Баптизм

Религия
Баптизм — одно из направлений протестантского христианства.

Баптисты отвергают крещение младенцев, признавая сознательное крещение взрослых людей по личной вере при наличии твёрдых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни. Подобно иным протестантам, баптисты признают Библию в составе 66 книг Ветхого и Нового Завета Священным Писанием, обладающим исключительным авторитетом. В практике церковной жизни баптисты придерживаются принципа всеобщего священства, а также самостоятельности и независимости каждой отдельной церковной общины. Пресвитер (пастор) общины не обладает абсолютной властью, наиболее важные вопросы решаются на церковных советах, общих собраниях верующих. Богослужения носят творческий характер и состоят из проповеди, пения в сопровождении инструментальной музыки, импровизированных молитв (своими словами), чтения духовных поэм и стихотворений.

Слово «баптист», обозначающее последователя баптизма происходит от греческого слова «баптизо», и обозначает собой крещение, или омовение, через полное погружение в воду. Идея зарождения христиан-баптистов связана с евангельским учением о крещении.

* «Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа»(Мф. 28:19).
* «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Map. 16,15-16).
Основы вероучения

1-м Всемирным съездом христиан-баптистов в Лондоне в 1905 г. в качестве основы вероучения был утвержден Апостольский символ веры, а также сформулированы следующие принципы:

1. Библия — единственный непогрешимый авторитет в делах веры и практической жизни.

2. Церковь должна состоять только из духовно возрожденных людей.

3. Крещение и Вечеря Господня преподаются только возрожденным людям.

4. Независимость поместных общин в духовных и практических вопросах.

5. Равноправие всех членов поместной общины, всеобщее священство.

6. Свобода совести для всех верующих и неверующих.

7. Отделение церкви от государства.

История

К началу 1500 года в различных странах Западной Европы начали образовываться группы верующих, несогласных с действиями официальной Католической Церкви. Начало XII века и последующие несколько веков стали временем возникновения новых христианских течений в Западной Европе: вальденсы (XII в.), лолларды (Англия, 1380 г.), гуситы (Чехия, 1410 г.), Савонаролла (Италия, 1490 г.), лютеране (Германия, 1517 г.), реформаторы (Швейцария, 1520 г.), анабаптисты (Швейцария — Германия, 1527 г.), меннониты (Германия, 1535 г.), кальвинисты (Швейцария, 1541 г.), гугеноты (Франция, 1570 г.), пуритане (Англия, 1580 г.), сепаратисты (Англия, 1590 г.), баптисты (Голландия, 1609 г.), первая баптистская Церковь — Англия, 1612 г.

Первая община баптистов была основана в Амстердаме в 1609 году. Правда, члены этой общины ещё не называли себя баптистами. Но они положили первый и главный «кирпич» в будущее баптистское вероучение: приняли крещение, будучи взрослыми, по принципиальным соображениям, ибо считали, что веру человек должен выбирать сознательно.

Первые баптисты были англичанами, которые из-за религиозных преследований эмигрировали из Англии в Голландию. Основателем баптизма и первым руководителем первой баптистской общины стал Джон Смит. В 1612 году, когда в Англии схлынула волна религиозных преследований, часть амстердамских баптистов вернулась на родину. Но без основателя баптизма. И в этом же, 1612 году, в Лондоне возникла первая баптистская община. Англии. Именно в Англии полностью сформировались вероучение и догматы. Именно в Англии они стали называть себя баптистами («баптисты» в переводе с греческого — «крестители»).

Наибольшего развития баптистское движение достигло в Северной Америке. Основу первых баптистских общин составили изгнанники из пуританских колоний, преследуемые за высказывание взглядов о необходимости отделения церкви от государства и отказ от крещения детей. В 1638 году группой таких верующих во главе с переселенцем Роджером Уильямсом была основана новая колония Род-Айленд, где официально была провозглашена свобода вероисповедания, а в городах Провиденс и Ньюпорт основаны первые баптистские церкви.

В баптизме были и остались два течения: общих и частных баптистов. Их разделяет понимание характера искупления. Общие баптисты считают, что Христос совершил общее искупление, то есть искупил грехи всех людей без исключения. Частные баптисты утверждают, что Христос совершил частное искупление, то есть искупил грехи только избранной части человечества. Община Джона Смита (основателя баптизма) была общиной общих баптистов. Первая община частных баптистов возникла в 1638 г. в английском городе Сосворке.

В 1905 г. на 1-м Всемирном съезде баптистов в г. Лондоне был основан Всемирный баптистский альянс, в который к настоящему времени вошли 214 баптистских объединений, действующих практически во всех регионах мира.

