Сложившаяся в стране наркогенная ситуация требует экстренного поиска эффективных методов профилактики и предупреждения наркозаражения подрастающего поколения.
По данным ФСКН, каждый год в России из-за употребления наркотиков и передозировок умирает 70 тыс. и 10 тыс. человек соответственно. От острых отравлений алкоголем умирает 40 тыс. человек, а от заболеваний, связанных с употреблением алкоголя и курением, – несколько сотен тысяч человек. Хотя бы раз в жизни наркотики пробовали 15 млн россиян, а 6 млн человек употребляют наркотики регулярно (только в Москве таковых около 200 тыс. человек). Около 80% из них – это подростки и молодежь до 30 лет. Если учесть, что каждый наркоман за годы болезни втягивает в орбиту наркозависимости 5-8 человек, то вероятность того, что в скором будущем зависимые станут управлять независимыми, проступает все отчетливее.
Очевидно, что формирование химически зависимого поведения имеет многоуровневую, комплексную природу. В литературе описано около сотни факторов, в той или иной степени способствующих формированию наркозависимости. При этом все исследователи сходятся во мнении, что для возникновения наркозависимого поведения имеет решающее значение не один какой-то фактор, а некоторая совокупность биологических, социальных, психологических и духовных условий жизни. Представители различных психологических подходов акцентируют следующие факторы, предрасполагающие к аддиктивному поведению. Эти факторы являются результатом обобщения данных разных исследований:
– раннее детство в условиях материнскойдепривации;
– семейные паттерны поведения;
– психические травмы детства;
– разрушительные межличностные отношения;
– стрессовые ситуации современного общества.
В значительной степени формирование зависимого поведения – это продукт социокультурного контекста. Так, Джудит Харрис выдвинула аргумент, что влияние окружающих и общества более важно, чем влияние семьи в предопределении того, какими вырастут дети. Например, исследования в области преступности среди несовершеннолетних и динамики роста числа детей, недоучившихся в школе, демонстрируют, что ребенок ведет себя лучше, если живет в нормальном районе, но неблагополучной семье, по сравнению с тем, который живет в неблагополучном районе, но в хорошей семье. В реальности это не более чем очевидное и осмысленное продолжение закона силы обстоятельств. Он просто-напросто говорит нам, что дети во многом формируются в зависимости от условий внешней среды, что свойства нашего социального и физического мира (улицы, по которым мы ходим; люди, с которыми встречаемся) играют огромную роль в предопределении того, кто мы и как себя ведем.
Оглянемся вокруг и посмотрим, что видят и слышат наши дети? На улицах – взрослые мужчины и женщины с отекшими лицами с сигаретами и бутылками пива в руках. И это закономерно, потому что, например, в Норвегии один магазин, торгующий напитками крепче 4,75%, приходится на 30 тыс. человек, в Швеции – на 23 тыс., в Подмосковье – на 400 человек. Дома – родители, вымотанные в борьбе за выживание, раздраженные и срывающиеся на крик. А средства масс-медиа обрушивают на всех нас целую лавину образов, значительная часть которых не имеет ничего общего с реальностью нашего социума, пропагандируется тотальный гедонизм, мерой ценности человека объявляется количество удовольствия, хотя бы и кратковременного, которое он может себе позволить. Смутно чувствуя возможность переживания иных состояний и выхода за пределы безрадостной обыденности, человек использует все возможные, но суррогатные, а следовательно, не достигающие цели средства, предлагаемые индустриальным обществом, чтобы изменить состояние своего сознания. В попытках пережить иные состояния сознания взрослые и дети часами смотрят телевизор и слушают музыку, ходят по магазинам или по вечеринкам, погружаются в виртуальный мир компьютерных игр или в мир, порождаемый с помощью различных психоактивных веществ и т. п.
По данным клиницистов, скорость и тяжесть развития наркотической зависимости обусловлена наследственной предрасположенностью к потре блению психоактивных веществ, а решение о первой пробе наркотика зависит от состояния сферы сознания, отражает характер существующих представлений, установок, ценностей, составляющих самосознание индивида. Ценности и интересы – это те компоненты самосознания, которые в наибольшей степени связаны с мотивацией поведения человека, влияют на сознательно осуществляемый им выбор того или иного поведения.
