув границы романа, они словно стали жить своей жизнью, влиять на судьбы читателей, стали дороги им как добрые знакомые. Такова сила жизненности созданных пером Маргарет Митчелл образов.

МАРИЯ ВЕНИАМИНОВНА ЮДИНА

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ЖЕНЩИН
Великая пианистка. Концертировала с 1921 года. Преподавала в Ленинграде, Московской консерватории, Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Профессор с 1923 года.



Современники обычно редко знают гениев, с которыми живут рядом, — исторические, почившие в бозе знаменитости гораздо понятнее и милее. О них уже составлено мнение, они уже мирно заняли свою нишу в здании человеческой культуры, их авторитет незыблем. Иное дело — те, кто ушел от нас недавно и в силу этого мало известен широкой публике. О них еще нужно спорить, их имена еще ждут своей очереди у иерархической лестницы. Однако есть среди претендентов в гении бесспорные личности. К таким необсуждаемым великим принадлежит и Мария Юдина. Ее гениальный дар пианистки не вызывает сомнений, но Юдину еще справедливо называют "художником эпохи Возрождения". Она была не только гениальным музыкантом-мыслителем, но и энциклопедистом в полном смысле этого слова, человеком сильным, страстным, не похожим ни на кого, на редкость смелым и энергичным. Конечно, Юдина блистала у рояля всеми теми качествами, которые требовались профессиональному пианисту, ее техника впечатляла крепостью, чеканной пластичностью и так далее, и так далее. Но великим художником Марию Вениаминовну сделала не "набитая" рука, а уникальная личность, сложное мировоззрение.