Известные представители

* Джон Баньян — английский писатель и проповедник
* Чарльз Сперджен — английский проповедник
* Мартин Лютер Кинг — лидер движения ненасильственного сопротивления расизму в США
* Уильям Кэри — проповедник христианства в Индии, основатель Баптистского миссионерского общества
* Билли Грэм — религиозный и общественный деятель в США
* Джимми Картер — 39-й президент США, лауреат Нобелевской премии мира 2002 года

В России

Основное развитие в России общины получили во второй половине 19-го века на Кавказе, на востоке (Таврическая губерния) и юге Украины и в Петербурге.

При этом на Украине средой для возникновения баптистских общин стало движение штундистов. Одним из наиболее видных проповедников-штундистов, внесшим большой вклад в развитие баптизма, стал крестьянин Херсонской губернии Иван Рябошапка.

В Закавказье зарождение баптистских церквей произошло в среде молоканства. Здесь первым активным проповедником нового учения стал житель г. Тифлиса молоканский пресвитер Никита Воронин. Также среди молокан и при непосредственном участии миссионеров с Кавказа были основаны первые баптистские общины в Таврической губернии.

Если на Украине и в Закавказье первые общины формировались из крестьян, ремесленников, купцов, то в «Cеверной столице» инициатором движения стала высшая петербургская знать. Отставной гвардейский полковник, аристократ В. А. Пашков, графы М. М. Корф. Л. П. Бобринский, княгини Е. И. Черткова, Н. Ф. Ливен, В. Ф. Гагарина устраивали публичные духовные собрания с проповедью Евангелия в столичных особняках и в своих родовых имениях. Впоследствии последователи основанного ими направления получили наименование пашковцев.

30 апреля — 1 мая 1884 года в с. Нововасильевка Таврической губернии (ныне территория Украины) на съезде баптистов 12 южных губерний основано первое объединение баптистов России — Союз русских баптистов Южной России и Кавказа, председателем которого стал выходец из меннонитов И. Вилер. Через два года его преемником на этом посту стал бывший молоканин Д. Мазаев.

Деятельность петербургского центра евангельского движения тесно связана с именем Ивана Степановича Проханова — выходца из молоканской семьи, в 1888 году присоединившегося к пашковцам. В 1908 году он возглавил Союз евангельских христиан России, объединивший христианские общины, исповедовавшие баптистское вероучение, но не входившие в Союз баптистов (преимущественно, в северных губерниях страны), но в 1928 году вынужден был покинуть страну из-за давления со стороны коммунистического руководства на Запад.

Наименование «евангельские христиане-баптисты», изначально присущее лишь русско-украинско-белорусским общинам баптистов, исторически сложилось из двух родственных христианских направлений: баптистов, общины которых возникли в 60-х годах XIX века на юге России, и евангельских христиан, появившихся значительно позже и преимущественно на севере страны. Формальное объединение данных течений состоялось в октябре 1944 года, когда на совместном совещании в г. Москве был образован Всесоюзный совет евангельских христиан и баптистов (с 1945 года — Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов).

В ноябре 1965 года группой пресвитеров, выразивших недоверие ВСЕХБ, в связи с принятием последним ряда решений, существенно ограничивающих миссионерскую активность церковных общин, был создан альтернативный координирующий орган Совет церквей евангельских христиан-баптистов, ставший центром второго по величине баптистского объединения в стране. Данная структура не была признана государством, ее деятельность рассматривалась советскими органами власти, как незаконная.

В СССР баптисты, как и представители других христинских конфессий, подвергались репрессиям, многие лидеры и церковные активисты были приговорены к наказаниям в виде лишения свободы. Практиковались и такие формы давления, как принудительное помещение в психиатрические стационары, а также незаконное лишение родительских прав.

Многие семьи евангельских христиан-баптистов, спасаясь от религиозных преследований при Советской власти, были вынуждены эмигрировать в США и Канаду, где ими основаны объединения церквей в эмиграции, богослужение в которых проводится на русском языке.

После распада Союза ССР, ВСЕХБ прекратил свое существование, во вновь созданных независимых государствах были образованы собственные евангельско-баптистские союзы. В качестве органа, координирующего деятельность объединений ЕХБ стран СНГ, с 1991 года действует Евро-Азиатская Федерация Союзов евангельских христиан-баптистов (ЕАФ ЕХБ).

На данный момент баптисты составляют вторую по численности (после православной) группу христиан на территории СНГ. В каждой из стран содружества действуют свои союзы и братства евангельских христиан-баптистов.

Крупнейшим конфессиональным объединением баптистов России является Российский союз евангельских христиан-баптистов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.