Подростки, по данным опросов, главной причиной первой пробы психоактивных веществ называют любопытство. Однако, как отметила И.Н. Пятницкая, стандартные ссылки на «любопытство» следует расценивать как стремление уйти от углубленного самоанализа, поскольку ни к чему другому они любопытство не проявляли. Именно стремление к удовольствию, по ее мнению, является общим признаком заболевания. Желая преодолеть монотонность обыденности либо избавиться от информационных перегрузок, современный человек забывает, что «гедонизм – это ловушка, превращающая жизнь в безумную и трагическую погоню за удовольствием, подхлестываемую ужасом страдания. Если же человеку и удается остановиться в этой погоне, выясняется, что ничего, кроме духовного опустошения и телесного обветшания, он не приобрел».
Зоной повышенного риска формирования зависимого поведения является подростковый возраст, когда возникают стремление к группированию, негативизм, оппозиционность и др. Сочетание чувствительности к критике, потребности в автономии от мира взрослых с потребностью признания в группе сверстников и страхом одиночества ведет к тому, что употребление психоактивных веществ в группе, помимо удовлетворения любопытства, позволяет как бы укрепить свою принадлежность к ней, продемонстрировать оппозицию по отношению к родителям и отрицание ценностей мира взрослых. При этом групповые психологические процессы поощряют отречение от персональной ответственности, что соблазняет подростка не меньше, чем алкоголь или марихуана.
Приступая к работе по профилактике зависимого поведения детей и подростков, необходимо учитывать несколько обстоятельств, характеризующих современное состояние общества. Во-первых, утрата целостного восприятия мира, разрушение идеологических ориентиров, отказ от духовных ценностей привели к утрате целей и смыслов человеческой жизни. Ценностный хаос и информационные перегрузки, вызывая чувства потерянности, отчужденности и бессмысленности жизни, порождают нравственное бесчувствие, мировоззренческий и духовно-нравственный кризис личности, выход из которого она ищет в зависимости от психоактивных веществ. Во-вторых, произошел сбой в функционировании важнейшего социально-демографического «треугольника»: дети – родители – учителя (наставники). Образ жизни и ценности старшего поколения более не являются моделью и ориентирами для молодых людей. Наши дети могут сказать нам: «Вы никогда не были молодыми в мире, где молоды мы». Одним из результатов разрушения семейных традиций и отчуждения в семье является то, что в случае начала употребления подростком наркотических средств родители узнают об этом достаточно поздно, когда оказывать помощь их ребенку уже затруднительно ввиду перехода периодического употребления в болезнь. По данным полномасштабного исследования, где опрашивалась и группа родителей наркозависимых, только 13% родителей «почти сразу» узнали об употреблении ребенком наркотических веществ; 34% обнаружили это только, когда из дома начали пропадать вещи, 29% – только тогда, когда начались проблемы с милицией. Четверть наркозависимых рассказали об этом сами, но эта ситуация стала возможной, когда молодые люди поняли, что самостоятельно отказаться от употребления уже не могут – им требуется помощь. В то время как современных подростков отличают равнодушие к социальным процессам и нечувствительность к догмам, ориентация на индивидуализм и абсолютизация материальных ценностей. Конфликт и непонимание во взаимоотношениях детей с взрослыми приобретают характер устойчивой тенденции. Нарастающее противостояние выражается в увеличении деструктивных тенденций – развитии девиаций, в частности алкоголизации и наркотизации.
И, наконец, если в прежние времена социальные катастрофы влекли в большей степени количественные, а не качественные потери популяции, оставляя для воспроизводства здоровых, то с конца ХХ в. популяция в некоторой своей части воспроизводится нездоровыми людьми. Можно говорить по крайней мере о четырех морелевских поколениях, если вести отсчет от конца 50_х годов, когда начался рост алкоголизма. Исследования, проведенные Институтом материнства и детства, показали, что 84% детей в пределах Москвы и Московской области рождены с родовой травмой, т. е. препатологическим состоянием рано созревающих (стволовых) структур мозга. Значит, все этапы развития искажаются. Специалисты констатируют, что у нынешних детей наблюдаются снижение иммунитета, эпиготовность, гиперак тивность, повышенная агрессивность, дефицит внимания, воли, трудности целеполагания и контроля собственной деятельности. Возросло количество леворуких детей. Все это приводит как минимум к возникновению полевого (импульсивного) поведения, как максимум – к пристрастию к различным зависимостям, таким как попадание в секту, употребление наркотиков, алкоголя, токсических вредных веществ и т. д. Такая ситуация вынуждает специалистов констатировать, что нынешние дети кардинально отличаются от своих предков: «Это попросту два разных человека, каждый из которых говорит на своем языке тела и на своем языке мозга».
Общим методическим требованием к работающим на ниве профилактической антинаркотической работы является формирование представления о желаемом, как об уже «имеющемся», «реализованном» (т. е. как если бы желаемые события произошли и т. п.). Основным в реализации данного принципа является уверенность в том, что цель будет достигнута. Так, если к предполагаемому событию относиться как к действительно свершившемуся, оно действительно происходит, наблюдается так называемый «эффект Пигмалиона». Он может быть как негативным, так и позитивным. Кстати, многие профилактические зарубежные и отечественные программы построены в логике: если вы начнете это делать, то это вам понравится; вы начнете делать это регулярно и привыкнете; от многих привычек отказаться невозможно, и у вас будут серьезные негативные последствия. Правдивая информация структурируется в логике негативного самореализующегося предсказания для ребенка, что противоречит целям предупреждения негативного явления – зависимого поведения. (Такое структурирование информации допустимо для взрослых, работающих с этой проблемой, поскольку она не направлена на них самих).
Требование демонстрировать оптимистический взгляд на воспитуемого означает веру в наилучшие его качества, в наступление положительных эффектов сотрудничества, в позитивные перемены в поведении, судьбе. Доверять – значит внушать силу. Профилактические действия должны быть ориентированы на исследование подростком своего «морального инвентаря» – системы духовно-нравственных ценностей и направлены на облагораживание всего естественного, что есть в подростке.
Будем помнить, что мы получаем от жизни то, во что верим, то, в чем мы убеждены.
По данным ФСКН, каждый год в России из-за употребления наркотиков и передозировок умирает 70 тыс. и 10 тыс. человек соответственно. От острых отравлений алкоголем умирает 40 тыс. человек, а от заболеваний, связанных с употреблением алкоголя и курением, – несколько сотен тысяч человек. Хотя бы раз в жизни наркотики пробовали 15 млн россиян, а 6 млн человек употребляют наркотики регулярно (только в Москве таковых около 200 тыс. человек). Около 80% из них – это подростки и молодежь до 30 лет. Если учесть, что каждый наркоман за годы болезни втягивает в орбиту наркозависимости 5-8 человек, то вероятность того, что в скором будущем зависимые станут управлять независимыми, проступает все отчетливее.
Очевидно, что формирование химически зависимого поведения имеет многоуровневую, комплексную природу. В литературе описано около сотни факторов, в той или иной степени способствующих формированию наркозависимости. При этом все исследователи сходятся во мнении, что для возникновения наркозависимого поведения имеет решающее значение не один какой-то фактор, а некоторая совокупность биологических, социальных, психологических и духовных условий жизни. Представители различных психологических подходов акцентируют следующие факторы, предрасполагающие к аддиктивному поведению. Эти факторы являются результатом обобщения данных разных исследований:
– раннее детство в условиях материнскойдепривации;
– семейные паттерны поведения;
– психические травмы детства;
– разрушительные межличностные отношения;
– стрессовые ситуации современного общества.
В значительной степени формирование зависимого поведения – это продукт социокультурного контекста. Так, Джудит Харрис выдвинула аргумент, что влияние окружающих и общества более важно, чем влияние семьи в предопределении того, какими вырастут дети. Например, исследования в области преступности среди несовершеннолетних и динамики роста числа детей, недоучившихся в школе, демонстрируют, что ребенок ведет себя лучше, если живет в нормальном районе, но неблагополучной семье, по сравнению с тем, который живет в неблагополучном районе, но в хорошей семье. В реальности это не более чем очевидное и осмысленное продолжение закона силы обстоятельств. Он просто-напросто говорит нам, что дети во многом формируются в зависимости от условий внешней среды, что свойства нашего социального и физического мира (улицы, по которым мы ходим; люди, с которыми встречаемся) играют огромную роль в предопределении того, кто мы и как себя ведем.
Оглянемся вокруг и посмотрим, что видят и слышат наши дети? На улицах – взрослые мужчины и женщины с отекшими лицами с сигаретами и бутылками пива в руках. И это закономерно, потому что, например, в Норвегии один магазин, торгующий напитками крепче 4,75%, приходится на 30 тыс. человек, в Швеции – на 23 тыс., в Подмосковье – на 400 человек. Дома – родители, вымотанные в борьбе за выживание, раздраженные и срывающиеся на крик. А средства масс-медиа обрушивают на всех нас целую лавину образов, значительная часть которых не имеет ничего общего с реальностью нашего социума, пропагандируется тотальный гедонизм, мерой ценности человека объявляется количество удовольствия, хотя бы и кратковременного, которое он может себе позволить. Смутно чувствуя возможность переживания иных состояний и выхода за пределы безрадостной обыденности, человек использует все возможные, но суррогатные, а следовательно, не достигающие цели средства, предлагаемые индустриальным обществом, чтобы изменить состояние своего сознания. В попытках пережить иные состояния сознания взрослые и дети часами смотрят телевизор и слушают музыку, ходят по магазинам или по вечеринкам, погружаются в виртуальный мир компьютерных игр или в мир, порождаемый с помощью различных психоактивных веществ и т. п.
По данным клиницистов, скорость и тяжесть развития наркотической зависимости обусловлена наследственной предрасположенностью к потре блению психоактивных веществ, а решение о первой пробе наркотика зависит от состояния сферы сознания, отражает характер существующих представлений, установок, ценностей, составляющих самосознание индивида. Ценности и интересы – это те компоненты самосознания, которые в наибольшей степени связаны с мотивацией поведения человека, влияют на сознательно осуществляемый им выбор того или иного поведения.
Подростки, по данным опросов, главной причиной первой пробы психоактивных веществ называют любопытство. Однако, как отметила И.Н. Пятницкая, стандартные ссылки на «любопытство» следует расценивать как стремление уйти от углубленного самоанализа, поскольку ни к чему другому они любопытство не проявляли. Именно стремление к удовольствию, по ее мнению, является общим признаком заболевания. Желая преодолеть монотонность обыденности либо избавиться от информационных перегрузок, современный человек забывает, что «гедонизм – это ловушка, превращающая жизнь в безумную и трагическую погоню за удовольствием, подхлестываемую ужасом страдания. Если же человеку и удается остановиться в этой погоне, выясняется, что ничего, кроме духовного опустошения и телесного обветшания, он не приобрел».
Зоной повышенного риска формирования зависимого поведения является подростковый возраст, когда возникают стремление к группированию, негативизм, оппозиционность и др. Сочетание чувствительности к критике, потребности в автономии от мира взрослых с потребностью признания в группе сверстников и страхом одиночества ведет к тому, что употребление психоактивных веществ в группе, помимо удовлетворения любопытства, позволяет как бы укрепить свою принадлежность к ней, продемонстрировать оппозицию по отношению к родителям и отрицание ценностей мира взрослых. При этом групповые психологические процессы поощряют отречение от персональной ответственности, что соблазняет подростка не меньше, чем алкоголь или марихуана.
Приступая к работе по профилактике зависимого поведения детей и подростков, необходимо учитывать несколько обстоятельств, характеризующих современное состояние общества. Во-первых, утрата целостного восприятия мира, разрушение идеологических ориентиров, отказ от духовных ценностей привели к утрате целей и смыслов человеческой жизни. Ценностный хаос и информационные перегрузки, вызывая чувства потерянности, отчужденности и бессмысленности жизни, порождают нравственное бесчувствие, мировоззренческий и духовно-нравственный кризис личности, выход из которого она ищет в зависимости от психоактивных веществ. Во-вторых, произошел сбой в функционировании важнейшего социально-демографического «треугольника»: дети – родители – учителя (наставники). Образ жизни и ценности старшего поколения более не являются моделью и ориентирами для молодых людей. Наши дети могут сказать нам: «Вы никогда не были молодыми в мире, где молоды мы». Одним из результатов разрушения семейных традиций и отчуждения в семье является то, что в случае начала употребления подростком наркотических средств родители узнают об этом достаточно поздно, когда оказывать помощь их ребенку уже затруднительно ввиду перехода периодического употребления в болезнь. По данным полномасштабного исследования, где опрашивалась и группа родителей наркозависимых, только 13% родителей «почти сразу» узнали об употреблении ребенком наркотических веществ; 34% обнаружили это только, когда из дома начали пропадать вещи, 29% – только тогда, когда начались проблемы с милицией. Четверть наркозависимых рассказали об этом сами, но эта ситуация стала возможной, когда молодые люди поняли, что самостоятельно отказаться от употребления уже не могут – им требуется помощь. В то время как современных подростков отличают равнодушие к социальным процессам и нечувствительность к догмам, ориентация на индивидуализм и абсолютизация материальных ценностей. Конфликт и непонимание во взаимоотношениях детей с взрослыми приобретают характер устойчивой тенденции. Нарастающее противостояние выражается в увеличении деструктивных тенденций – развитии девиаций, в частности алкоголизации и наркотизации.
И, наконец, если в прежние времена социальные катастрофы влекли в большей степени количественные, а не качественные потери популяции, оставляя для воспроизводства здоровых, то с конца ХХ в. популяция в некоторой своей части воспроизводится нездоровыми людьми. Можно говорить по крайней мере о четырех морелевских поколениях, если вести отсчет от конца 50_х годов, когда начался рост алкоголизма. Исследования, проведенные Институтом материнства и детства, показали, что 84% детей в пределах Москвы и Московской области рождены с родовой травмой, т. е. препатологическим состоянием рано созревающих (стволовых) структур мозга. Значит, все этапы развития искажаются. Специалисты констатируют, что у нынешних детей наблюдаются снижение иммунитета, эпиготовность, гиперак тивность, повышенная агрессивность, дефицит внимания, воли, трудности целеполагания и контроля собственной деятельности. Возросло количество леворуких детей. Все это приводит как минимум к возникновению полевого (импульсивного) поведения, как максимум – к пристрастию к различным зависимостям, таким как попадание в секту, употребление наркотиков, алкоголя, токсических вредных веществ и т. д. Такая ситуация вынуждает специалистов констатировать, что нынешние дети кардинально отличаются от своих предков: «Это попросту два разных человека, каждый из которых говорит на своем языке тела и на своем языке мозга».
Общим методическим требованием к работающим на ниве профилактической антинаркотической работы является формирование представления о желаемом, как об уже «имеющемся», «реализованном» (т. е. как если бы желаемые события произошли и т. п.). Основным в реализации данного принципа является уверенность в том, что цель будет достигнута. Так, если к предполагаемому событию относиться как к действительно свершившемуся, оно действительно происходит, наблюдается так называемый «эффект Пигмалиона». Он может быть как негативным, так и позитивным. Кстати, многие профилактические зарубежные и отечественные программы построены в логике: если вы начнете это делать, то это вам понравится; вы начнете делать это регулярно и привыкнете; от многих привычек отказаться невозможно, и у вас будут серьезные негативные последствия. Правдивая информация структурируется в логике негативного самореализующегося предсказания для ребенка, что противоречит целям предупреждения негативного явления – зависимого поведения. (Такое структурирование информации допустимо для взрослых, работающих с этой проблемой, поскольку она не направлена на них самих).
Требование демонстрировать оптимистический взгляд на воспитуемого означает веру в наилучшие его качества, в наступление положительных эффектов сотрудничества, в позитивные перемены в поведении, судьбе. Доверять – значит внушать силу. Профилактические действия должны быть ориентированы на исследование подростком своего «морального инвентаря» – системы духовно-нравственных ценностей и направлены на облагораживание всего естественного, что есть в подростке.
Будем помнить, что мы получаем от жизни то, во что верим, то, в чем мы убеждены.
Источник: Московский научно-практический центр наркологии Росздрава, Сафонцева С.В.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи